Вторник,

= ‹ СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
КОНЦЕРТЫ ЛАУРЕАТОВ

[Heres

Пать mer Hasan Teatp uM. Baxvanrona-ont-
трал новую пьесу М. Горького «Егор Булы-
yep и друтие>. -
  Первоя ивеса Горького у вахтантовцев.
Пьеса © своеобразной композицией, требо-
  завшая переоценки театральных ценностей.
   Повидимому, режиссура театра ‘им. Вах:
` тангова чувствовала себя неуверенно. Она
  поснентила «оживить» пъесу  «интерполя-
  цизмн», стихами Блока и Северянина, ре-
чами Милюкова и Родзянко, красным лучом
  потруей ветра, бъющими‘в окно булычев-

(кого дома, `в лицо Шурки—Мансуровой:

Й вот, на, премьере спектакля обнаружи-
ось, что “вое эт0—не нужно. И стихи Ce-
зерянина, ‘и’речи Милюкова, и красный луч,
д «Варшавянка» ва окном. Родился ‘ше-
девр, ие’ требующий. никаких украшений,
разаснений, дополнений. .. grates

И как воякий шедевр, он. решил множест-
во ‘творческих и. теоретических ‚проблем,
стоявних перед” советским театром.

Например, проблему. актерского: спектак-
ля, Игра Б. В, Щукина, Е. Г. Алексеевой,
0. Н. Басова, Н. Ц. Русиновой, Л, П. Русла-
нова, Ц, Л. „Мансуровой, В. Г. Кольцова
сделала ненужными, безнадежно  убтарев-
шими всяческие «режиссерские интерполя-
ция». Только актер, тонко чувоствующий
природу творчества Горького, умеющий,
как он, присматриваться к живому челове-

ку, ко всем проявлениям его духовной и
  физлческой жизни, способен решить все
композиционные, стилистические и всякие
лные трудности пъесы. Только актер, лю-
бящий реализм в искусстве, любящий че-
ловека так, как любил его Горький, может
найти те безупречно-правдивые краски и
интонации, ту жизненность ‘каждого ду-
шевного движения, без которой Горького
играть нельзя.

‚ В. Щукин добилея самого редкого и
самого драгоценного результата в искусот-
ве. Зритель, смотревшгий его игру, каким бы
локушенным знатоком театра он ни был,
забывал и о театре, и © пьесе, и о самом
Щукине,—он чувствовал себя свидетелем и
участником доподлинной жизненной дра-
мы. Лицом к лицу сталкивался ои в самой
Жизнью, и только тогда, когда падал зана-
зес, к зрителю возвращалось ощущение те-`
пра—вепоминая только что виденное, он
отдавал себе отчет в мастерстве Щукина, .
  сумевшего заставить его забыть о’ самом. се-
  (в. Это и есть драгоценное свойство актер-
(кото искусства.

Актерская победа Щукина и всего актер-
(кото ансамбля в «Булычеве» была силь-
нейшим ударом по театральному формализ.
  цу, изтнавшему актера со сцены. :

Другая проблема — взаимосвязь литера-
турного и сценического образа, Сколько

томких и пустых елов было растрачёно в
  спорах о том, кто является активным и пас-
швным участником спектакля—драматург
пли актер? «Пьеса-сырье», «пьеса—повод

Дия спектакля», ‹актер—исполнитель твор-
ских замыслов драматурга»...

Щукин работал над образом . Булычева
лак, как требует Станиславский, —он шел от
(вого жизненного «я», он стремилея пол-
лостью слить свои мысли и чувства с мыс-`
  дами и переживаниями Булычева, Он стро-

м образ «изнутри» и окрасил ето всеми  .

зрасками своей индивидуальности. Трудно
  педотавить себе более полное слияние ak.
  рас образом. Этот образ—есоздание боль-
Шо и самостоятельного художника, утвер-
  дающего на сцене свою индивидуаль-
  юоть. Булычев—ото его, Щукина, образ.

