Счастливого
пути!

Сегодня на Москвы на Дальний Восток
Бтправлается необычайный экопресо. Han
только его паобажиры разойдутся Но вагое
нам, они начнут петь, читать етихи, про»
износить монологи; разыгрывать скетчи ий
водевили. Зазвенит музыка. И в поезде
Вктеры Пентрального Театра Красной Ар-
мии будут готовить эотралный репертуар
и репетировать пьесы. 5 : i

8 октября состоялись проводы театра, В
Втот день актеры отправились к своим. нод`
шефным, рабочим завода «Шариконодшнин-
Ник> им. Л. М. Кагановича, В одном из
крупнейших зал завода был ‘установлен:
микрофон. Во’ все цеха и рабочие ивар-
тиры заводской радиоузело транелировал
торжественное заседание. О. встрече с те-
ATPOM 25-тысячный коллектив завода был
извещен таветой «За советский подшин-
Ник», посвятившей театру целую страни-
цу. На заводе ‘хоропю знают театр, В нем

_ побывали почти вое рабочие. Руководите-
щи, режиссеры и актеры театра — посто.
янные гости завода. Свъише двух лет у за*
вода с театром нерушимая связь и крен-
вая дружба.

Поэтому делегацию театра, приехавшую
‘проститься с подшефными, зал вотречает
бурными аплодисментами. Представители:
завкома и заводской общественности, же-
лают счастливого пути и больших успехов
театру. ony Se

Вечером в Доме актера состоялась. про-
щальная встреча коллевлива тезтра © ра-
‘ботниками искусств Москвы. Пустынный
обычно вал Дома актера на этот раз был
переполнен. 3 !

Вечер открыла народная артистка

Р А. Яблочкина, :

— Актер прежде воего гражданин и па-
Фриот своего социалистического отёчества,
Вы получили ответственное задания, и мы
уверены, что услышим от вас по возвра-
щении: «Все в порядке, задание наркома
выполнено на «отлично».

— Я вам искренне завидую, — говорит
народный артист РОФСР М. Нароков. —
Вы едете в замечательный рейд, в страну
етенд, на форпост нашей родины. Вы обо-

“ратитесь яркими внечатлениями, увидите
вамечательные края, поразительных людей,
услышите чудесные песни. Актеры отарей-
шего Малого театра желают актерам одно
го из самых молодых театров очаетливого
пути, те wad
_ Васлуженные артисты республики К. Зу-
бов и А. Горюнов, побывавшие на Даль-
нем Востоке, рассказывают о том, что ждет
актеров театра в замечалельном крае,

Союза

ть

В глухом таежном тороде К. Зубов ви:

дел спектакль «Виндзорские проказницы»
Шекспира. Режиосверами, актерами, худож-
никами, даже композиторами спектакля бы-
пи красноармейцы, Бойцы Амурской фло-
тилии создали много песен и плясок. Но
на Дальнем Востоке нехватает культурных

i oe пьес, репертуара. Театр

рях, частях Красной Армии, очень многим.
поможет дальневостозчникам,

`От Московекото Художественного ордена
Ленина театра Союза ОСР коллектив ЦТКА

приветствует И. Марков, от ЦК союза pa-
ботников искусств А. Пашковский.

Художественный руководитель ЦТКА ва-
блуженный деятель искусств А. Д. Попов
поблагодарил театральные коллективы Mo-
еквы за теплые проводы и добрые поже-
лания.

— На Дальнем Востоке нам вынала вы
@бкая честь представлять искусство нащей
<. етолицы. Подготовились мы в гастролям
без всяких скидок на бедность. Даже в
пути мы будем готовить репертуар. Даль-
невосточникам мы покажем 15 лье. Мы
ставим себе задачу обслужить вее гарни-
воны ОКДВА. Задание сталинского нарко-
ма К. Е. Ворошилова коллектив вынол-
зи ee

Сегодня коллектив тоатря выезжает из
Москвы. :

Счастливого пути!

По следам заметок
«боветекого искусства»

В одном из писем в редакцию наш чита-
тель т. Сорокин из г, Фрунзе поднял вопрое
06 оплате актерам за амортизацию их костю-
ма. Он указывал, что в периферийных теё-
атрах актерам приходится играть в своих
собственных костюмах, причем твердого по--

раядка оплаты за амортизацию в театрах не  р

существует. В каждом отдельном случае ча-
9то приходится «торговаться» с дирекцией.

В ответ на’это нисьмо ЦК Рабие сообщил,
Нам, что нормы оплаты ва амортизацию ко-
отюмов, установленные в 1934 1, и ныне
устаревшие, будут пересмотрены,

‘закалялась сталь».

