СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

НАКАНУНЕ ДВАДЦАТИЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ. ПРОЛЕТАРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
а О Е Бе ee жид ВА

Негодная работа.

В Белоруссии 13; театров, филар-
мония, говэстрада, трёст Белгоски-
но, Дом народного творчества, свы-
ше 100 художников, композиторов,
консерватория, 6 художественных и
музыкальных училищ. — огромная ар-
мия работников искусств, Что me
они покажут трудящимся в дни ве-
ликого юбилея?’ Этого никто He
знает, так как управление по делам.
искусств до сих пор не имеет раз-
работанного и утвержденного плана.
В управлевии уже месяц ходит по
рукам проект приказа о праздно-
ваний 20-летия Великой пролетар-
©50й революции, но он так, очевид-
но, проектом и останется.

Большинство театров еще не раз-
вернуло работы над’ юбилейнымя
спектаклями. Белорусский театр
оперы и балета должен показать
оперу Лзержинского «Тихий Дон».
До спектакля остается всего 2 ме-
 сяпа, а в труппе нехватает некото“
рых ведуших певцов. Каково же бу-
Дет качество постановки? Benopye-
ский Гослрамтеатр собирается по:
казать пьесу «Соловей» Бядули, од-
нако нет еще окончательного ва-
 рианта ее, и работа над ней по су
‘mectsy He начата Управление ут-
зердило Русскому гостеатру «На бере-
тах Невы» Но театр к работе над
этой пьесой не приступил, так как
предотоит доукомплектование труп:
пы, и возможно будет взята другая
‘пьеса,

С юбилейными пБесами в колхоз-
ных тбатрах оботоит совсем нлохо.
Управление по делам искусств свое-
временно не позаботилось 6 репер-
туаре колхозных театров на юбилей-
ный сезон. В результате 4 колхов-
ных тейдтра из 6 существующих бу:
дут ставить одну и ту же пьесу
«Партизаны? ‹ (Крапивы), которая
еще требует доработки. Репертуар-
ные планы в театрах на предстоя-

+

ций сезон нё обсуждались, а ‘мно-

тие тбатры их даже не составили;

Не лучше обстоит дело в Филар-
моний и Белгосэстрале. Филармония.
‘намечает провести два больших кон
церта. Один из них состоит из
‘9-й симфонии. Бехтовена и лучших
произведений белорусских компози-
торов, другой посвящен оборонной
музыке и песне. Но большинство
произведений белорусских комнови-
торов, нолготовляемых & 20-летию
Октября, еше не закончено. Оркестр
Филармонии не имеет дирижера.

Композиторы, как и драматурги,
тотовятся к юбилейным дням очень
вяло. В результате бездеятельности
союза композиторов и управления
по делам искусств ни одна ориги-’
нальная белорусская опера в Октяб-
рю не будет закончена. Преднолагает-
ся показать лиить отрывки из оперы
`Пикоцкого «Михась Яновокий» (на
чему о гражданской войне). Балет
‘Kpomnepa «Соловей», оперы ‹Аксана
Загорская» Золотарева и «Дрыгва»
Богатырева будут закончены лишь в
1938 году. План музыкальных изда-
ний за 7 месяцев 1987 года вынол-
нен лишь на 10 процентов. Изда-
ние оборника народных песен’ сор-
вано по вине трех’ нерадивых опе-
кунов — управления искусств, 6e-
орусской Академии наук и союза
композиторов.

В других организациях, подведом-
ственных управлению по делам. ис-
hyccTB, та же картина. Белтоскино
Обещает показать в Октябрьские дни
& больших художественных фильма,
HO семки еще нбё вакончены. Юби-
пейная выставка белорусских худож-
виков находится под угрозой сры-

Баженов

закончились лишь в начале aBry-
‘ста. Выставочного помещения нет, и
управление этим совершенно не ин-
тересуется.

Преступную бебпечноств и полити-
ческую слепоту проявила ларторгани-

зация управления по делам искусств.

Во главе управления долгое время
стоял связанный с чуждыми людьми
й обманным путем пролезитий в пар-
tno Насюкевич. Это налагало обязан-
ность удесятерить бдительность, рез-
ко улучшить работу. Этого однако не
случилось.

Законченный тип бюрократа и

бездельника представляет фигура на-.

чальника управления по делам ио-
кусств Ткачевича. На него ложится
ответственность ва развал работы
управления и подтотовки к 20-летию
Пролетарской революции. Ткачевич
ровно ничего не сделал для ликви-
fatwa последствий вредительства,
очищения театров и других уч-
реждений от чуждых ‘элементов. 0
деятельности Ткачевича неодноврат-
но сигнализировала печать, но парт-
организация управления лишь 21 ав-
густа поставила о нем вопрос.

