‚ ших жертв. Нельзя шарахаться от одной

_ дет проделана эта работа, можно’ будет

ПРАВДА

1 АПРЕЛЯ 1937 Г., №

аключительное. слово товарища С
КТ б).э марта

_—— See ра

Товарищи!

Я говорил в своем докладе об основ-
ных вопросах обсуждаемого дела. Пре-
ния показали, что у нас имеется теперь
полная ясность, имеется понимание за-
дач и есть готовность ликвидировать
недостатки нашей работы. Нб прения
показали также, что есть некоторые кон-
кретные вопросы нашей оргавнизацион-
но-политической практики, по которым

нет еще у нас вполне ясного понимания. .  `

Таких вопросов я насчитал семь.
Разрешите сказать несколько слов об
этих вопросах. ‘ie
Г) Теперь, надо полагать, все поняли,
осознали, что чрезмерное увлечение. хо-
зяйственными кампаниями и хозяйствен-

ными успехами при недооценке и забве- :

нии партийно-политических вопросов —
ведет к тупику. Необходимо, стало быть,
повернуть внимание работников в сто-
рону партийно-политических вопросов с
тем, чтобы успехи хозяйственные соче-
тались и шли рядом с успехами партий-
но-политической работы.

Как практически осуществить задачу
усиления, партийно-политической рабо-
ты,. задачу освобождения партийных
организаций от хозяйственных мелочей?

Как видно из прений, некоторые това-.

рищи склонны делать из этого непра-
вильный вывод о том, что теперь при-
дется будто бы отойти вовсе от хозяй-
ственной работы. По крайней мере были
голоса: ну, теперь, слава богу, освобо-
димся от хозяйственных дел, теперь
можно. заняться и партийно-политиче-
ской работой. Правилен ли этот вывод?
Нет, неправилен. Когда наши партийные
товарищи, увлекаясь хозяйственными
успехами, отходили от политики, это
была крайность, стоившая нам больших
жертв. Если теперь некоторые наши то-
варищи, берясь за усиление партийно-
политической работы, вздумают отойти
от ‘хозяйства, то это будет другая край-
ность, которая будет нам стоить не мень-

крайности к другой. Нельзя отделять
политику от хозяйства. Мы не можем
 йти от хозяйства так же, как не мо-
‘em уйти от политики. Для удобства
вучения люди обычно ‘отделяют. ме-
Т‹дологически вопросы хозяйства OT

вопросов политики. Но это делается’

лишь” методологически, искусственно,
только для удобства изучения. В жиз-
’ни, наоборот, на практике политика
и хозяйство неотделимы. Они суще-
ствуют. вместе и действуют вместе. И
тот, кто думает в нашей практической
политике отделить хозяйство от поли-
тики, усилить хозяйственную работу це-
ной умаления политической работы или,
наоборот; усилить политическую работу
ценой ‘умаления хозяйственной рабо-
ты,— тот обязательно попадает в Ty-
пик. ,

Смысл известного пункта проекта ре-

золюции об освобождении партийных.

организаций от хозяйственных мелочей
и усилении партийно-политической ра-
боты состоит не в том, чтобы отойти от
хозяйственной работы и хозяйственного
руководства, а только лишь в том, что:
бы не допускать больше практики под-
мены и обезличения хозяйственных ор-
ганов, в том числе и особенно земель“
ных органов, нашими партийными орга-
низациями, Необходимо, стало быть,
усвоить метод большевистского руко-
водства хозяйственными органами, со-
стоящий в том, чтобы систематически
помогать этим органам, систематически
укреплять их и руководить хозяйством
не номимо этих органов, а через них:
Нужно. дать хозяйственным органам и
прежде всего земельным органам луч-
ших людей, нужно укомплектовать эти
органы”новыми лучшими работниками,

способными выполнять возложенные на,

них задачи. Только после того, как бу-

рассчитывать на то, что партийные орга-
низации будут полностью освобождены
от хозяйственных мелочей. Понятно, что

дело это серьезное и требует известно-

го времени. Но пока это не сделано,
партийным организациям придется и
впрель, на определенно короткий срок,
заниматься вплотную  сельскохозяй-
ственными делами со всеми их мелоча-
ми, пахотой, севом, уборкой и т. д.

2) Два слова о вредителях, диверсан- _

тах, шпионах и т, д. Теперь, я думаю,
ясно для всех, что  нынешние вредители
и диверсанты, каким бы флагом они ни
маскировались, троцкистским или буха-

ринским, давно уже перестали быть по-.
литическим течением в рабочем движе-.

