ТЕЛЬНЫХ БОЛЬШЕВИКОВ

Бабушкин

Жизнь его была жизныо професвиональ-

ЖИЗНЬ ЗАМЕЧА

Иван Васильевич

ххх

`РАЗВЕРНУТЬ ДЕИСТВЕННУЮ
БОЛЬШЕВИСТСКУЮ. САМОКРИТИКУ

%

I.

oi

В’ неболышохг Зале красного“уголка меха-
нического цеха цементного завода” «Боль-
шевику = (Вольск) ‘собрались 123 коммуни-
ста. СекретарБ” партийного комитета Коно-
валов/’закончив свой доклад, сошел, с три-
буны и уселся на скамье, рядом 6 пред-
селателем завкома профсоюза Замским.

Это «было первый „отчет парткома за
3 года” И: вопервый раз за 3 гола Конова-
‚ повзи Замекий не сидели на сцене. Секре-

таря- парткома и председателя завкома не
избрали в президиум, куда раныше они
проходили, не ‘дожидаясь избрания, как на
забронированные места.

То,.о-чем. Не мог честно, прямо, по-боль-
шевистски. доложить собранию секретарь
парткома, Коновалов, рассказал за wero
рядовой, коммунист, слесарь Лаптев, даже
не..Числившийся у парткома в_ списках.
автира. Лаптев заявил:

— Партком руководил партийной орга-
низацией очень плохо. Коновалов не знает,
как и чем живут коммунисты. Целыми
ДНЯМИ. 08° сидит..в. своём кабинете. ^.

Много ‘нелестного было сказано по ахре-
cy пресловутого «треугольника». Призо-
дились ‘вопиющие факты, когда отдельные
рабочие ‘месяцами бегали, как по закол-
довайному. кругу, от одного «угла» тре-
угеяфника к другому‘ и нигде не могли
добиться  ‘разрешения волнующего их в0-
проса. >>

SANCHATAILHYIO отповедь дал. прелсехате-
лю-завкома Замскому Коммунист, мастер
Белоклюцкий;

> Давай, — обратился он к Замеко-
му. сравним мою работу с твоей. Я-—ря-
HOBO коммунист, & ты-—член парткома:
Два, месяца каждый день я холил в горком
и участвовал в работе ревизионной комис-
сии,. Тебя же прикренили к сочув-
ствующим . бондарного цеха, и ты ни
разу. там ‘ве был и пичего неё сделал. Мне
дали нагрузку агитатора, п я почти каж-
дый день читаю рабочим газеты, а ты: ни

~ Растет активность
+ KOMMYHHCTOB

` (От минского. корреспондента «Правды»)

Aare! =

are

`В значительной части первичных пар-
тийных организаций Минска происходят
Собрания в
активно. В прениях’

отчетно-выборные собрания.
общем” проходят
вскрынаетея целый ряд пёдостатков в пар-
тийной `и` хозяйственной работе: Доклал и
заключительное слово товарища
на `Пленуме ПК вызывают вееобщее 010-
брение. Выступающие на местных приме-
рах и фактах иллюстрируют правильность
и актуальность поставленных товарищем
Сталиным задач;

`В некоторых организациях на собраниях
коммунисты разоблачили явных врагов пар-
тии, В парторганизации Наркомзема БССР,
например, на партийном собрании был разо-

блачён начальник ветеринарного управле-

ния вредитель Иванов, погубивший не-

сколько тысяч лошалей. Иванова здесь же

на собрании исключили из рядов партии,
Однако самокритика в. партийной орга-

низации Наркомзема всё же не была раз-
вернута-как следует. Кагановичекий райком
партии: отменил выборы в этой организации
и -нредложил. провести собрание вторично.

Воряле партийных организаций Минска

пытаются сдерживать самокритику.

Собрание коммунистов партийной орга-.
низации Института истории партии © боль-
шой осторожностью критикует работу парт-

кома и директора института тов. Поссэ.

0 критике здесь говорили вообще, не на-
зывая конкретных имен. Попытки отдель-
ных членов партии критиковать работу ру-
ководства. института сдерживались «веж-
ливыми» -репликами директора. инсти-
тута Поесэ, Понятно поэтому, что прения
по. отчету. парткома не вскрыли всех нело-
статков.в. работе института. А нелостатков
уйма. Достаточно сказать, что из выпущен-
ной институтом за последние годы книж-
ной. продукции 50 проп. было из`ято, В un-
ституте лолгое время находили себе приют
враги. нарола. Институт до сих пор не су-
мел лать необходимых учебников по изуче-
нию истории коммунистической. партий Бе-
лоруссии.

