Новые
театры

Ве приходится и говорить о гро-
мадном культурном значении чеат-
рального строительства. В 10 ме вре-
мя это дело беспризорно и запуще-
но, им никто по-настоящему He py-
ководит. Еще когда театры’ находи-
лись в системе Наркомпроса, теат-
ральное строительство приняло 65зо-
бразный, уродливый характер. В

` Ереване, например, проектировалось
‚ строительство театра стоимостью в
`34 млн. рублей, в Новосибирске при-
ступили к строительству театра сто:
имостью в 25 млн. рублей, в Мин-
che — 14 млы. рублей и`т. д. Эта
вредительская «гигантомания» и по
сей день с’едает отромные ерёдет-.
‘ва, так как ко времени перехода
театров в Комитет по делам ис-
кусств сценические коробки были
уже в основном закончены. Таким
образом, дальнейшее  отроительство
необходимо вести, приспособляясь в
отромным размерам коробки.

С переходом тёатров во Beecows:
ный комитет по делам нокусств де-
ло с0_ строительством не’ упучниги
лось. В течение полутора лет в те-
атральном управлении не было спе-
циалиста-строителя. ‘Руководство со.
стороны стройуправления сводилось
линь к контролю за проектами и
сметами Театральное строительство’

° на местах попрежнему ведется бес-
контрольно и находится фактически
на откупе у начальников строек.
результате, директива прави-
тельства о завершении в 1937 толу

строительства девяти тевтров нахо-

дится под утрозой срыва. За семь
месяцев 1937 года план работы на
строительстве театра им. Мейёрхоль-
да выполнен лишь на 17,6 проц,
театра в городе Кирове — на 185
прон. театра в Иванове — wa 34
нроп. ит. д, Sue

На строительстве театра в Гори,
Еоторое должно быть закончено, по
решению правительства; к 1 января
1938 года, до сих пор нет даже про-
ектов н смет.

Последнее время Вевсоюзный ко-
митет по делам искусств несколько
улучшил свое рувоволетво театраль-
ным строительством. На места вы:
езжали работники EHH, отдельным
строительствам оказывалась помошь
стройматериалами. К сожалению, это
внимание направлено лишь на пу-
ековые стройки.

` Советское правительство отпускает
отромные средства на строительство
театров. В 1937 тоду на театральное
строительство было  отиуено 64
млн. рублей. Всесовзный комитет по
‘делам искусств должен, наконен, по-
серьезному заняться строительством
театров, обеснечив необходимое ру»
ководство новостройками и правиль-
Hoe расхолование отпущенных

средств, :
Я. ДЬЯКОВ

‘ли, Зритель взволнован

Начало н

играют в манере старой «Комеди
Франсез». Они не товорят, & поют
роли, и Иуда мечется по всей сцене!
в судорогах и мучениях, изображая”
самото страшного и жестокого зло: )

‚дея. Христос — очень известный ак-

rep зКувз, выделяется ереди осталь-
50то ансамбля. Он играет в меру воз-
можности просто, избегая ложной
чувствительности, не притворяясь 6о-.
TOM, a передавая образ человека, ко-
торого обманули, предали и казни-
не этим.
спектаклем, не балетной  пляской
зертей, не их визгом и хохотом: не
монотонным опором архангела с дья».
волом,/ а необычностью самой o6cra-
новки, далеким отзвуком руанских
колоколов, передаваемых по радио,
звуками великолепного органа, до-
носящимися из собора Нарижекой
Богоматери, красотой фасада древ-
него дворца, возникающего из тем:
ноты и высвечиваемотго кусками чез
рёз прожектора и, наконец, простой
игрой уве. ;

Авторам этой постановки» несмотря
Ha ее блеск, не удалось воскресить
религиозных чувств в зрителях..

