Е ни. Струнников. «Нина Камнева».

осо

УДАЧА

test =
° В тазетных сводках «Сегодня в Теалрах»
‘или «Куда пойти» вы не найдете названия
этого театра. В прессе очень редко упоми-
нают о нем. Сюда не Часто заглядывают
мастера, искусства, которые могли бы по-
мочь театру серьезной критикой, советом.

«Самодеятельный театр клуба Наркомата
обороны СССР» возник ‘тринадцать лет
‘назад. В ето составе — командиры и члены
их семей, отдающие театру свой досуг.

Театр установил тесную связь 6 Цен-
тральным тезтром Красной Армии. Режис-
серы ЦТКА руководили работой самодея-
тельного коллектива, И именно благодаря
тому, что коллектив подошел 00. всей
‘серьезностью к своим задачам, он сумел на-
днях показать спектакль, которым вправе
тордиться, — «Последние» Максима Горь-
кото. Очень сложная пьеса прозвучала в
исполнении актеров самодеятельного тедт-.
ра правдиво, свежо, волнующе.

Успех спектакля в значительной степени
обусловлен правильным пониманием цен-
тральной роли Ивана Коломийцева А. Hi.
и, показавшим всесторонне это-
го дворянина, пошедшего служить в поли-
цию, взяточника, подлеца, тирана, Уже ©

первого. появления Ивана на сцене, когда из.

столовой доносится ero громкий и грозный
10106: «Почёму меня никто не встретил? »,
чувствуешь, что это вошел деснот, привыв-

ший к безоговорочному подчинению ©воей

воле, жестокий, сапогом своим топчущий
Зеловеческие жизни. И в то же время чув-
ствуешь, что в жизнь 610 BOZO BENTO но-
вое.. «С тех пор как я не служу, — цена
мне упала в валгих глазах», — вынужден
он признать, а когда Люба заявляет ему.
что он не имеет права говорить ей тру-
бости, он растерянно оглядывается: «Это —
это новость». После того; как на жизнь по-
лицейместера Ивана Коломийцева было
произведено покушение и газеты стали пи-

базь о нем, как о бесчеловечном сатрапе, By

семье его впервые встал вопрос — кто он
такой. Этот вопрос задают себе дети, этот
вопрос ставит его жена. А. Н. Дубницкий
‘сумел своей игрой дать убедительный Ot
вет на этот вопрос. Мы чувствуем, каков он
там у себя, в полиции. Ноломийцев ничто-
жен и труслив, и мы видим это в сцене его
свидания с матерью ложно обвийенного
Соколова, проведенной А. Дубницким ©
полным чувством меры и такта.

Трудную роль Софьи В. П. Попова ис-
полнила сдержанно и ровно. Наиболее
удачно проведены ею диалоги с Яковом, в
которых она подкупает своей простотой,

Меньше  всего удовлетворяет образ Якова,
созданный Ф. А. Черемшанским. Нет у не-
го красоты чувств, пусть беспомощных и
бессильных, которыми наделяет его. автору
он не возбуждает ни симпатий, ни сочув-
ствия.

Но в целом спектакль — большая удача
самодеятельного коллектива и режиссеры
А. Л. Шале. Спектакль был заслуженно
премирован на горьковеком смотре самодея*

тельности.
М. ГРУШИН

Решин _
и   ONCTOM

Толстой имел большое значение в жизни
и творчестве Репина. Можно говорить не
только о знакомстве двух великих русских
художников, но и о серьезном влиянии Тол-
стото на Репина в 80-6 годы.

Репин уже в 1874 г был основательно
знаком с произведениями писателя; об этом
свидетельствует Стасов, писавший Толето-
As «Мы с Репиным до страсти любили
«Войну и мир», «Детство и отрочество», «Се-
вастополь», «Поликушку», рассказы из «Аз-
буки» и пр. Даже я послал ему в Париж в
1874 в. всё Ваши 8 томов и он В то время
только одними ими из всего русского и 06’
едался. Он вам отвел такое ни с чем несрав-
нимое место в ‘душе своей, что тогда ‘уже
нельзя писать портрет, который не будет
нечто совершённо необычайное».

Знакомство Репина с Толбтым состоялось
9 октября 1880 №. в Москве в мастерской Ре-
пина, когда он работал над «Запорожцами»,
Ренин был взволнован этой встречей 6 пи-
сателем; — его рассуждениями и «бесо-
щедными приговорами отжившим формам
ЖИЗНИ».

