- КИ.

МАСТЕРА РУССКОЙ СЦЕНЫ

СОВЕТСКОЕ

у

ИСКУССТВО

_ Мочалов о, творчестве актера.

Современники Мочалова, неизменно оста-
навливаясь на «мочаловских минутах», —
минутах высокого творческого под’ема той
‘бурной и нламенной отрасти, которой были

‘насыщены сценические создания великого

трагика, не забывают вместе с хем отмечать
и его глубокую правдивость и жизненную
естественноеть, : 5

Изучая творчество Мочалова, значение Ко-

` торого так обидно умаляется утверждения-

ми позднейшей критики, современный ие-
следователь должен отвергнуть легенду 0
Мочалове, как об актере, лишенном техни-
ки и мастерства, р ot

Мы убеждаемся на многих примерах, что,

создавая свои реалистические образы, Mo- ..__

залов правильно понимал страсти и чув-
ства человеческие и столь же хорошо раз-
рабатывал их технически. Даже такой пре-
дубежденный к Мочалову критик, как С. Т.
Аксаков, не раз подчеркивает «истину и
простоту игры» Мочалова. Вот любопытная
‘ссылка на спектакль & февраля 1827 года.
Пла комедия Шаховского «Школа супру-
гов», в которой Мочалов играл «весьма, серь-
езную и необычайно большую › роль». «Он.
знал ее наизусть, с удивительной точно-
стью», — свидетельствует Аксаков, и уже
этим одним вскользь брошенным замечани-
ем опровергает толки о трагике, игравшем
«спустя рукава» и не учившем роли! Нет,
оказывается, он свои роли знал наизусть! И
BOT B ЭТОЙ «необычайно большой роли» в
«Школе супрутов» Мочалов был «во многих
местах так хорош, что Шаховской, ставив-

ший пьесу, удивлялся. У него в роли был.

один монолог на семи страницах, Казалось,
не было возможности высказать ето пуб-
лике, не наскучив ей. Шаховской намерё-

о вался обрезать эту рацею на две трети, но,

услышав на первой репетиции, как Мочалов
читал совой семистраничный монолог, он не
решился выкинуть из него ни одной строч-
Ему захотелось сделать опыт: как’ при-
мет публика эту длинноту? Почуветвует ли
она истинную простоту игры Мочалова? Он
не ошибся: во время представления пьесы

Мочалов превосходно разрешил эту мудре-

ную задачу, и публика выслушала весь мо-
нолог с удовольствием и наградила аклера

‚ продолжительными руконлесканиями».

Из этого рассказа явствует, что’ Мочалов
не наскучил публике семистраничным моно-
логом и что тогла уже, т. е. будучи еще мо-
лодым и несозревшим художником, владел
«истиной и простотой». я

Много препятствий стояло на путях Мо-
чалова. Ложный пафос, напыщенная декляа-
мация, все, что составляло традицию акте-
ров старшего поколения, ноколения клас-
сической трагедии, отражалось и в его твер-
честве в дни юности. Но постепенно пред
рассудки прошлого изживались. Даже в ме-
лодрамах Коцебу Мочалов поражал своих
современников тем, что говорил просто.
В ходульной драме Полевого «Честь или
смерть> Мочалов, по вамечанию режиссера
Куликова, дошел до высокого совершенства
игры, изображая ремесленника, человека
самого обыкновенного по разговору и по
манерам, п.

Простота и естественность уже были ва-
воеваны русским театром, но еще только в
области комедии. Мочалов впервые загово-
рил просто и стал жить подлинными, жи-
выми человеческими чувствами в трагедии.
И это в ту эпоху, когда в репертуаре еще
царили Кукольник и Полевой и традиции
русской трагедии все еще держались на
преданиях о мастерах французской школы!
Ведь даже Щепкин, тот Щепкин, который,
по слову Герцена, нервый стал нетеатраль-
ным на театре, и тот считал идеалом искус-
ства Рашель, знаменитую французскую тра-
тическую актрису, которая изображала стра-
сти на сцене «очищенными», «просветлен-
ными», воблагороженными». Эту теорию pe-
шительно опреверг своим творчеством Моча-
нов. Он — актер Шекспира — не мог изо-
бражать шекспировские страсти «очищен-
ными», «проеветленными>. Это было бы ве-
личайшей ложью, ибо это исказило бы при-
роду шекспировских страстей, всю беспо-
шадную наготу и всю яркость и свежесть
их.

МАЛЬЧИКА появился

Это был его отец.

