НАКАНУНЕ ДВАДПАТИЛЕТИЯ

ВЕЛИКОЙ ПРОЛЕТАРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

НА ВЫСТАВКЕ
«ИНДУСТРИЯ
СОЦИАЛИЗМА»

Приближается день открытвя юби-
лейной выставки «Индустрия социа-
лизма», организуемой Наркомтяжиро-

a
i

Не

женно готовятся к юбилейным выс-
тавкам. Для выставки _ «Индуст-
рия социализма» работают свыше

> Работы
ленинградских художников

(Or нашего ленинград ского корреспондента).

Ленинградские художники напря-

„ ВЫСТАВКА
«ХХ ЛЕТ РККА»

Собрание
художников
в, ЦДКА

Вольшие и ответственные задачи

Художники Н. Кочергин и А, Лю-
бимов работают в’ одной мастерской.
Большинство картин Н. М. Кочерги-
на написано на темы тражданской

предетоит разрешить’ художникам,

мом к 20-летию Великой  пролетар-
ской революции. Задача выставки,
как указал СНК СССР в специаль-
ном решении, состоит в том, чтобы
«отразить в произведениях лучших.
мастеров живописи, графики и скуль-
нтуры успехи социалистической ин-
дустриализации». Выставка должна
показать новое лицо нашей Великой
социалистической родины.
° Выставка должна показать гигант»
екий путь, пройденный нашей ро-
диной, — от отсталой, нищей, заби-
той старой Росени к передовому, ин-.
дустриальному, могучему и радостно-
му СССР:

Bee эти моменты должны быть воз-.
можно ярче подчеркнуты в. художест-
венном оформлении и экспозиции

выставки; по заданию Выставочного

комитета экспонаты живописи, гра
фики ‘и скульптуры необходимо раз-
местить так, чтобы каждый из этих
видов изобразительного искусства
смотрелся бы в максимально благо-
приятных условиях, :

В каждом разделе будет показана

тяжелая индустрия и ее роль в пере-
делке всех отраслей народного хозяй-
ства. Портреты лучших людей социа:
листической индустрии помещаются
рядом с картинами, изображающими
их героический и радостный труд.
‚ В первом вводном отделе выставки
будут экопонированы картины и ста-
туи на тему «От первых дней Вели-
кой пролетарской революции до Ста-
линской Конституции». В этом же от-
Деле, охватывающем гигантский пе-
риол.с 1917 по. 19387 тод, помещаются
живописные и скульптурные портре-
’ ты руководителей партии и прави-
тельства.

‚ «Большевики открыли’ богатства

етраны» — так называется второй от-
дел выставки, который покажет ра-
боту разведчиков недр: нефтяников,
‚угольщиков, торфяников, работников
золотой промынтленности, Здесь же
будут представлены темы завоевания
Арктики и использования всех сил
природы для электрификации стра-
HH. :

‘Третий отдел выставки отведен

‚ черной и цветной металлургии и раз-
вивающемуся машиностроению. Этот
отдел называется «СССР отал метал-
лическим». a

Социалистической реконструкции
сёльского хозяйства нашей страны
посвящен четвертый отдел. Здесь зри-
тель найдет произведения, не только
характеризующие колхозы и COBXO-
вы, но и специальную промышлен-
ность, обеспечившую социалистиче-
ское переустройство сельского. хозяй-
ersa (автотракторная  промыитлен-
HOCTH, сельскохозяйственное машино-
строение, химия).

«Индустрия крепит оборону нашей
великой родины» — так называется
пятый отдел выставки, посвященный
оборонной ‘промышленности, авиации
и Красной Армии, вооруженной пер-
воклаесной техникой; }

Обширный отдел отводится’ показу
новой культуры народов СССР, быта
и отдыха людей индустрии, показу
нового лица, городов, областей и pec-

’ публик. «Жить стало лучше, жить.
` стало веселее» — таково название
этого отдела.

’О борьбе со’ шпионажем, дивер-
’ сией, вредительством, оппортунизмом
’ будут рассказывать картины в отде-
ле «Отонь по врагам».

+ ‘Специальный зал на выставке от-
„ водится под фарфор, работы палешан

и ковры.
_ Я, ЧЕРНОВ

ее

Советская архитектура за 15 лет
своего развития прошла сложный и’
извилистый путь. Немало было на
этом пути ошибок и заблуждений,
OUIHOOK, Tem более досадных, что они
воплощались в камень, кирпич и же-
лезо, в те или иные приемы застрой-
ки, а потому исправление их связано
с большим по времени периодом.
Вместе с тем советская архитектура
имеет много несомненных достиже-
ний. К ним мы ‘должны отнести про-
ект строящегося в Москве Дворца
Советов, станции Московского мет-
рополитена, сооружения канала Мо-
cepa — Волга, наш павильон на,
Парижской выставке, планировку
пелого ряда городов — Москвы, Ле-
нинграда, Магнитоторска, Запорожья
и других: И все же нельзя не при-
знать, что уровень советской архи-
тектуры все еще-не отвечает требо-
ваниям н задачам социалистического
строительства. i

