Среда, 29 сентября 1937 г., № 45 (391) СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

В парторганизации Консерватории

Давно ждет орденоносная Татария при-
езда своего национального оперного театра,
который должен быть выпущен татарской
студней при Московской государственной
консерватории,

Уже подходят в концу сроки учебы, но
только в последнее время обнаружилось,
что никакого оперного театра в ближайшее
время ждать нечего. т

В портфеле дирекции студии вместо опер
WH обнаружили невыполненные договора
с писателями и композиторами, схоившие

- студии десятки тысяч рублей.

Огромные средства, асситнованные на
создание татарской музыки, пропали бес-
цельно, За несколько лет существования
студии не появилось ни одного музыкаль-
кого произведения на татарском языке.

Да можно ли было ожидать иных плодов
деятельности «дирижера» студни — обман»

` щика, ‘очковтирателя и пьяницы Тухватуд-

Лина, на котором, по его словам, возложили

миссию быть «первым создателем татар-

ской оперы». ,
В течение ряда лет на виду у дирекции,

‚ партийного комитета и общественных opra-

низаций консерватории этот есоздатель та-
зарской оперы» бесконтрольно диктаторст-
вовал в студий, Являясь главным певцом,
лавным консультантом, главным! литера-
тором и главным воспитателем, он заказы-
вал оперы на вздорные темы, выдавал ты-
сячные авансы композиторам ‘(Сайданев,
Жиганов), пъянствовал и дебоширил, . при»
нуждал к сожительству студенток, привлё-
кал на работу в студию сомнительных лю-
дей, сеял среди студенчества националь-
ный антагонизм. При этом секретарем. парт-
хома являлся сам  Тухватуллин. у :
В парторганизации консерватории нахо-
дили себе благоприятную почву троцкист-
ские приспешники. Еще до Тухватуллина
в роли секретаря долгое время подвизалась
троцкистка Гезундтейт, которая привела в
консерваторию длинный хвост «овоих» лю-
дей. Но парторганизация не сделала из это-
ю необходимых выводов,
Многие тоды в учебно-производетвенной
жизни консерватории царят бесплановость
и самотек. Решение партии и правительства
“высшей школе, котороб должно было
произвести революцию во всей жизни кон-
серватории, не выполнено. Все эти вопросы
проходят мимо внимания партийной орга-
низации, ;
Нередко на партийных собраниях коясер-

необходимости
кадров. Однако’ историю русской
например, до сих пор преподает Успенская,
человек ^ политически
ный, парткабинетом заведывала до послед-
него времени Марковская, связанная долго-
летной дружбой с Гезундгейт.

внимательного подбора

музыки,

скомпрометирован-

Из семи педагогов политических дисцин-

ин только одному разрешено Московским
омитетом партии . вести педагогическую
работу.

Прошел год с момента опубликования ре-

шения Центрального Комитета партии о
возобновлении приема. в члены ВКП(б). За
тод ни одного человека не подтотовила и не

приняла в свои ряды партортанизация кон-
серватории. ae 2

В составе парторганизации имеются 15

кандидатов партии. Самый молодой из них
имеет пятилетний кандидатский стаж. Ни-
чего не было предпринято для подготовки
oe товарищей к переводу в члены пар-

Совершенно He использует партком для

роста парторганизации такой богатейший
резерв, как комсомольская организация. А
здесь есть такие комсомольцы, как ордено-.
носец Яков Зак.

Партийный комитёт на таких примерах,

как дело Тухватуллина, как разоблачение
в среде консерватории подонков троцкист-
ской сволочи, не мобилизует и не воспиты-
вает свой многотысячный коллектив. Эти
факты не были раз’яснены беспартийным,
что дает повод для обывательских, а неред-
ко и ‘враждебных слухов и разговоров. В
то же время партком легкомысленно отно-
сится Е многочисленным случаям разгла-
шения некоторыми коммунистами партий-
ной тайны.

В дни, когла по всей стране развернуто

предоктябрьекое соревнование, когда тру-
дящиеся
своих победах, четырехтысячный коллектив
консерватории живет будничной и неинте-
ресной жизнью,

рются з& право рапортовать oO

Партком зкивет в стороне эт важнейщих

творческих проблем вуза.

Во время перевыборов парткома коммуни-

сты консерватории признали работу его нё-

удовлетворительной. Прошло несколько

месяцев деятельности нового парткома, но

ватории можно услышать пространные раз-   И она ие заслуживает иной оценки.

тлагольствования о пользе бдительности, 6

НА С
РАБОТНИКОВ КИНО.

Вчера вакончился первый всесоюзный
езд профсоюза киноработников: г

В работах с’езда значительное место за-
няло обсуждение доклада начальника Глав-
ного управления кинематографии Б, 8. Шу-
мяцкого о положении в кинопромышленз
ности. Как известно, т. Шумяцкий пытал-
ся уклониться от этого доклада. Однако, по
требованию делегатов, ему пришлось явить-
ся на сезд и отчитаться в своей работе.