«Сидя иногда перед начатой мной карти-
ной, он поражал меня совершенно неожи-
данными и нвобыкновенно оригинальными
замечаниями о самой сути, освещая вдруг
всю мою затею новым светом, прибавляя жи-
вотренещущие детали в главных местах, и
картина чудесно. оживлаялась, чувствовался
огонь гениального художника, Такое же дей-
ствие производил он и на товарища моего
Сурикова, который жил по соседству;
встретившись 6 ним и сообщив друг другу

замечания Толотого, мы чуть не лезли на.

стену от восторга, — так он нас подымал»,

Репин усердно выполнял указания Тол-
стого.

Отметив на выставке картину Репина
«Николай Мирликийский» ик похвалив за
илею, Толстой в то же время был неудовле-
творен выполнением ев: «Вся картина без
фокуса и все фигуры ползут врозь». В ва-
ризнте 1890 г. Репин значительно резче вы-
деляет центральную фигуру Николая, под-
чинив ей всё остальное. «Для меня, — ни-
бал Репин, — духовная атмосфера Льва Ня-

® Данная статья — часть приготовлен:
ной к печати работы на тему «Репин и Тол-
стой».

роических не только но названию, но и но

Последние годы принесли ряд крупных

ву. Ворьба с формализмом и с рапмовоким
упрошеннеством ‘дала благоприятные ре-
зультаты, Советские композиторы создали
яркие, талантливые произведения, многие
из: них an приобрели большую популяр-
ность. Но перед воветовой музыкой стоит

из важнейших является создание монумен-
тальных произведений, которые дали бы
яркое отражение минувших революционных
битв и нашей ‘сегодняшней героической
борьбы, ; Fa SERS
ежду тем рождение нового монумен-
тальното героического стиля происходит по-
ка медленно, Не случаен тот факт, что во
многих советских операх написанных на
тероические сюжеты, лирика явно преобля-
дает над героикой. В других сочинениях
(симфониях, ораториях) героика нередко
подменяефея внешней парадностью, прес-
вой, казенной торжественностью.
У нас еще очень мало произведений, ге-

своему музыкальному содержанию: Вудем
надеяться, что этот пробел восполнят нро-
изведения, готовящиеся к юбилейным тор
жествам. Число их весьма значительно. Ко
дню величайшего праздника трудящихся
советские композиторы пишут новые опе-
ры, симфонии, кантаты, пебни. Некоторые
произведения уже закончены и будут ис-
полняться в ближайшее время в концертах
Московекой филармонии, ее

В первом концерте, состоявшемея 1 ок-
тября в Большом зале Консерватории, иос-
полнялась на ряду с другими произведе-
HUAMH советских композиторов «Героиче-
ская оратория» Юдина.

Ленинградский композитор Юдин в пос-
ледние годы написал три крупных. произ.
ведения ораториального типа: «Реквием па-
мяти Кирова», «Кантату о весне и радости»
и «Героическую ораторию». «Реквием памя-
ти Кирова» исполнялся в Москве в прош-
лом концертном сезоне и произвел сугубо
отрицательное впечатление. Чувотвовалось,
что композитор поставил перед собой зала-
‘чу, явно непосильную. Музыка «Реквиема»,
крайне бледная, эклектичная, He мозла за-.
хватить слушателя, Создавалось резкое про-
тиворечие между идеей произведения и му-.
зыкально-выразительными приемами, в но-
мощью которых композитор тщетно пытал-
ся передать чувства ‘народа, потрясенного
предательским убийством незабвенного TOr
варища и вождя. ое о

В основе «Героической оратории» лежит
тема, още более ‘ответственная. Какой огром-
ной творческой силой, каким исключитель-
ным, мастерством нужно обладать для того,
чтобы воплотить в художественных образах
жизнь вождей мировой революций! Юдин

побед советскому музыкальному, творчест-.

вще немало неразрешенных задач. И одной.

СОВЕТСКОЕ

подошел, к разрешению этой
стимо легкомысленно. ^
Начну с литературного текста. Мы чарто
возмущаемся безвкусицей песенных  текс-
тов. Тем более высокие требования следует
пред’являть к тексту такого монументаль-
ного произведения, как оратория. Между
тем литературной основой «Героической
оратории» Юдина является монтаж, в кото-
ром фрагменты из великих исторических
документов чередуются с очень бледными и
обрывочными фразами, зачастую лишениы-
ми образности, яркости. Похоже, что текот
оратории писал человек, совершенно равно-
душный и к теме и к самому произведению.
Теперь о музыке. «Героическая оратория»

темы недопу>.