имеющий богатейший опыт работы
© самодеятельностью на маневрах, в лаге-

Открытое

СОВЕТСКОЕ
‘письмо

`’председателю Всесоюзного комитета _
по делам искусств тов. Ц. М. Керженцеву

Тов. Керженцев! я

Лля меня, молодого работника в искус-
непонятно ваше и Комитета отно-
  щение к некоторым театрам, в частности

стве,

я работаю © ‚января 1987 г.

° Всем известно что театр им. Ве. Мейер-
хольда и руководителя этого театра Ве.

вали пооледние два тода очень

Вильно, ибо нетерпимо, что театр в тече-
ние двух лет не дал ни одной новой по-
становки и в течение четырех лет не дал
ни одного спектакля На советскую тему,
В этом, безусловно, повинен и Ве. Мейер-

шим запозданием оценил

положение, в ко-
тором находится, 5’. : Е

санию равнодушие, которое проявляет
Всесоюзный комитет по делам искусств и
вы, его руководитель, к судьбе этого те-
arpa, é : :
Зная, что театр находится в весьма тя-

за целый тод даже нё поннтересовалиеь,
что в нем делаотоя. Отдали театр на по-
печение управления по делам исвусств
при Моссовете и этим закончили всё свои
«заботы» о пем. Нотати, и управление по
делам искусств довольно плохо занима-
ется театром, — oS 4 :
`Я не уверен, известно ли. вам, что, пб-
редавая театр из своото ведомства, вы с0-
‘вратили ему дотацию болыше чем вдвое—
это при том обстолтельства, что из зри-
тельното зала театра постановлением Mem-
‚дуведомотвенной комлосии из’ято 116 мест
и, таким ‘образом, осталось вовто 600 мест.
В результате теётр находатея в катаотро-
фическом финансовом положении. _.

‘ую дату — 20-0 годовщину Великой соця-
‚алистической революции, Работники и6-
‚кусств с огромным под’емом работают над
тем, чтобы ознаменовать этот величайший
праздник новыми произведениями искус-
ства. и. a - :
Коллектив театра им. Ве. Мейерхольда
хочет в дни этого величайшего праздника
показать свою новую работу. Театр гото-

‚вит пьесу В, Габриловича, написанную по.

мотивам романа, Н. А. Островского «Как

И в этой работе rearp не встретил Ни-
какого к себе внимания со стороны Ho-
‘митета по делам искусств. Больше Toro,
пьеса месяц лежит в репертуарном. секто-
`рё Комитета и до сих пор ни звука о ней.
Правда, на-днях прошел слух, что пьеса

Москва’. : ;

В Москве вакончились отборочные ебрев-
нования скрипачей и виолончелиотов. В
соревнованиях участвовало 39 человек. Сре-
ди них преобладали студенты старших кур-
сов вуза и аспиранты школы высшего ма-
‚стерства. Было прослушано 26 скрипачей и

13 виолончелистов,
Основная задача московских отборочных.

‘ределить степень пригодности отдельных
исполнителей к участию во всесоюзном кон-
курсе.

Bee соревнующиеся в обязательном по-
о исполняли одно из произведений
Баха и часть концерта. Выступления оце-
нивалиеь жюри по 16-балльной системе,
причем к участию во втором туре конкурса
допускались лишь получившие в среднем

&

неё менее 10 баллов,

Ко второму туру были допущены 15 сокри-
пачей и 10 виолончелистов. Среди них
‘скриначи Баринова, Владимирский, Арте-
мьев, Семецкий, Лунц, Беленький, Андреев;
виолончелисты — Стогорский, Турич, Кан-
лан, Реентович и др,

Играли они с огромным увлечением. Мно-
гие участники прошлых конкурсов, не но-
лучившие в свое время премии, обнаружили
значительный творческий рост. К таким му-
зыкантам прежде всего относится участни-
ца первого всесоюзного конкурса Галина Ба-
инова: манера, ее игры стала тоньше, тех.
ника соверщеннее, трактовка исполняемых.
а ярче и глубже. -

элышой интерес предотавили выступле-

‘ния виолончелиотов A, Croropcxoro (класс

‘проф. Ямпольского) и Каплан (класс проф,

ХКозолупова). _ a

Mo3zed

_ Жозеф Сигетти принадлежит к зиолу ред-
Зайптих a enna исполнительского ч0-
кусства. Обаятельный музыкант с тонким
интеллектом, он облекает свои художествен-
ные переживания в законченную форму,
динамичную и одухотворенную. Благород-
ство вкуса и понимание стиля соединяются
в нем с большим внутренним темперамен-
том; блеск техники с педантичной влюблен-
ностью в точность интонаций; изящество
исполнения с огромной волевой устремлен-
ностью, 1