«Немало,

фактов. настоящего зажима

самокритики, Ярким. примером ‘этого может.

служить партийная организация вейной
фабрики «Октябрь». Здесь первые два дня,
пока на” партийном собрании присутство-
вали секретари горкома тт. -
Рыскин, секретарь парткома. тов.
молчаливо выслущивал справелливую и 06с-
пощадную критику работы парткома. Но

°^. Первый отчет
(От ‘специального корреспондента‘ «Правды»).

разу не пришел в’ цех, не провел. ни’ 0
‘ной ‘беседы,

парторга пеха отправки;

на. Это самый молодой партайный: работ
Вик. Ente fola два назахон числился в
«пасвиве». Ero «нашла» во время провер-
RH партийных Документов. Над ним, стали
работать. Человек рос.
затем группарторгом и, наконец, неховым
партийным оргалозатором. С этого времени
Черняева ветолу хвалили, но не. воспитые
вали. Он стал меньше общаться в массами,
пелый ‘день просиживал в парткоме.

воммуниеты впервые взяли Черпяева под
ожесточенный огонь критики. Указали на
недостатки в ого работе, в поведении, в ха-
живал критику. Чуветвовалось, sro cobpa-

За apa лия Черняев прошел большую

Сталина.

Шарангович и.
Конопив

Резко’. критиковали также’ Черняега,

` История с Черняевым очень поучитель-

Стал активистом,

Й вот ‘на выборном собрании’ рядовые

partepe. ‘Черняев, видимо, глубоко’ пере-
ние ‘подействовало на нео отрезваяюще.

школу, YeM 34 Beth прошлый год.
Резолюцию ‘решили. составлять коллек-
TUBHO здесь жё на собрании. Первым взял
слово рабочий; коимуниет Малюгин.
— Дело ясное; Предлагаю работу парт-
кома признать нёудовлетворительной.
Вольшийство согласилось е оценкой Ма-
люгина. Собрание начало подтверждать
свой вывод изобличительными пунктами
резолюций; «отрыв от масе», «плохое ру-
коволетво  парторганизацией», «бюрокра-
THSM>. i abe)
3 часа составлялась резолюция, Каж-
дый пункт  голосовалея в отдельности.
Резолюция получилась небольшая, но креп-
вая. Она дала убийственную оценку. всей

работы парткома и отразила подлинную

волю и мнение партийпых масс.

о Д. ОРЛОВ.
Вольск, Саратовской области.

стоило тольке: секретарям -горкома уехать,
как Конопик сразу же «прибрал в рукам»
партийное собрание. Он обрывал вом-
MYHHCTOB, критиковавших * партком. Ko-
гла критика становилаеь острой, Конопик

‘бросал в места. реплики: «это ложь, вле-

вета». В конце-концов Конопив решил при-

бегнуть.к веесласающему средству: он внес.

предложение о прекращении прений. Но
тут же. добавил, что нало лать высказаться
всем начальникам цехов и техническим
руководителям. .

Посае. того, как это предложение было

принято, партийное собрание превратилось

в производетвенное совещание, Начальники

цехов, технические руковолители, кто как
мог старались «защитить» Конопика. Каз.
дый из них считал своим долгом сказать +

хоть что-нибуль отрицательное о тех ком-

мунистах, которые осмелились критиковать

Вонопика и его подхалимов. В заключи-
тельном слове Конопик также не остался
в долгу. Он сурово разделалея co всеми
‘неуголными ему’ коммунистами.

на бобрании парторганизации ЦИК
ние резолюции по пунктам. Когда зачиталя

пункт о том, что в партийной организации
имеют место зажим самокритики-и подха-

лимство, было Внесено предложение запи-

сать в резолюции фамилии всех. зажимти-
ков самовритики, полхалимов и бюрократов.
Возражений не было. Тут же начали опре-
лелять — кто зажимщик самовритики, вто
подхалим, кто. бюрократ. .