Старик Мочалов собирал вокруг себя дё-
кей: Павлупгу, Васю, Члатошу и Машу.

поклонник.

Оз внимательно оглядывал ребят. От не- -

го. пахло вином.
— Вы дети раба, — говорил он’ своим
звучным и глубоким голосом трагика, —

>

Мочалов ‘был одинок в своей борьбе 3a
правду. Ему не у кого было учиться играть
натурально, nee его глазами не было об-
разцов. Прав А. :

Мочалов «все нашел в самом себе. В своей

душе он поделушал надрывающие звуки
тоски Гамлета, отчаяние Ричарда, ревность

‘Отелло. Так велика была, эта душа, что вся-
кие Утолино, Неизвестные и Фингали —
весь этот сброд лживых чувотв и сочинен-
ных фраз, пройдя через душу Мочалова,

‘приобретал краски и теплые контуры жиз-

ни, чуть только `предетавлялея артисту
хоть один правдивый момент на всем про-
етранстве роли». ;

очалов создал реальную трагедию.

„Но может быть эту борьбу за правду Мо-
чалов вел бессознательно, скорее, так ска-
зать, по инстинкту, вслепую, так же как и
играл, по уверению Аксакова, Шаховского,
Фета и многих других ето современников и
критиков. Ведь он был «недостаточно
умен», как говорил о нем Аксаков, не полу:
чил никакого образования, читал не то, что
надо читать, не мог рассуждать на высо-
кие темы и был даже выведен из кабинета,
доброго Сергея Тимофеевича, к которому
явился «неё в том виде». — т

И, признаться, было бы трудно опровер-
гать эти утверждения, уж очень они на-
стойчивы и выражают как будто бы общее
мнение. Да и на чем могли быть основаны
возражения? Биограф Мочалова А. А, Яр-
‘цев не мог найти материала, который позво-
лил бы ему доказать, что и Аксаков, и Ша-
ховской, и Фет, и многхе друтие отибались
— не поняли, недооценили Мочалова.

К счастью, новейший исбледователь твор-
чества, Мочалова получит теперь в свое рас-
поряжение материал, решительно опровер-
тающий обычные предбтавления о Мочало-
ве, как об актере, «не умеющем рассуждать»
и вообще мыслить о своем искусстве. В ру-
кописном собрании Государственного теа-
трального музея им. Алексея Бахрушина,
где хранится случайно ‘уцелевшая часть

‘богатого архива Мочалова, нам посчастли-

вилось найти начало большой статьи Мо-
чалова, написанной в виде нисьма к изда-

телю. Эта неоконченная рукопись, видимо,

является началом целого пикла статей Мо-
чалова, по вопросам театрального искуества.

Приводим ее: _

«Милостивый государь!

Полагаю, что мнения мои о драматиче-
свом искусстве будут Вами приняты, вак

1 Печатается впервые,

5 носом принало
брезтливое выражение. :
— Что же, — сказал он, — малый видный,

слышите? Вам нет другого пути в ЖИЗНИ   играет везде и нигде по крайней мере не

кроме сцены. Вы дети презренного вольноот-
пушенника. В актеры! Все — в актеры!

портит.

— Мельница, — сказал Шеголин, изред-

Ml. С. Мочалов, Со старинной гравюры

И. Южин, писавший, что.

ad Ч

чистое лицо © крючковатым

‘сковской губернии, Ботородского уезда, при

Дети плакали. Один Павлуша оставался   ка помещавший рецензии в «Драматическом
серьезным. Отец с восхищением смотрел на   журнале» — между большими монолегами
его тонкое, твердое лицо. Не делает пауз. Есть хорошие моменты, но

Внезанным движением Степан Федорович   Нет никакого усердия в обработке роли.
привлекал Павлушу к себе на колени. Ва-  — Но талантлив ли? — тревожно спраши-
пах вина вызывал на подвижном лице маль-   Вал Кокошкин. ть :
чика гримасу отвращения. Она была, необы.   — Талант проглядывавт, — сказал Акса-
чайно выразительна. _  ROB, — но искусства, искусства мало!

