=

` советской делегации на конкурсе им. Изаи

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
A eR RR ST ES RS AYA
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).

О. иико прислушиваться к золосу масс, к голосу
рядовых членов партии, к голосу так называемых
«маленьких людей», к голосу народа.

Орган Центрального Комитета и MH во

Ie 91.(1057)

2 апреля 197 г. пятница

(Из заключительного слова товарища Сталина на Пленуме ЦК ВКП(б) 5 марта 1937 г.).

СОВЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ На‹ фронтах. в Испании
`’ КУЛЬТУРА _

Тотчас после победы на варшавском кон-
курсе им. Шопена молодые советские му-
зыканты одержали победу на конкурсе

Изаи в Брюсселе. Велед за Варша-
вой— Брюссель, вслед за пианистами Яко-
вом Заком, Розой Тамаркиной, Татьяной
Гольдфарб и Ниной Емельяновой — cxpu-
пачи Давих Ойстрах, Буся Гольдштейн, Ми-
ша Фихтенгольц, Лиза Гиделье и Марина
Козолупова.

Это уже не первая победа молодых с9-
ветских артистов на международных кон-
курсах. На первом же международиом кон-
курсе им. Шопена в Варшаве первенство’
было завоевано советским пианистом Львом’
Оборяным; советские пианисты Луфер, Гут-.
ман, Сагалов, Гроссман и Дьяков были пре-
мированы на’ втором конкурсе им. Шопена.
Па недавнем международном конкурсе!
нианистов в Вене первая и вторая премии
были присуждены замечательным советским.
пианистам Якову Флиеру и Эмилю° Ги-
лельсу. Наконей, лаже в составе нынешней

в Брюсселе имеются два лаурезта минув-
шего варшавского конкурса им. Венявско-:
то — Давид Ойстрах и Буся Гольлитейн.

Пря самом осторожном и строгом подхо-
ле к делу нельзя не признать, что в 0б-
ласти. музыкального исполнительства  (0-
ветский Союз имеет большие успехи. С9-.
ветская музыкальная молодежь, по всеоб-
тему признанию, стоит почти вне конку-
ренпии на международных ‘музыкальных
‘состязаниях. Это вынуждены ‘признать в
той или иной форме даже люди, которых
никак нельзя заподозрить в симпатиях Е
Советскому Союзу.

Один из участников брюссельского. KOu-
Бурса, молодой западноевропейский музы-
кант, с горечью. сказал Ойстраху: «Вам хо-
ропго. 9 вас: заботится государство, а. я вы-
нужден урывать два часа в день от служ-
бы для того, чтобы готовиться к ‘выступ-
лению на конкурсе». В этих словах’ моло-
лого артиста звучит грозный. приговор без-
душному буржуазному строю,” ‘Всей ‘ка-
питалистической  государственности, яв-
ляющейся ‘злой мачехой для. огромного
большинства талантливых людей.

В музыке, как и повсюду, кадры реша-
ют все. В каниталистических - странах
имеется немало: крупнейших” мастеров-иу-
зыкантов. Имена Стоковского;: Тосканини,
Хейфеца, Жака Тибо и Корто говорят очень
иного, Но даже самый невнимательный че-
ловек не может не заметить постарения
запалноевропейских и американских музы-
кальных кадров. Да, это именно постаре-
ние кадров, а не персональная старость
отдельных. артистов. Талантливой музы-
кальной молодежи на Западе мало, и она
не сильна в качественном отношении. y
чем. же тут дело?

Музыкальная одаренность присуща всём
народам, и нельзя сомневаться в том, что,
скажем, немецкий ин итальянский народы,
давшие миру величайших музыкантов, и
сейчас таят в себе множество. замечатель-
ных талантов, точно так же как и все
другие народы Европы. Но почему же в
таком случае и итальянцы, породившие
Скарлатти и Паганини, и немцы, давшие
Тальберга и Иоахима, гениальнейших пиа-
нистов и скрипачей и даже венгерпы,
чья музыка украшена великим именем
Франца Листа.— почему всё они овазыва-
ются буквально на задворках музыкальных
конкурсов?

