а

БЕЗДЕИСТВУЮЩИЕ
БЕЗБОЖНИКИ

(От специального корреспондента «Правды»)
-/

Тема, спора была такова: распространяет
Чи духовенство свое влияние на граждан
разных возрастов или оно имеет в виду
только пожилое население. Решили: так
хак молодежь бога не признает, а верую-
щими остались одни дряхлые старики, кото-
рых никакой агитацией все равно не прой-
мешь, то антирелигиозная работа большого
значения не имеет.

Факты, однако, заставили башкирские
организации пересмотреть свои выводы. Из
Аскинского района, например, сообщили,
что тамошние муллы распространяют среди
колхозников — молодых и старых —
контрреволюционные листовки. В Янауль-
ском и Буздякском районах в дни рели-
тиозных праздников школьники не при-
шли на занятия. В других районах Башки-
рии муллы собирают деньги на постройку
мечетей, стараясь воздействовать в пер-
вую очередь на женщин.

Эти сообщения были тревожны, поэтому
решено было оживить антирелигиозную
работу. Лумали, думали, какие формы
придать этому оживлению и, наконец, при-
думали: принимая во внимание, что рес-
публиканский совет союза“ гоинствующих
безбожников не имеет даже помещения,
дать ему комнату. Отвели комнату, поса-

ЕЕ ТЕТЕ ЕЕ ИЕ ТЕР ИСЕРЕЕЕИТЯ

татот, а если они и соберутся, то, кроме
общих ‘директив («предложить всем ячей-
кам обеспечить повседневное руководство
агитационно-массовой работой и т. д.>),
кроме платонических пожеланий, ничем
они похвастать не могут. Антирелигиозной
литературы на башкирском языке почти
нет.

Тагиров склонен считать серьезной уда-
чей организацию лекции на научно-попу-
лярную тему. Но жизнь подсказывает, что
антирелигиозная пропаганда сейчас должна
быть многообразнее. Нужно позаботиться 0
том, чтобы сельская библиотека привлекла
5 с6бе побольше читателей, чтобы хоть
раз в неделю деревню посетила кинопере-
‘движка, чтобы город систематически посы-
лал тула проверенных атитаторов.

Тагирову приходится изыскивать сред-
ства. Тагирову нужно составлять планы,
отвечать на письма, держать связь с цент-
ром. Тагирову (одному!) поручено руково-
дить антирелигиозной работой в 56 райо-
нах Башкирской республики!

Но если Тагиров — заместитель пред-
седателя областного совета, то должен ведь
быть и председатель. Таковой в лице тов.
Хасанова, председателя комиссии по изда-
нию классиков марксизма на башкирском

дили в нее одного работника — тов. Х. Та-
тирова, наделив его чином заместителя
председателя совета, и облегченно вздохну-
ли: теперь дело пойдет...
вот стал Тагиров «руководить»
антирелигиозной работой. Решил он пре-
жде всего обзавестись снециальной лите-
ратурой. Ha покупку литературы нуж-
ны деньги, а их нет. «И вот сижу я—
рассказывает нам тов. Тагиров, — и раз-
мышляю: то ли мне заняться антирели-
тиозной пропагандой, то ли раньше всего
найти средства к существованию».
Фантазия далеко уносит человека. «Хо-
` рошо бы, мечтает он,— завербовать тысяч
лвалдцать безбожников! Вудут отчислять
OHH взносы согласно уставу — кто по
1 руб. 20 коп. в год, а кто и по 3 рубля.
Тлядишь,—и появятся деньги для покупки
брошюр, для поёздки в деревню, для
устройства лекции».
Но все это пока — одни мечты. Район-
ные советы союза безбожников не рабо-

языке, имеется. Весть и члены совета: за-
меститель заведующего культпропом обко-
ма партий Шарипов, заведующий отделом

школы обкома партии Абубакиров, заве-
дующий культпропом Уфимского горкома
партии Панкевич, секретарь обкома комсо-
мола Проевирнин и еще ряд ответственных
товарищей, которых Тагиров наизусть пе-
речислить не может: за время ero работы
совет ни разу не собирался. Указанные
товарищи в связи с решениями Пленума
ЦЕ ВКП(б) много сил и энергии потрати-
ли, чтобы локазаль вред беспечноети и
пользу бдительности. Эта болтовня тем б0-
лее возмутительна, что по роду своей дея-
тельности члены совета безбожников не
могут не знать 0б антисоветской работе
известной части духовенства.