— Так, так, — говорил отен, вниматель-  — К тому же, — добавил Полевой, — за-
но наблюдая его, — опусти утлы рта, смор-   Крикивается. Выражая ужас, разевает ужа-
щи лоб, напряги ноздри. Вообрази, что я во-  @НО рот и роет землю каблуками. — i
няю, что я разлагаюсь. Превосходно! Ты бу.   — Поверите ли, — сокрушенно сказал
дешь великим тратедиантом. Жаль — фигу:   Кокошкин, — для приобретения вольности
рой не вышел. Авось, выравняеься. Смот-   в обращении и навыков к аристократиче-
ри! . , : ским манерам я заставлял его прислуживать
Актер вынимал из кармана сюртука бума-   на своих балах и званых обедах с тарелками
гу. На ней значилось: «Список люлям, со- в руках за стульями почетнейших тостей.
ставляющим Московский театр»; Ничего не перенимает! = ‘> is

— Читай! ; И огорченный директор поклялся, зто

Мальчик читал блатозвучным голосом, Ca- выколотит ИЗ Мочалова невежество.
мим тембром его сообщая благородство зау-  Он не успел этого сделаль.. i
рядным словам: $5 Yepes несколько дней после этого. разго-

«На службу дирекции С. Ф. Мочалов всту-   Вора Наполеон занял Москву.
пил 15 марта 1806 года; был дворовым чело-  Степан Мочалов натрузил две телеги семБ-
веком тайного советника действительного  ©Й и скэрбом и уехал в Костромекую губер-
камергера и командора Николая Никитича   НИЮ. т eae ears ’ ;
Демидова; записан по пятой ревизии Мо- Дорота была утомительна, и, посоветовав-
птись с женой, Степан Федорович решил
селе Сергиевском; отпущен вечно на волю...»   Вопросить гостеприимство в подмосковной

— Вечно! — прерывал его Степан Федо-   Князя Долгорукого, известного покровителя
ри, полнявши руку пластическим жестом   Изящных искусств. . а

оберта из смелой тратедии «Разбойники».  Мочалова. к князю не допустили, сказав:

Betana Mowazona maaan m,snon, On ona А о о т ОНИ nae hao
кивал, накидывал плаш и бежал в театр,   р д

mie B tor novep ДАВЫ «Сбмейотво ОтериЧ   ен иодьшые события века, Мнокдо в пло.
ковых» с ним самим в главной роли, pes Я р

воре с князем пыжились и умничали, наде-
В уборной Степан Федорович быстро вла-   ясь через этот дневник дойти до потомства
зил в драный царский кафтан и наносил

т! в выгодном свете, 4
трим резкими и грубыми чертами. Он 58  Мочалов кинулся на соседний. Лосинный

придавал значения внешности. Он и роль   завод и приискал себе здесь квартирку.
свою знал нетвердо. Он надеялся на внезат-  Но вечером к нему ворвалась шумная ком:
ный шквал вдохновения, который вынесет   пания: управляющий, пон и староста, Руга-
Вго на, вершину успеха. — ‘ ясь, они потребовали, чтобы Мочалов немед-
Выйдя на сцену, Мочалов вяло бормотал   ленно освободил квартиру: =.
роль. Он ждал сильного места. Оно пришло.  ‚— Ты утаил, что ты ‘актер! Сейчав же
Он сильно взмахнул руками и начал шеп- с бзжай, дабы бог не покарал всего завода
тать, путая слова, но шопотом страстным,  за прием актера в наши ограды!
свистящим и как бы идущим от сердиа.  Степан Федорович, возмутившисв, побе-
Райку это понравилось. Захлопали, жал к князю жаловалъся,
Степан Федорович облегченно вздохнул.  Князь, тонко улыбаясь, выслушал ето и
Прием подействовал. Когда-то этот страот-   разрешил остаться до утра.
ный шопот не был приемом, а родился не-  — Нынче настроение патриотическое, —
ожиданно, в порыве воодушевления. Заме:-   сказал он, — мне не годится ссориться © на-
тив, что в этом месте аплодируют, Мочалов   шим славным народом. Враг на носу.
стал повторять прием уже без всякого чув-  Затем князь проследовал к себе в каби-
ства и часто невпопад, нет и принялся заносить в дневник впечат-
В антракте театралы собирались вокруг   ления дня. «Мочалов, — писал он, — трати-
Жихарева, известного московского плута,   чески вопиял против невежества»... На py-
взяточника и тонкого ценителя театра, вописи стояло. заглавие: «Капище моего
— Ну, каков Мочалов? — спросил тбат-   сердца».
ральный директор Кокошкин. На утро Мочалов уехал, надеясв в Ярос:
&ихарев пожал плечами. Его хитров не- лавле догнать трунпу.