0б‘яснение этого. «феномена» с точки
зрения буржуазных музыковедов кроется: в
какой-то особой цикличности развития му-
зыки. Сия «теория» строит схему ‘по образу
старой игры в «гигантские шаги», т. е.
один народ внезапно взвивается в. музы-
вальном отношении ввысь, другой столь
же внезапно стремглав летит вниз. Разби-
раться в этом «ученом» вздоре не стоит.
Мы упоминаем о нем единственно с целью

вейшим

‘HH © каком конкурсе не помышлял.

‘ведется

‘показать, до какого кретинизма доходит
буржуазная наука, когда пытается об’яс-
ныть какое-либо явление, минуя его основ-
ные закономерности.

Более двух тысяч лет назад филоеоф-
идеалист Платон сказал: «Музыка соот-
петствует государственному устройству и
меняется вместе с ним». Если исключить
категоричность этой формулировки, то сле-

дует признать, что Нлатон был в основном

прав. Дело именно
устройстве.

Находясь за рубежом, наши молодые му-
зыканты любовно, как о милой матери, лу-
мают и говорят о своей родине. Что же
удивительного в этом! Родина вскормила
наших музыкантов, обучила их. Нам ка-
жется вполне обычным, что талантлн-
молодым мастерам советское
государство выдает для пользования драго-
ценнейшие инструменты работы Страдива-
риуса. Но-это—совсем необыкновенное со -
бытие для Запада. Гениальные творения
Страдивариуеа  томятся там в стальных
сейфах богачей, и они недоступны тем, кэ-
му они всего дороже и нужнее.

в государственном

Конечно, дело не только в том, что все
пять ‘участников конкурса им. Изаи снаб-

жены настоящими
Вель они полу

«Отрадивариусами».
чили их тогда, когда нивто
Но
в этом выражается великая забота совет-
ского`государства 0`талантах, об искусстве
в целом. Отарые профессора, ‘учителя’ ев-

ветской музыкальной молодежи, изумленно
нежимают плечами. После революции му-
зыкальные таланты появляются в ode
ханном изобилии. Вся поразительная ода-
ренность народов Советского Союза сказа-

лась в этом потоке дарований. Революция

развязывает: все скованные до того силы и
тонит их с тлубин на поверхность жизни.

Вог в чем разгадка наших музыкальных
побел, и это понятно каждому, кто пытливо
вгладывается в советскую  дейетвитель-
ность.

Но есть теневые стороны и у наших

музыкальных ‘успехов. Ослепленные бле-
ском художественных достижений,
нередко забываем о тех обязанностях, кото-
рые непосредетвенно вытекают из самых
‘достижений. Полагаясь на своего рода му-
зыкальный самотек,
тет по делам искусств и Наркомпросы
весьма мало заботятся о постановке мас-

мы

Всесоюзный Коми-

сового музыкального образования. Стыдно
сказать, что. в самой музыкальной респуб-
лике Союза — на Украине музыка вовсе
изгиана из начальной и средней школы.
Впрочем, в РСФСР дело обстоит немногим
лучше. Музыкальное воспитание детей
(если только действительно
ведется) лишь до пятого класса и кв
TOMY же вверяется сплошь и рядом неве-
жественным людям. Мудрые  наркомпро-
совские постановления, можно сказать,
«высадили» музыку из классов общих
школ и перевели ее на положение вне-
школьно-кружкового предмета.

Музыкальные школы, в которых обуча-
ются десятки’ тысяч способнейших ‘ребят;
часто ютятся в отвратительнейших поме-
щениях, не имея сколько-нибудь енос-
ных инструментов для занятий. Оплата
музыкальных педагогов до нелепости ми-
зерна, даже: когда речь идет о квалифипи-
рованнейших — професеорах. Помещения
консерваторий не перестраивались и не
подвергались капитальному ремонту с не-
запамятных времен, но это мало, новили-
мому, беспокоит Всесоюзный Комитет по
делам искусств.

СССР становится самым музыкальным
государством мира. Мы богаче всех талан-
тами и музыкой. эначит, у нас должна
быть лучшая в мире система массового
музыкального образования и воспитания,
лучшие в мире’ консерватории и музыкаль-
ные училища.

