=

aa

Центральный театр Красной Армии за-
родился и рос в недрах самой армий. Не-
посредственная близость коллектива к бой-
цам и командирам не могла не сказалься
на его творческом облике, и в этом боль:
1106 счастье наше как советских худож-
HUROB,

Восемь лет назад, в период организа“
ции театра, неред ним была поставлена,
задача — показать в художественной форме
людей Красной Армии. ЦТКА стал пионе-
ром оборонной и военной драматургии
для всего советского театра. И, действи-
тельно, нет такой пьесы на советской сце-
не о бойцах и командирах Красной Ар-
мии, в создании которой не участвовал бы
_Центральный театр Красной Армии.

Но быть театром Красной Армии — это
не значит говорить только об армии. Круг
интересов и запросов людей нашей армии
огромен. 4 Е.

Любая современная пьеса, убедительно
показывающая нашу советскую действи-
тельность, находит свое место в репер-
туаре ‘театра. -‹ ps8

Наши бойцы и командиры являются
‘защитниками не только первого в мире
воциалистического государства, HO и Boel
мировой культуры, защитниками идей
подлинного гуманизма. Вот почему в те-
атре Красной Армии находят свое место
пъесы А. М. Горького и А. Остров-
ского. Поэтому же театр включил в свой
репертуар пьесы Шекспира,

Театр в течение восьми лет, кроме ос-
новной своей работы в Центральном доме
Красной Армии, каждое лето’ выезжает в
лагери, живет латерной жизнью, являясь
как бы одним из боевых культурных лод-
разделений самой армии.

сатр и армия _

И предотоящая поездка в ОКДВА pac-
сматривается нами не только вак односто-
роннее «оболуживание» нашим искусством
бойцов и командиров, но. и как творчес-
кое обогащение театра. _ : :

р тедтра состоит из следующих
пьес; «Мотиолав Удалой», «Год о 19-й» И.

Прута, «Бойцы» ВБ. Ромашова, «Мещане»

и «Васса Железнова» М. Горького, «Слава»

В. Гусева, «Господа офицеры» Голични-.

кова и Папаригопуло по повестям Ку-
прина, «Гибель эскадры» А, Корнейчука,
«Волки и овцы», «Последняя жертва»
А, Н. Островского, «Голуби мира» Вс. Ива»
нова и «Укрощение строптивой» В. Шек-
спира. Кроме того’ театр в поездке на»
мерен показать еше две пъесы, & также
использовать свое пребывание в ОКДВА
для того, чтобы вместе с Н. Потодиным
сделать пьесу и спектакль о тероической

валщите нашей’ дальневосточной границы. .

Этим спектаклем по возвращении в Мо-
скву мы откроем Halt новый тигантекий
театр, который строит.для. нас apMua. ©
’ Своим искусством мы будем крепить

узы братской дружбы и любви между.

бойпами и командирами — тероической
ОКДВА и трудящимися нашей родины.

Выполняя это ответственное задание, мы
еще больше вырастем как художники.

Таков должен быть творческий итог на-
его рейда в ОКЛВА, .

Мы счастливы и торды тем, что на на-
шу долю выпала высокая честь выполнить,
задание нашего горячо любимого наркома
первого маршала Советского Союза Кли-
ментия Ефремовича Ворошилова,

Художественный руководитель ЦТКА
засл, деятель искусств А. ПОПОВ

Я не сомневаюсь, что к 1 июня 1988 г.
мы сможем рапортовать: «Товарищ На-
родный комиссар обороны СССР, Ваше за-
дание по культурному обслуживанию
ОКДВА достойно и с честью Центральным
Театром Красной Армии выполнено».

Заслуженный артист республики _

: Mas, FEPATA:

Мы воодушевлены оказанным нам дове-
рием, Я думаю, нет более почетной зада-
чи, чем взволновать искусством и стать
нужным сердцу воина, борца за комму-

низм.
Художник Н. ШИФРИН

Советский актер должен знать и изучать
свою страну, своих людей — работа в
славной ОКДВА несомненно оботатит нас,
как художников, новыми, неожиданными
и сильными впечатлениями.

Я знаю, ‘я верю, что театр нал приняв-
ший на себя почетное ворошиловекое за-
дание, выполнит его достойно, с честью,
как подобает Центральному Театру Крас-
ной Армии. —

Заслуженный артист республики

А. АЗАРИН
Го

Е ЕЖА
oe Eh т
ОБКИИ

Опера «Маль»—мое третье оперное про-
изведение. Либретто написано А. Г. Прей-
сом и Б. Е. Гусманом по повести А. М.
Горькото. Однако опера ни в коем случае
не является музыкальным  пересказом
торьковской повести. Я хотел показатв на
оперной сцене героический образ русской
женщины.

