woe ae

}

Новые. произведения
московских композиторов

нический внизод следовало бы увеличитв,

На собраниях в московском 60036 Kom:

позиторов авторы демонстрировали. свой
произведения. Обстановка, в которой про-
ходят эти ‘собрания, попрежнему оставля-
ет желать много лучшего: непривлеватель-
ное помещение союза не способ”твует при:
влечению композиторов, критиков, ненол-
нителей. Композиторам нужен свой клуб,
куда.бы они могли приходить, играть свои
сочинения, слушать произведения своих
товарищей. - Е 5

Первое творческое собрание было посвя-
щено произведениям B, Шехтера, С. Kana
и А. Ханатуряна.

«Кабардино-балкарская» рапсодия для
бимфонического оркестра Б. Шехтера воз-
никла в результате поездок автора в Кабар-
дино-Балкарию и его знакометва с кабар-
дино-балкарским народным творчеством.
Народные темы, использованные в рапсо-
‘дии, творчески переработаны автором в свя-
ви с общим замыслом произведения. Хоро-
шо оркестрованная, оптимистически яркая
рапсодия встретит несомненно хоронгий
‘прием у слушателя.

_ Молодой композитор Кац показывал свою
еще незаконченную оперу «Пугачев». Это

произведение при всех своих отдельных ло-  .

стоинотвах (наилучшее внечатление остазв-
ляют хоровые сцены: и отдельные сольные
вокальные эпизоды), свидетельствующих ©
несомненной одаренности автора, страдает
все же весьма серьезными недосталками.

Тема «Пугачева» в нашем представлении —-

тема русской народной драмы, стихийного
бунтарского героизма. Музыкальный язык
оперы С. Kaya далёк от интонаций руеской.
народной драмы, в нем преобладает сенти-
ментальность. Типаж мало характерен. В
первую очередь это относится к самому Пу-
тачеву, которого, но существу, нет в опере.
Бунтарская ария Путачева в прологе так
интонационно осовременена, что от образа
мужицкого вождя не осталось и следа.
«Песня о Сталине» Хачатуряна — это фи:
нальный хор крупного симфонического про-
изведения, посвященного великому вождю
народов.
  Несня очень простая, лирическая и вме-
сте с тем ликующая. При каждом своем
повторении она сопровождается различны-
ми инструментальными узорами. Перед ва-
ключительным вуплетом автор дает неболь-
шую оркестровую интерлюдию. Этот симфо-

бт этого значительно
финал певни. ^ s

Второе tsopyeekoe собрание было. посвя-
meno произведениям Витачека == «Крым-
ская сюита» для симфонического оркестра,
Абрамского — «Испанская рапсодия» для

фортепиано и Спадавеккия -- «Интермец-
o> для симфонического оркестра. ^

«Крымская сюита» Витачека написана
оркестровым
языком, легко слушается, очень колоритна.

хорошим гармоническим и

Более всего внечатляет первая часть, пель-
ная по форме и ясная по изложению. Тре-
тья часть в фортепианном исполнении по-
казалась несколько поверхностной,

«Испанская рапеодия» Абрамоского, на-
веянная испанскими событиями последнего

хода, — пример’ серьезного и вдумчивого

подхода к этой теме. Проязведение написа-

но без всяких тривиальностей и штампов,
и является, по существу, первым крупным
произведением на испанскую тематику в
советской музыке. Но фортецианное изло-
жение рапсодии совершенно не удовлетво-

ряет. Прекраеные темы в .«Иснанской pan:

содии» несколько вязнут в неубедительном
фортенианном изложении.

«Интермеццо» Спадавеккия — оченв ин-

тересное произведение, Построенное на, про-

должительном быстром движении и рельеф-

HOM мелодическом материале, `интермеццо
оставляет виечатление яркого и цельного
произведения.

‚На последнем композиторском собрании
были исполнены новые произведения —
«Увертюра на темы казачьих песен» Гаври-
ила Юдина и виолончельный концерт Гам-
бурга.

Виолончельный концерт Гамбурга, очень
содержательный, богатый по музыкальному
материалу, превосходный по инструмен-
тальной разработке, получил единодушную
одобрительную оценку аудитории.

«Увертюра» Г. Юдина написана со зна-

нием оркестра, но творчески  несамостоя-

тельно. :

М. Фоменко экспромптом сыграл несколь-
ко камерных произведений xXapbROBCREX

‘композиторов. Яркое впечатление произве-

ли ‹5 украинских песен» 1Ю. Мейтуса для

симфонического оркестра и голоса, особенно

последняя «Ви, музыки, грайте».
МАРИАН КОВАЛЬ

Благодушные. люди

После февральско-мартовского пленума,
ЦК ВКП(б) на отчетно-выборном собрании
партийного комитета Большого театра вы-
ступила с внеочередным заявлением член
‘партии т. Пружанская. Она сигнализиро-
вала о троцкистекой деятельности Мут-

Партийный комитет не придал никакого
вначения ни этому выступлению, Hu TO-
му, что против избрания Мутных в парт-
Бом высказалась почти половина органи-
зации. Спустя три недели Мутных был
разоблачен как заклятый враг народа. `

”Мутных нанёс театру отромный вред. Он
сознательно натравливал старшее поколе-
ние актеров на молодежь, всячески стре-
мясь опорочить проводимую художествен-
ным руководством политику выдвижения
молодых кадров. 5

Директор-вредитель выбрасывал на ве-
тер сотни тысяч рублей. Будучи членом
парткома, он демонстративно игнорировал
его решения. Он обнаглел до того, что стал
открыто выживать неугодных ему комму-
нистов и даже потребовал особой цензуры
для многотиражки «Советский артист», БЫ-
ступавшей с критикой его «деятельности».

