Всесоюзный комитет по делам искусств
постановил, что с 1 октября на московских
эстрадных плошадках ‘могут выступать
лишь те артисты, ‘ которые получат опеци-
альное удостоверение — «паспорт».

Переквалификация эстрадных работни-
ков продолжается. Комиссия не допустила
многих артистов к дальнейшей работе на
эстраде. Все, прошедшие квалификацию,
принимаются на службу в Мосэстраду или
заключают с ней индивидуальные догово-
‚ры.

Мосэстрада обратилась к руководителям
‘московских театров в просьбой сообпиить
список артистов, которые по совместитель-
ству выступают на эстраде. Тем самым те-
атры примут на себя ответственность 3a
‘работу рекомендуемых ими артистов.

Не позже 1 октября Мосэстрада предста-
вит на утверждение Всесоюзного комитета,
список всех тех артистов, которым разре-
шаются выступления на московских эст-
радных площадках, с указанием: их ренер-
туара и тарифной ставки.

Сейчас каждый эстрадник имеет на. ру-

ках текст своего номера © разрентительной
визой Реперткома. С 1 октября все визи-
рованные экземпляры будут находиться
в той эстрадной организации (Мосэстрада,
Госфил, ЦДКА), но наряду которой артист
выступает в концерте.
_ Мосэстрада составляет сейчас эстрадные
ансамбли. В каждом ансамбле будет по два
] конферансье (ведущих) и по два аккомпа-
ниатора. Ансамбль сможет одновременно
работать, по конвейерной системе, в ABYX
местах. К каждому ансамблю прикрепля-
ются режиссеры, ответственные за художе-
ственное качество программы.

«Валенсийцы! Баскам нужна ваша по-
мощь!» Плакат испанского. МОПР.

_ Конус
дирижеров-ассистентов

25 сентября в Москве состоится конкурс
дирижеров-ассистентов, организуемый  Все-
союзным комитетом Ho делам искусств. К
участию в конкурсе допускаются дирижеры
в возрасте от 23 до 35 лет, окончившие ди-
рижерские отделения в музыкальных ву-
зах. Лица, не имеющие снециального’ ди-
рижерского образования, могут быть допу-
щены к участию в конкурсе лишь в виде
исключения.

В программу конкурса включены — одно
сочинение русской классики по выбору
участника: одна часть первой, второй и
пятой симфонии Чайковского, первая
чаеть второй симфонии Бородина, увертю-
ры к «Майской ночи» и «Садко» Римского-  .
Корсакова и первая. часть третьей симфо-
нии Глазунова. Из сочинений западноев-
ропейских классиков участники конкурса
могут исполнить по собственному выбо-
ру увертюры к «Волшебной флейте» Мо-
парта или «Риенцы» Вантера, первую
часть второй, четвертой или седьмой сим-
фонии Бетховена, его же увертюру кг
«Эгмонту» или «Леоноре № 3», прелюдии
Листа и четвертую часть первой или чет-
вертой симфонии Брамса. Из сочинений со-
ветских композиторов в программу конкур-
са включены сюита из «Грозы» ГШербачева,
«Серенада для струнного оркестра» и одна
яз Частей 14-й или 15-й симфоний Мя-
ековекого, сюита «Блоха» Шапорина, нпер-.
вая часть или финал «Туркоиба» Шлтейн-
берга, первая симфония  Кабалевекого и
первая симфония Шостаковича.

Выдержавшие испытание получат места
дирижеров-ассистентов в Государственном
‘симфоническом оркестре СССР (три вакан-
сии) и оркестре Московской государственной
филармонии (три вакансии) с месячным
окладом в 500 рублей. Пробыв ассистентами
от одного года до трех, дирижеры будут
направляться Всесоюзным комитетом по де-
лам искусств на постоянную работу в сим-
фонические оркестры городов Союза.

В Жюри конкурса вошли народные арти-
сты СССР Самосуд, Л. Штейнберг, народ-
ные артисты республики Гольденвейзер
и Пазовекий, заслуженные деятели ис-
кусств Голованов и Нейгауз, заслуженный
‘артист республики проф. Гаук, дирижеры
Столяров и Мравинский, представители
Ленинградекой и Московской филармонии.
и исполнительской секции союза, советских
композиторов.

Лилиан Шапиро

Американская. танцовщица Лилиан
Шапиро, выступавшая на-днях в Mocx-
ве. — представительница новой американ-
ской танцовальной школы. Как и посетив-
шая нас три года назад американская тан-
повщица Анна Соколова, Лилиан Шапиро
ученица Марты Грэем.