Опере предшествует пролог. Поет хор
женщин, ожидающих мужей и сыновей
с фабрики после получки, Песня зауныв-
ная, полная безысходной тоски. С насту-
плением темноты молодежь слободки вя-
певает песню печальную, которая перехо-
дит в безудержно-разгульную.

Затем показаны ссора Павла с его пре-
жними друзьями и его знакомство © мо-
лодыми, революционно настроенными рабо-
чими. Я пользуюсь здесь мелодическим
речитативом. Заканчивается сцена горест-
Hou «песней пьяного».

Во второй картине происходит сближение
Павла © молодыми  революционерами и
арест одного из его друзей — Андрея. 0е-
новным музыкальным моментом этой кар-
тины является рабочая песня, На ®е фо-
не звучит монолог  Пелатеи, симпатии ко-
торой уже на стороне новых друзей сы-
`на: Картина заканчивается дуэтом Пела-
теи и Павла. Материнское чувстве побеж-
дает, и Власова просит сына оставить
дружбу с «запрещенными людьми».

Третья картина, рисующая обеденный
перерыв на фабрике, начинается мужским
хором. После сообщения о новых “вычетах
следует большой монолог Павла, выступа-
ющего в защиту рабочих. Павла арестовы-
валют,

Четвертая картина—в дбме Власовых.
Ария матери — «Тоска по сыну», ария Са-
ши, признающейся Ниловне в своей люб-
ви к Павлу. Затем Саша рассказывает,
что после ареста Андрея и Павла на фаб-
puke перестали’ распространятвея листов-
ки. Саша беспокоится, что это ‘может по-
служить уликой против Павла. Мать Ge-
рется распространять листовки. Картина
заканчивается дуэтом Пелатеи и Саши,

Пятая картина начинается массовой пе-
cnet. Ora песня ширится и растет. Мать
распространяет листовки. На фабрике стач-
Ka.

Шестая картина—свилание матери с Па-
влом в тюрьме—носит лирико-драмаличе-
ский характер.

Седьмая картина начинается дуэтом Са-
ши и Пелатеи, ожидающих возвращения
Павла из тюрьмы и мечтающих о совмест-
ной жизни втроем. Приходит Павел. Его
дуэт с Сашей. Павел напоминает о своем
обещании товарищам участвовать в пер-
вомайской демонстрации. Он должен нес-
ти знамя. Картина заканчивается массо-
вой песней, той самой, которая уже зву-
чала в пятой картине.

В заключительной восьмой картине. —
первомайская демонстрация в. слободке.
Павел произносит феволюционную речь.
Жандармы арестовывают Павла, Сашу, Ан-
дрея и пытаютея разотнать демонстрацию.
Тогда мать поднимает знамя. В это время
появляется городская демонстрация, кото-
рая соединяется со слободской.

В этой картине есть три массовые нес-
ни. Одна, знакомая по второй картине и
по увертюре, друтая тоже знакомая, пото-
му что она проходит как основная тема в
пятой и седьмой картинах, и наконец но-
вая песня городских рабочих, боевая, мар-
шевого склада.

Я стремился, чтобы музыкальные харак
теристики не расходились с горьковскими

очетное задание

Я счастлива, что в этот ответственный
момент жизни театра я вместе со всем
коллективом призвана выполнить приказ
нашего любимого Климентия Ефремовича
Ворошилова, —

аспуженная артистка республики

у ДМИТРЕВСКАЯ

Я уверен, что поездка нашего театра
для обелуживания частей славной ОКДВА
еще больше сроднит его с армией, закалит
и обогатит творчески и политически. Сей-
час наша задача — как можно лучше под-
тотовиться, чтобы достойно выполнить за-
дание наркома т. Ворошилова и оправ-
дать оказанную нам высокую честь и до:

верие.
Заслуженный артист республики
K. XOXJIOB
Тот день, когда слова, произнесенные

мной со оцены, вызовут отклик в сердце
пограничника, тот день, котда он награ-
дит меня аплодисментами, будет счастли-
вейштим днем моей жизни.
Заслуженная артистка республики
2 Ф. РАНЕВСКАЯ

опере

образами. Не повторяя музыку старых ра-

бочих песен, я пытаюсь сохранить свой-

ственную этим песням интонацию.

В симфоническом вступлении оперы ос-
новными темами являются тема матери,
вначале трактованная лиричееки, а затем
драматически, тема первой рабочей песни
и тема материнской любви.