Партийная организация не мобилизова-
ла коллектив Большого театра на борьбу
с вражеской деятельностью, на повыше-
ние политической бдительности. А в теат-
ре было не мало случаев вредительства,
которые остались ‘безнаказанными.

До сего дня партком не удосужился. по-
ставить на широком собрании работников
театра доклад о коварных методах «рабо-
ты» японо-немецких шпионов и диверсан-

тов. Этот вопрос не обсуждался и на нар-
тийных собраниях.

Попрежнему царит хаос на производст-
зе. Сроки постановок меняются бесконеч-
яд. Никто He может сказать точно, когда
пойдет опера «Броненосец Потемкин»,

Письмо и

Как незаметно идет время — уже десять
лет прошло как вы уехали из Ленинграда.
С какой гордостью вы пишете о своих те-
aTpax, о своих актерах и только снисходи-
тельно упоминаете о наших ленинградских
театральных делах. К вам попадают на га-
строли и саратовские, и ивановские и мно-
гие другие периферийные театры, & ленин-
традцы или сидят у себя дома или же про-
езжают Москву без пересадки. А ведь у нас
есть чем похвастаться — театр оперы и ба-
лета мог бы показать «Броненосец Потем-
кин», театр им. Пушкина — нестареющий
«Маскарад», «Лес» — с целой плеядой
старых александринцев, (Корчагина Юрь-
ев, Горин-Горяинов, Мичурина-Самойлова).
Вы могли бы посмотреть «Школу злоело-
вия» в театре «Комедия», постановки 80-
на в Новом тюзе, горьковские пьесы B Te-
атрах, о которых вы и многие москвичи
совершенно не слышали — скажем, «По-
следние» в театре им. Ленинского комоо-
мола, «Мещане» в Реалистическом театре.
Как видите, есть чем похвастаться, тем бо-
лее, что всё это работы только одного ми-
нувшего сезона,

А актеры? Я ручаюсь, что вы не знаете
многих молодых ленинградских актеров. Де:
сять лет назад вы на них почти неё обра-
щали внимания — они только выходили на
сцену, они исполняли роли, если и не 0ез
слов, то.во всяком случае не многословные.
А сейчас из этих участников массовок вы-
растают настоящие мастера. Вы знаете их
в лучшем случае по кино.

Например, Симонов. Вы наверное на-днях
видели его в кино, и поэтому нет никакой
надобности описывать, как он играет «Пет-
ра №», Вот работа настоящего зрелого ху-
дожника.

Я напомню вам — мы вместе с вами виде-
ли Симонова десять, нет, пожалуй, один-
надцать лет назад. Шла пьеса Ромашова
«Конец Криворыльска». Вы должны пом:
нить этот спектакль, в нем еще играли та-
кие замечательные актеры, как ныне по-
койные Лерский, Кондрат Яковлев, Певцов.
Симонов впервые вышел на сцену в этом

спектакле, вернее, не вышел, & выбежал.

Помните сцену, в которой военком Мехоно
шев об’яснялся с комсомолкой Розой Берт
ман? Что они тогда говорили? Впрочем

вряд ли кто-нибудв помнит, что они говори

ли—уж слишком вялым языком была напи-

з Ленингр

лет «Кавказский пленник». Е
Партгруппа оперы бездействует. За ron
состоялось два-три собрания. Производет-

«Абесалом и Этери», «Иван Сусанин», ба-

венных совещаний в театре не существу-

ет. Полтора месяца назад начался сезон,
но коллектив театра до сих пор не 03-
накомился с перспективами сезона. —
Уже несколько месяцев страна тотовит-
ея к выборам в Верховный Совет СССР. Но
только сейчас, в начале октября партком
организовал кружок по изучению избира-
тельного закона.
Группа сочувствующих насчитывает о5о-
ло 60 чел. Среди них солисты оперы Ле-
мешев, Алоксеев, Ф. Петрова, балетмейс-
тер Чекрыгин, главный хормейстер М. Ку-
пер. Группа, ‘существующая свыше двух
лет, собиралась парткомом воето... один
раз, в прошлом сезоне. i
Полгода прошло с момента выборов парт-
кома, но секретарь парткома т. Сердюк
не считает нужным отчиталься перед ор-
танизацией о своей работе.
`Партком отнюдь не склонен развивать
самокритику. Не случайно на. собрания
партколлектива 8 октября было выдвинуто
требование удалить представителей газеты
«Советское искусство» под вздорным пред-
лотом, что-де «Советское искусство» — газе-
та не партийная, & советская, и «мы не ви-
HUM необходимости присутствия здесь ве
сотрудников». я :
Трехтысячный коллектив Большого те-

атра имеет немалые заслуги перед стра-.