В Минок в феврале приезжала ко-
миссия ВКИ во главе © Шатиловым.
Эта комиссия была осведомлена о том,
что подготовка к 20-летию Октября
управлением не развернута Пелый
рад работников сигнализировал ко-
миссии о глубоких прорывах на от-
дельных участках искусства Ko-
миссия много записывала, много 0бе-
щала, но... вов осталось по-старому.

Всесоюзный комитет по делам ис-
кусств и Совнарком Белоруссии дол-
жны принять самые решительные
меры для оздоровления работы уп-
равления по делам искусств BCCP.

В. ПАХОМОВ.

Юбилейные
плакаты:

К 20-летию Великой пролетаре-
Kok революции ИЗОГИЗ выпускает
14 многокрасочных плакатов. Уже
вышел из печати плакат художни-
ков Кукрыниксы «Февраль—Октябрь
1917 тодаз. Печатаются плакаты xy-
дожников Каневского «За власть

Советов», Эйтеса и Ливановой «Мы

строим, жнем и сеем» “слова Мая-
ковского), два плаката Нокорекина
«Да здравствует непобедимая Kpac-
ная Армия» и «Да здравствуют на-
ши советские дети», Ванециана «Да
здравствует союз рабочих и кресть-
‚ян-——основа Советской власти», Кар-
повокого и Лрояронка «Слава repo-
ям Великой октябрьской революции»
и др.
Работают над плакатами худож-
ник Д. Моор («Зачеркнутое револю-
цией»), Отенберг («Ленин и Сталин—

великие вожди Великой. пролетаро-
кой революции») и др.

К выборам в Верховный совет
СОСР  тотовятся  плакаты-инотрук-
ции для избирателей. Многотысяч-
ными тиражами будут напечатаны
плакаты - схемы, показывающие с00-
тав Совета национальностей и Вер-
ховного совета Союва ССР. К работе
‘над предвыборными политическими
плакатами привлечены крупнейшие
художники  плакатисты: Moop, Де-
ни, Когоут и др. Художник Кара:
ченцев работает над плакатом «В
день выборов». На плакате будет
представлен весь день избирателя,
Утром он вотает, берет с собой пас-
порт и отправляется в избиратель-
ный пункт. Получает бюллетень. За-
полняет его и т. д. Плакат наглядно
раз’ясняет, как поступать в случаях,
вотда избиратель неграмотен, пря-
был из другого города и т. д; Будет
выпущен ряд плакатов, покавываю-
щих различие между нашей и бур-

1 жуазными конституциями.

В течение почти семи лет Ленин-
градский театральный музей находил-
ся в состоянии «консервации». Сей-
час музею, наконец, предоставлено по-
мешение в 800 кв. метров. Это дает
возможность музею начать экспози-
ционные работы. Ближайшими рабо-
тами музея будут экспозиция матери-
алов но истории русской драмы и вы-
ставка 5 20-летию Великой пролетар-
ской революции.

соо

Ленинградский театральный музей’

Однако для того, чтобы показать
все экснонаты по истории русского
профессионального и самодеятельно-
го театра, музею необходимо поме-
щение в 2000 метров. Это позволило
‘бы показать и историю европейского
‘театра и оргажизовать периодические
‘выставки производственного харавте-
‘ра: грим, костюм и т. д. Ленинград-
  ский совет должен учесть эту острую
потребность музея в помещении и
предоставить его музею. .

На выставке «М. Горький — его жизнь и его произведения в рисун-

ках детей», Авторы пучших работ:

Борис Васильев (4-я премия),

Ира Хабарова (2-я премия) и Вова Богданов (3-я премия).

и национальная русская архитектура.

‚ Образ Баженова, величайшего рус
Goro зодчего, волнует нас своей тра-
тической судьбой, тениальными 32-

мыслами, потерневшими крушение в

условиях царской России. Образ Ba-
женова дорог нам тем, что он был
первым русским зодчим, создавав-
тим новое русское национальное
искусство.

Баженов всю жизнь метался ме-
жду крайними решениями этой за-
дачи. С одной стороны, он стремил-
ся водворить в русском искусстве
основы того нового классицизма, ва-
ря которого вставала тогда Hag He-
ропой, с другой же стороны, он пы-
тался отыскать иной путь нацио-
нального возрождения: он мечтал
восстановить традицию древнерус-
ского, вернее, московского искусства.
Именно такой омыел носит увлече-
ние Баженова «исевдоготикой», как
это показали новейшие исследования
{Н. Кожина).

Баженов был первым, наметив-
тим путь, который в ХТХ в. привел
х псевдорусскому стилю Тона a Po-
‚нета: итог печальный для такого
здохновенного  зачинателя, каким
был Баженов. Ho это было не слу-
чайно: уже у самого Баженова вер-
ная по существу мысль пошла но
ложному пути, который не мог не
привести. в тупик, Мечтая o Bospo-
ждении национального искусства,
Баженов пытался повернуть историю
вспять. Это была вторая тратедия
Баженова, может быть еше более
страшная, чем крушение его тени-
альных архитектурных замыслов.