Архитектура первых лет револю-
ции испытала вредные влияния фор-
малистического характера. Многие.
наши архитекторы на практике ори-
ентировались главным образом на, За-
пад ¢ ero «беспредметным» искус-
` ством. Вспомним грандиозные кон-
курсы на «Дворцы рабочего», вспом-
ним проект Татлина — башню Ko-
минтерна в виде грандиозной метал-
лической спирали. и

Массовое жилищное строительство
периода 1924—1927 гг. носило и в Ле-‹
нинграде и в Москве печать форма-
лизма, причем Ленинград, сохранив-
ший в своей архитектурной среде не-
которые традиции классического на-
слелия, пытался и свое жилищное
строительетво того времени облечь в
какие-то упрощенные, дурно поня-.
тые классические формы. Так возник-.
ла Тракторная улица у Нарвских во-
рот с ее полуарками между жилыми
корпусами,

Одновременно с этими течениями
широкое распространение получили

идеи конструктивизма, так пышно
расцветитего в Германии и Франции.
Конструктивисты требовали, чтобы
вся современная архитектура носила
исключительно утилитарный харак»
тер. Конструктивизм в советской ap-
хитектура явился сначала отражением
«лефовских» идей, так называемого
производотвенного и машинного и0-
кусства, & затем полностью и векри-

‚тлаза множество развешенных по сте-

‘доколе «Садко», Он делал зарисовки в

Г заверитением давно ‘начатого: большто-

двухсот человек, среди них сорок семь
скульиторов и тридцать графиков. В
выставке к 20-летию РККА принима-
ют участие тридцать человек. Кроме

ники работают для ленинградской
юбилейной выставки.

Заслуженный деятель искусств
Петров-Водкин уже закончил для вы:
ставки «Индустрия социализма» кар-
тину «Рабочий Петроград». Для этой
же выставки художник И. Д. Бучкин
нанисал две картины «Какова ишени-
ка» и «Киров на Беломорканале». Сей-
час художник заканчивает картину
для выотавки РККА «На аэродроме» и
для пенинтрадекого филиала Музея
Ленина -= ‹Апрельская конференция
большевиков в 1917 г». На полотне
изображен момент выступления В. И,
Ленина на конференции,

Художник И. Титов готовит к ле-
нингралокой выставке две картины
«Эскадренный миноносец в кильва-
терной колонне» и «Сбор цитрусовых
плодов».

Художник Чернышев для выставки
«Индустрия социализма» написал
большое ‘полотно «В цеху зазвучал
Бетховен». На картине изображен
симфонический оркестр  ленинград-
ской Филармонии, играющий на им-
провизированной эстраде в цехе за-
вода им. Сталина. —

- А, Д. Коко закончил две картины
на колховные темы: «Обеденный пе
рерыв в колхозе» для выставки «Ин:
дустрии социализма» и для ленин-
традской выставки «Уборка помидо-
ров в плодоовощном колхове».

’ Г.Н. Бобиков написал для выстав-
ки «Индустрия социализма» картину
«Встреча стахановцев». :

В’ доме ленинградского союза ху-
дожников расположено множество ма-
стерских. Открываем первую, случаН-
но попавшуюся дверь. Бросается в

нам эскизов, этюдов из арктической
жизни. Михаил Георгиевич Платунов
недавно вернулся из плавания на ле-

Амдерме, бухте Тнхой, на острове Ру-
дольфа, собирал материалы для кар
‚тины, связанной с выдающимся герои-
ческим перелетом на Северный по-
люс. Сейчас художник работает над

то произведения.

В один из своих приездов в Матнн-
тогорск Серго Орджоникидзе осмат-.
ривал рудник Магнитка. Этот момент
и воплощен М. Платуновым в огром-
ной картине, предназначенной для
выставки «Индустрия социализма».

Другая картина намечена для ле-
нинградской выставки. Ленинград-
ское утро. Вдали очертания аэроклу-

.6a, Петропавловской крепости. Нева.
 Кировский мост. Трибун революции
`Киров встретился с группой школьни-

ков. Дети радостно окружили род-
ного, близкого, улыбающегося Сертея
Мироновича. Юная пионервожатая во
главе apes труппы ребят привет-
ствует Кирова. В картине чувствуется
связь советских детей с близким, лю-
бимым вождем.

Юбилейный репертуар театров Казахстана

Казахский академический драмати-

‘ческий театр даст к Великой годов-

щине две новых пьесы. Первая —
«Товарищ Мурат» Мухтара Ауэзова

‚— говорит о казахских большевиках,

вторая — «Исатай Макамбет» Ильяса
Джансугурова — рисует тероические
‘образы руководителей национально-
освободительного движения казахов
в ХХ веке. 2
Елинственный в республике Уйгур-
ский музыкально-драматический те-

тически воспринял художественные
традиции Корбюзье, а В
и других зарубежных архитекторов-
конструктивистов, Конструктивизм
‘совершенно отрицал какие-либо де-
коративные и скульптурные элементы
архитектуры и даже само понятие
красоты заменил понятием «гигиены
восприятия>.