Юи Горький увидел в спектакле Вах-
  WHTOBCKOTO TeaTpa своего Булычева, того
  имого; о котором ‘он писал пьесу. Оба они
` -г Горький и Щукин черпали материал из
  вой: жизни, обоих вдохновила жизненная:

уавда--и нотому Булычев в равной. стене»  -

i и торьковский ‘и щукинский  образ: ^
‹Еюр Булычев» решил и еще одну боль-
  цую проблему, стоявшую перед советеки-
‚ш режиссерами и актерами, — проблему
  прьковского сценического „стиля. Спек:

авль возвратил драматургию Горького’рус-
 щому театру, раскрыв: ее исключительную

`тральную ценность; Вслед за «Булыче-

п одна за другой стали появляться в

риертувре советских театров. пьесы

рького: «Васса Железнова», «Дети солн-
  № «Варвары», «Зыковы», «Последние», .
  Фраги», «Мещане». За эти пять лет дра-
руси Горького обогатила репертуар

№х советских театров.
  Подавляющее большинство исполнителей.
режиссеров пошло по тому пути, который
  быт намечен в «Булычеве». Немногие по-
  иновщики решились на формалистиче-,

(hI® эксперименты с горьковокими пьеса-
  изучив достижения и ошибки  режис-
  ры Вахтанговского театра, которая в луч-
  шх местах спектакля сумела остаться не-
  МШотной, сумела «умереть в актере». В ро-
  мх Вассы Желевновой, Бессеменова, `Бар-
  ина, Протасова пробовали свой. силы и ео-

ршенствовали мастерство талантливей-
  Ш советские актеры. Великолепные роли
  Юрьковских пьес налили блестящих. испел-
  НИТелей во всех театрах, где живет актер-

106 творчество, где понимают, чем сильна
Драматургия Горькоге,

Драматургия Горького стала в нашем те-
athe таким же острым оружием борьбы: за
реализм, как ero проза-—в литературе. И в
тоу—тоже громадное достижение кина
И 0 товарищей, показавших, в Чем цен-
НОСТЬ драматургии Горького, как бессмыс-
Пенны сотования на отсутствие «закончен-
Ной интриги» на рыхлость композиции
Юрьковских пьеб, которые не нуждаются. в
ПЛОСКОЙ и банальной «закругленности».

Heme одна большая творческая пробле-
\а — создание подлинного стипя _Вахтан-
  ГОВСКОго театра, Вахтангов: призывал своих
  Учеников брать лучшее. в театральных уче-

ия Станиславского и Мейерхольда. . Он
  Мечтал о спектакле, таком же правдивом,.
к шедевры Станиславского, и ярко ‘теат-
  ork как лучшие спектакли Мейерхоль-

юр Булычев»=—это ярко театральный
810 же время безупречно правдивый
иегтакль. Вонем есть элементы того син-
  188 ДВУХ «систем», о котором мечтал Вах-
  ввоз; И прежде всего это ‘относится к
  итральному образу спектакля.
  Прошло пять лет. Театр им. Вахтангова.
терял за это время двух талантливых
актеров, Не стало О..Басова-превосходного
оотигаева, Не стало Л. П. Русланова, 6.
ском исполнявшего роль Звонцова...
‚ Но спектакль попрежнему живет своей
льшой, настоящей жизнью. Время не уг-

южает ему старостью:
а я. володин
-—0—

Музыкальный ’.
лекторий —

18 октября в клубе МГУ открывается му“
Зыкальный лекторий, организованный Мос-.
Ковской филармонией совместно © с
Целью ознакомить широкие массы в. твор-
овом крупнейших композиторов.

чтению лекций привлечены лучшие с0-
manne музыковеды HU MYSHRaJbHLIe KDUTH-

и

Лекции будут сопровождаться обширны-
№ музыкальными иллюстрациями в испол-
нии професобра Московской консервато“
Рин, лауреатов всесоюзных и международ”

rh конкурсов, артистов ГАБТ и Филар-
OHNE,

Первые циклы  посвящалтся аи
ропейской классической музыке, русск

омпозиторам-классикам, творчеству а
  WHY композиторов и народному искусс

a

‚ исполнение

Яков Зак

До шопеновского конкурса Зака не за-
мечали. Мы думаем, что причина этого в
характере ‘дарования артиста — вдумчи-
вом и непоказном, более углубленном, чем
блестящем.

Игре Зака несвойственны  драматиче-
ская насыщенность и ритмическая чекан-
ность; Зак воздействует на аудиторию
глубиной своего ‘интеллекта. К тому же
он обладает подлинной техникой, дости-
Tad чудесного равновесия, гармонии между
«хочу» и «могу». У него. есть способность
постигать тончайшие авторские замыслы
и стиль исполняемого произведения.

