УГ,
Ont

Новая роспись в московском Доме пионеров. Ппафон

худ. Прусакова..

Филармония
и концертный сезон

Через три дня выступлениями лауреатов
зсесоюзных и международных конкурсов в
Большом зале Консерватории откроется кон-
пертный сезон. На 14 вечерах выступят око-
ую 60 одаренных молодых музыкантов. Обо-
рин, Флиер, Крувликова, Зак, Ойстрах, —
они хорошо известны каждому любителю
музыки в нашей стране. Их мастерство нат.
ло признание не только здесь, на родине,
но и далеко за ее пределами. Выступления
лауреатов прозвучат радостной увертюрой
к юбилейным концертам, которые начнут-
ся в последней декаде октября.

Для филармонии организация этих кон-
цертов должна стать началом ее большой и
повседневной работы ¢ молодыми испол-
нителями. Лауреаты далеко не исчерпыва-
т всех наших кадров талантливой моло-
дежи. Филармония должна быть творческой
организацией. Она обязана находить та-
мантливых людей и показывать их в кон-
цертах, не ожидая, пока очередной конкуре
делает молодых художников известными.

До самого последнего времени наши кон-
цертные организации ухитрялись работать
без постоянных, штатных исполнителей.
Мудрые руководители филармонии рассуж-
дали просто; зачем обременять себя какима-
то обязательствами, когда можно время от
времени, но мере надобности, приглашать’
артистов для участия в том или ином коя-
церте? При таком положении ни о какой
репертуарной политике и программе рабо-
ты не могло быть, конечно, и речи.

До последнего времени оторванная от ком-
иозиторов и исполнителей, филармония сть-
новилась посреднической конторой по ор.
танизации концертов и приглашению «ар-
зистических сил». 3

Система штатных исполнителей должна
коренным образом изменить весь стиль и
направление деятельности филармонии. По
лонказу Всесоюзного комитета по делам ис-
кусств, Московская филармония зачиблит
в этом году на постоянную работу до“во
крупнейших исполнителей. Вместе ¢ ними
надо разработать ‘основные программные
мероприятия сезона.

Дело это ватягивается. До начала 0езо-
На остались считанные дни, а ни один ис-
полнитезь не получил еще от филармонии
ваданий и не знает, с чем он будет высту-
пать к двадцатилетию Великой социалисти-
ческой революции в СССР. Под угрозой сгы-
В8 находятся важнейшие мероприятия се-
вона. Ряд новых произведений советских
композиторов не сможет быть исполнен
только потому, что филармония своевремен-
KO не позаботилась о том, чтобы их разучи-
ии. Так обстоит дело, например, с форте-

пнанным концертом Макарова-Ракитина.
Фортепианные концерты Хренникова и
Бирюкова ° станут известны широкой
публике лишь потому, что их авторы сами
выступят исполнителями своих произведе-
ний,

Филармонией совместно в музыкальным
управлением ВКИ разработан план иенол-
нения советской музыки. Специальная де-
Kalla советской музыки, которая будет про-
зедена в ноябре, привлечет к себе внима-
ние нашей общественности. Она должна
показать, с какими достижениями пришли
наши композиторы к 20-летию Великой про-
петарской революции. Эдесь должно быть
исполнено все лучшее, что написано совет=
скими композиторами за, 20 лет. Неправиль-
30 поэтому, что в программу декады не во-
шли такие, уже ставшие ‘популярными сре-
Ди наших слушателей произведения, как
3-я симфония Кабалевского; симфония Ха-
чатуряна, 16-я симфония Мясковского и др.
Мало представлены в программах произ-
зедения, специально написанные компози-
торами к юбилею. Многое из того, что зна-
Нится в проспектах филармонии, еще не на-
писано композиторами. i

С уверенностью можно говорить лишь о
\х немногих произведениях, которые были
написаны композиторами по заказу Комите-
та по делам искусств. Это кантата к 20-ле-
тхю Великой пролетарской революции—Ва-
силенко, кантата ‹ Родина радости» Гедике
ий 18-я симфония Мясковского. Ни филар-
мония, ни музыкальное управление Коми-
тета по делам искусств-не позаботились 0
Хм, чтобы и другие композиторы своевре-
менно закончили свои юбилейные произ-
ведения. Филармония и музыкальное ун-
равление ВКИ передоверили. это ответотвен-
106 дело союзам композиторов, я те в свою
Чередь бездействовали. Московский союз
композиторов преступно растрачивал свой
Средства на оплату третьесортных, никому
ненужных произведений и всячески сторо-
Нился (как это было в отношении Хачату-
ряна) помощи талантливым. композиторам:

Необычайно скудно и односторонне пред-
‘тавлена в программах филармонии музы-
Кальная классика. В 50 концертах об’яв-
ленных симфонических абонементов нет ни
одною произведения Моцарта, Гайдна,

рамса, Глющ, Дебюсси, Равеля!

