И

С
Gq
=

ПРАВДА

Выставка акварельной
живописи

Живопиецы всех времен наряду е мас- свидетельствует 6 большом под’еме совет-

XHHOH живописью работали и акварелью
(живопись красками,  разведенными на
воде). Одни увлекались ‘ею больше, дру-
тие — меньше, но ‘не было живописца,
oe бы этой‘ техникой вовсе не ‘вла-

Во второй половине ХХ века возникла
теория и практика так’ называемой «чи-
стой» акварели, ревнители которой основа-
ли, сперва на Западе, а позднее и в Рос-
сии общества и кружки акварелистов,
культивировавших чистоту акварели, епе-
циализировавитихея на ней и ставивших
эту технику живописи выше всех других.
Такое общество акварелиетов существова-
ло в Петербурге в 80—90-х годах прош-
лого столетия.

Теория «Чистой» ‘акварели признавала
законной только такую акварель, на кото-
рой свет и блики, дежащие на предметах,

достигнуты путем сохранения в соответ-

етвующих местах белизны бумаги. Наибо-
лее ретивые теоретики считали профана-
цией искусства употребление даже самых
незначительных доз белил лля высветле-
ния, ибо это превращало, по их мнению,
акварель в гуашь (непрозрачные водяные
краски).

-Для передачи пряди седых волос на пор-
трете художнику приходилось месяцами
сидеть, тщательно обходя кистью заранее
намеченные отдельные волосики, что. бы-
вало похвально в смысле терпения, но в
большинстве случаев приводило к безна-
дежно скучным решениям.

Проповедников. чистой акварели было

немало/в Италии, но больше всего в Ан-
тлии, где культ акварели. всегда. етоял
особенно высоко. Сторонником этого, хотя
и несколько. смягченного, типа акварели у
нас был известный педагог П. П. Чистяков.
Его ученики— Суриков, Васнецов, Врубель,
Серов в начале своей деятельности следо-
вали по тому ке. пути, но вскоре изменили
ему, считая возможным в отдельных елу-
чаях пользоваться. белилами. Jro давало
гораздо больше свободы, не стесняя твор-
чества, трудностями технического порядка.

В России к моменту Великой пролетар-
ской революции ‘акварель пришла в упа-
док, ей уделялось мало внимания, она бы-
1% подавлена масляной живописью, Ожив-
ление полузабытой техники обозначилось,
примерно, около 1928 тода, когда на аква-
рель. потянуло ряд советских художников.

„Настали дни настоящей моды на аква-
рель. Художники стремились выразить
при помощи легких, сверкающих, ярких
акварельных красок свою радость и Boc-
торг перед красотой мира, сиянием солнца,
голубизной неба, синевой воды и бархатом
зеленой лужайки.

С каждым годом на выставках появля-
лось все больше акварелей, но впервые вы-
ставка одних акварелей организована, толь-
ко на этих днях в залах «Всекохудожии-
ка». Как много у нас работают в,.аква-
рельной технике, видно из того, что на
выставку было представлено свыше 1.500
вещей, из которых выставлено только. око-
ло одной трети. hi

Что можно сказать об этой выставке?
Несмотря на отсутствие на ней работ ряда
крупнейших мастеров акварели, выставка

о УВАДЬБА-МУЗЕЙ №, №. ЛЕРМОНТОВА

‘еще никак не может, а вернее — не хочет

‚ сегодняшнего дня?

ЗС

ского акварельного мастерства.

Огромное большинство выставленных ра-
бот относится к категории свободно трак-
тованной живописной ‘акварели. Здесь пре-
жде всего выделяются своей жизненностью
вещи С. Герасимова-——«Доярка», «В поле»,
«На Кавказе» и другие. Не преследуя
никаких специфически акварельных 38-
дач, художник пытается только наилуч-
ше передать свое ощущение жизни, и
это ему почти удается Я‘ товорю
«почти» лишь потому, что Терасимов все

отделаться от своего основного недостат-
ка: от нарочитой незаконченности, став-
шей ‘у ‘Hero какой-то принципиальной
установкой. Довольетвуясь только намеком,
ои кокетничает с недосказанностью, при-
том едва ли не из ложного страха попасть
в натуралисты. ео

Это тем ‘более досадно, что даже при та-
ком органическом недостатке вещи Гераси-
мова — самые жизненные на выставке. Но
одновременно они и самые советские на
ней. Если бы по материалам выставки кто-
нибудь лет через 50 захотел составить
себе представление о том, чем была страна
Советов в 1937 году, он при всех усилиях
не мог бы этого достигнуть: пейзажи и
пейзажики без конпа, натюрморты и на-
тюрмортики, головы и головки.