Талант Баженова нашел самое
блестящее выражение в проекте
Кремлевского дворца, который обтал-
-ея неосуществленным: это был сли-
ком грандиозный замысел для то-
го’ времени Как известно, Екатери-
Ha начала постройку с целью поли-
Тической демонстрации перед Евро-
пой От этого проекта остались лишь

зертежи и модель, Но и их доста-
точно, чтобы понять вое великоле-

пие замысла гениального’ зодчего.

‚ Самая мысль 0б украшении Кре-
Mia вытекала у Баженова из ero
глубокой привязанности к Москве,

которая была для него не только ва н в смысле чувотвенного миро“

родиной, но и «сердцем Руси», сим-
волом возрождения национальной
культуры. Во второй половине
ХУШ в. мечты об этом возрождении
свовобразно связывались с зарожда-
ющейся оппозицией петербургскому
абсолютизму, ;
знати, вроде кн. М. Щербатова, так
и в более широких дворянских кру-
тах, —у Новикова, у которого сатира
на «галломанию» великосветских «пе-
тиметров» принимала уже известный
социально-политический смысл. Бы:
ли эти настроения и у московских
масонов, группировавшихея Bonny
Новикова; в ним примыкал и Ba-
женов.

Речь, которую говорил Баженов на
закладке Кремлевского дворца, по-
казывает, что он воспринимал пред-
стоящую постройку именно как по-
длинное национальное торжество:
«В сей день обновляется Москва...
Ликуйствуй, Кремль! В сей день по-
латается первый камень нового
Ефесского храма...».

Уже самая ссылка на древнегре-
ческий храм Артемиды в Эфесе сви-
детельствует о ‘Tom, что Баженов
считал свое произведение органиче-
ским звеном в мировой культуре.
Так оно и было в действительности,
Баженов использовал здесь блестя-
щие традиции барокко, как известно,
выдвинувшего на первый план з8-

щим их пространством, Самая ко-

то гиперболизма и пафоса,

нерства»,

как у фрондирующей

дачу построения ансамбля, связи
зданий между собой и о окружаю-

лоссальность Кремлевокого дворца
была известным наследием барочно-
Такие
ансамбли Баженов. мог видеть 8a
границей во время своего «пенсио-
в. Париже как раз в те

ощущения, пристрастия к мягким,
тнутым формам, к кривым поверх-
ностям. И тем не менее в Кремлев-
ском дворце отчетливо намечаются
и черты нового классицизма как в
смысле большой архитектоничноети
самого плана, так и в ясных, при-
ближающихся к простоте формах его
убранства. Наконец, — намечается
здесь и стремление приблизить
дворцовые формы к человеку, еде-
лать ‘его «мерой вещей», как это
было в античности a peHeccaHce.
Идеи нового классицизма были хо-
рошо знакомы Баженову еще через
французского архитектора Деламота,
его учителя в «Академии трех знат-
HeHUIMX художеств»; их же внушал
ему и Шарль де-Вальи, у которого
он училея в Париже. Они волнова-
ли тогда всех молодых архитекто-
pos и в Париже и в Риме: Баже-
нов попал туда как раз в разгар
борьбы за новый классицизм.

Но исключительная ценность кре-
млевекого проекта Баженова заклю-
чаетсоя в крайнем ововобразии ис-
пользования всех этих воздействий
европейского искусства. Оно состо-
ит в том, что Баженов применил ту

рая была достигнута в искусстве ро-

грандиозностью замысла,

ному.

KOM грандиозным для

время, когла искусство

‘тыре

высшую свободу композиции, кото-

Коко, однако соединил ее с такой :
которая   ZeBCKoro треугольника вдоль набе-

была уже недоступна западному ро-   Режной, сравнительно прост и внол-

Коко, насквозь камерному и интим- не симметричен.

Проект Баженова оказался слиш-
тогдашней
России, Но это была личная трагедия
тениального архитектора, опередив-
шего свою эпоху: в следующий пе-
риод, в начале ХХ в., подобные ан-
самбли оказались осуществимыми в ТЫми дугами корпусов, охватываю-
строительстве Петербурга. Это было   щими широкую площадь. Но здесь

ансамбля   Уже отсутствует симметрия: запад-
достигло в России блестящего рас-  ная дуга ограничивается лишь чет-

тоды Габриэль закончил устройство
площади «Людовика ХУ» (сейчае —
«Согласия», 1755—1768), в Риме он
сам принимал участие, в завершении
одного из наиболее прекрасных ан-
самблей, начатото еще Микель-Анд-
meno, — ансамбля Капитолия.

