К двадцатой годовщине Великой пролетарской

революции в Сочи будет закончено ‘строитель-
ство нового театра.

Фото Энсел.

ИСКУССТВО И ВЫБОРЫ
В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ

Выборы в Верховный Совет имеют огром-
ное историческое значение в жизни нашей
страны, Вся страна готовится к этим выбо-
рам. Популяризация Сталинской Конститу-
ции, раз’яснение избирательного закона,
мобилизация общественно-политической ак-
тивности трудящихся масс для борьбы с
классовыми вратами — все это на ближай-
шев время составит главное содержание
нашей агитационно-пропагандистской ра-
боты. Все средства большевистской aruta-
цин и пропаганды должны быть ибспользо-
заны для того, чтобы выборная камнания
прошла наиболее успешно. !

Среди этих средств атитации и пропа-
танды искусство занимает очень большое
место, Атитационный плакат, массовая пес-
ня, эстрадный номер, театральная интерме-
дия могут принести больную пользу в под-
уотовке к выборам. Необходимы лишь вер-
ная политическая направленность и под-
уинная художественность этого непосредст-
венно агитационного искусства.

В тоды гражданской войны все виды ху-
дожественного творчества активно исполь-
зовались в интересах политической агита-
ции. Революционный плакат тото времени
выграл отромную мобилизующую роль.
Атитационные бригады артистов разных
жанров’ несли свое искусство героическим
бойцам, защищавшим Советскую республи-
ку от натиска врагов.

Надо признать, что сейчас наше искус-
(тво плохо помогает даже такой  отВет-
ственной политической кампании, как вы
боры в Верховный Совет. И в первую оче-
редь это касается наиболее гибких и. ‹мо-
бильных» жанров, которым, ‘казалось. бы,
бсобенно легко и необходимо принять уча»
бтие в подготовке выборов.

Мы вправё спросить поэтов, драматургов
и композиторов, что делают они для этой
цели, какие песни ими написаны, какие сти-
хи, поэмы они дали мастерам художествен-
ного чтения, какие интермедии, одноактные
льесы или маленькие сценки принесли они
в театры? Над чем работают художники-
плакатисты, что ‘делают наши киностудий,
хак используется мультипликация для аги-
хационных целей? Г

Отромная политическая ответственность
избирательной кампании обязывает всех

ботников искусства добиваться в своих
Выступлениях высокого художественного
качества, глубокой политической идейно-
сти. Надо заблаговременно принять меры,
ограждающие нас от халтурных, низко-
пробных и неквалифицированных произве-
дений. Надо заранее предвидеть опасность
егкомысленного подхода к решению серь-
Взных задач CO стороны некоторых драмо-
делов, любителей эстрадной дешовки, ко-
торые будут смотреть на свою работу, как
на искусство второго сорта, как на «агит-
ЕУ> в дурном смысле этого слова.

‚ Времени осталось очень мало.
` Усилия руководящих ‘государственных
ртанизаций должны быть подкреплены
большой‘ творческой инициативой и обще-
(твенной активностью всех работников ис-
кусств. Что делают в этом направлении
центральные комитеты профсоюзов работ-
ников искусств и киноработников* Как
творческие об’единения художников, ком”
позиторов, театральных работников уча-
ртвуют в подтотовке к выборам? ^

- Широкие массы работников искусств не
могут и не должны мириться с той пассив-
ностью; которую проявляют в таком важном
политическом деле эти общественные орга-
низации. Успех большевистской агитации
и пропаганды средствами искусства зави-
сит от художественной инициативы, изо-
бретательности, талантливой. выдумки, без
которых немыслимо подлинное творчество.
Художественные организации должны 0
ревноваться на лучшую подготовку к вы-
борам. Каждый работник искусства долже
определить свое место в этом огромном 0б-
щественном деле. Он должен спросить се-
бя: что я могу своим искусством сделать
Для успеха избирательной кампании? Ка-
Robs формы моего участия в агитационно-
пропагандистской работе большевистской
партии?

