у
г

педколлективе».

3 АПРЕЛЯ 1937 Г., № 92 (7058)

pat SS =

Раиса Никаноровна Покровская даже не
предполагала, откуда вк ней подкрадетея

- неожиданная беда. Тов. Покровекая нре-

подавала немецкий язык в неполной сред-
ней школе № 9 города Сулимова. До этого,
работая машинисткой, она упорно несколь-
ко лет училась на курсах иностранных
языков, чтобы получить пвава педагога.

Было это осенью 1936 года. Страна 06-
суждала проект новой Конституции. (0-
брались в Сулимове на обсуждение ин педа-
тоги школы № 9. Однако здесь обсужде-
ние носило необычайный характер. — оно
превратиловь в экзамен. Директор школы
Савченко задавал учителям вопросы.

— А нуте-с, Ранса Никаноровна,—обра-
тилея он к учительнице немецкого язы-
ка-скажите, может ли священник выби-
рать по новой Конституции?

Покровская в ответе запуталась. По ее
мнению, выходило. что священник полу-
чает право голоса лишь в том случае,
если он несколько лет назал снял сан.
Олнако строгий экзаминатор, сам не поняв-
ший толком Сталинскую Конституцию, не
‘поправил ошибки, а продолжал допрос:

— A kak, по-вашему, может ли педагог
быть верующим? —

Учительница ответила, что педагог не
должен быть верующим, а если есть такие,
TO НИКТО не даст им права нести свои ре-
тигиозные воззрения в школу.

С этого и началось. Директор Савченко
усмотрел в ответах Покровской чистейшую
контрреволюцию. Как! Священник имеет
право голоса? Значит, он может быть и
выбранным в совет? Значит, Покровская
агитирует за выборы попов в советы? Кое-
кто из педагогов рискнул осторожно заме-
тить, что в. словах Раисы Никаноровны
Покровской как будто нет ничего предосу-
дительного.

— А вам известно, что у нее есть ико-
ны?—с раздражением прервал директор. —
Верующий педагог не может обеспечить
коммунистического воспитания подрастаю-
его поколения. У нее полон дом икон.
Целая часовня.

— Какая же часовня? Одна единствен-
ная иконка, маленькая, принадлежит ба-

бушке.

И уже совсем робко, чтобы только
оправдаться, тот же педагог заявил, что

учительница не виновата, если бабушка.

верует. :

Не случись всего дальнейшего, мы име-
ли бы лишь незначительное, почти анекдо-
тическое явление из школьной жизни горо-
да Сулимова, о котором, можёт быть, и
распространяться не стоило бы. Но, увы,
события развивались внушительно и бы-
стро. Уже спустя несколько. дней послело-
вал приказ Черкесского облоно: «Учитель-
ницу НСШ № 9. Покровскую ‚с 13/Х—36
тода снять е работы за антисоветское вы-
ступление при изучении Конституции на

Как видим, в Черкесском облоно тоже
сидят тупицы, не понявиие Сталинской
Конституции, и только этим и можно 0б’-
яенить чудовищное решение. Шестой месяц
тов. Покровская ходит без работы и бед-
ствует со своими двумя девочками, учени-
цами-отличницами. Она нигде не может
найти себе ни помощи, ни защиты.

Пожаловалась она в с0юз. Из Пятигор-
ска прибыла некая Кононова. Сия ответ-
ственная особа побывала на общем собра-
нии педагогов. В ее присутствии директор
спрашивал:

— Ответьте, Покровская, мне прямо на

вопрос. Верующая?
— Нет.

— Уклоняетея,—поставил диагноз ди-
ректор, в соответствии с чем в протоколе

записано было, что на прямо поставленный
вопрос Покровская «твердого ответа`не да-

{PODCHYIO?

(От специального корреспондента «Правды»)

ла, а всячески старалась от прямого’ ответа
уклониться».

