‚ Художественная Кострома

(Or нашего специального корреспондента)

Кострома город древний. С его основани:

ем, с самым его именем-связаны старинные
поверья. От Костромы — славянского 6o-
oe весны — производят его ибследова-.

Впервые упоминают летописи о Костроме
в ХШ века, повествуя о междоусобицах сы?
Hope Всеволода. «Болышое гнездо», Там,
где река Кострома, или, как запросто ее нз-
зывают местные жители, «Костромка» впа-
дает в Волгу, высятся стена и башни Инпа-
тьевского монастыря = тенерь художествен-
ного музея. Когда-то за его надежными сте»
нами отенживались польские войска само-^

чи и ярославны выбили оттуда поляков. и
на берегах так называемого «Святого 08е-

ра» покончили с войском ‘интервентов:

Сейчас вокруг крепостных ипатьевскнх
стен разрослась замечательная ‘аллея’ кле-
нов, дубов, плакучих берез, лиственницы,
В этом удаленном от города и красивом
месте, с пленительными видами на волж-
ские просторы, с’ художественными памят-
никами старинной архитектуры и живопи»
tH, предполагается открыть санаторий. —

Древняя старушка, моя случайная спут
ница, указывает рукой в разные отороны ий”
называет новые, выросшие за последние 20
дет, постройки. BS

=— Все здесь новое, и вавод этот и шос:
сейная дорога — тоже новая, ~~ — :

Навстречу по новому Шоссе движутся во-
зы с картофелем — замечательным урожаем.
этого ‘тода.. : ead :

Дорога к озеру идет мимо молодого дуб-
няка, места загородных . прогулок костро-.
мичей. Узкое длинное озеро —в прошлом.
крупный стратегический пункт. ARR IBT
били здесь костромичи интервентов: в ХИ
веке —= татар, в ХУЦ = поляков, отступив*
ших от Ипатия. See eee eso

В ХУИ веке на местах боев были с0ору-
жены намятники в. честь навигих бойцов, -
Один из них разрушен. Другой xopomo cox-
ранился. Это типичная ans -XVIL B. podo-
вая с зеленым шатром. и белым каменным
фризом часовня, Меморнальной доски нет,
и уз немногие знают, в. честь чего воздвиг.
ли костромичи на зеленом пологом берегу
этот красивый архитектурный памятник.
Сотни туристов посещают Кострому. У co-

ет глубокий интерес к истории родной стра-
ны, к ее художественной культуре.  -

Костромской краеведческий музей не от.
вечает запросам массового советского врите-
ля. Экскурсионная работа к осени совсем
ваглохла, ‘и туристы предоставлены самим
себе. Местный филиал союза советских ху-
дожников не интересуется вопросами охра-
ны художественных памятников националь-
ной архитектуры и живописи. Ив резуль-
тате, средства, отпущенные тосударством на.
ремонт и реставрацию ипатьевокого архи-
тектурного ансамбля, не реализованы, ре-

монт -брошен.на ходу.

В Костроме, как и по всему Союзу, очень.

велика тяга широких массе к, искусству, к
художественному образованию. Художест-
венная костромская школа осаждается мо
HOMERED из города и местных колхозов,
Союз льнянщиков организовал для рабо-
чей молодежи специальную студию изоис-
кусства, которая: в прошлом году ва хоро-
пие’успехи получила премию: экскурсию. В.
Москву-на выставку Рембрандта. В заме

`чательном по архитектуре интерьеров клао-.
сическом здании клуба Профинтерна интен-  )

сивно работают студии художественной 1са-
модеятельности. Нет только студии изобра-

ATHAX союз художников принимает очень
малое участие, или вовсе не принимает, Ху-
дожественная школа, на которую тосудар-.

ство отпустило в. этом году 50 тысяч рублен, -

работает без всякого. контроля, Отдел. на
родного образования числит ее но, своему
ведометву, но всю свою помоть школе огра-,

ничивает денежными субсидиями. Управ:

ление по делам искусств и вовсе устрани-
лобь от руководства школой, А между чем.
большинство костромеких художников. и.
учителей рисованяя проходило-и проходит.
эту школу. : Нее ne

Кострома славится архитектурным ансам-
блем своей центральной площади. Эа пос-
‚ педние годы в Костроме бережнее стали от-
носиться к художественному наследию. Бе-
режно хранит город. первоклассные архи-
тектурные здания, оформляющие площадь,
созданные гением русских зодчих конца
ХУШ, первых десятилетий ХГХ вв. Далеко
не все их имена нам известны. В панегири*
ках, восхвалявших замечательные залы 6.
дворянского собрания (теперь рабочего клу-
ба Профинтерна), бывшие «отцы города»

тубернатор и городской голова ереди своих
имен забыли упомянуть имя зодчего! ‘i

ИСКРЕННОСТЬ и ФАНТАЗИЯ

НАСТОЯЩИЕ СЛЕЗЫ

В самом начале моей актеровой деятелб-
ности передо мной возник вопрос, который
меня и поныне. волнует, Это вопрос о том.
— HITH ли в работ над образом «от себя»
ИЛИ. «от материала» роли, данного, драма-

