В стороне ! 2

от политики.

Пбследнеб собрание в Киевском. театре
им. Франка всколыхнуло весь коллектив,
Яктивность была чрезвычайно высокая.

Впервые за многие годы местный коми-
тет поставил перед. коллективом вопрос ©
политическом и моральном облике отдель-
ных работников театра. «Вотемные» нравы,
пьянство, бытовая распущенноеть — все
это привело некоторых работников к связи
© врагами народа. Резкую отповель полу-
чили Ватуля и Яковенко, поведение кото-
рых оказалось недостойным советекого ав-
теря. о

Моральное разложение некоторых акте?
ров в театре им. Франка в значительной ме-
ре об’ясняется отсутствием общественно-но-
литической работы в театральном коллекти-
ве. Но театр им, Франка. не является ис-
ключением. В среднем по всем художест-
венным предприятиям. политической уче-
бой охвачено не свыше 20—25 проц. чле-
нов союза. ‘ Г

И это в то время; когда ‘вся страна жи-
вет предстоящими выборами в Верховный
Совет СССР, изучает избирательный закон
и Сталинскую Конституцию, На многих
предприятиях, правда, существуют кружки
текущей политики, но углубленного изуче-
ния истории партии и основ ленинизма по-
эти ве ведется. z
81a печальная картина’ обнаружена В
Азербайджанской, ° Грузинской, Армян-
ской ССР, ‘Одесской, Киевской, Дненронет-
ровской и Донецкой областях. Здесь проф-
организации и местные управления по де:
лам искусств не желают думать о полити-
ческой работе среди художественной ин:
теллитениин, подрывая этим основы‘ раз-
зития советской художественной культу“
ы. i у :

т ежду тем; на местах кое-где естБ поло-
жительный опыт, например, в Тбилисеком
оперном театре. Театр сумел организовать
политучебу на грузинском и русском язы-
ках, превосходно наладил шефскую pado-
ту и занатия физкультурой, провел ряд
лекпий я экскурсий, полностью ликвиди-
ровал неграмотность среди своих работни-
ков, Но 06 этом опыте в ЦК Рабис узна-
ди только недавно. . $
`В большинстве же республиканских и
областных организаций Рабис нет культ-
отделов, в президиумах нет ответственных
ва культурную работу, вопросы культнро-
светработы обсуждаются крайне редко. От-
сюда и безобразное отношение к финанси-
рованию культработы:  хозайственники
должны Месткомам большие суммы по
коллективным договорам. Часто даже
скрояные средства, получаемые месткома-
ми, не используются, © - 3 :

Поразительна политическая беспечность
организации Рабис в отношении такого
немаловажного участка идеологического
фронта; как библиотечная работа.. Библио-
тека Одесского театра оперы и балета ока-
залаеь засоренной контрреволюционной ли-
тературой. В и оперном
театре : библиотека находилась в крайне
запущенном состоянии. Книги без всякого
порядка были свалены на столах в мест-
хоме. В библиотеке Азербайджанского Fo-
митета Рабис (Баку) совершенно не учи-
тываются запросы местных работников
искусств: из 8295 книг всего лишь 510
на азербайджанском языке. —

Квалификация библиотечных работни*
вов, в особенности обслуживающих пере-
движки и стационарные библиотеки при
‘месткомах, неудовлетворительна. Полити-
ческая литература очень плохо продви-
тается в читательские ‘массы. В’ днепро-
петровоком цирке нами обнаружено всет6
лишь один читатель, пользующийся ноли-
тическими книгами из библиотеки. if

Единым росчерком пера вредитель Хвы:
ля, бывший начальник управления ‘по де-
лам искусств, ликвидировал работу инсти-
тутов повышения квалификации при теат-
ральных предприятиях. Никаких иных
форм производственной учебы не предло-
жено. : oe

Правда, «методы» преподавания в неко-
торых -институтах внушали весьма боль-
шие сомнения. Стоит взглянуть на рабо-
чий план института повышения квалифи-
хации киевского Госета по курсу «мастер-
ство слова». Курс рассчитан на 40 часов.
Автор этого курса сообщает своим слуша-
телям следующие «истины» Bat :

«Один из самых важных моментов, над
которым мы работаем в продолжение все
то курса, это принципы тишины, покоя’ и
внимания Мы начинаем «началом»
(? — Б. Ф.), те. «стартом», это принции
спорта, который я сознательно применяю
для хуложественной работы над словом,
предложением, монологом. Нотому что на-
чало играет колоссальную роль в’ любой
Таботе, в частности в актерской». и

Этому «началу» или «старту» был 0т-
ведено 25 проп. учебного плана, но ни-
кто из управления по делам искусств и.
киевского Рабиса не удосужился ускорить
приход преподавателя к «финишу», пре-
кратив эту галиматью.

