SS =

-- ae oe C5 a = ~~ — “or...

=> 2

-
р

rep)

0B,
po
Я

me
ут

Md

=
=

= St

Ba,
0B,

opr
rat

sou

Mtr

i

one!
8»
pel

ih B
pir
coll
os”
wy \
38“
вЫ 7

5 АПРЕЛЯ 1937 Г., № 94 (7060) \

НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕМЫ.

МАЛАЯ  АНТАНТА
НА ПЕРЕПУТЬЕ

Официальное сообщение, опубликованное
после закончившейся 2 апреля сессии сове-
та Малой Антанты, может создать впечатле-
ние, что общности внешней политики Юго-
славии, Румынии и Чехословакии ничто не
угрожает. Сообщение упорно подчеркивает
«единство взглядов» участников сессии и
раз’ясняет, что Малая Антанта одобрила
итало-югославский и болгаро-югославский
договоры.

Официальное сообщение не отражает дей-
ствительного положения вещей. Печать,
этот прекрасный барометр политических на-
строений, отнюдь не спокойно реагирует на
исход очередного совещания представителей
государств Малой Антанты. В частности
явно тревожным признаком является уло-
влетворение, высказываемое германской фа-
шистской печатью. Так, «Берлинер берзен-
цейтунг» пишет: <«Стоядинович (югослав-
ский премьер) может отметить еще один
хипломатический успех, так как его внеш-
няя политика, политика своболы действий
в отношении Болгарии и Италии, получила
признание Румынии и Чехословакии без
Еаких-либо новых обязательств со стороны
Югославии в отношении Малой Антанты».

С лрутой стероны, французская печать
оценивает нессимистически результаты бел-
традской сессии. Пертинакс в «Эко де Па-
ри» пишет, что официальное сообщение об
исхоле сессии «обманет только тех, кто хо-
чет быть обманутым».

В самом деле, Малая Антанта представ-
ляет собой олин из основных элементов
коллективной безопасности в Европе. Все
три участника`ее твердо намечены, как бу-
дущие жертвы в захватнических планах
фашистских агрессоров—Термании н Ита-
лии. Подрывная деятельность германских
фашистов в Чехословакии, германскиелвоен-
ные приготовления на чехословацкой гра-
нице общеизвестны. Точно так же извест-
но. что Берлин рассматривает Румынию
как свою нефтяную базу в случае войны,
Что касается Югославии, то итало-югоеслав-
ские противоречия, борьба за влияние на
Алрнатическом море не разрешены и после
заключения итало-югославского договора.
Само собой разумеется, что единство внеш-
ней политики Малой Антанты, политики,
направленной в сохранению безопасности и
иира в Европе, вызывало неизменно чув-
ство раздражения и в Берлине и в Риме;
Германия и Италия, из разных побужде-
ний, но одинаково упорно добивались и до-
биваютея взрыва Малой Антанты. В этом
стремлении их об’единяет в первую очередь
задача уничтожения системы коллективной
безопасности. Кроме того, Германия и Ита-
лия добиваются ослабления позиций Фран-
ции в Европе, а этому, естественно, способ-
ствовал бы развал Малой Антанты.

Тревожные признаки разнобоя в поли-
тике государств Малой Антанты, нашедшие
свое выражение в заключении Югославией
договоров с Болгарией и с Италией, побу-
дили Францию обратить серьезное внимание
на положение внутри Малой Антанты и
на свои взаимоотношения ‘с. ней. В `бвязи
© этим на очередную, закрывшуюся 2 ап-
реля, сессию возлагались определенные на-
дежды. На сессии должно было обсуждать-
ся предложение чехословацкого правитель-
ства о раситирении нынешнего оборонитель-
Horo союза Малой Антанты путем заклю-

чения пакта о взаймной помощи против
Венгрии, Вполне понятно, что этот пакт о
взаимной помощи имел в виду не только
Венгрию. Этот проект должен был быть
противопоставлен проектам двусторонних
договоров о «нейтралитете», упорно предла-
гаемых странам Малой Антанты Германией
H Италией, Смыел итало-германских пред-
ложений расшифровать не трудно. Задача
двусторонних договоров заключается в том,
чтобы разобщить и изолировать государ-
ства Малой Антанты и таким образом осла-
бить их, сделать более податливыми и
зависимыми от. агрессоров.