Доклад и прения показали полный отрыв
руководителя советской кинематографии
от массы киноработников.

Тов. Шумяцкий пытался сначала отве-
сти внимание с’езда от основных вопросов
и обойти молчанием недостатки в работе
ТУК. Снова и снова (который раз!) он нз-
чал рисовать видимость полного благопо-
лучия, рассказывать содержание 14 подго-
товляемых фильмов, пытаясь представить:
их в качестве юбилейных, Однако единот-
венный запущенный в производство фильм
«Восстание», показывающий В. И. Ленина
в октябрьские дни, на самом деле не может
быть выпущен к юбилею, так как он готов
лишь на 35 проц. Рядом в фильмом об
Ильиче т. Шумяцкий в качестве «тоже юби-
лейного» фильма назвал «Остров. совро-
Bur»! 3

Не удовлетворившисв докладом Б. Шу:

мяцкого, делегаты с’езда потребовали, что-
бы начальник ГУК рассказал о том, как
руководители кино ликвидируют последст-
вия вредительства в кинематографии.
Этой болезни (?) больше всего под-
зертся центральный аппарат ГУК, — гово-
рил т. Шумяцкий, почему-то считающий
деятельность агентов фащистских разведок
«болезнью», Он называет фамални ряда
вредителей, троцкистско-бухаринских тани-
онов и прочих мерзавцев, которые занима-
ли ответственные руководящие должности
з кинематографии, и признает, что он «про-
тмядел» деятельность этих врагов народа.
Он штамповал вредительские проекты кино-
фабрик, которые ему подсовывал началь-
ник проектного бюро пленочных фабрик
Елих. Начальник Управления Госкинопро-
екта Саттель, начальник планового отдела
Сидоров, начальник сектора кинофикации
Михайлов были разоблачены, как вреди-
тели. Производство оборонных фильмов
ГУК поручал троцкисту Соколу.

Делегаты с’езда дополнили эти ‘иризна-
ния, Директор студии «Мосфильм» т. Соко-
ловская рассказала о Сливкине, которого
Шумяцкий поддерживал и пригрел в ГУК,
Несмотря на ряд документов, разоблачав-

ших этого мерзавца. Начальником просмот-.

рового сектора ГУК работал Кадыш, ‹обер-
холуй› Шумяцкого. О нем был напечатан

в ‹Крокодиле» фельетон Ильфа и Петрова

«Набоб». Были о нем и другие сигналы.
Вопрос о снятии Кадыша с работы ставил-
ся несколько раз. Однако т. Шумяцкий за-
щищал его, пока Кадыш не был оконча-
тельно разоблачен. :

Всем известно, что личина подхалима яв-
ляется излюбленной ‘для двурушников и
врагов. Однако т, Шумяцкий не только
терпел подхалимов, но, боясь всякой кри-
тики и самокритики, как чумы, по заявле-

нию т. Бляхина, способствовал тому, что.

именно подхалимы находили себе место в
и составляли окружение т. Шумяц-

кого. 0б этом говорил и председатель фаб-
кома студии «Ленфильма» т. Гиндин,
‚ В результате зажима самокритики и от-
рыва от масс т. Шумяцкий потерял бди:
тельность, отошел от общественных орга»
низаций, замкнувшисв в своем кабинете.
Неверно, будто массы ие помотали разоб-
лачению вредительства н кино, будто все
киноработники, как пытался оправдаться
т. Шумяцкий, проглядели вредительство в
хинематографии. Именно`опираясь на Mac-
сы, органы НКВЛ разоблачили немало вра-
тов и в кинематографии, в частности с по-
мощью общественных организаций были
рааоблачены вредители в Ленфильме.

‚В резолюции по докладу т, Шумяцкого
eean признал’ работу ГУК неудовлетвори-
тельной. у

Отмечая, что советская’ кинематография
приходит к 20-летию Великой пролетарской
революций с такими замечательными про-
изведениями киноискусства, как «Чапаев»,
«Мы из Кронштадта», «Депутат Балтики»
ИТ, д. 910 выросли кадры талантливых ма-
стеров, создана мощная сырьевая техниче-
ская база-—с’езд, однако, должен был кон-
статировать, что «достижения были бы вна-
мительно большими, если бы ГУК и ЦК 00-
Юза сделали необходимые выводы из ука»
ваний товарища Сталина и исторических
решений февральско-мартовского пленумя
ЦК ВКП(б)». и

te

С’езд показал, что армия кинаработников
значительно выросла, что есть много энту-
знастов кино, отлячных работников, ста-
зановцев, ударников,

ESTE

Р. ЗВЕРИНА

Вырос политический уровень Низовых
работников, © чем свидетельствует целый
ряд выступлений делегатов с мест. Самый
молодой из делегатов с’езда, т.: Сметанин,
18-летний киномеханик из Архантельска,
рассказал о том, что приходится показывать,
населению старые, никчемные фильмы —
«Хабарду» и «Лавры мисс Элен» ит, д. &
хорошие картины до отдаленных местно-
стей доходят очень редко и с большим опоз-
данием.