нии, что они превратились в беспринцип-
нуюги`безыдейную банду професси-
ональных вредителей, диверсантов, шпи-
онов, убийц. Понятно, что. этих господ
придется громить и корчевать беспо-
щадно, как врагов рабочего класса, как
изменников нашей родине., Это ясно и
не требует дальнейших раз яснений.
_Но ват вопрос: как практически осу-
ществить задачу разгрома и выкорчевы-
вания японо-германских агентов троц-
кизма? Значит ли это, что надо бить и
выкорчевывать. не только действитель-
ных троцкистов, HO й тех, которые
когда-то колебались в сторону троцкиз-
ма, а потом, давно уже, отошли от троц-
кизма, не только тех, которые действи-
тельно являются троцкистскими агента-
ми. вредительства, но и Тех, которые
имели когда-то случай пройти по улице,
по которой когда-то проходил тот или
иной троцкист? По крайней мере. такие
голоса раздавались здесь на пленуме.
Можно’ ли считать такое толкование ре-

шШлетгуме..

$

_TIpOTHB TPOUKH3Ma, HO, H€CMOTPA Ha 3TO,

пывающий подход, когда люди интере-

‚сти. Кроме того, подбирая в качестве

золюции правильным? Нет, нельзя счи-
тать правильным. В этом вопросе, как и
во всех других вопросах, необходим
индивидуальный, дифференцированный
подход; Нельзя стричь всех под одну
гребенку. Такой огульный подход может

ЦК

только ‘повредить делу-борьбы с дей-.
ствительными троцкистскими   вредите-

лями и шпионами.

Среди наших: ответственных товари-.

щей имеется некоторое количество быв-

ших троцкистов, . которые ; давно уже _

отошли от троцкизма и ведут борьбу
с троцкизмом не хуже, а лучше некото-
рых наших уважаемых товарищей, не
имевших случая колебаться в сторону
троцкизма. Было бы ‘глупо опорачивать
теперь таких товарищей.

‘ Среди наших товарищей есть и такие,
которые идеологически ‘стояли всегда

поддерживали личную связь с отдельны-
ми троцкистами, которую: они не замед-
лили ликвидировать, как ‚только стала
для них ясной-практическая физиономия
троцкизма. Не хороню, конечно, что они
прервали свою ‘личную приятельскую
связь с отдельными троцкистами не
сразу, ‘а ‘с опозданием. Но было бы
глупо валить таких товарищей’ в одну
кучу с троцкистами.

3) Что значит — правильно подбирать
работников и правильно расставлять их
на работе?

Это значит подбирать работников, во-
первых, по политическому признаку;
т. е. заслуживают ли они политического
доверия ‘и, во-вторых, по деловому при-
знаку, т. е. пригодны ли они для такой-
то  конкретной работы.

Это значит не превращать деловой
подход в деляческий подход, когда лю-
ди интересуются деловыми качествами
работников, но не интересуются их по-
литической физиономией,
‚ Это значит не превращать политиче-
ский подход в единственный и исчер-

суются политической физиономией ра-
ботников, но не интересуются их дело-
выми качествами.

нельзя этого сказать, Здесь на пленуме
уже говорили об этом. Но не. сказали
всего. Дело в том, что это испытанное
правило нарушается в нашей практике
сплошь и рядом и при том самым rpy-
бым : образом. Чаще. всего подбирают
работников не по об’ективным призна-
кам, а по признакам случайным, суб’ек-
тивным, обывательски-мещанским. Под-
бирают чаще всего так называемых зна-
комых, приятелей, земляков, лично пре-
‚ данных, яюдей, ‚мастеров по восхвале-
нию своих шефов — безотносительно к
их политической’ и деловой пригод-
ности.

чается семейка близких людей, артель,
члены которой стараются жить в мире,
не обижать друг’друга;‘не выносить со-
ра из избы, восхвалять друг друга и
время от времени посылать в центр пу-
‘стопорожние и’тошнотворные рапорта
`0б. успехах.

Не трудно понять, что в такой семей-
ственной обстановке нё может быть ме-
ста ни для критики недостатков работы,
ни для самокритики руководителей ра-
ботой. :

Понятно, что такая семейственная об-
становка создает благоприятную среду
для выращивания подхалимов, людей,
лишенных чувства своего достоинства и

большевизмом.