Итоги белградской сессии показали, что
цпадежды на укрепление Малой Антанты не
оправдались. Германская печать не без
торжества сообщает, что Стоядинович в
своем докладе не только отстаивал пра-
БИЛЬНоСТЬ Своей политики в отношении
Болгарии и Италии, но и уведомил участ-
ников сессии, что Югославия, помимо опу-
бликованного в печати договора, заклю-
чила с Италией еще два секретных согла-
шения. Стоядинович признал также, что
Ютославия ведет сепаратные переговоры ©
Венгрией. Если к этому добавить, что
предложение чехословацкого правительства
насчет заключения пакта о взаимной по-
мощи было снято с повестки дня, то кар-
тина получается явно неприглядная. И. со-
вершенно понятно, почему удовлетворена
итогами сессии совета Малой Антанты гер-
манская печать.

Белградская сессия показала, что бро-

дильный грибок, посеянный рукой фашиет-
ских агрессоров, дает определенные резулъ-
таты. Малая Антанта стоит перед серьез-
ными испытаниями. Едва ли кого-либо
могут удовлетворить дипломатические. отца
ски Югославии о ее верности уставу Лиги
наций и своим обязательствам по отноше-
нию к Франции.
° Можно не сомневаться, что тревожные
результаты сессии совета Малой Антанты
поведут к дальнейшему обострению борьбы
между крупными капиталистическими дер-
жавами Европы за влияние на Балканах,
в Дунайском бассейне, в частности в стра-
нах Малой Антанты.

Процессы, происходящие в Малой Ан-
танте, показывают, что политика тех ка-
питалистических государств, которые на
словах клянутся в верности принципам
коллективной безопасности. а на деле по-
пустительствуют агрессорам, подрывает вэ-
ру малых государств в эти принципы. @г-
сутствие уверенности в том, что им будет
оказана своевременная помощь, что будут
достаточно заблаговременно приняты меры
против захватнических планов агрессоров,
побуждает малые государства к тому, что-
бы, следуя примеру больших капиталисти-
ческих держав, искать «спасения» на пу-
тях сговора с агрессором.

Малая Антанта на перепутье. Coxpa-
нится ли она, как действенная сила,
эта организация коллективной безопаено-
сти, зависит не только от дальнейшего раз-
вития политики отдельных участников Ma-
лой Антанты. Это в такой же мере зависит
и от политики крупных капиталистическох
государств, в первую очередь тех, кто за-
интересован в сохранении Малой Антанты,
как союзника против агрессора в грядущих

столкновениях. _
Я. ВИКТОРОВ.

ОТКЛИКИ НА СЕССИЮ СОВЕТ
МАЛОЙ АНТАНТЫ

ПРАГА, 3 апреля, (ТАСС). Белградский
корреспондент близкой министерству
иностранных дел «Лидове новины» с00б-
щает, что лидеры оппозиционных партий
Станоевич (радикальной партии), Давидович
(сербской демократической партии) и
Иованович (сербского крестьянского союза)
опубликовали совместное заявление, в Ео-
тором резко критикуют внешнюю политику
правительства Стоядиновича и осуждают
заключение договора с Италией.

В заявлении указывается, что этот до-
говор заключен вне рамок Лиги наций и
коллективной безопасности. Ироме того,
хоговор заключен в момент, когла у с0юз-
ницы Югославии — Франции и друже-
ственной ей Англии имеются серьезные
противоречия с Италией. В заявлении вы-
сказывается опасение, что эта политика
вызовет недоверие союзников Югославии.
Югославский народ, говорится в заявле-
нии, хочет остаться верным Лиге наций,
Малой Антанте, Франции и Англии.