«Практически все это’ вело к край-
нему упрощению архитектурных ва-
дач, к бедности архитектурных идей и
формз, — отметил по этому поводу в
своем докладе на с’езде архитекторов
профессор Колли. Даже относительно
лучшие сооружения этого периода,
как, например, дом «Известий» ^в
Москве, Транспортная академия
(близ мечети) в Ленинграде и ряд
других зданий оставляют безрадост-
вое впечатление: silts

Если с общественными зданиями
конструктивизм все же кое-как, «епра-
влялея», то в жилищной архитекту-
ре результатом его явились десятки
и сотни домов-коробок, унылая тор-
повая застройка, подчиненная толь-
KO одной функции наилучшего сол-
нечного освещения; десятки зданий,
лишенные элементарных жилищных
удобств.

Первая оталинская пятилетка’ ин-
дустриаливании отраны в отромной
степени расширила строительный ба-
зис архитектуры, ‘но только на рубе-,
же второй пятилетки, после истори-
ческого  июньского пленума ПК
ВКП(б) 1981 года, постановления ПК
ВКИ@) о перестройке литературно-
художественных организаций 1932 го-
да; после: ряда. конкурсов. на Дворец
Советов, — начинается новый под’ем
советской архитектуры, отход ве OT
упрощенчества, конструктивизма и
формалистической трактовки архи-
тектурных задач.

Получивший первую премию про-
ект Дворца Советов, всецело исходя-
ий из классической композиции вда-
ния и ето элементов, послужил си!
налом для советских архитекторов,
которые серьезно занялись изучени-
ем классического наследия архитек-
туры прошлых веков. Но здесь воз-
никла новая опасность некритическо-
го освоения этого наследия, опасность
подражательства, случайного набора
всяких архитектурных форм, атри-
бутов и т. д Результаты такото
некритического отношения в Елао»

того, почти вое ленинтрадекие худож-

социализма»,

‘других зданий строительства послед-

войны. Его картина для выставки
«Индустрия социализма» — «По сле-
дам Колчака» — изображает пресле-
дование партизанами отступающих
белогвардейцев,

Для выставки РЕКА взят боевой
эпизод борьбы триднатой дивизии с
бандой Махно. Несколько махновских
тачанок, притиснутых к обрывисто-
му берегу Днепра, окружены кавале-
рийским раз’ездом Красной армии.

дожник выбрал другой эпизод из гра-
жданской войны — разгром Юдени-
ча. Куреанты захватывают первый
танк белых. :

‚Вроме того, художник сделал для
выставки «Индустрия социализма»
интересную серию рисунков на тему;
«Старая и новая Средняя Азия», в ко-
торых предотавлен старый и новый
быт, рост культуры, расцвет сельско-
то и промышленного хозяйства,

В другой части мастерской картины
художника Любимова. На большом
полотне — «Киров и Орджоникидзе в
Ваку> изображен момент отроительст-
ва Ленинской бухты. На переднем
плане на вышке стоит Киров, которо-
му инженер дает об’яснения. Тут же
т. Оржоникидае, беседующий с рабо-
чими, На заднем плане нефтяные вы-
шки, Эта работа намечена для «Инду-
отрии социализма». Для той же вы-
ставки уже отправлена А, М. Любн-
мовым в Москву картина «Баку но-
чью». Ha ленинтрадскую выставку
художник предполагает дать картину
«Товарищ Жлданов на заводе им. Жлда-
нова беседует © группой стаханов-
цев». Художник стремился дать груп
повой портрет лучших стахановцев
завода, :

В. Ф, Федоров заканчивает большую
картину «Киров в Хибинах». На по-
лотне представлен первый приезд
С. М. Кирова в Хибины. Северная,
суровая зима, молочное небо, снежные
торы вдали, кругом необ’ятная пу-
стынная ширь. В енежном поле оста-
новились колхозные розвальни. Воз-
ница, стоя спиной к зрителю, придер-
живает двух лошадей, На задке саней
сидит закутавшийся в кожух геолог,
дающий об’яснения Сергею Мироно-
вичу Кирову. На этом холсте видипть
подлинного Кирова — человека не-
преклонной воли и решительного
действия, темпераментного организа»
тора и неутомимого строителя,

На картине В. А. Серова, предназ-
наченной для выставки «Индустрия
предетавлен приезд
В, И. Ленина в Петроград в 1917 году,

Другая картина Серова изобража-
ет «Выступаление И. В. Сталина на
УШ С’евде Советов».

Даже по тем немногим вещам, кото-
рые мы видели в мастерских ленин-
традских художников, можно судить,
что юбилейные выставки будут очень
интересными. Художники воспроив-
вели наиболее яркие моменты соци-
алистического строительства, истории
революционного движения, граждан-
ской войны и другие волнующие те-

мы,
АРК. МЛОДИК

не пьесу драматурга Абдуллина «Раз-
битые цепи» — на тему об участии
трудящихся уйгур в Октябрьской ре-
волюции. Однако пьеса до сих пор
драматургом не окончена. Это вызы-
вает тревогу за, юбилейный спектакль.