ной. Он отмечен высокой наградой — ор-
деном Ленина. Однако напрасно партий?
ный комитет почил на лаврах. Нет ничего
вреднее самоуспокоения, в котором пребы-
вает партком ГАБТ и ero секретарь

т. Сердюк. :
/ К. СТЕПАНОВ

сана эта «старинная советская мелодрама».
Но я и сейчас помню этого военкома, че-
ловека с широкой улыбкой, веселой, ско-
ротоворкой, порывистыми движениями.

И после этого спектакля Симонов пошел
в 1ору. Он переиграл много ролей, самые
значительные из них: партизан Вершинин
в «Бронепоезде» Вс. Иванова и братишка в
«Штийе» Билль-Белоцерковского. Критики
не скупились на похвалы, зрители на ап-
лодисменты. : :

Мы забыли многие пБесы, в которых он
играл, «Ярость», «Шахтеры» и им подоб-
ные обычно сходили со сцены, не дотянув
до следующего сезона. Но симоновские об-
разы запоминались надолго. Не все они уда-
лись Симонову, но многое вритель «прощал»
любимому актеру. — :

Первое серьезное разочарование постиг
ло зрителей в «Горе от ума»: Это была пер-
вая работа актера над классической ролью,
Симонов никак не справился с ролью Чан-
кого. Герой грибоедовской комедии  пред-
стал в чрезвычайно упрощенном. виде.

Стендаль называл любовью потерю кри-
тического отношения к обекту, И вот когла

прошел первый период «влюбленности» В
актера и в Симонову можно было подойти ©

более строгой оценкой, обнаружилось, чте
схематизация героя коснулась многих симо-
новских образов. И другое, — Симонов в ка-
кой-то мере начал повторять самого себя;

советского героя. Перед актером встала опа-
сность замкнуться в рамках амплуа в его
старом, реакционном понимании,

увидели ето снова лишь через три года, «Де-

по. А. Чехову)?

и Станиславского,

а во Певцов,
<

выиграет ликующий

с.

ленно».

19. Золя, у нас Стасов высоко ставили Кон-

al

выработалея набор интонаций и приемов

Но тут Симонов уехал в Самару, и мы
бютировал» он в роли -Лаезското («Дуэльз

Вуквально волед за этим «Борие Году-
НОВ». Знаете ли вы книгу Певцова? Это. не
традиционные рассказы о свовм прошлом,
— это настоящая настольная книга актера,
и на полке ей место неподалеку от Ленского

`В этой книге есть такие строки: «Вамёча-
1тельно играет Симонов, как громадный клас-
сный актер — уступаю ему самое первое ме:
сто на нашей сцене». Эти ‘слова оказались
репетировавтняй
ориса», внезапно заболел, роль передали
Симонову! В конце октября 1934 г; мы про-
вожали Певцова на кладбище, & через не

СОВЕТСКОЕ

Исполнилось 100 лет сб дня смерти Джо-
на Конотэбля, крупнейшего айглийского
живописца, одного из величайнгих мастеров

гом которого были природа и правда, у нае
незаслуженно мало известен; достаточно

посвященной ему книги, ни одной статьи.

Современное западное формалистическое
искусствознание ценит в Конотобле прежде
всего реформатора живописной техники,
применивитего впервые чистые тона, обяо-
вившего рядом приемов живописную фахту-
ру. Его значение сводят к роли предшест-
венника импрессионизма. Однако это яв»
ляется тщетной попыткой фальсифициро-
вать подлинное значение замечательного
художника-реалиста. ‹

ревне Берхольд, в Суффольке. Сын мельни-
ка, он. сам, после первых малоуспешных на-
чинаний в живописи, занимался ремеслом
‘отца, в часы досута продолжая свои живо-
писные опыты, В 17199. г. ему удалось, нако-
нец, поступить в академию к живописцу
Фаррингтону. Но учился Констэбль больше
у Клода Лорревз, у своих старших сооте-
чественников — Генеборо, Вильеона, Кавен-
са и, наконец, у голландоких пейзажистов
ХУИ в. в первую очередь у Рюисдаля.
Большую часть своей жизни Констэбль
провел среди природы, которую он знал
с детства и к изучению которой обратился
в годы творческой зрелости, пройдя школу
старых мастеров. Этот период самостоятель-

ной творческой деятельности начинается.

примерно с 1815 г.

Появление в 1824 г. во французском Сало-
‘не двух пейзажей Констобля было событи-
ем в европейской художественной жизни.