Областной совет по. существу — бездей-
ствующая организация, не имеющая актива.

И. ВЕРХОВЦЕВ.
Ува.

НАРОДНЫЙ ЗАСЕДАТЕЛЬ

(От черниговского  корреспондента «Правды»)
В черниговском суде свыше двух тысяч

народных заседателей. Ато они, эти люди,
облеченные доверием трудящихся и при-
званные решать тысячи самых разнообраз
ных споров, охранять права своих сограж-
лан и социалистический порядок?

В руках народного судьи тов. Нахатович
анкетные

‘золстая книга, где. записаны
сведения о народных заседателях. Из этой
книги видно, что в числе заседателей —
819 колхозников, 606 служащих, 446 ра-
бочих, 149 домохозяек, 92 военнослужа-
щих, 83 члена промыбловых артелей и 3
единоличника. В числе народных заседате-
лей — 190 членов и кандидатов партии,

„_310 комсомольцев. Против многих фамилий
ear отметки «етахановец», «ударник».

А Вее это хоропю. Но что 0б этих людях
известно помимо анкетных данных?
Обычно сулья встречается © народным
засодателем за несколько минут до начала
судебного заседания. Бегло, на-ходу, обме-
нивается с ним несколькими фразами.

‚ Во течение этих минут судья успевает вве-

AS народного заседателя, так сказать, в
фруг его обязанностей.
` бреди народных заседателей  Черниго-
с — около 200 человек малограмотных.
о’какой работы для повышения их общих

зьридических знаний в городе не ведется.
ней вызовах народных заседателей на про-
тра: нет порядка. В то время, когда 1.700
желателей еще ни разу не принимали
_пастия в заседаниях суда, многие ‘товари-

ЕЖЕ БЕ

этого положения. Если не явится вызван-

щи уже заседали по нескольку раз. А если
заседатель по вызову не явился? Надо ли
переносить заседание на другой срок? В
черниговском суде нашли выход и из

ный на процессе народный заседатель, его
замещает «свой» заседатель, работающий
рядом, в коллективе суда.

Судья не помнит такого случая, когда
какая-либо организация ставила бы во-
прос об отзыве народного заседателя. Хуже
того, на многих предприятиях города не
знают, кто от них избран заседателем. Не
удивительно, что некоторые народные засе-
датели сами успели «забыть» о своей об-
шественной обязанности.

Рекорд незнания кадров принадлежит
самому черниговскому суду. Недавно, на-
пример, решили вызвать для участия в
разборе одного дела заседателя Онуфриен-
ко. Онуфриенко не явился. Позже выясни-
лось, что еще в прошлом году тот же чер-
ниговский суд осудил Онуфриенко как рас-
тратчика.

Работники областного суда жалуются на
нехватку судебных кадров в районах.
Жалуются напрасно. Ведь среди на-
родных заседателей есть много товарищей,

листической родине. Надо их знать, надо
помочь им подготовиться в большой и по-
четной государственной работе.

АН. КРАШАНЫЦЯ.

звающих судебное дело, преданных социа-

as

ПАМАТНИК
С. 6, КАМЕНЕВУ В КИЕВЕ

КИЕВ, 4 апреля. (Корр. «Правды»). В
соответствии с постановлением ЦИК CCCP
0б увековечении памяти ©. С. Каменева,
в Киеве, где родился покойный, будет по-
ставлен памятник этому вылающемуся дея-
телю Красной Армии,

На-лнях Совнарком УССР окончательно
утвердил проект памятника С. С. Каме-
неву. Командарм изображен у орудия с
картой в руках. Проект разработан брига-
дой украинских скульпторов—тт. Белостоц-
ким, Пивоваровым и Фридманом. Памятник
будет установлен на’улице им. С. С. Ва-
менева, против ипподрома. Совнарком пред-
ложил управлению по делам искусств при-
ступить к работам по сооружению памят-
ника с тем, чтобы открыть его в ноябре
Этого. года.