туртом?  . с

Моя первая роль — Климентина’ из «Ги-
бели Надежды». У нас в свое время было.
каков-то «помешательство» на искренно“
сти. Мы старались изо всех сил разбудить
в себе самые настоящие чувства. Поэтому
перёд выходом на сцену: садились: в раз-
ные углы ‘и, если должны были‘ играть
что-нибудь ‚грустное, вепоминали всякие
смерти, несчастья... Но лет нам было: не-
много, смертей в памяти было мало, и мы
выдумывали всякиз небылицы, чтобы как-
нибудь расстроить. себя,  Расстроившись,
мы вылетали на сцену, плакали настоя-
щими слезами. Это считаловь пределом
искусства. Играли мы плохо. Hac спасала
молодость, ‘темперамент. Сходило. Мы счи..
тали это. искренностью. ; ‘

Неть актеры; которые ‘не только имеют
право, но и обязаны играть. себя. Вепом-
ним Ермолову. Ona всегда   играла себя.
Она приносила на сцену‘свое чувство, ие

обычайно варазительное” и’ страстное, и’

покоряла им зрительный зал, и это всегда

было прекрасно. АА
Ho есть актеры, для которых. «играть

бебя» — не обязательно. , г Е

Возьием” Ленекого. ‘Он’ писал, что актер

должен ‘найти образ вне’! себя, пратянуть:

1 }

его К Себе и на; себя` надеть.

Моя итра идет только от. фантазии. Я

могу быть искренней в своей фантазии,
но я не могу убедить себя, что я, Софья
Владимировна, пережила в жизни. то, что

происходит на. сцене. Мне это неприятно,

я не могу и ие хочу этого делать. .

У актера должна быть, очень большая и
острая наблюдательность. В-этом я убеди-
ach, когда мне прилыось работать над
ролью монашки в ньесе, Мережковского
«Будет радость». Мне. была: совершенно не-
известна жизнь монастыря. В то время на
станции Хотьково был. женский MOHA-
стырв‚ куда я и поехала для наблюдений.
Я увидела, что перед монашеской трапе-
вой выходили послушницы. в скуфейках и

что-то монотонно читали из книги. Тут же
сидела публика. Читая, монашки бросали
вагляды на чужих, и этот взгляд дал мне
самое существо образа. От этого мне стала
необычайно ясна’ моя ‘роль. Я ‘как бы

„Теребенева, Саврасова, Саламалкина, Поле-
 нова («Зима в Риме»), Головина («На оет-

b I лова и др.
вванца. Соединенными усилиями костроми:

-в.музеях Иванова,  Ярославля, даже в м0с-

-.Работа картинной галлереи иеудовлетво-

„ `рдется. Под картинами много лаконических
  подписей в таком роде: «Неизвестный мас-

‚местных художников и В областном союзе

только 5—6 закончили эскизы; две-три pa-
боты безусловно удачны. Но в целом твор-

` тико-воспитательной работы с художниками
‚не. велось. В среду художников проникали
-антиобщественные настроения, богема. Ко-

Чился в мелкую

ee de

зительного искусства. Во ввех этих MEPOTIPH- }

Перед краеведческим Музеем Костромы
среди прочих задач стоит задача изучении

истории  художественной архитектуры CBO-
его города, С Boer Е
В ‘ведении Костромского краеведческого

музея — довольно значительная картинная
таллерея из произведений русских худож.
ников ХУПЕ-ХХ. вв, Есть очень хорошие
этюды, картины, рисунки — С. Коровина,

ровах»), Кустодиева («В провинции»), Су-
дейкина («Цветы»), «Осенний пейзаж» Ры-

нут; в запаснике хранится десятка два 3B-
пыленных холстов местных художников.
Их лучшие вещи находятся вне Костромы,
ковских частных коллекциях. .

рительна. Экспозиция сумбурна, этикетаж

составлен на оенове вультарнейших .соци-.

ологических схем, научной работы не ве-

тер», «Портрет неизвестного». Музей воз-
тлавлялея разоблаченным ныне врагом на-
рода, Темные дельцы орудовали и в среде

советских художников. Отоюда вбе качества.
а Ре в

К областной выставке; посвященной Ве-

ликой социалистической революции, худож-

ники Костромы стали готовитьсЯ с большим

запозданием. Из всего бостава художников

ческой атмосферы создано не было. Поли-

стромской филиал Всекохудожника превра-
i артель, принимавшую 38-
Rash на столярные подешки, оформление

‚прилавков матазинов и т. п. 5

` Естественно, что, при таком низком уровне

‘творческой работы союз художников не смов

завоевать себе авторитет. в городе, несмот-
ря на то, что среди его членов, среди моло-
дежи в частности, есть безусловно одарен-