об известном техническом умении Юдина.
Композитор добивается порой очень мощ-
ных, <капитальных» звучностей. Но физизе-
ская сила звучания, придавая произведе-
нию внешнюю величественность, импозант-
ность, не может замаскировать бедность
музыкальных мыслей комповятора, Его ме-
подии, зв редким исключением, крайне ба-
нальны, гармонии пресны и бесцветны, рит-
мы вялы и ординарны, В произведении от-
сутотвует динамика симфонического разри-
тия, оно звучит статично, вяло.

Несколько лучше начало оратории, Так,
например, вторая часть, рисующая эпоху
гразкданской войны, сравнительно неплоха.
В ее музыке есть драматическое движение,
контрасты, Но уже следующий за второй
частью хор а сареПа крайне бледен. С тру-
дом веришь, 410 композитор хотел здесь пе-
редать трудовой героизм первых дней мир-
вого строительства. Натянуто и фальшиво
звучит и весь траурный энизод, посвящен-
ный емерти Левина. И

водит следующая часть оратории. — «Илят-
ва Е Характерное для всего пройз-
ведения Юдина противоречие между герои-
‘ческой темой и музыкой, тусклой и лишен-
вой подлинного пафоса, отулщается здесь
особенно сильно. Хор поет огненные слова
Сталина, клянущегося от лица всей пар-
тии, всего трудового народа выполнить свя-
щенные ваветы Ильича, —отненной, захва-
тывающей должна быть здесь музыка.
Юдин же пытаетея чисто физической мо-
зиью звучания скрыть свою полнейшую Gec-
TOMOMHOCTS B разрешении задачи. Heyate-
ли же композитор неё чувствует, что ето
банальные мелодические образы, пресная,
статичная, порой даже явно церковная гар-
мония, в сочетаний со словами о верности
партии, 6 диктатуре пролетариата, иро-
изводят впечатление нестерпимой фальши,

Не смог Юдин передать и тероики наше-.
16 прекрасного сегодня. После длинного и
малойнтересного хора, повествующего о Ha-
шой борьбе «за землю, за труд», следует

-— ИСКУССТВО:
Ilopareenne RoOnmmoOsmTrapa

так же, как и «Реквием», свидетельствует.

На весьма серьезные размвииления на-

большой эпизод, рисующий колхозные по-
ля, выдержанный в идиллических, безмя-
тожно радостных тонах, Слушая эту музы-
ку, скорее представляешь себе «Tommy. Be-
селых берендеев», чем многомиллионный,:
тотовый к труду и обороне советский народ.

«Героическая оратория» страдает отсут-

бледностью музыкально (выразительных
приемов. Последнее обстоятельство тесно
связано с одной серьезной болезнью, кото“
рой подвержен не только Юдин; но и не-
которые другие советские композиторы.
Эта. болезнь — эклектизм, отсутствие ево-.
его яркого индивидуального стиля. Ни в
«Реквиеме», ни в «Героической оратории»
мы не найдем подлинного новаторства. А
‚между тем каждый большой советский ху-
дожник должен быть новатором в истинном,
высоком значении этого слова. О новых
людях и их делах нужно говорить новым
Гязыком. i

B opere этой проблемы важно коснуть-
(Of вопроса о старых художественных тради-
циях и их значении для советского твор-
чества. Бесспорно, что развитие советской.
музыки должно использовать наследие. му-
выкальной ‘культуры минувших энох. Но,
во-первых, преемственность отнюдь не есть
синоним подражания, эпитонства, а, во-вто-
рых, следует отличать старое, но творчески
жизненное от устарелото, умершего; Tax, B
области симфонизма советские композито-
ры будут отталкиваться от величественных
традиций Бетховена, Чайковского, а не
Раффа или Фолькмана, Но не ясно ли, что

эмоционально рыхлая ^и пресная музыка

`«Героической оратории» Юдина по своему
стилю гораздо ближе к Бортнянскому, чем
is Tengen. я

Нельзя, конечно, в принципе возражать
‘иротив ‘создания произведений, охватыва-
ющих целую эпоху, рисующих ряд вначи-
тельнейших событий. Но все же было бы
‘лучше, если бы композиторы более трезво
расценивали свои силы,
В «Героической оратории» Юдина согля-
‚сно ‘авторскому замывлу должны получить
отражение и Октябрьская революция, и гра-
жданокая война, и смерть Ленина, и соцаа-
‘листическое строительство, и счастливая
Колхозная жизнь, Нужно быть Геркулесом,
чтобы поднять зараз всё эти темы, И. не луч-

ше. было бы, ‘еслиб Юдин поставил перед.

собой вадание, не столь огромное?