Tye же она, наша замечательная страна

С. Герасимова есть намек на нее:
BOT по Шоссе шагают рядом отец-крестья-
НИН. В своём стародавнем ‘облике и сын
его, вузовец наших дней; — красноречивое
сопоставление, столь ‘знакомое нам («Отец
и сын»); BOT девушки-колхозницы идут
в выходной денв в город («В город»). Это
наши люди и наше время.

Лев Бруни дал серию неплохих акваре-
лей, из которых лучшие — «У моря» и
«Волга у Сталинграда», с отлично пере-
ланным впечатлением грозы и ливня.

В свободной живописной манере выпол-
нены вещи Каневского — «Под Болдиным»
и «Клавдия», но советского лица в них
неё отущаёшь, как не видишь его в рас-
плывчатой акварели Фонвизина «Материн-
ство», как ‘нет его и в цветистых, но
неорганизованных Зкварелях Чекмазова—
«Море», «Парк». :

На выставке есть ‘и ‘произведения, вы-
зывающие ‘в памяти времена «чистой»
зкварели. К ним относятся вещи Дервиза,
соученика Врубеля и Серова по мастерской
Чистякова.

Среднев место’ между «чистой» и «не-
чистой» акварелью занимают вещи Лит-
винцева  («Окская пойма», ‘«Мельница»),
Рерберга («Ай-Метри», портрет). Очень за-
метны Ha выставке кренкие по рисунку
акварели  `Кардовского, приятные работы
Кукрыникбов — Крылова, Соколова и Ву-
приянова: 2

Этим скупым перечнем далеко не, исчер-
пываются все хорошие акварели выставки,
но все же основной‘ недостаток их — от-
сутствие образов наших людей и наших
дней, отсутствие, никак не восполняющее-
ся’ ‘теми единичными темами, которые
вкраплены в пейзажные МОТИВЫ.

О “ИГОРЬ ГРАБАРЬ.

КУЙБЫШЕВ, 1 апреля. (Корр. «Прав- в селе Никольском, Чембарской волости,

ды»). В селе Лермонтово! (бывшее Тарха-
ны),. Чембарского района, заканчивается
реставрация усадьбы, где провел свои’ дет-
ские годы поэт М. Ю; Лермонтов. Отдель-
ная комната отводится под музей. Соби-
рается маТериал, характеризующий жизнь
и эпоху Лермонтова.

В пензенеком архивном управлении име-
ютея материалы к биографии Лермонтова,
в частности документы о предках поэта с6
стороны матери, ‘относящиеся к ХУШи
ХУШ вв. Обнаружено, духовное завещание
бабушки Лермонтова помещицы  Арсенье-
вой, датированное 10 июня 1817 г. Ар-
сеньева завещает внуку все свое движи-
мое и недвижимое имущество, находящееся

eee ee

Пензенской губернии. Завещание содержит
оговорку: Арсеньева указывает, что заве-
шание имеет силу лишь В том случае, если
ее внук «будет по жизнь мою до времени
совершеннолётнего его’ ‘возраста’ находиться
при мне на моем питании и попечении без
всякого на то препятствия отца его, а’ моего
зятя». (Отен Фермонтова, как известно, был
армейский «капитан в’ отставке» и презри-
тельно третировался родовитой родней ма-
тери поэта). ca

В архиве обнаружена также переписка
миниетра внутренних дел с пензенским гу-
бернатором о перевозке тела поэта из Пя-
тигорбка в село Тарханы. .