доказательство одной К
OHOMY любви и вместе
желания моего более уве-
риться в истине оных. Я
беру смелость отнестись
к Вам с просьбой удовле-
творить меня, об’яснив
все то, что кажется для
меня еще подверженным
сомнению. Знаю Вашу

му искусству и пользу-
ясь много раз доказа-
` тельствами Вашего пол-
ного расположения, я
уверен в: снисхождении.

`Постигнуть ^ характер

‚значит, удовлетворить
требованиям зрителя.
Прежде воего актер дол-
‚жен заняться paccmorpe-
нием мыслей и. намере-
Hui сочинителя, т ©.
узнать верно, что он хо-
тел` выразить такими-то
‚словами и какая цель
его. Согласитесь же, ми-
лостивый тосударь, что
это не всегда ясно без-
оптибочно можно видеть.
Итак, беседа © людьми
просвещенными и любя-

ше подчеркнуто Мочало-
вым. — Ю. С.) — есть
одно из вернейших ору-

quit, дабы преодолеть ему  T0. HepBoe mpe-

пятствие 2, Вероятно, не было и не будет
артиста, который не ошибалея бы в своих
предположениях, не пользуясь или же не
руководствуясь благоразумными советами.
Часто случается слышать об актере, что в
нем много театрального ума. По моему, это
выражение не относится в артиету, хорошо
или умно рассуждающему о своем искус-
стве, но к верной или умной его игре.

Мне кажется, что и самый опыт не воег-

Тда дает право на название умного актера.

Многие примеры служат этому доказатель-
ству. Есть артисты, занимающиеся много
лет своим искусством, одаренные от’ при-
роды здравым рассудком, получившие хо--
рошее образование, — важное пособие для.
Эртиста, — и иногда удовлетворяющие тре-
бованию самого строгого зрителя, но при
всем том не могут получить название ар-
тиста с театральным ‘умом. Поэтому пола-
таю, что можно и даже должно причислить
сей дар к числу тех способностей, которые,
будучи соединены вместе, разумеется, в
разных степенях, называют талантом. Мне
кажется, средетво легко постигнуть харак-
тер представляемого лица — верность дей-
ствия и умение екрыть продолжение оного
всю тягость моральной работы — называет-
ся театральным умом... .

Глубина души и пламенное воображение.
суть две способности, составляющие глав-
ную часть таланта. Тогда ‘только, когда ак-.
тер имеет дар представить, что сам чувотву-`
ет в душе, и воображению зрителя, т. 6. за-.
ставить разделить его’ восторг или слезы,
заставить его воображению живо предета-
вить себе картину или описываемото или
настоящего действия, одним словом, если
актер, почувствовав сильно минуту своего

*А как сердилея на Мочалова Аксаков,
уверявший, что Павел Степанович прене-
брегает беседовать с людьми просвещенны-`
ми. Кстати сказать, в том же мочаловском
архиве уцелело одно письмо к 0. Т: Акса-
кову, в котором Мочалов торько сетует на
обстоятельства, мешающие ему беседовать
0б искусстве. Вот, что мы. здесь читаем:
«Мне душно, тошно вести жизнь безжизнен-
ную (может быть дурно — да так вырва-
лось) — решительно не с кем поговорить
06 искусс = повеселить себя этой слад-
кой беседой — ах! Право же мне это неснос-
но — горько, убийственно!»

_ A когда, послб разгрома Наполеона, он
вернулся в Москву в 1813 году, с ним про-
изошла перемена, г.

Кокошкин обетал всех знакомых и: с00б-
щал своим сенсационным шонотком:

— Вы неё узнаете Степана Мочалова! Вы
оставили его в двенадцатом году весьма, пло-
хим актером, но у него вдруг открылся. та
лант, и он сделался любимцем публики,

Аксаков не поверил и пошел смотреть Мо-
чалова, BT SAAS Y MORON жителе».

Е Z

`С. И. Мочалов (отец) с портрета ра-
боты Кипренского $

— Да это чудо превращения! — вскричал
он, — пьеса что ли пришлась ему так по
вкусу? Или, побывав в Петербурге, он заим-
ствовал от сдержанных. манер тамошних
просвещенных актеров? Или, может быть,
жизненный опыт этого страшного года уг
лубил ето талант?

Журнал «Атлая» поместил статью под наз-
званием: «Господин Мочалов». Там было ска-
зано:

«Он чувствует каждое слово, обдумывает
каждое положение, увлекается происшест-
вием и увлекает за собой зрителей в 06-
ласть правдоподобия, которая становится
его областью».

Один Жихарев брезгливо моршил своё
плутовское лицо и говорил;

— Прерывистая дикция... Ни одного сти-
ха не произнесет без того, чтобы не переве-
сти дыхания...