В выступлениях делегатов подчеркиза-
лось недопустимое положение, создавшееся
с немыми киноустановками, которые еще
составляют большинство в нашей стране,
Между тем, не только почти полностью -пре-
кращено. производство немых фильмов, но
даже было прекращено производство ва,
пасных частей к немой киноапиаратуре.

Особоё внимание было обращено также
на отставание национальной кинематогра»
chun, Режиссер Шентелая (Грузия) в своем
выступлении отметил, что т. Шумяцкий да-
же не счел нужным упомянуть о грузин*

из старейших в нашем Союзе и имеющей
ряд достижений. О пренебрежении к на:
циональной кинематографии говорили так»
же делегаты Украины, Армении и Узбеки
стана.

Много внимания с’езд уделил вопросам
борьбы за выполнение плана юбилейного
тода и подготовке 1938 года, а также под-
тотовке к предстоящим выборам в Верхов-

ный Совет,
%

На заключительном заседании были прб-
изведены выборы руководящих органов.
Тайным голосованием в состав нового ЦК
союза киноработников оказалисв избранны-
ми: режиссер С. Васильев, инженер Тагер,
П. А; Бляхин, режиссер В. И. Пудовкин,
Е. К Ооколовская, ‘режиссер С. Юткевич,
оператор Кармен и др. В ревизионную ко-
миссию избраны: режиссер Разумный, з8-
служенный артист Рогожин, Барыков, Кисе-
лев и Канашенок:

полученной им высокой наградой,

Выставка чехословацкого творчества В
Гос. музее нового замадного искусства де-
монстрируёт картину развития искусства
Чехословакии за последние тридцать лет.

‘Ba всю первую половину ХХ в. ни один
сколько-нибудь значительный художник
не вышел из стен Пражской академии. Офи-
циальное искусство, которое здесь насаж-
далось, следовало немецким образцам и но-
сило отпечаток мертвенного, классицизма.

Лишь в искусстве пейзажиста Антоняна
Манеса и в портретах Машека можно было
увидеть тенденции к изображению реальной
действительности.

Возрождение чешского искусства обуз-
ловленно под’емом буржуазного нацвональ:
ного движения 1848 г. Борьба за националь-
ную культуру нашла свое отражение, хотя
и с известным запозданием, и В изобрази-
тельном искусстве. Наиболее яркие фигуры
этото периода — Иосиф Манев, Чермак и
позже М. Алеш.

Иосиф Манес (1820-1871) был -разяосто-
ронне одаренным художником; на 679 KOM-
позициях лежит печать геройки, величия;
освобождаясь от мертвящих академических
традиций, Манес изучает современную ему
действительность, природу B быт своей
страны; он путешествует, делает зарисовки,
которые затем использует в своих компози-
циях. Манес создает ряд замечательных пор-
третов. («Жовефина»). С любовным ввима-
нием рисует он крестьян в национьльных
костюмах, иллюстрирует чешокие народные
песни,

Вторая половина XIX
вающимся влиянием Франции. ермак
(1831—1878) и Брожек 1851—1901) фор-
мируются под влиянием исторической жи-
вописи Франции и Бельгии, они пишут
большие композиции, прославляя и идеали-
зируя эпизоды и героев национальной исто-

в. отмечена усили-

ии,
  Пуркинье (1834—1868) в своих портретах
и натюрмортах идет по стопам Курбо, в том
же духе работает 0. Пинкас, В пейзажах
А. Козарека и особенно Хитусси зувствует-
ся воздействие барбизонцев. Однако не этот
варождающийся реализм характерен для
зешокото искусства второй половины XIX

] элементов пеевдоискусства. ee

ской кинематографии, являющейся одной.

С’езд киноработников отправил привет-
ствие коллективу Малого театра в связи с

а ный See

_ ЧЕХОСЛОВАЦКОГО ИСКУССТВ

зкадемического искусства Франции. На сме-_

НАВСТРЕЧУ ДВАДЦАТИЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПРОЛЕТАРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ы

НОВЫЙ РЕПЕРТУАР

«Всегда
с Лениным»

К 20-летию Великой социалистической ре-.
волюции в СССР я готовлю большую лите-
ратурную композицию, посвященную вели-
чайшему гению революции, вождю народов
товарищу Сталину. К этой работе я при-
ступил давно, с чувством огромной ответст-
венности за её тему. Личность вождя не-
отделима от его революционной деятельное
сти, великих событий 25-го Октября и 60-
циалистического строительства. Вот почему
с каждым днем работы над композицией все
шире и глубже становилась тема и -беспрее
рывно умножалось количество литератур
ных источников. м