Необходимо добиться решительного. пере”
лома в работе всех государетвенных, проф-
союзных, общественных организаций, свя-
занных с искусством. Все силы работников
искусств, все художественные средства, ко-
торыми они богаты, вся их творческая ини-
циатива должны помогать почетному и от-
ветственному делу большевистской агита“
ции и пропаганды в связи с выборами в
Верховный Совет:

Прошальные концерты Красно-
знаменного ансамбля красноар-
мейской песни и пляски в Праге

Краснознаменный ансамбль красноармей-
вкой песни и пляски дал в Нраге два пос-
ледних концерта. В связи © воскресным
днем ряд пражских профсоюзных органи-
заций устроил для рабочих утренний кон-
церт, на котором присутетвовало до 5 тыс.
Человек. В украшенном зрительном зале
были вывешены большие полотнища. с над-
писью: «Трудящиеся Праги приветствуют
ансамбль красноармейской песни и пляски
СССР». Не только исполнение, но и об’яв-
ление каждого номера встречалось бурными
зплодисментами.

Во время концерта восхищенная ‘публика
вабросала исполнителей цветами. Бурная
овация была устроена по окончании кон
церта. Отовсюду неслись возгласы «Да
здравствует Советский Союз!» Bees зал,
ртоя, исполнил «Инлернационал».

С таким же, совершенно невиданным в
Праге, триумфом прошел заключительный
концерт, На этот раз публика не только
строила овацию по выходе ансамбля из.
arpa, HO сопровождала художественного
руководителя ансамбля профессора Длек-

a

В Малом театре

Мы на репетиции массовых сцен епек-
такля «На берегу Невы». Идет третья кар-
тина — митинг на заводском дворе Рассте-
гина. Посреди сцёны высится конструкция
заводской трубы, вокруг нее на узком дере-
вянном карнизе — группы рабочих. На
переднем плане — артистка Е. Н. Тоголева
— Елизавета Расстегина и _С. И. Филиппов
— председатель завкома Золотарев. Не-
сколько раз Елизавета. начинает свою речь;
призывающую к поддержке «Займа свобс-
ДЫ». rs 3

Постановщик К. И. Хохлов и его ассис-
тент Каминка делают указания отдельным
труппам рабочих и работниц, рассыпанных
по всему сценическому кругу. Основная 8a-
дача режиссуры — найти необходимое вза-
имодействие между «хором» отдельных ра-
бочих групи.и ведущими персонажами мас-
совой сцены. Масса рабочих на заводском
дворе не должна быть просто фоном или
«подыгрывающим хором». 14

Несколько pas режиссер останавливает
репетицию отдельных эпизодов сцены,
группирует актеров заново. Основным. дей-
ствующим лицом драматических сцен, по
мысли режиссуры, является не семья Рас-
стегиных, а рабочая масса питерцев и ee
ведущие представители; основной фон с0-
бытий — не интерьеры купеческого. дома, &
заводской двор, петроградские улицы, рай-
ком РКИ(б), берега Невы в дни октябрь-
ских боев.

Текст отдельных эпизодов перерабатыва-
ется на каждой репетиции, Пьеса Тренева
слишком велика. Режиссуре пришлось из-
рядно сокращать текст за счет отдельных
второстепенных действующих лиц, малозна-
чащих эпизодов. Нет в окончательном тек-
сте пьесы Людмилы Шменгер, нет дам и
свиты Керенското. Такие ответственные эпи-
зоды, как сцена у Дворцового моста, силь-
но изменены по сравнению с первоназаль-
ным текстом пьесы.

В сентябре режиссура уже подготовила
11 сцен спектакля ua 12. Через. несколько
дней будет разведен последний эпизод «В
Смольном», и постановщик Хохлов вместе
с ассистентом Уваровой приступат к ренпе-
тированию этого эпизода на спене,
‚Одним. из. наиболее. волнующих. моментов
репетиции было первое появление на сце-
не актера Оленина, исполняющего роль
Владимира Ильича. Текста у этого актера в
пьесе: нет. Дважды во время. спектакля сн
появляется на сцене — во время улачных
боев в районе Двойпового моста и в финаль-
ной сцене — в Смольном.

