Понедельник,

октября.

1937 ; Г.

№ 47 (393)

Искусство

Трудно. сказать, что интереснее: картины
и, выставленные на пред юбилейной вы-
qmaxe изостудии ВЦСИС Сзалинского райо-
зы, или люди, соодавитие эти произведения.
Биография и творческий путь любого из

вотников выставки не менее ярки, чем
пейзажи, натюрморты и портреты, которые
доказала студия.

Вольшинетво участников выставки -— мо-
лодежь в возрасте до 30 лет, Это талантли+
poe поколение, рожденное и выпестованное
Великой социалистической революцией,

(Слесари, токари, пожарники, грузчики,
поферы, инженеры, служащие, государоть
зенных учреждений, педагоги —= предетавие
леди чуть ли не всех существующих про»
фессий фигурируют в списке учащихся сту-
дия. Их 300. Закончив свой нормальный ра-
Comm день, эти люди приходят учиться жи-
вописи, рисунку, скульптуре. Лишь неболь-
10 количество студийцев = стипендиаты
ВИСПС и Всесоюзного комитета по делам
искусств — имеют счастливую возможность
poe 6808 время отдавать занятиям зживо-
THCY,

Каждый из отудийцев пришел к искус-
pray своей особой дорогой. Молодость м. оп-
тимизы, любовь к искусству и внимание пе-
датогов помогали молодым художникам пре-
одолеть все препятствия.

Вот к примеру. история: столяра Житло.
Работая в окрестностях» Москвы, он наблю-
дал, как дачники пишут пейзажи. Житло
купил кисти и краски и принялся писать.
(лустя некоторое время он явился с грудой
наспех сделанных о картин к художнику
Il, Кончаловокому, Приговор Кончаловского
был весьма лаконичен:

— Плохо, Очень плохо,

— Но как же нужно писать?

Кончаловский долго беседовал в Житло

i

fa ту тему, а затем принес из соседней вом-

Wath свой автопортрет, натюрморт и пей»

sam,

—Я пишу так. Попытайтесь еще раз и
pailyuTe через месяц, :

Ровно через месяц Житло принес Конча-
ховокому свой автопортрет, свой натюрморт

я свой пейзаж, В этих работах, также еще.

далеко не совершенных, вполне явотвенно

увдывались признаки подлинного таланта,

По рекомендации Кончаловского, Житло по-

ступил в студию ВЦСПС. Ныне его картины»

реди наиболее удачных экспонатов..,
  Вот карандашные портреты т. Лицаева.

Жил он в деревне, начал рисовать с ран“

ого детства. В недалеком прошлом Липаев

выл предоедателем колхоза, Отпросилея в
  юрод ни стал ваниматься в студии, Сейчае

он принят в московский изоинотитут вместе

0 другими восемью талантливыми студий»

цами, Он будет художником-професонона-

MOM. :

Работы Липаева, исполненные смелым и
зто же время очень точным игтрихом, обна-
ружнвают несомненное мастерство. А пор»
трет карандашем, как известно, является
весьма сложной задачей для каждото ху
дожника, ибо вдесь не скроешь свою 6ес-
помощность ни яркой краской, ни эффект-
хой нюансировкой тонов, сравнительно лег»
ко достижимой е помощью угля. .

Житло, Липаев и многие другие студий-
цы, как это показывают нх произведёния,
уже счастливо закончили элементарное
ученичество: ныне они на пороге профес»
(нонализма, Об этом свидетельствует высо-

вый уровень их живописной техники, а глав-
  ным образом их самостоятельность в вы

i

=.

боре темы; в приеме письма, в манере ком-
позиции. Это — заслуга педагогов: К; Ф.
Юона, С. В, Герасимова, А; М, Кановеного,

А, И. Ржевникова, С, С, Бойма, Ф. П; Малае-  .

ва, Е, В. Ильина, Д. В. Мирлос, А, Т. Ива-
нове и других художников.

Они не только помогают студийцам овла»
деть техникой рисунка и колорита, но и
развивают в своих учениках образное мынх
ление, чувство природы. Без этого самый да-
ровитый ученик становится рабом техни-
изм, .

