ae РЕ Е ear ae ee

ВОЛЖСКИЕ ВОДЫ ПРИБЛИЖАЮТС;
Вторая природа

ЧТюди смело начали переделывать при-
роду, изменять то, что тысячелетиями кА-
залось незыблемым, Убрали и «перенесли»
в сторону холмы. Вспороли землю и проло-
жили русло для канала. Создали «море».
Заковали речки в бетонные трубы. Повер-
нули течение древней Волги и заставили
ее.отдать столичной реке часть своих вод...

чувством преклонения перед человече-.
ским разумом едешь ро трассе канала
Волга — Москва.

_Всего пять лет назад инженеры еще не
знали, где будет ими прорыт канал. Они
собирали старые карты и геологические
исследования. Затлядывали в прошлое зем-
ли, в глубину которой они собирались про-
никнуть. Инженеры решили найти такой
путь для канала, который был бы наиболее
удобным и экономически выгодным, Искали
низменные места, но в то же время избега-
ли плывунов и болот. Проектировщики не-
делями просиживали в библиотеках Москвы
и неделями жили на берегах мелководных
рек, бродили по лесам ‘и полям.

Молодые инженеры были тогда заняты
проектом канала Волга —Москва. Один из
них — Александр Комаровский — сейчас ¢
некоторым смущением вспоминает:

— Мы работали много, но все-таки ка-
нал. казался чем-то нереальным... ;

Но вот первый вариант трассы был н
мечен, Молодые инженеры, еще не уверен-
ные в себе, пешком прошли от берега, Вол-
ти до Москвы. Проверяли друг друга, епо-
рили о каждой деревушке, которую проек-
тировщиви обрекали ‘на затопление. При-
дирчиво допрашивали геологов. Это была
пора, когда в Советском Союзе о канале
Волга — Москва говорили с той неопреде-
ленностью,; с которой принято говорить 0
мечтах. Инженеры переводили эту мечту на
язык технических формул. Г

Трасса канала ‘была найдена. Она должна
была пройти совсем не там, где’ нынче про-
рыт канал. Были намечены точки шлюзов,
насосных станций, плотин и дамб. Ждали
утверждения проекта. В’ это время изыска-
телей трассы пригласили в один из клубов
Москвы и попросили прочесть доклад о ка-
нале Волга— Москва. Аудитория была ква-
лифицированная и пытливая. В зале сиде-
ли старые большевики, седые профессора,

прославленные ‘инженеры. После доклада

выступил профессор Кобозев и подверг кри-
тике проект молодых инженеров.

— Молодые люди, — говорил профессор —
должны еще раз заглянуть в геологическую
историю. Мне кажется, что трасса канала
должна проходить в районе города Дмитро-
ва. Здесь; как утверждает геология, прошел
ледниковый поток. И может быть целесооб-
разнее именно в этом месте прорыть канал.

На следующий день инженеры выехали
в Дмитров. Началась новая пора изыска-
ний. И через. месяц было установлено, что
«Дмитровский вариант» вдвое сокращает
земляные работы. Весь проект канала Вол-
та -—— Москва был пересмотрен и переделан.

Тем временем было завершено строитель-
ство Беломорско-Балтийского канала имени
Сталина. Весь Советский Союз восторжен-
но заговорил о людях, строивших этот ка-
нал. А люди уже переезжали в Дмитров.
Они были увлечены новыми идеями и сме-
лыми замыслами. Инженер Жук привез сюда
свой технический опыт и большой талант
организатора. Семен Фирин и здесь, как и
на Беломорско-Балтийском канале, возгла-
вил беспокойную «армию» правонаруптите-
лей. Снова три инженера прошли пешком по

трассе — Сергей Яковлевич Жук, Але-
ксандр Вомаровекий и Иван Семенов,
специалист-трассировщик. Они бродили по
прибрежным волжеким полям, но дну ны-
нешнего «Московекого моря», снова иссле-