Русский драматический театр до
сегодняшнего дня не остановился на
определенной пьесе; он покажет в

тодовщине или «Землю» Вирта, или
«Человек с ружьем» Погодина, или
«Правду» Корнейчука.

охитектурного с езда

сике эпохи Воврождения, архи-
тектуре Греции и Рима не замедли-
ли сказаться. Так, например, круп»
нейшее произведение академика
Уболтовского — Дом американского
посольства в Москве (на Моховой
улице) и ряд других зданий повто-.
ряют архитектурные приемы’ италь-
янокого Возрождения, подчиняя фа-
саду с ето обязательными колонна-
ми, отатуями всю планировку дома.
Целый ряд жилых домов, школ и

них лет выглядит так, как будто эти
здания были построены сотни лет на-
зад, хотя качественно они стоят неиз-
меримо выше зданий предыдущего
этапа и привлекают к себе внимание
своей законченноетью и  нарядно-
стью.

— Советским архитекторам, — от-

метил воесоюзный С’езд в своей ре-
золюции, — необходимо преодолеть
формализм и эклектику, низкий уро-
вень мастерства, овладеть знаниями
строительного дела, твердо усвоить
указание ЦК ВКП(б) и СНК СССР о
необходимости использования «при
строительстве жилых и общественных.
зданий лучших образцов  классиче-
ской и новой архитектуры, & также
всех достижений архитектурно-строн-
тельной техники».
‚ Овладеть строительной техникой,
быть проводниками передовой инду-
стриальной техники во всех звеньях
строительства — вот что’ является
важнейшей задачей на пути дальней-
щего развития советской архитекту-
ры. В самом деле, искусство архитек-
туры нераздельно связано в искус-
отвом строительным. Зодчие прошло»
то были одновременно крупнейшими
инженерами, мастерами современной
им строительной техники, Без пол-
ного овладения современной инду-
стриальной техникой — крупноблоч-
ным строительством, монтажем, зна-
нием оборудования зданий, знанием
современных конструкций — мы не
сможем строить быстро, экономно,
прочно и красиво,

Вторая задача, отоящайя перед сд-
ветевими архитекторами, — это упо-
рядочение проектного дела, Качество
проектирования и составления смет
неразрывно связано с качеством воз-
водимого по проекту здания. В про-
ектировании у нас особенно много

недосжатков. «За последний пери»

Для ленинградской выставки ху“

привлеченным к астию в юби-
лейной выставке *ХХ.
Художники должны будут показать
зарождение, pee и совершенотвова-
ние Рабоче-К

Армии, ее величие и мощь, ее боевую
и политическую подготовку, героиче-

родины,
18 июля в Центральном доме Кра-

дожников — участников выставки,
созванное Выставочным комитетом.

Врид начальника Культпроеветот-
дела ПУР РЕКА батальонный комис-

ся с дополиительной тематикой вы-
ставки. В произведениях живописи,
скульштуры и графики участники вы»
ставки должны показать ортанизую-

щую и руководящую роль больше».
вистской партии в отроительотве воо-

руженных сил пролетариата, роет со-
ветского патриотизма, горячую лю-
бовь миллионов трудящихея нашей
страны в своей непобедимой армии. -

Тов. Соколов’ называет новую тему:
«Военный комиссар на фронтовом ми-
тинге». Образ военкома — предота-
вителя коммунистической партий, ор-
таниватора и руководителя полити-
ческого воспитания в армии — до сих
пор еще не запечатлен в произведе-.
ниях наших художников, ^^ ^

Одну за другой перечисляет т, Co-
колов новые темы выетавки: «Запибвь
рабочих-добровольцев на фронт»,
«Красная сестра милосердия», «Вой:
цы у воззвания Ревкома», «Пар»
тийное собрание на фронте».

Больнтое место уделяется Teme co-
ветского патриотизма: «Красноармеец
Котельников прибыл на заставу име-
ни своего брата», «Советские девуше
ки едут на Дальний Восток», «Захват.
диверсанта на границе колхозни“
ками», «Делегация рабочих и работ»
ниц прибыла с подарками на фронт»,
«Железнодорожники голосуют за вы
пуск Займа укренления обороны
СССР» ит.д. oe

В прениях, раавернувнтихоя по до:

кладу, художники намечали пути
практического выполнения  постаз-
ленных перед ними задач. .
Скульптор т. Мотовилов . считает,
что тематика подготовляемых екуль-
птурных работ однообразна, в тому

же почти все они делаются из гипса.  .

План следует пересмотреть и вначи-
тельно дополнить, Скульпторы не
должны ограничиваться спортивными
темами, их произведения должны от-
вечать основным задачам выставки и
лолжны быть воплощены в мраморе,
бронзе, дереве, чугуне,

О необходимости тесного общения
и обмена опытом между участниками
выставки, а также постоянной связи
с Выставочным комитетом товорил
художник т, Модоров,

Затем, по предложению т, Тро-
янкера, некоторые художники высту-
пили с краткими сообщениями о про-
деланной работе. Из сообщений
тт.-А. Герасимова, Соколова-Скаля,
Струнникова, Птеничникова, Пичу-
тина, Соловьева, Чатиникова, Радимо-
ва, Ниеского, Моравова, Вогородекого
и Кацмана выяснилось, что художни-
ки интенсивно работают над картина-
ми для юбилейной выставки РЕКА.