И рае

СТРОИТЕЛЬСТВО УЧРЕЖДЕНИЙ АКАДЕМИИ НАУК НН

В народнохозяйственном ‘плане (Союза
ССР на 1937 год, опубликованном 30. мар-
та, ‘предусмотрено ассигнование 40 мил-
лионов рублей на строительство учрежде-
ний Академии наук СССР. Как сообщили
нашему сотруднику в управлении капи-
тального строительства Академии наук, В
этом году должны быть проведены следую-
щие работы.

Будет готово новое здание Института re-
нетики на Калужском шоссе. При инети-
туте  сооружаются теплицы и оранжерея.

Институт биологии, к основному зданию
которого в прошлом году было пристроено
левое крыло, в этом голу получит новый
корпус — правое крыло.

В этом году в Москве будет начато

—

КОЛХОЗНИК БАШКО
СПАС. ЧЕТЫРЕХ ДЕТЕЙ
РОСТОВ-на-ДОНУ, 1 апреля. ° (Корр.

‚«Правды»). Четверо детей, закончив заня-

тия в школе станицы Дячкинской, Тара-
совского района, отправились к себе домой
на лодке. В это время на реке был ледоход.
Сильным течением лодку перевернуло, и
дети начали тонуть.

Колхозник из артели им. Ленина тов.
Башко, прибежавший к месту катастрофы
одним из последних, мужественно бросился
в реку спасать уже скрывшихся под водой
школьников. Четыре раза он нырял в воду
и спас всех детей.

oO

ОЗЕЛЕНЕНИЕ

ПУСТЫНИ

ТАШЕЕНТ, 1 апреля. (Корр. «Правды»).
Практическую работу по освоению пусты-
ни Кара-Вум ведет Репетекская песчано-
пустынная станция. В последние тоды
станция занималась озеленением нустыни
и выращиванием на песках бахчевых куль-
тур. В разных местах пустыни, у населен-
ных мест высажено больше тыеячи де-
ревьев. Произведенные, опыты позволяют
сделать заключение ‘что в Кара-Кумах
можно создавать оазисы, как первый шаг
к освоению всей пустыни.

Приехавшие в СССР испанские садоводы-агротехники знакомятся с ‘работой
Одесского института селекции и генетики. На снимке (слева направо): работ-
‚ник института Д. А. Долгушин, испанские садоводы Диего Гарсиа, Хеваро

Рамиро и Карлос Мартин.

Профессор Александр БЕЗРЕДКА

Злокачественные раковые опухоли, по-
являясь в организме, внедряются в окру-
жающую ткань. Эта особенность раковых
опухолей известна с давних времен, Между
тем до сих пор мы не можем сказать ни-
чего определенного о природе этих опухо-
лей. Недаром говорят, что точное определе-
ние рака так же не легко, кав и его лече-
ние. Что касается его природы, то вопрос
этот. остается пока открытым.

Рак — это. опухоль, безостановочно ра-
стущая и обладающая, разруптительным
действием. Послё ее удаления она рециди-
вирует на TOM же самом месте и дает в
больнтинетве случаев так называемые Me-
тастазы (опухоли, возникающие на расстоя-
нии от первичного очага), кончающиеся
смертёльным исходом. -

Установить точно разницу между опу-

Холью доброкачественной и злокачествен-

ной у больного очень трудно. Бывает, что
опухоль, на вид доброкачественная, прини-
наст злокачественный характер. Сказать,
когла началась опухоль в организме, почти

‘невозможно. (; момента’ образования опухо-

ли до появления первых клинических при-
знаков болезни могут пройти месяцы и да-
же годы. В этом и заключается трагизм
таких опухолей. Вот почему, невзирая на
нмеющиеся благополучные исходы  лече-
ния, прогноз в общем представляется до-
вольно мрачным,

Экспериментальным, искусственно вызы-
ваемым ‘раком стали заниматься сравни-
тельно недавно. Первые опыты в. этом
направлении были сделаны Моро — мо-
лолым ассистентом при медицинском фа-
культете в Париже. Свою первую работу
он написал в 1894 году. Ему удалось вос-
произвести раковую опухоль у белых мы-
тей. Несколько лет спустя подобные оны

(Пастеровский институт, Париж)

Bil

Впоследствии было опубликовано. мно-
жество. работ‚ экспериментального характе-
ра. Литература’ разрослась ‘настолько, что
даже специалисту нелегко уследить за
всем, что появляется в. печатив этой об-
ласти. Существует даже ряд специальных
журналов, посвященных исключительно
проблеме рака.