Я старалея очистить свой музыкальный
язык от всякой изысканности, освободить-
ся от влияния западноевропейского фор-
мализма, которое было сильно в моих пре-
жних произведениях. Я пытаюсь достиг-
нуть мелодической ясности, гармонической
красоты, используя интонации русской на-
родной музыки. _ :

Над клавиром оперы работаю около го-
да. Семь картин уже закончено, сейчас
приступил к последней, восьмой картине.
В феврале будущего тода рассчитываю
окончить полностью партитуру.

Опера пишется по заказу Большого теа-
тра, а также предполагается к постановке
в ленинградском Малом оперном театре.

ВАЛЕРИЙ ЖЕЛОБИНСКИЙ

Недовольство театрами бульваров широко
распространено среди франпузских  теал-
ральных деятелей и передовой французекой
интеллигенции. Несколько времени назад
известный французский драматург Ленор-
ман написал пьесу «Сумерки театра», в ко-
торой пессимистически оценивал общее
положение. французской драматиче-
ской сцены, поставленной в трудные ма-
териальные условия и окруженной безза-
стенчивой рекламой. Сейчас он несколько
изменил свои взгляды. Перед возобновяле-
нием его пьесы, которая должна итти в
сентябре в театре «Старой Голубятни», он
заявил, что многие из обстоятельств, про-,
диктовавших ему его драму, сейчас измени-
лись, и он готов смотреть на свою! пьесу как
на историческую в известном смысле, Он
видит проблески возрождения театра B HO-
вом внимании к театру зрителя, одно вре-
мя совершенно плененного кинематографом.
Он видит его в смелых исканиях театраль-
ных новаторов, в приходе в «Комеди фран-
693» «левых» режиссеров.

Каковы же те факты, которые заставили
Ленормана пересмотреть свое мнение? Наи-
более существенным доказательством для
него является возросшая популярность те-
атрального искусства среди зрителей и
влияние «левого» театра. Режиссеры Бати,
Жувэ, Дюлен, когда-то игравшие сравни-
тельно незначительную роль во француз-
ской театральной жизни, теперь обрати-
лись в настоящих мэтров, окруженных
учениками и добивитихся входа в старей-
ший театр Франции. т

К сожалению, в августе эти ‹левые» те-
атры были вакрыты, и я потому не берусь
судить о глубине их театральных реформ.
Материал для суждения об их деятельности
дала мне «Комеди франсЭз», которая про-
должает свои спектакли и в течение лета.
Ее теперешний руководитель, известный
французский драматург Эдуард Бурдь,
знакомый СССР по его пьесе «Тяжелые
времена», поставил вопрос о «Комеди фран-
698» довольно категорически. Его назначи-
ло директором и руководителем театра нра-
вительство народного фронта. До назначе-
ния Бурдэ положение этого театра было
очень тяжелым. Сборы в нем катастрофиче-
ски падали, а смерть крупнейших актеров,
как Фероди, Лебаржи, Леона Бернара, ли-
шила труппу «Комеди фране9з» ее наиболее
выдающихея — представителей. Другие
известные актеры, соблазнившись крупны-
ми гонорарами, ушли в кинематограф и в
театры бульваров, они предпочли академиз-
му «Комеди франсэз» легкий успех сенся-
ционных пьес и кинематографических филь-
мов. Предшественник Бурдэ Фабр ни-
чето не предпринимал для изменения ка-

Первую статью см. в № 42 <«0. И.

1 ша, который делал свои

Репетиция пьесы «Голуби мира» в

`Пятые сутки актер Jleconoll, «самодея“
тельный. директор музея», как его здесь в
утку называют, собирает Фотографии,
книги, отзывы и бесчисленные сувениры
коллектива. Он составил статистическую
таблицу трофеев театра: 12 знамен, 42 по-
здравительных адреса, 36 нодарков, Подар-
ки—самые разнообразные. Здесь модель
ватона метро, обелиск от завода «Станко
лит», винтовка, Maker будущего  тватра
ЦДКА ив стали.

Все это—экспонаты выставки, которая
разместится в фойе Дома Красной Армии
в Хабаровске. Выставка предоставит вею
историю театра и напомнит дальневосточ-
никам о старинном знакомстве театра с
зрителями Владивостока, Хабаровска и

икольска. Возникновение красноармейско-
го театра совпало с конфликтом на КВЖД,
и театр сразу после своего рождения поя-
вился на передовых позициях.