Представительница союза Кононова уе-
хала и с точностью фонографа воспроизве-
ла в своем докладе весь бред местных хан-
жей. И краевой союз— как это ни стран-
но—подтвердил увольнение. Тогда тов. По-
кровская подала заявление в Москву, в
Центральный комитет союза работников на-
чальной и средней школы. Центральный
комитет ответил: «Приезжайте на разбор
дела». Покровская опешила. Где же ей
ехать из Сулимова в Москву? Откуда ей
достать денег на этакую поездку, когда не
на что купать даже хлеба детям? А Цен-
тральный комитет союза не поинтересовал-
ся этим «ничтожным» обстоятельством и
не сообщил ей, что расходы по вызову
тов: Покровской в Москву будут оплачены
союзом. Тоскливо глядела она на веселые
сборы в далекую дорогу по тому же вызо-
ву работничков из облоно. Этим-то повезло:
нежданно-негаданно представилась прият-
ная командировка в столицу, почти увеее-
лительная прогулка на казенный счет. За
неявкой жалобщицы расемотрение дела не
состоялось, работнички вернулись совсем
довольные и на взволнованные расспросы
Покровской отвечали весьма загадочно:
«Отказано».

Тогда она написала письмо в «Правду».

Многое можно было бЫ еще рассказать
о местных блюстителях нравов. Можно бы-
ло бы рассказать о Черкезове, заведующем
школьным отделом обкома, который не
только позволил возникнуть этому делу,
но и сам приложил к нему руку. Можно бы
упомянуть и о секретаре Черкесского обко-

ет 0б0 всем и мог бы своевременно и по до-
стоинству оценить подобного сорта «антире-
лигиозный» поход директора Савченко.
Не будем слишком задерживаться и на
второй беде в семье- учительницы, на па-
раллельной истории ее мужа. Бывший уча-
стник гражданской войны, бывший коман-
дир отряда милиции, мужественно Oopor-
шийся с бандитизмом, муж Покровской
хранит похвальные отзывы, полученные
им из Врасной Армии и из ГИУ,“ ру-
ководившего в св0е время борьбой
с бандитизмом. Теперь же он енят с долж-
ности председателя кооперативной артели
инвалидов «Рекорд» потому, что он ни-
когда не скрывал, что родился в сёмье свя-
щенника. Сняли его с работы единственно
по этой причине, ——на посту руководителя
артели «Рекорд» он работал честно и пре-
данно. °

Конституция подытожила великие права
советских граждан. Эти права завовваны
дРадцатью годами революции. Они незыб-
лемы и неприкосновенны. Никто не смеет
посягнуть на них. Возроешие. окрепшие,
сильные народы Союза сочли возможным
дать полные права гражданства и бывшим
кулакам, бывшим торговцам, бывшим и на-

о свободе совести в нашей стране. «Свобо-
да отправления религиозных культов и ево-

ся за всеми гражданами». В этой статье»
Конституции находят свое отражение
величайшие завоевания революции. Ве-
рующий. — не враг советской власти,
этбо нужно твердо усвоить. C  pean-
тиозными предрассудками надо бороть-
ся антирелигиозной пропагандой, а не
снятием с работы, не административными
мерами. Й если свобода антирелигиозной
пропаганды будет подменяться свободой
алминистративного произвола, если ‘работ-
ники, подобные черкесским, будут безна-
казанно нарушать Сталинскую Конститу-

руку врагу.
А. ЭЗРЛИХ.

г. Сулимов.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ма тов. Вазачкове, который, конечно, зна-

стоящим служителям религиозных культов.  .
Конституция дает прямой ответ о вере,

В. М. Гаврилов — стахановец, тракторист Касторенской МТС, Курской области.

Тов. Гаврилов в прошлом году обработал трактором «ЧТЗ» 3.424 гектара.
В нынешнем году он переходит на третью скорость и обязался обработать
5 тысяч гектаров.