Крайнее удивление вызывает принции
Построения Микловых концертов. В цикле
русской музыки нет ни одного. произведе-
ния Скрябина. Он почему-то оказался от-
несенным к циклу западноевронейской ро-
мантической музыки. В этом же цикле com
вершенно забыли о Брамсе. Почти весь
симфонический план, если судить о нем по
обявленным абонементам, составлен без
какой-либо попытки выйти за круг произ-
зедений, уже давно утвердившихся на кон-
Цертной эстраде.

; Heotuaiert ih план филармонии нуждяа-
ется в серьезных коррективах. Концертный
сезон 1937 года должен стать значительным
явлением в музыкальной жизни страны.

Концерт краснознаменного
ансамбля красноармейской
песни и пляски в Лилле

Состоявшийся вчера в городе Upane
Хонцерт Краснознаменного ансамбля a
ноармейской песни и ‘пляски. прошел с те ‘
Же неизменным успехом, с каким прожоди-
ли выступления в Париже, Зал театра, hag
тором выступал ансамбль был пере
en, :

Весь концерт проходил в Е none? =
Бписуемого восторга аудитории. Почт a
программа биссировалась. УЕ
самблем на французском языке «Поход
Песню» подхватил и пел весь зал,

беду их, одержанную в

тарской революции и обязуется,

Навстречу двадцатилетию Великой пролетарской революции
— в

‚ Вызов .театра

К двадцатилетию победоносной социали-

стической революции советский народ ждет

от искусства крупных и значительных про-

изведений, отражающих тероический путь,

пройденный нашей страной.

Театр um. MOGIIC x этому юбилею ставит
пьесу Н. Никитина «Баку», рисующую борь-

бу трудящихся Азербайджана за ‘ycTaHo.

вление советской власти в 1920 тоду и по-
результате восста-
помощи Красной

исторически-прав-

ния в Баку и братской
Армии. Театр стремится

диво и художественно верно отразить эти
замечательные события; которыми непо-

средственно руководили тт. Киров и Серго
Орджоникидзе.

Театр им: МОСПС вызывает Театр. Рево-
люции на социалистическое соревнование
по ознаменованию 20-летия Великой проле-
работая
Ударными темпами:

1. Показать премьеру 7 ноября;

2. Сдать спектакль Управлению пб де-
лам искусств не позже 8 ноября;

3. Организоваль наилучшее обслужива-
ние зрителей в юбилейные октябрьские дни
(устройство выставки на тему спектакля,
создание выставки, отражающей путь теат-
ра и его достижения и др.).

Пятница, 17 сентября 1937 г.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

№ 43

им. МОСПС

4. Широко развернуть в коллективе с0-
ревнование по спектаклю между цехами и
внутри цехов — индивидуальное соревно-
вание, заключая соответствующие договоры,
организуя повседневную помощь участни»
кам соревнования и контроль над его хо-
дом. Не позже 15 ноября обязуемся подве-
сти итоги соревнования и выполнения ло-
товоров. Лучшие ударники, победители в
соревновании, будут прёемированы,

Просим редакцию «Советского искусства»
быть ‘арбитром нашего соревнования.

Постановщик народный — артист
РСФСР Е. ЛЮБИМОВ-ЛАНСКОЙ, ре-
жиссер анны артист К. ДА-
BUAOBCKHH, режиссер-ассистент
И. ЧУМАКОВ, композитор В. БЕ-
ЛЫЙ, художник. Б. ВОЛКОВ, заслу-
женный деятель искусств И. БЕР-
СЕНЕВ, заслуженные артисты  рес-
публики: А. АРСЕНЦЕВА, В. ВА-
НИН, С. ГИАЦИНТОВА; Б. ПЯСЕЦ-
КИЙ, М. РОЗЕН-САНИН, артисты:
С. ДНЕПРОВ, Д. ИЛЬЧЕНКО, И. ИЗ-
ВОЛЬСКИЙ, А. КАЛИНЦЕВ, Г. МИ-

ЧУРИН, Т. ОГАНЕЗОВА, Б. ОЛЕНИН,
А. САШИН.