Композиция должна была начаться рас-
сказом о детстве товарищь Сталина и го-
дах учения, Были уже вчерне готовы от
дельные фрагменты, рисующие роль това-
рища Сталина в руководстве большевист-
скими организациями Закавказья, в част-
ности, Батумским комитетом РОДРИ. Ком-
позиция строилась на историко-револю-
ционных и биографических материалах, на
тексте книги т. Берия, использовались pac-
сказы старых рабочих о товарище Сталине,
Чтобы подчеркнуть основную идею компози-
ции, я привлек отрывки из «Коммунистиче-
ского манифеста», статьи из сборника «Ба-
тумская, демонстрация 1902 года». Сейчас
собранный материал пришлось немного
ужать, так как каждый период деятельно-
сти товарища Сталина дает обширный и
интересный материал для самостоятельной
композиции. и

Поэтому и мои соавторы (Е Попова я
М. Зисельман) ограничили свою работу
лишь четырьмя периодами, а
жизнь и деятельность вождя, Это «Подго-
товка в Октябрю», «Революция и первые го-
ды  социалистического строительства»,
«Смерть Ленина и клятва товарища Стали-
на» и «Великая Сталинская Конституция».
Этот последний период включает темы тор-
жества социализма в нашей стране, любви
5 родине и ее обороны,

Свою новую композицию я предполагаю
назвать «Всегда с Лениным». Я хочу пока-
зать в этой работе товарища Сталина, храни-
теля единства рядов ленинской партии, не-
примиримого борца с антиленинскими груп
пами и оппозициями, & также контрреволю-
ционными троцкистско-бухаринскими бан-
дами японо-немецких шпионов и диверсан-
тов.

В настоящий момент я много работаю над
материалами, по самым разнообразным ис-
точникам, подбираю «Хронику революции»,
тесно связанную с отдельными моментами
замечательной биографии вождя народов.
Тут отрывки ив речи товарища Сталина о
Ленине, произнесенной 28 января 1924 ro-
да на вечере курсантов Кремлевской шко-
лы, письма Ленина к товарищу Сталину
`и о товарище Сталине, отрывки из «Комму-
нистического манифеста», стихи Маяковеко-
го, главы из книги Барбюса «Сталин»,

Актерская задача в исполнении этой ком-
позиции необычайно сложна и интересна.
Это не просто изложение более или менее
` удачно подобранного и скомпанованного ма-
териала, Мне предстоит найти новую форму
згитационного искусства, я бы сказал, ху-
дожественную форму пропатанды больше-
визма. В этой комнозиции я отказываюсь от
декламационности, театрального пафоса,
чрезмерного увлечения жестом, — воех

€

Свою клятву Ленину товарищ Сталин
произносил очень тихо, но в ето сдёр-
жанности чувствовалось скромное волнение,
большая человечность, сила и страсть боль-
шевика, Текст композиции должен читать-
ся с большим художественным тактом, глу-
боко, сильно и прониквовенно. Исключи-
тельная эмоциональность текста позволит
читатв композицию, как яркое и вдохновен-
ное поэтическое произведение. и

Помимо этой, почти уже законченной ра-
боты, я хочу еще в 1987 году создать ком-
позиции на темы романа Горького «Мать»,
романа Толстого «Война и мир» и большую
работу, посвященную творчеству Маяков-
ского. at

Зимой я намерен осуществить заветную!
мечту — закончить компов

двинуты самой жизнью, они поставлены
передо мной моей аудиторией. За послед-

полнять в концертах стихотворение Jlep-
монтова «Бородино». Это стихотворение
всегда находит исключительный отклик в
зале, а когда я дохожу до строк:
«Уж постоим мы головою
За родину свою»
я почти физически ощущаю тесный контакт

том, что композиции, посвященные истории
нашей родины, будут тепло приняты мои-

ми слушалелями.
т. B, AXOHTOB

ABKA

ie

века. Успех выпадает на долю представите-
лей историко-национальной школы.
Для конца ХХ в. характерно влияние

ну исторической романтике предшествую-
щей эпохи приходит протокольно-натурали-
стический стиль, тосподствующий во фран’

цузском Салоне,

„В 1887 г. основывается художественное
общество «Манес», которое В дальнейшем
оказало громадное влияние на развитие
чешского искусства, Оно проводит серию
интереснейших выставок, пропагандирую-
щих современное европейское искусство, в
особенности искусство Франции. Основыва+
ется журнал «Вольне ee Художествен-
ные интересы меняются. Чешская живопись
переживает запоздалое увлечение импрес*
сионизмом. Произведениями этой эпохи от-
врывается выставка в Москве.