О Ситетти никотда не хочется говорить,
как о скрипаче, и всегда, как о художнике-
музыканте. Он’ весь в современности, Отра-
стный пронагандиот новой музыки, Сигеть
ти — первый и лучший исполнитель екри-
пичных концертов Прокофьева и Казеллы,.
произведений Бартока, Кодали и Шиманов-
ского, Но современность Ситетти, быть мо-
жет; с особенной силой проявляется не
столько в ето любви к новым произведе-
ниям, сколько в его толковании классиче“
ской музыки Баха, Бетховена, Моцарта и

Брамса. В игре Ситетти вы слышите не Ва-.
ха эпохи клавикорда и генерал-баса; ве
Баха расцвета эпохи пиэтизма, но нового
Баха — такого, каким воспринимает его
современный слушатель. — :

Тончайшая  нюзнеировка, порывиостая
смена темпов, резкое противопоставление
динамических оттенков и тембров звука,
острая акпентировка — таковы особенности
музыкального стиля Ситетти в трактовке

классики, Сигетти модернизует классику,  :

в ето игре как бы отражена европейская
действительность © ее излеманным ритмом.
Подкупающая искренность и воодушевле»
ние его игры помогают слушателю полно
стью воспринять замечательную музыку,
расцветающую в художественном  иснол-
нении Ситетти необычайными но своей но-
визне красками. 1

Своеобразие технических приемов Ситет-
ти в 6го интерпретации классиков, поража-
юшее даже неискушенного слушателя, в6-

сомнение несет на себе печать глубокого
изучения скрипичных произведений совре-  .
менных ‘западноевропейсвих композиторов.

Исполнение этих произведений требует от
скрипача совершенно нового использования
выразительных средетв инструмента, резко
отличающихея 0т канонов классической
скрипичной техники. Исполнитель сталки»
вается в них с приоритетом ритма над ме-
лодией, со сложным ритмическим рисун»
Бом, @ ботатотвом хембровых п оркостралы»

но-колористических красок, Отсюда обидие.
в технической фактуре произведения фла-.
жолет, pizzicato, urpst ponticello, col legno
(извлечение звука щипком, у подставки: сви-
сотящим звуком, тростью смычка) и т. д,
характер использования которых принци-
пиально отличается от их применения ком-
позиторами и виртуозами ХХ в. г

Если для Паганини р!17210240 лишь эф-
фектный ее кунстштюк, т0 для

авеля или Шимановекого р1216240 — это
прежде всего тембр, краска, могушая быть
использованной для создания определенных
наетроений. Отсюда та изысканно-тонкая
гамма оттенков: р12сафо, которую развер-
тывает Ситетти в таких произведениях, как
«Менестрели» Дебюсси, «Танец мельника»
Фалья, Порой кажется; что Ситетти обралца-
ет инструмент в нечто среднее между гита-
рой и скрипкой, Такие поразительные щип-
ковые звучания можно было слышать толь-
no y Сеговии.

Ситетти в звучании флажолет: от густого
звука гобоя До высоких флейтовых perucr-

в театру им. Ве, Мейерхольда, в котором

Мейерхольда, в первую очередь, критико-
много.
Критиковали в большинотве случаев пра»   В

хольд и коллектив театра, который с боль:

Но меня возмущает неподдающееся оли-

колом положении. вы и Комитет в целом.

Через месяц страна праздиует величай-

__ Всесоюзный конкурс
скрипачей и виолончелистов

Подобное же разнообразие мы слышим у.

колоссальную работу,
энергии и средств,

затратив

нужна з первую очередь?

” помещении, которое он занимал по ‘ул.
ны запрещено давать -електакли. А; срок

театра, вопреки решению правительства,
вы перенесли на неизвестное время,

13 октября возвращается ©. тастролей
труппа театра. Где она должна работать,
тде должен: показать свою работу коллек-
тив театра — а он. насчитывает в своем со-
ставе около 300. человек? = ‘

закроем его.

работы? _

коллектив театра? :

Разрешите поставить вае в известность,
что коллектив театра за этот год проделал
значительную работу, без какой бы то ни
было помощи Комитета по делам искусств.

Труппа театра пополнилась актерами и
режиссерами, : ;
`Ветупили в трунпу актеры: васл. apt.
республики А. Н. Андреев, засл. деятель
искусств Фенин, артист Мартинсон. В бли-
жайшее время начнет работать в трупие
театра артист Игорь Ильинский,

Вступил в труппу театра режносер ©. А,
Майоров. Над юбилейным спектаклем вме-
‚ сте о Ве. Мейерхольдом работает режиссер
П. В. Цетнерович.

Коллектив театра и ео руководитель
Ве. Мейерхольд знают, как добиться твор-
ческого под’ема. И этот под’ем несомненно
был бы более быетрым и эффективным,
если бы Комитет хоть немного помог теат-
ру, а не стоял бы в стороне, -

_У коллектива ость желание и силы для
того, чтобы вывеети театр из его нынеш-
него состояния на широкую дорогу твор-
чества. Надо, чтобы Комитет и вы помогли
ему в этом. : *

К этому мы вас настоятельно призываем.