ое прошлое дают советским композиторам
бесчисленное множество благодарных тем,
из коих каждая может лечь в основу само-
стоятельного произведения. «Героическая
оратория» же — произведение антихудоже-
отвенное и фальшивое — свидетельство бе-
зответственности автора,
Л. ДАНИЛЕВИЧ

ВтФ руководит шенусетвем = Татарии

Искусство орденоносной Татарии подни-
мается. Выросла сеть театров в’ городах
и на селе, развивалось народное творче-
ство. В Казани строится большой татар-
ский оперный театр, о каком в прошлом,
конечно, нельзя было и мечтать.
этот рост: искусства был бы еще

значительнее, если бы не вредительская.

работа буржуазных националистов. Люди,
засевшие, было, у руководства’ художест-
венной культурой республик Bereaun,
Юсупов, Абдулин и др., — вели активную
вредительскую. работу, разлагая театр, ме-
шая созданию кадров, тормозя развитие
татарского самодеятельного искусства.

Они протаекивали на`оецены колхозных.

театров контрреволюционные пьесы, как,
например, «Пожар» Р; Шимуратова, вос-
хвалявший кулацко-бухаринокую теорию
«обогащайтесь». Они распространяли на-
оквили Г.`Кутуя, главаря в своё время
ликвидированной контрреволюционной
труппировви «Джидиган», и Е.

& сцене татарското академического те-
atpa в Казани при попустительстве быв-
ших руководителей обкома партии стави-
лись враждебные,  антихудожественные
«произведения» Н. Исанбета (‹Миркай
блян Айсылу»), Ф. Сайфи («Зубаржат»),
‘направленные против стахановского дви-
жения. В то же время вредители консер-

вировали пьесы даровитых татарских дра-
матургов. Так, они два года не выпуска-

ли в свет пьесу Газиза Иделле «Давлят.

Вадриев», се успехом идущую сейчас на
сцене, 3
- Немало вреда нанес искусству Татарии
сидевший в. Госиздате ТатАССР «консуль-
тант» Анас Камол, Он. не пропускал” пьес
татарских драматургов. ;

Вся эта банда вредителей разоблачена.
Необходима серьезная работа всех худо-
жественных организаний по ликвидации
последствий вредительства. Но в состоя-
ний ли вести эту работу Комитет по де-

лам искусств Татреспублики, во главе ко-.

торого стоит Яушев?

Яушев был связан с вражескими эле-
ментами. Он попустительствовал вреди-
телям, пассивно относилея к безобразиям,
которые происходили и происходят у него
на глазах. м
` Закрыт театральный музей, распущен
Чистопольский колхозно-совхозный театр,
совершенно развален Татарский театраль-
ный техникум.”

Ликвидирован под предлогом недостат-
ка средств татарский рабочий передвиж-
ной театр, пользовавшийся большим успе-

по делам искусств Татарии совершенно
забыл о ней, между тем там далеко не
все благополучно. Многие студенты тата»
ры, не доучивиись, тастролируют. по го-
родам Союза. ` Огромные средства отпуска-
лись бездарным композиторам, которым не
по силам задача создания татарской му-
зыки. Бывший директор студии Тухва»
туллин, которому была поручена подго-
товка музыкальных кадров Татарии, окон-
чательно развалил это дело. -
_ Начался театральный 06з0н в Казани.
Зрители с нетернением ждут новых поете»
новок, Их нет. Руководители театров все
еще думают о том, что ставить. :
‚. Третий год Казань ждет окончания pe-
монта кинотеатра «Уннон». Но вредители
постарались затянуть ремонт до бесконеч-
ности. Комитет по делам искусств Тата-
рий широковещательно рекламировал свою
новую идею: создание республиканского
хора. Для руководства хором пригласили
сомнительного человека Витта,
Все эти факты с очевидностью свиде-
тельствуют о том, что’ люди, возглавляю-
щие теперь Татарский комитет по делам
искусств, и прежде всего начальник ко-
митета Яушев, не могут руководить иску

хом у трудящихся татар. ством, :
При Московской консерватории сущест- Н. МУЛЛИН, Д. ИРТУГАНОВ
Byet татарская оперная студия. Комитет! Казань,
99$ : oe

«Толстой пашущий». Неопубликованный рисунок И; Е. Репина. 1887 г.

`колаевича была одуревающей, захватываю-

щей. При нем, как ватипнотизированный, я
мог подчиняться только его воле. В его пря-
сутетвии всякое положение, высказанное
им, казалось мне бесспорным».