ВЕНА, 4 апреля. (ТАСС). Близкая 5
австрийскому канцлеру Шушнигу «Нейиг-
вейтс вельтблатт» пишет, что результаты
сессии совета Малой Антанты облегчают

сближение Малой Антанты с государствами
римекого блока (Италия, Австрия и Вен-
грия) и что Австрия при этом будет играть
роль посредника.

Многие венгерские газеты утверждают,
что на сессни совета Малой Антанты было
принято решение о том, что ни один из
членов Малой Антанты не имеет права за-
ключать с Венгрией двусторонних до-
говоров.

Газеты считают, что Малая Антанта
находится в стадии распада. Официозная
«Пестер ллойд» пишет: «Белградское ком-
мюнике неё может рассеять мнение всего
мира о том, что результаты сесеии совета
Малой Антанты носят отрицательный ха-
рактер».

БЕРЛИН, 3 апреля. (ТАСС). Германская
печать оценивает итоги сессии постоян-
ного совета Малой Антанты как пораже-
ние Франции, с удовлетворением подчерки-
рая неудачу «франко-чехословацкого планз,
взаимопомощи». ;

качестве единственного конкретного
успеха Малой Антанты германская печать
признает отказ югославского + правитель-
ства от сепаратных переговоров с Венгрней.

Секретная.
инструкция
Геббельса

Парижская газета «Ами дю пепль» опу-
бликовала секретный “циркуляр, разослан-
ный германским министерством прбпаганды
и содержащий директивы печати о том, как
освещать программу полковника Вода, воз-
тлавляющего созданный им «Лагерь нацио-
нального об’елинения».

«Руководители движения национального
об’единения,— говорится в циркуляре,—вы-
нуждены всячески успокаивать западно-
европейские державы. Поэтому они заявля-
ю7, что новое Польское государство оста-
нется верным союзу с Францией. Подобные
заверения необходимы, чтобы не дать ору-
жие в руки оппозиции, а также для того,
чтобы избежать иностранного давления в
подготовительный период. Не следует допу-
скать, чтобы эта тактика была нарушена
комментариями германской печати, которая
должна иметь полное доверие K внешней
политике правительства, Надо отдать себе
ясный отчет, что осуществление программы
Kona в Польше явится важнейшим актом со
времени заключения германо-польского со-
тлашения 1934 года и будет иметь необо-
зримые последствия для перегруппировки
Фил в Европе». (Соб. инф. «Правды»).

Фашистские мракобесы

против Шиллера

БЕРЛИН, 3 апреля. {С0б. корр. «Прав-
ды»). В последнем номере журнала «Вил-
ле унд махт» помещена статья о постанов-
ке трагедии Шиллера «Дон Карлос» в Бер-
лине и других городах Германии. Журнал
пишет, чт0, когда маркиз Поза (одно из
действующих лиц трагедии) произносит
перед королем Филиппом пламенную речь
и требует свободы мнений и слова, зрите-
ли неизменно покрывают эту речь бурны-
ми аплодисментами.

В связи с этим фантистекий журнал
«Вилле унд махт» обрушивается на «кра-
мольного» маркиза и пытается доказать,

что Шиллер не выражал своих мыслей
устами маркиза Позы...
Статья заканчивается маленьким

«упреком» по адресу зрителей:

«Если бы среди зрителей было больше
людей, по своей природе или воспитанию
способных правильно политически MBI-
слить, оваций было бы значительно мень-
ше». А. Климов.