Выступление Лилиан Шапиро вскрыло
все достоинства и недостатки школы Грэем.
Нельзя не восхищаться выразительностью
рук Шаниро, графическим ‹ построением
танца, ее музыкальностью и тонким вкусом.
в выборе костюма. И вместе с тем остается
впечатление какой-то скованности движе-
й, ментающей танцовщице показать вею
силу ее темперамента, и артистических воз-
можностей.

Если школа Марты Грэем, отвергнув тра-
диции классического балета, ищет новых
путей, то не создался ли уже у этой школы
овой штамп? В танцах Шапиро мы почти
не видим прыжка, элевации. Они вообще
не динамичны. Тонцовщица липть ходит по
сцене. Правда, здесь некоторую ‘роль иг-
рает тематика ее танцев. ПТапиро предно-

При 1812, года

Сейчас, в тодовшину войны 1812 г. небез-
интересно вспомнить о ценном бытовом
памятнике этой эпохи, находящемся в Го-
вуларственном историческом музее. Это —
чайный сервиз, созданный на первом ча-
стном фарфоровом заводе в России, осно-
ванном Ф. Я. Гарднером. Сервиз поступил
из бобрания П. И. Щукина. :

Большинство предметов сервиза имеет
зазообразную форму, типичную для стиля.
ампир начала ХГХ века, чашки же — ци-
линдрическую форму. По белому, прекрае-
но глазурованному фону все предметы рас-
писаны миниатюрами-—копиями © извест-
ных карикатур художника И. И. Теребене-
ва, посвященных изгнанию Наполеона из.
России. :

Эти бойко написанные едкие сатиры вы-
ражалт отношение народа к событиям 1812
года. Они ноказывают народных русских
тероев-ополченцев, которым художник дает
имена героев античного мира. Таковы кар-
тинки «Русский Сцевола», «Русский Кур-
ций», «Русский Геркулес» и др. Впослед-
ствии картинки Теребенева были изданы.
ввиде азбуки: «Подарок детям на 1812
год».

Миниатюры написаны яркими надглазур-
ными красками. Живопиеная техника ло-
вольно высока. Рисунки. сделаны русскими
креностными мастерами, работавшими на
заводе Гарднера. . то

Ha сервизе воспроизведена последняя се-
рия карикатур Теребенева, представляю-
щая наибольший художественный интёрес
и выпущенная из печати в 1813 г. Синее
подглазурное с золотом клеймо—буква «@»
начертания, типичного для первых пяти-
летий ХГХ в., позволяет думать, что сер-
виз выпущен Гарднером между 1814 и
1816 годами.

Американская танцовщица  Jinnuan

Шапиро.

читает изображать мрачные. стороны  жиз-
ни капиталистического мира. Угнетенные
негры, фалистский дипломат, трагические
маски карнавала, хасидские еврейские
танцы и т. д. Поэтому так‘ радостно был
принят зрителем танец «Орленок» на музы:
ку В. Белого, где артистка дала волю ево-
ему темпераменту.

Очень интересны все танцы Лилиан Ша-
пиро, связанные с еврейским фольклором.
Здесь тонкий вкус художницы нодоказы-
вает. ей новые выразительные краски, я на.
родные формы танца расширяют ето. ди-
намические возможности. В еврейских
танцах Л. Шапиро отбросила схему и
штамн школы Грэем и танцует с большой
естественностью и силой.

Работа Л. Шапиро в революционных ев-
рейских кругах Нью-Иорка, ее постоянное
сотрудничество с рабочим хором Freiheit
gesang Verein, связь с рабочей массой долж-
ны помочь талантливой танцовщице най-
ти. правильный путь.

- Г. ШНЕЕРСОН

Оба они небольшого роста, молоды. Оба
художники. У одного. глаза, светлые, у дру-
гого темные, южные. Один говорит по-рус-
ски, другой — по-испански. Оба беззаветно
любят свое искусство.

.. Митуэля Прието прозвали «испанским

бразцовым». Он — организатор и руково-
дитель популярнейшего в республиканской
Испании кукольного театра «Ла Тарумба».
Это значит — «Водоворот>». Его кукольная
трунна раз’езжает по линиям фронта, дает
‘евои представления в траншеях и лазаре-
тах, проникает в самые глубокие
Испании, туда, где никогда еще не видели
«настоящего» театра.