и` Вайнова. Первый из них является се-
кретарем краевой партийной организа-
ции Казахстана, второй — секретарем
Ярославской областной партийной орга-
низации. Эти люди в нашей среде —
не последние работники. А как они под-
бирают. работников? Первый перетащил
с собой в Казахстан из Азербайджана
и Урала, где он раньше работал, 30—40
«своих» людей и расставил их на от-
ветственные посты в Казахстане. Вто-
рой перетащил с собой в Ярославль из
Донбасса, где он раньше работал, свы-
ше ‘десятка тоже «своих» людей и рас-
ставил их тоже на ответственные посты,
 Есть, стало ‘быть, своя артель у товари-

работников из местных людей, руковод-
‚ствуясь известным большевистским пра-
вилом о подборе и расстановке людей?
Конечно, можно было бы. Почему же
они. этого. не сделали? Потому, что
большевистское правило подбора работ-
ников исключает возможность обыва-
тельски-мещанского подхода, исключает
возможность. подбора работников по
признакам семейственности и артельно-

работников лично преданных людей,
эти товарищи хотели, видимо, создать
для себя ‘обстановку ‘некоторой незави-
CHMOCTH как в отношении местных лю-
‘дей, так и в отношении ЦК партии. До-
пустим, что товарищи Мирзоян ‘и Вай-
нов в силу тех или иных обстоятельств
будут переведены из места нынешней
их работы в какие-либо другие места.

Можно ли сказать, что это больше-‘
вистское правило выполняется нашими
партийными товарищами? К сожалению,

Понятно, что вместо руководящей -
группы ответственных работников полу:

потому не имеющих ничего общего с.

Взять, например, товарищей Мирзояна

ща Мирзояна. Есть она и у товарища -
.Вайнова, Разве нельзя было подобрать

Как они должны поступать в таком слу-

чае в отношении своих «хвостов»? Не-
ужели им придется снова перетаскивать
их воновые места своей работы?

Вот.к какому абсурду приводит на-
рушение большевистского правила^ о

‚ наконец, путем избрания или ‘неизбра-
ния. в руководящие органы‘ тех или.
иных руководящих товарищей. Точное

- партийных органов, право выставления

‚вание, свобода критики и самокрити-

’партии со стороны партийных масс.

‘их причины, наметить пути их испра-

правильном подборе и’ расстановке: ра-
ботников.

4) Что значит — проверять работни-
ков, проверять’ исполнение заданий?

Проверять -работников‚;- это: значит
проверять их не по их обещаниям и
декларациям, а по результатам их ра-
боты.

Проверять исполнение заданий, это
значит проверять их не только в канце-
лярии и не только по формальным от-

месте работы по фактическим результа-
там исполнения.

Нужна ли вообще такая проверка?
Безусловно, нужна. Нужна, во-первых,
потому, что только такая проверка дает
возможность распознать работника,
определить ero действительные ` каче-
ства. Нужна, во-вторых, потому, что
только такая проверка дает возмож-
ность определить достоинства и недо-
статки исполнительского аппарата. Нуж-
на, в-третьих, потому, что только такая
проверка дает. возможность определить
достоинства и недостатки самих за-
даний.

Некоторые товарищи думают, что
проверять людей можно только сверху,
когда руководители проверяют руково-
димых по результатам их работы. Это
неверно. Проверка сверху, конечно,
нужна, как одна из действительных мер
проверки людей и проверки исполнения
заданий. Но проверка сверху. далеко
еще. не исчерпывает всего. дела провер-
ки. Существует еще другого рода про-
верка, проверка снизу, когда массы, ко-
гда руководимые проверяют руководи-
телей, отмечают их ошибки и указыва-
ют пути их исправления, Этого рода
проверка-является одним из самых дей-
ствительных способов проверки. людей.