В своем письме на имя народного
комиссара обороны. маршала Совет-
ского Союза т. К, Е, Ворошилова уча-
отники выставки обязалиеь подготов-
ку к выставке закончить точно в срок.

В распоряжении художников пять
месяцев — срок, более чем досталоч-
ный для того, чтобы с честью вынол-
нить обещание, данное наркому..

МИХ. ЯКОВЛЕВ

од, — заявил на с’езде т. Гинзбург,
— создалея особый тип архитектора-
проектировщика, не знающего ни
стройтельного искусства, ни сметы и
занятото лишь ивхотовлением проек-
тов. Этот профиль архитектора не
нужен нашей стране. Ловунг «Архи-
тектор на леса» до сего времени citar
бо претворен в действие, — ни 003.
архитекторов, ни наше ваконодатель-
ство еще ничего для этого не оде-
лали. Немало недостатков ив орга-
низации архитектурного проектиро»
вания и утверждения проектов, Пора
«добраться», по выражению т. Чуба»
ря, до проектных ортанизаций, пере-
смотреть их структуру и ‘ортаниза-
цию, подтянуть экопертные советы
‘утверждающтих ортанов и издать, ряд
законов о правах и обязанностях ар»
хитектора в проектирования и на
стройке. Одновременно , необходимо
упорядочить оплату труда архитект
тора, так как нередко архитектор, в.
кони6 концов, не знает, как же бу-
да оплачена проделываемая им ра-
ora. <

Важнейший вопрос, требующий.
своего ‘разрешения, — это создание.
советского типа жилого дома, школы,
детского сада и яслей, больницы, клу-
ба ит. д. Особенно остра и актуаль-
Ha проблема жилого дома, В новом
жилище широкие массы трудящихся
испытывают особенно остро все ошиб-
ки проектирования и строительства.
Многие наши новые жилые дома не-
удобны ‘по’внутренней планировке,
‘плохи по качеству конструкций, от»
‘делки и оборудованию, некрасивы из-
нутри и извне.

Отроительство так называемых
«домов-коммун» дискредитировало во
многом идею создания нового совет»
CKOTO жилья, и архитекторы впали, В
другую крайность —= создание! пы
ного мнотокомнатного квартирного до-
ма, украшенного неудобными балко-
нами, колоннадами, дома, напомина-
ющего буржуазные «доходные» дома
конца ХГХ века, Архитекторы вабы-
ли, для кого они проектируют и
строят, забыли о великом сталин»
ском лозунге заботы о’ человеке, да»
ющем ключ в нахождению образа 00+
BeTCKOLO жилого дома, яслей, клуба,
 больницы...

Заботиться о человеке — это зна
чит входить во всякую мелочь его
быта, жизни семьи, реально пред-
составлять себе ее потребности в дома.
нем труде, ‘воспитании детей, куль-
турных занятиях и отдыхе, проекти:
ровать и строить так, чтобы жилой

лег. РККА»
рестьянской Красной

ские будни ве славных оынов, зорко.
охраняющих границы нащей великой.

оной Армии состоялось собрание ху»

сар т. Соколов ознакомил собравигих-,

дом отвечал бы всем этим потребно-.

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

К трехлетней годовщине Первого в

Сегодня исполняется TH Tone co
дня открытия в Москво Первого во6-
союзного с’езда советских писателей.
С’езд явился важнейшим этапом в
развитии советской художественной
питературы по. пути,
историческим постановлением
ВКП(б) от. 23 апреля 1932. года о пе-
рестройке литературно-художествен-
ных организаций, .

Советская литература пришла Ha
этот сезд как могучая сила воциа-
листической культуры и воспитания
трудящихся масс в духе социализма,
На этом с’езде писатели всех нацио-
нальных отрядов советской литерату*
ры демонстрировали свою мощь и
6св0е единство как коллектив, спло-
ченный вокруг партии и советской
власти, meee

На овоем первом с’езде писатели
всех народов СССР об’единились в
единый союз советских писателей В
приветственной речи секретаря ЦК

ie

‹..Уснехи советской литературы
обусловлены уснехами социалисти-
ческого отроительства, Рост ев есть
выражение успехов и достижений HAs
шего социалистического строя, Наша
литература является самой молодой
из всех литератур всех народов и
стран, Вместе с тем она является са

‘мой идейной, самой передовой и са»

мой революционной литературой, Нет
и никогда не было литературы, кро-

‘ме литературы советской, которая ор’

танизовывала бы трудящихся и уг
нетенных на борьбу за окончательнов
уничтожение всей и веяческой вкс-
плоатации и ига наемного’ рабетва,
Нет и не было никогда литературы,
которая кладет в основу тематики
своих произведений жизнь рабочего
класса и. ‘крестьянства и их борьбу
за социаливм. Нет нигде, ни в одной
стране в мире, литературы, которая
бы защищала и ототаивала равно»
правие трудящихея воех намий, от:
стамвала бы равноправив женщин.
Нет и не может быть в буржуазной
стране литературы, которая бы по-

‘следовательно равбивала всякое мра:

кобесие, всякую мистику, всякую по*

новщину и чертовщину, как это дела-
ет наша, литература,

Такой передовой, идейной, рево-

пюционной питературой могла ‘стать

и стапа в действительности только

намеченному.