Мочалова поздравляли с успехом в печа-
ти, но он равнодушно отвечал:

— Я не читал, Мы, актеры, ничего нё чи-
таем. Засорение головы,

Прочтите статью «Господин
где очень лестно...

Мочалов»,

привязанность к высоко-

представляемото. лина —

щими его (вдесь и даль-.

положения, заставит забыться зрителя.
Этот великий дар; кажется, можно назвать
тлавной частью и украшением таланта,
Как бриллиант межлу драгоценных кам-
ней итрою своей делится с ними и^своим
‘прелестным: огнем украшает их, так этот
высокий дар дает жить прочим снособно-
стям... о :
Я посылаю Вам начало статьи и уверен,

рассуждение. Надо еще о многом: говорить:
0б актере умном, тлубоко нонимающем ду-
‘Mol все великие минуты своего положения,
поститающем дар передать сердцу. зрителя,
— 0 тех положениях, за которые актер не
отвечает, — о средствах сделать верными
минуты своего вдохновения и о возможнос-
ти направить эти средотва. Еще повторяю
Вам покорную мою ‘просьбу, — помогите
мне кончить эту полезную и важную ста-
тью для артиста, трудно, но надеюсь, ITO
мы трое: Вы, я‚и любовь к великому искус-
ству и не в удовлетворительным успехом,
но кончим». —

Вот документ высочайшей ценности. Он

зцем рассуждать» Мочалове и установить
принципиальную точку зрения Мочалова
на искусство.

`Итак, Мочалов работу свою над’ создани-
ем роли мыслит, как полное раскрытие
всех мыслей и намерений сочинителя. Ему
важно узнать верно, что хотел выразить
такими-т0 словами автор, какая его цель.
Но ведь именно с этого раскрытия намере-
‘ний автора и начинают современные нам
актеры свою работу над образом, — они,
пользуясь терминологией К. С. Станислав-
ского, прежде всего устанавливают сквозное
действие, Мочалов говорит — верность дей-
‚ствия, но по сути дела это’и выражает одну

1 из основ’ сценического учения Станислав-

екого, причем Мочалов понимает, что в рас-
поряжении артиста есть и другое необходи-
Moe средство, чтобы актер, постигнув ха-
рактер представляемого лица, верно донее
свой замысел до зрителя: это, как выражает-
ся Мочалов, — «умение скрыть всю тятость
моральной работы», Это значит, что зритель
должен иметь дело с актером, настолько

слилея с ним, стал жить его  чуветвами.
Не процесс предварительной работы, а, итог
ee, — т. е. то слияние «души» актера с «ду-
пой» изображаемого лица, которое состазв-
ляет самое важное в работе‘ над’ образом, —
вот что должен явить актер зрителю; скрыв,
как пишет Мочалов, всю «тягость мораль-

ной работы», т. е. все то, ‘что им создава-
лось в предшествующих процессах работы.

над ролью. Это сделать может лишь актер
театрального ума; i
Очень вернов, очень тонкое и очень с0-
временное наблюдение Мочалова. Он’ совер-
зиенно прав, когда утверждает, что быть
‘артистом «театрального ума» — вовсе не
значит обладать здравым рассудком и по-

— сочетать в себе «тлубину души» и «пла-

ются свойства «театрального умаз, помо-
талотцего актеру ни на минуту не уходить
от сквозного действия, Такой актер, раз-
вив свое творческое воображение, заста-
вит зрителя поверить правде его чувств,

Так, сто лет назад перед великим русским

тревожила сознание К. С. Станиславского и
которая легла в основу ето системы,

Читатель легко убедится, что рассужде-
ния Мочалова — его «сквозное действие» —
направлено в единой цели: найти приемы
и средства, позволяющие актеру поститнуть
правду человеческих чувств и уметь вер-
HO раскрывать ее на сцене,

Юрий Соболев

*
+

— Лучше бы меня тосподином в афишке
называли!

Степана Федоровича уязвляло 10, что на
афише перед его фамилией не ставили обыч-
Hoto «г.» (т. е. <тосподин»). Так поступали
со всеми актерами из крепостных. ~

Действительно, он не читал ничего. Эта
традиция невежества, долго существовала в
русском актерстве. Актеры водились своей
компанией, чурались образованных людей,
полатали силу художника в ‹нутре», т. 6.
в приливе необ’яснимого вдохновения.

Эти черты Степан Федорович усердно при-

вивал любимому своему сыну Павлуше.