06 этом влиянии писателя Репин выска-
зывалея неоднократно. Так, в небпублико-
ванном письме его к Т, Л. Толотой-Сухоти-
ной в 1895 г. он писал: «При одном воепо-
минании о Ясной, сейчас нахлыинет целый
рой веселых, умных, интересных воспоми-
наний. Праздничная, с большим под’емом
духа жизнь свила там себе гнездо, привле-
кают к себе все яркие идеи света, разума
и трепета жизни и оттуда острыми лучами,
далеко, по всей земле нашей светит, corpe-
вает, & иных поражает, как стрелами мол-
НИИ»,

Именно в этому периоду (1887 г.) отнобит-
ся репинский портрет Толстого в кресле ©
книгой. Перед нами писатель с необычайно
проницательным, зорким и глубоким вагля»
дом. Эти же влияния видны и на прекрас-
ной в живописном отношении картине
«Толстой на палинё».

Вот как создавалось это произведение: Ре.
пин стоял на пригорке в то время, когда
Толетой пахал. Работать было неудобно, но
Репин не решался прервать Толотого. «Я
проверял только контуры и отношения, в6-
личины фигур, тени после в один момент.

Приходили нередко крестьяне яснополянцы,

сняв шапки, кланялись и проходили, как бы
не’ замечая подвига графа. Но вот труппа,
должно быть дальние. Мужик, баба и под-
росток ‘девочка. Остановились, и долго, дол-
то стояли. И, странное дело; я никогда в
жизни не видал яснее выражения ироний На
крестьянском простом лице, как у этих
‚ проходящих». — о

Ренин острым взтлядом художника заме
чал выражение иронии на лицах крестьян,
но не отдавал себе’ отчета в ее причине, от-

носясь в работе Толстого, как к подвигу. В
этом произведении, как и в рисунке 1880 г.
«На косьбе», Толстой изображен крестьяви.
ном. :

В произведении 1891 г. «Толстой на мо-
литве» Репин дал уже образ ‘писателя, как
мудреца. Это период наибольшего увлече-
вия Репина философией Толстого. Толстой
на этом портрете — опростившийся, босой,
погружен в размышление, взтляд его не ка-
блюдает, ве пронизывает зрителя, как преж-
де, а ушел вглубь. Фигура сохраняет вели-
чавость,

«,. Han Ob HE ees этот гитант, —
писал Репин Т. Л. Сухотиной в 1891 г, —
какими бы бренными лохмотьями ни при-
крывал. свое ieee тело, всегда в нем ви-
ден Зевс..» Подражая Толстому той поры,
Репин восхвалял красоту самоотречения,
как высшую красоту, и, повторяя мысли
Толстого о художественном творчестве, рас-
ценивал свою деятельность художника кав
забаву.

В речи, произиесенной в 1916 г, Репин
прямо называл Толстого «подвижником до-
бродетели». Он покавал его на портрете
1912 г. «праведником», озаренным светом с
неба, со взором, устремленным вверх. Тако-
ва эволюция образа Толетого в портретах
Репина. -

Иллюстрации Репина к’ произведениям
Толстого также подтверждают влияние тол-
стовства на Репина в определенный: перя-
од. Репин в ту эпоху иллюстрирует расска-
зы определенной направленности («Чем лю-
ди живы». «Художники» Гаршина ит. д.)

` Толстой еще до личного знакомства заме».

тил молодого художника Репина, Он писал
  Стасову в 1878 г.: «Жару в Репине больше
всех», в 1885 г, — «я всегда любил его», В
1887 г. — «я высоко ценю и сердечно люблю
Репина» и т. д. Известен отзыв Толстого
о картине Репина «Иван Грозный». Толстой

понял тайную мысль Репина, заклеймив-
‘шего самодержавие, и хвалил за это худож-
ника. ‘ х

Конец 80-х и начало 90-х годов — период
наибольшего увлечения Репина Толотым-
мыслителем, проповедником. Однако Репин
никогда нё был ортодоксальным последова-
телем толетовотва, Он шел мучительным пу-
тем иоканий и сомнений. Он отказался от
вегетарианства, от борьбы с «земными: стра-
стямиз, В 1891 г. он писал Татьяне Львове
Сухотиной: «К аскетизму я не способен,

изнь так прекрасна, широка, разнообраз-

на, меня тав восхищает природа и дела че-
‚ловека, искусство и наука, колоссальные де-
ла силами природы. Стоит постоять близко
поезда, когда пролетает? мимо вас этот ура-
тан железа и пара. Что может противостоять
этому двуглазому, сказочному зверю?»