От барокко шло многое у Бажено-

это время как раз начинало кло-
нитьея к упадку *,

1 Это должен был признак и
Вринкман в своей книгез Stadt-
baukunst, 1920,

цвета, тогда как Ha Западе оно в  вертью окружности,

Русское искусство оказалось спо-   тории,

«Штурм Перекопа»

Первая советская панорама

По инициативе и прямому предло-
жению наркома обороны маршала
Советского Союза, товарища К, В. Во-
рошилова обздается большая  совет-
ская панорама, отражающая героиче-
скую борьбу Красной Армии за осво-
бождение Крыма,

Бои за окончательную ликвидацию
белых банд, последним оплотом ко-
торых был Крымский полуостров, ©
его трудно проходимыми перешейка-
ми, были наивысшей точкой напря-
жения сил Красной Армии в граж-
данокую войну. Для того, чтобы ов-
ладеть Перекопским перешейком, по-
требовалось ударить его не только
с фронта. Тов. Фрунзе решил бровить
части через Сиваш на Литовокий
полуостров и, ваняв его, оказаться
тем самым в тылу Перекопекого ва-
ла, Так начался беспримерный в во-
енной истории переход через Сиваш
под уратанным огнем белой артил-
лерии; о я

Под ливнем пуль и снарядов геро-
ические красные части рвали прово-
лочные заграждения и шли на при»
ступ вала. Под огнем тяжелой артил-
лерий красными частями был восста-
новлен Чонгарский мост. Прорвав-
шись через перекопские укрепления,
красные встретили на своем пути по-
следнюю преграду: группу соленых
озер, близко расположенных — одно
возле другого. Однако красноармей-
цы преодолели и это препятствие и
славно выиграли бой, окончательно
обеспечив этим победу над белыми.

Осенью 1984 г, решением Комиссии
по охране памятников истории гра-
жданской войны и Красной Армии
при ЦИК СООР была организована
бригада художников. Бригаде было.
поручено создать большую советскую
шанораму «Птурм Перекопа» и че-
диорамы, иллюстрирующие.
важнейшие ‘моменты боев Красной
Армии за освобождение Крыма. Дно-
рамы пишутся на темы «Бой Первой
конной армии в селении Отрада»,
«М. В. Фрунзе на Сиваше», «Вой у
Чонтарского моста» и «Бой у ющун-
ских позиций», =

Художники горячо принялись 3a
работу. В Москве они прослушали
ряд лекций‘по истории гражданской
войны, ознакомились с обттирным ис-
торическим материалом. Профессора
Военной Якадемии им. М. В. Фрунзе
рассказали художникам о тактике и
стратегии гражданской войны. Мно-
тие из героев и участников боев лич-
но поделились с художниками свои-
ми воспоминаниями.

В 1934 тоду бригада в полном
составе выехала на места перекоп-
ских’боев. Специально для этого бы-
ло выбрано время года, ооответствую-
щее времени знаменитых боев в
1920 году — ноябрь.. Пронзительный
холодный ветер, утренние морозы ©
инеем на скудной растительности
склонов Турецкого вала, туманы, ле-
жащие в глубине рва, — все это верно

Гордостью и украшением города

`Куйбьинева будет Дворец культуры

имени Валериана Владимировича
Куйбышева, организатора советской
власти в Самаре.

Окруженный скверами, высокий и
светлый, с отромным памятником
В. В. Куйбышеву перед клаесичес-.
кой колоннадой фасада он будет
одним из лучших зданий нового го-
рода. Во Дворце культуры будет
помещаться театр, богалейшее книго-
хранилище, лекционные аудитории,
физкультурные залы и т. д.

Театр Дворца культуры, открыва-
ющетося к 20-й годовщине Великой
пролетарской революции, рассчитан
на 1300 мест. ° :

6 ноября в это здание переходит
областной театр оперы и балета, по-
казывающий в дни октябрьского
юбилея оперу «Броненосец Потем-
кин» 0. Чишко..

В зимнем сезоне кроме «Броне-
носца Потемкина» театр поставит

co6Ho K расцвету синтетического
стиля в то время, когда индивидуа-
лизм уже начинал раз’едать искус-
ство Запада. И в: этом заключалась
ето подлинная, национальная oco-
бенность. Совершенно понятно, что
национальные особенности русского
искусства в эпоху нового классици-
зма не были выражением простого от-\
ставания. Создавая свой синтез, рус-
ское искусство оставалось на базе
того самого новото классицизма, кото-
рый в это время господотвовал во
всей Европе. Таким образом русское
искусство действительно внесло ‘не-
что своеобразное и новое в сокро-
вищницу искусства мирового. Если
бы Кремлевский дворец был постро-
ен, Баженов с полным правом мог
бы считать, что им заложены оено-
вы национальной архитектуры:

В чем же конкретно заключались
принципы композиции Кремлевеко-
го дворца? :

Задача построения в Кремле но-
вого архитектурного ансамбля при
сохранении всех ето древних зда-
ний в неприкосновенности была, ко-
нечно, исключительно трудна. Баже-
нов разрешил ее с честью: ов ео-
здал толовокружительный по своей
смелости и свободе план построек,
которые должны были окружить
древнюю часть Кремля, при этом че
нарушив живописного, беспорядка ее.
зданий, Тут-то он и использовал
свободную композицию, которая на:
мечалась В рококо.