Чешский импрессионизм выступает на
сцену, когда бои ва новое художественное
мировосприятие во Франции были уже в
прошлом, Понятно, что. чешский импресси-
онизм лишен заостренности, эксперимента-
торского  характера, который свойственен
работам Клода Моне и Писсарро, Чешские
импрессионисты применяют уже сложив-
шуюся манеру импрессионистического пись-
ма в передаче мотивов родного пейзажа. В
пейзажах Славичека (1870—1910) центр
тяжести не в цветовом эксперименте, ив в
проблем фактуры, & в искренней фикса-
ции своих внечатлений. Нейзажи Славиче-
ка конкретны.

Олавичек — центральная фигур» чехо-
словацкого импрессионизма. Рядом с ним
может быть поставлен безвременио умер-
ший Милош Иранек (1875—1911). Иранек
пропагандировал импрессионизм нё только
кистью, но и словом как литератор. Живы-
ми, беглыми мазками он пишет залитые
солицем пейзажи, рабочих, добывающих на
реке песок, солнечные интерьеры. Проблема
передачи белых тональностей особенно при-
влекает его внимание. Целый ряд этюдов
так и называется: «Белые студии».

В живописи Упрка (род. 1861) ярко про-
является напковальный отпечаток чехосло-

рассказ, в исполнении которого необходимо
общение с публикой, и не имея во время
репетиции перед собой никого и ничего, кро-
ме пустой комнаты и зеркала,— очень легко
привить себе приемы ложной простоты и
подлинное общение сд слушателем, играю-
щим роль партнера, подменить игрой B

ющий эстрадный «Театр чтеца». Это должна
быть площадка, на которой могли бы высту-
пать чтецы разных исполнительских жан-
ров (исполнители стихов, рассказчики, ска-
зители и др.). Пропатанда образцов мировой
литературы, популяризация наиболее близ-
ких нам писателей, очевидно, ‘может также
стать одной из основных задач этого буду-
щего «Театра чтеца». t }

это не случайно — почти все чтецы выход-
цы из актерской среды. Это, по всей веро-
ятности, естественная необходимость.
известном этапе творчества в каждом из нас
между «чтецом» и «актером» происходит
почти непримиримый конфликт. Актер при-
вык действовать на сцене, чтец только раз-
товаривает. Актер вправе не заботиться об
общей композиции спектакля, ограничива-
ясь одним общением со своими непосред-
ственными партнерами;
только исполнитель, но и режиссер своего
выступления,

Мой «сезон» складывается так, На-днях я
показываю чеховскую программу («Ионыч»,
«Антекарша»,
выдержки из «Записной книжки Чехова»).
Следующие работы — вечер переводной но-
веллы (А. Франс, Мопассан, 0. Генри, Марк
Твэн) и «Программа русского рассказа» —
Тургенев, Лесков,
Чехов («Невеста»). Короленко («Сон Мака-
ра») и Горький («Однажды осенью») и др.

К 20-й годовщине Великой социалистиче-
ской революции тотовлю «Рассказы о Пер-
вой конной» (новеллы Бабеля, В. Катаева,
0. Вишневского и Ю. Яновского) и програм-
му отрывков из русского, украинского, та-
тарского и казахского фольклора о Ленине
и Сталине.

двадцатилетия — я работаю очень много.
Непосредственно к октябрьским дням я 1о-
товлю две программы — Маяковского (от-
рывки из поем «Ленин» и «Хорошо?), и
цикл стихотворений,
Сталина в творчестве народов нашей стра-
ны, Здесь стихи народных поэтов (Джам-
була, Сулеймана Стальского и др.) и `фолв-
клор ойротский, черкесский, русский и др.

позиция «Война и мир». Мною выбраны из
романа Толстого те отрывки, в которых.
дана тема Андрея Болконского (сражение,

>

зедений ЗТермонтова, В этом тоду буду т0-

ии «История
партии» и «История СССР». Эти темы вы-

нее время мне пришлось неоднократно ис:

с аудиторией. Это дает мне уверенность в

«Театр чтеца»

Основное затруднение в°работе чтеца—
тсутствие режиссуры. Готовя какой-нибудь

непринужденный разговор».
Второе — необходим постоянно действу-

Я не только чтец, нб и актер. Очевидно,

На

чтец всегда не

Теперь несколько слов о моем репертуаре,

«Зиночка», «В Москве» и

Куприн («Гамбринус»),

Юрий КОЛЬЦОВ

‚ Великие
классики

В нынешний сезон — сезон великото

отражающих облик

В плане моих ближайших работ == ком-.

под Аустерлицем — смерть <«маленькон»
княгини — сцена у дуба); линия Пети Ро-
остова и сцена охоты.

> Издавна я мечтаю об исполнении произ-

товить специальную лермонтовекую про-
трамму, куда входят и «Тамань» и Песня
о купце Калашникове». Значительное место
в своих планах я отвожу новелле. Одну
программу я хочу посвятить исполнению
«Выстрела» Пушкина и «Этрусской вазы»
Мериме. Величайшему мастеру франпузской
новеллы Мопассану я хочу посвятить OT-
дельный вечер, в котором я мог бы пока-
зать и его лиризм, и его драматизм, жанро-

вые сценки, его изящный диалог и особен-.