-В ближайшее время по всей стране на-
чинаются республиканские и областные
конференции Рабис. Будут избраны новые
руководящие органы и делегаты на вее-
союзный с’езд работников искусств. Несом-

Консерватория моей юности — коноеет-
ватория выдающихся мастеров-педагогов,
8 великим главой композиторского отде-
ления Н. А. Римским-Корсаковым, тромад-
ный авторитет которого буквально прони-
зывал все и всех. E oe

Я хоропю помню, с каким волнением
‚склонялись, например, Глазунов и Лядов:
перед властным и непреклонным, всегда
глубоко принципиальным суждением Ни-.
‘колая Андреевича о том или другом му-
зыкальном явлении, событии или‘ просто
даже будничном коноерваторском затруд-.
нении, Авторитет этот особенно вырос и
стал еще более всеоб’емлющим в послед-
ние три года жизни Римского-Корсакова,
после памятных всем. консерваторских со-
бытий 1905 года. Именно в это время сту-
денчество консерватории впервые в массе
своей ощутило себя носителем обществен-
но-революционного сознания в школе, пре-
жде общественно косной и узко-профессио-
‚нальной (при всей ценности многих ее
академических традиций). eo

Считать методы старой’ консерватории
вполне совершенными, конечно, нельзя.
Схоластика и просто скука давали’ знать
себя на каждом шагу. Творческая инициа-
тива студенчества сурово подавлялась.

Когда приходилось непосредственно  по-
падать в классы консерватории с занятий
в университете, разница, чувствовалась 0со-
бенно. остро. Душная атмосфера узенько-
10, но весьма тщеславного мирка, замкну-
того в якобы независимом храме  «свобод-.
ного художества», сковывала мысль и за-
дор молодости. Но «авторитарность» ака-
демического консерваторското режима, не-
терпимость в мнению всех. инакомыеля-
щих всячески вуалировалиеь, Это об’ясня-
‚лось в значительной мере «психологиче-
‚ским внушением>. _ г

‚На ‘студентов властно влияло обаяни‹
‚личности и огромного мастерства выдаю-
‘щихся педагогов консерватории, которые
‘были одновременно и крупными мастера-
ми — композиторами и артистами.’ Вот
это-то постоянное соприкосновение с лю-
бимым композитором или исполнителем,
преклонение неред которым ошущалось и
‘вне стен консерватории, приводило к не-
избежной, но трудно уловимой сознанием
‘тогдангнего студента подмене об’ективного
‘метода личным, творчески выдающимся
композиторским или исполнительским ма-
стерством. ;

‘MH думали, что перед нами были вели-
‘кие педагоги (в смысле владения об’ектив-
ным методом), тогда как в большинетве
случаев это были обожаемые и любимые,
индивидуально великие и опытнейшие Ma-
‘стера, учившие своим достоинствам и CBO-
им ошибкам, совмещавитие в своей прак-
тике бережно хранимый ими опыт. прош-
лого с своим личным исключительным
‘дарованием. Студенту, освободившемуся от
‚наивного обожания и пытавшемуся сквозь
заслон «своей техники и своих приемов»
данного мастера понять нормы, принципи-
ально существенные  перерастающие из
личного опыта в`научно продуманное педа-
  тогическое руководство — из рецентуры в
метод, <— приходилось туговато. Этим я
вовсе неё хочу сказать, что школы Есипо-
вой, Ауэра, Римокотго-Корсяковяа и других
тогдалиних преподавателей консерватории
не содержали ‘в себе об’ективной ценности
и являлись только кухней суб’ективных
рецептов, были очагами для культивиро-
звания любимцев. = Е

Я указываю только на окрытую и боль-
тей частью не оссознанную, но все же 0с-
новную тенденцию преподавания, резуль-
татом которой для даровитого студента ча-
ето являлась лилемма: или подчиняйся и
буль послушным учеником («He enpamn-
вай: что, почему»), или иди своей лоротой,
ищи ветра в поле. А ведь это нередко
приводило к необходимости сойти 6 «музы-
кального тракта» на ‹проселочную дорогу»,
блуждать в полном одиночестве. Таким
образом проводились тенденции школы
свободного мастерства со ставкой на круп-
-ную индивидуальность, из которой преж-
де всето пытались сделать «послутиного
ученика». Эти тенденции, шедитив от пе-
дагогов-мэтров, уживались со вое более и
более замораживающим. сознание пытлиз
вого’ стулента академизмом педатогов- се-
редняков, робко и механически передавав-
ших незыблемые и вечные, как им казз-
лосв, нормы музыкальжого ремесла.

Я лыталея воскресить в себе в обобщен-
ном виде не только смутные тогда ощуще-
ния и мнения ряла студентов, критически
настроенных, не принимавших на. веру
‘консервалорский режим и его каноны. Мне

я

«Мы идем : 4
сквозь револьверный лай,

ненно, что политическая  беспечноств и ван
развал в союзе Рабис будут оценены по ‘Acuhosiertea
each tae i i в пароходы,

ЦК Рабис, не ожидая решений с’езда, в строчки
должен встряхнуть низовые профергани- и в другие долгие дела».
зации, побудить их заняться  политико- 7
воспитательной и культурной работой, ‘ (В. Маяковский).