Свое собственное отношение к изображае-
мому об’екту, к многообразным явлениям

ны

Л. В. Собинов, _

Мировоё искусство знает мало художни“
ов, которые испытали бы «бремя при-
жизненной славы» в такой мере, как Лео-
нид Витальевич Собинов. Известность и
ава пришли к нему сразу. © первых
щатов ертистической каръеры, с дебюта в
партия Синодала в «Демоне» и до 10с-
ледних ‘дней его жизни любовь,  усцех,
восторженное поклонение сопутотвовали Co-
бинову. Но и этот счастливый баловень
фортуны, как его любили звать, неё иэбе-
Вал печальной -Участи многих художни»
кв прошлого. Искусство Собинова» Кава
2065 бы, такое ясное и прозрачное, было

80 многом неверно понято, BO MHOTOM CO3-

зательно и бессознательно искажалось ето
бесчисленными «прижизненными друзья-
ми», поклонниками и адептами, Чтобы убе-
диться в этом, достаточно перечитать то, зто
(и как!) писалось в свое время о Собинове,
Я сопоставить это хотя бы с тем, что пи-
шло своем искусстве on сам. Первое, что
Зочется сделать ныне, — это очистить ис”
Вусство Собинова от выспренной фальши,
живой лести, высокопарных восторгов,
расточавшихся перед ним и искажавиих
0 облик; высвободить Собинова из об я-
АИ всех этих велеречивых, медоточивых
Саблнеевых, Евреиновых и проч.» B BECO
Rou «штиле» писавших о Собинове.

0 Собинове писали как о «мистическом
послание Грааля на грешной земле», & это
был в жизни на редкость простой, Bece:
ТЫй и отзывчивый человек. О ето искус”
@те ‹вещали», как об «аристократически-

лвалиматилетних

природы — вот что подкупает 6

студийцев. Посмотрите ate бы нана
20-петнего студийца И. Никишина\ Вот его
«розовый этюд»: заброшенный дворик, сле-
ва сарай, справа деревцо.  Пристрастный
критик сказал бы, что в картине изобилие
розовых тонов, много сентиментальности,

‚юношеской наивности. Все это справедливо.

Но только слепой не заметит, что этюд про-
ие трогательной любовью к природе,
ей теплотой человеческого сердца, под-
линной поэзией. ee
Разве’ не радует глаз картина Филатова
«Мальчики поймали ежа»? Ярки фигуры де-
ревенских мальчиков, возящихся с ежом у
подножья дерева, Свет и воздух — эти глав-
ные элементы гармонии — хорошо исполь-
зованы Филатоным, 3
Этот оптимизм свойственен не TORO

сельским пейзажам, показанным на выотав-
ке. Вот индустриальная тема — «В лампо-

вом цехе» (И. Нови). Уголок завода, У стан-

‚ка молодая работница спокойно и ловко де-

лает свою обычную работу. Рядом горка

электрических ламп. Позади фигуры рабо-

тающих, подруг. Этот кусок цеха изображен
так же интимно и тецло, как если бы ху-

pene писал любимый уголок своей ком-
аты. }

Какой поразительный контраст в сравиб-
нии с вымученными абстрактными, ‹инду-
стриальными» картинами. эпохи АХРР! Не-
большая картинка Нови волнует своей про-
ототой и проникновенностью, te

И к героическим и к историческим темам
студийцы подошли смело, всячески избе-
тая лроторенных путей. Такова работа Оси-
пова «Ленин и Сталин». Картина еще в эс-
кизной охадии, однако и теперь уже мы ви-
дим своеобразную трактовку, свежесть коло-
рита.

Четыре картины посвящены A, C. Пушви-
ну: поэт с няней в дни его детства, Пушкин-
лицеист читает друзьям свои стихи, Пупе
кин с женой демонстративно покидает двор-.
цовый бал и ‚наконец, поэт в ссылке. Эти
произведения различны по манере компо-
зиции, но использованию колористических
возможностей, Наряду с подражательными
слабыми работами выставлены очень яркие
и просто обаятельные этюды (например,
поэт с наней). .