В последний час

Мария-Тереса Леон о своем пребывании в СССР
но беседе с товарищем Сталиным

ПАРИЖ, 1 апреля. (ТАСС). Иснанские
писатели Рафазаь Альберти и Мария-Те-
реса Леон, посетившие недавно СССР, при-
были в Париж проездом в`Испанию: `

Газета «Се суар» печатает большую
статью Марни-Тересы Леон. в которой ис-

панская писательница указывает, что по- `

ездка в СССР произвела на нее глубочай-
шее впечатление. Мария-Тереса Леон отме-
чает, чте все население Советского. Союза
и даже дети уливительно хорошо’ осведо-
млены © событиях в Испании. Мария-Те-
реса Леон восхищена горячей любовью, ко-
торую питают в. СССР к испанскому на-
роду. Она отмечает ‚громадный ‘под’еи бла-

госостояния народов СССР с 1933 г., ко-
гда она впервые посетила Советский Союз.

`Мария-Тереса Леон 060бо останавливает-
ся на своей беседе е товарищем Сталиным.

‚ «Самое поразительное, — пишет Ма-
рия-Тереса Деон, — это то, что с ним
чувствуешь себя, как с человеком, с
которым можно беседовать как со зна-
вомым. Не колеблясь, говоришь с ним
напрямик, и Сталин отвечает, тем же,
как будто он не руководитель великого
‹ государства, а просто ‘друг. С того мо-
мента, как Сталин пожал вам руку, оп
НН (Аи другом».

ТАРРАДЕЛЬЯС  О НОВОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
’ _ КАТАЛОНИИ

АРСЕЛОНА. 1 апреля. (ТАСС). Агент-
ство Фабра сообщает, что глава прежнего
каталонского правительства Таррадельяс,
которому было поручено  сформирование
нового правительства, заявил, что прави-
тольственный кризис’ урегулирован. По

словам Таррадельяса, в состав. нового пра-
вительства войдут представители различ-
ных партий и организаций в той же про-
порции, что и в предыдущем правитель-
стве. 1 апреля состоится заседание нового
правительства.

По сообщениям ТАСС и корреспондентов «Правды» за 1 апреля

ЮЖНЫЙ ФРОНТ

Наступление правительственных войск
на фронте Кордовы успешно развивается.

В ночь с 30 на 31 марта войска интервен-.

тов и мятежников пытались выбить респу-
бликанцев из Алькарасехоса и Вильянуэва
дель
этих пунктов около.6 батальонов марок-
канцев, итальянские ни. германские части.
Завязался ожесточенный встречный бой.
Правительственные войска, поддержанные

танками, отбили контратаку противника.

Под огнем правительственной артиллерии

МНОХОСА’ДЕЛЬ
J AYKE

\УПОСОБЛАНКО
р
-- “ар,
 БЕЛЬМЕС Чех,
&ЭСПМЕЛЬ А
YESS. ИлЬЯАртА ЛА

г MOHTOPO Хх

Res

ны BS
~ ПЕНЬЯ
%

УЭНТЕ.
OBEXYNA

ВИЛЬЯНУЭВА
ДЕ КОРДОВА

и нулеметов части противника дрогнули и
начали откатываться. Несколькими энер-
гичными ударами правительственных войск
противник был обрашен в. бегство.
Мадридский корреспондент «Дейли теле-
граф» отмечает замечательные качества
республиканской пехоты. Во время боев за
Алькарасехос бойцы  правительственных
войск неоднократно переходили в упорные
штыковые ‘атаки. Обычно упорно cpa-
жающиеся марокканские части мятеж-
ников He выдержали соединенного уда-
ра правительственной авнации, непрерыв-
но бомбившей позиции ‚противника, тан-
ков, сильного артиллерийского й пулемет-
ного огня. Район боя покрыт’ трупами
итальянских, германских и марокканских
солдат. Среди убитых не обнаружен ни
один испанец. Потери войск интервентов и

„иятежников превьнпают тысячу убитых и
раненых. Правительственные войска за:

хватили большие военные трофеи.
31 марта республиканцы. продолжали
преследовать отступающего противника.
чером 31 марта правительственные вой-

ска находились в 23 километрах к юго-

западу от Пособланко. Железная дорога По-
собланко— Бельмес—в руках республикан-
nes. Пеньярроя, Эспиель и Вильяарта на-
ходятся под обстрелом правительственной
артиллерии.