Наружный фасад дворца, зани-
мающий всю южную сторону крем-

Основное богатство архитектурных
форм Важенов развивает с внутрен-
ней стороны дворца.

Фасад разделен здесь на три 0-
вершенно различные части. ° Цен-
тральная образуется двумя вогну-

восточная же
своей  полуокружностью глубоко
вдаетея втлубь Кремлевской терри-
отграничивая центральную
Часть от восточной Она особенно
трандиозна: фасад изгибается колос-
сальным полукругом, обращенным к
северу. С восточной стороны к нему
перпендикулярно примыкаех малый,

ния отдельных

воссоздавало внешнюю оботановку
тероических событий Художники
сделали много этюдов и зарисовок.

Во время экспедиции 1935 г. Ha
Перекопе была организована, массо-
вая инеценировка боя, в которой при-
няли участие подразделения Крас-
ной Армии и местные организации
Осоавиахима,

В настоящее время коллектив ху-
дожников занят созданием больших

‘эскизов-макетов в 1% натуральной ве-

личины будущей панорамы и дио-
рам.
Нелегко было в первое время рабо-

тать над панорамой. Никто из совре-.

менных художников никогда серьез-
HO He занимался панорамной живо-

цисью. А задача была трудная: гран-  .

диозная, захватывающая, насыщен-
ная драматизмом и революционным
пафосом борьбы.

Идея и содержание современной па-

1 норамы обязывают художника полно-

стью использовать средства, приемы
и культуру живописного мастеротва.
Это тем более необходимо, что сей-
час в работе над панорамой перед ху-
дожниками стала-вадача — передать
сложные психологические пережива-
людей и больших
трупп, изображаемых в картине.

емало пришлось потрудиться над
организацией коллектива  художни-
ков. Не все художники по стилю
своего творчества подходили для ра-
‘боты над панорамой. Трудно было
создать сплоченный коллектив, рабо-
тающий над одним холостом, рацио-
нально использовать индивидуальные
возможности, знания и опыт каждого
отдельного художника в коллектив-
ной работе. : :

Ha первых порах нам пришлось
столкнуться с отдельными трудностя-
ми, вытекающими из необычной фор-
мы поверхности холста. Его сфериче-
скую форму необходимо было вое
время учитывать при работе над чер-
новыми плоскими эскизами,

Трудно далось и построение  ком-
позиции (подчинение композиции не
одной точке схода, как это делается
в станковой картине, а целому ряду
их). Круглому макету предшествова-
ла серия пробных композиций,

Во время работы мнотим художни-

‘кам нужно было изменять TBOD-

ческие навыки и во многом обота-
щать свои профессиональные вна-
ния. : ea
Над макетом панорамы работают
Г. К. Савицкий, В. П. Ефанов и Н. TL

Христенко; над диорамами — П. П.

Соколов-Скаля, М. М. Соловьев, Б. В.
Иогансон, В. В. Крайнев, Г. Н. Горе-
лов, А. В Куликов, А. В. Моравов и
А. А. Нржецлавский. :

В дружной коллективной работе
мы стремимся создать произведение,
достойное великой темы, которой оно

посвящено. р
„Г. САВИЦКИЙ
П. СОКОЛОВ-СКАЛЯ

Опера в Куйбышеве

«Поднятую целину» И. Дзержинско-
го и «Мятеж» (по Фурманову) Хад-
жа-Эйнатова.. И
Кроме произведений советских ком-
позиторов намечены к постановке
классические оперы, мало знакомые
куйбышевскому зрителю: «Бал-Мае-
карад» Верди, «Чародейка» Чайков-
ского, «Запорожец ва Дунаем» Гулак
Артемовского а также «Князь
Игорь» Бородина. Из прошлогодних
постановок возобновляются «Аида»,

«Кармен», «Тихий Дон», «Снегуроч-

Kar, «Самсон`и Далила», «Евтений
Онегин».
Театр привлек новые квалифици-

рованные актерские кадры. Состав

солистов обновлен. Приглашены Ари-
стова и Шабанова (драматическое

сопрано), Радомская (лирическое с0-

‘прано), Ефремова (колоратурное co-

прано), Сафонова (меццо-сопрано),

тенора Акуленко, Бельский, басы
`Ибашкевич и Иванов.
Куйбышев. В. ЛУКИН

отраничивающий площадь с востока.
Это — вход в дворцовый театр.