На «просмотр» грима Оленина собрались
все участвующие в спектакле. Каждый де-
лал детальные указания Оленину 0 том,
что ему еще надлежит доработать в его, в
общем вполне удовлетворительном, ‘гриме.
Заведующий тримерным цехом театра 00-
рокин лично делает этот грим, не доверяя
эту работу никому из своих помощников.

Цех об’емных декораций закончил рабо
ту над оформлением заключительной 12-й
сцены. Сейчас остается только работа Ho
монтировке уже всех изготовленных к
спевтяклю декораций. Плановый срок окон-
чания об’емно-декорационных работ к 65
октября был «перекрыт» встречным планом
цеха, и работа, закончена, к 1 октября. Удар-.
ные темпы работы взяты всеми цехами
Малого театра. Sone :

flenran монтировочная репетиция «Ha
берегу Невы». назначена, на 8 октября, кос-
тюмы для всех исголнителей спектакля бу-
лут тотовы к 13 октября; последняя. гене-
ральняя репетиция — 31 октября. В теат-
pe вее уверены, что к 5 ноября спектакль.
будет готов. st

В 1921 %, в разгар aHTOHORcKoTO бандит-
ского восстания М. Леонидов готовил в
Художественном театре спектакль «Пуга-
чевщина». а

Постановка «Земли» — ньесы об антонов-
ском ‘контрреволюционном восстании —
вторая режиссерская работа Л. М. Леонидо-
ва. На репетициях постановщик неизменно
товорит исполнителям и своим ближайшим
помощникам. по режиссуре: : ;

— Каждая реплика, каждая мизансцена
актера, каждая сценическая ситуация дол-
жны быть проникнуты мыслью, мыслью 06
историческом смысле развертывающихся
событий. р =

Режиссура добивается того, чтобы каж“
дый персонаж пъесы`былоне только необхо-
димым для развития сюжета действующим
лицом, но и образом,
социальные идеи.

До революции «Братья Карамазовы»
были выпущены В. И. Немировичем-Данчен-
ко в два с половиной месяца, «Бронепоезд»
тотовился режиссером Судаковым также
меньше трех месяцев: Работа над «Землей»
началась 26 июня, и меньше, чем через ме-
can, B Пестове, в доме отдыха МХАТ,
вчерне спектакль был показан представи-
телям Всесоюзного комитета по делам ис-
кусств. Генеральная репетиция спектакля
назначена на 29 октября. За вычетом меся-
ца, проведенного театром в гастрольной
поездке в Нариж,; весь ансамбль участни-
ков «Земли» будет работать над спектаклем
до тенеральной репетиции ровно 100 дней.

Репетиции «Земли» несомненно войдут
в историю Художественного театра как зн8-
чительный этап ero жизни. На репети-
ции спектакля приходят не только актеры,
непосредственно занятые в «Земле». Участ-
вуют в репетициях и руководители всех
подеобных цехов театра и рабочие сцены. В
разработке плана оформления отдельных
сцен участвуют все присутствующие на
‘репетиции. Например, при обсуждении
  оформления ряда сцен очень ценные ука-
сандрова череа всю центральную. Часть   зания и советы давали рабочие сцены. Их
Праги, вплоть до гостиницы, у ] отношение к, ото mpodme epossttyatie

erpom   akTUBHOe, горячее;

OP Oe onthe Ani an eoneuron   избы Сторожбва, избы Фрола вызывал ожив-

менные обсуждения ‘Эбсужлалась каждая

анкет в честь Краснознаменного энсамбля.

Вторник, 5 октября 1937 г.