Зам, директора Гос, театра им,
8 Вс. Мейерхольда 3
bee М, Никонов.

0б отромных возможностях наших мо-
лодых скрипачей и виолончелистов свиде-
тельствуют отточенная техника, красивый
звук и зрелость исполнения, Это жит
верным залогом того, что моеквичи будут
находиться в первых рядах молодых музы-
кантов, оспаривающих первенство на в0е-
‘союзном конкурсе, — =

` Проф. Л. ЦЕЙТЛИН

Ленинград о.

‚ Отборочные соревнования ленинтрадевих
участников всесоюзного конкурса скрипачей
и виолончелиотов лишний раз подчеркнули
успехи советской музыкальной школы и
рост исполнительской культуры. Перед жю-
ри прошли 14 молодых музыкантов, Все они,
оказались достойными участия во всесоюз-

ном конкурсе. йе.

В соревнованиях принимали участие ету-
денты Консерватории, учащиеся музыкаль
ной школы-десятилетки и аспиранты. Пре-
дельный возраст участников — 27 лет, Каж-
дому из них была дана полная возможность
показать всю подготовленную программу.
Нередко выступление музыканта занимало
свыше чаба. Особое внимание жюри обра-
щалось на стиль и технику исполнения,

На всесоюзном конкурсе в Москве будут
выступать ученики детской музыкальной
школы Шафран, Эпштейн, Городинский, Ле-
вит и студенты Консерватории Гнайдель,
Сергеев, Резников, Русанский, Лендлом,
авки, Зиоман, Феодосьева-Маргулие и

тильберг.

Хочется отметить огромную работу, кото’
рая была проведена преподавалельским со-
CTABOM, тотовившим своих питомцев к вы-
ступлениям на отборочных соревнованиях,

Проф. М, ШТЕЙНВЕРГ

iz

д ad

ров. И несомненно, что те тончайшие оттень

ки В ведении смычка, 668 которых немысли-
мо исполнение такото рода флажолетвых
звучаний изотренность в тембровых крас-

ках, открыли Сигетти тайны того искусства

кантилены, которую он раскрывает в

Чахое Но п 295610 концертов Бетховена и
Врамса, в adagio cantabile сонаты ee

Бетховена,

Церенося новые приемы выразительности,
в исполнение классической музыки, Ситет.
ти как бы заново ве ‹инструментует». В
этом одна из особенностей Ситетти-скрииа»
чаи художника, ставящая ето совершенно
особняком среди веех современных скрина-
чей — от Крейслера и Тибо, до Хейфеца и
Менухина. . ee

Ситетти имеет что сказать и умеет заста-
вить слушателя оценить, нан это сказано.
Своим исполнительским искусством он как
бы говорит: «Истинное творчество всегда,
сознательно и обдуманно. Совершенное ис-
полнение — результат сознательного уси-
лия. Но искусство — ото страсть, и мы-
сли об искусстве должны быть всегда ye’
шены эмоцией», Сила воздействия игры Си-
тетти заключается в том, что он прежде вое-

то оригинальный интерпретатор, скрицач-

мыслитель, умеющий каждый раз по-иному
подойти к исполняемому произведению. По-
добно гениальному актеру, Ситетти испол-
няет самую заигранную пьесу так, что она
кажется новой, еще ни разу не ‘слышанной,

безупречный мастер своего инструмента.
Ето техника левой. руки безукоризненна по
своей точности. Свовобразное, глубоко ин:
дивидуальное искуество смычка разработа-
но до тончайших штрихов. Но о технике

в каком говорят обычно о технике даже са“

ской концепции, *

слышанных нами скрипачей,

Разве так надо относиться К театру, тем
более к такому, которому помощь ваша

Известно ли вам, т. Керженцев, что т6--
атру им. Ве. Мейерхольда негде работаль?.

Горького, 15, управлением пожарной охра-.

окончания строительства нового здания.

s
  Для нае, работников театра, поведение.
‚Комитета представляется в таком виде:   Но как обучалось? Учебных планов и прог
подождем, посмотрим, что получится, про-.
валится театр с юбилейным спектаклем, —   ским дисциплинам отводилея один чае в

Что общего имеет этот «стиль» руковод-.
ства с настоящим, большевистским стилем

Вы можете задать вопрос? & что делает

Конечно, как скрипач и виртуоз Сигетти.