‘Самая идейная, самая
самая революционная литература

Из речи секретаря ЦК ВКП(б) тов. А. А. Жданова на Первом
: “\ с’езде советских писателей

ВКП(б) *, А. А; Жданова, в докладе
А, М, Горького, в резолюциях с езда
и в уставе союза советских писате-
лей с большевиотской четкостью вы.
ражены! были основные задачи со

ветской художественной литературы.

и ее творческих кадров,

Принцииы социалистического pea-
лизма как основного метода, советской
хуложественной литературы и литое»
ратурной критики стали ведущими в
дальнейшем развитии нашей  худо-
жественной культуры.

С ’езд укрепил связи советских пи?
сателей с зарубежными революцион“
ными писателями, содействовал вклю»
чению передовой художественной ин»
теллитенции всего мира в единый
народный фронт борьбы против фа»
птизма, против угрозы новой мировой
войны, ‘\

Истекшие три тода принесли но’
вые успехи в развитии художествен»
ной литературы страны Советов, Co-

советская питература — плоть от

плоти и кость от ности нашего сд»

циалистического строительства»,

mae

‚ <.„ В нашей стране главные герои
литературного произведения — это
активные строители новой жизни; ра
бочие и работницы, колхозники и
колхозницы, партийцы, хозяйствен»
ники, инженеры, комодмольцы, пионе-
ры. Вот основные тины и основные
терои нашей советской литературы,
Наша’ литература “насыщена! энтузи“
азмом и тероикой. Она оптимистична,
причем оптимистична He 10 KAKOMY-
либо воологическому  «нутряному»
ошущению. Она’ оптимистична по су
ществу, так` как она’является литера»
турой восходящего класса, пролета»
риата, единетвенно прогрессивного и
передового класса. Налиа советская
литература сильна тем, что служит
новому делу — делу социалистичес-
кого строительства.

Товарищ Сталин назвал наптих mH
сателей инженерами человеческих
душ. Что это вначит? Какие обязан»
ности накладывает на в80 рто зва»
ние?

Это значит, во-первых, знать жизнь,
чтобы уметь ее праздиво изобразить
в художественных произведениях,
изобразить н8, охоластически, не

сесоюзного с’езда советских писателей

стоявшиеся з& это время два мел
народных конгрессов писателей в зи,
щиту культуры мобилизовали ву

лучшее и передовое в мировой тать,

ратуре на борьбу с фашизмом, за
и 38 республиканскую Иолвнию,

Истекшие три года были годами нк
копления творческих сил пИСВТедОй,
повышения их политической pyr,
ности, повышения их Macteperna, on
годы прошли в боях ва большевия
за ликвидацию ооталков троцкнотоь,
бухаринцев и иных контрреволюцио,
неров, пытавшихоя орудовать в т,
tepatype. Под руководством парти
союз советоких писателей разгром
до конца контрреволюционную Mop,
кистско-правую атентуру в худож»
ственной литературе,

Советская литература приходить
20-й годовщине Великой пролему»
ской революции еще более ono,
ной вокруг большевистской парти
и вождя народов--товарища Сталина,

передовая,

всесоюзном

мертво, не просто как «об’ективнуи
реальность», а изобразить денстви.
тельность в ве революционном раз.
BUTHH,

При этом правдивость и иоторь
ческая конкретность художественно
то изображения должны сочетаться
задачей идейной переделки и воспи.
тания трудящихся людей в духе и.
циализма, Такой метод художествек:
ной литературы и литературной кр
тики есть то, что мы называем мет
дом соцпиалистического реализма,

Наша  советокая литература №
боится обвинений в тенденциозности,
Два, советская литература тенденцио»
‘на, ибо нет и не может быть в эпоху
классовой борьбы литературы в
классовой, не тенденциозной, якобы
аполитичной,

И я думаю, что каждый из совет
ских литераторов может сказать ли

бому тупоумному буржуа, любому

филистеру, любому буржуазному п

‘салелю, который будет, говорить 1

тенденциозности нашей литера
ры; «Да, наша советская литератур
тенденциозна, и мы гордимся ef
тенденциозностью, потому что пала

‘тенденция ваключается в том, утобы

освободить трудящихся, — вое чел
вечество от ига капиталистическом
рабства»,

Ы

eh

yay +

арод и искусство

Из доклада А. М. Горького о советской‘литературе на Первом
всесоюзном С’езде советских писателей

«.. Я снова обращаю ваше внима-
ние, товарищи, на тот факт, что наи-
более глубокие и яркие, художествен-

‚ но-совершенные типы геровв созда-

ны фольклором, устным творчеством
трудового народа, Совершенство та-
ких образов, как Геркулес, Прометей,
Микула Селянинович, Святогор, да»
лее доктор Фауст, Василиса Иремуд-
рая, иронический удачник Иван-ду-
рак и наконец—Нетрушка, побежда:
ющий доктора, попа, полицейского,
чорта и даже смерть,—-вое это обра
зы, в создании которых тармонически
сочетались рацио и интуицио, мысль
и чувотво, Такое сочетание вовможно
лишь при непосредственном участии
создателя в творчестве действитель-
ности, в борьбе за обновление жизни.