С западной стороны дворца Ba-
женов снова строит огромный полу-
круг, направленный также нерпен-
дикулярно главной оси дворца,
т. 6. навстречу малому полукругу
театра на востоке. :

‚ Таким образом Баженов строит
равновесие сторон на принцице
асимметрии, сопоставляя два полу:
круга столь разных масштабов, И
все же он достигает ощущения рав-
новесия сторон. Секрет заключает
ся в том, что западный полукруг
уравновешивается, в сущности, не
одним малым полукругом, но всей
совокупностью восточной площади,
Баженов находит равновесие в по-
следовательной цепи соотношений,
из которых каждое не вавершено.
Полная гармония получается лишь
в конечном результате. Композиция
Баженова построена не на простом
метре, & на сложном и ботатом рит-
ме. Этот-ло динамичный принцин и
был наследием барокко и даже ро-
KOKO.

Как показывают новейшие иссле
дования Н. Пустахонова и В, Ива-
нова, произведенные в связи с ре:
ставрацией модели дворца в Музее
архитектуры, Баженов не отрани-
чилея тем богатством форм, которое
он развернул в северном фасаде;
колоннады, ето украшающие, дол-
жны были выйти за ето пределы и,
оторвавитись от дворца, связать весь
Кремлевский холм в одно целое.
Восточная площадь должна была
превратиться в грандиозный овал,
образованный колоннадой, Она и
должна была стать подлинным цен-
тром Кремля, К ней должны были
сходиться все основные его проснек-
ты, идущие, от ворот и также обра-
зуемые колоннадами. Таким обра-
80M центр дворца оказался сдвину-
тым в юго-восточный угол кремлев-
ското холма, усиливая асимметрию
всей композиции. Равновесие ее мо-
жет быть найдено лишь в соединеё-
нии 66 ©0 всем тородом — со всем
мировым. пространством. В этом
слиянии архитектуры с простран-
ством Баженов остается верен ваве-
там барокко. Надо отдать справед-
ливость Баженову, что в своем Кре-
млевском дворце он применил вти
воздействия европейского искусства
с наивысшим мастерством, достигнув
исключительной стройности, ясности
и единства целого при крайней сво-
боде в организации“ частей,

что в цирковой школе не занимаят-

этизацией в полном

Понедельник, 23

августа 1937 г.

39 695

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМЫ ТРЕТЬЕЙ
ak . ПЯТИЛЕТКИ

Цирку нужны кадры

Тов. Данкман в отатье «Советский
цирк» («Советское искусство» от 23
июля) обрисовал перспективы разви“
тия пирка в третьей‘ пятилетке. К co-
жалению, он обошел вниманием це-
лый ряд вопросов, имеющих огромное
значение для развития советского
циркового искусства, Сообщив циф-
ры, характеризующие число цирков,
количество зрителей и т. д., он ноч-
ти ничего неё сказал о художественной
работе цирков и о кадрах, которые
будут эту работу проводить. Здесь
т. Данкман ограничился лишь глу-
хим указанием, что «самое серьезное
внимание в третьей пятилетке будет
уделено вопросам художественной
работы. Разработан ряд мероприятий
по улучшению качества цирковых
номеров». Что это за «мероприятия»,
осталось неизвестным.

Весьма слабым участком в работе
цирков является режиссура. До сих
пор Центральное управление госу-
дарственными цирками не интересо-
валось ею, и цирки оказались в таком
положении, что у них нет ни одного
настоящего циркового режиссера 00
специальным режисоерским o6paso-
ванием.

Нам кажется, что в плане третьей
пятилетки должно быть указано на
необходимость организации подготов-
ки этих кадров, так же как и привле-
чения крупнейших режиссеров дра-
матических и иных театров к работе
в пирках. Целесообразно при художе-
ственном руководстве ЦУГЦ создать
целую режиссерскую коллегию. При
Всесоюзной школе циркового искус-
отва должны быть организованы кур-
сы режиссеров; само собою разумеет-
ся, что на курсы надо принимать тех
цирковых артистов, которые имеют
большую производственную практику
и обладают склонностями и желанием
посвятить себя творческой режиссер-
ской работе,

То же. относится и к подтотовке
кадров хозяйотвенного руководетва
цирками. Теперешние цирковые ди-
ректоры, их ваместители и админи-
страторы в большинстве случаев яв-
ляются людьми, мало знакомыми ©

технологией цирка, & подчас и с его.

терминологией. Зачастую они не пло:
хие финансисты, но, как правило, не
знают всего производетвенного про-
цесса цирковых предприятий.