Сигетти невозможно товорить в том смысле,

мых выдающихся скрипачей. Если, напри-
мер, техника такога изумительного артиста,
как Хейфец, имеет некое «независимое»
значение и «абсолютную» ценность и вне

его стиля исполнения, то техника Ситетти- ным очарованием: звука, подобно Тибо; он
совершенно неотделима от его исполнитель-

удивительный дар перевоплощения. Сигет-
ти исполняет «Крейцерову сонату» и сона-
ту стой Бетховена. Его интерпретация   ров дано лишь художникам, сочетающим
этих произведений полна глубокого пеихо-
упогизма и драматической выразительности,

олышияе ху музыку Бетховена, о #024- Е

ИСКУССТВО

Белорусская

опера

оперы и балета до последнего времени He

налисана He совоем хорошо и вряд ли   было поставлено ни одной оригинальной
стоит ев. разрешать к постановке, — `эт0:  оперы, Драматический театр также не имеет
побле того, как коллектив театра проделал. =
много

в своем репертуаре ни одной белорусской
‘пьесы. Врати народа — буржуазные на-
ционалисты и троцкистоко-бухаринское от-
ребье, — пробравшиеся к руководству, =>
несли немалый вред белорусскому искус-
ству. Они всячески стремились задержать
появление проиаведений о современной Бе-
лоруссии: Одновременно на оцену театров
протаскивалиеь пъесы с’ нацдемовским, ан:
тисоветоким содержанием. В ряде театров
Белорубсии оборудовали враги. ee
драмтеатр находился во. власти шииона 1 0-
лубка и его банды, в Белорусском epee
ckom rocteatpe хозяйничая Рафальский.

оперном театре вредители сорвали нодго-

Hue для далЬьНейтнего развития белорусеко-
то оперно-балетного искусств =

Пять лет существовала при театре 6а-
летная студия, обучалось в ней 120 человек.

рамм не было, специальным. хореографиче-

‘день. Такая «постановка работы» самым
тубительным образом отражалась на усле-
ваемости детей, — ‘

Сейчас поставлен вопрос о преобразова-
нии балетной студии в хореографическое
училище по тину училища Большого теат-
ра CCCP, 3 $

`Для подготовки невцов при театре орга»
низуется оперная студия, в которую в этом
тоду будет принато 20 человек.

Хор и оркестр до последнего времени в
Велорусском оперном театре были очень
‘слабы. Среди хористов некоторые даже не
‘знали нот. Сейчас состав хора и оркестра
пополнен квалифицированными артистами,

`В оперном театре за пять лет оменилось
восемь директоров, в большинстве своем не
имевших никакого отношения к опере; Со-
‘вершенно отсутотвовало постоянное художе-
ственное руководство. Только сейчас ула»

ми кадрами, Главным режиссером назначен
Н. В, a юлич, из Большого тедтра пригла-
шены дирижер Акулов. балетмейстер Мул-
лер, хормейотер Степанов. Трупиа солистов
оперы, насчитывающая ряд талантливых
белорусских певцов (засл. ae Sacre naps
ская, артисты Млодек, Муромцев, Дру-
rep, Местакович-и др.), пополнена пригла-

Алексеем Пироговым, Редикульцевым и Ар-
сенко. В балет из Большого театра пригла-
‘шены 8. Васильзва и Герман.

Театр получил все возможности для даль»

‘зона интересно складывается, Композитор
ЧТикоцкий уже заканчивает оперу на тему
тражданской войны в Белорусони. Одновре:
менно ведется работа над балетом компози-
‚тора Крошнера «Соловей», который напи-
сан по одноименному произведению писа-
теля Бядули (тема — положение белорус-
‘ского крестьянства при крепостничестве).

‘ской интервенции в Белоруссии (по пронз-

уже готовы. Пишут новые белорусские опе-

ры композиторы Теренков и Золотарев,

Считая своей основной задачей создание
оригинальных произведений, оперный театр
в Белоруссии отводит в то же время зна-
‚ чительное, место классике и произведени-
`ям комповиторов братских республик. Бу-
дут поставлены «Тоска», «Евтений Оне-
хин», «Царская невеста», «Лебединое 036-
роз, Бахчисарайский фонтан», «Бронено-
сец Потемкин». Для открытия сезона те-
атр выбрал оперу «Тихий Дон> (постанов-
ка Смолича), текст которой переведен бе-
лоруескими поэтами. На отдельные поота-
новки приглашены Л. Баратов, К. Голей-
зовский и др.