Интересно, что мастера реалистического
пейзажа Констэбля одним из первых оце-
вил великий мастер реалистического рома-
на Стендаль. В обзоре Салона 1824 г. он
писал: «В утешение Англия прислала нам
в этом году великолепные пейзажи, принад-
лежащие Констоблю. Не знаю, можем ли мы
что-нибудь им противопоставить. Правди-
вость сразу же поражает и увлекает в этих
прелестных произведениях... Я горячо pac-
хвалип пейзажи Конотобля; это потому, что
правдивость сразу же производит на меня
чарующее впечатление и убеждает немед-

Живопись Констобля произвела огромное
впечатление и на Делакруа. Во Франции

стэбля как реалиста. :

Творчество  Констобля — свидетельство
окончательного освобождения искусства от
условностей рококо и классицизма, начало
победного шествия реализма. :

`Сыномельника, видевший поэзию в при-
роде, он возродил в ее. изображении демо-
кратические идеалы старой cues, ОЕ
изображал природу такой, какой она ка-
жется ежедневно фоермеру-землеробу, измен-
чивой, имеющей свои законы, Но законы,

&

Восемьдесят километров от Москвы по
прекрасно асфальтированной дороге — и
мы в Клину. Об этом небольшом старин-
ном городке мало кто знает, Между тем, ©
Клином связаны воспоминания о комнози-
торе П. И. Чайковском. Здесь написаны
им многие произведения, в частности, зна-
менитая «Патетическая симфония».

В городе есть музей П. И. Чайковского.

ном домике, где когда-то жил композитор.
Впоследствии дом приобрел елуга Чайков-
кого Сафронов, который приложил немало
трудов, чтобы собрать все, что было свя-
зано с жизнью и творчеством композито-
ра. Сафронов по праву ечитается основа-
телем музея. :

Все в домике напоминает. о великом му-
зыканте. ; eet

Вот старинный рояль странной нродолго-
ватой формы. На нем когда-то играл Чай-
ковский. Мраморные часы, поднесенные
хомповитору носле концертов в Праге. Мно-
жество картин и фото.

На одном снимке Чайковский изображен
в кругу своей семьи — отец,. мать, бра-
тья. На другом — ео любимый племян-
ник Давыдов. Много фотографий знамени-
тых композиторов, учителей и друзей Чай-
ковского. Bee

В библиотеке музея собрана обширная
музыкальная литература. Между прочим
здесь есть редкое полное собрание сочине-

да
ля нет в репертуаре те-
этра; 1500 предметов 6y-

тафории (они очевидно и задавили Tpare-
дию) носле юбилейных пушкинских дней
сданы в архив. Но это не вина Симонова,
& ого беда, ибо как раз он, не имея по суще-
ству никаких сценических традиций, одер-
жал неоспоримую победу. Зрелость актера
здесь сказалась не только в овладении
пушкинским стихом — он избежал «кра-
сивой» декламационной читки и уберется
от бытовых интонаций. Симонов — Борис
это умный, волевой, властолюбивый чело-

век. Мы впервые познакомились с Симоно-
вым как с трагическим актером.

И, наконец, «Петр Г». Повторяю, я не буду
‘вам писать о Нетре потому, что вы его ви-
дели вчера и наверно ‘пойдете завтра смот-
реть второй раз. Этот образ «по плечу» толь-
ко зрелому художнику, сегодняшнему: Симо+
нову:

Вы знаете, о чем мечтает Черкасов? Он
мечтает сыграть Дон-Кихота, И опять на-
помяю вам, десять лет назад, на Моховой,
в Театре юных зрителей мы вместе смея-
лись над. уморительным верзилой — Дон-
Кихотом;: он сделает гигантский шаг, —
хохот, шевельнет. рукой, — основа раскаты
смеха. Дон-Кихота играл Черкасов, тот са-
мый Черкасов, который сейчас мечтает сно-
ва сыграть Дон-Кихота. Что же это? Каприз
актера, мечтающего о повторении своей ран-
ней роли? Нет, сейчас Черкасов отлично по-
вимает, что тот, тюзовский Дон-Кихот был
юношеской работой, что он дал только фото:
трафию последнего рыцаря, показал толь-
ко его внепгние характерные черты, Черка-
сов играл Дон-Кихота, даже ‘не дочитав кни-
ги Сервантеса до конца; очевидно, это ему
и не было нужно — наружность тероя ясна
уже из первых глав,

Сейчас Черкасов думает о Дон-Кихоте уже
как мастер. Он размышляет не столько о по-
ходке и жестах героя, сколько о сути ©ер-
вантесовского романа,

В самом начале своей театральной карье-
ры. Черкасов «заиграл» Шаляпина, В опере
«Вражья силаь молодой мимист изображал
бессловесного клоуна на ярмарках; в поряд-
ке импровизации клоун вдрут затеял такую
игру, что на нем соередоточилось внимание
зрителя, — партия Шаляпина была сорвана,

Черкасов долтое время развлекался на
сцене — это человек неистощимой выдумки
и отличный трансформатор; актеров е таким

сколько дней состоялась
премьера «Борис» Году-
Нова». ,

Сейчае этого спектак-

‘

он Констэбль

° (1837—1937)

реалистического пейзажа, Конотобль, лозун-.