Реконструкция здания киевской оперы

КИЕВ, 2 апреля. (Корр. «Правды»). Год
назад, после окончания декады украинского
искусства в Москве, Совнарком CCCP or-
пустил Украинскому государственному кп-
евскому ордена Ленина театру оперы и ба-
лета 700.000 рублей на капитальный ре-
монт злания театра и утвердил к постройке
жилой дом для артистов оперы стоимостью
в 3 млин рублей.

Театр начал пристройку здания об’емом
B 10.000 кубометров. Коллектив театра
получит репетиционный зал, ‘равный пло-
али сцены, большой и малый балетные
залы, хоровой зал и комнаты для индиви-
луальных занятий. Уже сняты леса co

строительства, на котором все работы будут
закончены к 1 мая.

В прошлом году театру были отпущены
средства также и Совнаркомом УССР.” На
них было построено большое запасное водо-
хранилище емкостью” в 50 тысяч ведер во-
аы—на случай пожара—и начата рекон-
струкоия основного здания театра.

Жилой дом для артистов оперы строится
в центре горола. В нем будет 42 квартиры
по 3, 4 и 65 комнат, гостиница для приез-
жих артистов и комнаты для одиночек.

Постройка лома будет закончена в этом
голу. -

EEE ——_—

0Б УТВЕРЖДЕНИИ
ТОВ. ЛОГАНОВСКОГО М, А,
ЗАМЕСТИТЕЛЕМ НАРОДНОГО
КОМИССАРА ПИЩЕВОЙ.
ПРОМЫШЛЕННОСТИ С66Р,

.. Постановление Президиума,
“Центрального Исполнительного,
Комитета СССР.

Президиум Центрального Иеполнитель-

бода антирелигиозной пропаганды признает-  ‘ ного Комитета СССР постановляет:

Утвердить тов. Логановсного Мечислава
Антоновича Заместителем Народного №о-
миссара Пищевой Промышленности СССР.

Председатель Центрального

Исполнительного Комитета СССР
: Г. ПЕТРОВСКИЙ.

Секретарь Центрального
Исполнительного Комитета СССР
~ И. АКУЛОВ.

Москва, Кремль. .
2 апреля 1937. г.

теля Народного Комиссара Внешней Торгов-
ли, в связи с переходом его на другую
работу.

Полиичесная блИЗоПУОСТЬ И 86 ПОЛЫ

(Журнал «Борьба классов» за 1936 г., «Исторический журнал» №№ 1 и 2 за 1937 в

С начала нынешнего года журнал
«Борьба классов» выходит под новым на-
званием—«Исторический журнал». Ё ce-
жалению, изменение названия пока мало
отразилось на содержании вышедших Ени-
жек. ,

«Ежемесячный массовый исторический
журнал «Борьба классов», если верить
тромковещательному редакционному заяв-
лению, должен был представлять с0бой
«боевой орган пропаганды конкретных
исторических знаний на основе марксист-
ско-ленинского понимания истбрии и боль-
шевистского освещения исторического опы-
та классовой борьбы». После перемены на-
звания журнал стал именоваться «ежеме-
сячным популярным  иллюстрированным
журналом по ‘вопросам гражданской исто-
рии». Тираж его превосходит 50 тысяч
экземпляров. Как и прежде, журнал «рас-
считан на преподавателей истории в срел-
ней школе, пропагандистов, партактив,
учащуюся молодежь и занимающихся са-
мообразованием». :

Что же дает журнал этим многочислен-
ным категориям своих читателей, как он
реализует те важнейшие задачи, которые
стоят перед историческим фронтом, как ве-
лет он борьбу за ликвидацию последствий
вредительства в исторической науке?

В переловой № 2 журнала за 1937 год,
подытоживая уроки процесса нал троцкист-
скими банлитами, редакция пишет:

«Надо помнить, что и на историческом
фронте подвизались такие бандиты, как Ра-
лек, Фридлянд, Пригожин, Дубыня и Ip.,
которые; фальсифицируя историю, подло
маскируясь, пытались использовать исто-
рический фронт для своих вонтрреволюци-
онных целей» (стр. 12):

«Нало помнить»,—но ведь этого мало!
В. передовой даже не ставится вопрос 0
ликвидации последствий вредительства на

историческом фронте. А о том, что некото-
рые из ваклятых врагов народа, упоминае-
мых в передовой, пролезли и на страницы
«Борьбы классов», редакция стыдливо
умалчивает. Неужели. переименование жур-
нала оправдывает отказ от ответственности
за старые ошибки?