Бывают музыканты, которые любят себя
больше исполняемых ими произведений,
которые в концертах прежде всего демон-
стрируют себя, которые — как товорят
режиссеры — играют «себя, а не роль».
Зак не из числа таких. исполнителей. Он
©. большим вниманием и бережностью от-
носится к авторской мысли, авторской
идее. Пианист легко проникает в автор-
ский замысел. Вспомним полное обаяния
исполнение ноктюрна Йз-то - и cis-moll-
ного скерцо Шопена, колоритное «оркест-
posoes исполнение «Афинских. развалин»
Бетховена-Либта, ‘тонкое ‘и благородное
листовской транскрипции
«Кампанеллы» Паганини. a

В своем последнем концерте Зак не
всегда мог увлечь аудиторию. В ‘его. игре
порой ощущалась внутренняя  скован-
ность. В чем причина этого?

Для того, чтобы слова актера прозвуча-
ли со. сцены просто, но вместе с тем убе-.
дительно, недостаточно их сказать; их
нужно. произнести, Исполнение   Зака ли-
шено «позы», полно целомудрия и скром-
ности. Но Зак порой впадает в крайность,
как бы боится необходимого для исполни-
теля, говорящего с эстрады перед много-
численной аудиторией, некоторого «актер-
ского преувеличения» (конечно, в преде-
wax художественного такта!). : Музыкаль-
ной речи Зака нехватает декламационной
выразительности. i

Исполнять — значит находиться BO
власти сильных внутренних эмоций и
вместе с тем неотступно подвергать эти
эмоции контролю; Нам думается, что этот
контроль — рационалистический — конт-
роль — занимает слишком большое место
в искусстве Зака и чрезмерно ограничи-
вает его творческую фантазию. ‚Один из
крупных актеров писал, :
исполнения работают два контрольных
‘аппарата: один, следящий за речью; же-

Яков Зак

стом, и другой, еледящий за впечатле-
нием, производимым на публику. Нам ду-
мается, — мы склонны это об’яснить не-
достаточной эстрадной опытностью арти-
ста, — что Зак еще не всегда владеет
вторым из этих «контрольных аппаратов».

Зак принадлежит к той категории ху-
дожников, которые постоянно растут, раз-
виваются и’ совершенствуются. Дальней-
шая концертная работа (не забудем, что
отчетный концерт являлся первым ‘кла-
вир-абендом Зака) несомненно явится для
него той школой, которая номожет ярко
расцвести его художественному дарованию:
Л. БАРЕНБОЙМ

_ Ифавь © COBECTECRMEXK детях

У. нас. очень мало. пьес о детях сталин-

ской эпохи, о советской школе, а имеющие-

ся пьесы часто не отвечают тем задачам,

‘которые стоят перед драматургией. «Сере-
‚ жа Стрельцов»

В. Любимовой — одна из
таких пьес. Она показывает жизнь школы
в кривом зеркале.

_`Тлавное действующее лицо пъееы — пят-
надцатилетний Сережа Стрельцов. Oz —
умный, честный, тлубоко принципиальный
юноша, стойко’ защищающий свои в  дей-
ствительности ошибочные взгляды. Он
очень симпатичен, — этот романтически на-
строенный подросток. Он не терпит лжи,
фальши. Он любит страстный, непримири-
‘мый тений Лермонтова, читает наизусть
«Мцыри», eee Но любит Лермонто-
ва он потому, что чувствует себя таким же
несчастным и одиноким, как этот поэт.

Сережа ‘окружен людьми, которые по
своему интеллекту ниже его. Все эти не-
далекие, нечуткие товарищи и педагоги не
понимают Сережу, разрешают cede сме-
яться и даже издеваться над ним, что еще
‘больше заставляет мальчика мучительно

переживать евое глубокое одиночество. И

`единственное, что еще
 ] вает Сережу, — это стремление соверитить

как-то поддержи-

сейчас` пока еще неведомый, но необыкно-
венный подвиг и потом умереть.

Какова же роль школы, педагогов, пио-
нерското коллектива’ в воспитании Cepe-
жи? Дают ли они верное направление стра-
стным, романтическим устремлениям детей

1 переходного возраста, когда все восприни-

мается чрезвычайно остро? Пьеса на эти
вопросы дает неправильные ответы.

Показывая товарищей Сережи /и педа-
 тогов серенькими, недалекими, плоскими
людьми, пьеса клевещет на нашу школу.
Правда, в Жизни советской ‘школы есть
немало недостатков, но она далеко не так
уж непривлекательна и невежественна, как
пытается ее изобразить В. Любимова. На-
пример, что представляют собою все това-
рищи Сережи? Левка, соуластник исклю-
ченных из школы за воровство детей, -по-
могает им обворовывать школу. Только к
нему более или менее доверчиво относит-
ся Сережа, но Левка использует это до»
верие и благородство, этобы скрыть своб

что во время.