В соревнующихся театрах

Недавно Государственный театр им. Вах-
тантова вызвал на социалистическое сорев-
нование Государственный Малый театр. Ма-
лый театр вызов на соревнование принял.

Сейчас. в соревнующихся коллективах ве-

дутся интенсивные репетиции юбилейных

пьес. В производственных мастерских по

эскизам художников строятся и монтируют-
ся декорации, шьются костюмы, прорабаты-
тея грим. ы

В театре им. Вахтангова в основном уже
закончена работа над шестью картинами
нервого акта пъесы Н. Погодина «Человек с
ружьем». Репетиции ведутся ежедневно под
руководством режиссера Р, Н. Симонова и в
присутствии драматурга, принимающего ак-
тивное участие в работе над спектаклем.

Быстро подвигаются вперед репетиции и
в Государственном Малом театре. Вчерне
готовы семь картин. Вчера режиссер К. П.
Хохлов приступил к построению мизан.
сцен восьмой картины.

Особое внимание уделяется постановоч-
ной группой массовым сценам.

C 13 сентября ренетиции перенесены на

`сцену. К этому дню производственные ма-

стерские уже смонтировали станки. Сейчас
в мастерских строятся об’емные декорации
ко всем актам пьесы, Вчера в ‘мастерских
приступили к работе над живописными де-
корациями. Сейчас для пятой картины пер-
вого акта пишется большое ‘полотно, изобра-
жающее набережную Невы. .

Опера «Чапаев ..

Молодой советский композитор ВБ. A.
Мокроусов работает сейчас над оперой
«Чапаев» (по` либретто С. Городецкого).
Это его первое большое произведение нпо-
сле «Антифашистской симфонии».

Композитором написано несколько от-
рывков и целиком закончен второй акт
оперы,

Б. А. Мокроусов в 1936 тоду окончил
Московскую консерваторию по классу ком-
позиции Н. Я. Мясковского. Сейчас моло-
дой композитор призван в рады Красной
Армии.

Опера «Чапаев» включена в репертуар
Музыкального театра им. Немировича-
Данченко. :

Юбилейный репертуар
музыкальных коллективов Союза ССР

В дни празднования 20-летия Великой
пролетарской революции Государственный
хор и Симфонический оркестр Союза ССР
исполнят героическую ораторию компози-
тора Юдина «Ленин — Сталин». В третьей
части оратории на разных языках народов
СССР будут исполнены песни, посвящен-
ные социалистическому строительству и
великому вождю народов товарищу
Сталину.

Сейчас под руководством проф. Данилина
хор разучивает русскую, грузинскую, ук-
раинскую, казахскую и другие песни на-

родов СССР. С 925 сентября начнутся сов-

местные репетиции хора и оркестра,

Помимо того Государственный хор coB-
местно с Оркестром народных инструмен-
тов СССР под управлением засл. артиста
республики Алексеева готовит к юбилей-
ным дням торжественную кантату. Музыка
написана композитором Василенко, сло-
ва — поэтом-орденоносцем Лебедевым-Ку-
мачом. а

Хор Союза ССР разучивает кантату «Ро-
дина радости», написанную Гедике на текст
Суркова.

ee и ие

AS MeN
Ленинградской
консерватории

На-днях исполняется 75 лет со времени
открытия Консерватории в Петербурге.

Рапмовские вульгаризаторы, — искажая
подлинную музыкальную историю налиего
народа, пытались свести на-нет великую

роль консерваторий в развитии русской му-.

зыкальной культуры. Не разобравшись тол-
ком в существе отношений отдельных дея-
телей «мотучей кучки» к инициатору про-
фессионального музыкального образования
в России Антону Рубинштейну, они, кле-
веща на этого гениального музыканта, об-
виняли его чуть ли не в противодействии
развитию русской музыки. Его деятель-
ность, как основателя консерватории в. Рос-
сии, они расценивали как антинациональ-
ную. Эти горе-‹«теоретики» не понимали,
что, несмотря на серьезные расхождения,
существовавшие между Рубинштейном и
«кучкистами», все они делали одно большое
дело — строили и развивали русскую музы-
кальную культуру.