указать, что на русском языке нет ии одной   Жая пейзажи Англии, би вносил в. них сол-

Джон Констобль родилея в 1796 г. В Де-

стабль вырастает сейчас в наших глазах, нак

‘«Горол, Чайковский»

Музей помещается в маленьком деревян-.

ли», Он играл их неплохо, не провалив по

ИСКУССТВО _

доступные пониманию, подчинению их 3е6-
ловеческой воле.
Констэбль подвел итог исканиям целого
поволения замечательных английских ней-
зажистов — Крома, К. Фильдинта и др., но
в отличие от них избежал какой бы то ни
было стилизации под голландиев, Ивобра-

нечный свет и свежесть красок, какой до не-
то не знала живойись:

Об’яснение Констобля, что интенсивность
зелени ето лугов есть результат множества
разных‘ оттенков зеленого, в отличие от
больнгинства пейзажистов, дающих какой-
либо один тон, Двлакруа принял, как откро-
вение. в

В отличие от импрессионистов у Констоб-
ля свет солнца’ не растворяет, не. нивели>
рует предметы, наоборот, пространственный
облик природы благодаря свету оботащает-
ся; евет вносит больше пластической оу»
тимости в его пейзажи.

Начиная с замечательной «Постройки лод-
Би» (1815 г.), «Пейзажа с телегой», бывшего
во французском Салоне в 1824 г., стиль Кон-
стобля отановитоя необычайно ‘цельным.
06 этом свидетельствует и прекрасный
‘пейзая из собрания Музея изобразительных
искусств uM, Пушкина. Ничто не напомина».
ет. в ном  иоскусственности пейзажей
ХУШ в. Здесь много непосредотвенности,
много каг будто`случайного. Однако раепре-
деление планов слелано так уверенно, 6 та-
Кой силой, © таким стремлением охватить
целое, выделив и ближайшее дерево и да-
лекое строение, что эта безыскусственность
‘ничуть не напоминает безразличия, бескост-
ности, рыхлости нейзажей  импрессиони-

CTOB.
Небо у Констобля не светлый экран, ук-
репленный где-то за линией горизонта, —
оно простирается, оно живет над всем пей-
зажем, оно ортанически связано с ним. Мы
видим полосы тени от облаков, перемежаю-
щиеся с яркими пятнами света, мы воспри-
нимаем природу у Констэбля во всей полно-
те пластического, светового, красочного
единства: : а :
` Такого глубокого понимания природы
Констэбль достит потому, что вна была для
него не природой вообще, — стихией света,
воды, отня, как у современника Констэбля
романтика Тернера, — а живой, конкретной
природой его родины, которую он знал и кс-
Торой посвятил все свое творчество.
Художник тлубоко демократичный, Кон-
стэбль при жизни не имел успеха в Англии,
Ни тогда, ни даже потом буржуазная кри-
тика не дала ему настоящей оценки. ;
Как все, связанное с подлинной жизнью

народа, © его творческими силами, Кон-

художник огромного, интернационального

значения, Он был прав, когда говорил: «Я
аботаю только для будущего времени»,
3 М. ОРЛОВА
К, СИТНИК

ний Моцарта. Чайковский буквально 6о-
тотворил Моцарта. По свидетельству caMmo-
то П. И, монартовский «Дон-Жуан» был
первой музыкой, произведшей на него пот-
рясающее впечатление. «Он дал, — гово-
PHT композитор, — первый толчок моим
музыкальным силам, он заставил меня
полюбить музыку больше всего на свете».
На многих книгах собетвенноручные по-
метки композитора. Чайковский увлекался
философией Спинозы. На полях «Этики»
немало замечаний композитора. ~~
Скромная спальня — неболыпая желез:
ная кровать, скрипучий маленький столик.
В 1988 г. исполняется 45 лет со дня
смерти, & в 1940 г. — столетие со’ дня
рождения великого композитора. Его му-
зыка пользуется мировой известностью. В
СССР Чайковский — один из самых попу-
лярнейпих и любимых композиторов.

Музей П. И. Чайковского имеет огром-.

ное культурное значение. Он ботат, содер-
жателен, разнообразен.

Но неё только музей напоминает о Чай-
KOBCKOM, Tn z

Улицы, парк, по узким аллеям которого
любил гулять композитор, река, прекрас-
ные окрестности — все связано с памятью
о -Чайковском, ;

Город Клин имеет все основания быть
названным городом «Чайковский». Это наз-
зание принадлежит ему по праву.

С. АБОЛЬНИНОВ

искусством перёвоплощения у ‘нас немного.