—о—

ПАСТБИЩА

В ПУСТЫНЕ

ТАШКЕНТ, 4 апреля. (Корр: «Правды»).
Двенадцать научных сотрудников Средне-
азиатского университета выехали в Вени-
мехскую пустыню. Среди них — ботаники,
зоологи, почвоведы. Экспедиция займется
изучением пустыни с целью выяснения
возможностей улучшить пастбища. Бота-
ники будут наблюдать за посевами дико-
растущих растений. Почвоведы будут изу-
чать режим влажности почвы.

Кенимехская пустыня занимает площадь
в 4 млн гектаров. Это — южная окраина
Кызыл-Кумов. Пустыня мало населена.
У, родников встречаются иногда две-три
кибитки, у колодцев живут скотоводы-ко-
чевники — узбеки, гаджики.

В пустыне около 400 колодцев. Это-—
основной каракулеводческий район Узбекя-
стана. На пастбищах Кенимехской пусты-
ни сейчас находится около 500 тысяч
овец.

aS a ЕН ИТ Е ee ee

ГЛЕБ. УСПЕНСКИИ

(К 35-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ)

«Большим художником с большим, в два
обхвата  сердием» был Глеб Иванович
Усленекий. Со всей обгротой личного горя
он воспринимал страдания народных масё.

«Дейотвительноеть, живая, непригляд-

‚ ная, корявая, рваная,  забитая, глупая,

—таачущая и ругающаяся или в` поте лица
быющаяся из-за куска хлеба» постоянно
была перед глазами писателя и терзала
его. Нужно быть в `туще этой страшной
жизни, с теми, кто бъется в «мамаевом
плену» бедности. Но как жизнь переде-
лать, в чем должна заключаться «реаль-
ная работа для реальной справедливости B
человеческих отношениях» — этого Успен-
ский не знал. ы

Мальчиком, юношей Успенский рос в
затхлой, мертвящей атмосфере дореформен-
ного провинциального города. Из родитель-
ского дома, от взрастившей срелы — этого
<лихоимного гнезда» чиновников-взяточня-
ков — Успенский ничего не взял «в даль-
ню дорогу» жизни. По собственному при-
знанию писателя, вся обстановка его лич-
пой жизни лет до двадцати обрекала «на
полное затмение ума, полную погибель,

вседневный крестьянский труд
до, — говорил lines — самим нам пе-

ная и неприятная»... Но она-то давала тот
ежедневный деревенский опыт, вне кото-

Успенский языком художника-пубаициета.

называл Ленин, с их защитой «веесторон-
ней европеизации России», были разбиты;
уроков Парижской Коммуны Успенский не
понял. И писатель перенес свой надежды
на русское общинное крестьянство. Он
сблизился с такими идеологами народниче-
ства, как Лавров, Михайловский. Тут и
началась та длительная «духовная драма»,
которая привела писателя к сумасшествию.

Успенский исколесил родную ‘страну;
много лет провел он в глубине Россия,
в гуще деревни, наблюдая и изучая по-
и быт. «На-

рерыть все, что /ни
в хлеву, в амбаре, в поле...

есть в избе, в клуне,
Работа мелоч-

рого писатель не мыслил решения корен-
ных вопросов народной жизни, не мыслил
своего творчества.

Ежедневный деревенский опыт опроки-
дывал, ломал, разрушал до основания на-
родническое «учение». б этом расеказал

Он нарисовал картины, с неотразимой убе-

дительностью показавшие, что всё народ-
нические верования разлетаются, как дым,
от соприкосновения © действительностью.
Успенский так и сказал: «Не проходит
дня, чтобы вы не натолкнулись на какое-
нибудь явление, сцену или разговор, кото-
рый бы мгновенно He разрушил все ваши
фантазии, не изломал все вычитанные ва-
ми соображения и взглялы на деревенскую
ЖИЗНЬ...»