уступил ‘место

Л

— Во

‹ В концертах лауреатов значительное ме-
сто, наряду с пианистами, заняли выступ-
ления скрипачей. Мы прослушали’ «могу-
чую пятерку» победителей конкурса им.
Изаи и обладателя большого скрипичного

дарования Фишмана. `: В их. лице на кон-
цертной эстраде ‘Большого зала встрети-

лись два поколения советских скрипачей.

Наше внимание . особенно ‚ привлекли вы-
ступления` представителей старшего поко-
ления: Давида - Ойстраха и Бориса Oum-
мана.

Для всех тех, кто все эти годы приз
стально следил за развитием концертной
деятельности `Ойстраха, ‘совершенно ясно,
что то место, которое он занял среди совет-
ских скрипачей, не случайно и не резуль
тат ‘счастливого стечения ` ‘обстоятельств,
как. это полагают некоторые, ‘а заслужено
им большой работой. Присущие Ойстраху
личные интеллектуальные качества, его об-
щая культура и разносторонность художе-
ственных интересов, конечно, во многом
способствовали его артистическому разви-
тию. От талантливого скрипача, — испол-
нителя виртуозных кунштюков и музы»
кальных безделушек, — к художнику ин-
терпретатору, вставшему в ряды лучиих
современных ‘скрипачей, — так развиваловв
мастеретво Ойстраха. Каким же был про-
цесс творческого роста. этого артиста?

В первые годы концертной деятельности
творческие устремления Ойстраха концен-
трировались в основном на исполнении
виртуозных произведений и репертуара
музыкальной миниатюры. Нужно сказать,
что в.исполнении этого репертуара Ой-
страх достиг большого совершенства. * Но

‘OH стал лишь «большим мастером на ма-

лые дела». Незначительность музыкально-
го содержания того. репертуара, который
исполнял Ойстрах, не могла не ‘наложить
отпечатка на самый стиль и манеру ero

‘игры. Его изящество исполнения переходи-

ло в легковесность; изысканноств звучаний
граничила с салонностью; превалирование
виртуозного начала приводило к пустова-
той «игре трудностями».

Дальнейшее беспечное увлечение изы-
сканной виртуозностью таило большие опа-

сности для Ойстраха-исполнителя. Ойстрах _

во-время понял, что от того, будет ли он
и дальше увлекаться чисто внешней вир-
туозностью, или же пойдет по пути углуб-
ленного. изучения различных стилей ком-
_позиторбкого творчества, ^ зависиг ‘его
судьба как художника. И Ойстрах-виртуоз
ОйФраху-интериретатору.
Его углубленная работа над классически-
ми произведениями Баха, Генделя, Моцар-
та, Бетховена и Брамса, расширив ero
художественные горизонты, принесла ему

(правда, не сразу) блестящие триумфы.

Вместе с тем она оботатила и «осеръезила»
его исполнение и в. жанре музыкальной
миниатюры. В исполнении ‹произвёдений
этого жанра исчезла излишняя TerkoBec-

ностБ и салонность. Виртуозность техники  .

получила более отточенный и законченный
характер. В звуке появилось больш»е раз-
нообразие красок, сочность и содержатель-
ность. i

Мы, конечно, далеки от того, чтобы при-
писать теперь Ойстраху-исполнителю  не-
кую «всеядность» и универсальность. Да-
же самые крупные интерпретаторы никог-
да не были всеоб’емлющими художниками,
которым все в равной степени одинаково
удавалось. Однако они никогда не замы-
кались в узкие рамки только им «с0звуч-
ного» репертуара. «Певец испанских тан-
цев» выдающийся виртуоз Саразате был
неутомимым пропагандистом новой музы-
ки. Благодаря его исполнению стали ши-

‘роко популярны до того никому неизвест-

ные произведения Сен-Санса («Рондо-кан-
риччио8о», «Хаванез» и 3-й концерт): «Ис-
панская симфония» Лало, концерты и
«Шотландская фантазия» Бруха. Крей-
слер не замыкается в рамки созданного им
жанра характерной миниатюры. Корто не
ограничивает свой репертуар только Шу-
маном и Шопеном, несмотря на, то, что это
верпгины его исполнительского. творчества,
итд. ит. п.

С еще большей тонкостью, изяществом и
поэтичностью исполняет сейчас Ойстрах

преступление. Дым настолько неумен, что
ничего не понял в «Мцыри». Мариша толь-’
ко перед докладом о Лермонтове «откры-
ла» великого поэта. Костя защищает в сво-
ем докладе вульгарный взгляд на Лермон-
това: «Вот и боролся ‘бы с царизмом, а сам
вместо этого пошел с барсом бороться».
Учительница Наталья Петровна показана
безтрамотным человеком, она соглалтается
со всеми вульгарными оценками творче-
ства великого русского. поэта. Дети так и
He знают — какова же роль Лермонтова в
борьбе с царизмом.