ОСЕЦКИЙ ВО ВЛАСТИ ФАШИСТОВ

СТОКГОЛЬМ, 3 апреля. (ТАСС). Швед-
ская газета «Гетеборге хандельстиднинг»
сообщает, что гермачский министр Геринг
отказался разрешить тыезд из Германии
известному германскому публицисту Карлу
Осецкому. Геринг заявил, что германские
власти считают Осецкого политически
«неблагонадежным»,

==

-—==>-

ae 3 ПРА

КИТАЛСКИЙ ЖУРНАЛ
0 СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

ШАНХАЙ, 3 апреля. (ТАСб). Журнал
«Веньхуа Изилян» («Культура»)’ публи-
кует статью о положении молодежи в (9-
ветском Союзе.  Журнал пишет:

«В мире есть одна страна, где рево-
люционная молодежь может проявлять
свою активность. Эта страна — Совет-
ский (Союз. Советское правительство
приветствует активность молодежи и га-
рантирует ей, наравне со всеми, свобо-
ДУ собраний, организаций и печати. Эти
свободы. существуют не только на бу-
Mare, HO OHM действительно гарантиру-
ются советским правительством, предо-
ставляющим помещения для собраний,
типографские машины и бумагу для га-
зет. Советский Союз гарантирует моло-
дежи, что она никогда не потеряет воз-
можность посещать школы и не будет
страдать от безработицых».

Журнал указывает на Советский Союз
как на пример, который должен влдохнов-
лять китайскую молодежь на борьбу.

—о—-

ЧАН КАЙ-ШИ
ВЫЕХАЛ В ОТПУСК

ШАНХАЙ, 3 апреля. (ТАСС). По сооб-
щению газет, 3 апреля Чан Кай-ши выехал
из Шанхая в Фынхуа (провинция Чжецзян)
в двухмесячный отпуск. Замещать Чан.
Кай-ши на посту председателя нанкинской
исполнительной палаты будет министр
иностранных дел Ван Чжун-гуй.

—_—O—

ПРЕДВЫБОРНАЯ ПЛАТФОРМА

СЯКАЙ ТАЙСЮТО

ТОКИО, 3 апреля. (ТАСС). Партия Ся-
кай Тайсюто опубликовала предвыборные
лозунги и платформу, с которыми она вы-
ступает на выборах в нижнюю палату. В
области внутренней политики, по сообще-
нию газеты «Асахи», Сякай Тайсюто вы-
двинула ряд требований общего характера,
в частности требования «рационализации
военных расходов», «фундаментальной на-
логовой реформы» и национализации важ-
нейших отраслей промышленности.

области внешней политики Сякай
Тайсюто требует урегулирования отноше-
ний между Китаем и Японией, заключе-
ния пакта о ненападении с СОСР и за-
включения пакта, гарантирующего безопас-
ность тихоокеанских стран.

Лозунги и платформы
составлены расплывчато и явно расечита-
ны на голоса самых разнообразных групп
избирателей. В платформе совершенно

не упоминается 0 борьбе с фаптизмом.

Сякай _ Тайсюто,

BAA

ДВИЖЕНИЕ ЗА ЕДИНСТВО
ФРАНЦУЗСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ПАРИЖ, 4 апреля. (ТАСС). Состоялось
первое заседание Национального комитета
социалистической молодежи, выбранного на
недавнем Национальном совете.

В ответ на предложения французекого
комсомола о единстве Национальный ко-
митет социалистической молодежи Франции
ответил письмом. Комитет выражает надеж-
ду, 910 добрые товарищеские связи укре-
пятея, и высказывает пожелание «скорей-
шего осуществления единства социалисти-
ческой и коммунистической партий, кото-
рое будет способствовать немедленному
слиянию социалистической молодежи Фран-
ции с французским комеомолом».