Не случайно Успенский под конец жизни
торячо заинтересовалея письмом №. Маркса,
написанным редактору «Отечественных
записок» в ответ на одну из статей
Н. Е Михайловского. По этому поводу
Успенский писал, что время осуществления
народнической теории Ушло; «Вот тут-то
и было наше дело, да сплыло».

Не случайно и то, что примерно в тот
же период Успенский носился с мыслью
написать ряд очерков. на тему «Власть ка-
питала». «Нели «Власть капитала» назва-
ние не подойдет, то я назову, — писал
Успенский, — «Очерки влияния капитала».
_, ate демократы-шестидесятники, револю- Влияния ети определенны,  неотразимы,
2 Чые русские «просветители», кав их ощущаются в жизни неминуемыми явае-

YoTy Ne р
‘иорска

глубочайшую дикость понятий...»

И з литературу Успенский вошел в тя-
`бвлые годы, когда самодержавие обезгла-
вило революционно-демократическое движе-
пие. «Хороших, руководящих личностей не
было, — вепоминал Успенский 0 своей
бесприютной литературной молодости. —B
61 тоду в ноябре я видел Добролюбова в
1 раз в тробу. В 64 году увезли Черны-
тиевского в Сибирь. Писарев до 67 года
был невидим, сидел в крепости...»

За границей, куда Успенский уехал в
1872 г., он застал разгрем Парижской
Коммуны. Ош «видел, как приговаривают
х смерти сапожников и баптмачников»,
«словно помешанный... В столбняке» про-
стоял на площади, где версальцы расетре-
_ ляли коммунаров. Чему «научился здесь
``нисатель? (н видел неумолимую жестокость
капиталистического строя. Пребывание 38
траницей способствовало тому, что Успен-
ский и у себя на родине разглядел разви-
тие капитализма в самых недрах народной
жизни,

го,
Растеряевой улицы»,

ниями... Эта тема ставит меня на твердую
почву, теперь я перестаю мучиться случай-
ными муками...»

Но писателю не пришлось осуществить
этот замысел. В конце 1889 года намети-
лись первые симптомы нервногозаболева-
ния. Болезнь проявилась года два спустя,
когла на Успенского тяжело подействовали
события страшного для русской деревни
голодного 1891 года.

Искания Успенского не пропали даром;
уроки его творческого пути, глубокая и
трезвая правда_его произведений не оста-
лись бесплодными для последующего поко-
ления, ставшего на путь «суровой, непре-
клонной, непобедимой» классовой борьбы
пролетариата.

Ленин в своих работах, посвященных
развитию капитализма в России, не раз
ссылается на произведения Успенского для
полкрепления своих выводов. А народники
нападали на Успенского за его реалисти-
ческое изображение русского крестьянина.
Им хотелось «шоколадного мужика».

Успенский же рисовал нё «шоколадного
мужика», а крестьянина-труженика и мел-
Koro собственника. Никто ‘из писателей-се-
мидесятников не отразил так глубоко и
жизненно эти «две души» крестьянина.

Ленин в статье «Что такое «друзья на-
рода» сочувственно приводит цитату из pa-
боты И. А. Гурвича — одного из первых
русских марксистов: «Народник 70-х годов
не имел никакого представления 0 клаесо-
вом антатонизме внутри самого крестьян-
ства... Глеб Успенский одиноко стоял ©
своим скептицизмом, отвечая иронической
улыбкой на’ общую иллюзию. С своим пре-
восходным знанием крестьянства и с своим
громадным артистическим талантом, прони-
кавшим до самой сути явлений, он не мог
не видеть, что индивидуализм сделался
основой экономических отношений не толь-
ко между ростовщиком и должником, но ме-
жду крестьянами вообще».