На жалобу Сережи — «Надо мной смеют-
ся» эта почтенная руководительница дает
весьма неумный ответ: «Они над всеми
смеются». ‘

Директор школы, не проверив подозре-
ний об участии Сережи в краже школьно-
го имущества, увольняет его из школы на
несть дней. Так пьеса в 1937 г. пропаган-
дирует одно из вреднейших извращений,
насаждавигихся реакционной педологией.
И вот Сережа не только отождествляет се-
бя с Лермонтовым, но и свое окружение—
с окружением Лермонтова, причем педа-
тог не возражает против такой аналогии.
Сережа зло отвечает издевающимея над
ним одноклассникам: «Если бы Мцыри
жил среди вас, он убежал бы от вас»,

Пьеса, по существу, утверждает, что на-
ша школа нёепособна обеспечить необхо-
димое воспитание таким детям, которые по
своей одаренности и интеллектуальному
развитию выше среднего уровня. Таких де-
тей, видите ли, наша школа калечит. Такие
же клеветнические утверждения, но в 60-
лее откровенном виде, пропагандировал
кинофильм М. Барской «Отец и сын»,
контрреволюционная троцкистская  сущ-
ность которого уже разоблачена.

В. Любимова ставит в. своей пьесе во-_
прос о героизме. Сережа на протяжении
трех актов пьесы намекает, что в СССР ге-
роизм невозможен. А в четвертом акте он
прямо заявляет: «Доктор, отчего мне рань-
ше ‘казалось, что в CCCP не может быть
теровв?»

Если верит автору, романтика — опас-
на, вредна для детей.

Пьеса эта обучает детей скверному язы-

ва скрип

Давид Ойстрах

Борис Фишман

музыкальные миниатюры. Оставаясв вир-
туозом исключительного класса, таланту

которого присуще, быть может, в большей

степени «чаровать», чем «волновать», до-
полняет он теперь эту характерную сторону
своего дарования интерпретацией клаесиче-
ской крупной формы. В истолкование клас-

сиков он вносит личную, своеобразную
лирическую «ноту», именно ему прису-
щую

Ойстрах как художник находится еще
лишь в начале своего пути. Неред ним сто-
aT глубокие, принципиальные вопросы ре-
пертуара. Ему нужно еше более смело и
энергично преодолевать рутину «устано-

Класс народной песни

По рёшению. Всесоюзного комитета по де-
лам искусств в программы музыкальных
дисциплин Московской государственной
консерватории включены специальные раз-
делы по изучению русской классики, ©0-
ветской музыки, а также музыкального на-
родного творчества. :

Консерватории предложено снарядить
несколько экспедиций в республики и края
для изучения музыкальной культуры
CCCP.

В Консерватории откроется специальный
класс народной песни и дополнительная
кафедра камерного ‘ансамбля. Руководите-
лем кафедры назначен проф. В. Нечаев.
Кафедра истории русской музыки реорга-
низуется в кафедру истории музыки наро-
дов СССР.
`В план исполнительской практики сту-
дентов и аспирантов Консерватории вклю-
чена организация 15—20 концертных вы-
ступлений на заводах. Вступительные по-
яснения к этим концертам будут делать
студенты историко-теоретического факуль-
тета а ие: в :

Деканом композиторского ‘факультета
Московской консерватории. назначен проф.
Р. Глиэр. Деканом историко-теоретическо-
то факультета — проф. Н. Гарбузов..

ку. Не говоря уже © косноязычии детей,
следует отметить неумение педагогов го-
ворить по-русски: «Докончи, ‹пожалуй-
ста», «Нечего было‘ вытаскивать записку
во время кружка», «После школы думаю
помочь-ему пойти по этой дороге» и т. д.

Невольно возникает вонрос, — & не яв-
ляется ли ошибкой то, ‘что порочную пьесу
сегодня показывают десятки театров?

«Сережа Стрельцов», к сожалению, не
единственная порочная пъеса о детях и
школе. Драматург В. Поташев в «Аттеста-
те зрелости» во многом повторяет ошибки
В. Любимовой. Но есть и различие меж-
ду ними, Например, герой пьесы Поташева,
не романтик, а мрачный индивидуалист,
способный на подлость по отношению к
своим одноклассникам, а властителем дум
юного героя является Шопенгауэр. Все
остальные положения — характеристика
школы, педагогов, родителей — совершен-
но одинаковы. 1

Пьесы, подобные «Сереже Стрельнову»,
‘искажают облик наших детей, клевещут на
юное сталинское поколение. Живописуя и
не развенчивая ложную романтику, они
об’ективно пропагандируют ее, превращая
Сережей в героев, якобы достойных ‘подра-
жания.