подготовкой к выборам Верховного Сове-
ка СССР. \ : - В строчки оперных партитур воплощает-.
Б. ФИЛИППОВ  сз ныне образ легендарного начдива Нико-
мая Пореа. Надо ли говорить о том, как
трудна, ответственна и вместе с тем увле-
калельна задача — воссоздать в советской
опере образ «украинского Чапаева».

` До сих пору нас почти не. было на опер-
‘ной сцене советского героя, нашего совре-
менника, нового человека нашей родины.
Принимаясь за оперу о Щорсе, композитор
должен прежде всего во всей исторической
конкретности представить себе своего те-
роя. Значит, композитор должен чуветво-
вать себя участником. нашей борьбы, он
должен знать историю страны — не толь-
ко, скажем, эпохи гражданской войны, по-
скольку Щорс жил и действовал в то вре-
мя, — но историю всей борьбы трудящихся
за социализм, всю историю СОСР.

Оперы о Шорсе композиторов Лято-
шинекого и Иориша, с которыми мы позна-
комились в Киёве, еще раз убеждают в
том, насколько необходимо и как полезно
нашим композиторам овладеть оперной
классикой и изучать народное искусство.
Советский герой в опере не может и не дол-
жен, конечно, повторять образы ‚бетховен-
ского Эгмонта или Руслана Глинки, 60ро-
диневого Игоря или народного Илью Му-
ромца. Но вместе с тем, не копируя вели-
ких образцов, советский герой должен во-
плотить в себе все лучшие черты этих на-
родных образов, которые были запечатле-
ны в произведениях композиторов пропло-

У
>

Картины мастеров:
‚ русской живописи

Художественный салон в Москве непре-
рывно пополняется „картинами видных
русских мастеров живописи, выставляе-
мыми на комиссию. Сейчас в салоне име-.
ются подлинные произведения художни-
хов Поленова, Виктора и Апнолинария
Васнецовых, Врубеля, К. Коровина, Кусто-
диева, Клодта, Бенуа, Архипова, Крымова
и пругих. :

Из работ В. Д. Поленова в балоне име-
ются «Пейзаж окрестностей Таруссы» и
«Феодосийский этюд». Большой интерес
представляет поступившая недавно на ко-
миссию известная картина Апполинария
Васнецова «Весна» (1908).

Сравнительно недавно в салон поступил
портрет полководца А. В. Суворова, —
один из этюдов В. И. Сурикова в его кар-
тине «Переход Суворова через Альпы». ~

В салоне есть несколько работ К, Ко-
ровина: «Женский портрет», «Терраса»,
«Париж ночью» и пейзаж, написанный
примерно в 1910 году.

У вдовы художника ВБ. М. Кустодиева
Ю. Е. Кустодиевой приобретен этюд «Ста-
руха» и много карандашных рисунков, сре-
ди которых обращает на себя внимание эс-
киз, к известной картине художника

очера м сегодня
‚Ленинградской
консерватории

` ми — «больными»; слишком изысканно му-

«Чаепитие в трактире», :

Очень интересны акварель A, Benya
«Версаль» (1905), его же картина «Сады
Версаля» (1906), пейзажи Н. Крымова,
картина Н, Клодта «Солнце в лесу» (1916),
один из эскизов Виктора Васнецова к ето
картине «Иван-царевич на* сером волке»,
миниатюры = А. Архипова. «Золотой цету-
ок», «Рыболов» В. Маковского и жанро-
вая сцена Л. Саламаткина «У; кабака»,

го и в народном искусстве,

‚ ятошинский для своего большого эпи-
ческого полотна использует всю технику и
‘классического и современного музыкально»
го письма. Он нередко даже чрезмерно пе-
регружает и усложняет. фактуру своего
сочинения. И тогда его музыка как бы те+
фяет свою естественность, простоту и све-
жесть. Таким неоправданно усложненным
дан образ Лии. — он должен бы быть про»

хотелось осознать, в чем
же тлавная причина ча-
стых затруднений, ко-
торые испытывала Ле-
нинградокая консервато-
рия. Мне кажется, что
суть затруднений зак-
лючалась B перераста-
нии ремесленного в осно-
ве своей учреждения в
музыкальный универеи-
тет,

«Школа свободного
мастерства», ‘руководи-
мая мастерами музыки  .
в ее различных отраслях,
HO. He педатогами-про-
фессионалами, преврати-
лась в Высшую музы-
кальную школу, ‘отве-
чающую заданиям вели-
кого. государственного
строительства. Достаточ-
но сравнить старую кон-
серваторию с нынешней,
Теперь наша, консервато-
рия одушевлена пытли-
вой молодежью.