Кроме приведенных трех строчек, жур-
нал нигде не ставит вепроса о вредитель-
ской работе врагов народа на историческом
фронте. Ни слова нет о том, что в состав
авторов и даже в редакцию журнала про-
бирался враг, который так или иначе пы-
тался протащить свою  вредительскую,
контрреволюционную линию.

Редакция, очевидно, забыла, что больше-
ристская самокритика и на историческом
фронте является важнейшим оружием
разоблачения врагов народа. В журнале
нет подлинной самокритики. ig

Не лучше обстоит дело с разоблачением

и критикой ложных,  ликвидлаторских,
антиленинских взглядов так называемой
«исторической школы» Покровского.

№ 3 журнала «Борьба классов» за 1936 г.
редакция дает пространную передовую «da
преодоление ошибок школы М. Н. Покров-
ского». В этой статье редакция писала:
«Наш журнал также отражал на- своих
страницах установки, на которые с такой
остротой обратили внимание историков ре-
шения ЦЕ ВЕП(б) и СНЕ СССР. Вот по-,
чему систематическая и  углубленная
критика этих взглядов М. Н. Покров-
ского, преодоление которых является
непременным условием для успешного про-
движения вперед нашей исторической нау-
ки, самокритика и серьезный пересмотр
всей нашей работы являются неотложной
залачей для нашего журнала» (стр. 15).
Но эти слова оказались пустой леклара-
цией, не реализованной на деле. Журнал
не перестроил своей работы на основе ре-

шения ЦК ВКП(б) и СНЕ СССР. Журнал
не дал, как обещал, «систематической и
углубленной критики» исторических взгля-
дов М. Н. Покровского и его «школы».
В № 43а 1936 г. была, правда, помещена
рецензия на работу М. Н. Покровского
«Русская история в самом сжатом очер-
ке». Но по сущебтву одной этой рецензией
дело и ограничилось. А в № 2 за 1937 г.
дана статья А. Фохта «0 методических и
педагогических ошибках М. Н. Покровоко-
го», в корой автор выступает с таким
откровением: «По вопросу об истории как о
предмете преподавания у М. Н. Покровского
не было тверлой, устойчивой точки зрения».
Стоило писать целую статью для доказа-
тельства столь содержательного тезиса!

Ни в одной из статей, посвященных раз-
работке отдельных конкретных вопросов
истории, не брались под обстрел, не разоб-
лачались ошибочные взгляды Покровского
по тому или иному вопросу. “Призыв ре
лакпия к самокритике на историческом
фронте, выброшенный в начале 1936 гола,
остался пустой декларацией. Журнал не
только не возглавил самовритики, но, за-
мазывая свои собственные ошибки, подал
плохой пример широкому активу своих чи-
тателей.

Печатный орган, разрабатывающий кон-
кретные вопросы гражданской истории, не
может пройти мимо ряла важнейших, узло-
вых вопросов истории   ВЕН(б), истории
борьбы партии с антипартийными группи-
ровками, © контрреволюционным троцкиз-
мом и правыми отщепенцами. А между тем
эти вопросы освещаются недопустимо сла-
бо, большей частью случайно. Словно они
выходят за рамки плана работы редакции.
За весь 1936 г. в журнале помещено всего
4—5 статей по историко-партийным во-
просам (статья о ХГ“ партийном с’езде, о
Таммерфорсской конференции, o X сезде

ХРОНИКА
Президиум ЦИК СССР освободил т. Лога-

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ТОВ. КАНДЕЛАКИ Д. В.
ЗАМЕСТИТЕЛЕМ НАРОДНОГО
КОМИССАРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ,

Постановление Президиума
Центрального Исполнительного
Комитета СССР

Президиум Центрального Исполнитель-
ного Комитета СССР постановляет:
Утвердить тов. Нанделани Давида Вла-
димировича Заместителем Народного Комис-
сара Внешней Торговли.
Председатель Центрального
Исполнительного Комитета СССР о
Г. ПЕТРОВСКИЙ.
Секретарь Центрального

Исполнительного Комитета СССР
И. АКУЛОВ.