Теме романтики и тероизма драматург
ТГайдовский посвятил свою новую. пьесу
«Ясно вижу», премьера которой на-днях
показана в Госцентюзе.

Героем этой пьесы является честный,
умный, смелый, полный кипучей энергии
мальчик Шура. Он мечтает побывать в
экзотической Аргентине, мечтает об откры-
тии новых земель и, чтобы осуществить
эти мечты, убегает от родителей и тайком
пробирается на парусное судно «Комсо-
молец>. ;

Пьеса осуждает родителей, которые нё
занимались воспитанием сына, не помогли
Шуре найти правильную линию жизни. Но
в 10 же время автор допускает большую
ошибку, уклонившись от конкретного от-
вёта на мучающий Шуру. вопрос, — ‘как
же быть и что делать дальше? Ведь в та-
ких случаях нельзя считать исчерпываю-
щими советы взрослых — хорошо учиться.
Ведь и до побега ив дома Шура хорошо

` имеются здесь у Ойстраха — говорит его

ворили вместе с тем о недостатке подлин-

и другом случае они оказывают плохую
услугу делу коммунистического воспита-

Лев Оборин

Первый советский лауреат, завоевавший
на первом шопеновском конкурсе в Варша-
во первую премию, в шутку называемый
«дедушкой советской лауреации», 30-лет-
ний профессор, Московской консерватории
— Лев Оборин дая 27 сентября свой кла»
вир-абенд в Большом зале Консерватории.

борин — один из самых популярных В
Союзе пианистов. Дарование ето удивитель-
но гармоничное, светлое, жизнерадостное;
пегкость, с которой он преодолевает музы-
кальные и технические трудности любого
произведения, поразительна. Под влиянием
его музыки мысли текут легко и свободно,
морщины разглаживаются, забот как буд-
то становится меньше. Во всем облике 060-
рина есть’ что-то, что хочется определить
словами: «баловень судьбы». Таких балов-
ней публика в свою очередь балует и тянет-
ся к ним, как все живое тянется к теплу И
свету. .

Главное достоинство Оборина в том, чта
он превосходнейший музыкант, что вся му*
зыка для него открытая ясная книга, NO.
нятная и близкая от начала до конца. Но-
этому игра его полна здравого смысла, той
простой, ненавязчивой, убедительной лотгн-
ки, которая свойственна всякому, кто. «н6
мудрствуя лукаво», излагает мысли по су-
ществу, не нуждаясь в риторических вы-
вертах и выкриках.

Так играть может только пианист с ком»
позиторскими данными, и, действительно,
у Оборина они есть. Доказательством этому
служат его ранние произведения, соната и
фортепианные пьесы, в которых наряду
с юношескими преувеличениями имеется и
подлинная творческая выдумка, изобрета-
тельство. Остается только пожелать, чтобы
Оборин не дал заглохнуть этому дарованию.
= 8 пра Оборина подкупает прежде
всего та же свобода и непринужденность,
которая свойственна его композиторскому
мышлению. Чувствуется, что мастерство его
далось ему легко, что большая пианистиче-
ская работа в годы учебы и богатой концерт-
ной практики была для него радостным,
творческим трудом.

Несколько лет назад иногда казалось,
что Оборин уж слишком доверяет своему
таланту, что легкость, с. которой он играет,
сдобрена некоторой порцией легкомыслия.
Появлялась иногда небрежность, даже не-
которая слащавость трактовки, несовмести-
мая с характером его музыкального и вир-
туозного дарования.

Послелний концерт доказал, что и это
заблуждение молодости им благополучно
изжито. Сейчас Оборин зрелый мастер, ни-
сколько не утративший свежести и обая-
ния молодости. :

Программа концерта 27 сентября вклю-
чала ряд произведений, которые особенно
хорошо удаются пианисту. Надо быть на-
стоящим художником, чтобы так проникно*
венно и просто сыграть переход от Н-диг“
ных вариаций к чудесному возвращению

ача

вившихся» концертных программ, не бо-
яться дальнейшей критики своих худоке-
ственных успехов. А какие возможности

глубоко прочувствованное исполнение (на
последнем концерте) «Баллады» компози-
тора Компанейца. Показательно, что 0й-
страх оказался пока вообще единственным
скрипачом, сыгравшим ‘произведение со-
ветского композитора. «Баллада» Компа»
нейца — произведение, написанное с боль-
шим настроением, прекрасным знанием
и чувством инструмента, богато содержа-
тельными музыкальными мыблями. Эту
вещь вскорб заиграют весе скрипачи. Иенол*
нение этого произведения принесло Ой-
страху, быть может, наибольший художе-
ственный успех в последнем концерте.