Он был уверен в актёрской гениальности
сына. :

В припадке непоследовательности, свой-
ственной ему, Мочалов вдруг определил сы-
на в университет и почему-то на математи-
ческий факультет. Математика представля-
лась Степану Федоровичу, по своей полной
непонятности для него, вершиной просве-
щенности.

Он трунил над сыном:

— Равнобедренные треугольники, — Ро-
ворил он, заглядывая к сыну в тетради; —
может изучить всякий, а Шекспира — толь-
ко тений, К чему тебе твоя математика? Пуб-
лика заменяет актеру все университеты.
Ведь ты будешь актером, да?

— Да! — твердо отвечал юноша.

Они надолго уединялись в кабинет отца,
и здесь разучивали роль Полиника в «Эди-
пез, }

Степан Федорович затащил к себ6 ДАкса-
Кова,

— Ну-ка, послушайте сына, — сказал он.

Аксаков слушал, не выдавая своих чувств.

‚ — Ну 910? — с некоторой тревогой спро-

сил Отепан Федорович, когда молодой Моча-

лов кончил,

Аксаков молчал. На глазах у него были
слезы. -

— Какая бездна отня и чувства! — про-
етал он наконец, — талант необыкновен-
ный!

Аксаков посмотрел на Павлушу. Юноша
лежал в кресле, изнеможенный усилиями,
затраченными на воспроизведение страстей,
раздиравших душу Полиника. Черная кра-
сивая голова, Невзрачная фигурка. Глаза, но-
тухли. Мускулы опустились. Обгоревитая
спичка!

— Знаешь ли ты, кто такой Эдип? —
спросил Аксаков, — Эсхил? По крайней
мере — Афины?

Павел отрицательно качал головой,

Аксаков подошел к юноше и обнял его,

— Работай, — сказал он, — и ты прев-
войдешь Тальму!

Старик Мочалов: махнул рукой.

— Талант, чувство — вот главноб, = ска-
зал он назидательно, — а ремесло, ‘знания
актеру не нужны. Оставь их математикам.

— Вчера я выступил из университета, —
тихо сказал Павел.

Аксаков вьипел, сердито хлопнув дверью.

Степан Федорович налил себе и сыну по
стакану вина.

На 4-е сентября был назначен‘ дебют Пав-
ла в роли Полиника.

Ему было тогда 16 лет,

Лев Славин

что Вы не откажете помочь мне кончить это

‚помогает нам рассеять легенду 0 ‹неумею-

полно постигшим образ, что он Kak бы

лучить хорошее образование. Самое важное

менное воображение». Вот тогда и раскро-.

трагиком возникала та же мысль, которая

`Бездельники

‚ Приближается областной с’езд работни-
‚ков искусств, но до сего времени не прове-
дены отчетно-выборные собрания в 19 ме-
стных комитетах.

прошли без участия местных и областных
руководителей. В областной филармонии
собрание четыре раза срывалось из-за от»

состоялось, то почти все члены профсоюза
явились на собрание ‘без профбилетов, а
председатель месткома т. Ананьев оказал
‘`ся не членом союза, так как © апреля не
платил членских взносов.

’ Во Втором колхозном театре собрание
проходило без участия председателя мест-
ного комитета, который предночел в этот
вечер слушать оперу.

Из всего состава ортбюро пытались ра-
ботать только двое: Новожилов и Шатова,
Пять. остальных членов оргбюро иногда
присутствовали на васеданиях, но этим. их
деятельность и ограничивалась.

С ноября проньлого года по август 1987
года только один раз полностью собирался
‚состав. оргбюро. ‚

Никакой политической и культурно-бы-

пользовались антисоветские элементы, за-
тесавитиеся в среду актеров. Они и прово-
дили контрреволюционную атитацию, раст-
рачивали государственные деньги, ‘устра-
ивали попойки.

Неудивительно, что те коллективы, где
состоялись собрания, признали работу

тельной. ‘KOMAHKOBG
Иваново.
_ Домик А. П, Чехова.
в Мелихове

одного из вузов Москвы.

Этим летом я посетил подмосковные
усадьбы, связанные 6 именами писателей
(Мураново, Абрамцево...).

Ноиал и в Мелихово. И был очень опеча-
лен тем, что увидел здесь. Большой дом
разрушен, В маленьком особняке, построен:
ном Антоном Павловичем, рамы выломаны,
стекла разбиты, стены ободраны,

Некому заняться ремонтом! Все смотрят,
удивляются, сожалеют — и только. Местный
колхоз, почитая память писателя, намере-

не под силу.