Он подлинный театр армии. Экспонаты
выставки рассказывают, что ва 6—6 лет те-
атр об’ехал всю европейскую часть Cowsa.
Он побывал в гостях у черноморских и бал-
тийских моряков, в Ленинграде, Минске,
Приволжье и почти во воех военных лаге-
рях. Два грузовика, летняя столовая, под-

рами, часто заменяли все театральные ак-
сессуары. О том, как встречали бойцы те-

aTp, ассказывают  фототрафии. Идет
дождь. Бойцы в бурках и брезентовых пля-
щах сидят под хмурым бом. В фокус

об’ектива попала крупная дождевая капля,
свисающая с козырька фуражки на лицо
бойца. Но никто и не думает уходить ©
представления, забыли о дожде и автеры и
зрители. В латере Н-ской дивизии идет
спектакль «Мотислав Удалой»... .

„.Этот альбом напоминает другой инте-
ресный эпизод. Бойцы военизированной
пожарной охраны Ленинграда смотрели
спектакль ЦТКА в Большом драматическом
театре. Спектакль был встречен восторжен-
Ho. A пожарники немедленно отплатили.
труппе поразительным зрелищем. Была
об’явлена учебная боевая тревога, За не-
сколько минут к зданию театра подлетели
десятки пожарных машин, вытянулись
стальные лестницы, распрямилиеь шланги,

здание было оценлено со всех сторон, Уче-_

ние прошло на «отлично»: - Ses Z
С волнением доложили руководители. те-
атра трупне о новой поездке на Дальний
Восток сроком на один год. После доклада
начальника театра и художественного ру-
ководителя ожидалась традиционная пауза.
Актеры не любят говорить. Но вдруг под-.
нялся целый лес рук. Выступали  заслу-
женные мастера, юные актеры и актрисы,
рабочие спены и администраторы, Henu-:
сциплинированные давали обязательство
исправиться, многосемейные советовались,
как поступить с еемьей, рабочие подсоб-
ных цехов предлагали работать в три сме.
ны. Те, кто уже побывал на Дальнем Во-.
стоке, с энтузиазмом описывали край ска-
зочной красоты и богатства, его леса, реки,
новостройки, его замечательных людей,
Итог собрания подведен тут же. Вся труп-
па-режиссеры, актеры, музыканты, 200.
человек отправляются в далекий рейс, Воз-
державшихся нет. Немедленно начались
подтотовительные работы.

.. В больном лекционном зале при свете
больших круглых лами идет репетиция ко-
медии Шекспира «Укрощение строптие
вой>. Падуанские вельможи, красавицы,
купцы, ‘слуги пока сидят за столом в пид-

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
а Дальний Восток!

арт. Коновалов, постановщик пьесы засл. арт. Телешева,
зал. арт, Хохпов, i

В эти дни в театре.

мостки, собственноручно возведенные акте-’

ЦТКА. Справа напево: актер Шишков, заслуж.

режиссер Пильдон и

жаках и скромных платьях, Постановщик
спектакля заслуженный деятель искусств
`А. Д. Попов то и дело хлопает в ладоши.
Этот спектакль готовится полтора года,
Ему предшествовали продолжительные экс-
вурсии в музеи, лекции о елизаветинской
эпохе, длительное изучение стиля и мате-
риальной культуры шекспировских времен.
експир--экзамен на зрелость для каждо-
го театра, И здесь он вдвойне ответственное
дело, потому что «зачеть будут принимать
бойцы-дальневосточники. Премьера состо-
ится в Хабаровске 25 ноября. Спектакль
будет доведен до сводных репетиций. Через
несколько дней репетиции будут перенесе-

ди Коммуны строится площадка дубель —
такая же по размерам, как в Хабаровском
доме Красной Армии. Бутафоры, портные,
художники ‘работают в две смены. Для 10-
го, чтобы перевезти туда все имущество те-
атра, понадобится целый состав,—16 товар-
ных вагонов:

Репетиции идут утром и вечером. В ка-
бинете художественного руководителя, в
двух залах, в библиотеке режиссеры театра
и концертмейстеры готовят спектакли. 3a-
ботой о каждой мельчайшей детали прони-
зана вся работа, По ходу комедии Шекспи:
ра актеры должны играть на лютне и ока-
рино. По эскизам, заимотвованным из ста-
ринных гравюр, эти инструменты были за-
казаны мастерам, и сейчас преподаватели
учат актеров на них играть. Музыка будет
звучать на сцене, а не за кулисами. По
эскизам художников загорские резчики сде-
лали ручки для дверей и мебель для опек-

переделывал макет, пока не нашел такую

редает колорит эпохи.
..Сейчас 12 часов ночи, но все еще про-
должается репетиция октябрьской юбилей-

столом группа актеров, но главе с заслу-

зармы. Е

вать сосисками —говорит актриса Черевко
режиссеру.—Я жила на Дальнем Востоке и
знаю, что в те времена там не знали, что
такое сосиски.
_ Замечание актрисы вносится в режиссер-
ский экземпляр пъесы. Завтра оно будет
доведено до сведения автора.