но его новеллы о войне с немцами, вторг-
шимися на французскую территорию, В мо-
нассановскую программу я’включу «Мисс
Гериетт», «Плетельщицу ‘кружев»; «Дьяво-
лаз, «В семье» и «Мадмуазель Фифи>. -

Д. ЖУРАВЛЕВ —

Выставка чехословацкого искусства. Эскиз
«Вассы Железновой» А, М, Горького. в Праге ..

вацкого импрессионизма. Излюбленные пер-
сонажи его картин--крестьянки в расшитых
праздничных народных костюмах. С той
же любовью относится к народной культуре
маститый Людовик Куба (род. 1863), писа-
тель, собиратель народных славянских пе-
сен. : !

_К поколению, выступившему в начале
ХХ в,, принадлежат Макс Швабинский (род.

1873), лишь поверхностно затронутый влия-

ниями импрессионизма, Ян Прейслер (1872
—1918)- представитель чешекого модерна,

В центре интересов последнего—формальные

проблемы цвета, композиции. «Весна»
(1906) с ее модернистской декоративностью
и символикой и поздние «Девушки после
купанья» (1916) показательны для эволю-
ции Прейслера,

Макс Швабинский (род. 1878) — блестя-
щий виртуоз, автор монументальных ком-
позиций (эскиз росписи Пражекого универ-
ситета) и небольших картин на фантасти-
ческие сюжеты («Влюбленные в девствен-
ном лесу»). В творчестве Швабинского чув-

ствуется некоторое стремление опереться на.

традиции ренессанса. Швабинский замеча-
тельный трафик. Все выдающиеся деятели
общественной жизни, культуры и искусства
запечатлены энергичным резцом или Ka-
рандашем Швабинского. Другой представи-
тель академического искусства Обровский
выступает также как скульптор.

в. чехословацкое искусство разви-
вается усиленными темпами. Молодые чеш-
ские художники примыкают к последним
течениям европейского искусства. Выдвн-

таются задачи экопрессивного использова-
ния цвета, художников увлекает формали-

-o O60

«Сон
статского советника
Попова»

В предстоящем сезоне я обращаюсв К
образцам дореволюционной сатирической
литературы, В концертах мною будут испол-
няться ноэма А. К. Толстого «Сон статското
советника Попова», басни Крылова и рас-
сказы Чехова. Я обтаюсь также верен ©во-
ему репертуару для детей, который попол-
няю новыми стихами Маршака, Чуковокого
и Михалкова.

С грустью констатирую (в который раз)
отсутствие в своем репертуаре для аудито-
рии взрослых = произведений советских
авторов. Для моего актерского амплуа сей-
час, к сожалению, почти ничего не пишется.

Я не признаю так называемого «чтения

`вслух». Исполнение литературных произ-

ведений перед аудиторией, на мой взгляд,
имеет смысл лишь при уеловии, что актер
относится к своему эстрадному репертуару
также, как к роли в пьесе, т. е. творчески.
Чтец, по-моему, должен быть актером, умело
тватрализующим отдельные моменты испол-
няемого произведения и выражающим ак-
терскими средствами свое отношение к ли-
тературным образам.

то, конечно, очень усложняет работу ис-
полнителя; но делает ее значительно инте-
реснее и содержательнее, Работая над
«Сном статского. советника. Попова», я, Ha-
пример, строю каждый образ, как актер:
нахожу интонации, движения и жесты для
каждого персонажа поэмы. В рассказах Че-

хова я прибегаю также к актерскому обыг-

рыванию текста, обычно просто произноси-
мого от имени автора. Нрактика моих кон-
цертных выступлений подтверждает, что
этот прием очень оживляет исполнение,
придает ему остроту и выразительность.
Таким образом я выступаю перед аудито-
рией как бы в качестве переводчика с ли-
тературного на сценический язык. ae

то и говорить — задача благодарная, но
лишь в том случае, если она решается в
полном соответствии с духом и стилем ис-
полняемого произведения.

Наступил концертный сезон, К сожале-
нию, новый год не принес ничего нового
чтецам. Попрежнему единственной органи-
зацией, пролагандирующей художественное
чтение, в Москве является почему-то... клуб
МГУ. Разговоры о создании «Театра чтеца»
прекратились, никто не думает о практи-
ческом осуществлении этого большого куль-
турного мероприятия. А ведь «Театр чтеца»
не только поднял бы культуру исполне-
ния — он содействовал бы росту молодых
кадров чтецов и творческому общению ис-

нителей.
о Игорь ИЛЬИНСКИЙ

eompmatocmaets

Новые _
композиции.