Партийные массы. проверяют своих
‘руководителей на активах, на’ конфе-
ренциях, на. с’ездах путем заслушивания
их отчетов, путем критики недостатков,

проведение демократического центра-
лизма в партии, как этого требует устав
нашей партии, безусловная ‘выборность

и отвода кандидатов, закрытое голосо-

ки, — всё эти и подобные им’ мероприя-
тия необходимо провести’ в жизнь для

проверку и контроль руководителей

Беспартийные массы проверяют своих
хозяйственных, профессионалистских и

активах, ‘на массовых совещаниях. вся-
кого рода, где они заслушивают отче-

ления.
Наконец, народ проверяет руководи-
телей страны во время выборов в ‘орга:
ны власти Советского Союза путем все-
общего, равного, прямого и ‘тайного
голосования.
Задача состоит в том, чтобы соеди-
нить проверку сверху с проверкой
снизу.
5) Что. значит — обучать кадры на их
собственных ошибках?
Ленин учил, что добросовестное
вскрытие ошибок партии, изучение при-
чин, породивших эти ошибки, и намече-
ние путей, необходимых для исправле-
ния этих ошибок, является одним из
вернейших средств правильного обучз+
ния и воспитания партийных кадров,
правильного обучения и воспитания ра-
бочего класса и трудящихся масс. Ленин
говорит:

«Отношение политической партии к
ее ошибкам есть один из важнейших
и вернейших критериев серьезности
партии и исполнения ею на деле ее
обязанностей к своему классу и к тру-
дящимся массам. Открыто признать
ошибку, вскрыть ее причины, проана-
лизировать обстановку, ее породив-
шую, обсудить: внимательно. средства
исправить ошибку — вот это признак
серьезной партии, вот это исполненне
ею своих обязанностей, вот это —
воспитание и обучение класса, а за-
тем и массы».

“Это значит, что обязанностью боль-
шевиков является не замазывание своих
ошибок, не увиливание от вопроса об
их ошибках, как это бывает у нас ча-

своих ошибок, честное и открытое на-
мечение путей для исправления этих
ошибок, честное ‘и открытое .исправле-
ние своих ошибок.

ших товарищей с удовольствием пошли
на это дело. Но большевики, если они
действительно хотят быть большевика-
ми, должны найти в себе мужество от-
крыто признать свои ошибки, вскрыть

вления и тем помочь партии ‘дать кад-
рам правильное обучение и правильное
политическое воспитание. Ибо только
на этом пути, только в обстановке от-
крытой и честной самокритики. можно
воспитать действительно. . большевист-
ские кадры, можно воспитать действи-
тельных большевистских лидеров,

Два примера, демонстрирующих пра-
вильность положения Ленина: on

Взять, например, наши ‘ошибки с кол-

хозным строительством. Вы помните,
должно быть, 1930 год, когда наши пар-
тийные товарищи думали разрешить
сложнейший вопрос перевода крестьян-

четам, но прежде всего проверять их Ha

того, между прочим, чтобы облегчить.

иных руководителей на беспартийных.   вперед нашу промышленность. Но этих

ты своих руководителей, критикуют не-.
достатки и намечают пути их исправ-.

сто, а честное и. открытое признание -

Я бы не сказал, чтобы многие из на-.

ства на колхозное, строительство в Ка-
кие-нибудь 3—4 месяца и когда Цен-
тральный Комитет партии оказался вы-
нужденным осадить увлекающихся това-
рищей. Это. был один из самых опасных
периодов в жизни нашей партии. Ошиб-
ка состояла в том, что наши партийные
товарищи забыли о добровольности
колхозного строительства, забыли, что
нельзя переводить крестьян на колхоЗ-
ный путь путем административного на-
жима, забыли, что колхозное строитель-
ство требует не нескольких месяцев, а
нескольких лет тщательной и продуман-
ной работы. Они забыли об этом и не
хотели признавать своих ошибок. Вы
помните, должно быть, что указание ЦК
о головокружении от успехов и о том,
чтобы наши товарищи на местах не за-
бегали вперед, игнорируя реальную ©б-
становку, — было встречено в штыки. Но
это не удержало ЦК от того, чтобы пой-
ти против течения и повернуть наших
партийных товарищей на правильный
путь. И что же? Теперь ясно для всех,
что партия добилась. своего, повернув
наших партийных товарищей‘ на ипра-
вильный путь. Сейчас у нас имеются де-
сятки тысяч великолепных кадров Из
крестьян по колхозному строительству
и колхозному руководству. Эти кадры
выросли и воспитались на ошибках
1930 года. Но этих кадров ‘не было бы
у нас теперь, если бы партия не OCO-

вила их своевременно. .