С 1 сентября В. Иванов почти ежедневно
бывает в театре. у

для театра пьесу «Дружба». На-днях он
мог ее показать на Дальнем Востоке в день
20-летнего юбилея Красной Армии.

В свободные часы актеры репетируют
скетчи, водевили, разучивают литератур-
ные произведения. Они собираются создать
джаз. Актеры Центрального театра Крас-
ной Армин решили даль 300 концертов для
армейских частей и подразделений.

Поездка на Дальний Восток не прервет

па на Дальнем Востоке будет работать над
двумя постановками, предназначенными для
нового здания. Здесь пойдут. «Погранични-
ku» Погодина и «Бородино» Шервинского
(по роману Л. Толетого «Война и мир»),
Актеры и режиссеры тедтра свою поездку
в Особую Краснознаменную рассматривают
как начало нового творческого под’ема те-
атра. В. РЕВИЧ

ета

Г

`ПАРИЖСКИЕ

тастрофического положения
этого славного театра, пред-
назначенного хранить лучшие
традиции французского нацио-
нального искусства. Спектакли
театра постепенно становились
музейным подражанием котда-
те славным оригиналам. И сейчас в «Коме-
ди франсэз» сохранилось несколько спек-
таклей, характеризующих это время бессла-
вия и упадка «Комеди франсэз»,

Стоит только посмотреть «Денизу» Дюма-
china umn «Школу мужей» Мольера, чтобы
увидеть, как слепая подражательность и
бесстрастие губят искусство. В этих спек-
таклях рутина подменила собой живую
традицию.

Если бы меня спросили, о чем по суще-
ству—не в смысле сюжета, а в смысле идей.
ном— идет речь в этих снектаклях, я бы от-
казался ответить. Вряд ли могли бы на
этот вопрос ответить и сами актеры. Все
как будто на месте. Все итрают в одном то-
не, все правильно отвечают репликой на
реплику. Но как утомительно бесстрастны
и холодны выкрики, эта уверенно штампо-
ванная игра, это увлечение
амплуа, а не живым образом. Не напрасно
перед приходом Бурдэ в «Комеди франсэз»
было установлено точное расписание ам-
плуа каждото из «сосьетеров», было точно
указано, кто играет роли благородных от-
цов, благородных матерей, кто мастера
трима и кто играет исключительно костюм:
ные роли.

Когда-то, лет десять ‘назад, я видел в
этом же театре комедию Мариво, в которой
меня живо пленило непосредственное и ра-
достное искусство двух молодых актеров —
Мари Бель и Жана Вебер. Они выделя-
лись тогда среди серого мрака ансамбля
темпераментом, яркостью и, наконец, пре-
сто тем, что были живыми людьми. Теперь
я увидел их снова. Что в ними сталось?
06а они приобрели эффектную сценическую
уверенность, оба они стали мастерами сво-
его дела Но неужели эта уверенная; эф:
фектная, в подобающих местах плачущая
или говорящая с дрожью в голосе, до нель-
зя штампованная актриса, неужели это та
самая Мари Бель? Неужели этот претен-
циозный, кокетничающий со зрителями,
хвастливо носящий костюм актер—тот юно-
первые шаги в
спектакле-комедии Мариво?

П. А. Марков
№

д.

сценическим.

Рутина обволакивала самые
свежие дарования, и нужны
большие усилия, чтобы 0свобо-
дить их от готовых штампов,
чтобы влить в «Комеди фран-
693» новые актерские силы и
придать ее спектаклям настоя-
шую простоту. Традиция тогда сильна,
когда она носит в себе живое зерно, спо-
собное дать свежие ростки. И когда занавес
скрыл за собой обширный павильон, ничем
не напоминающий собой старый дворян-
ский замок, в котором происходит дейст-
Bue «Денизы», то стало очевидно, что это
искусство мертво.

Новое руководотво’ «Комеди франсэз»
вступило в трудную борьбу с рутиной. Пока
еще ‘нельзя сказать о тех результатах, к
которым. приведет эта борьба. В
франсэз» сосуществуют сейчас как бы четы-
ре театра, и каждый из спектаклей, на кото-
ром присутствуешь, отражает собой волне:
ния и внутреннюю борьбу в недрах театра.

Первый тезтр—9это тот, о котором я уже
рассказывал, — театр рутины.