обобщающим большие *

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Телега и- сани были подняты на высоту
пятого яруса. Сюда были доставлены Mas
кеты, напоминающие своим видом То са-
рай, то изгородь вокруг дома. В ренетицион-
ном зале под самым потолком Большого
театра в уменьшенном масштабе были сде-
ланы почти все декорации к опере «Подня-
тая целина». С первой же репетиции актеры
нарядились в чекмени, полушубки, бараш-
к&овые шапки. т

Опера рождается в недрах театра. После
тенеральной репетиции «Поднятой целины»
решено было многое. изменить; нерестроить,
& спектакль о великой победе нартии в де-
ревне показать в. 20-летию Великой проле-
тарской революции. Почти все участники
спектакля подписали между собой договора
на социалистическое соревнование.-Головин
вызвал Евлахова, Стрельцов — Леонтьеву,
первые скрипки — труппу альтов.

Композитор. все лето работал над новой
редакцией оперы. Насколько велики изме-
нения, которые он внес, можно судить но
первой картине, которая превратилась в це-
лый акт. Внесены изменения и в’ другие
картины.

В день сбора труппы, 22 августа, нача
лись репетиции.

Велись они как-то необычно для оперного
театра. Режиссер спектакля Б. А. Мордви-
нов задавал каждому из актеров десятки
предварительных этюдов. Артисты вначале
исполняли свои роли мимически, без слов,
затем‘ произносили текст, и только тогда,
когда был найден рисунок роли, ее сквоз-
ное действие, артисты начинали петь.

„.Идет репетиция. Около сотни людей на
сцене, несколько человек в зрительном ва-
ле. Репетируется сцена в доме Островнова.
Бывший белый офицер Половцев призывает
казаков к восстанию. Но у казаков в руках
статья Сталина «Головокружение от успе-
хов», где раз’яснена великая правда о кол-
‘хозах. Разговор не клеится. На угрозы По-
ловцева казаки отвечают общим возмуще-
нием. Офицер, опрокинув стол и разбив. ок-
но, вылетает на. улицу. Хора на сцене нет.
Есть возмущенные крестьяне. Они ведут се-
бя по-разному, просто и естественно...

“8a пятБ минут изба убрана во сцены.
Теперь здесь приемная райкома. За окна-
ми, освещенными солнцем, весенний сад.
Это самая ответотвенная картина. Поэтому
в центре зала у зеленой лампы горячий
спор. Здесь С. А. Самосуд, режиссер ВБ. А.
Мордвинов, композитор И. Дзержинский,

`Янукова — Клеопатра ищет на спени-
ческой площадке место, откуда можно ©
наибольшей выразительностью направить
револьвер в трудь Александрова — Cepe-
денки. Александров смущен необычностью
ситуации. Ему, играющему роль анархиста
Середенко, не хочется в ответ на угрозу
Клеопатры пасть перед ней на колени.
Но иного выхода нет. %

— Не переигрывайте, нб  тероизируйте
Середенко. Он He терой, и вы, не сму-
шаясь, потрудитесь стать на колени...

Это товорит постановщик Таиров.

Идет репетиция «четырнаднатой ситуа-
ции» первого акта «Думы о Британке» на
сцене Камерного театра. Перед постанов-
шиком в работе над этой пвесой стала
серьезная организационно-творческая зада-
ча. «Дума о Британке» — первый спектакль,
в котором участвуют актеры двух сливших-
ся театров. Исполнители, воспитанные в

_ Рождение оперы-

должается. Решено у входа

Орган Всесоюзного комитета по делам ‘искусств при Совнаркоме Союза ССР.

№ 46 (392

НАВСТРЕЧУ ДВАДЦАТИЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПРОЛЕТАРСКОЙ  РЕВОЛЮЦИИ

НА Pe Th Ba

ци

художник П. Вильяме. Они почти -не-ухб-  .

дят из театра. ; :
‹ Раньше: комната, которую мы-видиме на
сцене, была кабинетом: сбкретаря ‘райкома.

Теперь она, превращена в приемную. Рань-  .