Москва, Кремль.
2 апреля 1937 г.

Совнарком СССР освободил т. Канделаки
цию, этим самым они будут работать на-   новекого М. А. от обязанностей замести-   {. В, от обязанностей торгового предета-

вителя СССР в Германии, в связи с пере-

ходом его на другую работу. (ТАСС).

et eae ae ee ee

партии, о борьбе с зиновьевцами и_троц-
кистами в Ленинграде в 1925—1927 тг.).

Этим кратким списком исчерпываются
статьи, посвященные истории партии,
истории ее борьбы с зиновьевско-троцкиет-
скими банлитами. Ни одной статьи, разоб-
лачающей правых реставраторов капита-
лизма. которые, как, например, Бухарин,
немало «поработали» над, искажением
истории советского ‘народа, ни`в «Борьбе
классов», ни в первых номерах «Истори-
ческого журнала» не найти.

Вообще при освещений тех или иных
исторических событий руководящая роль
партии на различных этапах показывается
недопустимо слабо. Ярким примером этого
является статья М: Каревой в №№ 11 и
12 «Борьбы классов» за 1936 г.—«Вее-
российский Центральный Иеполнительный
Комитет».

Известно, что некоторые государствове-
ды и правовики, работавшие под руковод-
ством Пашуканиса, всячески пытались
умалить роль партии в строительстве со-
ветского государства. Эта вреднейшая тен-
денция открыто выступает в статье Карз-
вой. Здесь не разоблачена до конца суть
предательской, изменнической линии Ваме-
нева и Зиновьева после Октября, не упо-
мянуто даже, что эту предательскую ли-
нию подлерживали Рыков, Рязанов и др.
Всю историю гнуеной измены Каменева и
Зиновьева Карева сводит только к TOMY,
что они в своих переговорах с Викжелем
шли «на отнятие руководящей роли боль-
шевиков на таком решающем участке, как
Совнарком» (№ 11, стр. 28). Нет um cao-
ва о том, что это была платформа ликви-
лапии диктатуры пролетариата, платформа
ликвидации завоеваний пролетарской рево-
Люций.

Во второй статье Каревой дается сухой
перечень декретов и постановлений ВЦИК
за период 1918—1922 гг., совершенно
оторванный как от’общей обстановки ` в
стране, так и от руководства партии.

«По поручению ВЦИК, — пишет векользь
и мимоходом Карева,— был разработан co-
зланным для этой пели ГОЭЛРО (комиссией
по электрификации) известный план элек-
трификации, утвержденный VIII Beepoc-
сийским С’ездом Советов» (№ 12, стр. 63).
И это буквально все, что сообщается чи-

ходит в нашей стране, не похожи на отно-
шение к Испании в других странах. Этими

PRPS eke ПЕН БРЕВЕН ВЕ

Мы возвращаемся из Советского Союза,
я и Рафаэль Альберти. Только там я по-
чувствовала, как люблю Испанию. С июля
на фронте и в бомбардируемом Мадриде я
не пролила ни одной слезы. Я говорила
даже: «Женщины Испании должны дожи-
даться конца войны, чтобы плакать». Но
в СССР волнение часто было слишком
сильно, невозможно было удержаться от
слез.

Олин советский мальчик спросил меня,
rye я живу. Жогда я назвала ему свой
мадридский адрес. он воскликнул:

— Как можешь ты жить в разрушен-
ном городе!