Второй театр, стремящийся очистить
традицию. Примером этого течения являет-
ся последняя постановка «Мизантропа».
Его ставил Копо. Он только облагообразил
старый спектакль, изменил некоторые ми-
зансцены, дал яркие, великолепные костю-
мы, верные эпохе, и главное внимание об-
ратил на слово, которым так блестяще вла-
деют актеры французского театра. Без-
вкусицы в этом спектакле не было. Было
великолепное владение словом. Была пре-
красная’ чисто французская манера носить
костюм. И всё-таки Копо не раскрыл, а мо-
жет быть и не мог раскрыть идею «Мизан-
тропа», не показал трагического одиночест-
ва Альцеста, его столкновения © обществом,
горькой философии пьесы.

Альцеста хорошо и просто играл новый
актер «Комеди франсэз» Эме Кларион. Бы-
ло что-то острое и нежданное во всем его
облике и была какая-то своеобразная про-
стота в том, как он произносил монолог.
Было великоленно и то, что зритель с са-
MOTO начала захвачен бурным темпом моль-
бровской комедии. Но ни в простоте Клз-
риона, ни в стремительном развитии дейст-
вия не было и намека на философекий
смысл пьесы, и потому традиции в этом
спектакле воспринимались только формаль-
но, а не приближали к сознанию и восприя-

ны на сцену. Для этого в театре Ha площа-

такля. Художник Шифрин несколько раз

фактуру для стен и гобеленов, которая пе-

ной пьесы «Голуби мира» В. Иванова. 38

женной артисткой республики Е. С. Теле-
шевой. Ренетируется сцена у японской кз-

— Влизавета Сертеевна, я не ых торго-
е

Драматург В. Гусев срочно заканчивает

будет читать ее труппе с тем, чтобы театр

большой творческой работы театра. Трун-“

«Комеди

«В целях упорядочения театральной се-
ти, в также в целях художественного укреп-
ления Камерного театра приказываю:

«Об’единить Камерный театр с Реалисти-
ческим тбатром, сохранив наименование
«Московский Государственный Камерный
театр».

У меня, — да я думаю и не только у ме-
ня, — этот приказ, подписанный бывшим
начальником Московского управления по
делам искусств Н. А. Белиловским, вызы“
вает многие сомнения. Тот, кто был хоть
раз на спектаклях Реалистического театра
и кто отдает себе точный отчет в смысле

этому приказу. Достаточно представить 0е-
бе любой спектакль Охлопкова, разыгры-
ваемый в центре зрительного зала, среди

вального. празднества, и вспомнить сцену

аркой, где-то в углублении, отделенном от
зрителя барьером авансцены, чтобы стало
совершенно очевидным глубокое различие

театров...

Но дело, ‘конечно, не в том, где нахо-
AUTON сцена и как называется театр.

Сеть московских театральных коллекти-
вов действительно нуждается в пересмотре,
Что скрывать, — есть театры, которые от-
жили свой век. Творчество они заменили
ремеслом, Есть театры, не имеющие права
на самостоятельное существование, — это,
прежде всего, случайно возникшие студии,
которым надо пройти дополнительный и
серьезный курс профессиональной учебы.
Наконец, в иных тезтрах попросту нехва-
‘тает актеров и актрис для создания сцени-

ственного руководетва,

Ермоловой и студии под руководством
Н. Хмелева — вполне оправданно, целесо-
образно. Театр им. Ермоловой не имел в
последнее время опытного художественно-
то руководителя, студия же Хмелева на-
столько молода и зелена, что вести само-
стоятельную жизнь ей рано.

Менее удачно об’единение таких коллек-
тивов, как ТРАМ и театр под рук. Р. Симо-

режиссерской работы. Но, конечно, все это
не идет ни в какое сравнение со. слиянием
таировского и охлопковского театров,

Партия и вся страна воспитывают со-
ветских художников в духе высокой твор-
ческой принципиальности. Индивидуаль-
ность театра — это нонятие такое же реаль-
ное, как и индивидуальность писателя, ком-
`позитора, живописца. Принципиальность
художника сказывается в том, насколько
правдив он, до конца искренен и последова-
телен в своем творчестве.

= ‘

Бюрократическое решение московского
Управления по делам искусств учит бес-
принципности.