— Ecrs предложение в заЖиМщИЕи са-
мокритики записать Зинкевич (Зинкевич на
собрании не присутствовала по болезни).

— Кто ‹«за»? Кто «против»?

Принимается большинством голосов.

Затем собрание ‹ приступило к пояскам
полхалимов. о ©

— Нужно записать Зинкевич также и в
полхалимы,—поступает предложение,

Канлилатура. зинкевич в подхалимы не
прохолит. Тогда. начинают, ‹обсуждать» вто-
рую канлилатуру в полхалимы — тов: Ву-
ликова^Прелложенне вызывает законное

возмущение ›со’ стороны. Куливова.

Голосуется. Предложение ‘проваливается.
’ Только п064е  того; Когла обсуждение ве-
скольких канлилатур ‘не увенчалось уепе-
хом, комедия была прекращена.

__ Т, ГОРБУНОВ,

a

- СЛУЧАИ С РЕДАКТОРОМ

„В типографии хвойнинской районной га-
Зет: «Большевистская правла» (Ленин-

гралская ‘область) верстался. очередной .H0-

мер. местной железнодорожной газеты «На
рельсах». Влруг в типографии появился
редактор  районной газеты «Большевист-
ская правда» Нестеров. dae A

SL Хочу. посмотреть ваш отчет о район-
nom партийном активе, — обратился он в
редактору › железнодорожной газеты ‚тов.
Пестанову: С

‚ После. ‘того, ‘как Нестеров. прочел гран-
ки. события развернулись с молниеносной
быстротой. Нестеров бросился к телефону
п сообщил секретарю райкома тов, Данило-
ву`о том, зто железнодорожная газета по-
мебтила’ пелестный отзыв о выступлении
секретаря райкома на активе. :

Что же писала газета «На рельсах»?

«Около 300 членов партии, присут-
ствующих ‘на партийном собрании, ждали
от тов, Данилова, что он расскажет, о гру-
бейтих ошибках, допущенных „.райкомом,
бюрократических методах. работы районпых
организаций,  оторяанности райкома. oT

жизни района и особенно о врагах парола,
пролезших на руководящую работу в район
ий на транспорте. Все эти вопросы по-боль-
шевистски вскрыты доклалчиком не были,
а поэтому и выступающие. товариши . недо-
статочно критиковали работу райкома. Это
говорит о том. что райком партии ве по-
uaa всей важности решений Пленума ПЕ
ВЕП(б)».

Разгивванный › cexperaps райкома эЕ-
стренно созвал ‘бюро, на котором устроили
«разнос» .непокорному редактору. Ycepa-
ствующие перед своим‘ секретарем члены
бюро райкома всячески старались подвести
«творетическую базу» под. выступление
железнодорожной газеты. Это выступление
распенивалось как Ффракционные действия
железнолорожников, как групповщина.
конпе конпов бюро райкома приняло реше-
ние, в котором редактору Пестанову. ука-
зано ва допущенную им «неправильную
оценку». доклада тов. Данилова.

’_^ Реданция дорожной газеты
«Кирсвсная магистраль».

{От алта-атинского корреспондента

;ретарь тов. Киселев решили: покончить ©
подхалимством одним ударом. На последнем
заседании’ бюро обкома был поставлен во-
Прос о борьбе с подхалимством. Результатом
многочасового обсуждения явилось слелу-
ющее решение обкома:

судить на бюро райкома о вбех фактах

‚Ветственности. Предупредить райкомы, чт0-

гуже свои результаты, По полученным В

`Кое-гле распоясались пошляки. Так т

Собрание подхолило к концу. Шло обсужде-

МУДРЕЦЫ 113 АЛМИА-АТИНОКОГО
ОБКОМА ИШУТ ПОДХАЛИВОВ

«Правды»)
Алма-Атинский обком партии и его се-

i
«Предложить Талды-Курганскому, Rapa-
тальскому и Враеногорскому райкомам 0об-

подхалиметва и виновных привлечь к от-

бы к ответственности были привлечены He
рядовые работники, которые писали и вы-
вешивали плакаты или произносили «ла
злраветвует», а тб руководящие работники,
воторые инструктировали на эти позорные
дела рядовых работников. Предупредить
райкомы, что за допущение впрель полоб-
вых фактов подхалиметва в районе бюро
обкома вынужлено будет привлекать в от-
зётственности секретарей райкомов»,

‹ Решение Алма-Атинского обкома дает

Алма-Ата сведениям, в районах началась

пелая кампания по «вылвлению подхали-
ов».