ше, после решения райкома об исключении;
Натульнова из партии члены бюро райкома
уходили из кабинета, ‘а. беспартийный. На-
тульнов в нем оставался. Это. было: невер-,
но, нереально. Теперь `Нагульнов, после то-
го, как его исключили из партии, выходит
из кабинета в приемную секретаря. Мимо
него проходят бывшие партийные товари-
щи. Наконец, он остается один. и в пустой
приемной поет свою печальную арию. .

see начинается с осмотра декора-
ций. :

— На дверь, которая. ведет в кабинет, на-
до прибить табличку с налписью «секретарь
райкома», — говорит художнику С. А. Са-
мосуд..: :
Превращение кабинета в приемную про-
сделать ве-
шалку. Люди будут проходить мимо На-
гульнова и, одеваясь, говорить свои слова
осуждения и сочувствия. За стол решено

посадить технического секретаря, который

соберет бумаги и уйдет при появлении На-
тульнова. Пришлось убрать несгораемый
шкаф. За окном стоит лошадь, на которой
должен уехать Нагульнов. После неболь-
того совещания решено убрать и лошадь.
Она будет отвлекать внимание OT действу-
ющих лиц. vats

К шестой картине композитор недавно’
написал новое вступление. :

— Нрекрасное вступление, — шутливо
обращается к Дзержинскому Самосуд. —
Так надо бы всю оперу написать. :

— Слышал, слышал, — отзывается из
темноты композитор. — Замучили вы ме-
ня.

Наступает-и очередь художника.

—Мне кажется, — говорит Самосуд, —
в декорациях этой сцены есть какая-то кар-
тонность, не чувствуется тоищины стен...

„.На сцене уже поет Нагульнов. Головин
поет вначале тихо, приглушенно, затем ув-
лекается. ‘

— Ненадо. во. весь голос, -- кричит ре-
жиссер. - :

— Я болен, сам знаю, что надо бы поти-
ше петь, но, как видите, увлекаюсь.

‚ Увлекается не один Головин.  Весь кол-.
лектив театра с увлечением работает над
оперой «Поднятая целина».

é

«Дума о Британке»

различных творческих принципах, ищут
контакт в атмосфере напряженной работы
над юбилейным спектаклем.

В начале сентября постановщик начал
уже работу «за столом». Одновременно
шла «разбивка но ситуациям». К 29 сен--
тября была закончена вся работа по’ на-
метке мизанецен и начата репетиционная
работа на сцене. i

Макеты к спектаклю были представлены
украинскими художниками Коваленко и
Кривошеиным уже весной и в готовом ви-
де сданы в театр в сентябре. Несколько’
медленнее работает. костюмерный цех. З&-
ведующий постановочной чаетью т. Гран’
выехал на Украину для приобретения мо-
делей костюмов, необходимых участникам
юбилейного спектакля. Цех об’емных де-
кораций не отстает от актерского цеха,
Вчерне сценическая установка уже готова.
Первый прогон пьесы будет итти при 1о-.
товом оформлении ецены.

Худ. Рындин. «Дворик Мавры» — оформление ГМ картины «Земли». (В избе’

Мавры происходит встреча двух братьев — большевика Листрата и сторожев-
ского батрака Леньки).

деталь — может ли быть в Тамбовщине из-
ба кулака, крытая железом, каким должен:
быть вход в избу Фрола ит. и.

— Мы сами из крестьян. Мы все это зна-

ем и должны сказать на репетиции...

Эта горячность, это взволнованное На-
строение охватило весь коллектив учаетни-
ков спектакля.

Постановщик товорит актерам:

— И темперамент, и волнение, и гнев
выражайте на сцене только через актер»
скую мысль. Криком, одной только громкой
ренликой, экспрессивной мизанеценой вы
ничего не выразите. ‚

На собрании актеров, участников «Зем-
ли» — членов труппы сочувствующих
ВКП(б) — исполнители с волнением pac-

сказывали о необычайном интересе к спек-
таклю «Земля». }

А. Н. Грибов. говорит: :

— Я никогда в свои образы Не влюблял-
ся, я старался сохранить спокойное, об’ек-

тивное отношение к своему персонажу. Фро-

ла я люблю, я не могу быть равнодушным
к его судьбе.