Я ограничусь изложением онымов, KO-
торые’ ведутся сейчас на мыппах, кроликах
и курах в Пастеровском‘ институте в Па-
риже.

Мышам прививается саркома Эрлиха;
кроликам -= эпителиома Броун-Пирса, a
курам — саркома Рауса. Эти три опухоли
резко отличаются ‚друг оот’ друга и по
структуре, и по биологическим признакам.
Общее у них то, что OHM чрезвычайно
вирулентны и убивают ‘экспериментальных
животных.

Нас особенно, интересует развитие этих
опухолей в кожных покровах. Начнем 6
саркомы у мышей. Впрыснутая под кожу
в виде эмульсии, она образует маленькое
затверление. принимающее вскоре форму
настоящей опухоли © определенными вон-
турами. Она ‘непрерывно увеличивается н
может достигнуть такого, об’ема, который
больше самого животного: Смерть обыкно-
венно ‘неминуема; Но при векрытии у та-
кого животного метастазы не ”обнаружи-
ваются.

Несколько иная клиническая ‘картина
наблюдается у мышей, которым. саркома
вводится не`под кожу, а в толщу кожи.
Здесь приходится различать два случая, в
зависимости от дозы саркомной эмульсии.

После введения’ большой ее дозы, через
83—10 дней в месте впрыскивания пока-
зываетея бугорок розового цвета, ‘быстро
увеличивающийся в об’еме. Вскоре этот

ты были произведены Леб’ом на белых вры-   бугорок делается настолько ‘крупным, что

сах. Моро и Леб положили, таким образом,

начало экспериментальному исследованию   одной стороны,

злокачественных опухолей.

уже не вмещается в толще кожи. Он, е

=

проникает в подкожную
клетчатку, & е другой — забирается в са-

мый поверхностный слой кожи (эпидер-
мис).

Через некоторое время наступает смерть
экспериментальной мыши. Еще до ее смер-
ти наблюдаются, метастазы в паху и в
подмышечной области, а при вскрытии
обнаруживаются ‘метастазы и BO BHYTpeH-
них органах.

‚Совершенно иначе протекает болезнь,
когда в кожу вводится маленькая доза сар-
комной эмульсии. Вначале наблюдаются те
же явления, что ив первом случае, но за-
тем опухоль из круглой быстро делается
плоской, на ee поверхности появляетея
струпик, который быстро исчезает и за-
меняется рубцом. Вскоре и он. исчезает,
кожа принимает нормальный вид, и живот-
ное выживает. Больше того: мышь, у ко-
торой рассосалась’ искусственная саркома,
впослелетвии оказывается невосприимчи-
вой к ней.

Злокачественная саркома, которая раз-
вивается внутри кожи, оказывается, таким
образом, доброкачественной! ‘

В чем же причины такого явления?

Возможны два’ предположения. Первое:
развиваясь в толще кожи, опухоль почему-
то потеряла свою первоначальную струк-
туру. Второе: внутрикожная опухоль по-
теряла свою вирулентность.

Однако” микроеконическое ° исследование
внутрикожной опухоли показывает, что она
нисколько не отличается от первоначаль-
ной структуры, С точки зрения вирулент-
ности также нельзя установить заметной
разницы. И в самом деле, опытами уста-
новлено: если вырезать у мыши кусов
внутрикожной опухоли’ и ввести его
под кожу другой здоровой мыши или ей
же самой. то через некоторое время под ко-
щей появляется опухоль злокачественного
характера. Можно получить такой же э0-
фект, если раздавить внутрикожную опу-
холь, чтобы часть ее попала в подкожную
клетчатку. Следовательно, вопрос заклю-

1 ске, Чите и Хабаровске. (ТАСС).

строительство завода точных приборов и
гаража на 275 машин.