Особенно трудно было принять Ренпину
взгляд Толстого на художественное творче-
ство — как на баловство, забаву, заманку.
Еще в 80-х годах у них шли разговоры из
эту тему: «Помню я... как однажды в Моск.
BG... мы заговорили об искусстве, и я тогда
упрекнул Льва Николаевича в том, что он
оставил свои художественные работы и но-
святил себя религиозным вопросам. Л. Н.
Толотой выслушал меня и сказал: «Все эти
упреки напоминают мне положение пахаря,
который, собираясь пахать огромное поле,
слышит крик, — что ты собираешься делать,
ведь ты своей работой испортишь полевые
цветы,»

В 1895 г. Репин писал Татьяне Львовне
протестующие строки; ‹..Надобно завры-
вать глаза или говорить неискренно, чтобы
сотлашаться с Ге, что искусство само по се.
бе не имеет значения., Что делать? Я we
могу притворяться. Мне иснусство интерес-
нее. морали, интереснее моей собственной
ЖИЗНИ. И в 1896 г.; «.Я люблю искусство
больше добродетели и никогда... не стыдил-

отвием подлинного героического пафоса и

`Наша современность, наше революцион-

46 (392)

октября 1937 г., №

После олимпиады

Прошло два © половиной roma ¢ 1
‚пор, как состоялась первая (ona me x
‘следняя) олимикада колхозных Tear
Смотры колхозных театров, пребывали,
актеров. в столице, беседы © крупы
мастерами сцены благоприятно влияют? в
творческий рост коллективов,

Но олимпиада окончилась, HO кол
ных тватрах тотчас же забыли.
= Областные управления искусств к
театрам относятся как к «пасынкамь,
В Кировском областном управления ну
Кусств актера колхозного театра Boo}
за актера ие считают, Его пренебуе
тельно` называют &колхозвиком»,

Мы, актеры Кировского колхозного »
злра; гордимся своей работой, Мы пу
расно` понимаем все значение тезтрь ;
политичееком и культурном о воотитавц
колхозного крестьянства.

Мы много работаем над собой, учец
совершенствуем свое искусство, котор
мы с радостью несем колхозному spm,
лю, Многие наши спектакли, напрлии
«Васса Железнова» и «Бедность ue py,
рок», пользовались большим успехом.

днажо актерам нашего театра при
пится работать в, неимоверно тяжел
условиях. Мы не имеем помещения д
репетиций, декорации у нас убогие, в
музыкальных инструментов имеется лиш
старый баян. я

° 0 третьем действии
«Половчансних‘ садов»

Пьеса Л. Леонова «Половчанские сады?
имеет рад существенных т ;
у твем действии этой пьесы авто
а. Сергея Маккавеева. Пого-
ворим подробно об этом персонаже.

Можно ли представить себе такое поло“
жение, что сын, который служит в Крае-
ной Армии на должности комбрига, He
‘имеет возможности видезь родителей в те-
чение семи лет, даме при том обстоятель-
ствв, что отец извещает телеграммой о
  своей болезни? Сергей не может, найти
несколько дней для свидания в больны
отцом и лишь благодаря случайности, т. ©.
тактическим учениям, уделяет четыре. ми“
‘вуты для свидания © родными. i

Из пьесы видно, что тактические yue-
ния проходят вблизи совхоза, где живут
Маккавеввы. Судя по этому, и постоян-
нов’ местожительство бригады, ‘которой
командует Сергей, находится на террито-
рии этого района или области. Поэтому
не видеться с родными он может только
в силу своего неуважения к ним, a 910
не присуще детям социалистической‘ семьи
и тем более сыну — командиру Красной Ар-
Muu, Для своей пьесы автор неудачно
выбрал персонаж комбрига. о а

У культурного человека, наким должен
быть комбриг, неуместны поговорки, вроде

такой? «Ой, орлы-ы» В третьем действии руппа мала, Если один актер вабол
неудачно написана сцена появления орди-   некем ero заменить. —
нарца. : Театральные рецензенты, никогда м

заглядывают на наци олектакли, Оценц i

Hei : титься,  !
«ОРДИНАРЕЦ. Разрешите, обра’ своего труда мы в нечати не видим,

товарищ комбриг,
СЕРГЕЙ, Да,

‚ СЕРГЕ а т. Киров. Е, ГОЛЬЦЕВ
’ОРДИНАРЕЦ. Срочный пакет от коман-    а.
дира стрелкового полка. ao ee
СЕРГЕЙ. Да (читает). Головная‘ часть.
значит переправилась? Очень мило... Коман- Что ГОТОВЯТ
диру второго батальона остановиться в Хо- Е
обще, Pe ae вурские
ОРДИНАРЕЦ. ЕстБ — остановиться в
Хоробще и ждаль распоряжений. Худонники

СЕРГЕЙ. Ступайте (ординарец ушел)».