Из портретов следует выделить работы
Н. Никифорова, Курищевой. -

Высокой оцёнки заслуживают работы ка-
рандалиом хромолитографа Григорьева —
стинендиата ВКИ, ery! овохатской, о боль
шим вкусом показавщшей; казалось бы, весь=
Ma прозаическую тему «Рабочая столовая»,
тонкие: пейзажи токаря тосударотвенного
часового завода Карнауховой, работы галь-
ванотехника Алешенко, сельские эскизы
Воронина и многих других цитомцев сту»
дин. Они  оовременники ° счастливой
Сталинской эпохи. И поэтому все их творче»
ство пронизано духом жизнеутверждения.

Спеннальный очерк следовало бы посвя-
тить  скульптурному отделению студии
ВЦОПО, руководимому В, И: Мухиной и

‚3. Г. Ивановой,

Шефы студии — ВЦСПС и Всесоюзный
комитет по делам искусств — недооцени-
вают то большое дело, которое осуществ-
ляется в стенах студии, Они ограничиваются
денежными подачками, не интеросуясь
учебными, творческими вопросами. Многие
учащнебя, закончив студию, хотели бы с0-
верлнействоваться, чтобы стать полноцен-
‚ными профессионалами. Иные талантливые
студийцы уже сейчас могут быть привале“
ченьт к творческой работе, для оформления
‚столицы в дни праздников и т. д.

Как нам сообщил директор студии Л. 0,
Четыркин, само существование студии по-
ставлено под вопрос, Помещение, занимае-
мое школой, принадлежит одному крупному
заводу, который и требует ее немедленного
выселения. Нод угрозой ликвидации замеча-
тельная школа, на создание которой поло-
жено столько труда работниками
Оталинского РК ВКП(б), энтузиастом-дирек-
тором, художниками-педагогами.

P р я Д. ДУБРОВСКИЙ

МАСТЕРА РУССКОЙ СЦЕНЫ

лювш М ПТ

высоком», «аполлониче-
ски-пробветленном», «пе-

«бессмысленном» (%6ес-
омысленное очарование
звуков» — Сабанеев). А
на самом деле это было
искусство большого со-
‘держания -— искусство
артиста, не терневшего
ничего ложного, внешне-
„ то, оперно-штампованно-
го и неизменно стремив-

тественности. 4

Вместо Toro, чтобы
подчеркивать, OTTCHATS
в искусстве Собинова, его
прогрессивные черты, то,
что в нем принадлежало
будущему и не умерло

Евреиновы ‹ всячески
культивировали, выделя-
„ди, усиливали В этом ис-

мирало, то, что было по-
вернуто. вепять, смотрело
‚в прошлое. И не в этом
ли надо искать об’ясне-
норов, пытавшихся ко-
когда ие могли его по-
вторить, не умели разга-

дать собиновского «сек-

стаэ  они имитировали отдельные внеш
we tL внешние приемы, не заглядывая
втлубь, не понимая и не разбираясь в со-
держании собиновского искусства,
opa по-серьезному, просто, мы бы скз-
зали, «по-деловому», подойти к искусству
Собинова. Это тем более важно, что Соби-
нов принадлежит уже истории, но вместе
с тем многое в его искусстве, в его арти-
стичебком облике и поныне остается для

нас важным, живым, актуальным.

«Я имя окромное мое с твоим
великим

Игрой судьбы лишь Леиским
навсегда связал».
{Запись Собинова в `Клинском

музеё им. Чайковского).
Собинов ва всю жизнь выступал в 1226
оперных спектаклях, Из них 587 падает на
Московский Болыной театр. Из этих 587
было 186 спектаклей оперы «Евгений Оне-
runs. Pan замечательных образов создал
на орерно ‘сцене Леонид Витальевич:
а и Лоэягрина,
я, Надира и Вильгельма Мейсте-
ра. («Миньон»), Орфея и Лионеля («Мар-
та»), Иентека (< алька») и Берендея,
Левко и Альфреда, кавказского иленника
и Андрея (из «Мазены»), Самозванца и
О: мандарина»), Вла-
димиря Иторьевича («Князь Игорь») и Ба-
яна («Руслан»). Но как ни были удачны и
интересны даже лучшие из MEX, Boe me

решающим для сценической карьеры Co-

< DBUYHO-XAOTHSCCKOM> и.