Интересно, что вопросе 06 «областных
подхалимах» Алма-Атинский обком обошел
молчанием. Причины этого понятны. Из-
вестно, например, что во славу тов, Кисе-
лева был написан специальный, носящий
его имя марш,

В. ОВЧАРОВ.
—o

`БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ
ЗАТЕЯ ен

(От харьковского корреспондента
«Правды»).

Партвом Харьковского электромеханиче-

ского ин турбогенераторного завода’ ревтил

блеснуть оригинальностью. Участников вы-
борного партийного собрания заводской ор-
ганизации партком снабдил специально от-
печатанными таловными книжками, кото-
рые прел‘являются при вхоле, В этих про-
нумерованных. книжках 8 отрывных тал0-

нов (очевидно, парткой точио рассчитал, что
собрание проллится именно это количество:

дней). Особый: талон. дает право на полу-
чение ‘избирательного списка. ПШри-времен-
ном ухоле е собрания опять-таки нужно
прел’являть талонную книжку.
Таким образом», талоны. превращены в
партийпый документ. В заводском партий-
ном комитете об`ясняют эту бюрократиче-
скую затею желанием упростить региетра-
пию йрисутетвующих на собрании, Райком.

мо, относятел к этой  затее. благожела-
тельно. _ ; ; 4

ВЫБОРАМИ

(От воронежского корреспондента
«Правды»).

Пять дней в партийных. организациях

ные собрания.
чрезвычайно велика. В прениях, как пра-
вило, выступает ‘70—80 ‘процентов при=
сутетвующих. Коммунисты резко критику-
ют руководителей партийных организаций
за слабую работу, 3а отсутствие самокри-
тики, за нежелание признать свои ошибки.
` Коммунисты решительно отводят бездель-
ников и людей, потерявших. политическое
чутье. ана партийной организация
Верхне-Хавского райисполкома ни‘охин из
членов старого состава парткома не был
избран в новый партком, потому что все
они работали-нлохо. Партийная организа-
ция воронежского завода безалкогольных
напитков пе избрала старого парторга.

Однако многие ‘руководители районных
‘партийных организаций не усвоили совер-
шенно ясных и Точных указаний ЦА пар-
тии о порядке. выборов партийных органов.
Во многих местах грубейшим образом на-
рушаютел указания ЦК.

В Моршанском районе с ведома и благо-
словения секретаря районного комитета
партии Тов. Бонича представители райкома
прнимали участие в подечете голосов на
собраниях партийных организаций рабфа-
ка и Ильменского сельсовета. у
^  При выборах парторга в партийной ор-
ганизации питомника «Гагант» (Панин-
ский район} в подсчете голосов принял
участие секретарь райкома партия тов.
Алехин, хотя его никто не выбирал в. счет-
кую комиссию. Свое участие в этой рабо-
те тов. Алехин 0б’яенял тем, что счетчи-
ки якобы малоопытны и недостаточно по-
‘литически грамотны.

В партийной организации Избердеевской
MTC ящик, Буда опускались списки, не
был опечатан. В комнате, где произво-
дился подсчет голосов, присутствовали все
участники. собрания.

Некоторые райкомы пытаются воздей-
ствовать на партийные собрания и прове-
сти угодные им кандидатуры. Так, напри-
мер, в партийной организации Сахаросвек-
лотреста (Воронеж) в. результате. голасо-
вания 3 человека получили равное коли-
чество голосов. В числе этих трёх. оказал-
ся секретарь парткома тов. Раенко. Тогда
выетуния. присутствовавший на собрании
представитель  Варейкисовского райкома
партил тов. Пупков и заявил:

— Мы в бюро райкома имели суждение
и пришли к выводу, что тов. Раенко, хотя
и имел некоторые недостатки, HO его мож-
но оставить руководить в вашей органи-
зации.

Раенко прошел’ в состав. парткома. af

Bee эти Факты известны Воронежскому
областному комитету партии, но никаких
ВЫВОДОВ ИЗ ЭТОГО не сделано.

М. СУХАНОВ.