Коллектив исполнителей «Земли» очень
много думал о судьбе действующих лиц
пьесы. Менялись варианты; режиссура и
актеры искали самое правдивое, историче-
ски верное. В первоначальном авторском
тексте пьесы. Фрола убивают в штабе Анто-
нова. Режиссура сначала решила, что не
верно будет в спектакле о народной правде

{

: Г среди детей.
Цена 30 коп.

ях.

В соревнующихся
жоллективах

В клубе «Красный деревообделочник»
идет ремонт. По узкому, пропахшему све-

щей краской коридору мы пробираемся в

комнату самодеятельного театра.

Актёры репетируют пьесу «Очная став-
ка» Шейнина и бр. Тур.

К работе над пьесой коллектив‘ присту-
пил сравнительно недавно — 8 сентября.
‘`Твердо решив показать спектакль. в дни
празднования Великой пролетарской рево-
люции, члены коллектива работают над
пьесой ежедневно по 4—5 часов.

Работа над спектаклем не ограничивает-
ся только одними репетициями. На-днях
кружковцы с огромным вниманием про-
слушали доклад работника московской
прокуратуры т. Грезова, рассказавшего о
некоторых коварных приемах иностранных
контрразвёдок. В ближайшее время пред-
стоит экскурсия в Музей криминалистики
1-го МГУ, Ro

Коллектив соревнуется © рабочим само-
деятельным театром завода «Компрессор».
Последний ставит «Год девятнадцатый»

пьесой, руководство театра разослало ста-
рым членам коллектива, ушедшим по раз-
ным причинам из театра, письма с пред-
ложением участвовать в постановке юби-
лейной пьесы. Коллектив, состоящий из
17 человек, вырос до 35 человек. Здесь,
как и в клубе «Красный деревообделоч-
ник», репетиции ведутся ежедневно.

.кружковнев огромное желание глубоко изу-

чить материал пъесы. Однако правление
клуба в течение полутора месяцев не удо-
сужилось организовать ни одного доклада,
‘посвященного истории гражданской вой-
ны. Не было и экскурсий в музей.
Спектакль «Очная ставка» ставит Е. К.
Городилов, работающий в коллективе со
дня его основания, оформляет художник
Всеволод Сахновский. Номимо Городилова
и Сахновского в создании спектакля при-

нимают участие А. В. Петрова (МХАТ) и

старейший работник театральной самодея-
тельности П. А. Тамм.

Над спектаклем «Год девятнадцатый» ра-
ботает режиссер и художественный руково-
дитель самодеятельного театра завода
«Компрессор» бен. _ z =

В ближайшие дни бригады двух Боллек-.
тивов взаимно ‘ознакомятся с ходом работ
над юбилейными епектаклями.

Новые оперы
и симфонии

Ленинградские композиторы готовятся ®

‚великой дате — 20-летию Великой пролетар-

ской революции.
Созданы новые оперы. Желобинский на-
писал «Мать», Ходжа ОЭйнатов — «Мя-

теж», Френкель — «Рассвет». Дзержинский.

пишет «Увертюру на русские темы», Л.
Штрайхер написал «Женщины Востока»,
Качуров — симфонию «Жизнь зовет».

Новые симфонические произведения ©0-
здали композиторы Шапорин, Шостакович,
Ган, Носов; Фризе, Соловьев-Седой и др.
Работают над концертами для скринки
А. Житомирский и Г. Попов. Свиридов на-
‘нисал фортепианный концерт, Б. Арапов —
«Таджикскую сюиту», Н. Малаховский —
 сонату для трубы и рояля, Ф. Рубцов —
‘концерт для баяна: с оркестром народных
инструментов. › г

Композиторами В. Великановым, Дунаев:
ским, Ходжа Эйнатовым, Дзержинским, Ру-
киным и др. написаны новые вокальные
произведения.

“в МХАТ.

- еще в одном из. вариантов тёкста пьесы.

Но впоследствии постановщики убедилиеь,
что такое изменение судьбы Фрола искази-
ло бы сюжет пьесы. Фрола в последнем ва-
ризнте пьесы убивают в штабе Антонова.
Но физическая смерть Фрола лишь под-
зеркивает торжество мужицкой большевиет-
ской правды...