И у Таирова, и у Охлопкова были серь:
езнейшие формалистические ошибки, Но

могут дать они друг другу, чем один до-
полнит другого? Таиров и Охлопков, — это
«лед и пламень». : te

Покровители

В затхлой атмосфере подхалимства и
угодничества, процветавних в оргкомитете
союза художников Украины, Бойчук, Сед-
ляр и Падалка под покровительством ныне
разоблаченного  чужака Хвыли  на-
саждали  буржуазно-националистическую
идеологию. Они всеми силами старались
задержать рост украинекого советского
искусства, калечили молодых художников,

В харьковском оргкомитете подавлялась
всякая попытка критики и самокритики.
Художников, выступавших в прессе с кри-
тикой работы оргкомитета, старались вы-

тию зрителя классическую комедию, кото-

рая для Франции отнюдь не потеряла
идейной и `обличительной силы, Te-
ма одиночества, которую так любят со-

временные французские драматурги, тема

протеста не ощущалась в этом гладком, кра-
сивом спектакле. И единственным уроком,
который мог быть вынесен зрителем или
актером из этого снектакля, была необходи-
мость внимания к слову, к диалогу, к язы-
ку.

Третий театр. — это театр подчеркнуто
изысканной простоты и изящества, ‹кото-
рые можно видеть в постановках Bara:
«Подсвечник> Мюссе, «Самум» Ленормана.

Бати—один из выдающихся французских
режиссеров, автор постановки «Мадам Bo-
вари» в своем, театре, спектакле, имевшем
в Париже очень широкий резонанс. Бати
обычно упрекают в невнимании к актеру.
Судя по спектаклям «Комеди франоэз», я
бы не решился этого сказать. Напротив, он
добился в каждом из поставленных им.
спектаклей своеобразной простоты, Акте-
ры в его постановках естественны, велико-
ленно владеют словом, они остерегалтся ма-
лейшего наигрына, но эта боязнь наигрыша
ведет порой к обеднению сценических
средств. Там, где ждешь взарыва темпера-
мента; видишь только намек на него. В
этих спектаклях занята преимущественно
молодая часть труппы: видимо, Бати. было
с ней легче работать, чем со «стариками».

Нельзя не отметить несколько очень тон:
ких исполнений — Клариона в «Самуме»,
Мадлены Рено и Жюльена Берто в «Под-
свечнике», но общее впечатление от этих
спектаклей близко к нашему восприятию
постановки «Мизантропа». Как будто обе
постановки выражают собой тот «тонкий
вкус», который когда-то проповедывал тео-
ретик французского классицизма. Постанов-
ки Бати в конце концов не выходят за рам-
ки узко эстетических исканий. Влияние
французской живописи на них несомненно.
Batu co вкусом использует свет, он пре-
красно передает атмосферу пъесы, будет ли
это старая француаская провинция Мюссе
или сухой и жаркий Алжир в пьесе Ленор-
мана. Но эта зависимость от живописи и гу-
бит Бати. В конечном итоге, он создает спек?
такли, которые восхищают своим вкусом, но
никак не захватывают зрителя.

Наконец, четвертый театр. Это типичный
театр формальных исканий, на этот раз
связанный с именем Жуво (постановка
«Комических иллюзий» Кальдерона). Этот
тезтр ведет к обнаженному _ формализму
как в драме, так и в балете, Ему противо-
стоит театр глубокой социальной темы
каким является «Народный театр», ставя:
щий «Волки» Ромэн Роллана и «Мать»
Горького,

слова «Камерный», не может не удивиться!

публики, в своеобразной атмосфере карна-

режиоссерокого и актерского стиля этих двух.

ческого ансамбля — труппы слишком ма-
лочисленны, не имеют серьезного художе-

‚нова, — эти театры шли разными путями, .
они отличались и ренертуаром, и методом,

каждый из них ошибался по-своему. Что

(389

Как розкдается театр

Таиров увлекался эстетскими побрякущь
ками, он превращал свои спектакли в де,
монотрацию холодного, безжизненното ма»
стерства жеста, ритма, мизанецены, Охлол.
ков разрывал ткань театрального действия
натуралистическими, антитеатральными
трюками, пытался подменить мастеротво
актера внешней динамикой действия,

Обоим нехватало чувства сценической
правды. 06б& были далеки от подлинном
реализма. Оба чисто формально трактовали
советскую тематику (это не относится к та:
ким спектаклям, как «Оптимистическая тр».
тедия» и «Аристократы»). Оба не понимали
художественных требований советского зри.
теля.

И совершенно естественно было ждеть,

что управление, приступив к реортаниза.

ции театральной сети; . позаботится о том,
чтобы в Камерный и Реалистический тез.

Камерного театра, спрятанную за громадной   РЫ Прищти люди, которые могли бы дать

этим театрам то, чего им нехватает, Управ-
ление, повидимому, рассуждало иначе: и
Таиров и Охлонков формалисты. Пусть pa
ботают вместе.

И ва деле может получиться тах, что
онтибки одното театра будут помножены низ

недостатки другого.