В. конце концов это прежде всего ‘чередом до тех пор, пока официант

зрелище, одно из таких зрелиш, ко-`
торым дарит и оглушает приезжего
зрителя Парижекая выставка, о
`В театрах бульваров, между тем;
продолжается прежняя, наладивша-
яся десятилетиями, театральная,
жизнь. Ренертуар Пале-Рояля, Буф-
Фа Паризьен ne изменился за эти
оды. : Re ae
` Театры играют свой прежний зим-
ний репертуар, в котором жены об-
манывают  мужей, мужья — жен, В
ROTOPOM всех принимают не ва тех,

кем они являются в действительно-

сти и в котором В последнем акте
все распутываетен к общему удо-
вольствию. Играют эти фароы и. во-
девили в той легкой французской,
манере, которая отмечена остротой
диалотов и безразличием в судьбам.
изображаемых людей, Актеры не да-
ют 6808 труда беспокоиться за своих,
reposs. Швеса идет в сотый или
двухеотый раз, они играют её еже-
недельно в течение десяти раз (пов-
торение вечернего, снеклакля в чет
верт, в субботу и. воскресенье). Они’
прилежно повторяют свой шутки и
приемы, и кажется, будто ны война.
ни бурные политические события; ни,
вновь налвитающаяся на Францию!
угрова войны, ничто не тронуло: это-
то застывието царства, В’ пъесах 062
торожно вытравлены все намеки на
современность: их действие могло бы’

110 спектакль  модного-матазина норт-

Пале-Рояле во время’ спектакля фар-

My

a l-i-cTp. -

зал, как и сейчас. В’ мюзик-холлах
выступают все те же-внаменитости—.
Миставтет, Морис Шевалье, Жовефи-
на Беккер, попрежнему десятки об-
‘ наженных герле танцуют перед зри-
телем, попрежнему каждая картина
являетен выставкой субсидировавше-

ных и портних. Причем, при чтении
‘программы, до начала действия, вы

‚знавомитесь, о тем; что тобножа та:

кая-то носит в жизни шляцы рабо-
ты такой-то’ мастерской, а на сцене
‘перчатки такой-то мастерской, а Ше-
вальв душится такими-то духами, &
Жозефина Беккер избегает. всех дру».
THX чулок, кроме чулок такой-то
фирмы. Bes 3

Власть рекламы доходит до того;
‘что. в текст пьесы включается про-
славление той или иной фирмы. В

са «Мадам со мной» на сцену, изо-
 бражающую вокзальный буфет, вхо-

Дит ‘молодой человек, не имеющий
  прямого отношения к действию, и
спрантивает у официанта какой-ни-

‘будь апперитив, Официант мог ему
порекомендовать только <Квин-квина
Сен-Рафаэль». Действие идет своим

‘вновь не обрашается к молодому че-

когда не будет пить другого аппери-
тива. 06 этом же апперитиве кри-
чат рекламы, развепганные на деко-.
Тфациях. Он благодарит и вновь ут-
‘ верзждает, уходя, что предложенный

ему. аплеритив действительно неза-

‘бываем. Вряд ли забудут ето и ври-
тели опектакля о

В «Казино: де-Пари» разыгрывают

небольтной скатч — кто-то кого-то
‘обманывает, не то муж жену, не тб:
‘жена мужа, не то любовник жену.
Один из мужчин должен покончить
самоубийством. Он стреляет в себя
и падает с криком «дю бон дюбон-
‘Ho>. Это реклама одной из извест-.
нейших винных фирм Франции, Зал
‘Разражается хохотом и. аплодисмен-
тами. Окэтч кончен, реклама делает
©во6- дело. an # : :

- BY ocramsnom эти мюзик-холльные
представления наполнены радом. ве-.
ликолепных эксцентриков, мимистов,
певцов и певиц и проникнуты эро-
Тикой, которая сквозит в каждом
‘движении Жозефины Беккер и в
каждой песенке Миостантет. Все «вве-
 зды» Мюзик-холла несомненно талан-

тливы, они’ хорозние актеры и ak-

трисы и техника сценария доведена
до нужного для  мюзик-холльного,

TAG Terk происходить 86 лет на-   представления совершенства. В. то

`  варов и мюзик-холлов.
  художники He желают мириться се
  бессодержательностью спектакля и ©

у

Всесоюзная выставка народного. са модеятельного изобразительного ис- ”

кусства. Морозов. «Из родильного дома» .

Фото Н, Попова

МАСТЕРА СЦЕНЫ

т.