Всесоюзная пкола циркового ис-
кусства в ее теперешнем виде не за-
нимает ведущей роли в подготовке’
кадров. В этом видно недостаточное
руководство школой и кадрами со
стороны ЦУГЦ. Речь идет не только
с совершенно недостаточном количе-
стве обучающихся в школе. Воспита-
ние кадров цирковых актеров в этой
школе доверяется людям, которые
подчас не отвечают пред’являемым им
требованиям. Известны факты, котда
выпускники цирковой школы оказы:
ваются плохими актерами, в низким
уровнем политической и общеобразо-
зательной подготовки, а иногда даже
и морально неустойчивыми людьми.
Последние факты, правда, единичны,
но все же они сигнализируют о’ том,

ся по-настоящему воспитанием со-
ветского актера.

Я считаю, что для поднятия цирко-
вого мастерства целесообразно орга
низовать кроме цирковой школы выс-
шее учебное ваведение циркового ис-
кусства — институт. Этот вуз должен
давать людей, которые являлись бы
инженерами циркового искусства.

Большое значение в третью пяти-
летку должны получить производст-
венные мастерские, которые сейчас
работают кустарно и до сих пор еще
не нашли формы своей работы, Чис-
ло этих мастерских нужно значитель-
но увеличить и добиться того, чтобы
они существовали при каждом круп-
ном стационаре, сосредоточивая в с6-
бе весь опыт работы цирка.

Говоря о художественной работе
цирков, надо указать, что в третью
пятилетку должна ‘быть серьезно по-
ставлена экспериментальная работа,
в области ансамбля. Идея ансамбля
была скомпрометирована в 1933 г. ee
первый ортанизованный ансамбль
развалился. Это произошло, конечно,

=

Совсем друтой характер носят
опыты Баженова в области псевдо-

тотики или псевдорусского стиля,
блестяще представленные в Нарицы-
не, хотя и эти постройки окончи-
лись катастрофой: как известно,
Екатерина велела снести дворец, по
всей вероятности, разтневанная слу-
хами о причастности Баженова к
масонам, которые путали ее своими
связями 6 оппозицией. Сейчас ‚о
творчестве Баженова свидетельству-
ют лишь служебные и парковые
постройки и план дворца.

Планы всех этих зданий не вно-
сят ничего нового; как обычно у
Баженова, они сложны и бесконеч-
но разнообразны но своим формам.
Новшества касаются лишь декора-
ции стен, в которой Баженов сое-
динил готические стрельчатые арки
и пирамидки-фиалы с московскими
«кокошниками», пучками Колонок-
дудочек, разрывными фронтонами
так называемого «московского 6a-
рокко», Эта декорация никак не
связана ни с архитектурными фор-
мами, ни с их об’емами, ни © про-
странством. Правда, рука тонкого
мастера чувствуется в том, что ‘ве-
зде соблюдено чувство меры в укра-
шениях, нигде они не скрывают
архитектурных форм. И все же. они
не сливаются с ними. Они кажутся
чуждым убором, надетым на них
так же насильственно, как когда-то
европейские камзолы и роброны бы:
ли одеты на только что обритых
петровских людей.

Правда, исевдорусский стилв для
самого Баженова еще не был сти-
смысле слова:
исследователи (Н. Кожин) справед-
ливо указывают на то, что Баженов
попытался восстановить традицию
не глубокой отарины, а недавнего
прошлого — того стиля, который на-
зывают «московским барокко» и ко-
торый доживал свой век почтя В
его дни. В своей речи на закладке
Кремлевского дворца он прямо про-
тивоноставил этот стиль древне-
русскому ‚ искусству: «Грановитая
палата хороша, но ¢ Арсеналом
сравниться He может. Колокольня
ивановская достойна зрения, но ко.
локольня Девичья монастыря Gomes

обольстит очи человека вкус иму-
Heros,

Баженов не бых ретроснективи-
стом, его ранние произведения дей-
етвительно предетавляют продолже-
ние стиля Tak называемого  «мос-
вовокога барокко» (припиомваемаз

не потому, что идея ансамбля поро
на, а потому, что этот Вопрос не быд
изучен и разрешен © достаточной
серьезностью. Болёе того: мне кажет.
ся, что организация ансамбля была
проведена таким образом, чтобы про.
валить самую идею ансамблевой Da
боты.

’ Опыт прошедшего зимнего сезона
в Московском, Ленинградском и Ки.
евоком цирках, перешедших на цик»
ловые программы, оправдал себя под»
ностью. Цикловые программы должны
явиться началом постепенного пере
хода на ансамблевые формы работы,
О преимуществах их нечего говорить,
Они создают сработанность  целою
коллектива и открывают широкие
возможности для коллективного вое»
питания актера и его творческого po.
ста под определенным художеотван.
ным руководством.