мы в Иркутске захватили и
Александровекий` централ весь местный ко-
‘митет РСДРП. Для восстановления больше-
вистской работы срочно требовалась по-
мошь из Читы, которая еще продолжала
держаться в руках восставшего народа. В
ту же ночь Чита направила в Иркутск
большевика
кина.

модержавием. 5.

й: горком партий, знающие о. таленах; види=`

НЕ РУКОВОДЯТ.

Воронежской области илут отчетно-выбор-.
Активность на собраниях

В ночь на 1 января 1906 года жандар-
посадили В

Пвана Васильевича babym-

Он поёхал не один, а с пятью товари-

шами. Везли они в Иркутск большой транс-
порт оружия.

На станции Слюдянка, Кругобайкальской

железной дороги, поезд был настигнут цар-
ской карательной экспедицией. Бабушкина
и его товарищей каратели вывели из ваго-
на. Среднего роста, приземистый, Бабушкии`
всем своим обликом выражал спокойную,
непоколебимую уверенность в правоте то-
то дела, которому ‘он отдает BCI CBOIO

жизнь. Вее шестеро без всякого суда были

расстреляны царскими палачами Ha краю

вырытой на скорую руку общей могилы,
Бабушкин перед расстрелом отказался

назвать свое имя. Он не стал разговаривать

с царскимн опричниками и так, безвест-
ным, сошел в’ могилу.

0 смерти Ивана Васильевича Бабуш-
кина его друзья ‘и товарищи. по борьбе
pie лишь в 1910 году. И тогла
лалимар Ильич Ленин с чувством горечи
a боли писал о гибели своего ученика, 0
своем друге, о большевике Бабушкине:

«народные герои есть. Это —— люди,
подобные Вабушкину. Это —— люди, которые
не год и не два, а целые  10 лет перед’ ре-
волюцией посвятили себя целиком борьбе

‘за освобождение рабочего класса. ...Вее, _

ч10 отвоевано ‘было у парского самодержа-
вия, отвоевано исключительно борьбой
массе, руководимых такими людьми, как
Бабушкин. ;

Без таких людей русский народ остался
бы навсегла народом рабов, народом холо-
пов, С такими людьми русский народ за-
power cede полное освобождение от всякой
эксплуатации». :

Жизнь и борьба одного из ранних уче-
пиков Лелина, жизнь и борьба петербург“
ского рабочего Бабушкина, — это замеча-
тельный 06р8з скромного, полного отваги и
мужества революционера, большевика, ко-
торый в тяжелые Годы реакции бесстрам-
но и смело шел на борьбу с царсвим ‘са-

I.

Ивач Васильевич. Бабушкин родился
1 января 1873 года в бедняцкой семье
крестьянина села Леленского, Водогодской
губернии. Рано потеряв отца, мальчик рос
в нищете, холил собирать милостыню. С
от’ездом матери с двумя детьми на зара-
ботки в Петербург маленький Ваня остает-
ся в деревне у дальних родственников.

_`Десятилетним мать забирает его в Петер-
бург н отдает в мальчики в мелочную

‘лавку. Здесь ему пришлось хлебнуть MHO-
to горя. Урупкому! детскому организму бы-

ло невмоготу таскать
 провизией. У

В школе. Бабушкину учиться не приш-
лось, грамотё он обучился самоучкой. Дет-
eTRo его было до такой степени безотрал-
ное, ‘что’ много лет спустя, вспоминая о
детских годах в автобиографии, которая
им была по совету В. И. Ленина составле-
Ha в бытность за границей, он. отмечает,

тяжелые корзины

как наиболее яркий момент своей жизни в

ранние годы-—=пребывание в больнице, ко-
гла у него заболели глаза. «Главное, никто
не ругает, можно целый лень лежать < за-
крытыми глазами, и никто не тронет».

Четырналцатилетним подростком Бабуш-
кин поступает учеником в торпелную ма-
стербкую в Кронштадте, получая 20 коп.
зарплаты в день. В 18 годам, пе оконча-
нии ученичества, ему’ улается попасть ра-
бочим ‘на  Семанниковский (ныне им.
В. И. Ленина) завод в Петербурге.

Он живет тяжелой, рабочей жизнью.