а . ‘рому. У с0-   ные люди. .
ветского человека, чувство родины! Вызыва-

Советокая Кострома меняет свой облик.
‘Население. ее. з& тоды революции выросло
вдвое. Застраиваются окраины. Растут шко-
лы, заводы, 1нирится в. массах художествен-
ная культура. Sp tre er а
В этой творческой атмосфере коллектив
советских художников Костромы. должен
обрести зарядку к высокому, полноценному
творчеству. Отдельные авенъя художествен-
ной работы должны быть об’единены вокруг
актуальных задач советского искусства.
’На повестку дня должны быть поставле-
ны вопросы повышения квалификации чле-
нов союза, вопросы бытовой этики, мораль-
‘ного облика’ советского художника. Наряду
< этим необходимо создание авторитетной

комиссии но охране: исторических и худо.

жественных памятников Костромы.
Кострома `Н. ИВАНОВА

В студии художественной вышивки при московском Доме пнонеров, Нина Рачкова;

Советский же отдел до сих пор не развер-

- асо

CO BET CKOE
H3 ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ

ne ES —

-  ЛЕЛИТЕ _
_ ЗА РЕКЛАМОЙ

цирковые администраторы не останавли-
 ваются перед самыми трубыми приемами,
‘достойными зазывал старого балагана, а
‘беззаботные редакторы иных — особенно
периферийных тазет — охотно печатают на
‘своих страницах всю эту крикливую тали-
матью. о

Газета «Черемховский рабочий» помеща-
ет об’явление о цирковом представлении.
Здесь пять раз повторяется слово «новые»:
«новые опыты», `«новые эксперименты»
«новый репертуар», «новые инструменты» и
«в новом репертуаре». Все — новое, а рек-
ламные приемы очень старые, недостойные
‘совётекого цирка, Газета «Большевистская
сталь» (Сталинск, Зап.-Сиб. края) реклами-
рует иллюзиониста Злалогорова—«60 минут
в мире иллюзий!!! 3600 секунд в мире чу-
дес!!!>. :
‚ Большинство цирковых об явлений начи-
нается со слова «лучшие»: «лучшие в СССР
ия танцоры»  («Коммунар»,
ДВК, Ворошилов), «Лучшая, программа се-
зона» а а звезда»), «Лучшие

тисты» («Иркиртышеская правда»), «Лучшие
в СССР антиподисты» («Красная Татария»).
Одни артисты уедут из цирка, на смену им
‘приедут другие, но об’явления опять будут
`вричать: «Лузшие!»... / «Неновторимые!»...
\«Вдинственные!...

Нередко случается, что’ в отделе об’явле*
ний цирковая программа рекламируется,
как состоящая из лучших артистов, & на той
же странице рецензент тех же самых арти-
остов разносит, как говорится, на чем свет
‚стоит.

Администраторы особенно не скупятся на
похвалы так называемым авиациозным но-
мерам. Афиши кричат о «мертвых петлях»,
«стальных пилотах» и т. д. Между тем, каж-
дому ясно, что работа циркового артиста
даже отдаленно не может напомнить подви-
ти налиих беостразиных летчиков,

Большое пристрастие составители цирко-
вых об’явлений питают также к цифрам с
несколькими нулями. Газета «Коммунар»
(Ворошилов, ДВК) напечатала 24 сентября
об’явление местного цирка о том, что  ар-
тист Сакаро показывает «200 дрессирован-
ных голубей 200», но через день появляется
в той же газете: об’явление того же цирка:
«Сакаро—-100дрессированных толубей 100».
Неужели половина голубей получила... вы-
ходной день? . 5

Ются «чудо дрессировки—тговорящая с0ба-
Ка» или «массовое гулянье-—вечер огня»,

времени—до полного поражения одного из
противников»,

здминистраторы любят писать — «Оледите
за рекламой!». Мы хотим обратиться к Ун-

‚ ям газет, печатающим об’явление с призы-
вом: следите за рекламой, товарищи

Eee

ученица 6 класса 11-й школы за вышивкой. Тема ее вышивки — «CoseTcHHA napo- —
‚ ход привез подарки детям республиканской Испании».

: С, В. Гиацинтова
с №
скрылась ва характерностью роли и полю-

биль себя поэтому на сцене, потому ято
я перестала быть собой. i

РЕЖИССЕР

В пьесе «Будет радость» я’ впервые

встретилась в В. И; Немировичем-Данчен-

ко, И 6 той самой поры я поняла, до ка-
кой степени важна чуткость режиссера к
актеру. У нас есть режиссеры с большой
фантазией, с великолепным чувством сти-
ля. Но режиссеров в тонкой чуткостью

в актеру очень мало.