Место это бчень охотно посещается и, ес-
ли установить плату за вход в музей, ремонт
легко окупится.

Я встретил здесь современника Антона
Павловича деда Прокофия. Он был старо-
стой, когда Антон Павлович жил в Мели-`
хове. . :

Дед Нрокофий много общалея в писате-
лем ий рассказывал мне о жизни Антона Пав-
ловича в Мелихове, о рыбной ловле, о по-
мощи крестьянам и т. д. ;

Ломик Чехова надо сохранить и органи-
зовать в нем музей. 1

Имя Чехова тесно связано © МХАТ, и по-
тому, мне кажется, МХАТ должен взять на
себя заботы о Мелиховском музее. —

В. БАШМАКОВ

0 талантливых
самоучках

Иван Федорович Шекалов — колхозник
колхоза «Майский пахарь? Смоленского
района ‘Западной области — скульлтор>
самоучка исключительного природного да-
рования. з

Фантастические жар-птицы, вырезанные
им из дерева, поражают остроумием замы-
сла, виртуозностью мастерства, художест-
венной выразительностью. В них отражены
боталетво и ‘смелость фантазии художника,
столь свойственные русскому народному
творчеству. С подлинным мастерством вы-
лепил И. Шекалов бюсты Ленина, Пушкина,
0. Ю. Шмидта.   3 !

Там, где общие собрания состоялись, они

сутствия кворума. Когда же оно, наконец,

товой работы ортбюро не ведет. Этим вос-.

Ивановского оргкомитета неудовлетвори-

Я — студент литературного факультета,

валея организовать музей, но это ему явно!

j

»

Выставка чехосповацкого искусства. Худ. Славичен, Пейзаж

Смоленсков областное ‘управление по п
лам искусств направило Шекалова учить
в Москву. Но здесь-то и начались Mar,
ства талантливого художника, Особенно б»,
душно проявили себя работники изоущи»
ления Всесоюзного управления по дели
искусств. «Идите и ищите», — заявили он
калова образования в об’еме 10-летки, №
этой же причине его отказались принять з
Академию художеств. И человек ходит
ищет. А в это время те же работники В}
на заседаниях продолжают умиляться их
пветом талантов в советском народе!

Пример Шекалова — не единственный,
Он еще раз подчеркивает беспомощность py,
ботников изоуправления ВКИ в деле pyre
водетва талантливыми художниками из к
рода. . ;

Волоките должен быть положен Kony,
Вадо создать условия для учебы Шекалон
и тем талантливым самоучкам, которые
смогли получить «законченного образов»
ния». В. КЕМЕНОВ

На «попечении»
ЦЕ Рабис

Мы только что провели месяц в сана
рии ЦК Рабис в Кисловодске. Под свеж
впечатлением мы невольно задаем 0
вопрос: можно ли назвать настоящим и.
наторием. тот дом на Пикетной улице, т
вынуждены жить нуждающиеся в. лечени
творческие работники 3

онечно, нет! Слишком неприглядив и
обстановка, в которой приходится зд
лечиться и отдыхать:

В палатах теснота, медицинское обет.
живание неудовлетворительно, врачебный
прием и вся работа, медицинского персона
ла происходит в сыром подвальном пом»
щении. Санаторий расположен на больш
расстоянии от нарзанных ванн. Лишь нь
большая группа перевозится на легком
машине, Большинство больных после ух

шком 40 минут. У санатория еств автоби

как не могут достать к нему покрышек,

Правда, коллектив служатцих санаторм
во главе с новым врачом И. С. Раух прил
тает все усилия, чтобы возможно лучшие
служить больных. Но ЦК Рабис` отпуска
на санаторий такие скудные средства, Tl
администрация бессильна, что-либо сделать

В книге пожеланий и предложений ки»
ловодского санатория запоминается фран
народного артиста республики Н. И, 0:
больщикова-Самарина.

— Надо сделать так, чтобы He краснели
не стыдились мы за наш санаторий, а ю}

дились им!
0. АБДУЛОВ
П. ЗЛАТОГОРОВ

инет

Забытая профессия

B Москве не мало натурщиков, по
рующих в художественных мастерских {
учебных заведениях. Но горком 30 m.
чему -т0 забыл 0 существовании эй
профессии. g р
Эта забывчивость тем более непонятяь
что почти все натурщики - профессио

лы состоят на учете в горкоме ИЗО,

Мы предоставлены самим себе. Нав
не интересуется ‘условиями нашей раб»
ты, налим бытом. Никакой политика
воспитательной и  культурно-массовой
работы не ведется. А ведь в среде натур
щиков еще много малокультурных и №
лограмотных людей, ;

Горком ИЗО не старается вовлечь в
натурщиков в профсоюза. Оплата труд
никем не регулируется.