Другой пример.уже из области про-
мышленного строительства. Я имею в
виду наши ошибки в период шахтин-
ского вредительства. Наши ошибки со-
стояли в том, что мы не учитывали всей
опасности технической отсталости на-
ших. кадров в промышленности, мы ми-
рились с этой отсталостью и думали
развернуть широкое социалистическое
промышленное строительство при помо-
щи враждебно. настроенных специали-

ры на роль плохих комиссаров при бур-
жуазных специалистах. Вы помните,
должно быть, как неохотно признавали
тогда наши хозяйственные. кадры свои
ошибки, как неохотно. признавали они
свою техническую отсталость и до чего
туго усваивали они лозунг — «овладеть
техникой». И что же? Факты показы-
вают, что лозунг «овладеть техникой»
возымел свое действие и дал свои. бла-

десятки и сотни тысяч великолепных
большевистских хозяйственных кадров,
уже овладевших техникой и двигающих

кадров не было бы у нас теперь, если
бы партия спасовала перед упорством

свою техническую отсталость, если бы

и не исправила ‘их своевременно.
Некоторые товарищи говорят, что не-
целесообразно говорить открыто о. сво-
их ошибках, так как открытое призна-
ниё своих ошибок может быть расце-
нено нашими врагами, как наша сла-
бость, и может быть использовано ими.
Это пустяки, товарищи, сущие пустяки.
Открытое признание наших ошибок и
честное их исправление, наоборот, мо-
жет лишь усилить нашу партию, поднять
авторитет нашей партии в глазах рабо-
чих, крестьян, трудовой интеллигенции,
поднять силу и мощь нашего государ-
ства. А это главное. Были бы с нами ра-

ция, а все ‘остальное приложится.
Другие товарищи’ говорят, что откры-
тое признание наших ошибок может
привести не к обучению и’ укреплению
наших кадров, а к их ослаблению и рас-
стройству, что мы должны щадить и
беречь свои кадры, что мы должны ща-
дить их самолюбие и спокойствие. Для
этого они предлагают. замазывать ошиб-
ки наших товарищей, ослабить силу
критики, а еще лучше — пройти ‘мимо
этих ошибок. Такая установка являет-
ся не только в корне неправильной, но
и в высшей степени опасной, опасной
прежде всего для кадров, которые хо-
TAT «щадить» и «беречь». Щадить и со-
хранить кадры при помощи замазыва-
ния их ошибок, — это значит наверняка
погубить эти самые кадры. Мы бы на-
верняка загубили свои колхозные боль-
шевистские кадры, если бы не вскрыли
ошибок 1930 года и не обучили их на

били свои промышленные большевист:
ские кадры, если бы мы не вскрыли
ошибок наших товарищей в период
шахтинского вредительства и не обучили
наши промышленные кадры на этих
ошибках. Кто думает щадить самолю-
бие наших кадров путем замазывания
их ошибок, тот губит и кадры, и само-
любие кадров, ибо он замазыванйеём их

может быть более серьезных ошибок,

которые, надо полагать, приведут к пол-

ному провалу кадров в-ущерб их «camo-

любию» и «спокойствию».
6) Ленин учил нас не ‘только

массы, ном учиться у масс. —
Что это; значит?

учить

водители, не должны зазнаваться. не
должны цумать, что, если мы Являемся

членами [К или наркомами, то’ это еще

не значит, что мы обладаем всеми не.

обходимыми знаниями для того, чтобы
правильго руководить. Чин сам по себе

не дает знаний и опыта. Звание — тем
более. /›

#

знала тогда своих ошибок. и не испра- `

стов, обрекая‘ наши  хозяйственные кад-.

гие результаты. Теперь у нас имеются.

хозяйственников, не желавших признать’.

партия. не осознала тогда своих ошибок

бочие, крестьяне, трудовая интеллиген-

‘зация была неправа.

этих ошибках. Мы бы наверняка загу..

ошибок облегчает повторение новых, _

Это значит, во-первых, что мы, PYKO-

Это. значит, во-вторых, ЧТо одного
лишь нашего опыта, опыта рен
лей недостаточно для того, и ы пра-
вильно руководить, что необходимо,
стало быть, дополнять свой он опыт
руководителей, опытом масс, oe
партийной массы, опытом P
класса, опытом народа.

Это значит, в-третьих, ни на минуту
не ослаблять, а тем более не разрывать

связей с массами.
iy значит, в-четвертых, чутко при-
слушиваться к голосу масс, к голосу ря:
довых членов партии, к голосу так на-
зываемых «маленьких людей», к голосу
а.
ео значит правильно, руководить?

Это вовсе не значит сидеть в канцеля-
рии и строчить директивы.