Трудно передать в.
‘словах сухого отчета,
‘деловым тоном, избегая :
лиризма, в чем состоит i

основное отличие всей жизни, всего уклада
Ленинградской консерватории от века ми-
нувшего. Это — далеко не идилия. Борь-
ба с пережитками продолжаетея. Труд-

ность сочетать традции былого мастерства

со всем, чему научила жизнь за двадцать
лет Великой пролетарской революции, за-
‘ново услышать и освоить классическое на-
следие, не как музыку прошлого, ‘& как
живую речь великих мастеров о великих
стремлениях народных масс и великих
исторических этапах человечества, сказы-
вается на всем росте консерватории; как
вуза. Но главное остается главным: в кон-
серваторию пришла пытливая советская
молодежь. Нламенное стремление к музыке
тесно спаяно у нее со здравым стремле-
нием осознать музыкальное прошлое и на-
стоящее в свете марксистско-ленинеко-
сталинского метода. Эта молодежь пони-
мает значение технологии в ве широко
обобщенном смысле, как наблюдение и
опыт великих народных культур, & не как
ремесло, хотя бы и тениального мастера,
ремесло, выдаваемое за вечные нормы. Все,
о чем в прошлом студенту только мечта-
лось, — сейчас живая действительность.
Молодость и молодежь ведут консервато-
рию. > > ;

Не стало музыки и музыкантов, как ка-
кого-то самодовлеющего мирка, оторванно-
TO от жизни, довольствующегося в своем
жреческом самоослеплении: скудным ремес-
ленничеством. Консерватория должна была,
допустить научно-исследовательское нача-
ло не только в виде «отдельного отделе-
ния». Нет. Научное исследование ‘сейчас—
это проникающий во все отрасли, во все
жизнеповедение, все начинания вуза ру-
ководящий принцин педагогической рабо-
ты. : р

Старая консерватория не только чужда-
лась ‘и не понимала мысли о музыке, &
тем более музыки как мысли, — она ее
боялась. Советская консерватория! не по-
нимает и не допускает существования му-
зыки вне политики, вне государственного и
общественного. строительства, наконец, вне
реальной базы для всякото музыкального.
индивидуального творчества -— творчества,
народного во всем неистощимом богатстве
его. живых интонаций, . :

„В:  Асафьев
(Игорь Глебов) _

Выставка искусства Грузии.

Государственная Третьяковская галлерея
только что свернула выставку В. И. Сури-
кова, а в начале октября закрывает выстав-
ку И. Н. Крамското. Обе эти выставки пере
носятся сейчас в Ленинград, а освободив-
пгиеся восемь зал в первом и втором этажах
музея в ближайшие недели будут заняты
экспонатами большой выставки искусства’
Грузии (ее живописи и скульнтуры).

-В основу этой выставки, которая откроет-
ся в дни юбилея Великой пролетарской ре-
волюции, будут положены экспонаты тби-
лисской выставки «К истории большевиет-
ских орагнизаций Закавказья и Грузии».

ще и логически яснее, народнее; любовный
дуэт; высокопарной и слабой представ-
ляется сцена об`яснения Щорса с лодыря-

зыкально дана клятва партизан и Щорса.
Технические средства’ Иориша более.
скромны. Для обрисовки Шорса, незамож-
ника Парфена и других персонажей Иориш
в большой мере идет от. образцов украин-
ской классики (Лысенко, Гулак Артемов-
ский и др.). Все лирические сцены у него
хороши, в драматических же эпизодах он
нередко прибегает к мало выразительной
иллюстративности. Слабо очерчены у него
‚отрицательные герои щорсовской энопеи.
Вместе с тем музыка в обеих операх, да-
‘me в фортепианном исполнении, произво-
дит очень большое впечатление. Особенно
удались пролог и песня про Богунию, но-
хоронный марш, заключительный марли — у
Лятошинекого; рассказ старухи, заключи-
тельный хор первого действия, вся харак-
теристика Парфена, рассказ Боженко о
походе на Винницу и Жмеринку, сцена
коллективного письма Петлюры-—у Иориша.

Чудесные украинские народные песни
использовали в своих партитурах оба ком-
позитора. Такие песни, как «Ой, матень-
ка — вирька», «Отчего ты, Злая доля, до
‘Сибири довела», песни свадебного обряда—
у Иоринта, старая оконная песня, «Ой, при
лужку, при лужку», «Ой, поля, вы поля»,
«Казака несуть» — у Лятошинското, не
только украшают партитуры, как замеча-
тельные музыкальные номера, но опреде-
ляют в большой мере стиль всей музыки,
задают, так сказать, эмоциональный тон в
обеих операх. Чрезвычайно удачно исполь-
зована и известная украинекая песня —
«Ой, что ж за шум учинивься — то комар
на муси оженивься» для юмористического
рассказа о том, как «тетьман оженивься»,

Немало своих собственных мелодий и тем
композиторы сочинили в народно-цесен-
ном стиле. Й Лятошинекому, и Иоришу это
вполне удается. Дело, конечно, не в про-
‚стой имитации, в умении «подладиться»
под народный мелос —_ речь идет о: том,
что украинские композиторы вое больше
проникаются духом народного искусства, и
это искусство оказывает  оздоровляющее
влияние на их творчество.