Свыше 8 миллионов рублей намечено
израсходовать на реконструкцию, ремонт
и лооборудование существующих аний
Академии наук СССР. Эти работы будут
проведены в 28 институтах, лабораториях
и музеях в Москве, в Главной астрономи-
ческой обсерватории в Пулкове и в ряде
научных учреждений в Ленинграде.

В Москве строятся два больших жилых
дома для научных работников. Один из
них, на Садовой-Земляной,  об’емом в
48,7 тые. кубометров, должен быть го-
108 В этом году. Сотрудники Академии на-
ук получат 100 квартир со всеми удоб-
ствами. Другой жилой дом, об’емом в
105 тыс. кубометров, строится на Боль-
шой Калужской улице. ^

НОВЫЕ
МЯСОКОМБИНАТЫ

В этом году должны войти в строй Op-
ский и Улан-Уденский мясокомбинаты.
Сооружены уже’ основные здания комбина-
тов, продолжаются строительные и отделоч-
ные работы и идет монтаж оборудования.

Орский комбинат будет одним из круп-
нейших в Союзе. Он рассчитан на убой в
емену 400 голов крупного, 1.200 голов
мелкого рогатого скота и 400 свиней. Пу-
щен уже холодильник с морозилками. Он
сможет хранить 4 тыс. тонн мороженых
продуктов и замораживать 80 тонн мяса
ежесуточно. _ 3

Улан-Уденский комбинат явится первым
крупным механизированным. предприятием

мясной промышленности в Бурят-Монголь-

ской республике. На нем будут забивать
в смену 250 голов крупного, 1:000 голов
мелкого рогатого скота и 200 свиней. Ра-
ботают’ уже холодильник емкостью в 1.500
тонн мороженого мяса и колбасный цех.

Все основное оборудование комбинатов,
которые должны войти в строй в третьем
квартале, изготовлено на советских заво-
дах.

Строятся также мясокомбинаты в Иркут-

Фото Н. Колли.

чается в том, где развивалась опухоль—=
внутри кожи или под ней. Роль кожи в
этом вопросе чрезвычайно велика.

Это видно также из опытов, когда эмуль-
CHA саркомы вводится непосредетвенно ‘в
брюшную полость. В таких случаях у мы-
шей через некоторое время после впрыеки-
вания появляются многочисленные опухоли
на некоторых органах, и животные поги-
бают. В то же время, еели присмотретьея к
такой мыши, то в большинетве случаев
можно заметить маленький бугорок в ко-
же, в том самом месте, где был сделан укол
иглой, чтобы попасть в брюшную полость:
Очевидно, достаточно минимального коли-
чества эмульсии, чтобы вызвать опухоль
в коже.

Аналогичные явления наблюдались мно-
го лет назад при исследовании палочки
сибирской язвы. Напомним, что именно
тогда у нае возникла мысль делать вну-
трикожные прививки. Таким образом, нам
улалось, как известно, получить очень
прочный иммунитет (невосприимчивость) в
сибирской язве. Исходя из этих опытов,
мы решили применить их и в отношении
саркомы.

Мы, действительно, убедились в том, что
мыши, получивишие небольшую дозу эмуль-
сии саркомы в кожу, через некоторое время
приобретают иммунитет. Они становятея
невосприимчивыми к вторичному впрыски-
ванию не только. в кожу, но и под кожу ив
брюшную полость, то-есть к таким впрыски-
ваниям, которые обыкновенно кончаются
смертью экспериментальных животных.

Таким образом, можно искусственным
путем создать невосприимчивость животно-
го к злокачественной саркоме.

Чтобы проверить, применим ли этот спо-
соб иммунизации к другим животным, мы
перешли к опытам на кроликах.

Как показали американские ученые
Пирс и Броун, у кроликов легко вызвать
злокачественную = опухоль — эпителиому.
Доза ее, введенная в подкожную клетчат-
ку, вызывает опухоль, достигающую. иног-
да огромных размеров: нам приходилось
наблюдать подкожные опухоли у кроликов,
весившие больше 250 граммов. Кролик по-
гибает при явлениях общей кахексии (по-
худание и понижение жизненной деятель-
ности организма).