Мартынов был нетербургский ах-
тер. Он связан с петербургским пе-
риодом русской истории и’ русской
‘литературы — н8 с Нетефбургом
пышных проспектов, дворцов и набе-
режной, Гонзато и Растрелли, & с раз-
ночинным городом русеких «плебеев»,
G городом скудного своеобразного
пейзажа, впервые запечатленного До-
стоевским, городом серых туманов и
белых ночей, пустынных холодных
площадей, глухой Петербургской сто-
роны, Песков, Охты, толодных аа-
чут, мрачных, как гроб, трактиров,
тде клубится и плывет в звоне рю-
мок табачный дым и нет конца пья-
ной ночи, — где Раскольников под-
жидает Мармеладова. и

Александр Евстафъевич Мартынов
вышел из русской петербуртской
литературы — из «Медного всадни-
Каз, из «Бедных людей» и «Унижен-
ных и оскорбленных», из некрасов-
ских петербургских углов и боль-
HEU, и прежде всего из Готоля. Не-
даром кто-то назвал ero «Гоголем
русской сцены». 3

Вот артистическая ‘ . родословная
Мартынова, петербургского актера,
ставшего гениальным русским акте-
ром. 5

; 2. :

Значение Мартынова на Алексан-
дринской сцене 50-х годов обычно
отождествляют со значением Прова
Садовского в Малом театре. Они пер-.
вые на спенах двух важнейцтих. руе-
ских театров явились провозвестня
ками «натуральной школы» Остров:
ского — школы русского бытового
реализма. 3

Но искусство Мартынова получи
ло признание еще ло’ Островского
Ов поступил на сцену в 1885 в. и
обратил на себя внимание замеча-
хольным исполнением Льва Гурыза

Гартышнов, русский актер.

Синичкина. Это было в 1540 в в
В 1858 г. Мартынов сыграл первую
роль в репертуаре Островского. В
пьесах Островского он играл только
6 лет (с 1858 по 1859 г.) и умер 6ез-
жалостно рано — на 44-м году жиз-
НИ о С.
Мартынов был водевильным акте-
ром, таково его амплуа первой по-
‘ры. Но насколько можно судить по
дошедшим до нас. чрезвычайно екуд-
ным. сведениям 0б этом. необыкно-
венном артисте, он первый в воде-
виле играл. не только положения, но
и образы. Здесь, на этом ничтожном
репетиловском водевиле, On явился
первым на русской сцене создателем
психологической школы, i

До пьес Островского Мартынов пе-
реиграл великое множество водеви-
лей (играл их и до конца своих
дней). Он играл всяких «Отаркиных,
Пузиных, Таковоких, Отрызкиных,
Столбиковых, Тетеркиных, Морковки:
ных, Тетевских, Лисичкиных, Tosop-
ROBEY, Чепыжниковых, Ботвиньи-
ных, Свиноуховых, Головотяпкиных,
Лыкиных, Хохряковых». _ Изредка
выпадали ему роли настоящей коме-
дий — мольеровские Гарпатон, Ста-
нарель и Журден. Он we уступал
даже ШЩепкину в ето тонкой фран-
пузекой манере игры и понимании
условной мольеровской традиции, но,
вероятно, играл эти роли по-свое-.
му...

Он пел куплеты на злободневные
темы, он  тавнцовал, переодевалея
женщиной, ‹ В свой бенефис (в
1846 г.) он играл в один вечер в че-
тырех водевилях — робкого чинов-
ника, пьяного купца, молодого гуля-
ку; старого’ деншика В другой ве-
чер — горничную; или пародировал
знаменитую балерину Фанни Эль:
слер и танцовал качучу; или с 60ч-
кой на толове пел куплеты Куда
было деваться от водевиля, когда
другого репертуара и не было. Оки-

парадными представлениями.

Е

ry eeu   ве ‘время зритель, уходя, не уносит

нич616, кроме нескольких  облепи-

‚  тельной яркости декораций и тонко-

‚ети отдельных экецентрических но-
меров. ‘

‘  Ho театральная жизнь Франция

ыла бы нечальна, если бы ограни-.

‚чивалась только этими зрелищами и

Уже
давно в кругах передовой интелли-
енции назревает протест против гос-
подотвующего влияния театров буль-
Передовые

‘бессмысленной роскошью представ-.
лений. Режиссеры Бати, Дюлен и

увэ ортанизовали свои театры, ко-.
торые долгое время были Только ма-.
Ленвькими студиями, не влиявшими.
на общее течение театральной жиз-

1 ни Франции. Теперь время переме-.
1 нилось.

Правительство народного’
re обратило внимание на театр.