Демократизм —- вот отличительная черта
Глеба Успенского, вот живое, ведущее на-
чало его творчества. В этом смысле он —
ученик и последователь Чернышевского и
Добролюбова. Крупнейшие вещи Успенско-
написанные в 60-е годы, — «Нравы
«Разорение» — это

oe PABAA

ЕЕ See

СТРОИТЕЛЬСТВО
В РАЙОННЫХ ЦЕНТРАХ

ЧЕРНИГОВ, 4 апреля. (Корр. «Правды»).
В Черниговской области уделялось недоста-
точно внимания культурно-бытовым нуж-
лам районных центров: Это привело к тому,
что 26 районных центров не имеют бань,
14- электрического освещения, во многих
нет гостиниц.

В нынешнем году из 22.942 тыс. руб-
лей. ассигнованных на социально-вультур-
ное строительство, более 14 миллионов py6-
лей пойдет на строительство в районных
пентрах. Все районные ‘центры получат ба-
ни и электростанции, в 13 будут построе-
ны дома для приезжих, в 9Э— кинотеатры,
районные библиотеки и радиоузлы.

—о—

КОЛХОЗНЫЕ

ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

МИНСК, 4 апреля. (Корр. «Правды»). В
Сиротинском, Метиславльеком, Минском и
других районах Белоруссии в этом году бу-
дет построено 20 колхозных гидроэлектро-
станций. Новые станции дадут свет 7.800
KoaxosHnm™. zomam. He менее 30 колхозов
получат электроэнергию для. хозяйственных

— — тор = aati

Гисьма в

Уважаемый товарищ редактор!

В Москве уже семь лет существует
Всесоюзный — научно - исследовательский
институт электрификации сельского хозяй-
ства. Он должен разрабатывать проблемы
применения электричества в колхозном и
совхозном производстве.

За годы существования институт израс-
ходовал почти 20 миллионов рублей, а прак-
тические результаты его деятельности „нич-
тожны. По сути дела в сельском хозяйстве
используются пока только две работы ин-
ститута: электромолотильный  атгрегат и
система «лва провода — земля».

Когда институт создавался, на него
лагали большие надежды, однако
оказался банкротом.

Институт дает много брака. На протя-
жении нескольких лет разрабатывалась в
институте проблема облучения ультрафио-
летовыми лучами цыплят, поросят, изуча-
лось воздействие волн высокой частоты и
ультракоротких волн на животных и ра-

в03-
он

О rer er?
ИНСТИТУТ СПЛОШНОГО
БРАКА

ву» — скупщика, вора, хищника-экеплод-

предприятий. Открываются специальные   стения. В конечном итоге работы не дали
курсы электромонтеров. никаких результатов и прекращены.

ры Не лучше получилось и при разработке

других проблем. Например, истратив за три

ОДНОСЕЛЬЧАНЕ года несколько сот тысяч рублей на осу-

ществление  электропахотного  аггрегата
облегченного типа («В-1»), институт почти
свернул работу. =

Долгое время институт разрабатывает
проблему электротракторов. В основу работы
была положена так называемая «спаренная
система». На консультации, происходив-
шей 9 марта у академика В. Р. Вильямса,
было установлено, что «спаренная систе-
ма» есть не что иное, как запрещенный
правительством метод фигурной (круговой)
пахоты. Естественен вопрос: случайно ли
работал институт над проблемой; заранее
осужденной -на провал? :

Бригада в составе Панова, Краснова и
Жданова пыталась создать виноградный

ИРКУТСК, 4 апреля. (Корр. «Правды»).
Недавно жители деревни Игнатьево, забро-
шенной в таежном Нижне-Илимском районе,
Восточной Сибири, произвели любопытный
подечет. Из среды их’ односельчан за по-
следние годы вышли: инженер, художник,
писатель, артист, преподаватель музыки,
летчик, фельдшер, чертежник, два зоотех-
нака, 5 бухгалтеров, 10 учителей. 6 че-
ловек занимают ответственные посты в CO-
ветских учреждениях (один из них —
председатель райисполкома), 7 человек на-
ходятся на низовой советской работе,
человек — на руководящей работе в кол-
хозах. i

МАСТЕРСКИХ

В связи с реконструкцией столицы B
Москве были созданы, по инициативе тов.
Л. М Кагановича, десять _архитектурно-
проектных мастерских. Они должны были
на основе генерального плана реконструк-
ции Москвы составлять проекты застройки
магистралей и площадей столицы, архи-
тектурно оформлять новые дома, разрабаты-
вать рабочие чертежи и осуществлять
архитектурно-технический падзор за строя-
щимися зданиями. № работе мастерских
были привлечены лучшие советские архи-
текторы.