В результате успешного наступления
правительственных войск на фронте .Корло-
вы важнейшая часть Андалузии занята рес-
публиканцами.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ

31 марта правительственные войска про-
должали развивать операции на тгвадала-
харском фронте. Войска интервентов и мя-
тежников выбиты из селения Леданка, рас-
положенного на арагонской дороге. Прави-
тельственные войска захватили пленных,
много оружия и боеприпасов. Контратакз
противника отбита.

Tyre. Фашисты сосредоточили бдиз.

цев,

Мадридские корреспонденты ‘французских
газет отмечают усиливающуюся активность
мятежников в секторе реки Харамы, в’ сек-

торе Авилы ив районе коруньской дороги.
31 марта отряды марокканцев пытались
продвинуться в Университетском городке,
но были отбиты пулеметным и винтовоч-

ным огнем нравительственных войск. -

СЕВЕРНЫЙ ФРОНТ

В секторе Сантандер правительственные.
войска успешно развивают наступление.

131 марта республиканцами занята возвы-
  щенность Лора, обеспечивающая возмож-
  ность дальнейшего продвижения в напра-.

влении на Бургос и Паленсию. В течение
нескольких дней республиканцы непрерывно’
обстреливали позиции мятежников на бур-
госском фронте. 30 марта правительетвен-
ная авиация подвергла бомбардировке н
пулеметному. обстрелу весь район располо-

] жения войск. мятежников. Под прикрытием
  артиллерийского. огня танки: республикан-
сопровождаемые пехотой, атаковали’

линию обороны противника.

Энергичнымх ударом республиканских ча-
стей противник был выбит из селения
Capxenrec (в 80 xm or Byproca). Развивая

наступление, правительственные войска за-

няли несколько селений, расположенных в
районе возвышенности Лора. Потери мя-
тежников на бургосском фронте весьма ве-
лики. Республиканцами захвачено много
пленных и большие военные трофеи.

На бискайском фронте в секторах Де-

кейтио, Очандиано и Амуррио — артилле-
рийская перестрелка. Самолет мятежников
сбросил ‘бомбы на Дуранго, в`32 км к юго-
востоку от Бильбао. Имеются человеческие
кертвы, Атака, мятежников в. направлении
на Бильбао отбита. Мятежники потеряли’
05040 2 тысяч убитыми и ранеными.

Е

На астурийском фронте в’ секторе Эекам-.

плеро (западнее Овиедо) 30 марта в те-
чение двух часов происходила’ сильная ар-
тнллерийская перестрелка. Отнем прави“
тельственной артиллерии причинены боль»

=

собрано:

PEAT

onset

шие разрушения позидиям мятежников В
тороде Овиедо, в районе Северного вокзала
и в других важных пунктах. 30 марта в
13 часов над позициями правительствен-
ных. войск в районе Овиедо появился бом-
бардировщик «Юнкерс» в сопровождении
5 истребителей «Гейнкель». «Юнкерс»
сбросил несколько бомб, не причинивших.
ущерба позициям республиканцев.

Успехи республиканцев:
на фронте Кордовы „

(По. телефону от лондонского ReppeChOuhents «llpapqu>)

ЛОНДОН, 1 апреля. Английская печать
отмечает новые успехи войск республикав-
ской Испании на различных фронтах, в
особенности на южном фронте, в провинции
Кордовы. Как известно, в течение несколь-
ких недель испанские мятежники и итало-
германские части вели яростные атаки на
Пособланко, стремясь захватить ртутные
месторождения в Альмадене (которые гене-
рал Франко «уступил» Германии - на 99
лет). Все эти атаки были отбиты, и ожесто-
ченные бои пр с переменным
успехом. -

30 марта правительственные войска, по-
лучив подкрепления, отбили атаки протия-
ника и перешли в решительное контр-
наступление. Отбросив противника от По-
собланко, республиканцы, под. прикрытием
танков и авиации, продвинулись на 20 ка-
лометров` и заняли Алькарасехос, Вилья-
нуэва’ дель Дуке, наступая на Леньярроя,
в районе которого находятся ‘крупные ка:
менноугольные разработки. Одновременно
республиканская авиация бомбарлировала
тылы противника,
ные запасы военных материалов, автопарк,

уничтожила ` значитель-

рассеяв скопление его резервных частей в
районе дороги Пособланко — Кордова.