Скептикам, многозначительно кивающим
на достижения скрипичного искусства За-
пада, мы можем с гордостью ответить — у
нас есть Давид Olicrpax.

Если Ойстрах нашел в себе силу и энер-
тию для пересмотра своих творческих
принципов, то того же нельзя сказать, к
сожалению, о Борисе Фишмане, который
наряду е Ойстрахом является крупнейшим
талантом среди советских скрипачей.

Последнее выступление Фишмана еще
раз подтвердило, что он все еще находится
в плену «эффектной» виртуозности и по-
верхностных музыкальных интересов. Про-
слушав Фишмана в концерте Мендельсона,
невольно как-то вспоминается его же ис-
полнение концерта Чайковского на кон-
курсе в Персимфансе в 1929 г. Это исполне-
ние было прекрасно по мощи, блатородству
и виртуозному блеску игры. Игра Фишма-
на оставила тогда настолько сильное и‘глу-
бокое впечатление, что хотелось сказать:
«Вот пришел скрипач, который скажет но-
вое слово в скрипичном искусстве». Чув-
ствовалось, что стихия Фишмана —_ это
интерпретация значительных музыкальных
полотен. Большой размах и тяготение к
крупной линии как-то органически соче-
талось с сочным, певучим звуком, здоро-
вым, волевым темпераментом, «крупно-
стьюу техники. Но после этого триумфа на
конкурсе мы ничего подобного уже не
слышали от Фишмана. Он замкнулся в уз-
ком кругу нескольких произведений, кото-
рые играл повсюду, и по радио, и в сбор-
ных концертах. Это‘были «Прёлюд и алле-
гро» Пуньяни-Крейслера, концерт Виваль-
ди, 24-й этюд Паганини.

В продолжение ряда-лет он не давал сё-.
мостоятельных концертов в Москве, От-
дельные эпизодические выступления Фит-
мана заставляли тревожно смотреть на его
дальнейший путь. Его собственная каден-
ция к концерту Мендельсона и обработка
24-го этюда Паганини, наглядно свидетелБ-
ствуя о большой творческой фантазии, го-

ного. художественного вкуса.

Отраниченность ° репертуара, отсутствие
больших художественных стремлений при-
‚вели к измельчанию игры Фишмана, в су
жению масштабов его дарования.

В последний год Фишман стал обновлятв
свой репертуар, но и сейчае он. упорно об-
ходит произведения Моцарта, Бетховена,
Брамса. И если в отдельных деталях игра
Фишмана и прогрессирует, то это кабается
таких второстепенных моментов, которые
не могут изменить нашего впечатления ©
деградации мастерства. Великолепные
скрипичные достоинства игры Фишмана,
равно как и его темперамент исполнителя,
привлекают слушателя. Но пусть Фишмана
не вводит в заблуждение успех у публики.
Самая виртуозность Фишмана  трубеет.
Фишман не сможет вырваться из «пороч-
ного» круга технического лихачества и на-
думанной чувствительности, если он не
пересмотрит своего отношения к «функ-
ции» музыкального произведения, которое
пока что служит ему лишь для демонстра-
ции своих виртуозных возможностей.

Хочется верить, что огромный талант
Фишмана, его мощная эмоциональная сти-
хия и общая мужественность стиля, столь
захватывающе  действовавтние ранее на
слушателя, вновь вернут Фишмана на путь

большого искусства.
И. * ЯМПОЛЬСКИЙ

НОЕ

Лев Оборин

темы в №-то  в конце. вариаций ПТубертя*
Таузига. С исключительным под’емом про-
звучала ликующая кода баркароллы Шоне-
на, полны очарования, как всегда, были.
его мазурки Шопена. В исполнении «@по-
шеп Весеп» («Хоровод гномов») и особен-.
но труднейшего этюда «Еепх-{0Пефз» («Блу-
ждающие огни») Листа пианист обнаружил
несравненный виртуозный блеск; голово-
кружительный темн в соединении с легко-
стью и прозрачностью был здесь как нель-
зя более уместным и ничем не походил на
трюкачество циркового акробата. 2-я рап-
содия Листа, это набившее оскомину про-
извеление, прозвучала свежо и интересно,
благодаря техническому совершенству,
большому темпераменту и превосходному
чувству меры. Хотя Оборин и не подчерки-
  вал так, как это делал Альфред Корто, де-
кламационный нафое первой -части, хотя
безудержный разгул финала и не выходил
за рамки дозволенного, тем не’ менее испол-
нение рапсодии было в высшей степени ху-
дожественно и лишено того налета еэлон-
ности, который придают ему некоторые вир-
туозы, недостаточно чуткие в духу народ-
ной музыки.