‚Я тогда была ещё ученицей Художест-
венного театра. Banta была в постановку
неожиданно для себя. Не дышала от оча-
стья и страха, потому что играла с боль-
шими актерами, И надо было видеть, как
В, И. Немирович-Данченко’ умел ко мне
подойти, как он хитрил со мной, будто
я только читаю текст для Муратовой, ко-
торая тогда была большой актрисой, ‚будто

бы только для нее надо пройти текст. Та:

ким образом он меня спас от волнения,
которое могло погубить мою роль. Но ко-
тда роль у меня получалась, он устраивал
мне настоящие бенефисы для того; чтобы
я‘ чувствовала себя равноправным. участ.
ником спектакля, ee
` Со, Станиславским Я встретилась в спе-
ктакле «Палладин» Словацкого. Что меня
поразило в Станиславском? Полет ero
фантазии. Способность к фантазии он вся-
чески. развивал и в каждом из нае, У нас
‚было. например, такое упражнение. Один
из нас волух ‘читал отрывок из «Героя
нашего времени». И мы всё должны были
представить бе, как Печорин сел в ко-
ляску, какие у него. волосы, глаза, какого
он роста. И! мы живо представляли cede
этого белокурого. офицера небольшого ро-
ста; ‘который едет. по степи в коляске; за
пряженной тройкой. Это очень нужное ак-
теру‹ упражнение. Нужно помолчать и
оформить врительно в своем сознании ус
лышанную фразу. Упражнение Станислав»
ского прекрасно развивало фантазию;
Каковы мои взаимоотношения © режис-
серами? Это очень важный вопрос. C pe-
жиссерами я обращаюсь хитро. Эта хит-
рость заключается в том, что у меня еств
свой запас наблюдений и мыслей о’ роли,
HO 06 STOM запасе я режиссёру никогда
до конца не скажу. Во-первых, потому,
Что, ‘сказав, напорчу. самой себе, & во-

В погоне за сенсацией векоторые ретивые.

советские, иностранные аттракционы и ap--

Мы уже не говорим о том, что рекламиру-
или «борьба бессрочная, без ограничения.
Анонсируя новые ‘программы, цирковые!

равлению тосцирков, &, заодно, к редакци--

ИСКУССТВО

Фортепианное творчество Чайковского со-
здавалось прекмущественио между 1877 и
1885 годами. Этот пернод отмечен в жизни
композитора глубокими душевными потря-
сениями, aon неудачная женитьба
выбивает Чайковского из обычной творче-
ской колеи. Он отходит от столичной жизни,
большую часть времени проводит в одино-
честве. -

И как это бывало обычно у Чайковского,
тяжелое и гнетущее состояние духа будило
в нем лирические образы-—воспоминания,
‘образы «оветлой грусти», олегической На-
строенности, Так родились лирические сце-
ны «Евгения Онегина», гениальный ЦИЕЛ
фортепианных миниатюр «Времена года»,
вторая редакция «Ромео и Джульетты», ряд
бессмертных элегических романсов и мно-
жество мелких фортепианных пьес (4-я сим-
фония была в основном намечена уже ра-
нее). а

Отраничивая содержание своих форте-
пианных произведений кругом лирических»
образов, Чайковский поднимается, однако,
`в этих своих лирических шедеврах до таких
вершин художественного мастерства, кото-
рые с полным основанием позволяют отне-
сти их к лучшим образцам классической
фортепианной литературы, Глубокая заду-
шевность музыки, мелодическое богатотво
и мудрая нростота формы-—таковы привле-
кательные особенности этих замечательных,
произведений. Русский колорит придает им.
неповторимую прелесть. От них веет про-
стором-и ширью русеких полей; в них наш-
ли свое гениальное воплощение и одиноко-
трустный перезвон далекой тройки, и белые
ночи туманного Петербурга, и багряная
пушкинокая осень в тихой усадьбе, юмор и
веселье деревенской свадьбы, и многие дру-.
тие жизненные образы. :

Глубокая любовь в России, к русскому
народу согревает музыку всех этих лириче-
ских нее, он: им

К. Игумнов является чуть ли не единст-
венным исполнителем сольно-фортепианных
произведений Чайковского и исполнителем.
замечательным, незабываемым.

Свойственное подлинно большому худож-
нику чувство меры, исключительное блато-
родство и тонкоеть нюансировки (в особен-
ности в пределах игры piano), мастерство

В Киргизии разоблачена шайка врагов
народа — буржуазных — националистов,
пробравшихся к руководящим постам в
республике.

Среди них был подлый вредитель Аиль-

чинов, в течение долгого времени безнака-
  занно орудовавший в республиканском

управлении по делам искусств. Всячески
тормозя развитие молодого киргизского
искусства, он преступно срывал важней-
шие мероприятия, направленные ‘к нод’-
ему. музыкальной культуры в Киргизии.
Так, им были провалены первая всекиргиз-
ская олимпиада народного творчества, га-
строли киргизского национального оркестра,
по районам республики и другие значи-
тельные начинания.

Он пытался законсервировать. киргиз-
-скую музыку в ее первобытных нацио-.
нальных формах.  «Киртизокая мелодия
может звучать только на киргизских на-
пиональных инструментах; будучи иснол-
нена на европейеких` инструментах, она
теряет\ свою красоту, становится беднее,
искажается», — заявлял этот. «идеолог».