_ В этом году оперный театр получает пре-
‘красное помещение, которое будет одним из
лучших театральных зданий в СОСР. Уже
одни размеры здания производят. внули-
тельное внечатление. Театр имеет велико-
лепную сцену с вместительными карманами
‘для декораций (размер сцены 18.21), пре-
красный, расположенный амфитеатром зри-
тельный зал на 1500 мест, ренетиционный
зал с эстралой, удобные фойе и. помещения
для актеров, В здании театра расположено
театральное училище на 400’ человек. Код-
лектив Белорусского театра должен осво-
ить новое помещение:
В, ПАХОМОВ

Минск _
Sey

рой Вагнер писал, что она способна К ияот-
раниченному выражению внутреннего ду-

зтевного состояния; Ситетти разворачивает

перед ослупгазелем музыкальные картины,

повествующие о борьбе и падении, радоети

и размышлениях,

[о вот. Сигеттир играет «Венгерские nand-
вы» Вартока, и перед нами совершенно
иной скрипач. Начиная с характера вибре-
ции, гучссанло и манеры звукоизвлечения,
— все другое,

9т этих небольших музыкальных отрыв-
ков веет ароматом подлинной вентерекой
oo пеени, с ев подчеркнутой ритми-
кой, с ев специфическим сочетанием страст-
ности и\наивности. Исполнение Сигетти му-
зыкальных миниатюр, таких, как «Славян-
ский танец» Дворжака, мелкие произведе-
ния Крейслера, является возвышением это:
го жанра, ето художественным преодолени-
eM.
Если раньше в исполнении Сигетти преоб-
падали изящество, легкость и большая
плавность стиля, то теперь в его игре през
валируют подчеркнутая заостренность и
бурный динамизм, стремящийся к боль
шому размаху -— К трандиозному. Его
техника стала крупнее, его звук == плот-
нее и насыщеннее, его оттенки — резче и
определеннее. Вместе с тем игра ето не
потеряла в своем поэтическом очаровании,

Репертуар Ситетти можно назвать всеоб -
емлющим. В прошлые свои приезды он. ис
полниял все крупнейшие скрипичные пронз-›
ведения — от сонат Баха для скрипки соло
до концерта Прокофьева. Программа послед».
них конпертов артиста может елужить об-
разцом для наших молодых скрипачей. Нав
истинный музыкант, убежденный в правоте
  своего художественного дела, Ситетти не
боится в один вечер: исполнить такие серь-
езнейшие произведения, как сонату Баха
для скрипки соло, сонату, Генделя и «Крей-
церову сонату» Бетховена.

‚ Ситетти надо уметь слушать, Он не при:
влекает сразу блеском красок. и чувоствен-

seem Dy

не эпатирует, как Хейфец, фантастической
виртуозностью техники. Ситетти показывает

Ситетти, быть может, как ни одному из   вое богатство внутреннего мира художест-
свойственен   венных переживаний, И те, кто умеет слу+

mats, найдут в игре Сигетти то высшее про-
явление исполнительского искусства, кото:

творческую интуицию с пытливой работой
Ma,
. и, ямпольския

товку кадров, что имело решающее значе“

лось укрепить театр опытными руководящи-.

шеннйми из Большого театра солистами.

‘нейшей работы. Репертуар юбилейного ©5>

Молодой композитор Богатырев работает,
над оперой «Дрыгва» («Болото») о белополь-

ведению Якуба Коласа). Два акта его оперы.

удаются ‘роли

Понедельник, 11 октября 1937 г. №47 693)

АКТЕРЫ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ

+f

Noto!

i

-В Белорусском государотвенном —тевтре ]

Добронравов ло характеру творчества
один из наиболее близких мне актеров
современности. В чем секрег его маотер-
ства? Он в совершенстве владеет совре-
менной мхатовской техиикой и в то же
время он продолжает одну из важнейших
традиций русского «домхатовокого» Teat+
pa.

мото «нутра». Но актер’ «нутра» и актер
техники — это не два уживающихся в
Добронравове художника. Всегда, в любой.
роли он превосходно владеет техникой и
сохфаняет тот внутренний ‘пафос, Чистый
эктерский темперамент, который называет-
ся. «нутром». Это тем более ценно, что у
‘многих даже незаурядных мастеров ‘спе:
ны актерская техника вытравляет «нут*
ро». Константин Сергеевич Станиславский
часто говорит, что если в игре актера рас-
хрылось его «нутро», если у него «о»
лилоя мощным. потоком темперамент», на-
до забыть о системе, 0 технике.. Добро-

нравов никогда о ней не забывает, ибо

она у него никогда не подменяет внутрен-
ний пафос.

Добронравов актер характерного амплуа,
но отнюдь не в обычном понимании это-
то слова, Есть актеры, которые ловко де-
лают внешний рисунок роли, до неузна

ваемости меняют на сцене свои манеры, .
свой голос. Это крайне нужно для эпизо-.
HO СОЗДАТЬ.