Автор пошел в разрез и с элементар-
ными правилами службы в Врасной Ap-
мии.

Во-первых, неверный оборот речи у
ординарца при обралщении к комбригу. —
сначала надо указать лицо, к которому’
обращаешься, а потом следует обращение.
И, во-вторых, — Сергей находитея в кругу
посторонних людей, а среди них может
быть шпион, разведчик. Поэтому нельзя на-
зывать части, говорить об их взаимодейот-
вии. Из громкого чтения Сергеем пакета, раз-
ведчик узнает, что стрелковый полк идет
в наступление.

По. отдаваемому Сергеем приказанию
разведчик узнает расположение танкового
] батальона.
  И, в-третьих, в Красной Армии коман-
дир говорит He чступайте», а ‹исполняй-
те».

Тактические учения = это выполнение
боввой задачи, поэтому комбриг ни при.
каких обстоятельствах неё оставляет бри-
таду и в особенности. при наступлении,
Тактика современного боя зависит от бы-
строты действия и экономии времени,

Автор должен переработать эту сцену.

Младший командир взвода Н-ской
части БОРИС БОЛОЦКИЙ

1103.
на положении
< пасынка

Костромской театр юного зрителя ва-

Художники Курской области показал,
на своей первой областной выставке инь
го картин, разнообразных по тематики
жанрам, приемам.

В области более 20 художников, Ди
них была создана студия, организуюи
за счет союза творческие командировки,

Что же готовят курские художники
выставке, посвященной 20-летию Велики
пролетарской революдии?

Правление курского союза советских 11.
дожников выдало художникам — членам с.
юза по 500 рублей на творческие комаь
‚дировки.

Художник Карабчев, вновБ принятый (
6008, тоже получил эту сумму, но дот
пор правлению неё известно, над чем 0}
  работает и готовит ли что-нибудь в №
ставке.

Мало известно и 6 padord ppyrax my
дожников.

А то, что известно, далеко we yrom
тельно. Пейзажист Александров вернули
из поездки в сырыми оэтюдами. Цвеми
был командирован в бывшую  усады
Тургенева, откуда привез несколько эту
дов, которые до выставки отказывает
показать.

Художник Лихин привез из команда
ровки эскизы для больших полотен,
  Тут же уехал отдыхать. Холст ная
на подрамник и ожидает художника,

\

Правление союза не интересуется pi’
_   ботой художников и повидимому, ши
  оЗабочено подтотовкой предотоящей в
ставки, Ss
} Руководители правления тт, Зубов
Александров не появляются в conse, ft
т технический секретарь праве
ия,

воевал симпатии не только у пионеров и   КУРСЕ А. ЭМЕН
школьников Костромы, но и у взрослых ———
зрителей. Его спектакль «Мятеж» ee И
принимался и детьми и взрослыми, Но»
чему же театр находится Ha. ен вановское
пасынка костромских организаций

Несмотря на то, что театральный сезон музыкальное
открылея, помещение ТЮЗ, требующее учи лище

срочного ремонта, не отремонтировано.
Сейчас театр уже приступил в репетици-
онным работам. Идет деятельная подго-
товка спентакля «Как закалялась сталь».
В репертуар тедтра включена также
пьеса Бруштейн «Нас семеро», «Овечий
источник» Лопе де Вега, «Красная шапоч-
ка? Шварца и «Горячее сердце» Оотров-
ского. _
‚ Этот большой репертуарный план будет
сорван, и театр не сможет открыть свой
сезон в ноябре, если срочно не будет за-

кончён ремонт,
Кострома Л. КУГЕЛЬ,

:

Ивановское музыкальнов училище сущ»
ствуёт с 1913 тода. Оно выпустило нема
музыкальных исполнителей и педагог,
При училище имеется детская музыкаль
ная школа, обучившая сотни детей №
областные и тородские организации уд
ляют мало внимания музыкальному обр
зованию. ;

Училище и детская музыкальная пкои.
помещаются в тесном,  отаром здании
площадью 496,9 кв. метра. Занятия на’
наются с 7 часов утра и кончаются
полночь.