«Первый год работы на заводе... я не
жил, а только работал, работал и работал;
работал лень, работал, вечер Ж ночь, и ино-
гла дня по два не являлся на квартиру...
Достаточно сказать, что, ндя иногда с за-
вода на квартиру, я дорогой засыпал и
просыпалея от Удара о Фонарный столб.
Откроешь глаза и опять идешь, и опять
засыпаешь и видишь сон вроде того, что
плыветь на додке по Неве и ударяешься
носом в берег... Так работая, не видишь
никакой жизни,..» *).

Так протекали юные годы ‘пролетария,
покула оп, по его собственному выраже-
нию, «из заурядного Числительного», из
человека. без убеждений превратился B
«человека-социалиста».

Читка  пародовольческой прокламации
производит на Бабушкина большое
впечатление. Прокламацию ему дал один
слесарь, его ‘друг по’ заводу. Весь смысл
этого листка, полного гнева к царям и
попам, сильно врезался ему в сознание.
Вскоре Бабушкин связывается с маркси-
стами и навсегда становится пролетарским
революционером.

Для активкого участия в революционной
борьбе необходимо учитьея. С жадностью
набрасывается Бабушкин на нелегальную
литературу, Учится в воскресной школе 3a
Невской заставой, где тов. Крупская и дру-
тие маркспеты, под видом числившейся в
официальной программе географии, препо-
давали политическую экономию, & пох ви-
дом официальной исторни — преподавали
исторню  революционлого движения. He-
опытный еще в делах конспирациа, Babym-
кин HA одном из уроков русского языка
написал на доске: «У нас на заводе скоро
булет стачка». Нетерпеливый, ’ горячий
юноша. он жил одной мыслью: организо-
вать рабочих, сделать их сознательными
борцами.

Бабушкину посчастливилось попасть в
кружок, пропагандистом которого являлся
Ленин. Так завязалась дружба молодого
пролетария с Владимиром Изьичем.

*) Из автобиографических залтеок Ба-
бушкина,

(1873—1906 г.г.)
хх *

t

«Кружок составился из 6 человек и 7-го
лектора, и начались занятия по политиче-
ской экономии, ‘по Марксу. Лектор излагал
нам эту науку словесно, без всякой тетра-
ди, часто стараявь вызывать у нас или
возражения, или желание завязать спор, и
тогла подзадоривал, заставляя одного до-
вазывать другому справедливость своей
точки зрения на данный вопрос... Мы все
бывали очень довольны этими лекциями и
постоянно ‘восхищались умом нашего лек-
тора, ‘продолжая острить между собою; что
от слишком большого ума у. него волосы
вон лезут».

Занимаясь в воскресной школе и в
кружке, руковолимом Лениным, Бабушкин
одновременно выполняет большую практи-
ческую революционную работу. Он вскоре
уже и сам ведет занятия в рабочих круж-
ках, и нё только печатает и распростра-
няет прокламации, написанные интелли-
гентами, но сам составляет великолепную
агитационную листовку под. названием:
«Что такое сопиалиет и государственный
преступник». Листовку он подписывает—
«Ваш товарищ-рабочий».

Бабушкин становится одним из наиболее
деятельных и видных членов петербургско-
го’ «Союза борьбы за освобождение рабо-
чего класса», главным организатором 50-
торого, как известно, был В. И. Денин.

Когда в декабре 1895 г. В. И. Ленин
й его группа были арестованы, Бабушкин
временно ‘от ареста уцелел. На его долю
выпала руководящая работа, вначале его
смутившая; «Иногда чувствуешь, что ты
не очень компетентен, по говоришь, сове-
туешь, раз’яеняешь только потому, что
лучшие руководители уже выезаны, и раз
пала обязанность быть передовым, то от-
говариваться было невозможно».

Через три недели  поеле ареста
В. И. Ленина Бабушкин и сам попадает в
руки жандармов, его арестовывают и дер-
жат 13 месяцев в петербургской «предва-
рилке».

т Ш.