дических, жанровых ролей, .
о hk образ только такими приемами
нельзя. В частности в этом причина боль
шинотва неудач актрисы Глизер. Она вме
ото темперамента, которого у нее нехва-
тает, тщательно ищет черты внешней ха-
рактерноети, доведенные иногда до шаржь,

Характерность  Добронравова особого
свойства. Добронравов не копирует. дей»
ствительнооть, хотя острая наблюдатель
ность и богатый зввутренний опыт лежат

в основе ото творчества. Не переставая ня’

на минуту быть самим о0бою, не изменяя
своей индивидуальности, Добронравов бы
стро, порой молниеносно, чуть ли не 6
первой репетиции умеет настолько сжить-
ся. образом, что на все уже глядит гла-
зами своего repos. Такое мастерство ак+
терекого перевоплощения встречается
редко. ь

Добронравов в старов время был бы
‘причислен к амплуа «рубашечного тероя».
 Любовников ему бы не поручали играть,
Героев он играл бы только в русском ре-
пертуаре. Фактически он это делает и
сейчас, но воспитанный культурнейшим
ватром страны в совершенно отличных
от времен Островского условиях, Добро-
нравов показал себя одним из самых sp-
ких и талантливых исполнителей совете
ских героических ролей. Потому ему так
«социальных тероевз, ATO
он настоящий характерный актор. Это не
должно зручать парадоксом, Именно но-
тому, Что характерность Добронравова
основана не на внешнем копировании
действительности, ‘а на раскрытии внуг
реннего содержания образа, он в каждой
HOBOW, роли легко и 6 актерским тактом
находит самов характерное, самое глав
ное.

‘Актер, создающий образ, обычно ВООТДА
связан поставченной перед ним задачей,
законы актерской техники лишают его
необходимой внутренней своболы, В ма-
леньких эпизодах это не мешает эктеру,
В больнгих ролях это часто оводит Ha-
He? всю ето работу. Новойный Петровский
был блестящим мастером  оцизодяческих

ewes

ted

характерных ролей, Но когда Петроваки
сытрал Крутицкого в «Не было ни Moe
ша»; они вдруг утратил внутреннюю актер»
скую свободу, и это разрушило He
мысех исполнителя. Была BHO
TEPHOCTH, жанровая отдельа, но
чез из спектакля, Наоборот, у Добр
во5а в роли Яши в
внешная характерность, ярЕие дета
соперничают с «внутренинм содержанием»
образа, & являются ето органической ча,
стью.

Изумительно ощущение Добронравовым
правды на сцене. Уже е первых pene.
ций он никогда не ошибается в ощенка,
что правдиво и что фальшиво, Как у му.
зыканта бывает. абсолютный, слух, tar y
актера Добронравова всегда есть каков-то
внутреннее безошибочное ощущение праз.
ды. И именно’ отсюда‘ — убедительность
и обаяние созданных им образов, В этоу
тайна его актерского «нутра».

Добронравов живой и TOHKO pearmpyn.
щий на свое сценическое окружение ах
тер. Для партнера нет удобнее товарииь
‘10’ итре, чем Добронравов. Когда это не,
обходимо, он. без труда «вытаскивает»
партнера. Если: партнер начинает почему.
либо’ менять манеру своей игры в старом
спектакле. Добронравов в порядке импро
визации, живого общения © партнером
тут же меняет и все свои  ‹ириспособле-
ния» На одном из спектаклей «Платона
Кречета» мы решили в Добронравовых
свободно импровизировать новые Миздх»
‘сцены вместо ранее установленных, на.
доевших. Этого, может быть, делать ка
следовало, но опыт удался блестяще.
` Есть у Добронравова, конечно, и обр»
езные недостатки. Самый большой из них,

от которото он, впрочем, без труда може
‚ Добронравов знает секрет так называе-

‘освободиться, состоят в том, что време.
нами он ие совсем глубоко верит в онлу
своих актероких средств. Тогда он Haw
нает прибегать & некоторому нажиму, #
игре «на публику». В первых спектаклях
«Грозы» он с необычайной строгостью в
тонкоотью. играл Тихона Кабанова, Убеде
тельность этого образа была захватывах»
щей. Но впоследствии он — 10 ли увле.

ченный приемом ‘публики, то ли’ потому,

‘что убедительность прежней игры ему по,
казалась недостаточной, ‘— стал немного
переигрывать, То me самое случилось вща
‘раньшце с ним в ролях Мышиааевского и Кре.
чета. .

Есть и некоторая неврастеничноеть 3
актерской манере Добронравова, HO ons
для него He типична, не органична. Ду
маю, что она также — результат непра.
вильного отношения актера Н реакция
врительното, зала на отдельные приемы ею
‘игры. Добронравов, ни в какой мера 19
«пюбовник-неврастеник». Например, Oc
вальда в «Привидёниях», Я думаю, он бы
не сыграл. Tax ste как он нб сыграл бы
и Фердинанда или героев шекспировских
трагедий. Нет, западная классическая тра»
тедия — He его ропертуар, Борис Teop:
тневич Добронравов русский националь
ный актер в-точном значении этого.: сло“