* *« *

Секретарь Центрального комитета ком-
партии Франции тов. Дюкло указывает в
«Юманите», что на ближайшем заседании
согласительной комиссии коммунистиче-
ской и социалистической партий будет на-
значена комиссия по об’едлинению обеих
партий. Коммунистическая партия внесет
в эту комиссию предложение о созыве пол-
тотовительной конференции к с’езду един-
ства. i

— Jlocrarouno noemotpets на пройденный
путь, — пишет Дюкло, — чтобы убедиться
в огромных возможностях, которые откры-
вает единство пролетарских партий.
В 1932 г. социалистическая партия насчи-
тывала 130 тыс. членов, а компартия —
25 тыс, Сейчас у социалистической пар-
тии 202, тыс., а у компартии 304.916 чле-
нов. В 1932. г. социалистическая молодежь
насчитывала 11.286 членов, а у коммуни-
стической молодежи было только 3 тыв.
членов. Сейчае у социалистической моло-
дежи свыше 40 тыс., а у комеомола—
92.044. Средний ежедневный тираж «По-
толер» — 200 тыс., средний ежедневный
тираж «Юманите» —450 тыс. экземпляров.

oO

АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ

ВАШИНГТОН, 3 апреля. (ТАСС). Гене-
рал-губернатор Канады Туидемуир произ-
нес в американском сенате речь, в которой
призывал к сотрудничеству между Амери-
кой и Англией.

Туидемуир выступил также с речью в
морской академии в Аннаполисе и заявил,
что американский и английский флоты
преследуют ту же цель — сохранение ми-
ра. Веякое увеличение флота США, приба-
вил Туидемуир, будет. лишним вкладом в
дело безопасности всеобщего мира.

Член федерации работников просвещения Мадрида читает раненым бойцам,
находящимся на излечении в госпитале, произведения Максима Горького

на испанском языке.

Фото из испанского журнала «Мундо графико» (Мадрид).

КОНФЕРЕНЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ
МАЛРИДА

МАДРИД, 3 апреля. (Спец. корр. ТАСС).
Сегодня в зале «Атенео» открылась
конференция 0б`единения мадридской  Mo-
лодежи, в которое входят об’единенная с0-
циалистическая молодежь, анархистская
молодежь’ и молодежь «республиканской
левой». Большинство делегатов прибыло с
фронта, остальные представители фабрик,
заводов и культурных организаций.

С коротким приветствием от имени Ко-
митета обороны Мадрида выступил гене-
рал Миаха, выразивший свое восхищение
тероической молодежью Испании, силами
которой ‘в значительной степени были от-
ражены фашистские атаки ‘на Мадрид.

Залем большую речь по политическим,
военным и организационным вопросам. про-
изнее Арконада— секретарь мадридской ор-
ганизации об’единенной социалистической
молодежи (в которую вошли коммунисти-
ческая и социалистическая молодежь). Ар-
конада призывал к созданию на фабриках
и заводах ударных бригад и к тесному со-
трудничеству между молодежью на фронте
и молодежью, занятой на производстве...

Арконада заявил, что мадридская моло-
дежь, об’единившаяея перед лицом врага,
должна повести за собой молодежь Ката-
лонии и Чеванта. Он призывал также к
укреплению связи с антифашистской мо-
лолежью всего мира и в первую очередь
с молодежью Советского Союза.

Затем выетупил встреченный бурными
овациями ЧФистер, командир бригады, сра-
жавшейся на гвадалахарском фронте. Ли-
стер сообщил, что в его бригаде 75 mpon.
молодежи и 1.500 членов федерации об’е-
диненной социалистической молодежи.

На вечернем заседании выступил 6
речью генеральный секретарь федерации
0б’единенной социалистической молодежи
Сантьяго Карильо. Охарактеризовав конфе-
ренцию как первую конференцию, прохо-
лящую под знаком подлинного единства
всей республиканской — антифашистской
молодежи не только организованной, но и
беспартийной и католической, Карильо
констатировал огромный рост сознательно-
сти мадридекой молодежи, выразивтийся в
ее геронческом участии в защите Мадрида.