довали грунты, измерили холмы, «ощупа-  ,

ли» болота. Потом вернулись в Дмитров и
подтвердили правильность проекта,

По следам ледникового потока на борь-
бу с природой вышли люди. Сперва с л0-
патами, ломами и топорами, затем © эвс-
каватораии,
машинами. По утрам люди в болотных са-
цогах заходили в проектное бюро, где го-
товились рабочие чертежи, забирали еще
свежие ватманские листы или восковки и
уходили на трассу. Взрывали землю, побе-
ждали болота, укладывали бетон, возводили.
сланции, шлюзы и нлотины. Теперь на
болотах уже проложены дороги, над кана-
лом повисли чудо-мосты, Волга уже скоро
будет впадать не только в Каспийское
море, но и в Москва-реку. Бетон скрыл
следы человечейкой борьбы. Языком сухой
и торопливой схемы инженер Александр

омаровский рассказывает о своей работе
на южном узле: {

— У Волоколамекого шоссе мы вырыли
канал, построили бетонные шлюзы. ‚ Нал
шлюзами соорудили одноарочный мост по
проекту инженера Бачелиса, Порою кажет-
ся, что мост этот — вершина человеческой
дерзости. Бачелис-—выдающийся инженер.
Что еще? Вот мы нрорыли тоннель под
каналом, В этом месте автомобили будут
мчаться по Волоколамскому шоссе под ка-

Bee... Пойдемте к шлюзу! *

Мы идем среди грохота машин, во мгле
беззвездной ночи вилна панорама Цен-
тральняго района канала. Узкая полоса
золотистых огней вытянулаеь на гори-
зонте. Ночной холодный ветер шуршит в
кустах, и порою кажется, что мы действи-
тельно находимся на берегу «всамделишно-
то» моря. Вот здесь были перемычки. Они
преграждали путь воде. В этом году канал
должен был принять первый паводок, три
реки лоллны. были сюда бросить свои веш-
ние бурные потоки — Яхрома, Скородайка
и Пиявица. До паводка нужно было. снять
перемычки. Нужно! было взорвать, и выбро-
сить гор земли, А времени оставалось
уже мало. Тогла к перемычкам чекисты и
инженеры послали  грабарей, ‘аммонал,
гидромониторы. Ла и сами чекисты и
инженеры переселились в лосчатые будоч-
ки, к берегу канала. За собой потянули
телефоны.

Люди подсчитали, когда начнется паво-
док, и ошиблись веего на три дня. Пере-
мычки били во-время убраны и канал
принял поток трех рек. -

Алексей Максимович Горький в свонх
«Заметках читателя» сожалел, почему че-
ловек выражает удивление при внде авто-
мобиля, но не чувствует удивления перед
самим собой. «Перед самим собою,— писал
Горький,—во всей полноте своих творче-
ских сил, он еще никогда не удивлялся, а,
ведь, в мире нашем только это, только си-
лы его разума, воображепия, интуиции И
неутомимость его в труде действительно
достойны изумления... И дерзко, ‹ упорно
исследуя хитрости природы, главного вра-
Ta его, человек все быстрее овладевает ее
силами, создавая для себя «вторую при-

роду».
0. КУРГАНОВ.

i

СКУЛЬПТУРА

Сооружения канала будут украшены ба-
рельефами и скульцтурными группами. Они
изготовляются сейчас скульптурными ма-
стерскими. Скульптор ОАЛеденцов работает
над двумя группами: «Разборка перемыч-
ки» и «Борьба за знамя». Прекрасно ском-
панованные фигуры передают волю строп-
телей и героику борьбы за перемычку в
первые дни работ на Волге. Устанавлива-
ются эти фигуры на нижней голове шлюза

№1

На верхней голове второго шлюза уста-

Сельцо Иваньково до революции не было
отмечено ня на картах, ни в справочниках
по истории Волги. Оно стояло на ее верх-
нем течении, неотличное от обычных при-
волжских сел, с лесовыми крышами не-
скольких десятков домов, такою’ же цер-
ковью, такими же подсобными службами.
Несколько лодченок болталось внизу У
причала, и одинокий рыбак неспешно вы-
езжал по вечерам на середину реки ста-
вить ‘сеть. Волга была здесь не широка’ и
не шумна. Редкий пароходик Oper oT Угли-
ча ‘до Калязина, до Корчевы, до Твери.
Й так же не спеша и не шумно жил город
Калязин со своими монастырем и церквами
и окрестными селами, поставлявшими В
Москву половых и трактирщиков.