Чего же‘пожелать еще в будущем Льву
Оборину, отличному музыканту и виртуо-
зу, обаятельному художнику, превосход-.
ному педагогу Московской консерватории?
Говорят, что от добра добра не ищут, но
верно и то, что лучшее есть враг хорошего. .

остоянный художественный рост 0бо-
рина свидетельствует о том, что артистиче-
ский путь его еще далеко не закончен.
Хочется пожелать ему некоторой большей
интенсивности исполнения, в отдельных.
эпизодах больше страстности, душевной
напряженности. Звук его, чарующий в.
рапо и в динамике среднего напряжения,
в большом !оге и ТюгЫззНпо не обладает
еще достаточной глубиной и полнотой.
Светлое, радостное, веселое начало преоб-
ладает в его исполнении, и это хорошо, -
и мы ему за это благодарны.

Но ведь и трагическое искусство, искус-
ство Эсхила, Шекспира, Бетховена, -Вагне-
ра не менее жизнеутверждающее. искусство,
чем все, что было создано самыми «евет-.
лыми» гениями человечества, «божествен”
ными» Рафаэлем, Моцартом, Россини...

учился, много читал, был первым физкуль-
‘турником, но побег, тем не менее, состоял-.
ся.

Автор заставил капитана корабля в при-
сутствии всей команды заявить одиннад-
цатилетнему Шуре: «Тебя, Каратаев, влек-
ли героические поетупки... Твои подвиги
окончились тем, что ты оказался с Арсень-
евым (шпион, диверсант)... Твои подвиги
окончились тем, что погибла Вава Лар-
ченко». Такая отповель романтическим
стремлениям Шуры и обвинение его’ в ги-
‘бели Вавы (в действительности Шура в
этом не -виноват) тлубоко порочна и
толкает его на еще более рискованные по-
ступки в дальнейшем. Ведь горячую ро-
мантическую голову жаждущих подвига
детей не `удастся` охладить предложением.
пить валерианку, как это рекомендуется в
пьесе «Сережа Стрельцов», или рыбий жир,
как в «Ясно вижу». :
Уклоняется от ответов на этот же вол:
нующий многих детей вопрос и пъеса
«Изумрудные берега» С. Розанова. В этой
пьесе Валя и Костя, находясь в пионерском
лагере, готовятся к побегу в Испанию, `что-
бы участвовать в борьбе с фашистами. Но
побег не состоялся, и ребята вынуждены

отказаться от мысли о нем, решив остать- МУЗЫКАНТ
ся в СССР. Пьеса не показывает, почему —O—
ребята, решили бежать, и что конкретно они

намерены делать в дальнейшем. И естест- КОНЦЕРТ

МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

В программу советской музыкальной де
кады Государственная филармония вклю.
чает один концерт Московской консервато-
рии. На этом концерте будут исполняться
преимущественно сочинения студентов И’
педагогов Московской консерватории.

венно, что педагоги, родители и пионерская
ортанизация попрежнему будут невнима-
тельны к мальчикам, не смогут помочь им
найти правильное решение волнующих их
вопросов.

Все эти пьесы свидетельствуют о том.
что драматурги еще плохо знают жизнв де-
тей. школы, их достоинства и недостатки.
И не случайно, что авторы в поисках за-
нимательных сюжетов, острых ситуаций
преувеличивают роль случайного, единич-
ного явления и извращают нашу действи-
тельность. Или, запутавшись в своих до-
сужих рассуждениях, уклоняются от-убе-
дительных и правильных ответов ня во-
просы, волнующие многих детей. И втом

КОНКУРС
ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
ЭСТРАДНОГО ЖАНРА

Всесоюзный комитет по делам искусств
предложил управлению музыкальных уч-
реждений провести весной 1938 г. конкурс
исполнителей эстрадного жанра (пение,
‘чтение, танцы), а осенью 1938 г. — конкурс
исполнителей камерного нения и народных
Becen CCCP,

ния детей.
‚И. БЕЛЕЦКИЙ