Вместе со своим высоким нокровителем
Исакеевым (6, предсовнаркома Киргизии)
он всячески противодействовал увеличе-
нию оркестра Киргизского музыкального
драматического театра: он старался не до-
пускать превращения небольшого оркест-
ра Киргизского
большой симфонический коллектив. Иса-
кеев и Аильчинов усматривали, в этом
лишь «вредную» для киргизского искус-
ства «европвизацию» и стремились возвра-
тить киргизскую музыку к уровню кочевого
периода жизни киргизокого народа,

Точно так же националисты всячески
` препятствовали введению европейского
инструментария в национальный оркестр.
Между тем такое соединение националь-

вторых, с режиссером бывает так — боли
я ему. скажу то, что ему понравится, он
с. меня будет потом спрашивать. А мне в

‘дальнейшем может понравиться что-нибудь

‘другое, и я оставляю себе на это право.
Затем хитрость моя заключается в TOM,
что я с удовольетвием пробую все, пред-
ложенное режиссером. Я пробую потому,
зто чужая фантазия, чужой ум мне много
помогают. Я хочу понять, что думает ре-

‘виссер, как он себе представляет роль.

Попробовать выполнить его задание я мо-.
ту, но это не значит, что я буду делать
так, как он сказал. Убеждать его словами
я не собираюсь, а подвожу к своему ре-
шению актерской задачи и делаю так, как
мне это предетавляется наиболее верным.

Режиссера; нужно обокрасть. Вы должям
полюбить то, что лает режиссер, чтобы
казалось — вое сделали вы, режиссер тут
не при чем. Вы можете к режиссеру отно-
ситься замечательно, но в спектакле вы
должны обмануть публику, доказать, что
в вашей игре — все личное, собственное,

Если этого не сделать, брать от режиссера

ничего нельзя.

ДЕТИ НА СЦЕНЕ

Актер должен копить запас наблюдений
— В торе, в радости, на улице, на репе-
тициях, при встречах с знакомыми... Вот
это называется памятью чувств, памятью
мысли, памятью ощущений. Без этого за-
паса актер работать не может.

В «Униженных и оскорбленных» я игра-
ла роль Нелли, Работая‘ над этой ролью,
я обратилась к запасу моих наблюдений
о детях. Нелли — ребенок, но чувства у
нее взрослые. Как показать это на сцене?
Я не двигала ни одним мускуломлица, &
все настроения старалась передать глаза
ми. Когда. взрослый человек удивляется,
плачет, сердится, у н6го все это вырв-
жается в. лице. А вот когда ребенок пла-
чет и удивляется, у него почти воетда
лицо остается без морщин,

Ребенок много вбирает в себя и   Maso
отдает. Дети необычайно хитры. Ребенок
удивится чему-то и сидит спокойно. А
через день он вам скажет: «Что ты. ска-
зала?> Он ничего не отдает из накоплен-
ного. Когда ребенок удивится, он не ска-
жет: «Да что вы говорите». Он совершён-
но спокоен, но он много копит. Ноэтому
ребенок плачет только тогда, когда он не
может не плакать, и это доходит до са-
мого: сердца.

У Нелли — болезнь сердца. Онё носит
в себе эту болезнь и умирает в конце
пьесы. Если показывать болезнь с начала

-до конца пьесы, это будет раздражать

публику; если она будет ходить по сцене
задыхаясь, это физиологически кеприятно.
Я нашла такую деталь образа — в каком-
то. месте, когда ей очень радостно или
больно, когда она встречается с большим
и непонятным, она He успевает чего-то
сказать, у нее уходит дыхание, И потом,
передохнув, она товорит. Это заставляет.
публику понять, что у Нелли больное

сердце.

Актер в таких ролях ни в коем случае
не должен жалеть‘ себя. Если вы сами
вдруг расчувствуетесь, играя такой образ,
это будет сентиментальностью. Вы дока-
жете; что у вас отсутствует фантазия. Вы
будете уверять публику — «Я, милая, не-
счастная», «Меня все должны жалеть», и
это будет очень плохо. Не жалеть себя —
это главное в драматической роли. Пусть
меня жалеет публика сколько угодно, но
я сама себя не должна жалеть — это
актерское преступление. —_.

В сцене смерти Неяли`от разрыва серд-
ца я падала на пол с размаху, Нелли го-
ворит: «Ма...» и, не’ кончив слово «мама»,
падает. Я не видела смерти от разрыва
сердца и думала, что. человек умираег
имекно Tak, !