Черкасова всю жизнь считали одаренным
человеком и очень много хвалили, но в отно-
щения к актеру была какая-то доля обид-
ной снисходительности, какая бывает к лю-
дям талантливым, но крайне невысокого
«потолка». Своей работой в «Депутате Бал-
тики» Черкасов показал свой настоящие в03-
можности. Это. была очень рискованная и
смелая работа — на нее не отважился театр.
Театр продолжал пользоваться внешней вы-
разительностью Черкасова,

За последний год Черкасов, помимо про-
фессора Полежаева сыграл Осипа в`«Рёви-
зсре», Алексея Буланова в «Лесе», царевича.
Алексея. А сейчас он репетирует Баранова
в треневекой пьесе «На берегу Невы», Эта’
роль героического стиля необычна для Чер-
касова, в ней артист может показать новые
стороны своего дарования. Вообще, необы-
чайно интересно следить за ростом этого
очень талантливого человека: он всегда вас
порадует чем-то неожиданным, & может
быть в неожиданности главная прелесть ис-
кусства. Хочется лишь одного, чтобы театр
возможно болез полно показал этого разно-
стороннего ‘актера,

нас в театрах все-таки любят распре-
делять актеров но полочкам. Эти играют по:
ложительных, а эти — злодеев. «Мне кало-
ело быть штатным злодеем», — говорил по-
койный Певцов, :

Есть у нас в Лен аде актер Павликов.
Он работает сейчас в Реалистическом теат-
ре. Вы его вряд ли помните — в бытность
вашу в Ленинграде он работал в театре Ло-
ма пеёзати. Там, в окружении мрачных фи:
лоновских картин, занимались бесплодными
н унылыми экспериментами над  гоголев-
ским «Ревизором», Павликов казался чужим
человеком в компании невеселых фокусни-
ков — 910 был актер ярко выраженных реа-
листических тенденций, он скоро ушел из
Дома печали. И с тех пор постоянным уде-
лом Павликова стали «положительные ро-

сути ни одной. Он сыграл, `в частности,
очень хорошо’ Левинсона в «Разгроме?х и
Гайдая в «Гибели эскадры». И самое глав-
ное, он сыграл Чатаева уже после блестя:
щего. исполнения этой роли Бабочкиным.
Это было смело!
г В нынешнем tony Резлистический театр
(быв, театр им. ЛОСИС) поставил «Мещан».
Павликову, казалось бы, была обеспечена
роль Нила, но, к счастью, ему прашлось
играть Тетерева, ©

Один из наших критиков написал когда-
то такую фразу. «Карякина играет Норув
основном правильно», И все. Легко предета-

Понедельнин, 11 октября

кзал
По стопам Воспитание
it художников-
лей
ie самоучек

Третий год существует ортЕОмИТет cows

to 0H: Ma-
: жников Донбасса, Но о
ее aa ения художников, для

самы

„самоучек из 3
ROB-CAMOY Gye

Советского. Союза ©

Много. художни

я об’един ane
meopuecnoro PoCTé их и отр pupae ee Teen ak ных изокурсахХ при Beecobva-
стическото строительства не. вом доме народного творчества им, Kpym

ях.

Не так давно
чуждые люди вроде
разваливали работу по под
художников. Они сорвали
HO задуманной выставки <
писи». oe

Начальник областного управлен :
лам искусств т. Кантор по кот
ству руководит оргкомитетом союза худож
ников. Он сорвал пленум, nampa
подготовке к 20-летию Великой pot р.
ской революции. Этот пленум тор
помощью своего секретаря Тодорова пра
товил таким образом, чтобы на нем gel
бутствовало поменьше людей, чтобы не .
ло тех, кто в своё время разоблачал вр :
тов народа. Пленум никаких практически
результатов не дал. <

Орткомитет сознательно игнорирует семью
даровитых художников Вендриков, рабо-
чих мариупольского завода Им. Ильича, Та-
лантливого скульптора Федченко из Bopo-
‘итиловграда и многих других художников

Донбасса, ‘окончивших художественные ву-

‘зы. og
В Донбассе &сть даровитые художники,
но это не мешает Кантору и Тодорову убеж-
дать всех, что в области — лишь два худож-
ника, и один из них сам Тодоров. Когда же,
вопреки желанию руководителей река
тета, художникам были заказаны ра оты
для выставки «Цветущая Украина», Кантор
и Тодоров устранились от этого. «Вы полу-
чили заказ, вы его и выполняйте», — заяви-.
ли они художникам. И вот ужо третий ме-.
CA, kak OHH задерживают отсыльу дотово-
ров в Киев. С мая оргкомитет ни разу не
вал, художников. :
т и Тодоров на протяжении многих
месяцев говорят о том, что они составляют
какие-то сметы, направляют какие-то OTHO-
шения и т. д. Но совершенно ясно, что это—=.
очковтирательство, что никакой работы в
творческом об’единении художников Дон-
басса нет и что пора обратить внимание на
эту организацию,
Художники САГАЙДАК, НИКОЛАЕВ,

ЗОЛОТАРЕВ, ПРОШИН, МОШЕНКО
Сталино

ской.
Начинающие худо
ко от культурных це

жинки, живущие and
итров, очень mnorord
ждут и требуют от этих ные и
с аси.
лучить ‹ знания в 0
ОВ, особенно изобразительного, a
мятся повысить свой общий ayaEry yee
уровень. Этим запросам изокурсы moka