о поддерживает борьбу, которую
ведут эти режиссеры против косно-
сти французского театра. Больше то-
го, оно помогло наступлению этих
режиссеров на цитадель классиче-
ского французского театрального ис-
кусства — на Комеди Франсез, тле
сейчас проводится серьезная рефор-
ма. Вот эта сторона театральной
жизни Франции представляет еобою
тораздб более глубокий интерес. 0.
том, „чем живут и волнуются пере-
довые деятели театральной Фран-
ции, заботящиеся не о развлечении
провинциалов” и туристов, & о под-
держке и развитии национального
французского театра, — в следующий

раз. a
П. МАРКОВ

тавитийся в те годы по
петербургским углам мо-
лодой Некрасов тоже по-
оставлял  водевили под!
псевдонимом Перенель-
ского, и их тоже играл
Мартынов.
- В 1844 в в Париже 0б*-
явилась «полька», ее стали танцо-
валь и на сцене, — в Каратыгинском
водевиле «Булочник» Мартынов, ве-
ликий: артист, плясал своего Карлу-
шу.
^ Шляву набок, фрак лихой,
Рост-то молодецкий,
Это, спросят, кто такой?
`Вулочник немецкий;

На седьмом году работы Мартынова
в театре водевильных дел мастер
Ф. Кони писал о нем: «Он не создан
для фарсов: в них жаль смотреть
на него, как на прекрасного араб-
ского. коня, впряженного! в. тяжелую
фуру>. . а

Уже современники ясно чувствова-
ли, что Мартынов при неистощимой
своей импровизации и ботатой ми-.
мике комика, в интерпретацию Bore
виля вносит благородную простоту,
‘трацию, чувство и подымает водевиль
‘Ha уровень подлинного искусетва.
Это былб возвышение жанра, его ху-
‘дожественное преодоление.  Марты-
‘HOB становится творцом лирического
‘и психологического  водевиля,
«настроений» и полутонов в водеви-
ме, -- нового жанра на пути к pea-
лизму Островского, — водевиля уже
‘He французского, а. русского, нацио-
нального. при всех его тематических
завмотвованиях. Через чисто комиче-
ские положения водевиля вдруг от-
крывалось лицо человека, смех o6-
рывалея на полустоне, на знамени-
той мартыновокой слезе.. Был зи
он, действительно, водевильным акте-
ром, этот <тений русской комедии»,
как назвал ето Тургенев? Комик, но
060б0го покроя, —, грустный комик
‚60 «емехом, вызванным слезами»
(В. Курочкин), — готолевеким еме-
хом — комик «поневоле», русский ко-
мик.

Й вот фантасмагория. в. волевияе—
в русском водевиле, с русским ак-

—

‘ловеку. Тот в ответ очень хвалит.
‘«Квин-ввина Сен-Рафаэль», он ни-  .

тровский,
Дружинин — подлинно вся литера-.

тером; в какой-то «Домашней язве», : i
играя одинокого толотяка — дидюш- (вом репертуаре Островского, как и В 1 —1352 — Федотов, 1818—1860 Мар-

_ СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Sa

Наша эпоха ставит все HOBBIe 8a-
дачи перед советским искусством, в
чаетности, перед балетом, Между
тем, серьезных изменений в х0рео-

Г графии до сих пор нет,

Бабичев, «Стахановець
г 9. @ 0.