Подлинное величие Рубинштейна состо-
ит в том, что он первый в России понял не-
обходимость профессионального музыкаль-
ного образования. Став во главе Консерва-
тории, Рубинштейн с первых же шагов сво-
ей деятельности встретил противодействие
со стороны придворных кругов. Назойливая
опека вел. кн. Елены Павловны и других
«высокородных покровителей», возглавляв-
ших Императорское русское’ музыкальное
общество (ИРМО), душила все начинания
Рубинштейна, направленные к демократиза-

К декаде. советской музыки, которая бу-
дет. проведена в связи с юбилеем, Симфо-
нический оркестр СССР готовит «Несню
ликования» Веприка, «Героическую сим-
фонию» °Киладзе, «Грузинскую  сюиту»
Туския, «Молдавскую поэму» Косенко
фрагменты из оперы «Шорс» Лятошинско-
го, симфонию Хренникова и другие произ-
ведения советских композиторов.

В программе Государственного хора Со-
юза ССР — вокальные произведения Ва-
силенко, Tenure, Ипполитова-Иванова,
Дзержинского и Палиашвили.

Духовой оркестр CCCP под управлением
проф. Блажевича сыграет в числе других
произведений «20-летие Октября» Ивано-
ва-Радкевича и
Кручинина.

>

«Красноармейскую сюиту».

Год издания УШ

СОВЕТСКОЕ
ИСК

Орган. Всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР.

(389) -

Где ваши
пьесы?

В марте этого года, секция драматургов’
союза советских писателей. обратилась ко
всем драматургам столицы с вопросом, что
они пишут к 20-летию Великой пролетар-
ской революции. Собраны были доброволь-
ные социалистические обязательства 77
драматургов. Выяснилось, что они ‘работа-
ют над 86 произведениями в прозе, в сти-
хах для музыкальных и драматических
театров.

Где же эти пБесы?
‘Мы обратиливь к драматургам е вопро-
сом — где ваши ? Вот их ответы,

Йжьз, Сельвинский:

— Я час работаю над «Челюскиниа-
ной». Поэма №, 10.000 строк. Над такими
произведениями“ работают по 10—15 лет, &
я ее думаю закончить за три года. Пьесу о
Болотникове и. 1612—13 м. я не могу

писать из-за недостатка материала, вто-
рую пьесу, которую я обещал театрам, «Ван-

тигр» я отложил из-за, недостатка времени.

Юрий Олеша сказал так:

—Я ничего не написал. «Капитан Немоъ
очень интересная тема, но мне она, к сожа-
лению, не удалась. Впрочем, я переделал
свой сценарий в пьесу. Называется «Кавнь
в Берлине». На-днях буду читэль вахтан-
говцам.

Файко считает либретто к опере Хренни-
кова (но роману Н. Вирта «Одиночество»)
своей юбилейной работой.

— Но она была тотова год назад.

— А доработки? Мы перерабатываем либ-
ретто!

— Поэтому вы нё написали пъесу?

— Нет я хотел, было, работать се Шквар-
киным над пьесой о Питере 1917 года. Но
Шкваркин был занят своей пьесой. Пьеса,
которую я вам писал, мне не удалась. Сей-
час я уточняю свои планы. :

Шкваркин сказал:

— 13 сентября я читал свою пБесу в Теат-
ре сатиры. Называется она «Простая дев-
ченка».

— Пьеса написана к юбилею?

— Да.

— Когда же театр ее поставит, если она
еще не разрешена Реперткомом и не прос-
мотрена в Комитете по делам искусств?

— Это дело театра, -- es

У Ауслендера, пишущего для детеких
театров, нъеса еще на руках. На-днях свою
ньесу, нредназначенную для самодеятель-

гм

ных кружков, собирается отнести в журнал.

«Народное творчество»  Персонов. Готова
она будет дней через десять.

Когда же она выйдет в свет?

В. Гусев и И. Прут в более счастливом по-

ложении. Они считают свои пьесы также
юбилейными, но нредназначают их для по-
становки в дни двадцатой годовщины Крас-
ной Армии.

— Моя работа, подходит к победному кон-
цу, — говорит В. Гусев. — Осталось на два-
три дня работы. В конце месяца буду чи-
таль ее театрам.

— Но ведь она готовилась к юбилёю?
— Ну что же, не вышло.
«Не вышло» у многих по разным причи-

нам. У Бабеля пьеса о Донбассе просто не.

вышла, у С. Городецкого пьеса не вышла
потому, что ему «дали неквалифицирован-
ного консультанта» У Штока
«слишком веселая комедия», которую нель-
зя, по его мнению, ставить в юбилейные
дни (?). Детский драматург Любимова про-
сто не успела...

Подведем же итог: из 25 драматургов, с
которыми нам довелось говорить, 6 не

приступали к работе, 7 своих пьес не закон-
чили, а 5 сдали их только в сентябре.

В. КУРЫГИН

BHILG.

Концерт советской музыки в Валенсии, организован-
ный дирижером Франсиско Хиль

Цена 30 коп.