Карильо резко заклеймил каталонских
троцкистов, которые доныне ведут преда-
тельскую борьбу против единой народной
армии, одержавшей победу под Мадридом.
Троцкисты ведут борьбу против народного
фронта и против его правительства, созда-
вая тем самым внутриполитические ослож-
нения. Такая предательская политика ве-
дет к ослаблению боеспособности фронтов.
Примером этого является арагонский фронт,
где республиканские части не продвигаются
вперед. Карильо подчеркнул, что за троц-
изм могут быть только предатели, фа-
шистские агенты и авантюристы.

Варильо закончил речь горячим призы-
вом к об’единению всей республиканской
молодежи, к созданию единой организации
молодежи для победной борьбы за незавиз
симость Испании, за демократическую рес-
публику.

Предселательствовавший на конференции
член федерации об’единенной социалисти-
ческой молодежи—сын бывшего президента
Испанской республики Хосе Алкала Замо-
ра-огласил приветствия от молодых бой-
цов и командиров частей, находящихся Ha
фронтах.

—

Турецко-германекие

торговые отношения

АНКАРА, 3 апреля. (ТАСС). Турецко-
германские торговые отношения продолжа-
ют оставаться неурегулированными, и это
ставит турецких экспортеров и импортеров
в весьма трудное положение.

Газета «Курун» посвящает этому вопро-
‘су передовую, написанную редактором, де-
путатом великого национального собрания
Асым Ус. Автор полчеркивает, что в 60-
здавшихся ненормальных турецко-герман-
ских торговых отношениях решающую роль
сыграло несоответствие ‘между действитель-

‚  ной стоимостью германской марки и ее офи-

циальным курсом, на котором построены
клиринговые (безналичные). расчеты с Тур-
цией. Е

Автор далее указывает, что «в нынешних
турецко-германских клиринговых расчетах
одна марка исчисляется в 51 пиастр, меж-
ду тем как ее международная стоимость
упала за последние годы до 25 пиастров».
При таком искусственном курсе марки и
при существующей системе турецко-гер-
манской клиринговой торговли Германия
получает от продажи Турции своих това-
ров большие сверхприбыли: ,

Считая такое положение совершенно не-

‚  допустимым, автор заканчивает статью за-
  явлением:

«Для урегулирования создавшегося
положения необходимо в первую очерель
уравнять клиринговый курс марки с ее
международным курсом или, другими сло-
вами, необходимо принять такую систему
цен, при которой расчеты базировались
бы не на неизменном курсе марки, а пе-
риодически пересматривались в зависи-
мости от колебаний рыночного курса
марки».

—о—-

ВОЛНЕНИЯ
В СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ИНДИИ

ЛОНДОН, 4 апреля. (ТАСС). В связи с
Болнениями среди индийских племен, про-
должающимися в северо-западной провин-
ции Индии, в Пешавар (столица северо-
западной провинции) выехал из Дели гене-
рал Кассель, главнокоманлующий индий-
ской армией.

Антианглийская кампания

итальянской печати

РИМ, 3 апреля. (ТАСС). Итальянская
печать продолжает вести кампанию против
Англии. Газеты перепечатывают статьи из’
арабских антибританских источников.

В ответ на сообщения английских газет
о расправах в Абиссинии итальянская пе-
чать пишет, что «Италия следует британ-
CKOMY примеру в леле создания империи».

ЛОНДОН, 3 апреля. (ТАСС). Римский
ворреспондент «Дейли телеграф» подчерки-
вает, что антианглийская кампания италь-
Янской печати, очевидно, предшествует но-
вому шагу итальянского правительства.

Корреспондент передает слухи, распро-
страненные в кругах иностранных журна-
листов в Риме, будто бы итальянсков пра2
вительство вскоре об’явит, что сохранение
статус-кво (существующего положения) в
Средиземном море должно подразумевать
статус-кво в вооружениях.

ey

ВТОРОГО МАЯ ОТКРЫВАЕТСЯ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА

В ПАРИЖЕ
ПАРИЖ, 3 апреля. (ТАСС). Международ-
ная выставка в Париже формально будет
открыта 2 мая, однако доступ на выставку
для публики будет открыт лишь 15 мая,
—о—-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР
В МАРГЕЙТЕ

ЛОНДОН, 3 апреля. (ТАСС). По сообще=
нию атентства Рейтер из Маргейта, в че-
твертом туре международного шахматного
турнира Алехин на 33-м ходу сделал мат
Томасу.