Полное отсутствие внимания и 88009
© натурщиках также  способетвует р
пространению ложного мнения, будто пе

`фессия натурщика является «постыдно»

что ее надо тшательно скрывать от в
родных и знакомых, А. НИКОЛАЕВА

Приспешник: буржуазных националисто

Когда начальником Управления по делам
искусств Немреспублики был назначен Вех-
тер, не имевший никакого отношения к ис-
кусству, это вызвало вполне понятное не-
доумение. Не меньше удивляло и то, что
Вехтеру сходили в рук явно вредитель-
окие дела, вроде ничем не ‚обоснованной
ликвидации театра музыкальной комедии.
Ликвидация театра обошлась почти в 400
тысяч рублей. Между тем именно в это
время Вехтер кричал 06 отсутствии
средств.

Сейчас, когда разоблачены троцкистско-
бухаринские охвостья и фапшетские найми-
ты, пролезшие на некоторые руководящие
посты в Немреспублике, — стало понятно и
назначение Вехтера и его: безнаказанность.

Республика немцев Поволжья по праву
гордилась своим симфоническим. оркест-
ром. Его концерты в в. Энгельсе и в канто-
нах (районах) неизменно проходили с боль.
шим успехом. Вредители ликвидировали
оркестр и филармонию.

Буржуазные националисты ‘и ux при-
спешники ссылались на то, что оркестр,
мол, не предотавлял особой ценности, так
как в нем было, якобы, «мало националь-
ных кадров». Однако эти «защитники»
местных кадров относились к ним, особен-
но к молодежи, явно вредительски.

Так, например, труппа Маркоштадтского
колховно-совхозного тедтра. (немецкого), со-
стоящая преимущественно из бывших
кружковцев, рабочих и колхозников нем-
цев, вынуждена работать в ужасных усло“
виях. Художественного руководства у нее
нет, Сменявшие один друтото руководите-
ти оказывались на проверку чужаками,
пытавшимися развалить молодой  нацио-
нальный тезтр. Немногим лучше положе-

‚ние и в других колхозно-совхозных чеат-

рах. x :
Талантливой советской молодежи не лег.
ко было попасть в труппу немецкого теа-

тра (тор. Энтельс). Зато приехавитим из ф*
шистской Германии двери в тезтр бы
широко открыты, хотя эти приезжие я и
обладали никакой квалификацией,

До самого последнего времени в Teal]?
орудовал Карл Вейднер. Он был и завли
частью и актером. Русским языком ВейлЕ
владел весьма слабо, тем не менее ему 651
доверен перевод пьес советских драмалу”
тов с русского на немецкий!..

Шекалову, ссылаясь на отсутствие у №)

мительной процедуры вынуждены итги 1

Однако’он не используется, потому что не.

му

Только ‘сейчас — и отнюдь не по иници®

tune Вехтера — немецкая труппа начинае
очищаться от случайных людей,

О народном творчестве здесь очень №81
заботились. В Энгельсе существует 69
шой ^ художественный самодеятельный
хоровой коллектив. Это`один ‘из лучших

‘ров нашей страны. На первой всесоюзни

олимпиаде самодеятельного искусотва
был удостоен первой премии. Сейчас у
ра нет хорошего руководитбля. Нет постояе
ного помещения для репетиций. Не уд!
тельно, ч1о этот замечательный Komen
остановился в своем творческом росте.
Все это нельзя об’яснить простой неиов»

ротливостью, бездеятельностью, невнимаяе

ем со стороны Управления по ди
искусств и его начальника,

Еще в июне республиканская партийни

конференция указала на необходимо

ортанизоваль филармонию. Рядовые раб
ники 6. филармонии, музыканты, не раз ы
поминали об этом Вехтеру. Но Вехтер п’

лец о палец не ударил, чтобы организовать
филармонию.

Перед работниками’ искусства стон? #*
дача! — быстро ликвидировать последотвий
вредительства. Это дело должно. возглавит
Управление по делам искусств, Но во rans
его и поныне стоит человек, при попу
тельстве которого вредители вели свою 10

рывную  работу.
В. ГРИГОРЬЕВ
Энгельс,