В текущем учебном году в училище т
  tee ih dager школу полатгалое
ся своей деятельности, хотя бы она и была   места а ен Shamans. ta
забавой».   Детскую музыкальную школу 45 челом

Несмотря н& эти категорические заявле-   еред Началом текущего учебно ми
ния, Репин вое же неспокоен, В 1896 г. ок   училище и детская музыкальная шкой
пыталоя передать на полотне свои пережи-   были поставлены перед фактом — вы’
вания, в набросках «Видения одолели» вид-  зя делать приема. 0б этом мы известия
ны его колебания. Он искал примирения   облисполком, горсовет, управление по дела:
евоих противоречий в том, что тему для кар-   искусств и управление музыкальных уе
тины хотел взять особо важную и за темой   ждений Всесоюзного комитета по делам в
обращался опять-таки к Толстому. Тав роди“   кусств, но своевременно. мер никто не п
лась тема о декабристах. И ee ве осуще-   нал.
отвлял, но только в рисунке (вернее всего На ремонт учебного :
потому, что он был занят другим). тия tpedonaitocs B 1937 ни A

В 1898 г. Татьяна Львовна писала из Пе-  & было отпущено только.. 600 руб,
тербурга: «Видели Репина.. он все рабо-  Это исключительно небрежное отно
тает над своим «Искушением», которое мы   Ние областных и городских организаций
видели у него прошлой вимой...». Работая   МУзыкальному образованию привело в №
над ‹Искушением» чуть ли не в течение 10   му, что к началу испытаный, 21 август
лет, Рецин создал два варнанта; первый Е был закончен только наполовиий
‘уничтожен художником; во втором вариан-   Общежитие невероятно тесно, Вновь п!
те (1901—1903 гт.) Репин усилил коитраст   нятые учащиеся в течение 2 дней вы}
между сатаной — воплощением зла, богат-   ждены были помещаться по 2 челове
ства, похоти и духовным началом — Хри-   НА одной койке, Администрации учили!
стом. Христос повернулся спиной к злу, он   пришлось размещать учащихся по 91.
идет в сторону антела. Во втором варианте   ным (очень дорого стоящим) квартирам
Христос лицом похож на самого Репина. Эта Директ
картина не обычное «Искушение», а нечто к ho
иное, как аллегория, попытка воплотить” УРЛОВА
учение Толстого о непротивлений злу наси-
лием. «Зло повернет з& мною или окажется
бессильным, если я сам поверну в сторону
добра». Такова идея картины. Вещь эта
слабая, очень неприятная, иной ona u ne
могла быть, ибо противоречила всей глубо-
кой реалистической сущности Репина-ху-
дожника. Картина эта не случайный, непо-
нятный срыв, а результат увлечения Репи-
на толетовской философией,

Репинская картина «Николай Мирликий-
ский» также задумана как воплощение
идеи Толетого о возможности пресечения

зла нравственным воздействием одного че-
ловека на другого.

Увлечение толетовством было все же эни-
зодом в жизни Репина. Репин скорее увле-
калея Толотым, чем его учением. On ne mor
противостоять силе ума, эрудиции и лич-
ному обаянию Толстого. Но наедине в ва-
мим собой Репин начинал колебаться, про-
тестовать. В 1911 т. в статье «Смирение ве-
ликого писателя» Репин говорил: «На вся-
кого мудреца довольно простоты, и на на-
шего гениального художника назедена бы.
ла нопозволительная простота по.отношению
к искусотву.. Кто навел эту унылую сти-
хию порицания искусства?»

«..Можно ли выдумать ones ск
книгу, чем «Круг чтения» ?.. Довольно Hike,
тивления! Да здравствует бессмертный те.

ний жизни!»
Н. МОРГУНОВА

Без нонцертных зал

Киевская филармония заключила о №
строльным бюро договор на концерт
выступления в столице Украины изв)
ных певцов, пианистов, скрипачей, в.
лончелистов.

Но филармония в Киеве не имеет It
стоянного помещения, Она вынужде
‚искать залы для каждого концерта.

таком же положении  паходитоя !
киевская эстрада. Она создала в ныне
нем сезоне новые ансамбли — укра!
ский этнографический ансамбль, ансамб»
старинного русского и украинекото BOM
виля и цыганский этнографический 8!
самбль. Поэт Максим Рыльский сани
для украинского ансамбля  прекраонй \
монтаж о тяжелом прошлом и радости
кастоящем Украины. Музыку для мон?
те написали Ревуцкий, Косенко и 0
Ансамбль старинного водевиля 10
К постановке «Жених из долгового он
ления» Чернышева, «Вицмувдир #1
тытина, «Лев Гурыч Синичкян» Леноло
«Два учителя» Шаховского, Цыганский 8
самбль работает над инеценировкой 0 5
ни цыган в колхозах, а

Но и у острады тоже нет концерт

зала.
А. ЯГНЯТИНСКИЙ