^ В киевском ‘музейном городке от-
крывается к 20-летию Великой про-
летарокой революции центральный.
исторический музей. Музей ` собрал
новые интересные материалы о гре-
‘ческой колонизации северного по-
бережья Черного моря. Особенно хо-
рошо освещена колония Ольвия
(с. Парутино, `Очаковокого района,
Одесской области), где на протяже-
нии десятилетий ведутся археологи-
ческие раскопки. Большую художе-
ственную ценность. ‘имеют ‘образцы
керамических изделий работы грече-
ских мастеров V—VI столетий до
нашей: эры. } а ;
’ Вольшую выставку организует Е
0-й тодовщине Октября музей ук-
аинского народного — искусства.
Здесь будет экспонировано несколь-
ко тысяч образцов гончарных изде-
лий, художественных вышивок, ко“.
вров, гобеленов, изтотовленных Ma-
‘стерами украинского народного твор-
чества. Обращают внимание художе-
ственно исполненный терб УОСР и
тобелены с вытканным портретом
товарища Сталина. 2
_ Дом-музей Т. Г. Шевченко откры-
вает к 20-летию Великой пролетао-
ской революции новый отдел «Т. Г.
Шевченко в Киеве». В этом отделе
собраны картины, зарисовки, фото-
снимки домов на Куреневке, в Ге-
оргиевском переулке и других ме-
сотах, тле жил Шевченко.
‘Киевский музей революции выпу-
скает к 20-й тодовщине Октября ил-
любтрированный альбом революцион-
 но-исторических памятников Киева.
Сюда войдут описания и фотосним-
ки мест революционных боев в Кие-
ве, обширные материалы о восста-
нии саперов в 1905 г., о революцион-
ных событиях на бывшем Южно-
русском заводе («Ленкузня»), о мас-
совой забастовке рабочих киевских
заводов в 1903 т, 0 гражданекой.
войне на Украине. В альбоме будут

также помещены описание и. фото-

снимки. домика на ул. Ульяновых
в Киеве, где жила семья В. И.
Ленина в 1904 в. а

К 20-летию Великой пролетарской
революции в Киеве открывается те-
атральный музей УССР. Большую
историческую ценность имеет соб.
ранная музеем перениска Старицко-
to, Кропивницкого Саксаганского
и других корифеев украинской сце-
HET А. ЯГНЯТИНСКИЙ.

Е

Ку, не выпускающто из рта трубки,
—- он вдруг встречает дочь... «Публи-
ка HO привычке стала смеяться, но
В голосе у старика дрожали слевы.
И вдруг в тбатре хохот смолк.. мно-
тиб держали у глаз платочки... Мой
сосед заливалоя слезами...» = Bod.
минает современник.

5.

Новый репертуар Островского рас-
крыл впервые все возможности Мар-
тынова как драматического нацио-
нального актера. Это было утверж-
дение и русокото национального pe-
пертуара, На банкете, данном рус
ской литературой актеру русскому
Мартынову незадолго до ето смер-
ти, много говорилось об этом. На
адресе, поднесенном артисту, были
подниси Ji. Toxeroro, Писемского,
Салтыкова-Щедрина, Добролюбова,
Чернышевского; на чебтвовании при-
сутетвовали Тургенев, Гончаров, Oc-
Григорович, Некрасов,

тура, никогда ‘ни до, ни после так
не чествовавшая Человека сцены.
H

Свободную семью людей свобод-
` ВЫХ

Мартынов вкруг себя в тот день
соединил...

Дружинин говорил о нем, как о
«мужественном борце’ ва честь руб-
ского искусства». Островский гово-
рил 0 том, что Мартынов ‹«отстаива-
ет самостоятельность русской сце-
НЫ», воплощает «живые целиком
взятые из жизни типы и положения
чисто русские», создает «родной ре-
пертуар». ‘Скромный, ‘застенчивый
русский актёр долго потом дома
«рыдал», почувотвовав признание,—
это был итог делу Мартынова на
русской сцене. ea

Мартынов первый дал ту интер-
претацию Островскому, тот сцениче-
ский комментарий к нему, который
потом надолго был утерян. в театре,
— и после Добролюбова — в кри-
тической литературе. Он раскрыл 06-
Тровского — в его великом качестве
— творца художественных и соци:
альных обобщений, образов и. идей.

й через Hee of pien — H B cepBes-

9то. в. старых

От «характерности» бытовой правды.

В театрах жива скзерная тради’
цня: время от времени. «подчища-

‘Г ют» старые балетные спектакли, но

He создают ‘ничего нового. Чтобы

многое ‘сейчас кажется старомодным,

телю. На самом деле, лучшие созда-
ния Петина, как, ‘например, танцы
Авроры и Дезире в последнем ак-
‘те’ «Спяшей красавицы», прекрас-
ны по своим линиям, пластичности
‘движений и удивительной гармонии
с музыкой Чайковского.

т
‘Этого нельзя сказать, к сожале-
нию, 0 новом . Речь шла
именно о такой правде, а не нату-
ралистической, и вот почему, назы-
вая его истинным предтечей русской
психологической школы на сцене,
конечно, совершенно неверно тово-
рить о нем, (как это делает 9. Бес-
кин), как предтече «традущего на-
турализма». Мартынов охранял Ост-
ровского от бытовизмя. И вот поче-
му Островский имел все основания
писать после его смерти: «С Марты:
новым я потерял все на петербург:
ской сцене», На одной ли только
петербургской?