Когда эпителиома впрыскивается в яич-
ки или брюшную полость, то в огромном

ОБЗОР

Канцелярские ведомости

Из. архива принесли пять тощих вом-
плектов газет. Пять газет, Разные люди
их редактируют, но только названия от-
личают одну газету от другой. В осталь-
ном все они: поразительно. схожи.

Заглянем в газету А обувной
шленности» (орган союза рабо-
me Главного

чих обувной промышленности и
ия кожевенно-обувной промышлен-
ности Наркомлегирома © СР). Чаще всего
в ней встречаются такие новости. На все-
союзном совещании закройщиков и ВЫ-
prot НЕЙ речами... выступили пред-

седатель ЦК нашего союза С. Л. Брег-

ман, начальник ГУКОП (?—Ред.) Нар-

комлегпрома Б. Б. Маргулис...» {№ 2).

В конце января’ в Наркомате легкой
промышленности. состоялось другое совеща-

b
а pete докладом © задачах ко-

жевенно-обувной промышленности В

1937 г. выступил начальник Главного

управления т. Б. Б. Маргулис.

..Председатель ЦК нашего союза
т. С. Л. Брегман выступил по вопросу
о культурно-бытовом строительстве в
1937 г.».

Фамилия «председателя ЦЕ нашего с0-
10за» печатается в каждом номере по не-
скольку раз, если он где-либо накануне
выступал и даже если ему только прел-
стоит выступить © докладом. В осталь-
ных случаях фамилия тов. Брегмана упо-
минаетея в каждом номере по меньшей ме-
ре один раз. Суть в том, что «председа-
тель ЦК нашего союза» тов. Брегман — он
же редактор газеты.

Теперь обратимся к «Авиарабочему» —
газете. ЦК союзз ‚ рабочих. авиационной
промышленности. Газета выходит редео,
примерно раз в декаду — полторы, Тем
тщательнее приходится отбирать инфор-
мацию, чтобы печатать лишь самое инте-
ресное. Вакие же выдающиеся события от-
мечает газета в профсоюзной жизни?

23 января:

«В день окончания курсов 16 пред-
седателей цехкомов пришли к предсе-
дателю ЦК союза тов. Соболю.

Тов. Соболь хорошо проинструкти-
ровал от’езжающих...

С большим вниманием курсанты про-
‘слушали интересную беседу» (№ 2).
8 февраля. Я
Тов. Соболь выступил с докладом на YI

пленуме ЦВ 601038.

«Теперь,—говорит тов. Соболь... Тов.
Соболь говорит... Затем тов. Соболь
перечисляет... Тов. Соболь уделяет...
Тов. Соболь указывает... В заключение
своего доклада тов. Соболь говорит...»
(№ 3).

Напечатанный в этом же номере CHH-
мок знакомит читателей газеты с  ответ-
ственным редактором тов. Соболем и его
заместителем TOB. YceHKo.

Тов. Зеликов, председатель ЦЕ союза
рабочих электромашиностроительной про-
мышленности, ‘он’ же’ редактор газеты «Ра-
бочий электрик», поспешил опубликовать
свой портрет, во втором номере газеты. Элек-
трики, мол, должны знать своего председа-
теля и редактора.

Не отстает от других газети газета

САРАНСК, 1 апреля. (Корр. «Правды»).
В городе Саранске до’ империалистической
войны насчитывалось 13 тысяч жителей.
Самым большим зданием был трехэтажный
дом городской управы, а самое крупное
промышленное предприятие — маслобойка
купца Овечкина. Е ;

3a последние годы Саранск, столица Мор-
довской АССР, превратился в крупный
промышленный и культурный центр. Два
года назад была пущена первая очередь
пенькоджутового комбината: Сейчас многие
совхозы и колхозы страны уже получают
саранский шпагат. Неподалеку раскинулись
корпуса большого консервного комбината,
вырабатывающего из местного сырья евы-
ше 30 сортов консервов. Из отходов льна
новая котонинная. фабрика дает сырье для
текстильных предприятий... Построенье махо-

большинстве случаев во внутренних орга-
нах наблюдаются метастазы, ведущие
обычно к смерти кролика. Впрыскивания
в переднюю камеру глаза или под твердую
мозговую оболочку еше быстрее влекут за
собой гибель животного. _

Совершенно иначе обстоит дело, когда
эпителиома вводится в кожу, в самую ее
толщу. Через 5—6. дней образуется буго-
рок, который постепенно увеличивается в
00’еме. Затем круглая опухоль делается
плоской, бледнеет, уменьшается в об’еме и,
наконец, совершенно исчезает. Эпителиома
рассасывается.