Очень важно отметить что фольк-
пору совершенно чужд пессимизм,
невзирая на тот факт, что творцы
‘фольклора жили тяжело» и мучитель-
но рабокий труд их был, обесемыслен
эксплоататорами, а личная жизнь—
бесправна и беззащитна. Но при всем
этом коллективу как бы свойственно

отям, Кроме того, жилой дом должен
быть внешне красив и доброкачестве-

‘нен во всех своих деталях, уютён и
 жизнерадостен в своих ‘внутренних

помещениях.

Для того чтобы создать комфорта-
бельное жилище, необходимо иметь
широко развернутую промышлен-
ность, производящую все дия отрои-
тельства, начиная от красивых и
прочных ручек для дверей и кончая
сложными установками «искусетвен-
ного климата», i

Параллельно с проблемой жилого
дома и зданий культурного и обелу-
живающего типа передо советскими
водчими поставлена задача: повыше-
ния качества промышленной архи-
тектуры, Советская фабрика, ве про-

HBBOACTRO и быт коренным образом

отличаются от капиталистического
производотва своей, высокой: санитар-
ной техникой, гигиеной труда, вни-

‚манием к бытовым потребностям тру-

дящихся, Все это требуёт соответет-
вующих архитектурных форм произ-
водетвенных зданий, особых методов
планировки промышленных террито-
рий, их озеленения и т, д.

Учитывая вв растущую  потреб-
ность колхозной деревни, советские
архитекторы давно уже”должны бы-
ли развернуть проектную и плани-
ровочную работу в области колхоз-
HOTO H GOBXO3HOrO строительства У
нас уже существует множество за-
JRUTOYHEIX колхозов, желающих не
только построить себе новый клуб,
щколу, ясли и жилые дома, но и про-

‘извести полную реконструкцию насе-
‘ленного пункта. Огромная работа ap-

хитектурной перестройки деревни:
еще только едва начинается, но тем
не менее с самого начала требует к
себе внимания советского архитекто-
ра, : :
‚На приеме делегации Всесоюзного
с’езда архитекторов в Совнаркоме
СОСР тов. Молотов отметил, что неко-
торые‘ Архитекторы нередко по-бароки
сторонятоя самого нужного для наше-
 то государства дела, иалиптне увлека„
ясь проектами дворцов, театров ит. п,
Тов. Молотов указал, что необходи-
мо поднять подготовку новых архи-
тектурных кадров, подчеркнув, ‘что

Е наши архитекторы до сих пор олабо

знакомы со строительным искусством,
лишь ‘в сочетании!е которым только и
можно формировать новый советский
архитектурный стиль, ибо, в конеч:
‘ном итоге, решение этих вадач дол:
жно вести к нахождению советокого
стиля в архитектуре, стиля социали-
стического реализма, OTRAS, отража»

сознание его бессмертия и уверен-
нооть в ото победе над всеми враж-
дебными ему силами. Герой фольк-
лора «дурак», презираемый даже от-
цом и братьями, воегда оказывается
умнее их, всегда победитель воех жи-
тейских неватод, так же как преодо-
левает их и Василиса Премудрая».

ee

«.. Подлинную историю трудового
народа нельзя знать, не зная устно»
то народного творчества, которое не:
прерывно и определенно влияло на
создание таких крупнейших произ-
ведений книжной литералуры, как,
р «Фауст», «Приключения
барона Мюнхгаузена» и «Гаргантюа
и Пантатрюэль», «Гиль Уленшиигель»
де Костера, «Освобожденный Проме-
тей» Шелли и многие другие, От глу*
бокой древности фольклор неотступ-
но. и своеобразно. сопутотвует исто-
рии. У него свое мнение о деятель-
ности Людовика Х], Ивана Гровного,
и это ‘мнение резко различно с оцен-
ками истории, написанной специали-

ющего победу нового социалистиче-
ского общества над старым капита-
листическим миром, Однако еще один
важный вопрос играет здесь чрезвы-
чайно больнгую роль, — это вопрос ©
народности в архитектуре. Tos.
К, Алабян оправедливо говорил в 6во-
ем докладе на с’езде, что мы очень
мало работаем над проблемой нацио-
нальной формы нашей архитектуры,
между тем, социалистическое ‘содер-
жание может быть выражено толь-
ко через национальную форму ute
кусства. На XVI сезде партии товал
pum Сталин указал нам на вред «по-
тони за показным интернационализ-
мом», Товарищ Сталин напомнил, что
«Ленин стоял целиком и полностью
за лозунг развития национальной
культуры в условиях диктатуры про-
летариата». Эти указания товарища
Сталина полностью относятоя и к
нам, советоким архитекторам. Архи-
тектор, лишенный национальной гор-
дости, не впитавший в себя вое луч»
шее, что имеетоя в народном искус-
стве, не может создать подлинно ред-
листических произведений, Проблема
национальной формы в архитектуре
наших рвопублик, в том числе и
крупнейшей нашей республики, на-
селенной великим русским народом,
является, таким образом, одной из
важнейших проблем, стоящих перед
советскими архитекторами по пути
создания своего советского образа и
стиля в архитектуре,