Нередко по количеству использованных
народных мотивов судят о народности про-
изведения. Это вульгарное и ошибочное
предотавление. Интерес к народному твор-
честву, включение народных мелодий яв-
ляется важным, но отнюдь не единствен-
ным и во всяком случае не исключитель:
ным признаком народности. произведения.
Больше. того, мы знаем не одно музыкаль-
нов произведение, где народная мелодия,

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО.

fi. П. Соколов-Скаля

«lope и Боженко» (фрагмент
картины); ‘-

{

_ Плохое .
вачало

Народный артист СССР Л. М. Леонидов
уже третий год преподает на ‘актерском фа-
культете Государственного театрального ин-
ститута. Вместе со своими ассистентами,
артистами МХАТ, он ведет курс актерского
мастерства, любовно ‘воспитывая молодые
кадры.

Какая же обстановка создана институтом
для работы этого замечательного мастера?
По словам студентов, вам Л. М. Леонидов
характеризует ее. коротко: «вокзал». Беспо-
рядок, шум, скученность, необорудованные,
неряшливые классы, тесные коридоры —
BOT та «творческая» обстановка, в Которой
вынужден работать выдающийся мастер.

В новом учебном году Леонидов должен
был начать занятия в’ специально оборуло-
ванном помещении со сценой, занавесом
ит.д. ,

Мы заглянули в этот класо, Сцена но-
дооборудована, занавеса еще’ нет, но зал
уже превращается в склад ненужных ве-
шей. Тут собрана  разнокалиберная ме*
бель, а на подмостках атоит чучело мед-
ведя, неизвестно зачем сюда помещенное.

Но утрам, когда педагоги и студенты
приходят на занятия, в классах почему-то
происходит уборка.

Бевзответственность, хаотический беспе-

‘рядок, отоутетвие элементарной дисципли-

ны, отличавшие работу ГИТИС, изживают-
ся с трудом. К началу занятий (1 сентя-
‘бря) опоздала почти половина студентов
(из. 201 человека не явилось 82). Опозда-
ли и 23 педагога. Некоторым из них преж-
нее’ руководство ГИТИС почему-то paspe-
шило приступить к работе спустя две не-
дели после начала учебного Тода.

Еще не было ни одной лекции по кур-

^су западной литературы. на 3-м и 5-м кур-

‘сах режиссерского факультета Не начи-
‘нались лекции но истории ‘эстетических
-учений. (и нет еще программы этого кур-
са) на 4-м курсе директорского и театро-
ведческого факультетов, На втором ‘курсе
актерского факультета еще нет педагога
по основной дисциплине — актерскому
мастерству. Сорвано‘ несколько лекций
курса ленинизма, который должен был ве
сти тов. Патарая. ’На-днях он вовсб не-
ожиданно отказался от этого курса. В на-
циональных студиях еще нет педагогов и
не ведутся занятия по родному языку.

Всесоюзный комитет по делам искусств,
не проявлявший до сих пор заботы об
единственном театральном институте в
стране, и в нынешнем ‘учебном тоду не
переменил своего отношения...

Из года. в год дирекция ГИТИС состав-
ляла планы достройки помещения в Кис-

‘ловском переулке. Проекты оставались на

бумате. Несомненно, что до тех пор, пока
институт не получит нужного помещения,
нормальные занятия наладить. невозможно.

3. ВОЙТИНСКАЯ

танец взяты как элемент просто «экзоти-
ческий», формальный. Примером ‘здесь
может служить, скажем, «Болеро» Равеля,
где народный испанский мотив звучит мерт-
во и искаженно и в таком своем виде ниче-
го по сути дела общего с народным духом,
с живым испанским фольклором не имеет.
По-настоящему, органически претворенные
народные песенные и танцовальные моти-
вы являются не причиной, а, я бы сказал,
‘следствием народности произведения. Ху-
дожник, композитор, действительно желаю:
щий писать для народа, темой своей изби-
рающий тему о народном герое, не может
не обратиться к истокам народного искус-
ства. Самая тема о Щорсе определила на-
правление, по которому шли в своих опер
ных композициях Иориш и Лятошинский,

Но дело, повторяю, не только в умении.
пользоватьея фольклором, — дело в том,
чтобы самую тему, сюжет, образы развер-
нуть так, чтобы произведение отражало
лучшие, заветные думы народа, его чув-
ства и стремления, его любовь и его нена-.
висть к своим врагам. Жизнь Щорса в ис-
кусстве должна быть показана на фонё ог-
ромного массового революционного движе-
ния, и вместе с тем ПШорс должен быть дан
так, чтобы личное, отдельное, индивидуаль-
ное в его облике отражало лучшее, пере-
довое и сильное в сёмом народе — ero без-
заветную храбрость, его волю и ум, его
жажду свободы. Этого пока еще не уда-
лось достичь ни Лятошинскому, ни Ио-
ришу.