Нет, не так Управление по делам искусств
должно решать сложные организационно:
творческие вопросы. Надо помнить, ч16
каждый талантливый советский театр име.
ет свое лицо, свою судьбу, свои планы. Ваз,
имоотношения между коллективом худож
ников, каковым является театр, и управле,
нием, которому поручена сложная и 01
ветственная задача, — руководить не толь
ко производственной деятельностью, но и
творческим совершенствованием театров,
должны строиться на других принципах,
Почему управление не сочло нужным 0бсу.
дить вопрос о слиянии театров на co6pa
ниях актива творческих работников, кото“

Слияние, например, тевтра-студии имени   Рые безусловно подокавали бы управлению

более разумное решение сложного ортани-
зационного. вопроса? Почему управление xq
`поинтересовалось мнением актеров и ре
жиссеров, которым предстоит. работать в
«укрупненных» театрах и на своих плечах
нести тяжесть этого дела?

Почему управленив ототранило художе
ственную общественность от участия в
судьбах коллективов, которые являются
полноправными членами большой семья
советских театров?

Росчерком пера жизнеспособный театр
создать нельзя. Рождение театра — эю
очень сложный процесс, это дело инициз.
тивы художников, дело веей их жизни,
Именно сейчас, на ряду © реорганизацией
некоторых из существующих театров, ор
таны, руководящие искусством, должны
всемерно содействовать рождению новых
талантливых театральных коллективов. Поз
коление молодых художников советской
страны даст десятки выдающихся талан
тов, но следует во-время оказать им под
держку, и особенно в таком сложном деле
как организация нового театра.

Приказ о слиянии Камерного и Реалисти.
ческого театров свидетельствует о том, 919
Московское управление, а с ним и Всесоюз
ный комитет по делам искусств плохо
владеют методами живого, действенного ру.
ководства, плохо воспитывают актеров и ре.

жиссеров.
_ К СНЕГИРЕВ

буржуазных

националистов

На собрании актива харьковских художников

ЖитБ из союза и всячески дискредитирова
ли.

Когда 29 июля в «Советском искусстве»
была опубликована заметка, разоблачавшая
тнилое руководство оргкомитета, ‘Отрахов,
Касьян и другие члены оргкомитета угро“
жали расправой автору статьи,

Художники Харькова не собиралисв око.
ло. четырех лет_и только после того, котла
была разоблачена вредительская работа
Хвыли, руководители харьковского OpIKd
митета решили созвать актив.

Шесть дней длилось собрание художние
ков Харькова. В семичасовом докладе руко:
водитель оргкомитета Страхов, долгое врё
мя работавший вместе с «бойчукистами» и
Хвылей, ни словом не обмолвилея о своих
связях с вредителями, о методах их вр
дительской работы в изобразительном и
кусстве. Страхов читал собравшимся много»

‘численные протоколы заседаний оргкомите*

та, сводки о финансовой деятельности ра
ных комиссий и т. д,
— Докладчик, — как заявил на активе
т. Кривень, — построил свое выступление
таким образом, чтобы или усыпить слу
шателей,  или заставить их уйти из вала,
Художники Прохоров и другие подвер
ти резкой критике деятельность оргкомите
та и его руководителей. Для участия в вы*
ставках «Цветущая Украина» и «Социалие
стическая Харьковщина» оргкомитет конт
рактовал в первую очередь своих знакомых,

В результате притупления политической
бдительности у руководителей комитета не

которые художники Харькова в своем твор*
честве до сих пор не ушли от вредных

формалистических влияний. Достаточно на-
глядно об этом товорит показанная недав-
нов Харькове, Киеве и Одессе выставка
картин и этюдов. На этой выставке худож
ники `Козик, Холостенко, Бабий, Беседин
выступили с картинами, искажающими н8>
шу действительность.

Среди художников Харькова процветает
трупповщина и рваческие тенденции. Ор
комитет оторвался от масс, его руководите*
ли не занимались творческими вопросамя.
Не было никакой заботы о молодых кадрах,

Среди художников Харькова несколько
лет не велось никакой политико-воспита»
тельной работы. Художники не участвуют
в общественной. жизни.

Совершенно очевидно, что харьковский
оргкомитет художников не выполнил B03
ложенных на, него задач но организации 1о*
литической и кулётурно-воспитательной
работы, не оказывал творческой помощи #7
дожникам, не способствовал росту молодых
кадров, ‘Он не вел борьбы с групповщиной
н проглядел контрреволюционную деятелв
ность врагов народа. Констатировав 919,
собраниё художников постановило [раб

‚пустить оргкомитет,

МИХАИЛ ВАЙС
Харьков (наш соб. корр.),

“