Тов. Данкман обошел вниманяви Я
вопрос о музыке в цирке, которая во:
обще мало интересует ЦУТГЦ. Это со,
вершенно заброшенный участок в
работы, Если 8a последнее время у
актеров цирка и вамечается тяготе.
ние к классической музыке, то оно
настолько мизерно, что хорошая ну»
зыка растворяется в пошлых Gore
тротах и ветхих талопах. Артисты
цирковых оркестров целиком зависят
от директоров, которые проводят под.
бор оркестров, исходя из жесткой эко.
номий средств; в итоге оркестры н
периферийных цирках оказываются
несыгранными и состоят из музыкань
тов весьма низкой квалификации

В свази с этим стоит учеба apr
стов цирка, Ни для кого не conper,
что отсутствие настоящего образова
ния цирковых актеров является боль
шим тормозом для их роста, Введения
частичной учебы в нескольких ста.
ционарных цирках прошлой зимой
оправдало ‘себя полностью. Но 9ю
лишь первые, робкие шаги. Широков
развитие учебы тормозится отоутем
вием единого централизованном
учебного плана.

Наша страна успешно ликвидирум
во всех областях пережитки вали.
тализма. Лишь в цирке руководства
ЦУГЦ поддерживает частнособотвен.
нические тенденции, передавая ору
дия производотва в собственность ap.
тистов. Это не только воспитывав
в актере частнособетвеннические ус
тремления, но и приносит большой
ущерб государству, которое платит
за амортизацию этих орудий произ
водства большие суммы денег, зача»
стую превышающие получаемую 41
тистами зарплату. Подобную практи
ку надо раз и навсетда ликвидиро-
вать. В третьей пятилетке надо пе
ревести артистов цирка на государ
ственную аппаратуру и одновременное
воспитывать в них чувство ответолч
венности за государственное имуще
ство как за социалистическую соб“
венность.

Тов. Данкман пишет о новом эда*
нии московского цирка. Надо преду*
смотреть, чтобы в этом цирке был
специальный клуб цирковых арти:
стов, вроде тех, какие имеют работ
ники друтих видов искуоств, 9101
клуб должен явиться очагом культур»
н0го воспитания циркового актера,
Мероприятия по строительству домон
для работников цирка надо допох
нить строительством дома для пре
старелых цирковых артистов.

Известно, что цирки выбрасываю
ежегодно сотни тысяч рублей на опа
лату частных квартир для артистов,
План третьей пятилетки должен
включить организацию общежитий
при всех крупных цирках-отационае
рах.

Советский ‘цирк стоит на пороге
своего 20-летнего юбилея, Сейчас наз
рел вопрос’ о созыве с’езда или кок
ференции цирковых работников; Fe
такой конференции. можно было бы
широко обсудить задачи цирков 8
третьей пятилетке. Руководство цир:
ками не только не ставит этого во
проса — оно даже после февральско:
мартовского пленума ЦК ВКП(б) вв
устроило совещания с периферийных

активом.
ЯН БРЕСЛЕР
Смоленск.

Важенову церковь в Старках, 175%,
перковБ в селе Знаменском, начатая
B 1768 1.). И всё же в вто времен
элементы московского стиля ХУПв
были лишь пережитками прошлого
Актуального значения они уже #
имели, :

Петровская эпоха положила такую
глубокую грань между Московской
Русью и Российской имцерией, ч®
назад не было дороги. Прямая связв
между ними сохранилась лишь 8
фольклоре. Это прекрасно понял
Пушкин, широко  испольвовавший
его в своей поэзии, но. вовсе не пы
тавитийся вернуться к московекой
культуре даже в тех своих произ
ведениях, которые связаны © Hel
‘сюжетно.

Впрочем, и самый фольклор Пу
кин вводил очень осторожно, при
творяя. его в своем творчестве» ко
торов питалось ботатейними истоз
никами мирового искусства. Именнй
Пушкин, лучше, чем кто-либо дру
той, доказывает полную возможност?
создания абсолютно национального
и прогрессивного искусства на 060“
ве мировых наследственных связей

Этим путем шло всякое большой
национальное искусство. Францу»
ский классицизм в apxutentypé
ХУП в. был, конечно, тлубоко им
циональным стилем, но вовсе HO 10
тому, что он вначале сохранял е9
высокие крыши; — наследие фрай
цузокого средневековья. Эта вру“
тектура была органическим звеном
во всем французском искусстве BNO
хи абсолютизма и с отромной пой
Нотой и блеском выражала все ми
ропонимание тогдашнего  француй
ского общества, Конечно, это не зна“
чит, что французский класснцивй
не имел преемственных связей 0
прошлой. культурой Франции,
преемственность, конечно, не 038
чает тождества. р

Бесконечно ценно, что Barents
наряду co своими произведениями
в ложнорусском стиле наметил ит
подлинный путь национального 16
кусства; которым победоносно 10*
шли непосредственные продолжате“
ли дела Баженова — великие ру
ские архитекторы Воронихин, 8%
харов, & также и те иностранцы,
которые глубоко поняли задачи Я
особенности русского искусства #
потому органически вошли в #1
как, например, Карло Росси,

Н. КОВАЛЕНСКАЯ