Народные театры
_ во Франции

Беседа с министром просвещения Франции г. Жан Зей

Вали корреспондент беседовал с r. Beit,
который провел в Ленинграде два дня,
знакомясь с театрами и достопримечатель-
ностями города. . о ‚

Французский министр. сообщил о_рефор-
мах, подготовляемых/^ правительством. ня-
родного фронта, в области. театра.

— Французская ‘печать, — говорит
г. Жан Зей, — неоднократно писала о пло-
хом состоянии провинциальных театров в
нашей стране. Как известно, театральная
жизнь Франции централизована. Все че-
тыре государственных театра — Большая
опера, Комическая опера, Французская ко-
медия и Одеон, — a также большинство
лучших частных театров находятся в Па-
риже. Постоянных трупп в провинции ма-
ло и спектакли их низкого качества. Это
относится и к крупным провинциальным
центрам. : :

Crpemach улучшить ` состояние uéKyc-

ства в провинции и приблизить его к ши-
роким слоям населения, мы намечаем соз-
дание ‘сети народных театров. Для Цен-
трального народного театра в Париже мы
предполагаем предоставить огромный зал
(3.000 мест) нового Трокадеро. Оно стро-
ится на территории парижской выставки
«Искусство и техника в современной
ЖИЗНИ».

Народные театры в крупных провин-
циальных городах будут находиться в, но-
стоянной связи с парижским народным
театром. Предполагается, что цена биле-
тов в этих театрах будет минимальная,
доступная каждому трудящемуся. Для то-
то, чтобы театры не были убыточными,
им будут предоставлены большие поме-
щения. ;

Выражение   Достоевского (работы ху-
дожника Гофмана). Оформление пьес 60
ветского. репертуара, идущих на сценах
театров Чехословакии, представлено на вы.
ставке эскизами и макетами к «На днех
(пражский «Городской театр»), «Васса Же-
лезнова» (на сцене пражского «Националь-
ного театра») и «Платон Кречеть (на спенв
пражского «Ставовского театра»). Эти ра-
боты — кисти крупнейшего чехословацког®
художника Зеленка.
Искусство Чехословакии демонстрируета
ся в СССР впервые. На выставке представ-
лены произведения крупнейших ‘мастеров
последнего сорокалетия. Среди них худож-
ники всех творческих направлений — от`
реалистов и романтиков до импрессиониз
стов и постимпрессионистов включительно}
Нрохаска, Швабинский, Винценц, Бенень
скульптор Ян Штурк, живописны  Антонин
Славичек, Людовик Куба, Я. Крейслер и др.

Se eee

Лучшие, передовые педагоги, — те, кому

‚дороги и близки достижения русской музны-

ки, участвуют в строительстве советской
культуры. Они продолжают традиции Ру-
бинштейна, Римского-Корсакова и других
выдающихся деятелей русской музыкаль-
ной педагогики.

1922—23 гг. Первая чистка студенческого
состава Консерватории. На смену. «золотой
молодежи» и маменькиным сынкам в Кон-
серваторию пришли учиться партийцы и
комсомольцы. Студенческие представители
участвуют в организации академической
жизни. Началась реформа учебных прог»
рамм, впервые ввели музыковедческие дис-
циплины.

При Консерватории ортанизуется оперная
студия. 1924—26 гг. Открылись инструк-
торско-недагогический факультет, музыко-
ведческое-и дирижерское отделения, режис-
серский класс. В Консерваторию пришли
новые талантливые и инициативные педа=
гоги — Асафьев, И. Браудо, Буцкой, Куна
нарев, Рязанов, Тюлин, Шербачев.

Консерватория выросла в огромный учеб“
ный комбинат. Она включила в себя и дет»
скую музыкальную школу и школу высше
то мастерства. Здесь получают начальнов
музыкальное воспитание талантливые ¢o<
ветские дети, здесь обучаются будущие нач
ши виртуозы и композиторы.

Растет и ширится советское музыкально“
образование: По всей нашей стране раскиз
нута широкая сеть музыкальных школ, техч
никумов и вузов. В них преподают моло-
дые советские педагоги. Воспитанники стан
рейних русских консерваторий — Лении“
традской и Московской, — они насаждаюя
музыкальную культуру в.разных городах
налиего.. великого. Союза.

75 лет назад усилиями ‚тениальнов@

русского музыканта А.Г. Рубинштейна, был

заложен тот фундамент,
величественное здание
ной педагогики:

на котором выросла
русской . музыкаль-