«Ла Тарумба» служит народу. Он неё толь-
ко. веселит и развлекает. Он агитирует, . ве-
дет революционную пропаганду, учит и зо-
вет на борьбу с фашизмом. Театр кукол —
старинное. народное искусство. — всюду же-
ланный гость. care

Мигуэль Прието давно внал о Сергее 0б-
разцове. Он мечтал увидеть’ «кукольного
кудесника», его замечательную труппу. Йс-
панский Образцов хотел. говорить с русеким
Образцовым.

Встреча состоялась. Прието прибыл в Мо-
скву. В маленькой квартире на Пушкинской
улице встретились два кукольных мастера.

сразу определилась общность идей, мые-
лей и чувств. Испанский Дон Кристоваль-—
это тот же русский Петрушка, французский
мосье Гиньоль. Кристоваль — народный
терой. Он принимает различный облик, но
всегда выражает одну идею — правосудие
народа. Вооруженный дубинкой «качипо-
ре», он ведет борьбу с врагами народа и но-
беждает их. Он вездесущ, ловок, умен, спра-
ведлив. Его шутки уничтожают вратов, сты-
дят трусов и лентяев, болрят слабых, весе-
лят сильных, Его любят и дети, и взрос-
лые,

Своими путями шел в искусстве: Прието.
С. В. Образцов в годы гражданской войны

Гарднеровский сервиз, расписанный
миниатюрами на темы 1812 года.

Ь Жполномоз. Главлита № В—31324   2 : 30. ———3—.—+/ЭЗЭЗ_——

лежит колхозным ребятам.

района Западной области, прислал-рисун-

ховки (Московская область) прислал 19 ак-

дия при Дворце пионеров в г. Махач-Кала.

ране границ СССР, с народных празднест-
из города Шахты, приславшего 7 рисунков:

я ь AD.
Очень удачны акварели детской изошколы
Советского района; в Москве. в

организован. По решению ВЦСПИС-ему при-
дано всесоюзное значение.

утолки `

- СОВЕТСКОЕ

Всесоюзный @’е3Д,
союза рабис

25 ноября предполагается открытие Все-
союзного с’езда работников искусств.

Отчет о работе Центрального комитета и
ревизионной комиссии сделают председа-
тель ЦВ А. И. Паликовекий и предеедатель
ревизионной комиссии А. Г. Крамов. Кроме
того с’езл заслушает доклад Всесоюзного ко-
митета по делам искуеств о состоянии и
плане развития советского искусства в
третьей пятилетке и утвердит устав’ союза.
(докладчик — секретарь союза И. Л. Фрум-

.кин). В заключение состоятся выборы ЦК

союза и ревизионной комиссии и выборы
делегатов на Х всесоюзный с’езд профеою-
зов, созываемый в декабре. При норме пред-
ставительства — один делегат на 15.000 чле-
нов союза, работники искусств должны из-
брать на этот с’езд 9 делегатов.

На с’езд работников искусств посылается
по одному делегату от 700 членов союза.
Выборы производятся на областных, крае-
вых и республиканских конференциях.

Предприятия, где число членов союза до-

стигает 700 или вынте, имеют право самоето-:
ятельно избирать делетатов на, с’езд. Такими
предприятиями по Москве являются Боль-

ной, Художественный, Малый театры, Кон-

серватория, горкомы живописцев, графиков,

оформителей, работников художественной

самодеятельности; в Ленинграде — театр
оперы.и балета им. Кирова, театр драмы им.

Пужкина и Малый оперный театр; в Киеве,
Харькове, Тбилиси — театры оперы и бале-

та и некоторые другие.

Всего на сезд ожидается 205 делегатов
с ренаюжщим голоеом.

Первые конференции проведены уже в

Орджоникидзевском крае, Якутской АССР
и Коми АССР. Сейчас проходит конферен-
ция в Датестанской АССР. Первыми де-
‹легатами на сезд (от Орджоникидзевского
края) избраны председатель краевого ко=

митета союза т. Алиев и артист краевого

драматического театра в Пятигорске т. Во-
робьев. 7

В Москве конференция созывается 20
ноября.