Вынужденная изоляция от живого мира
на протяжении 13 месяцев не только не
сломила волю мололого рабочего. —на0бо=
рот, тюрьма закаляет его дух. Бабушкин
твердо решает: не’ сворачивать с револю-
пионного пути. И когда его высылают 3a-
тем из столицы, он направляется в другой
крупный промышленный центр — в. Екате-
ринослав, чтобы там без всякого промедле-
ния начать энергичную революционную
работу. Здесь Бабушкину удается устано-
вить крепкую связь как CO многими вы-
сланными туда петербургскими забаетов-
щиками, так и с местными рабочими-рево-
люциснерами, которые к тому времени уже
имели свою организацию. Но ‘работала эта
организация еще методами узкой кружков-
шины, в толшу рабочей массы она тогда
проникнуть еше не успела.

Бабушкин помог перевести эту работу
на рельсы углубленной пропаганды, широ-
кой массовой ‘агитации. В начале 1898 г.
Екатеринославский «Союз борьбы за осво-
бождение рабочего класса» под руковод-
ством Бабушкина одновременно загото-

вил. и распространил 8 разных  лието-

BOK к рабочим восьми наиболее круп-
кых предприятий города. Каждая из
этих листовок в отдельности, базируясь на
конкретном материале о положении рабочих
на данном предприятии, давала нолитиче-
ское освещение всему парявшему тогла
произволу и бесправию рабочих масс, ука-
зывала пути освобождения, призывала рабо-
чих к организованной революционной
борьбе.

Бабушкин являлся душою революцион-
ного дела. Листовки будоражили рабочую
массу, но изготовляемые кустарным путем
(на гектографе), они не могли больше
удовлетворять Бабушкина. Назрела жгучая
потребность в отпечатанных типографеким
способом листовках, а также в своей рабо-
чей газете. Нужно было. оборудовать тай=
ную типографию, и Бабушкин с жаром
принялся 38 это новое, адеки трудное дело.

На одном из собраний в 1898 г. при-
бывший нелегал торжественно об’явил 0б
организации Российской Социал-Демокра-
тической Рабочей Партии и прочел об этом
манифест.

Человек спокойный, — пользовавшийся
большим авторитетом у рабочих, Бабуш-
кин неутомимо подтачивал царский строй.
У него не было личной жизни в обыч-
ном смысле этих слов. Бедствовала ero
мать, бедетвовала его жена, он отрешился
от всего ради партии, ради рабочего класса.

ного революционера.
«Все знавшие его, — отзывался 0 Ba-

бушкине Ленин, — любили и уважали его
за его энергию, отсутствие! Фразы, ray6o-
кую вылержанную революционность и го-
рячую преданность делу».

Ёкатеринославекий период напряженней-
тей революционной работы, продолжавитий.
ся почти три года, сделал из 27-летнего
Бабушкина вполне. зрелого бора, вполне
тотового. вести ответетвеннейшую, руково-
ляшую ’ партийную работу. Вот почему
В. И. Ленин вызывает его в Псков, тде
шли. совещаний о создании 3% ‘траницей
«Искры». Из Пскова Ленин направляет его
для постановки партийной работы в круп-
нейших текстильных районах — Opexono-
Зуево и Иваново-Вознесенск.

Бабушкин делается самым активным
корреспондентом ленинской «Искры».

«Пока Иван Васильевич остается Ha
воле. — писал 0 нем Ленин, — «Искра»
не терпит недостатка в чисто-рабочих кор-
респонденциях. Просмотрите первые 20
номеров «Искры», все эти корреспонденции
из Шуи, Иваново-Вознесенска, Орехово-Зуе-
ва и др. мест центра России: почти все они
‘проходили Через руки Ивана Васильевича,
старавшегося установить самую тесную
связь между «Йскрой» и рабочими. Иван
Васильевич был самым усердным коррес-
пондентом «Искры» и горячим ее сторон-
ником».

К орехово-зуевскому периоду относится
написанная Бабушкиным очень pacipo-
страненная в свое время популярная неле-
тальная брошюра «В защиту иваново-воз-
несенских рабочих», которую он подписал
«Рабочий из рабочих».

Броппора проникнута едким сарказмом.
Это была острая, достойная отповедь фаб-
ричному инспектору некоему Дадонову, ко-
торый, «болея» за иваново-вознесенских ра-
бочих, изобразил их в статье, помещенной
в журнале «Русское богатство», беспро-
светными пьяницами, глупцами, Свой пам-
флет  Бабушкин написал по поручению
В. И. Ленина, которого глубоко взволнова-
ла и возмутила гнусная дребедень царского
чиновника.

IV.