Сколько уколов ни было бы сделано в
разные места кожи—явления остаются Te
же. Другими словами, внутрикожная эни-
телиома отличается тем, что она все
регрессирует, а потом совершенно рассасы-
вается. При этом появление метастазов не
наблюдается, и животное всегда выживает.

В опытах над кроликами, как и в опы-
тах с мышами, нам Удалось установить
важное обстоятельство: если ввести кусок
внутрикожной эпителиомы в какое-нибудь
другое место, то появляется злокачествен-
ная смертельная опухоль. Дело, значит, за-
ключается, как и ‘при саркоме, исключи-
тельно в месте появления искусственной
опухоли;

Что же происходит с животным, в част-
ности с кроликом, у которого внутрикожная
опухоль рассосалась?

Из литературы известно, что животные,

у которых пб неизвестной нам причине’

опухоль рассасывается, не дав метастазов,
в дальнейшем становятся невосприимчивы-
ми к введению той же опухоли. Заметим,
что такого рода рассасывание весьма редко
и. совершенно. непредвиденно.
Многочисленные опыты в нашей лабо-
ратории показали, что кролики, у которых
раесосалась ‘экспериментальная ‘внутри-
кожная ‘опухоль, также становились
вполне невосприимчивыми при вторичном
впрыекивании куда бы то ни было: в ко-
ву, под кожу, в яички, в брюшную
полость, в переднюю камеру глаза или да-
же в самый мозг. При этом животное ни-
сколько не реагирует, словно ему впрыс-
нули совершенно: инертное вещество. Имму-
нитет этот -— стойкий и длительный. Во-
лее специфического, стойкого и длительно-

СТОЛИЦА МОРДОВИИ .

> АПРЕЛЯ 1937 Г., Ne 91 (7057)

ПЕЧАТИ

Центрального. комитета союза. работников
мукомольной промышленности и элеватораз
Центра и Юга «Ударник на хлебнох
фронте». В конце января состоялся пленум
ЦК союза. Что происходило на пленуме?
«В яркой и красочной речи, изоби-
лующей конкретными фактами, тов,
Клейнер охарактеризовал положение...»
«Тов. Меламед в своей обширной и
яркой речи поставил ряд практических
задач...»
Выступал и TOB.

ель ПК союза.
a ae Добрынин перечисляет имена..

Тов. Добрынин призывает... Тов; До-

брынин заканчивает перечнем...»

Отчеты о совещаниях и пленумах печа-
таются в этих газетах © единственной
целью —— рассказать, что BOT такой-то

«председатель нашего ЦВ союза выету-

пил с большим докладом», & такои-то—

«с яркой речью».

Слова «критика» и «самокритика» скло-
няются едва ли не в каждом номере. Эго
делается для того, чтобы создать видимость
критики, чтобы за крикливой болтовней о
самокритике скрыть услужливость и по-
чтительность. Вот несколько примеров

if атной критики:

SOE ae epheomiuscnnt актив He полу-
чал систематического инструктажа и
со стороны ЦК союза» («Рабочий эле-
ктрик» № 1.

Или— -

«Нужно упрекнуть ЦК союза в том,
что и он недостаточно руководит ни-
зовым страхделегатским активом» .
{«Авиарабочий» № 2).

Этот етиль присущ и другим редакторам
профсоюзных органов печати. Взять хотя
бы газету Центрального комитета союза
рабочих металлических изделий «Удар-
ник металлоизделий». В передовой статье,
перечисляя факты нарушения профсоюзной
демократии, газета «осмелилась» покрити-
ковать ЦК профсоюза:

«Нужно отметить, что президиум пк
союза не сумел поднять на принципи-
альную высоту вопрос о грубейшем
нарушении профдемократии на заводе
«Механическая игрушка».