Прошло три года с момента организации
этих мастерских. Первое время они рабо-
тали продуктивно, а затем стали отставать
от пред’являемых к ним требований и сей-
час разваливаютея.

Многие мастерские до сих пор не имеют
постоянных руководителей и своего твор-
ческого лица. В их деятельности преобла-
дают беспринципные, узко-деляческие ин-
тересы. Работа в ряде мастерских органи-
‚зована настолько плохо и нелепо, что мно-
гие квалифицированные архитекторы буж-
вально бегут оттуда. :

Из первой проектной мастерской, на-
пример, ушли архитекторы тт. Власов,
Буров, Соболев, Парусников, а из третьей
мастерской — архитекторы тт. Аркин и
Машинский. Подобных примеров много.

В работе  архитевтурно-проектных Ma-
  стерских совершенно не отражаются реше-
ния партии и правительства 06 инду-
стриализации и улешевлении  строитель-
ства. Ло сих пор Москва не имеет хорошо
разработанных титювых проектов  квар-
тир, необходимых строительству стандар-
тов, шаблонов и деталей.

ae Sere

когда капитализм «укладывалея», много-
миллионное крестьянство превращалось в
массу мелких собственников. Со всей остро-
той вставал вопрос: кто явится органи-
затором борьбы за землю? Успенский не
знал ответа. В одном только убедила его
жизнь: роль руководителя деревни не по
плечу народнической интеллигенции.

Заслугой Успенского является прямая и
острая постановка проблемы капиталисти-
ческого развития страны.

Народники признавали капитализм «в
России Упадком, регрессом»... Они стреми-
лись «задержать», «остановить», «прекра-
тить ломку» капитализмом вековых усто-
ев...» (Ленин). А жизнь и велед за чей
Успенский показали, что «купонный строй»
побеждает, подчиняет себе город и дерев-
ню, что ограбленная реформой, отдан-
ная на растерзание помещику и кулаку ни-
щая деревня поставляла в город кадры фа-
бричных рабочих. 06 этом Успенский рас-
сказал в своих произведениях. Стбит
вспомнить «Петькину карьеру».

В очерках «Из деревенского дневника»
Успенский писал: «Измученному обществу
пришла мысль остановить маховое колесо
европейских порядков... колесо продолжа-
ло размахивать, расшвыривая те, большею
частью бумажные препятствия, которыми
Хотели его остановить...» Колесо «как бы
говорило при этом русскому человеку:

выдающиеся произведения демократической
беллетристики 60-х годов:

Внимание Успенского целиком было за-
хвачено жизнью «маленьких людей», тру-
дящихея масс.

Мрачные картины рисовал Успенский:
нечеловеческий труд, жестокость нразов,
дикость понятий, невежество, граничащее с
«полоуметвом»,  беспробудное пьянство.
«Нравы Растеряевой улицы» — это не оце-
ненный еще: в достаточной степени истори-
ческий и художественный документ инте-
реснейшей энохи — внедрения капитализма
в российскую провинцию.

Трудовой люд — мастеровых, рабочих,
кустарей, мелких чиновников — Успен-
ский рисовал не только с горячим сочув-
ствием, но и стремлением понять «раз-
бойничью механику» «прижимки». Рисо-
вал не как поверхностный бытописатель,
а как художник, глубоко проникающий в
еоциальную суть изображаемых ›^ явлений,
Человек огромной наблюдательности — Ус-
пенский создавал удивительно живые кар-
тины нравов. Из множества верно и тонко
подмеченных черт и черточек вырастает
яркий образ, тип большого социального
значения. Успенский показал, как мелкий
кустарь вырастает в «значительную яз-

татора.
Реализм Успенского развивалея под воз-

ОБ АРХИТЕКТУРНО -ПРОЕКТНЫХ

БЕ

действием реализма Гоголя. Правильно за-
мечание Гончарова, что «Гоголь оставил
ему (Успенскому) в наследство несколько
десятин “своего великолепного. именья —
свой юмор...».