Одна общая тема, возникающая из
самых недр русской жизни, роднит
Мартынова со всей литературой это-
то периода, искусством, живописью
— в лице геннальното Федотова (их
судьба и талант, и тоды одни: 1815

оправдать такую «реставрацию», с08%
1 дают. специальные теории. Говорят,
спектаклях Петипа.

наивным и не всегда понятно зари’

» B «ODA:
шей красавице» (постановка ГАВТ),
  в котором главное внимание обра-
 1 щено на головоломные

ческий 0браз
‘оживляют также новые костюмы и
‚ декорации. ;

танцев, то они почти всюду coxpa-

‘вовсе не думал, что директору нуж-

‘ральной молодежи есть огромное Ko-

‚ шают принции единоначалия. Изве-

делам искусств, часто обнару-

‘HO не понимают и не желают пони-

«Бедность не порок», Мартынов иг

ратамоп» на 4-ю позицию, 2 Type
и, наконец, опуститься на колено.
Технически вое эти движения 9$-
`фектнь, но они’ требуют от эртиот-
ки излишней тороиливости, что ило-
хо гармонирует с плавной мелодией
музыки. :
“  Что касается старой пантомимы
«Спящей красавицы», то она дей-
ствительно кажется смешной и на-
думаниой и 6©6-то можно и нужно
переделывать, так как. от этого цен-
ность спектакля и, его. восприятие
‘современным зрителем значительно
повысятся.

-@  друтой стороны, надо быть
справедливым в отношении некото-
рых постановщиков, берущих на с8-
бя смелость переделывать старые
классические спектакля,

Возьмем, например, «Лебединое
озеро», в постановке А. Я, Вагано-
вой. Можно ‘спорить о том, оказал-
‘ся ли ближе и понятнее нашему
зрителю новый романтический сю-
мет, ланный в этом балете, но, по-.
моему, новая постановка «Лебеди-
‘ного озера» (в ленинградской‘ редак-
ции) выиграла от прикосновения
опытной руки балетмейстера. Cne-

`ктакль освободилоя от ряда бтаро-

модных жестов и условных мизан-
‘сцен, а благодаря разделению ролей
Одетты и Одиллии стал ярче лири-
Лебедя. Спевтакль’

Что же касается самих

2. О театральном директоре

не изучившего технику, специаль-
ность той отрасли, к которой относить
ся руководимый им завод, & BOT B
театре это почему-то допустимо.

во’ пройти ‘стадию актерства, режис-
серства, быть художником и т. д. (хо-
я это совсем неплохо). Но я. говорю.
© том, что руководитель театра обя-
зан быть образованным человеком,
обязан знать искусство. Среди тезт-

личество знающих и преданных делу’
людей. Нели к этим товарищам хоро-.
о и внимательно приглядеться, то.
среди них можно найти немало: буду-
щих руководителей театров. Конечно
me, BTO лучше и полезнее, чем! наз-.
начать на руководство столь важным
и ответственным участком неподтото-
вленных и необученных людей. Ди-.
ректор театра — это епециальность,
‘профессия, и необученному человеку
управлять театром невозможно.
Дореволюционный,  антрепренер-.
ский, купечеекий театр на многих.
старых специалистов наложил сквер-
ный отпечаток—у них часто заметны
следы некультурности, богемы, тор-

чем меньше будет старых епециали-
стов-руководителей, тем лучше для
театра. Это верно, может быть, в OT-
ношении тех старых «специалистов»,
которые за 20 лет революции ничего
в ней не поняли и остались «антре-
пренерами>—безграмотными, некуль-
турными торгашеми от искусства. Й
никак неверно это в отношении тех
специалистов, которые работают на
пользу строительства и роста совет-
‘кото театра, отдавая ему все свои
внания и уменье.