Пришел к нам на спектакль В. 9. Мей-
ерхольд. Он все одобрил, но сказал мне:
«У меня есть одно замечание. Я видел,
как умирают в балете. И тогда я подумал,
как нужно показывать на ‚сцене смерть.
В балете крутятся, крутятся и со воего
маху бац на землю. Я тогда подумал нё-
вольно, Что в жизни так не бывает и что
надо публику немного подтотовить в смер-
ти героини». Он предложил мне прежде
упасть на колени. Публика будет уже
этим ‘подтотовлена, она уже будет ждать
смерти Нелли, а потом я должна медлен-
но падать. Впечатление от смерти Нелли’
усиливается, потому что самая смерть
выглядит более правдоподобно.

Играла я другую девочку в спектакле
«В 1825 году». Девочка там тоже малень-
кая тероиня, но это не драма. Главной
моей задачей в этой роли было найти
девическую любовь, что невероятно трудно
— есть какие-то сценические штампы для
подобных ролей, штампы, которые нужно
забыть навсегда. Я недавно видела одну
актрису, исполняющую ‘роль девочек. Мо:
жет быть, это милая женщина, — но как
я в6 ненавидела весь вечер! Потому! что
играть девочек пошло нельзя, а почти: все
актрисы, играющие подобные pony, ‘изо:
бражают на сцене фальшивую молодость.
Онн играют «чистоту», & ведь в чем на-
стоящая чистота? Девочка просто не по:
нимает того, что не надо понимать. По-
этому она может сделать даже что-то’ не-
приличное. А если она моргает глазами и
смущается, то это девочка, которая пони-

ПО КОНИЕРТАМ:

‘Чайковский!
в исполнении Игумнова`

’РАЗОБЛАЧАТЬ ПОСЛЕДЫШЕЙ
БУРЖУАЗНЫХ НАЦИОНАЛИСТОВ!

гостеатра в настоящий.

ных и европейских инструментов лишь

$ *

педализации, & главное, глубокое и исЕрен-
Hee перевоплощение в поэтические образы
тениальной музыки — все это позволило
Игумнову нодняться в интерпретации Чай-
ковского до исключительных высот иснол-
‘нительского мастерства. Заигранные и даже
порой затасканные пьесы из цивла «Времен
Тода» оживают в интерпретации Игумнова
во всей овоей гениальной простоте, тлубо-
кой человечности. Как легко в исполнении
‘этих произведений впасть в трафарет, сен:
тиментальщину, пошлость, Глубоким худо-
знественным чутьем и: безупречным вкусом
Игумнов избегает этой опасности, и самые
«избитые» произведения звучат у него све-.
жо, вдохновенно, классично. Чувство формы,
не покидает. пианиста даже в моменты Ups-
дельной импровизационносети исполиения.
Теплота и интимность никогда не иерехо-
дят в сентиментальность,

Особо запомнились в исполнении Игум-.
‘нова «Песнь жаворонка» (март), «Белые но-
чи» (май), «Баркароллаз (июнь), повторен-
ная на бис «Осенняя песнь» (октябрь),
«Юмореска» ор. 10, также сыгранная из бис,
«Колыбельная» и «Вальс» ор. 40.

С большим под’емом и мастерством была,
исполнена во П отделении соната, ор. 37, На-,
иболее яркое впечатление оставили 1-я и
2-я части сонаты. Произведение это незаслу-
женно выпало из репертуара пианистов. Не-
смотря на имеющиеся в нем длинноты, оно
по своей художественной аназчительности
нисколько не ‘уступает сонатам Врамоа,
Метнера и др.

Большие сомнения вызывает включение
Игумновым в репертуар концерта «Русско-
го скерцо» ор. 1. Это-незрелое  произведе-
ние композитора, стоящее по своему уровию
значительно ниже остальных вещей, испол-.
вявшихся пианистом,

Концерт‘ оставил исключительно отрадное
‘впечатление. После блестящих, но несколь-
ко чрезмерно чвиртуовных» выступлений:
молодых лауреатов. было удивительно при-
ятно окунуться, что называется, «в самую»
музыку, в простые и тениальные образы
фортепианной музыки замечательного рус-
ского художника— Петра Ильича Чайковско-
го, переданные одним и2 самых замечатель-
ных современных художников-интерирета-

торов.
В. ДЕЛЬСОН.

увеличило бы выразительные возможности
национального оркестра.

Националисты пытались всячески 01то-
родиться от музыкального идкусства брат-
ских народов. ;

‚Было бы величайшей политической
оцхибкой думать, что с. разоблачением
тлаварей корни национализма в Киргизской
республике уничтожены. i

Националисты всячески  развращали
кадры республиканеких музыкантов, худож-
ников, писателей, вбивая им в голову
вреднейшую  националистическую  дребе-
день. aes Siete

Среди части киргизских драматургов
еще живет зазнайство, нежелание учиться
на лучших образцах классической вапад-
ной и русской драматургии. Е Я
* Директору. Госфилармонии т. Орозову до
сих пор не ясно, «зачем нужна во Фрун-
зе симфоническая музыка». В труппе
Киргизского тостеатра существует ‘нездо-
ровое отношение к работающим в театре
лицам некиргизской национальности  (т8-
тары, русские). Эта же тенденция прово-
дилась и киргизским управлением по де-
лам искусств, ия

Вее работники искусства Киргизской
республики, все партийные и непартий-
ные большевики обязаны бороться со вев-
ми проявлениями национализма в искус-
стве, Дело каждого честного работника ис-
кусств беспощадно выкорчевывать остат-
ки националистической контрабанды и их
носителей, разоблачать врагов народа и
чужаков, прикидывающихея поборниками
«национальной» культуры. /

Музыкальное искусство великого совет:
ского народа будет развиваться только в
подлинном единстве национальной формы
и социалистического содержания! *

: м В. ВЛАСОВ, В. ФЕРЕ
унзе.