- Мой эстрадный жанр — юмор. и сатира.
К сожалению, современный репертуар в
этом жанре беден и пополняется медленно.
В этом году я опять обращаюсь к класои-
ческому наследию. . :

Посетители моих концертов встретятся 6
неудачником  Менахем-Менделем — глав”
ным действующим лицом программы, нпо-
священной Шолому-Алейхему:. :

Я тотовлю еше «Вечер иностранной но-
веллы», в который будут включены произ-
ведения Мазуччио, Бокаччио, Меримэ, Баль-
зака, Мопассана и Фейхтвангера,

К 20-летию Великой пролетарской рево-
люции A готовлю фрагменты из романа
П. Павленко «На Востоке»,
«Горький о Ленине», «Балладу о погранич-
никё» П. Маркиша, отрывки из книги Анри
Барбюса «Сталин», рассвазы Бабеля, Ка-
таева. и повесть Левина «Голубые конвер-
ты»,

ели удастся, в 1938 тоду постараюсь
закончить композицию из. произведений
`Салтыкова“Щедрина, над которой я рабо-
таю несколько лет. — :

, - 9. КАМИНКА

т

худ. Властислава Гофмана к постановке

стическая проблематика кубизма. Характер-
ным представителем нового поколения яв-
ляется Эмиль Филла (род. 1882). Его работа
«Читалель Достоевского» (1907) характери-
зует экспрессионистический этап творче-
ства Филлы, В дальнейшем художник при-
мыкает к кубизму. Не трудно усмотреть
связь между развитием Филлы и эволюцией

cco, i

Бенеш, Шпала, Прохазка, освободившись
от схематизирующего: воздействия кубизма,
создали лирические эмоциональные карти-
ны, Творчество Шлала (род, 1885) развива-
ется в сторону все более полного отображе-
ния действительности. Ограничение его па-
литры в предвоенные годы сочетанием си-
не-серых и красно-кирпичных тонов было
своего рода красочным аскетизмом. Теперь
Шпала вознаграждает зрителя яркой цве-
товой насыщенностью полотен,

Портрет: не занимает сколько-нибудь зна-
чительного места на выставке. Лишь в ком-
позиции молодой художницы Врба («Тров
детей») дана попытка углубленной психо-
логической характеристики.

Ведущая тема чехословацкой живописи —
пейзаж. В его интерпретации сказываются
самые различные стилевые установки. Один
из самых привлекательных пейзажистов
выставки, тонкий колорист Властемил Ра-
да. Наряду с Рада несколько отвлеченной
представляется нарядная живопись Вилли
Новака. Это продолжатель традиций Ренуа-
ра, Русселя. Интересны пейзажи Остравско-
го края художника Души с фигурами горно-
рабочих на белом снегу.

Выставка знакомит зрителя в рядом ве-
дущих художников: с Вратиславом Брунне-

композицию.

ми рисунками живописца
сифа Чапека.

проявилось исключительное

В периферийных
театрах

Всесоюзный комитет по делам искусета
утвердил список пьес, разрешенных в поч
остановке периферийными театрами СССР
к юбилейным дням 20-й тодовзнины Великой
пролетарской революции. р

Киевский театр им. Франка ставит «Пра
вду» Корнейчука (исполнитель роли В. И:
Ленина артист Вучма), русский драматиче=
ский театр готовит постановку «На берегу
Невы». Театр оперы и балета — «Подня-
тую цёлину», Польский театр — «Землюх
и Еврейский театр—«Семью Овадис». Xaps-
ковский театр оперы и балета работает над
спектаклем «Броненосец Потемкин», Театр
революции—-работает над «Думой о Британ=
ке» Яновского, театр им. Шевченко поста
вит «Правду» (с артистом Крушельницким
в роли В. И. Ленина); Театр юного зрителя
покажет «Нас семеро» Бруштейн, Театр
русской драмы — «На берегу Невы».

Тбилисскив театры им. Руставели И
им. Марджанишвяли ставят «Из искрыя
Шалва Дадиани. Руссвий театр им. Грибобе
дова работает над «Землей», тбилисский Твб-
атр юного зрителя принял к постановке
«Как закалялась сталь», & русский Театр
юного врителя — «Чапаева».

Ереванский театр оперы и балетя приб-
тупил к работе над «Тихим Доном». Дра-
матический театр им. Азизбекова в Баку
ставит пьесу «1905 год», Азербайджанский
театр оперы и балета осуществляет новую
постановку «Шах Сенем»> Глиэра, Русский
драматический театр в Баку ставит «Зе-
млю>, Армянский драматический театр—
«Любовь Яровуюз.

Минский Театр оперы и балета поставите
«Тихий Дон», Русский драматический театр
—«На берегу Невы», Белорусский еврей-
ский театр-——«Семью Овадис». Вопрос о юбиг
лейной постановке Белорусского драмати“
ческого театра еще не разрешен окончатель=
HO.