Это был маленький изобретатель, и он
как раз был занят сооружением деревян-
ных судов по моделям испанского флота.
Он работал в мастерской для молодых изо-
бретателей, где на стене висела карта Ис-
пании. Подойдя к карте, ‘он ткнул паль-
цем в то место, гле помещается Мадрил, и
спросил меня:

Скажи мне, где находится улица ге-
нерала Рикардо?

Он знал 0б Испании все. У него было
исключительно точное представление с
Мадриде. Слушая его и других, я поняла.
что советекие дети интересуются войной
в Испании не только из сентиментальных
побуждений, что они внимательно следят

за ходом нашей борьбы. Таких детей в .

СССР много. Все здесь охвачены одинако-
вым интересом к Испании.

В театрах люди ветают, чтобы громко
выразить свою любовь в нашей стране.
Трудно выразить волнение, не покидавшее
нас все время.

Любовь и интерес ко всему, что проис-

чуветвами охвачены не отдельные группы
людей, а все население,
страна.

На предприятиях женщины обращались
ко мне с вопросом:

— Когда же нам пришлют маленьких
испанцев? Дайте нам возможность позабо-
титься о ваших детях. Им будет хорошо
здесь, уверяем вас.

Мне не трудно было поверить этому в
стране, где для детей делают все. № тому
же благосостояние мас возрастает каждый
день в Москве. во всем р.

Мы в третий раз были в СССР с 1933
года. Перемены, наступившие за этот пе-
риод во всех отраслях жизни, действи-
тельно поразительны.

Во Дворце пионеров в Москве лети окру-
жили меня, упепивииись за мое пальто.

— Оставайся с нами или возьми Hac
с собой в Мадрид.

Они повисли на мне, как гроздья, решив
сначала сопровождать меня в Испанию,
Советском

вся огромная

потом
Corse.

задержаль меня в

* e €

Когда я выступила с речью по поводу,
кажется, годовщины‘ Парижской Коммуны,
одна женщина передала мне письмо.

«Я стала вдовой в0 время гражданской
вайны, — писала она мне, — и ушла из
армии уже после смерти мужа. Я много
плакала, когда читала статью, в которой
описывается, как молодая испанская де-
вушка, после того как дравитийся ря-
дом с нею жених был убит пулей, про-
должала стрелять до конца боя. Лишь то-
тда она отнесла своего жениха на пере-
вязочный пункт. Но было уже слишком
поздно. Он был мертв. Я тоже потеряла
своего мужа и прололжала сражаться».

8 марта в СССР праздновали Междуна-
ролный женский лень. Из газет было из-
вестно, что я нахожусь в СССР, и я 10-
лучила груду писем и телеграмм со всех
концов Союза: из Владивостока, с Вам-
чатки и даже из таких мест, откуда нуж-
но целый лень добираться верхом до бли-
жайшей телеграфной конторы. В письмах
приводились елова Пасионарии, Асанья и
Кабальеро. Женщины, писавшие мне, по-
видимому, внимательно следили за газета-
мн. 8 марта было в этом году в значитель-
ной степени посвящено испанской жен-
mune. Тысячи статей были напечатаны на
эту тему.

— Мне выпало счастье быть пригла-
шенной на торжественный вечер, устрап-

тателю о плане электрификации страны!
Совершенно замалчивается тот факт, что
план электрификации Ленин и Сталин
отстаивали в ожесточенной борьбе с Троц-
ким и Рыковым. В статье, охватывающей
период 1918—1922 гг., автор «забывает»
борьбу с «левыми коммунистами», борьбу
е тропкистами.

Вновь найденные статьи Ленина) теле-
граммы Фенина и Сталина, документы
славных исторических годовщин граждан-
ской войны и многие другие — вот о чем
должна была в первую очередь рассказать
редакция журнала своему читателю. Но
ona об этом и не помышляет.