Как сообщает английская печать, на
фронте Кордовы республиканцами захваче-

ны в плен также германские солдаты.

Продолжая теснить противника, правч-
тельственные войска наступают на Нень-
ярроя. В районе Неньярроя республиканцы
захватили много пулеметов и винтовок,
300 тысяч патронов, 100`противогазов и 4
грузовика с продовольствием.

Развивая наступление, правительствен-
ные войска заняли ряд пунктов в долине
реки Куэна. Правительственная авиациз
бомбардировала позиции мятежников в рай-
оне Монторо, Пеньярроя, Бельмес и Вилья
дель Рио.

‘Сводки мятежников косвенно подтвер-
ждают их поражение под Пособланко, ука-
зывая лишь, Что «плохая погода’ мешаег
развитию операций». ‘Это сстало верным

‘признаком: когда Франко и его генералы

жалуются на «погоду», значит войска мя-
тежников где-то потерпели поражение.

`И. ЕРМАШЕВ.

СЕНСАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
РУМЫНСКОЙ ПЕЧАТИ

БУХАРЕСТ, 1 апреля. (ТАСС). Вчера
вся румынская печать опубликовала под
сенсационными заголовками следующее со-
общение:

«По имеющимся сведениям, ‘тотчас же
`по возвращении румынского министра
иностранных дел Антонеску из Белгра-
‘да будёт опубликован акт исключитель-
ной важности как для нашей страны
и Малой Антанты, так и для всей си-
стемы внешней политики. Дипломатиче-
ский акт, который будет ‚официально
подтвержден в торжественной обстанов-
ке, покончит с положением вещей, для-
щимея со дня окончания войны. В одя-

циальных кругах считают, что опубли-
кование сведений, касающихся заклю-
чения этого акта, будет иметь решаю+
щие последствия для внутренней поли-
тики нашей страны».

Это сообщение вызвало много толков В
дипломатических кругах Бухареста; в ко-
торых ‘распространился слух, будто co0d-
щение имеет в’ виду советско-румынские
отношения. Возможно, что все это сообще-
ние, как и этот слух, лишенные всяких
оснований, кем-то лансированы для каких-
то политических целей и являются чьей-
то политической интригой.

реак кучах изн — ЕЕ Е

а

Bes

Давид Ойстрах, получивший первую: премию ва международном

‘конкурсе скрипачей имени

Изаи в Брюсселе (Бельгия);
Фото С; Коршунова.

_ БЛЕСТАШИЙ УСПЕХ. СОВЕТСКИЕ
СИРИПАЧЕЙ МА [Е РОО

_ КОНКУРСЕ В БРЮССЕЛЕ

y

oe премию. получил Давид. Ойстрах °
Па. телефону OT специального корреспондента Дан»

БРЮССЕЛЬ, 4 ‘апреля. Сегодня вечером состоялись’ последние ‘выступления на

конкурсе: имени Изаи. Играла румынекая

скрипачка Бобеску и ‘советский ‘скрипач’.

Миша Фихтенгольц: Его ‘выступление . ‘пользовалось, большим и: ‘Долго’ не chon

кали в зале. ‚восторженные. аплодисменты. ,

чех

Потом был 06’ явлен. перерыв для, заседания жюри. В зале ‘царило’  оьюю

возбуждение: ‘Никто из. присутствовавших
результатов ‘конкурса.