уделяют внимания.
На собраниях заот

в оргкомитете хозяйничали
и т Клебанова, Путача. Оня
тотовке молодых
создание прот
Донбасс в живот

ников-москвичей неод*

нократно вносились предложения организ0*
зать экскурсии в мастерские художников»
арать тазету ‘мнототиражку для xy AOR

изд
y д. Но эти предложения

ников-самоучек и т.
на выполнены.
За, два года для москвичей-заочников Gut
прочитан только один доклад «0 формалиа-
ме». Не было ни одной творческой конфе
ренции с разбором отдельных произведений
великих мастеров живописи. Учебный илаз
по нотория. живописи не выполняется. :
Руководством изокомбината “еще в 1936 %
была. составлена для заочников брошюра
«Марксистское понимание искусств», Во 34-
очннки до сих пор ее не получили, Tame
библиотека Всесоюзного дома народного
творчества не имеет необходимой для 68“

очников литературы. ‘H. PABOB

Москва

ee cere mn NN

«Начало сезона»

Славянский кблхозно-совхозвый театр,
работающий уже третий год в районах быв,
Азово-Черноморского, ныне Краснодарско-
то, кран, до сих пор не может открыта
сезон. :

Краевое управление по делам искусств
(начальник т. Каменский) задерживает при-
читающиеся театру дотационные суммы.
Выпуск премьеры «Разлом» поэтому сры-
1 вается. Уже целый месяц актеры не полу-
чают зарилать:

Письма и телеграммы в Управление по дё-
] пам искусств ‘и крайком союза Рабис ‘не
приносят результата: первый «обещает», &
  второй и ‘вовсе не отвечает,

РАБОТНИКИ HKOJIXO3HO-COBX03-

НОГО ТЕАТРА
Краснодар.

Spree

Дирижеры
ждут ah
назначения о ®

На периферии ортавизуются  миоточно-
пенные новые оперные театры и симфони-
ческие оркестры. Потребность в оркестран-
тах и дирижерах громадная.
“Ленинградская консерватория выпустила
в нынешнем тоду. восемь молодых дирике»
ров. Все они получили довольно солидную
производственную практику в оперной сту-
дии ЛГК; у каждого‘ в репертуаре 4—5
опер, значительное количество симфони-
ческих произведений. Казалось бы, Всесо-
юзный комитет по делам искусств должен
был немедленно послать этих дирижеров
на периферию, где до сих пор квалифициро-
ванных музыкантов нехватает.

В апреле в Ленинград приехала, комиссия
из ВКИ, занявшаяся распределением вы-
пускников. Но это распределение велось
‘«в порядке разверстки», без всякого учета
положения на местах. Номинально вое мо-
‘лодые дирижеры были распределены по
оперным театрам периферии. Однако сек-
тор кадров ВКИ получил от всех местных
организаций категорический отказ принять
молодых дирижеров, С тех пор прошел це-
лый месяц, но до настоящего времени ни-
чего не сделано для того, чтобы предоста-
вить работу молодым дирижерам.

Никто из дирижеров, окончивших в ны-
нешнем тоду Ленинградскую консервато-
pum, не имеет работы по специальности.
Такое положение больше продолжаться не
может. Люди, на образование которых Ba-
  трачены немалые государственные сред-
ства, должны быть использованы целесооб-
разно.

М, БУХБИНДЕР, Б. РАТНЕР, Б. ТИ-

ЛЕС, С. ШАТИРЯН, Л, ЛЕВИН, А. ДЕМ-
БО, Э. ВЕНИГ

Ленинград

{25 подписей)

Разоблачить
врагов -
до конца

Буржуазные националисты причинили
немало вреда искусству Таджикской рес»
публики, Они. препятствовали созданию
кадров, обмену опытом с искусством дру»
тих республик Советского Союза и, прежде
всего, искусством великого русского наро-
да. Картина их вредительских происков
стала ясной после разоблачения врага наро“
да Алима Бабаджанова, одно время BOs-
главлявшего управление по делам искусств
Таджикской республики,

Кто такой Бабаджанов и какова была ег0
«деятельность»? Этот остервенелый буржу“
азный националист еще десять лет назад
собтоял в контрреволюционной группе Xon-
суварова, Ишана Ходжаева и др. Когда

онсуваров проник к руководству ташкент
ской городской партийной организации, не
остался забыт и Бабаджанов. Он был наз»
начен редактором таликентекой газеты,

После разгрома банды националистов Ба-
баджанов сумел улизнуть и продолжал
свою подлую контрреволюционную работу
на фронте искусства. Рвачество, беззастен-
чивая халтура, неприкрытое подхалимство
расцвели пъшным цветом в учреждениях,
возглавлявшихся Бабаджамовым. На сцене
таджикских театров и в цирках появилисв
антисоветские постановки. В театры нача»
ли проникать чужаки и халтурщики, поль»
зовавшиеся покровительством Бабаджанова.