По первоначальному варианту в финаль-
ной сцене пьесы Сторожев убивает охраня-
ющего его Леньку и убегает. Режиссура
перестроила эту сцену. Слектакль кончает-
ся на том, как Сторожев, убив Андрея, бро-
сается бежать, но сбежавшийся народ его
задерживает. В эту финальную сцену вве-
ден также эпизод лирического разговора
Наташи и Леньки о будущем. И это буду-
щее самых молодых персонажей спектакля
‘является тем «мостом», который авторы
спектакля перекинули от исторических со-
бытий 1921 т. в будущее, в наши дни.

Дополнительным ‘немым действующим
лицом спектакля будет русский пейзаж.
Пейзаж ржаного поля, колосящегося и зре-
ющего золотым наливом, образует фон, на
котором развертывается финал трагической
эпопеи.

Рожь будет волноваться на сцене под ду-
новением свежего летнего ветра. Со времен
«плачущего сада» в оформлении покойного
Симова к «Иванову» Чехова, не было в Ху-
дожественном театре такой попытки ожи-
вить пейзаж. -

Во время летней экспедиции - в район
Двориков ня Тамбовщине художник Рын-
дин тщательно изучал «типаж» бывшего
района действий антоновских банд, делал
много эскизов местных пейзажей.

В работе над своевременным ‘выпуском
спектакля «Земля» соревнуются отдельные
цехи театра, внутри цехов отдельные ра-
ботники. Уже совершенно готовы три акта
спектакля, дорабатывается четвертый. Боль-
шинство исполнителей имеет уже костюмы:
и гримы, :

Весь коллектив участников и работников:
епектакля: работает в полной уверенности,

допустить убийство Фрола, этого носителя   что к ХХ годовщине Великой социялисти-
мужицкой правды. Решено было оставить   ческой революции «Земля» будет. показана:

его в живых. Следы этих решений видны

советскому зрителю. Я

Прута. Перед тем как начать работу над.

Тоня’Захарова — «Артек»

Клуб мастеров искусств, Встреча детей работни-
ков искусств со старейшими ‘мастерами искусства,
Народный. артист Союза. ССР М. М. Тарханов

Фото Регины Лемберг.

‚Долг поэтов
и драматургов

Какие песни, стихи, поэмы, ньесы посвя“
щают поэты и драматурги выборам в Верч
ховный Совет? В каких сценах и монологах
будут пропагандировать артисты © эстрады
наш новый избирательный закон? ^ :

Совещание поэтов и драматургов, состо=
‘явшееся 3 октября в союзе советских писа-
телей, подвело неутешительный итог. Поз
ты и драматурги не взялись еще за эти те-
мы, а издательства и концертные организая
ции обнаружили растерянность и непово-
ротливость.

Издалельство «Искусство», составив o6-
ширный план выпуска сборников эстрадно+
то репертуара — одноактных пьес, ин-
термелий, текстов и музыки песен, листо-
вок, плакатов и т д., — еще не приступи-
ло к осуществлению этого плана, не дого=
ворилось с авторами.

Всесоюзный дом народного творчества им.
Крупской заказывает поэтам и  драматур-
там концертный репертуар, предполагая
распространять ero через областные и
краевые дома народного творчества. Дого-
воры с некоторыми авторами заключены
Мосэстрадой, но практика работы этой орга=
низации толкает писателей на халтуру.
Мосэстрада почему-то вдруг потребовала OT

авторов, чтобы они сдали свои произведё-

ния на 20 дней раньше срока.

Союз советских писателей в ближайшее
время проведет всесоюзную радиопереклич=
ку поэтов, в которой примут участие Сулей-
ман Стальский, Джамбул и другие поэты
Советского Союза.

«Слушай, история!»

Драматург Евтений Hepat работает над
палетической оралорией’ «Слушай, истб
рияЪ — о новой Конституции и ее великом
творце И. В. Сталине.