шегося к простоте и ес-

и поныне, Сабанеевы и

кусстве то, что в нем от-

ния, почему тысячи те-

° пировать Собинова, ни-

Фауста и князя (из.

< POORER

Актеры Центрального детского театра
вдруг обнаружили, что.. месткома у них
вовсе не было, :

Это случилось через год после избрания
нового месткома, на последнем общем с0б-
рании работников театра. Руководители м6-
стного комитета удивились и обиделись:

— Как так не было месткома? — Разве
не обращались к нам повседневно реши-
тельно все категории сотрудников театра
со своими нуждами и просьбами!

Действительно, в местком приходили ‘ак-
трисы, билетеры, рабочие сцены, судомой-
ки, уборщицы и многие другие. Они нпо-
лучали пособия и ссуды на. содержание
няни, на улучшение питания после болез-
ни, на оплату за обучение ребят в грун-
пе ит. д, :

Но профорганизация протлядела . основ-
ные и самые главные нужды творческих
работников, упустила из виду нервейнтую
свою обязанность — политическое воспи-
тание членов профсоюза, ЦК Рабис ни ра-
зу не помог местной организации Цент.
рального детского театра исправить свою
ошибку. : .

Вряд-ли слабая работа месткома ПИДТ
составляет исключение в деятельности ор
танизаций Рабис, :

Бесплановость, пренебрежение к  твор-
ческим запросам ‘актера создавали совер

шенно нетерпимую для творческой рабо-  ,

ты обстановку в ИДТ,

`Актеры теряли квалификацию, им нече-
то было играть, не на чем совершенство»

вать свое мастерство. Театр показывал ли»

бо слалавые пустячки «для малышей»,
либо фальшивые спектакли вроде «Сережи
Стрельцова» «для старших школьников».
В предыдущем сезоне была осуществлена
лишь одна новая постановка, Актриса
Винницкая, которой товарищи прочили
большое актерское будущее, за два года
сыграла лишь... голову верблюда,

Актеры получают в театре мизерные
ставки, Местный комитет, заботясь о бы-
товых нуждах работников театра, не доби-
BAGH достаточно настойчиво от админи-

отрации улучшения жилищных условий

Ф. Е. Ростова-Щорс, вдова легендарного героя граждансной войны: Н, А, Щорса,
`беседует © композиторами-авторами опер «
шем, В, Н. Лятошинским, С, С. Ждано вым.

°’Жалкий итог _

у

Щорс» (справа налево) В, Я. Иори-

для актеров, среди которых очень многие
ютятея в углах.
‚ Актеры много говорили между собой 8a
кулисами, в уборных и коридорах o Ges0-)
бразиях, творящихоя в театре, против
которых местный комитет никогда но про»
тестовал, ` re
Производственные совещания прнобре-
ли в Детском театре жалкую и уродли-
вую форму. За весь год их было веето
два-три. Никто не проверял, как вынол-
няются решения этих совещаний. Актеры
вопоминают, что директрива делала на
собраниях четырехчасовые доклады, по ко-
торым никто не успевал высказаться, за-,
тем избиралась комиссия для выработки
резолюции, ина этом все заканчивалось.
Коллективу как будто были вовое He-
внакомы общеивнестные формы борьбы за
интересы производства, ва свои профессио:
нальные права. Профессиональная органи
зация не только не выносила на страницы
печати вопрос о создавшейся в театре не>.
нормальной обстановке, но даже не могла.
использовать овою собственную стенную га-
зету. Стентазета не. играла никакой роли
в общественной и производственной жиз-
ни театра. За весь тод вышло триз четыре
номера, мосвященных празднику 1 мая,
тодорщине Великой ‘пролетарской револь-
ции и т, д. Газета не писала © вопросах,
хоторыв волновали театр. :
Местный комитет за тод провел 16 засе-
даний, Из них 8 цосвятил’ вопросам рас-
пределения и перераспределения обязан-
постей и планам работы. Были составлены
хорошие планы, в том чиоле и поли-
тического просвещения. В действительно

‘сти же актеры тезтра за весь год прослу-

шали лишь... две лекции по истории пар
тии. А между тем, разве: не политической
отсталостью коллектива об’яоняется _пол-
нейптее отсутствие самокритики, молчали-
306 участие в позорной саморекламе, кото-
рую создавала себе бывшая директриса?
’ Жалкий итог работы профорганизация
Пентрального детского театра свидетельст»
вует о беспомощности и несостоятельности
руководства Центрального. комитета 60088
работников искусств.