В «Борьбе классов» был отдел «Биогра-
фии революционных и исторических дея-
телей». Для массового исторического жур-
нала хорошая постановка такого. отдела,
имела бы огромное значение. Биографии
лучших людей нашей страны, лучших лю-
дей нашей партии, характеристика их жиз-
ненного. пути, их героической борьбы и ра-
боты, важнейшие факты их деятельности
представляют огромный интерес для широ-
ких читательских масс. В «Борьбе клас-
сов» этот отдел был поставлен из рук вон
плохо, за год журнал поместил всего 4—
5 биографических Статей. А в «Историче-
ском журнале» этот отдел... совсем пропал
без вести.

Важнейший раздел «Исторического жур-
нала» — «К 20-летию Великой пролетар-
ской революции в СССР» — ведется крайне
слабо. Отнюль не достижением являются
довольно-таки худосочные документы по
революционному движению в армии нака-
вуне 1917 г. (№ 1), а также статья
Б. Волина «Партия большевиков в февра-
ле— марте 1917 г.» (№ 2), в которой, как
это ни странно, нет ни слова о борьбе в
Каменевым, о позорной телеграмме, по-
сланной Каменевым на имя Михаила Рома-
нова, ит. п.

Раздел «К 20-летию Великой пролетар-
ской революции в СССР» достоин большего
внимания редакции. Он должен стать важ-
нейшим, основным, самым боевым отделом
журнала.

Но может быть, редакция хорошо вышол-
няет свое обязательство, во всеуслышание
декларированное на новой обложке, о том,

Мария Tepeca Леон

ВПЕЧАТЛЕНИЯ © СССР

Е ИН Е

ваемый ежегодно 8 марта’ в московском
Большом театре. Рядом co мной сидели
Крупская и другие женщины. Я была
очень взволнована соседством со вдовой
Ленина. Одна из сидевших рядом женшин
сказала мне:

— Исли бы вы знали, как я рада этим
приветствиями в честь Испании! Мы рас-
ходуем много миллионов на наших женщин
и детей. А ведь 8 марта 1920 гола на
таком же вечере мы могли предложить с0-
бравшимся женщинам только по куску
хлеба. Подумайте только, что именно эти
женщины приветствуют сегодня Испанию и
хотят помочь детям вашей страны. И они
в состоянии это сделать!

На этом вечере присутствовали пять
женщин бурят-монголок, которые прошли
6 тысяч километров на лыжах, чтобы до-
браться ло Москвы к 8 марта. Пять кра-
сивых девушек с удлиненным разрезом
глаз. Олна из них рассказала мне, что де-
сять лет назад, когда представители
советской власти явились в ее деревню,
один из мужчин, увидев впервые в жизни
кусок мыла, просто-напросто с’ел его.
У этого народа тогда не было даже своего
алфавита. Сегодня же девушки этой дерев-
ни — свободные и блестящие спортсменки,
наподобие тех, которых я видела перед
собой.

В одном из больших московских магази-
нов краеноармеец-киргиз обратился ко мне:

— Мария Тереса, приезжай к нам в
Центральную Азию.

Когда мы выходили из магазина,
вслед неслось:

— Салют, Испания!

= * *

нам

Наше путешествие было постоянно окра-
шено воспоминаниями of Испании, 06
обороне Малрила,— лаже тогда, когда нас
принял Сталин. Как везде, как в каждом

.  советском доме, в его кабинете висит боль-

шая карта Испании. Т6, кто когда-либо.
встречал Сталина, говорили затем беско-
нечно о его стальном характере. Что ка-
саетея меня, я видела его почти отеческую
улыбку; когда он говорил о мелочах жиз-
ни. Он говорил с нами с большой просто-
той. Он также знает названия наших дере- .~
вень, имена наших вождей. Он дружески
беседовал с нами о наших героях, о на-
ших бойцах, о Мадриле, о напих детях.

Что сказать вам еще о Сталине? Мы
провели у него более двух часов. Эмиль
Лолвиг был в свое время удивлен, заметив,
что у Сталина не было его трубки, столь
известной по его портретам. Я должна
сказать, что в тот день, когда я говорила
со Сталиным, он курил свою трубку. Он
дазке ‘осведомился, не мешает ли мне дым
этой трубки.