мает все, У Франчески Галль нужно
ие как изображать чистоту девочки.

от она сидит в ресторане и страшно: ва-
жно пьет вино. Пошлая девочка показала
бы, что она боится вина и что в нем та-
ится ужас. Франческа Галль доверчиво его
пьет, а потом пьянеет) и это получается
дивно.

Девочка, которую я играла «В 1825 то-
ду», целуется © человеком, которого лю-
бит. Сначала, на ренетициях, я играла
этот эпизод так: долго не решалась, а но-
‘том целовала. Но я чувствовала, что это
фальшь, что это поцелуй взрослой женщи-
ны. Один раз я ето чмокнула, а потом
‘испугалась. И это получилось правдиво.
Сначала поцеловала, & потом поняла, что
сделала что-то неприличное.. И у меня
получилась настоящая детская невинность.

ВКУС

Что я люблю на сцене и что мало любят

почему-то ‘изии критики? В этой своей
любви я чувствую себя очень одинокой, Я
люблю вкус.

Что значит «вкус»? Это, в конце концов,
ощущение целого. Есть ие актеры,
которые, однако, делают безвкусные вещи.
Но публика им многое прощает — она
хочет, чтобы всё было в спектакле благо-
получно. Вот актер засмеялся — получи:
лось хорошо. Но он повторяет этот смех
два, три, четыре раза. И образ распадает
ся, исчезает Е
действия. Может быть публика и нё скз-
жет, что получается нехорошо, но она это
почувствует. Вкус подсказывает — когда,
что (сделать, когда во-время остановиться.

Есть безвкусные движения. Раньша. счи-
талось, например, «шикарным», чтобы вы.
веденные в пьесе попы, подобрав рясы,
приплясывали на сцене. Это должно было
казаться смешным и антирелигиозным:
Однако, получалось это обычно невыно:
симо безвкусно, неизобретательно я скуч-
но. Когда актер играет с. акцентом какую“
то роль, как чудесно н приятно, если он
это делает со вкусом! Можно показать
какую-то напевность, но никак нельзя. всю
роль заполнить акцентом, Е i

Меня в свое время. поразил один прием
В. И. Немировича-Данченко. обнаруживший
его вкус, В театре шла «Блокада». Влан-
ская приходила откуда-то с мешком. Она
товорила все\ время звонко и громко, a
один раз — охрипшим толосом «Я на
фронте была». И опять продолжала тово-
рить, как прежде, Эти слова, сказанные
хриплым голосом, оставались в памяти. на-
долго, потому что Еланская только в од-
ном месте воспользовалась хорошим прие-
мом. А если бы она вое время говорила
хриплым толосом, это получилось бы без-
вкусно.

ный театр,

«целое». Разорвалась канва’

Воскресенье, 17 октября 1937 г. № 48 (894)

ПИ

ПИСЬМА.
bret A Th И

В
< ВАХ Ре ]   $
Ре oe ee pers

nenyecTs К
24 &Совётско у
лось о том, 476 художествениая
тельность. неё имёет юбилейного ре
ра. Прошло почти 6 месяцев, HO положе-
ние He изменилось, Hamemy OMEPHO-ROHa
цертному кружку клуба им. Венцека =
кто не смог ничего порекомендовать к Ud
становке в дни празднования 20-й годов»
щины Великой пролетарской реводюции,
Мы решили проявить инициативу и поды
тотовить отрывки новых советских опер
«Поднятая ` целина», «Броненосец Потем»
кии». В продаже клавиров этих опер нет,
Мы обратились в Куйбышевский опер»
но получили отказ: клавира
«Броненосец Потемкин» театр нам дать не
может, а клавир «Поднятая целина» у
них бвободен, но они его тоже нам не дв»
дут, так как «автор переделывает оперу»,
Тогда мы обратились непосредственно KR
композитору Дзержинскому © просьбой
выслать нам клавир или хотя бы отры.
вок.
Прошел месяц, но и т. Дзержинскяй

нам не ответил. Е. ИЛЬИНА
‘Куйбышев

Мытарства
музыкальной школы

В Полтаве уже много лет существу
Детская музыкальная школа. Каждый rox
‘перед началом занятий она претерпевает
мытарства В нынешнем году положение
ев и вовсе катастрофично. едагоги до
‘сих пор не знают, будет ли школа суще
ствовать. Местный горсовет опять не дает
школе дотации и в то же время .не раз.