Оперы их сейчас осуществлены как бы
на «суженной основе». Либретто опер со-
составлялись по весьма упрощенному мето-
ду. Совлужило ‘здесь печальную службу и.
то вёсьма распространенное превратное
представление, существующее у очень
многих наших музыкантов и литераторов
0б оперном либретто, Согласно этому пред-
ставлению оперное либретто, чтобы быть
«удобным», должно быть обязательно упро-
щенным, никакой философской «нагруз®
ки» Не нести и никаких проблем не ста-
вить. «Голый сюжет» — ничего больше.

По этому рецепту и действовали либрет-
тисты «Шорса», Из биографии Щорса ока-
зались «выхваченными» те или иные от-
дельные эпизоды и факты, вне зависимо-
сти от их евязи между собой и их типиче-
ского обобщающего значения. Подбирали,
главным образом, моменты исключительные,
только 060бо драматически «эффектные»,
если угодно, иногда даже просто анекдоти-
ческие. В результате в опере «орс» почти
вовсе не оказалось места для немецких ок-
купантов, с которыми вел борьбу Щорс, во-
все не фигурирует Красная армия, частью
которой стал отряд Щорса,

1 Зверь-отец,

i

Мното лет Всекохудожник переживает по-
лосу тяжелых затруднений. Вредителя Сла-
винского на посту председателя коопера-
тива сменил Эдельсон, во всем подражлв-
ший своему предшественнику. Он ни разу
не собрал правления Всекохудожника, 38
ходил сюда изредка и отдал только олно
распоряжение — принимать от художников
в счет задолженности по контрактации лю-
бые картины. Вместо произведений на те-
мы, предусмотренные договорами, художни-
ки приносили этюды, эскизы, натюрморты,

которые не находили покупателей, а толь-

ко увеличивали мертвый капитал, В настоя-
щее. время. в. кооперативе скопилось на 930
тыс. рублей непроданных картин.

Вредительская работа велась очень тонко.

Художники, подписавшие  контрактацион-

ные договоры, должны были ежемесячно
получать определенные суммы, чтобы сио-
койно работать над своими произведения-
ми. На самом деле они месяцами не полу-
чали денег и вынуждены были для зара-
ботка брать новые заказы на стороне. Но-
этому по контрактации 1986—87 г. из 160
живописцев и графиков отчитались только
восемь человек, хотя срок предоставления
последних работ заканчивается в ноябре.
Художники должны своему  кооперативу
2 млн. рублей, но и кооператив должен ху-
дожникам свыше 500 тысяч рублей.. Коопе-
ратив нерегулярно платит по договорам,
художники несвоевременно сдают картины.
Есть среди художников люди, недобросове-
стно относящиеся к своим дотоворам. Ху-
дожник В. Яковлев должен с 1935 г. 17
тыс. рублей, Моор — 24 тыс. рублей, Шух-
мин — 81 тыс. рублей. Другие задолжали
не меньшие суммы.

Цех. скульптуры сделал на 100 тысяч ни-
кому ненужных скульптур. На такую же
сумму выпущены уродливые игрушки. На
складах лежат шахматы, портреты, сделан-
ные так, что их никто не хочет покупать.
Финансовый кризис привел правление Все-
кохудожника к тому, что оно продало мо-
дельно-костюмную мастерскую и издатель-
ство для того, чтобы выплатить зарплату
работникам аппарата.

Связв`Всекохудожника, с периферией сла-
бая. Правление Всекохудожника вынужде-
но ликвидировать отделения в Сочи, в
Свердловске, в Курске. Накануне развала
челябинское и горьковское отделения.
` Бывшие соратники Славинского — Ива-
нов, Прядченко, Сахаров, которые, по ре-
шению Всесоюзного комитета по делам ис-
кусств, должны быть отданы под суд, как
нрямые участники развала работы Всеко-
художника, до настоящего времени не по-
несли заслуженного наказания.

Как же быть со Всекохудожником? Нуж-
но ли его сохранить как кооперативную ор-
танизацию? Председатель Всесоюзного ко-
митета по делам искусств т. Керженцев
разрешил оргкомитету провести перевыбо-
ры периферийных правлений кооператива
и выбрать уполномоченных на всероссий-
ский с’езд. Это очень важное мероприятие.
Отчеты, критика работы местных организа-
ций, обновление ‘правлений — все это, не-
сомненно, внесет оживление в их работу.
Но вопрос о том, быть ли Воекохудожнкку
кооперативом или его следует превратить в
тосударотвенную организацию, еще не ре-
шен. Ноэтому созыв Всероссийского с’езда
откладывается, Уже написан новый устав,
созданы новые планы работы, на местах

1 выбраны. уполномоченные, но вся работа

по реорганизации Веекохудожника задер-.
‘калась.. , ие
Пока решается этот принципиальный во-
прос, в Москве и на периферии начали вы-
растать вы системе промкооперации; как

Советская общественность Украины хо-
чет видеть шедевры русското искусства. Эти
требования так настойчивы, что даже вреё-
дители, окопавшиеся в свое время в Управ-
лении но делам искусств Украины, были
вынуждены провести в Киеве выставку Ре-
пина. Но выставка была организована явно
вредительски, в непригодном ‘помещении.
Это стало очевидно в первые же дни после
открытия, - т

В жаркие летние дни, при отромном скоп-
лении зрителей, в тесных комнатах было
нестерцимо душно,

В дождливую погоду окна, по’ приказу
дирекции, раскрывались настежь, ‘якобы
для того, чтобы проветрить помещение.