Самое поразительное, —с ним чувству-
ешь себя, как © человеком, в которым
можно беседовать, как со знакомым. Не
колеблясь, говоришь с ним напрямик, и
Сталин отвечает тем же, словно он не ру-
ководитель великого государства, а просто
друг. С того момента, как Сталин пожал
вам руку, он становится вашим другом.

Выхоля от Сталина, мы почувствовали
лучше, чем где-либо, что страстный инте-
рес, который проявляет весь Советский
Com3 к испанским событиям, ‘нисколько
не является только лозунгом дня; слова, -
полные любви к Испании, которые поето-
янно здесь звучат, не являются лишь фор-
мулой. Они отражают подлинную любовь
к испанскому народу. Мы не могли, в 6©0-
жалению, понять всего, что произносили
на языке, которого не знает ни Рафаэль ~
Альберти, ни я. Но мы угадывали смысл
этих пожеланий победы, значение этого
гостеприимства.

Мы снова возвращаемся в Мадрид, что-
бы жить в этом «разрушенном городе»,
как сказал нам юный изобретатель. Разру-
шенный город, где все происходит, как в/
тяжелом сне. Утром мы. восстанавливаем
то, что разрушено ночью. Наступает” вв-
чер—и снова возвращаются самолеты, что- [
бы разрушить нашу работу...

Но где могли бы мы жить, как не в этом
«разрушенном городе»? В Мадриде наше
место и наше сердце. Да, можно жить в
разрушенном городе, когда приносишь ©
собой столько любви. г
(Напечатано в газете «Се суар», Париж). \

be st

Sa

Что «журнал уделяет 0собое место вопро-
сам преподавания истории в школе»? Ни-
чего подобного! На протяжении последнего
полугодия 1936 г., да и по сущеетву на
протяжении всего 1936 г., по вопросам
преподавания истории в средней школе BY
журнале почти ничего нет.
Неудовлетворительно обстоит дело с осве--
щением вопросов новой истории. В журна:
ле мало боевых статей по актуальнейшим ›
вопросам новой истории. В частности, “S
исключением статьи тов. Внорина об Исп:
нии (№ 10 за 1936 г.), журнал и
чего не дал для освещения борьбы н,
родных масс против фашизма. Вообще в
просы борьбы с фашизмом на междунаре
ной арене релакцией совсем забыты.
Крайне слаб в журнале отдел крити

и библиографии. Беспечноеть и безоте
ственность здесь проявляются особенно !
глядно. Так, например, в № 10 за 1934
была напечатана разноеная рецензия
учебную карту Южной Европы 2 suds,
крестовых походов, где автор карты обви-
нялся в «пропаганде чуждых илей» ив
«фальсификации истории, составленной в
сугубо идеалистическом и монархическох
духе». В № 1 за 1937 г. редакции при
шлось отмежеватьея от этой рецензии
признать, что для пред’явленных обвино]
ний «не было никаких оснований». Чем“
kak не безответственностью, можно 06’я6
нить подобный факт?
Массовый исторический журнал должет
не вульгаризируя, на большой теоретич!
ской высоте, но вместе с тем живо, яр
увлекательно рассказывать широким ма
сам о важнейших исторических события
Между тем статьи в нем пишутся CRY.
ным, сухим, тяжеловесным языгом.

«Исторический журнал» только пегз
нил название и обложку. Его ответет _
ный редактор тов. Б. Волин, очевидно, 5
тает это достаточным. Он глубоко 1.
бается. От требований, которые ставяъа- А
ред историческим фронтом решения не- +
нума ЦЕ и исторический поворот в дий
нашей страны, происходящий на’
Сталинской Конституции, редакции 4

i

рического журнала» не удастся ни
вориться, ни отделаться. Эти требо:ах i

надо выполнить.   ей
2. ГЕНКИЕ ват