`В каждой отрасли советского отро-
ительства на подготовку руководи-
телей тратитоя немало времени, де-
нег, внимания, сил. Ничего подобно-
го нет в тбатре. Вот почему у нас так
много плохих директоров, вот почему
так отстают они в овладении тех-
никой сложного театрального деля:

Очень часто директора сами нару-

стно, что руководство театром очень
часто передается в руки некоторых
режиссеров и художников, заинтере-
сованных только в собственной носта-
новке и в крупной подписи на афи-
ite,

Директор театра часто является
только свидетелем, наблюдателем или
служащим для поручений при «ху-
дожественном руководителе». А эти
художественные руководители обыч-

тынов). Tema забитого, задавленно-.
го, униженного, страдающего челове-
ва, — «илебейская», демократическая
тема «маленького человека» — тра-
тически вырастает в этом хрупком
теле, надтреснутом глуховатом голо-
ee актера — тема, пронесенная им
через все свое творчество, через фарс,
водевиль и драму. Эту тему «налу-
ральной школы» пародировал в сво-
ем водевиле Каратыгин: т
Мы по натуре прямые поборники
Тениев задних дворов.
Нанти герои’ — бродяги: да двор-
ники,
Чернь нетербургских углов.
Рождение нового героя в. искусет-
ве обозначала эта тема. И от нее —
эта знаменитая «мартыновская нота»
внутреннего отношения к образу —
нота неожиданной слезы сквозь
смех, — тонкого гоголевского, почти
гротескового юмора.
Oech, на начальном этапе, нет
еще злой едкой сатиры, гнева и вло-
CTH: HH городничий, ни Фамусов, не
удавались Мартынову (как, впрочем,
и Садовскому: это были роли Шеп-
кина). В мартыновской теме больше
боли, жалобы и мрачности, тоски
одиночества Это тема Акакия Ак»-
киевича, через Мартынова «прими-
рившая» Гоголя (по его признанию)
с русской сценой.

Вершины своей достигло выраже-
ние этой темы в образе Тихоня из
«Грозы» (1859 г.). Это не привыя-
ный «простак», купеческий сын, PBy-
щийся . из дому, чтобы затулять,
нопьянствовать вволю. Он не смешил
фортелями, как это делают все до
сих пор в этой роли, Это был задав-
ленный человек, персонаж. тратедии.
Тема «маленького человека» углуб-
лялась в своем социальном содержа.
нии и вырастала в‚ протест, В. финач
ле — в сцене рыдания Тихона над
трупом Катерины — Мартынов ло-
стигал трагической высоты. «Ма:
менька! Это вы е0 погубили! Bul.
Вы!.> Страстный крик вырывался и
несся над всем залом, над всей eTpa-

ной. Человек вырастал в непосилб-

ной борьбе...
5.
К своей теме Мартынов удиви-

тельно подошел всем своим личным

галиества, Однако неверно думать, что

1. Старые и новые спектакли

нены в прежнем виде, как образа

блестящего «классического  насль
Дия».
При воем том, однако, увлекаль.

ся переделкой ‘старых балетов на
следует, так как даже при наилуз.
ших результатах это не двинет па.
‘те’ искусство влеред, а будет лить
«бегом на месте». Творческие yor
лия наших балетмейстеров; режиссьы
рев, либреттистов надо направить и
сторону создания нового спектакля,

Можем ли мы сейчас по-новому
строить пантомимические сцены 1
балете? Да, как мне кажется, и преж.
де всего благодаря достижениям 6.
летмейстера Р. В. Захарова, Усиех
«Бахчисарайского фонтана» прежде
всего в том, что и постановщик, п
Композитор ‘ достикли известном
единства в истолковании танповаль:
ного образа. _

В заключение несколько слов в
‚театральной критике.

О значении критики в искусства
‘товорить не приходится. Особенно
`бна важна для молодых актеров,
Если в области драмы и ‘оперы кри.
тичёская мысль работает более иля
менее интенсивно, то ‘в области. хо.
реографии дело обстоит гораздо ху
не, Статьи о’ балете появляются я
 наней прессе‘ только ‘в дни больших
 «премьер», & они, как известно, бы.
вают у нас не чаще одного-двух раз
в тд.
Ob) S ВАЛЕНТИНА ЛОПУХИНА
т aptuetna FABT CCCP

мать подлинной политической и УХ
‚зяйственной роли директора,

Е сожалению, часто ‘всеми этими
слабостями пользуются люди случай
 ные, бездарные; а то и просто чул:
дые советскому театру. Существуе
 у режиссеров метод работы’ «за сто’