Успешное завершение стоящих пе-
ред советекими` архитекторами задач
немыслимо без развития критики и
самокритики в архитектурной среде,
А между тем, вояческая недобросо-
вестность и халтура в проектном и
строительном ‘деле часто оотавалась
вне поля зрения нашей критики и да»
ri специальной архитектурной цеча»
и.

Олабое развитие критики и созна-
ния облтественното долга перед на»
родом и государством позволило през-
ренным врагам народа =— троцкист-
ским и иным вредителям, цииионам и
диверсантам проникнуть в архитек-
турные, проектные и строительные
организации. Возпитывая в с6бе чув-
ство подлинной ответственности, с0-
ветский архитектор должен непре»
станно проявлять политическую бди:
тельность и быть в первых рядах
борцов за социалистическую отрой:
ку, против. врагов народа, против их

ele — международного фалциз

Архитектор С. ПОКШИШЕВСКИЙ

стами, которые не очень интересов“

чтись вопросом о том, что именно во.

сила’ в жизнь трудового народа боры
ба монархов © феодалами. Грубо нь
сильотвенная «пропаганда» куды:
ры картофеля создает ряд летенд и
поверий о происхождении ео и
совокупления дьявола с распутнй
девкой, это уклон в сторону древние
го: варварства, освященного глупость
церковных идей: «Христос и святые
не ели картошки». Но Tor me (orbs
‘Лор в наши дни возвел Владимир»
Ленина на высоту мифического repos
древности, равного Прометею,
Миф-—это вымысел, Вымыслить-
значит извлечь из суммы ревлью
данного основной его смысл и во
лотить образ—так мы получили ре»
лизм, Но если`к смыслу извлечений
из реально ‘данного добавить--домые
лить, по логике гипотевы-—желаемоь
вовможное и этим еще дополнить 06.
раз,—получим тот романтизм, кото.
рый лежит в основе мифа и выс
полезен тем, что способствует возбуя.
дению революционного отношения к
действительности, отношения, праБ
тически изменяющего мир.

Буржуазное общество, как MH Bik
дим, совершенно ‘утратило 100
нобть вымысла в искусстве. Логи
типотезы осталась и. вовбудительно
действует только в области наук, 0
нованных на эксперименте, Bypay:
азный романтизм индивидуализма @
его склонностью: к. фантастике ни м1.
отике, не возбуждает, воображения

не. изошщряет мысль, Оторванный, 0.

влеченный от действительности, 0
строится не на убедительности 0бр8
ва, а почти исключительно на «магии
слова», как это мы видим у Марселя
Пруста и его последователей. Рома:
тики буржуазии, начиная от Новали
са, это-—-люди типа Петра Шлемилй,
«человека, потерявшего свою тень» &
Шлемиля создал Шамиссо, француз
ский эмигрант, писавший в Германия
по-немецки, Литератор современнот
Запада тоже потерял свою тень, эм
трируя из действительности в нити
лизм отчаяния, как это яветвует 13
книги Луи Селина «Путешествие #8
край ночи»; Бардамю, герой этой кн’
ти, потерял родину, презирает людей,
мать свою завет «сукой», любовниц“
«отервами», равнодушен ко всем пре
отуплениям и, не имея никаких де
ных «примкнуть» к революционном
пролетариату, вполне созрел для пре
ятия фашизма»,

—— a

<... Партия коммунистов-ленинцев,
рабоче-крестьянокая власть, уничто
жив капитализм на воем проотрае
отве царской России, передав полити
ческую власть в руки рабочих и кр

стьян, организуя. свободное бесклае 3

совов общество, поставили цель
своей смелой, мудрой, неутомимо
работы освобождение трудовой м
сы из-под многовекового гнета 01%
рой, изжившей о6бя` истории, Kaul
талиотического развития культуры
которая ныне явно обнаружила 8
свои пороки и свое творческое 0800
лие, С высоты этой великой цели м
честные литераторы Союза 608670%
и должны рассмотреть, оценить, 07°
танизовать свою деятельность»,

———

<..Социалистический фрезлизи у
верждает бытие как деяние, как TROP
чество, цель которого—непрерывяее
развитие ценнейших индивидуви
ных способностей человека, ради 1
беды его над силами природы, peat
его здоровья и долтолетия, pant
Ликого счастья жить на вемло, KOM
рую он обообразно непрерывному pos
сту его потребностей хочет обработат
всю, как прекрасное жилище челов*
чества, об’единенного в одну 0

=:

SSS

Уд

Bog
Tay

ky

Tey

Cha
Teg