Верес нанес поражение Бюргеру; партия
состояла из 34 ходов.

Партия  Тейлор—Фолтые окончилась
вничью. Партни Файн—Мильнербарри и
Александер—Менчик отложены.

Впереди идет Верес, имеющий 31% очка,
У Алехина и Фолтыса — по 3 очка.

_

бенретные донумеиты итальянского нонсульства в Барселоне

Документы, обнаруженные испанскими
республиканскими властями в помещении
итальянского генерального консульства В
Барселоне, приоткрывают краешек завесы,
которой скрыты махинации итальянского
фашизма в западной части Средиземного
моря и пели итальянской интервенции в
Испании. Документы эти были обнаружены
после поспешного от’езда итальянского ге-
нерального консула из Барселоны в связи
с «признанием» генерала Франко итальян-
ским правительством. Пока разобраны до-
кументы, относящиеся к 1926—1936 гг.—
до мятежа генерала Франко. ;

«Манчестер гардиен» публикует 3 апреля
первую серию документов, из которых яв-
ствует, что параллельно с разоблаченной
в июле 1936 года штаб-квартирой ‹се-
кретной германской фашистской шпион-
ско-диверсионной организации в Испа-
нии действовали и итальянские фа-
шисты.

Обнаружена переписка между итальян-
ским консулом в Пальме (остров Майорка),
итальянским генеральным консульством в
Барселоне, итальянским посольством в
Мадриде и итальянским министерствам
иностранных дел в Риме.

19 ноября 1928 года итальянский гене-
ральный консул в Барселоне доносил ми-
нистерству иностранных дел:

«По сведениям из достоверных источ-
ников в Пальме, некая американская
компания ведет переговоры о получении
контракта на электрификапию железных
дорог на Майорке. Так как такое пред-
приятие вряд ли принесет больше 2 проц.
прибыли, то можно предполагать, что за
этим предложением американской ком-
пании скрываются другие, не экономи-
ческие, цели».

28 октября 1928 года тогдашний италь-
янский министр иностранных дел Гранди
(нынешний итальянский посол в Лондоне)

-=—-

——— ep ees eR

телеграфирует итальянскому генеральному
консулу в Барселоне:

«Прошу вас с 1 февраля 1929 года
посылать мне по телеграфу шифром вее
данные о прибытии в средиземноморские
порты Испании и отбытии оттуда ино-
странных военных кораблей»,

Такие сведения посылались  итальян-
ким генеральным конеульством в Bapce-
лоне вплоть до последнего времени. Среди
бумаг найдены два сообщения — от 18
й 23 марта 1935 года, содержащие под-
робные отчеты консула о маневрах бри-
танского флота в Средиземном море, о пе-
рт французского флота ит. д.
Более того, итальянские агенты тщатель-
но следили за офицерами иностранных
военных кораблей, приходивших в испач-
ские порты. Один из итальянских агентов
в Пальме жалуется в своем донесении от
20 февраля 1932 года:

«Наблюдение за британскими морски-
ми офицерами крайне затрудняется тем,
что они появляются на берегу в траж-
данском платье».

В донесении итальянский консул с00б-
щает, что прибывший в то время (1934
гол) в Малагу германский адмирал Momsen
пытался вместе с германским послом Вель-
чеком использовать свой визит для уси-
ления германского влияния в этом районе
поблизости от британской базы — Гибрал-
тара.

«Но, — говорится в донесении, —
пели они своей не достигли, ибо немцы
хействовали со свойственной их расе
бестактностью».