лом».  Мастеру настоящему такой ме

Фод работы приносит огромную поль
‘By. Он знает и меру и время для
этого. a болтуны, затесавииеся в
театр, проваливают и дезорганизуют
«ва столом» всю работу театра. Они
по три-четыре’ месяца разглатольст
вуют перед труппой вместо того, чт:
бы практически приступить к поста»
HOBKe. И коллектив и директор Geapo
потно слушают этих болтунов, cpu:
вающих производственный план тд
трз. В результате, появляются пло:
хие постановки, политически вреде
ные, протаскиваются никому ненуж
ные пьесы, расхищаются тосударом
венные суммы, а директора либерал
ничают, не умеют разглядеть этих
людей, вывести их на чистую воду.

Как у нас подбираются кадры — 1
‘творческие и технические? Как фор’
мируются трунны? Как часто прини
мает в труппу театр лишних людей-—
по: знакомству, по личным симпати:
ям, по «рекомендации», — численность
трупны большая, а актеров мало; ре:
эжиссеров много, & ставить спектакль
некому.

_ Далеко не всегда оказывают дирек:

тору театра долзжное внимание и пб:
мощь комитеты и местные управле’
ния но делам искусств. В управлени.
ях часто санкционируют действия и
капризы некоторых «увлекающихся»
творческих работников и делают std
через голову руководителя театра, 99
никак не помогает руководителю и

директору крепить свой авторитет в

театре, Если в театре удача, то ва
заслуги присваивает себе художест
венный руководитель, вато в неуда’
че театра обязательно виноват дирек“
тор.

Театральный директор — 610 48
ловек, прошедший большую и упор
ную учебу, овладевший техникой де
ла, овладевший ‹большевизмом. 0
обязан честно относиться к делу, 0бя
зан уметь распознавать врата и це
нить настоящего друга. Он обязан п
болыневистоки воспитывать кадры
советского театра.

Вот, что необходимо для того, чб
бы «профиль» советского театрально
TO директора действительно отвечал
тем требованиям, которые ему пред*
явлает партия, советская власть В
наш зритель,

Е. РАДИН

образом и’своей личной судьбой а
тера — плебея и разночинца.
Вечная нужда. Деньги, день
ольная семья... горькое и мрачной
— невеселое нъянство., Нервный,
скромный — этот любимец. публикя
— застенчивый, чувствующий себ
везде ‹маленьким человеком», 6 доб
рой душой и слабой волей. Тоска
одиночество, творческие муки. «Ея
бы я был одинок, — право, порешия
бы с собой» (признание, сделанной
им Панаевой). Гастроли, по провийе
tun... HW чахотка, «Я теперь не ле
читься еду, а деньги добывать»..
в Харькове — на богатой ярмарке
ранняя смерть в жалком номере г
стивицы «Синоп» на руках у 00%
ровского — друга до мотилы. Нотом
ползущие в Петербург мимо городон
(целый месяц) дроги o его телом;
провинциальные актеры у вастав
встречающие его; в осеннем Петер“
бурге невиданное множество людей-
поклонников таланта. Публика Bese!
колеснину, шествие тянется пять Th
сов кряду, толпы народа по улицам;
конные жандармы, До этого никогд8
еще не хоронили так русского автер

Ни. вич, вытер на протяжении и
тории русского тватра He был 1
органически связан 6 русской лит“
ратурой. Он, вели хотите, и сам -4
невыдуманный, несочиненный, 650“
бный герой ее.

‘Социальная и художественная т
ма Мартынова не умирала на py¢
ской сцене. Замечательный и 1024
скорбный путь Павла  Васильевя
В 60-х годах на той же Александрив
ской сцене: Давыдов в том же «Ж#
нихе из долгового отделения», Раб
плюеве и в том же «Нахлебнике»
и повже Павел Орленев, — nce ‘919
отблески мартыновской, русской дра“
матической темы о человеке,

Мартыновская тема о человеке ст8*
ла на русской сцене социальной
политической ‘темой, и как Черные
шевский окрестил новый период ру
ской литературы «тотолевским», 188
и этот период русского тватра MOR
HO с неменьшим правом назвать

‹мартыновским»:
Д, ТАЛЬНИКОЯ

аи ао во, awe ate aah

SY ean

о а can