Картины подвергались порче, Многие по-
лотна Репина, как, например, «Крестный

Очень важно было показать в опере вназ
менитый эпизод из биографии Щорса, кот
да он один, ночью; обезоруживает целую
труппу смутьянов и симулянтов, пришед:

ших с ним расправиться. Но в опере Иори-.
ша и Лятошинского эпизод со’смутьяна-.

ми .— только отдельная, очень эффектная,
HO не очень значительная, своего родя
жанровая сценка. Ловко «обошел» труслиз

вых кулацких подпевал Шоре — вот и.

все. Нели бы в либретто постарались” пока-
зать, как Щорс боролся. с ‘анархистскими
элементами, с кулацкими прихвостнями,
как последовательно, упорно, повседнев-
но он воспитывал своих бойцов, учил их,
помогал им’ понять происходящее вокруг,
как он преследовал все негодное, все сла-
бое, все отсталое ‘в своем отряде, было бы
яснее и самое выступление труники  отие-
тых смутьянов, их полная изолированность,
и умная, единственно верная. стратегия
большевика Шорса — бомба в ето руке бы-
стро привела выступавших против Щорса
в полную панику.

бретто, свидетельствующие о том, как ав-

рактерное от случайно преходящего и эпи-
зодического, и как это ограничило возмож-
ности самих композиторов.

В одном из либретто «1Цорса> фитури-
рует кулацкая дочка Маня — она порывает
с отцом и уходит в партизанский отряд.

узнав об этом, тут же пытает-
ся убить, собственную дочь. Что и тово-
рить — оцена выигрышная. Мы знаем, что
действительно во время гражданской вой-
ны многие вулацкие дети порывали co
хвоими родителями и переходили на сто-
 Фону революции. Однако, было ли это яв-
ление настолько типическим, чтобы его
стоило в качестве характерного и обобщаю-
щего показывать в
изведении? Думается, нет! Еще один при-
мер. К Шорсу незадолго до взятия им Киева
— пришел некий партизанский отряд, оде-
тый, 38 неимением ничего друтого. в. ци-
линдры. Исторически такой факт имел ме.
сто, Но, опять-таки, является ли он настоль-
ко характерным, чтобы отойло ВЫВОДИТЬ Н&
нашей сцене подобный партизанский от-
ряд! Дать образ эпохи, дать самое главное
в ШЩорее, в его борьбе, в его характере не
р либретто, и это неё позволи.
: io полностью раскрыть тему

Либреттисть и комнозито
серьезные ошибки. Но тде
кальная общественность? П
помог художникам,
нейщим ваданием?,

ры допустили
же была музы-
очему никто не
работавшим Han важ-
Комитет по делам ис-

большее внимание

Приведем еще другие примеры из ли-.

торы не смогли разграничить подлинно ха-.

художественном ‘про-

сентября 1937 г., № 44 (399)
ре м

Всекохуложник
и хуложник

трибы, различные художественные артели п
товарищества,

Возьмем, например, товарищество с пыш»
ным названием «Московский художникь. В
нем почти нет художников, Члены товари»
щества — отоляры, маляры, плотники и да
me arent mo снабжению Писмен (работав:
ий раньше во Всекохудожнике). Артель
делает учебные и медицинские пособия,
витринные. полки, выполняет некоторые
оформительские работы. Третий по счету
председатель артели — бывший бухтал-
тер Соболев. В артели нет ни одного члена
партии или комсомольца, нет ни одною
сколько-нибудь известного художника, Вряд
ли кто-нибудь взял бы под свое покрови-
тельство. это содружество, если бы не на-
шелся меценат Мособлиечатьсоюз, который
утвердил устав товарищества,

Совсем недавно возникло еще одно това»
рищество — «Прикладное искусство». В
уставе оно так определило свои задачи:
«Содействовать общему под’ему художеет.
венной кооперативной промышленности и
социалистическому строительству, улуч.
шению материального и культурного уров.
ня членов товарищества и уничтожении
эксплоатащии труда, нищеты и темноты»,
Этот политически безграмотный документ,
клевешущий на советскую действитель»
ность, утвердил Мособлкультпромсоюз, В
товарищество. вступило уже 46 человек, в
том числе многие известные московские ху-
дожники и скульпторы — Меркуров, Ланос»
pe, Нисс-Гольдман, Бруни, Чернышев. Пока
получен всего один заказ на оформление
кондитерского магазина, но предполагается,
что из несуществующих пока ‘мастерских
товарищества выйдут бытовые скульштур-
ные вещи, оформление интерьеров. Мон
культпромсоюз. выдал товариществу авано
в 68 тыс. рублей.