Тонкий юмор расцветил мрачные кар-
тины раетеряевщины, вплелся в печаль-
ные образы  «Разоренья» — следующего
крупного произведения Успенского, рису-
ющего распад дореформенной городской
России. Замечательно, что героем этого
произведения Успенский сделал рабочего
Михаила Ивановича. Михаил Иванович —
человек с «просиявшим умом». Он горячо
агитирует рабочий люд-— «не жить, как
живем». Михаил Иванович ‘ненавидит ра-
стеряевщину и спасение от нее видит в
просвещении, в «чугунке». Печальна его
судьба: он не нашел ни поддержки, ни
руководства. Успенский не знал, куда ве-
сти своего героя.

Придя в деревню, Успенский сразу на-
щупал биение пульса крестьянской жиз-
ни — вопрос о земле.

Успенский — не только шестидесятник.
Он — писатель того переходного времени,

«Пролетариат у тебя есть и будет в боль-
том количестве... Фарисей! Обманщик! Сам
обворовавший себя и жалующийся на ка-
кую-то Европу...»

Так Успенский беспощадно разоблачал
народнические иллюзии, либерально-народ-
ническую трусость, прикрывавшуюся кра-
сивыми фразами. Пролетариат есть и бу-
дет — эту грозную истину не скрыли OT
Успенского фарисейские вопли правовер-
ных  народников. И жизнь оправдала
Успенского.

Народники говорили 0 «самобытности
русского экономического строя вообще и
крестьянина с ero общиной, артелью
и т. п. в частности». (Ленин).

Успенский показал, что артельным ду-
хом и нё пахнет в деревне, что капитали-
стические отношения захватили не только
«подстоличного» крестьянина, но и недра
народной жизни, и в глуши деревенской
слышишь одно неумолимое требование —
«денег, денег». Деньги раз’единяют кре-
етьянский мир, растет «сердитое нищен-

ство», как полушутя Успенский называл
деревенскую бедноту.

$ АПРЕЛЯ 1937 Г., № 94 (7060)

=

редакцию

культиватор. Израсходовано было несколь2
ко десятков тысяч рублей, но культиватор
не удался.

Словом, печальные итоги «научно-иселе-
довательской» деятельности института опре-
деляются пока одним коротким словом —
брак. Автоматы для опрокидывания и оста-
новки балансирного плуга — брак. Гидра-
влическая муфта для электротрактора —
брак. Электротрактор с групповым cnocosom
питания — брак. Организационный план
электропахоты в колхозе «Коминтерн»,
республики Немпев Поволжья, — брак...

В институте находятся товарищи, робко
протестующие против его бесполезной дея-
тельности. Но этих людей всяческими спо-
собами выживают. - Только за последние
дни под разными предлогами здесь
уволили ряд научных работников, в том
числе и членов партии, которые протесто-
вали против порядков в институте. Семей-
ственность и круговая порука, зажим само-
критики, подхалимство — вот те «доброде-
тели», которые развивают и поддерживают
директор института Сазонов, два его заме-
стителя — Фридман и Платов и секретарь
парткома Королев. ‘

Академия  сельскохозяйственных наук
им. Ленина, обязанная непосредственно ру-
коволить институтом, и Наркомзем CCCP,
близко стоящий к его работам, не обес-
печили своим вниманием дорогостоящую
государству «деятельность» этого научно-
исследовательского учреждения.

В 1935 п. в «Правде» была напечатана
статья «Враги и очвБовтиратели». В ней
говорилось об этом же институте. В 1936 г.
была напечатана статья «Храм странных
наук» — о нем же. Не пора ли серьезно
разобраться в делах института и по-
смотреть, не лженаучная ли это организа-
ция, бесцельно те °на ветер
народные деньги!