Будучи директором. тбатра им, Лахути,
Бабаджанов заказывал пьесы бездарным
драматургам, вроде буржуазного национ&»
листа Азизи, Он привлекал в сотрудничё-
ству в театре, таких проходимцев, как Пи»
ринов, Якубов, Камели и других, ныне рЯ*
зоблаченных чужаков,

Последствия вредительства этой гнусной
шайкя еще не выкорчеваны до конца, Не»
сомненно, что есть еще чуждые люди, при»
таивитиеся в организациях искусств,

В управлении искусств Таджикистана
продолжает подвизаться бывший замести»
тель Бабаджанова по управлению искуссти
К. И. Рейнтерц. Рейнгерц нё жалел сил, что
бы поднять авторитет своего начальства,
Бабаджанов отвечал взаимностью и всяч6»
ски продвитал Рейнгерца по ‘служебной леч
стнице.

Будучи зам. начальника Таджикского
управления по делам искусств, Рейнтерц
взялся за организацию в столице Таджик-
ской ССР Сталинабаде театра русской дра-
мы, В качестве директора нового театра им.
назначается некий Сливко, разваливший
вместе с Бабаджановым театр им. Лахути,
Из Ташкента завозятся третьеразрядные ак=
теры, которым даются огромные оклады, ку-
рортные путевки и прочие блата. К шестё
«импортированным» из Ташкента актерам
‚присовдиняют полулюбителей изо закрые
того халтурного, Театра юного зрителя, В рб
зультате послё первых же спектаклей тб»
атр русской драмы пришлось закрыть. Тай
было провалено серъезнейшее художествеця
ное и политическое мероприятие. Кстати тд

воря, на ветер были в р у
aan р ыброшены 100 000 руб*

ЕЯ

ВИТЬ себе уныниб актрисы, прочитавтней
такую оценку,

Я не знаю, правильно или неправильно
сыграл Павликов Тетерева. Может быть в
его игре иногда чувствовалиеь нотки’ Гон:
надия Несчастливцева. Самое важное, —
Павликов почувствовал и, мало того, сумел
передать значительность горьковского пер-
сонажа: Его Тетерев необычайно многообрА-
зен. Зритель симпатизирует ему, смеется и
жалеет. Актер, который всегда играл только
«положительные роли», изображал близких
и знакомых ему людей, отлично справился с
‚ролью совершенно иного плана, А это луч-
ший показатель зрелости актера.

Прошлой зимой у нас в Теадоме был уст-
‚роен творческий вечер Казико. Во вотупи-
тельном слове режиссер сетовал на то,
Казико почему-то несправедливо считают
комедийной актрисой, и более или менее убе-
дительно разрушил эту легенду. После док-
Ладчика выступила ико и немедленно,
«на глазах у публики» восстановила «леген-
ду> о комедийной актрисе. Она мастерски
провела сцену Ксении из «Разлома» и Маши
из погодинской пьесы «После бала», и сов-.
сем неубедительными получились у нее мо-
нологи Ларисы из «Бесприданницы». На
случайно, что почти незаметно прошло’ ее
выступление на сцене Большого драмати-
ческого театра в роли Любови Яровой; иа-
стоящее признание Казико получила лишь
после Ксении в «Разломе». Сейчас. Казико
работает над драматической ролью Варки в
пьесе Ю. Яновокого «Дума о Британке» —
Эта работа покажет, были ли ве неудачи в
драматических ролях случайными, или ей
= совершенствоваться именно в комё-

Симонов, Черкасов, Павликов.
Меркурьев, Карякина, Казико, НЫ
они все ровесники, это первые актеры новой
советской формации. Сейчас они работают
в разных театрах, каидый из них идет <во-
им путем, у каждого свои думы и свои ме-
чтания, но работа каждого из них на уров-
не pe мастерства,

‚ потеряли за последние два-
несколько очень крупных. aerepos: Пе
ва, Монахова, Лаврентьева, Усачева, Мак:
симова. Горечь этих утрат смягчается тем,
4g на наших тлазах растут молодые талан.

«Отрадно, когда ощущаелть такую моло-
дежь, которая скоро крепко сможет побить
Hac, стариков, если уже не бъет» Так пи:
сал незадолго до смерти Певцов, Еще раз
советую вам, прочтите его `книту.

: : ЛЕ МАЛЮГИН

Уже один этот факт должен был нёстба
рожить партийную организацию управлб“
ния по делам искусств Таджикистана и mpés
жде всего парторга управления Сыропорше
нева. Однако последний так же, как и наз
чвльник управления по делам искусств
Ходжаев, прикрывал деятельность Рейн“
герца. Дази о жаком руководстве искусста
вом могла итти речь, если  Ходжаев месяца»
ми отсиживалея в Москве, а в управлений
был случайным гостем,
i Ныне руководство управления по делам
дары т аджикистана обновлено. Выбран
oe BOGE Tapropr. Однако после разов-
тачения Бабаджанова никаких политиче
екнх выводов управлением не сделано. При»

спошники Бабаджанова
, продолжая
тельскую деятельность. у ener

К, МАРУФИ, А, САБИРОВ

`’Отадинабад,