При всех этих пороках некоторые газе-
ты занимаются саморекламой и самовое-
Хвалением. Газета «Рабочий обувной про-
мышленности» во втором ‘номере хвастает
перед читателями. Редактор, он же предее-
датель ЦА союза, тов. Брегман восторжен-
но сообщает, что вот-де совещание закрой-
щиков и вырубщиков

«особо отметило работу газеты «Рабо-

чий обувной промышленности»...

«Рабочий электрик» и другие названные
нами газеты напоминают канцелярские ве-
AOMOCTH, отражающие стиль работы своих
ЦК союзов. Часто трудно определить; тде
трань между функциями председателя ЦК
союза и релактора профсоюзной газеты.,
Странное совмещение в одном лице этих
двух должностей не способствует развитию
активности и  самокритики ‘в - профоо-
0зах. Напротив, оно неизбежно ведет к
зажиму самокритики. А ВЦСПС, видимо,
находит нормальным. такое положение,
когда председатели ЦК союза сами себе
редакторы: BPH bea

Добрынин председа-

рочная фабрика, хлебозавод, птицекомби-
пат. Создано большое количество мелких
кустарных предприятий.

В Саранске ежедневно выходят пять га-
зет на мордовском и русском языках. Город
украшают многоэтажные здания двух выс-
ших учебных заведений, 3 техникумов и
13 средних и начальных школ. Созданы
два театра — оперный и мордовский драма-
тический. Недавно открыто звуковое кино,
гостиница с рестораном и образцовая боль-
вица.

Проложено 15 километров водопровода.
Деревянные тротуары заменены, асфальто-
выми. Свет городу дает новая электростан-
ция, работающая на местном торфе. В Са-
ранске имеются парк культуры и отдыха,
аэроклуб, много универмагов, Дом  кол-
хозника.

ге
HS
He

иммунитета по отношению ни к одному
существующих патогенных микробов мы
знаем.

Нам осталось установить, наблюдаются
ли эти явления только у мышей и кроли-
ков, или. же они типичны и для других
животных.

Были проведены исследования целого ря-
да опухолей. Мы стали исследовать опухо-
ли, которые резко отличаются от предше-
ствовавших и прививаются только у кур.
Куриная саркома, изученная американским
ученым Раусом, отличается главным обра-
зом тем, что она принадлежит к категории
так называемых фильтрующихея вирусов.

Опыты в этом направлении сейчас ве-
дутся в нашей лаборатории и еще далеко
не закончены. Но нам удалось установить
полную тождественность между куриной
саркомой Рауса и изученными нами рань-
ше ‘опухолями Ha мышах и кроликах,

Здесь, как и там, кожный покров - играет
особую роль.

Незначительной дозой эмульсии куриной
саркомы можно’ вызвать внутрикожную
опухоль, которая рассасывается и создает
у животного чрезвычайно прочный имму-
нитет. Такое животное в состоянии перене-
сти без всякого ущерба впрыскивание пох
кожу и в мускулы большой дозы саркомы,
т. е. огромное количество, смертельных доз.

Мы вправе думать, что и в ряде других
злокачественных опухолей кожа играет та-
кую же роль и поддастся прививке. А если
это. так, то нельзя ли надеяться, что у че-
ловека значение кожного покрова столь же
велико и что рано или поздно удастся та-
ким же путем создать через кожу невос-
приимчивость человека вк опухолям?

Какие выводы напрашиваются из наших
опытов?

Если допустить, что кожный покров че-
ловека, столь богатый разветвлениями лим-
Ффатической системы, играет такую же роль,
как и у мышей, кроликов и кур, то можно
надеяться, что человек также способен под-
даться прививке через кожу.

Конечно, все это может быть проверено
только длительными клиническими наблю-
дениями. Нам кажется, что внутрикожные
прививки, проводимые в известных услови-
ях, могут дать благополучные результаты
и у человека и предохранить его от рецид-
вов после хирургического вмешательства.