В Алмаатинском театре onepH uw 6amé«
та будут поставлены «Жалбыр» в перерабо-
танном виде и «Тихий Дон». В Казахском
драматическом театре пойдет «Любовь Яро-
вая». В Фрунзенском театре русской драмы
пойдет в юбилейныё дни «Мятеж», в Кир-
тиаском музыкальном театре «Алтын Кыз»,
В Ташкентском русском оперном театре 6
шено поставить «Тихий Дон», ав Еврейском
театре Узбекистана — «Семью  Овадис».
Для узбекского музыкального театра мест-
ное управление по делам искусств еще не
обеспечило новой пьесы для юбилейной mo
CTABORRY,.

В Туркменском драматическом театре пой
дет «Любовь Яровая», в Русском драмати»
ческом театре «Беспокойная старость» и в
Театре юного зрителя «Белеет парус».

В ленинтрадских театрах будут поставлё-
ны в юбилейные дни-—Баку» (Театр п/р
Радлова), «Земля» (Театр Ленинского ком-
сомола), «Дума о Британке» (театр им.
ЛОСПС) и «Беспокойная старость» (Новый
театр).

В репертуар театров Московского управ-
ления по делам искусств в качестве юби-.
лейных постановок включены «Правда» В

Театре революции (исполнитель роли В. И.
ТПтраух); «Баку» в Театре им.

Ленина—
МОСПС, «Дума о Британке» в Камерном
театре, «Актеры» Каверина в театре Лен-
совета, «Шторм» в Театре им. Ермоловой.
Театры им. Мейерхольда, Сатиры, Оперетты
и Цыганский еще до сих пор Московским
управлением по делам искусств юбилей-
ным репертуаром не ‘обеспечены.

Пьеса Тренева «На берегу Невы» должна
теятрами ставиться только в окончательной
редакции, принятой Малым театром; «Прав
да» Корнейчука в окончательной редакции,
выпущенной из печати издательством «Ис-
кусство»; «Белеет парус»—в редакции, при-

нятой к постановке Центральным детским

театром, «Земля» — в окончательной редак-

] ции, принятой к постановке МХАТ. До 19

октября на места будут разосланы все по“
правки к указанным пьесам, установлен
ные авторами в результате их совместной
работы с театрами.

Все юбилейные спектакли будут прини-
маться начальниками местных управлений
по делам искусств и разрентаться к 10-
становке специальными приказами только
если спектакли окажутся на должном идей-
но-художественном уровне. Пьесы «Правда»
в киевском театре им. Франка, в харьков»
ском театре им. Шевченко и в московском
Театре революции, а также «Человек с ру-
жьем» Н. Погодина в Воронежском област-
ном театре будут разрешены к постановке

‘только после их принятия представителями

Всесоюзного комитета по делам искусств.

ром (1886—1928), одним из родоначальни-
ков чешокой карикатуры, с работами Крято-
хвиля, с острой сатирой Пельца («Безрабо-
пные», «Абиссиния», «Испания»), с сатири-
ческими композициями хорошо знакомого
советскому зрителю Гофмейстера, с острые
и литератора ИЙо-

Всеобщее внимание вызывает скульптур-
ный раздел выставки, особенно «Раненый»
Штурса. Эта статуя талантливого чешского
скульптора, трагически покончившето © со-
бой, задумана была первоначально, как и8-
мятник «неизвестному солдату». Штурса п6-

i редает свой впечатления от империалисти-
  ческой бойни в трагически возвышенном

В этой работе
мастерство
Tifrypcea, ero реализм, впитавший уроки за-
‘мечательного чешского скульптора конця
ХХ в-—Мысльбека и отчасти Родена.

К старшему поколению чешских скульше

образе сраженного воина.

‘торов принадлежит Кафка (род. 1878 г.).

Проблема человеческой фигуры находит
ype ages интерпретацию на выставке;
окорный («Крестьянка в поле») и Лауда
(«Поломойка») создают образы людей труда,

Ученица Штурсы Мери Дурас представлена

тонкой композицией «Пробуждение»; в дви-
жении фигуры уловлен замедленный ритм
эще скованного сном тела. Интересно пла“.

`стическое решёние темы. Большими женз

скими фигурами из дерева представлены
скульпторы Дворжак и Яшка. В работе Яша
ка очевидно воздействие творчества Майоля.

Пожазванные на выставке скульптурные
портреты говорят о хорошем уровне мастер.
ства чешских портретистов, Останавливает
внимание энергичная голова живописца
Швабинекого, портрет поэта Tomana pa-
боты Гутфрейнда (1889—1927). Начавши в
кубизма, Гутфрейнд через многообразные
опыты подошел к концу своей преждевре*
менно оборвавшейся деятельности к реализ*
My.

В целом выставка представляет красочную
картину современных исканий чехословаца
ких. художников, картину, богатую контра“
стами и противоречиями, борьбой различ»
ных тенденций. Выставка явится, несомнен-
но, крепким звеном сближения художест-
венного мира СССР и Чехословакии.

Б, ТЕРНОВЕЦ