Это произведение предназначается для
профессиональных и самодеятельных  те-
атров.

Действиб разыгрывается на фоне мо-
сковского Кремля. Автор стремится в теа-
трализованной форме показать крупней-
шие достижения страны Советов, героиче-
ские подвиги, совершаемые на фронте ео-
циалистического строительства,  распвет
народного творчества во всех союзных
республиках. x

Первая часть оратории уже закончена.

ПРАЗДНИК СОВЕТСКОЙ
МУЗЫКИ

1 октября в Большом зале Консервало-
рии открылся симфонический сезон Москов-
екой филармонии. Интересная программа и
переполненная аудитория создали обста>
новку большой торжественности и праздз
ничности. С большим успехом прошло пер-
вое отделение концерта, в котором были
исполнены 18-я симфония Н. Я. Мясковско-
то и концерт для фортепиано с оркестром
А, Хачатуряна.

Симфония русской песни — так. хочется

назвать новое симфоническое произведение
Мясковского. И хотя в ней нет ни одной
подлинной народной мелодии (все темы, за
исключением попевки из первой темы пер-
вой части симфонии, сочинены самим ком-
позитором), вся она пронизана интонация-
‚ми русских народных песен и как бы
овеяна дыханием необ’ятных полей и лесов
нашей родины. :
_ В этой симфонии нет философекой значи-
тельности, свойственной прежним симфони-
ческим произведениям Мясковского. Тем не
менее достоинства 18-й симфонви очень вы-
соки: классически стройная по ‘форме, про-
стая, глинковски ясная по музыкальному
‚языку, симфония пленяет юношеской све-
жестью вдохновения, весенней жизнера-
достностью, солнечностью. Апдалфе—одна из
лучших страниц не только в этой симфо-
ний, но может быть и во всей симфониче-
ской музыке Мясковского; Широкое, на»
певное, оно написано в характере простой,
задушевной колыбельной песни.

Ардап4е — несомненно наиболее значи-
тельная часть и в концерте Хачатуряна. Но
красоте мелодики, симфоническому разма-
ху, мастерству и красочноети фортепиан-
ного изложения, это лучшее из всего, что
нам известно в фортепианной музыке со*
ветских. композиторов.

Захватывающе яркий по содержанию,
концерт нащисан с ‘большим виртуозным
блеском, всесторонним знанием и чувством
инструмента.

Превосходным исполнителем концерта
явился Лев Оборин. Встреча одного из са-
мых замечательных советских пианистов ©
талантливейшим композитором была под-
линным праздником советского искусства,

Дети-скульгторы

Весной прошлого года Н. С. Хрущев пред-
ложил руководству Московского дома пио-
неров и октябрят украсить парк и комнаты
Дома лучшими оизведениями детского
творчества. Сейчас в Доме немало интерес-
ных скульптурных работ, сделанных рука-
ми детей.

В пионерском парке находится скульпту-
ра, изображающая тов. Сталина, среди детей,
Автор ее — 16-летний Миша Савин. Несмо=
тря на ряд технических погрешностей, раз
бота юного скульптора покоряет теплотой,
искренностью, неподдельной любовью к ве-
ликому вождю.

Комнату пионерского актива украшает
большая скульптурная группа «На Север-
ном полюсе» работы 14-летнего Лени При-
сяжникова.

Кружки и студии Дома готовятся сейчаб
К 20-й годовщине Великой пролетарской
революции. -

Леня Присяжников работает над проектом
памятника Маяковскому. Шура Дубинчик
заканчивает картину «Парашютисты».

Юные вышивальщицы Дома готовят двё
коллективных работы: двухметровую «Кар-:
ту СССР» (из шелка) и тарнитур для столо-
‚вой (скатерть, салфетки, ручники в украин-
ском стиле). = 9

Кроме того Рита Соловьева вышивавт
шелком «Завоевание ‘Северного’ полюса»,
(шелк), Тоня
„Лермонтова — «Танк.в лесу» (шелк).

учшие работы детей будут использова

‚ны для украшения Дева.