Во главе товарищества уже встали «опыт
ные» люди. В должности старшего консуль:
танта здесь нодвизается Сахаров. Boner en
ним в артель вступили ето «соратники» по
старой работе. — супруги Колобовы, Янек и
Арти дельцы из Всекохудожника,

адачи товарищества «Скульптура» ии:
чем не отличаются от задач, которые себ
ставит «Прикладное искусство». Но «Скулы
птуру> взял под свое покровительство Мос:
облотеклокерамсоюз. Эта артель за кратко
свое существование имеет ‘боталейшую
историю, увековеченную в актах следетвен.
ных органов. Учредители этой артели быв»
ший зав. производственным бюро М00СХ
Докукин и «литератор» Амур-Санин полу-
чили 30 тысяч рублей оборотных средств,
набрали на 300 тыс. руб. заказов, получили
80 тыс. руб. авансов и. за целый ‘roy Ho
дали ни одного скульптурного произведения
своим заказчикам. Правление  товарище’
ства пришлось распустить и отдать под суд,
Новое правление кое как вышло из поло.
жения, но, не имея еще производственной
базы, оно уже закупает у скульшоров-
керамистов: Сотникова, Кожина, Ковальско:
то модели статуэток, пепельниц, кувщиновь

Рождение этих артелей не случайно. Все
кохудожник, у которого есть ‘и керамиче
ские, и оформительские, и скульптурные
мастерские, обанкротился. Художники бол
ше не верят своему кооперативу и часто по.
падают в лапы темных дельцов, умеющих
добывать выгодные работы ‘и получать
‚авансы. Союзы’ промкобперации, доверяя

авторитету членов артелей утверждаю
уставы.
Всекохудожник должен ‘существовать,

как единый кооперативный центр изобрази

тельного искусства и художественной п].
мышленности, но только в обновленном ви

де, © новыми правами и новыми   людьми
во. главе. В: КУРЫГИН

`В Киевском музее гибнут картины

ход», «Портрет Репиной» и другие, начали
разрушаться — чернеть, трескаться и осы:
палься, Сигналы реставратора Каспировича,
настойчивые его предложения — немедлен.
но закрыть выставку и обеспечить необхо:
димую вентиляцию помещения директор
музея Раевский оставлял 6e3 внимания,
Лишь после того, как обо всем этом затоно
рили художники, Раевский приказал наско:
ро реставрировать разрушавииеся полоти

Мы требуем. привлечь к ответственное
виновных во вредительском уничтожении
щедевров‘ русского искусства,

Скульптор Б. ИВАНОВ

Художник ШАПОШНИКОВ
Киев,

Е ЕЕ

кусств об этом и не думал. Музыкальное
управление комитета озабочено сейча
только тем, чтобы «Горсы» поскорее были
закончены, а главное тем, как выйти из 38
труднительного положения и какой из трех
«Шорсов» выбрать. А почему обязательна
нужно из трех опер выбрать одну, 8 06°

тальные отбросить как негодные? А ея

все три (когда окончательно будут взавер’
шены) окажутся достойными и интересны:
ми произведениями? Почему в таком случа
— мы уже писали об этом — воем трем
не остаться жить на нашей сцене? Мы ведё
знаем, что в свое время и в живописи я
в оперном искусстве одна и та же тематика
была использована буквально в десятках и
сотнях вариантов. Достаточно вспомнить
какое количество первоклассных проязведе
ний написано на темы об Орфее, об Ифие
нии композиторами прошлого! Разве не ест.
ственно предположить, что темы Bpost
«Шорса» сейчас будут привлекать к себе вс
. наних композиторов,
Было бы нелепым, если бы композитор
должен был отказываться от своего He
мерения написать оперу на волнующую
его тему только на том основании, что дру“
гой композитор «захватил» себе раньше 917
тему или сюжет. Монополия на оперные сю’
жеты? Нет! Ни в коем случае на это нельзя
соглашаться, Свободное творческое ©0088
нование принесет огромную пользу нашему
музыкальному искусству. Нельзя  тольк@
допустить, чтобы это соревнование превра
щалось в беспринцииную драку, и par
сматривалось, как «частное дело» худож’
ников. С самого начала соревнованию дот
жен быть придан общественный характер,
Что касается «ГЦорса», то Комитет по де
лам искусств и союз композиторов не дол
ны рассматривать себя в качестве арб“
ров или мировых судей, а должны стат
помощниками композиторов, работающих
над «Шорсом»,

Сейчас союз композиторов Украины при
ступает к обсуждению трех «Порсов». 91
очень хорошо. Необходимо сейчас обсужде
ние развернуть как можно шире, критикй
и либретто и музыки должна быть 1луб0кб
принципиальной, внимательной и подроб
ной. Либретто следует переработать, в
ответствии с этим и музыка Иориша и 1
тошинского должна быть дописана и пер
делана. Только тогда новые оперы 6“
дут достойны того замечательного парой’
ного героя, которому они посвящены и ml
которого они носят,

М. Гринбей