ра Е И. ПОЗДНЯКОВ.

Москва.

МОССОВЕТА

Чем вызвано создавшееся положение В
мастерских Моссовета?

Прежде всего президиум Московского co-
вета и его отдел проектирования, возгла-
вляемый тов. Дедюхиным, совершенно от-
странились от конкретного руководства ар-
хитектурными мастерскими.

Архитектурно - планировочные вопросы
реконструкции столицы и организации тру-
да архитекторов решаются без архитек-
торов и руководителей мастерских, хотя
многие из них являются членами Моссове-
та, как, например, академики Жолтовский,
ea профессор Колли и архитектор Ала-
ян.

В утверждении нроектов, отводе земель-
ных участков и красных линий *), а так-
же в составлении архитектурно-планировоч-
ных заданий существуют произвол и неве-
роятный хаос. Начальник отдела проекти-
рования Моссовета тов. Дедюхин без при-
влечениЯ архитектурной общественности и
руководителей мастерских утверждает са-
мые ответственные проекты ва свой взгляд
и вкус.

‚ Миллионы рублей бросаются на ветер
из-за беспечного и хаотичного проекти-
рования. Десятки утвержденных проектов,
на составление которых израсходованы гро-
мадные суммы, годами лежат без движения
на полках архитектурных мастерских.

На всё эти безобразия архитектурная 0об-
щественность не раз обращала внимание
президиума Московского совета. Но все это
осталось гласом вопиющего в пустыне.

Архитентор А. ТУРКЕНИДЗЕ.

Москва.

*) Красные линии—грамицы, определяю-
‚щие ширину улиц.

ee 2 ee eed

Община распадается, рушатся вековые
устои. Эту горькую истину не скрыли от

рассказал 0б этом языком художника, ©0-
здав неотразимо убедительные образы и
картины в известных своих очерках «Из
деревенского дневника», «Крестьянин и
крестьянский труд», «Власть земли».

Раскрестьянивание, рост кулачества,
с одной стороны, бедняков и батраков,
с другой, развитие торгового земледелия —
все этй явления, характерные для порефор-
менной капитализирующейся деревни, на-

шли разностороннее отражение в очерках
Успенского.

Перед крестьянским  индивидуализмом
Успенский останавливалея в самом мучи-
тельном недоумении. Почему Иван Ермо-
лаевич, этот великий труженик, с его умом,
с его наблюдательностью, вниманием ко
всему, что может улучшить сельское хо-
зяйство, глух к общественному делу и,
нанимая батрака, поровит низвести его на
степень бебсловесной скотины? Успенский
не находил ответа н& этот вопрос. и скаты-

Balch к мистической теории «власти
земли».

Но наряду с этим Успенский видел, что
цивилизация, это детище капиталиетиче-
ского развития, приносит в деревню- паро-
вой плуг, сенной пресс. А ведь «машина, —
говорит Успенский, —соединила разрознён-
ный крестьянский мир». «Так как плуг
вздирает землю и в дождь и в трязь, то
количество восковых свечей должно, н6со-
мненно, убавиться... Плуг, вздирая «to
ряду» вею мирскую землю, уничтожает все
эти колушки и значки, и границы...»

Октябрьская социалистическая револю-
ция поставила маптину на службу освобож-
денному  крестьянству. ~ Восторжествовал
колхозный строй. Колхозный трактор снес
с лица советской земли «колушки и значки,
и границы». Изживаются остатки собетвен-
нического индивидуализма. Таившиеся в
глубинах русского народа творческие си-
лы, дарования, природный ум и любовь в
труду, которые Глеб Успенский зорким гла-
30M художника разглядел в глухую пору
безвременья, хлынули наружу, нашли сей-
чае приложение в великому делу строи-
тельства социализма. Некогда забитый му-
жик стал сейчас наряду с рабочим хозяп-

ном самой передовой и счастливой страны
в мире.

М. ЮНОВИЧ.

Успенского народнические «теорий». Й вн.