‘рактерный русский персонаж, типичные
черты русского интеллитента мы найдем
в Мышлаевском, типично национальный
характер - Платон Кречет и большевик
Листрат, которого Добронравов буде
итрать в <«Землё»,

Добронравову безусловно присущё и
зувотво юмора (напомню сцену в Гав
«Грозых, в которой Тихон разговоривавт
{в Катериной и Варварой, a сам вое поры:
‘вается уйти поскорее в кабак), но он им
не злоупотребляет, Так же как он. в опду
художественного такта не использует на
опене своего чудесного дара имитации и
пародирования. За кулисами Добронравов
славится как мастер пародии. Он пар
дирует решительно воех известных ем
людей. Но’ разве зритель мог бы коды
нибудь заподозрить этого актера в 13»
жировании или даже просто в холодном
подражании натуре?

‚ Яшу в «Вишневом саде» Добронралой
итрает очень остро, ко от тротоска он д№
лек. Мне кажется, что Добронразову пря
его необычайно чувствительной актерской
натуре не трудно сыграть и тротесковую
‘pomp, Ho тротесв был ‘бы содержанием,
‚сутью этого образа, а отнюдь не ‘средотвом
его’ воплощения,

‚ Я наблюдаю Добронравова  постоянн®
ибо работаю @ ним на бдной еценф в т
ченне многих ‘лет. В каждой новой пьео8
он мне кажется новым, как бы кю
стным дотоле актером, И в то же время
Я вижу ясно, что’ Добронравов в0е тот. же
давно знакомый мне многогранный хара
терный русский актер, актер с удивитель
ным темпераментом и поразительным д®
DOM «вживаться» в каждый творимый им
образ.

В. ТОПОРКОВ

Выставка

«Индустрия

Подготовка к открытию юбилейной вы-
ставки «Индустрия социажизма» заканзи-
Bates.

Выставка займет помещение в 2543 цв м. .

В первом зале. Unies ob aa картины А. М.
Герасимова — «Заседание совета при нар-
хоме тяжелой промышленности», Н. Де-
Нисовокого — «Награждение Серго Ордко-
никидзе орденом Ленина», Моравова —
«Товарищ Сталин на заводе Динамо в 1924
году», Самокиша -— «Бой рабочих в вран-
телевокой бандой на улице рабочего посел-
ка». В отделе графики представлены рисун-
ки Васильева — «Ленин», Староносова ==
«Доклад товарища Оталина на УИ Чрезвыь
чайном Всесоюзном с’езде советов» и другие,

`В скульптурном отделе == статуя Ленина
работы Шадра, «Оталин» Манизера, труп-
новая композиция Крандиевской «Стаханов-
ское движение», работы Нисс-Гольдман, Ле-
бедевой. и др,

Следующий зал посвящен теме «Боль
шевики открыли богатства страны». Этот
отдел’ разбит на несколько частей, В раз-
деле, иллюстрирующем геологоразведочную
работу, будут находиться картины художни-
ка Платунова, «Геологи на горе Магнитной»
и ‹В кратере вулкана на Камчатке», Чашни-
кова. «Геологоразведочная экспедиция Ba
Алтае», скульптура Андреевой «Киров в
Хибинах», В разделе «Нефть» картина Ба-
‘ландина «Серго Орджоникидзе и Берия na
промыслах в Баку> и другие произведения,

изображающие лучших ударников нефтя»
Вых промыслов н цефтеперегонных азводов,

социализма»

Разделы «Руда», «Торф» и «Утолё» Пр
отавлены трафикой и скульптурой,
` Третий вал отводится основной теме вы*

‚ставки — индустриализации страны. В ver
вертом зале поместятся картины Ha темя
«СССР стал металлическим»,

В коридорах между залами, посвящении“
ми темам «Социалистическая реконструкция
сельского хозяйства» и «Жить стало пу“
те, жить отало веселей», разместится oe
сатиры «Отонь по врагам».

Выставочный комитет уделил мною вии
мания вопробу 06 освещении. Залы выстав*
ки будут освещаться‘ искусственным 08%
том, приближающимся к дневному. Вели 9
Музее Ленина и на Пушкинской pnoranrd
сила света равна 60—70 люкеам, то на вы
ставке «Индустрия социализма» освещение
предполагается довести до 100 люкеов.

: Мною ввимания уделяется оформлокид
ал

«Индустрия социализма» -— первая Bit
ставка советского искусства, где картины #4
будут заключены в скучные, простые рамы»

о заданию комитета выставки специаль
ные мастерские наладили массовое произ
водетво. художественных рам по эскиза
художника Ю, Г. Залогина. Делаются 6008
зированные и большие дубовые рамы с 80
лотым «лепным» орнаментом, Рамы 007
ших размеров делаются разборными, 919
позволит заключать в них картины #610
редотвенно на места экспозиции. а

в ‘Лопахив в «Вишневом саде» — xi)