не zane Bee Pee С роще

Жюри ‘медлило С оглашением их. Когда все очки были уже подсчитаны, ‘начались
торжественные ‘церемонии. Всех. участников конкурса собрали на эстраде. и без ae
снимали. Наконец, были оглашены результаты ROBEY ECE

Первое место — Давид. Ойстрах (СССР).
Второе ‘место — Однопоссов ( И.
Третье место — Гилельс: (600

Четвертое место—Гольдштейн . (СССР).
Пятое. место — Козолупова, (СССР)..
Шестое место — Фихтенгольц: (6ССР).
Седьмое место — Бобеску (Румыния). ,

Восьмое Е (Ulse-

ция).
Девятое место — Вироваль. (Венгрия).
Десятое место — Рейес (№уба).
Одиннадцатое _ место — Бренгола (Ита-

лия).

Двенадцатое место — Шампей (Франция).

Успех советских скрипачей, таким в оказался еще более ярким и выра-
зительным, чем это ожидалось. В ‘переполненном лоотказа зале публика устроила

лауреатам конкурса живу овацию.

т Н. МАЙОРСКИЙ.

жж

Сообщение о блестящей победе советских
скрипачей в Брюсселе поступило в. редак-
цию поздно ночью. Немедленно сотрудник
«Правды» связался по телефону 6 Брюесе=
лем и беседовал с победителем конкуреа
Давидом  Ойстрахом, полнредом СОСР в
Бельгии тов. Рубининым и’ членом жюри
конкурса проф. А. И. Ямпольским.

Приводим их высказывания о. результа-
тах конкурса. —

ДАВИД ОЙСТРАХ

Мы счастливы, что вее советские скри-
пачи оправдали высокое доверие партии и
нравительства нашей родины. Можно ‘ска-
зать, что успех наш на этом конкурсее—
выдающийся. Этот конкурс показывает, что
мы действительно имеем замечательные ус-
“ловия yaa работы над собой, обеспечиваю-
щие нам целый ряд побед. и в дальнейшей
нашей музыкальной жизни.

РУБИНИН, BOANDES: Aeon
в Бельгии

Сегодняшняя победа советских скрипа-
чей представляет‘ собой: не только’ успех
отдельных артистов: Она’ представляет co-
‘бой грандиозный: международный ‘успех на-
шей страны. Решение жюри — признание
огромных культурных. ‘достижений нашей

великой родины. ~

Профессор А. И. ПОЛЬСКИЙ

С. самого начала конкурса игра совет-
ских, скрипачей, ‘обратила на себя внима-
ние жюри. Во. всех трех турах отмечались
большие достижения наших. скрипачей. Pe-
зультаты конкурса были восприняты пуб-
ликой чрезвычайно горячо. После. об’явле-
ния этих результатов  Ойстраху была
устроена _ грандиозная ‘овация. ` Большая
овация была также устроена Лизе Гилельс
и другим лауреатам. Советские скриначи

доказали блестящий рост нашей музыкаль-
ной культуры.

* * *

БРЮССЕЛЬ, 1 апреля. Вчерашний ве-
черний концерт на международном конкур-
се скрипачей приобрел характер боветско-
го концерта, так как на нем выступали
только представительницы СССР: Марина
Козолупова и Лиза Гилельс. Публика про-
явила особый, повышенный интерес к это-
му вечеру. За билетами установилась боль-
шая очередь. Многие так и не могли по-
пасть на концерт.

Марина Козолупова исполняла «Поэму»
Изаи и концерт Брамса. Она имела пора-
зительный — успех. Восторг публики
непрерывно нарастал. Зал аплодировал бур-
но и продолжительно. Слышны были кри-
ки «браво». Застенчивая Марина поспе
шила убежать с эстрады, но слуша-
тели не унималнсь, требуя аплодисмента-

я

я suistuoor SSS Pree 24

ми, чтобы она снова вышла к ним.

Лиза Гилельс исполняла «Этюд в фор-
ме вальса» Сен-Санса — Изаи и концерт
Паганини. Ее игра произвела на публику
самое глубокое впечатление. В зале стояла
напряженная тишина. Лица слушателей
приняли 06060 сосредоточенное выражение,
время от времени нарушаемое лишь улыб-
кой удовлетворения. Аплодисменты имели

характер овации, полной искренней призна- -

тельности.

После окончания концерта многие“ из
слушателей искали исполнительнии, a
также других советских скрипачей, чтобы
пожать им руки, поздравить е успехом,
выразить свое восхищение. коридорах

слышно было на каждом шагу: «Россия»,
«СССР». .