Правильно руководить — это значит:

во-первых, найти правильное решение
вопроса. А правильное решение невоз-
можно найти без учета опыта масс, ко-
торые на своей собственной спине испы-
тывают результаты нашего руководства;

во-вторых, организовать проведение
в жизнь правильного решения, чего,
однако, нельзя сделать без прямой. по-
мощи со стороны! масс; .

в-третьих, организовать проверку ис-
полнения этого решения, чего, опять-
таки, невозможно сделать без прямой
помощи масс.

Мы, руководители, видим вещи, со-
бытия, людей только с одной стороны,
я бы сказал — сверху, наше поле зре-
ния, стало быть, более или менее огра-
ничено. Массы, наоборот, видят вещи,
события, людей с другой стороны, я бы
сказал — снизу, их поле зрения тоже,
стало быть, в известной степени огра-
ничено. Чтобы получить правильное ре-
шение вопроса, надо об’единить эти два
опыта. Только в таком случае руковод-
ство будет правильным.

Вот что значит не только учить массы,
но и учиться у масс.

° Два примера, ‘демонстрирующие пра-
вильность этого положения Ленина. _

Это было несколько лет тому назад.
Мы, члены ЦК, обсуждали вопрос об
улучшении положения в Донбассе.
Проект мероприятий, представленный
Наркомтяжем, был явно неудовлетвори-
тельный. Трижды возвращали проект в
Наркомтяж. Трижды получали из Нар-
комтяжа все разные проекты. М все же
нельзя было признать их удовлетвори-
тельными. Наконец, мы решили вызвать
‘из Донбасса несколько ‘рабочих и рядо-
вых хозяйственных ‘и профессиональных
работников. Три дня беседовали с этими
товарищами, И все мы, члены ЦК, дол-
жны были признать, что только они, эти
рядовые работники, эти «маленькие лю-

решение. Вы помните должно быть из-
вестное решение ЦК и Совнаркома oO
мерах усиления добычи угля в Донбассе.
Так вот это решение ЦК и Совнаркома,
которое признано всеми нашими това-
рищами правильным и даже знаменитым
решением, подсказали нам простые
люди из низов.

Другой пример. Я имею в виду пример
с тов. Николаенко. Кто такая Нико-

партии. Она — обыкновенный «малень-
кий человек». Целый год она подавала
сигналы о неблагополучии ‘в партийной
организации в Киеве, разоблачала се-
мейственность, мещанско-обывательский
подход к работникам, зажим ‘самокри-
тики, засилье троцкистских вредителей,
От нее отмахивались, как от назойливой
мухи. Наконец, чтобы отбиться от нее,
взяли и исключили ее из партии. Ни
Киевская организация, ни ЦК КГКб)У не
помогли ей добиться правды. Только
вмешательство Центрального Комитета
партии помогло распутать этот запу-
танный узел. А что выяснилось после
разбора дела? Выяснилось, что Нико-
лаенко была права, а Киевская органи-
Ни. больше, ни
меньше. А ведь кто такая Николаенко?
Она, конечно, не член ЦК, она не нар-
ком, она не секретарь Киевской област-
ной организации, она дажегне секретарь
какой-либо ячейки, она только простой
рядовой член партии.

Как видите, простые люди оказыва-
ются иногда куда ближе к истине, чем
некоторые высокие учреждения.

Можно было бы привести еще десятки
и сотни таких примеров.

Выходит таким образом, что для руко-
водства нашим делом одного: лишь на-
шего опыта, опыта руководителей, да-
леко еще недостаточно. Для того, чтобы
правильно руководить, необходимо опыт
руководителей дополнить опытом пар-
тийной массы, опытом рабочего класса,

опытом. трудящихся, опытом так назы-
ваемых «маленьких людей».

А когда это возможно?
Это возможно лишь в том случае, если
руководители связаны с массами тесней-
шим образом, если они связаны с пар-
pete! массами, с рабочим классом,
естьянством, ст Й
Я у рудовой интелли-
Связь с массами, укрепление этой
связи, готовность прислушиваться к го-
лосу масс, — вот в чем сила и непобеди-
мость большевистского руководства.
Можно признать как правило, что по-
ка большевики сохраняют связь с ши-
рокими массами народа,
непобедимыми. И наоборот, стоит боль-
шевикам оторваться от масс и потерять
связь с ними, стоит им покрыться бр
оные

(ОКОНЧАНИЕ СМ. НА 3-й СТР.).

ди» сумели подсказать нам правильное

лаенко? Николаенко — это рядовой член:

e

‹

,

они будут {

>

/