Конкурс
детского рисунка

Каждый день со всех концов Союза полу-

чает рисунки юных художников Централь-

ный дом художественного воспитания де-

тей. Школьники, учащиеся изостудий, изо-
‘кружки Домов пионеров и октябрят шлют

свои рисунки, посвященные 20-летию Ве-
ликой пролетарской революции, на конкуре,
об’`явленный ЦК ВЛКСМ и музеем Ленина.
Получено уже более 2 тысяч рисунков и ак-
варелей. Большая половина из них принад-

Школьник Малинин, Новозыбковского

ки, посвященные зажиточной колхозной
жизни. 12-летний Вова Богданов из Мала-

варелей. Много удачных работ дала изосту-

Нроизведения юных художников Казах-
стана, Татарии, Чувашии, Украины, Сибири
и других краев и республик рассказывают о
гражданской войне; о строительстве, об ох-

вах, о счастливом детстве, о спортивных
состязаниях. Среди них выделяются инте
ресные работы Васи Владыкина 15-ти л6

«Встреча И. В. Сталина со стахановцами»,
«Красноармейцы-пограничники? и

Конкурс закончится 15 октября.

В Центральном доме ›
художественной
самодеятельности

Центральный дом художественной само-
деятельности московских профсоюзов ре-

Новое руководство Дома приступило к

созданию обширной ренертуарной` библио-
теки. Впервые в ЦДХС устраивается фоно-
тека народного творчества. Руководители
кружков смогут ознакомиться здесь с луз-
шими образцами

советского фольклора.
Библиотека будет помогать самодеятель-

ным кружкам в составлении репертуара.

Существующие при Доме коллективы

реорганизуются. Состав их обновляется.

При Доме создаются три ансамбля (ду-

ховой, хоровой и народных инструментов)
из руководителей кружков.

К 20-й годовщине Великой пролетар-

ской революции ЦДХС совместно с союзом

советских композиторов организует кон-

курсе профсоюзных самодеятельных хоров
на лучшее исполнение песен, написанных
советскими композиторами.

ОСТ ОБОЕВ ОВО ВЕ НОВО ВС ВОН ооо нина вии Они оное вании нано наниване

Испанский Образцов

Организатор и руководитель испанского
кукольного театра «Ла Тарумба» Мигу-
эль Прието. +

‘делал первые попытки найти новые мето-
‚ды работы е куклами. Прието тоже ищет

эти пути в условиях гражданской войны в
Испании. И оба они приходят к одним и тем
же результатам.. Оба они находят одни и те
же принципы, приемы, методы.

Театр «Ла Тарумба» ставит самые. разно-
образные. пьесы: комические, пародийные,
героические. Все они подчинены сейчас. од-
ной теме — борьбе за свободную Изнанию,
против Франко, против итальянских и гер-
манских интервентов.

Кейпо де Льяно, Франко, Мола, Муссоли-

‘кому, в которых драматург говорит о ево-

споминания и характерные

ИСКУССТВО

Пра
. КАЗАВЬ, 15 сентября. (Соб. корр.). Че-
рез год — осенью 1988 тода в Казани
начнет работать Татарский государотвен-
ный театр оперы и балета, Артисты бу-
дущего театра сейчас обучаются в студии
при Московской консерватории. На-днях
Совнарком Татарии 0б’явил конкурс на
лучшие либретто. и сюжеты опер для но-

вого театра. Первая премия за лучшее ли-

бретто—10.000 руб., первая премия за луч-
ший сюжет—8.000 руб.,

МАХАЧ-КАЛА, 15 еентября. (Соб. корр.).
Зимний театральный сезон начнется в пер-

вых чиелах октября спектаклем «Мятеж».

ЭНРЕЛЬБС, 14 сентября. (Соб. корр.). Ко-
митет по делам искусств при Совнаркоме
ACCP Немцев Поволжья подготовил к пе-

чати ©борник народных немецких песен;
“Сборник выйдет к 20-летию Великой про-

летарской революции.

ЯРОСЛАВЛЬ, 15 сентября. (Соб. норр.).
Ярославский драматический театр им.
Ф. Г. Волкова, вотупающий в 188-й тод
существования, открывает сезон «Оптими-
стической трагедией» (постановка худ. руБ-
А. Г. Рощина). Готовятся «Последние» и
«Мятеж».

КИЕВ, 15 сентября. (Соб. корр.). В от-
деле рукописей Академии наук УССР най-
дены неопубликованные письма украин-
ского драматурга Карпенко-Карого. Инте-
ресны письма к литературоведу Житец-

ей работе над комедией «Чумаки».

ОРЕЛ, 16 сентября. (Соб. корр.). «

Ректор Всесоюзной Академии Архи
тектуры М, В. Крюков,

заве»

—=—..