3. СУРИН

> Юбилейная программа: заводеких кружков

На таганрогоком заводе им. Димитрова.
создано за последнее время несколько
кружков. художественной самодеятельности.
‚ Изокружок к 20-летию Великой пролетар-
ской революции организует нз заводе вы
ставку произведений художников-самоучек;
музыканты создают джаз-оркестр под ру-
ководством столяра деревообделочного цеха
Лещенко; хор разучивает новые песни,

ТЕР

бинова, наиболее ярким, значительным,
наиболее полно выражавшим его искус-
ство был, конечно, образ Ленского. И ‘это
не случайно. Ибо искусство Собинова было
связано с передовой русской оперной дра-
матургией того времени, в частности и B
особенности с Чайковским. Вне этой свя-
зи — не понять собиновокой музы. —
Путь, который прошел Чайковский в
своем оперном творчестве, был путь к ре-
ализму. Это был путь борьбы за новое

нелегок, нередко  извилисг и эзпутан.
Борьба, которую довелось вести Чайков-
окому, была полна тлубочайших противо-
речий. Эту борьбу композитор вел не толь-
ко с внешним миром, с традициями старо-
то театра, оперной рутиной, но в значитель-
ной мере и с самим собой. Противоречия
мировоззрения

в ето оперной драматургии. Еще на кон-
серваторской скамье Чайковский мечтает
о «Грозе» Островского, во вместо этого
Островский убеждает Чайковского писать
«Всеводу». Всю жизнь Чайковский мечтает
0 редлистической шекепировской. драме —
OH жаждет писать «Отелло», он увлечен
мыслью об опере на сюжет «Ромео и

жульотта», но написать эти оперы ему не

велось. Он ненавидит вое эти «тероико-
историко-религиозно-политико-мелодрамали-

виться от «эфиопских принцесс, фараонов,
отравлений, всякого рода ходульностей» —
и все же сам берется за сюжеты, которые

венными ему преувеличениями пишет, что
воспоминания 06 «Опричнике» и 0 «Вое-
воде». — «точно воспоминания 0 каких-то
уголовных преступлениях, мною совершен»
ных?. В своих бесконечных метаниях, по-
исках «оозвучного» себе либретто Чай-
ковский и на «Евгения Онегина».
В <«Онетине» Чайковекий получил, нако-
нец, тот поэтичный оюжет, ту реальную
драму, которую’ так страстно искал. «Петь
могут только люди.» отмечает Чайковский
по поводу одного из предложенных ем
АНК либретто. «Вследствие 969-

альности, — пишет он, — я могу св лю-
бовью и_с увлечением писать музыку на

живое сочувствие, лишь бы я любил их,
жалел, как любят и жалеют живых лю-

дамы пленяют мое : воображение, но не
сердце ‚а где сердце н6 ‘затронуто, — He
может быть музыки», В другом ‹ месте
Чайковский говорит: «Мне ненавистны,
как задача для воспроизведения в зву
ках, всякие сражения, приступы, атаки
итд. ь. Таковы вкусы и интересы Чай-
ковского, и не удивительно, что именно
«Онегин» (а затем и «Пиковая дама») стал
его лучшим и величайшим созданием, ›
Известно, что, создав «Онегина», Чайков-
ский ни за что не хотел давать ето на Ka-
зенную сцену (он добвлоя, чтобы «Оне-

_ бал фон-Мекк:

русское онерное искусство. Нуть этот был.

Чайковского и всего его’
творчества в огромной мере оказывались.