отает ей перейти Ha самоокупаемость,

олучается заколдованный вкруг.

В школе много способных учеников. Т8-
перь они лишены возможности  продоль
жать свое музыкальное образование.

Педагог Н. БРАЙЕР-ЮХНОВСКАЯ

Полтава

Остались без театра

‚ В гор, Моршанске (Тамбовской области)
больше 50 лет существовал драматический
театр. В этом году зрители города, повидиь
мому, не увидят спектаклей.
’ Предполагалось, что во второй половие®
зимнего сезона здесь будет играть тамбовь
ская драматическая труппа, но здание те.
атра настолько обветшало, что ставить спек»
такли в нем невозможно.

Сейчас театр закрыт, но ремонт не 1прб»
изводится. Город, насчитывающий более 14
тысяч рабочих, служащих, специалистов,

остается без театра.
}  Д. ЛИПЕЦКИЙ

Моршанск,

В Харьковском
кукольном театре

Харьковский кукольный театр в течение
ряда лет пользовался большой популярно:
стью среди детей, За последние два года
буржуазные националисты, пробравшиеся
5 руководству Дворцом юных пионеров,
старались развалить театр. Они отвели для
него тесное, совершенно непригодное по-
мещение; добивались, чтобы в репертуар
не вошла ни одна пьеса, отражающая Hae
шу социалистическую действительность.

Союз политпросветработников никакой
политическо-воспитательной работы среда
коллектива не ведет. До сих пор в театре
не обсуждались Сталинская Конституция и
«Положение о выборах в Верховный 00
Bet CCCP».

Притуплением бдительности партийной
и профессиональной организаций пользу»
ются затесавшиеся в среду актеров врал
дебные элементы, которые пытаются вестя
контрреволюционную атитацию.

Унравление по делам искусств Украик
ской ССР должно обеспечить нормальные
условия для работы кукольного театра, не.
медленно очистить его от буржуазно-на’
ционалистического охвостья,

Л, КОСТЕНКО .
Харьков

Наконец, ввус — это понимание стиля
эпохи. Когда я играла в «12-Й ночи», я не
могла понять, что такое стиль эпохи, как
его воспроизвести на сцене. Я читала мно.
то книг, но фантазия мне ничего не под
сказывала. И вот я однажды прочла 9
TOM, что при дворе Елизаветы острили #е-
обыкновенно часто и делали это так, как
будто перебрасывались мячами: один бро’
сит мяч, другой подхватит и‘ бросит ob-
ратно. И вот это мне помоРло понять стллё
эпохи, стиль пьесы.

Стиль эпохи должен чувствоваться и в
оформлении и в речи актера, и в мизан
сцене. Мы репетировали «Каменного го’
стя». Ставила пьесу С. Г, Бирман. Нам
было непривычно и трудно играть пьесу,
«написанную в стихах. Стихи Пушкяна 060-
бенно трудны для актера, потому что они
очень лаконичны — ни у какото другою
драматурга мы не найдем такой лаконично.
сти. Как воссоздать стиль Пушкина в дви’
жении и мизансцене? Ведь это тоже вопроб
о. художественном вкусе.

С. Г. Барман сказала очень хорошо 9
том, что наши движения должны «продол
жать» стихи. Мы не имеем права двигать
ся, забыв, что играем в отихотворной
драме. Тогда и появляется стиль движе-
ний. Ощутив всём существом, 910 я играю
В стихотворной пьесе, я уже не могу дви»
таться, как в моей собетвенной комнате,

И затем — к вкусу относится ощущение
ритма пъесы. Можно играть медленно и
быстро одну и ту же пьесу — нужно пря
слушиваться к самой пьесе, к требование

ям ее. стиля. Нужно прислушиваться к 10°

му, что. подсказывает драматург — Bonet
но, я имею в виду хорошего драматург,

Недавно умер актер Азарин. Мы, 89
товарищи, хотим написать о нем кии,
У Азарина было вамечалельное свойство
советского актера — он владел секретом
жизнерадостного творчества. Определять
логически точно это свойство очень трупЕо
Мы возьмем высказывания Азаряна 0 680*
ей работе, его: мысли о театре, постарё
емся собрать их и показать, как работ
этот замечательный актер. У него ue te
КЛИ ИЗ ГЛ8З «воамделишные» слезы. Он пох
ходил радостно к каждой роли. И 10%
надо научиться. Мельзя забывать ooh?
Азарина. Надо внимательно следить
всеми автёрами — и старыми и молоцымй
потому что иногда у молодого художе
появляется мысль, которая может peed
многому научить. Г

Если ‘мы, актеры, будем пронебрети
опытом своих товарищей, то кто же лом
жет нам совершенствовать 0808 №801“
ство? Кто научит нас работать pasty!
лучше и вернее, чем мы работазм’ с
дня? Мы должны учиться друг У ХИ