Итальянские агенты приложили немало
усилий к тому, чтобы держать в своих
руках испанскую печать, Из найденных
документов, в частности из’ донесения от
2т июня 1927 года, видно, что ряд ис-
панских газет косвенно контролировался
итальянскими агентами. Из другого доне-

tee PSs КРГЕЗ здрокыаь

сения выясняется, что газета «Эль лиа»
(выходящая в Пальме) фактически была
рупором местного итальянского консуль-
ства и еще в августе 1935 года печатала
статьи, присылавшиеся редактору этой га-
зеты итальянским генеральным консуль-
ством в Барселоне. Итальянский консул
в Пальме доносил по этому поводу 2 ееи-
тября 1935 года:

«Издатель (газеты «Эль диа») сразу
согласилея принять статьи, заявив мне,
что он относится к нашему делу (!) с
величайней симпатией и Поэтому будет
рад помещать сведения, благоприятные
нашей стране».

Как видно ‘из донесения от 25 января
1933 гола, итальянское посольство в Мал-
риде тщательно учитывало всех авторов,
писавших статьи, - благоприятные «тому,
что Италия сделала для цивилизации».

Интересно также донесение от 26 июня
1932 года в связи с прибытием итальян-
ской эскадры на Майорку. Итальянский
консул в Пальме пишет в этом лонесении:

«С моей скромной точки зрения,
очень удачной была идея включить Ба-
леарские острова в маршрут недавнего
похода тирренской эскадры...

Польенса (на северном побережье
Майорки) — бухта, отдаленная от како-
го-либо городского. центра. Визит нашего
флота важен в виду военного значения
этого глубокого залива, могущего слу-
жить стоянкой целого флота».
Итальянцы не случайно так интересо-

вались всеми этими стратегическими пунк-
tama. Дело в том, что в 1933 году Bo
Франции образовалось правительство Эррио
и наметилось сближение между Францией
и Испанией (Эррио тогда посетил Мадрил).
Испанское правительство, видимо, по согла-
шению с Францией, приетупило к укрепле-
нию Балеарских островов. Итальянская
агентура встрепенулась и с этого времени

зороварисегу кА О ЕЕ ао. ea SVVUUSECIAL :

уже не спускала глаз с оборонительных
работ в Пальме, в порту Маон (на остро-
ве Минорка) и Польенса. 0 каждом шаге
испанских властей немедленно доносилось
в Барселону в итальянскую штаб-кварти-
ру, т. е. генеральное консульство, 9 нояб=
ря 1934 года итальянский arent с00б=
щает:

«Фортификационные работы являются
прелюдией к созданию в Маоне морской
базы для эскадры, находящейся в Кар-
тахене. В Польенсе. будет создана авиа-
ционная база».

Через лень итальянский генеральный
консул в Барселоне отправил миниетеретву
иностранных дел в Рим подробный отчет
о работах в порту Маон. Он се огорчени-
ем указывает, что контракты на поетрой=
ку укреплений и баз переланы фирмам,
благожелательно относящимся к правитель-
ству, «что не устраивает Италию». В xpy-
гом послании, от 13 февраля 1936 года,
итальянский генеральный консул калует-
ся на «причастность англичан» к укреп=
лению островов.

Итальянскими агентами на островах
служили преимущественно завербованные
в монархических и фашистских кругах
испанские подданные (например, италь-
янские вице-консулы на Майорке и
Ивисе), при чем они назначались по реко-
мендации этих же кругов и организапий.
Итальянское генеральное консульство в
Барселоне находилось все время в тесней-
шей связи с местными испанскими фаши-
стекими организациями. За два месяна до
начала мятежа консул в Пальме был глав-
ным гостем на празднестве, устроенном
монархически-фашистскими организапиями
«испанское возрождение» и «традициона-
листы» (карлисты) в честь «побед италь-
янского оружия в Абиссинии».

Таков краткий обзор первой серии до-
кументов. Они об’`ясняют весьма многое в
нынешней итальянской интервенции. ,

Лондон (по телефону от корр. «Правдыз»

AeA ULL St