ко-трагические», сюжеты. Он счаетлив ивба-

его не удовлетворяют, & потом CO CBOLCT-

$   то
енностей моей артистической индивиду-

сюжет хотя бы и ни мало не эффектный,.
лишь бы действующие лица внушали мне-

дей». «Средневековые герцоги, рыцари,

Один драмкружбк ренетирует пьесу «На:
зар Стодоля», другой — «Платона Крочета»
Корнейчука,

Для детей будет показан с участием пис-
неров спектакль «Детство маршала»,
‘’ Вечер наниональных танцев, в котором
участвуют рабочие разных национальностей,
Заверитит программу, ^ ао

Е 3 SEs.

гин» был разучен и впервые поставлен на
ецене коноерваторской молодежью): Он низ

«Я думал р своей опере,
Tae я найду Татьяну, тукоторую вообра»

жал Нушкни и которую я пытался иллю-

стрировать музыкально? Где будет тот ар-
тист, который хоть несколько подойдет к
идеалу Онегина, этого холодного дэнди, до
мозга костей проникнутого светской бон-
тонностью? Откуда возьмется Ленский,
восемнадцатилетний юноша с густыми
кудрями, с порывистыми и оригинальными
‘приемами молодого поэта 4 la Шиллер?
Нав опошлится прелестная картинка Пуш-

рутиной, с ее бестолковыми традициями,
‚6 ее ветеранами и ветераншами, которые
без всякого стыда берутся, подобно Алек-
cannponon, Komuccapmesckomy mu tutti quanti

бородых юношей! Мораль следующая. Ци-
сать инструментальную музыку гораздо
приятнее: меньше разочарований, Сколько
мне приниось вытерпеть при поотанове мо-
их опер, особенно «Вакулы»! Между тем,

Мариинского театра, нет ничето общего, Что
ва, Оксана, что за Вакула!..» (письмо из Ми:

лана от 16/28 декабря 1877 г.).
«Евгений Онегин» был для русского ис-

Она требовала нового режиссера, новых
певцов: их -—- как видно из елов самого

He. :
‚ Огромный, неслыханный уснех «Онегина»
вынудил казенную сцену портавить у 6ебя
эту оперу. Это был важнейший этап в жиз»
ни имнератороких оперных театров. Вместе
в операми Глянки, Даргомыжокого, Mycopr-
ского, Римокого-Корсакова оперы Чайков-
ского завоевывали подмостки этих теат-
ров. Этот новый русский репертуар отвечал
евеяньям времени», Он 6 торячим сочув»
ствием принимался демократической публи-
кой райка и ярусов. Он заставлял внутрен-
не перерождаться и двигаться вперед —
пусть нехотя, медлительно, но все же дви»
FATHOM вперед самые рутинные казенные
оперные театры. :
’ Новая русская опера требовала новых
актеров. актеры пришли, и одним из
них был Собинов. Он пришел уже после
смерти великого композитора. И можно
о с грустью привести свидетельство
Ю. Энтеля, который рассказывал о своей
беседе с Модестом. Ильичем, братом ком-
‘позитора, по поводу исполнения молодым
 Собиновым роли Ленского: «Как жаль,
‘что брат пе дожил до такого Ленокого. Это
как раз то, о чем он в разговорах со мной
‘не раз мечтал, но в возможность чего не
‘верил», : :
Собинов был создан в значительной ме-
ре оперной драматуртией Чайковского. В
‘свою очередь он был тот, кто показал слу»
шателю подлинные образы великих творе-
‘ний Чайковского и других композиторов.

erie ie 4
До Собинова Ленского Bie — Дон-
ской, Клементьев, Кошиц (в Мобкве), Ми-
хайлов, Фигиер (в Петербурге). Собинов
‘преодолел традиции старото исполнения,
Этот бывший компримарий итальянской
оперы, цевший — как он сам писан —
«триковых кавалеров», стал первым настоя-
mum Ленским на русской сцене.

кина, когла она перенесется на сцену с ее.

за роли шестнадцатилетних девушек и Gea.

что я воображал, и тем, что ‘выило на сцене.

кусства оперой нового типа, нового стиля.

Чаиковского — не было на казенной сце:   меп i ABS
  ничего больше». Для Собинова me —