В 1901 году, в декабре, жандармы на-
крыли подпольный комитет в Орехово-Зуе-
ве. Протокол о своем аресте Бабушкин
подписал: «Неизвестный». «Вандармы ¢
трудом, но дознались, наконец, что «Не-
известный» — это и есть Бабушкин, ко-
торого они разыскивали. Бабушкина аре-
стовали и отправили в Екатеринослав. 10-
варищам удалось передать ему маленькие
пилкн в тюрьму. В ночь на 29 июля 1902
года он перепилил железные прутья тюрем-
ной решетки и бежал на волю.

Бежал к своему учителю — Ленину!

Не зная ни слова ни на одном языке,
кроме русского, Бабушкин, перебравитись
через границу в сентябре 1902 г., неожи-
ланно появился в квартире Ленина, прожл-
вавшего тогда в Лондоне, где была и ре-
дакция «Искры».

сии Бабушкин подробно говорил в
Владимиром Ильичем, с ‘ним он делился
своими мыслями, как с другом. Ильич
вспоминал позже об этой встрече в Лондо-
не: «Много переговорено было там, много
вопросов обсуждено совместно».

Ленин предложил ему написать свои вос-
поминания, историю своей жизни. Скупы-
ми, точными фразами Бабушкин описал без
прикрас свою жизнь — боевую, мужествен-
пую жизнь большевика-подпольщика.

Он не засиживалея долго в Лондоне. Че-
ловек действия, получив ленинскую 3a-
paney, он был отправлен нелегально в

оссию в качестве агента «Искры» в один
из Наиболее ответственных пунктов—в
Петербург.

В Петербурге тогда подвизался ревизио-
‚нист Токарев, боровшийся со сторонниками
искровского нанравления, Рабочие прозвали
его «Вышибалой», а его последователей—
«вышибаловцами».

ге глубокой осенью 1902 г. и в начале
1903 г. сохранился документальный мате-
риал. Приводим здесь выдержку из. одного
письма В. И. Ленина. Бабушкину, партий-
ная кличка которого была тогда «Новиц-
кая».

«16 января 1903 г., Лондон. ...Иривет-
ствуем энергичное поведение Новицкой и
еше раз просим. продолжать в том же Ooe-
вом лухе, не лопуская пи малейших коле-
баний. Война выш[ибалов цам и к черту
всех примирителей, люлей с «неуловимы-
ми взглядами» и мямлей!! Лучше малень-
кая рыбка, чем большой таракан. Лучше
2—3 энергичных и вполне преданных
человека, чем десяток рохлей. Пишите, как
можно чаще и, немедля, дайте ходы к ва-
шим рабочим (и характеристику их), чт0-
бы в случае провала мы не сели на мель».

Все мы знаем, что В. И. Ленин не был
любителем расточать работникам комоли-
менты, и если он приветствует энергичное
повеление «Новицкой», то надо понимать,
что’ Бабушкин весьма энергично дралея 34
революционную ленинскую линию.

у.

В конце января того же 1903 года Ba-
бушкин был вновь арестован, при чем в
одиночном заключении ему пришлось про-
вести полтора года. В 1904 году он был
сослан в гиблый Верхоянск.

И в суровой ссылке он оставался зака-
ленным, тверлокаменным революционером.
До конца своей жизни он верил в торже-
ство революции.

В ночь на 1 января 1906 года Ba-
бушкин из Читы едет с транспортом ору-
жия в Иркутск, а с ним еще пять това-
рищей. Их настигает на станции Слюхян-
ка карательный отряд и без суда pacerpe-
Baer.

«Умерли ont, как герои, — писал
Ленин. — ...Бабушкин пал жертвой звер-
екой расправы царского опричника, но,
умирая, он знал, что дело, которому он от-
дал всю свою’ жизнь, не умрет; что его
будут делать десятки, сотни тысяч, мил-
лионы других рук, что за это дело будут
умирать другие товарищи-рабочие, что они
будут бороться до тех пор, пока He по-
бедят»...

Пророчески звучат ленинские слова.
Дело Бабушкина, великов дело русских ра-
бочих победило в нашей стране.

Ц. ЗЕЛИКСОН-БОБРОВСКАЯ.

0 планах своей будущей работы в Рос-.

0 деятельности Бабушкина в Петербур-.

>.