Но не было даже и такой небогатой ието-
рии у города Корчевы. Что же, переимено-
вали село Корчеву, дали ему звание города,
устроили присутственные места, построили
каменные церкви, водочный завод, плохоя
бульвар, Гостиный двор с двумя десятками
лавок — вот и вся его слава, волжекого
города‘ Корчевы. Где-то богатели рыбинские
хлеботорговцы, в низовьях ITH шла
сельдь, сколачивали первые миллионы
зстраханские рыбопромышленники, и да-
же кимрекие сапожных дел мастера про-
елавлялись казенными поставками на ар-
лю. Всю Волгу—от самой Твери и 20
Астрахани— держали крепкие руки промыш-
ленников, вся она была поделена между
ними, всюду, как их сторожевые посты,
стояли пристани и промыслы, Люди из
приволжеких сел уходили на отхожий про-
мысел в города...

Обо всем этом, 0 положении этих мест
десятка два лет назад, вспоминаешь, стоя
на полукруглой башенке иваньковской пло-
тины. Вот рвется, обрастает пеной и тыся-
чепулово обрушивается вниз многоволное
тяжелое тело Волги. Впервые нишутся стра-
HOME ее новой истории, и с высоты пло-
тины не видно уже горизонта «Московского
моря». Нет уже  приволжекого  сельца

rs Ga Ie ea

НА КАНАЛЕ

навливаются две скульптурные группы:
«Наркомвнуделен на стройке» и «Нарком-
внулелец на страже». Над ними работает
скульптор Ю. П. Поммер.

Скульптор Рашаян готовит длл водопро-
водного, канала две спортивные группы. Мо-
лолой скульптор Волконский сделал инте-
ресные фигуры бетонщика и электросвар-
щипцы для шлюза № 11.

У входа в канал на берегах аванпорта
будут установлены грандиозные гранитные
статуи Ленина и Сталина.

Иваньково, как нет и города Корчевы. 0т-
валы навороченной земли походят на геоло-
гические извержения почвы. Но тысячи че-
ловеческих рук уже выравнивают эти от-
валы, и скромный иваньковский житель не
узнает через несколько недель родных
мест. Там, где стояли домишки приволж-
ского сельпа Иваньково, там высаживают.
ся цветы и деревья: прекрасный тоннель
проложен под шлюзом, который открывает
вход с Волги в канал, и надо пройти через
этот тоннель, чтобы подняться на знакомый
откос’ и увилеть оттула географическое пре-
ображение края. Это уже не прежняя ме
леющая и смиренная Волга, которую летом
переходили вброл ребятишки и скот, лодка
с трудом пробивалась между ее отмелями,
и отмели зарастали травой. \

Огромные массы своей могучей воды
сваливает она за секунду с плотины, эта
сила даст тридцать тысяч киловатт элек-
тричества, и нужно было построить пох-

водные гасители, чтобы она не вымыла’

русла реки. Там, по ту сторону этой первой
плотины, как бы лежит прошлое великой
реки: перекаты, через которые не могли
ходить пароходы; перекачка нефти и перз:
трузка судов, мели, которыми зарастала
река с каждым годом и которые ежегодно
ломали фарватер. Два портальных кра-
на движутся вдоль плотины по рель-
сам, они поднимают и опускают щиты. Дэ-
вятикилометровая дамба образует берег
«Московского моря». Город Корчева со свэ-
ей небогатой историей скрыт. пол водой, как
скрыты десятки приволжеких сел  этогэ
верхнего плеса. И в море отражаются обл:ь-
ка, и первые перелетные утки опускаются
на. новые водные пространства, и берегз
забиты льдом, пришедшим с верховьев, и
ветерок весны шевелит эти воды. Вот оно
лежит перед взором вчерашнего скромного
иваньковского обитателя — это настоящее
море. Его многокилометровый берег возве-
ден руками человека. За три года  перэ-
строена география этой земли, на десятки

гидромониторами и другими

налом Волга — Москва. Вот, как будто,  :

Se ee Ш СЕ РЕБЕ ee 80

ПРА

ИТ

вы

канала со стороны Волги.

ДМИТРОВ, 6 апреля. (Спец. корр. «Прав-
ды»). Установившаяся прекрасная погода
помогает строителям канала Москва— Волга.
На многочисленных сооружениях — шлю-
зах; насосных и гидроэлектрических стан-
циях — успешно заканчивается монтаж
сложного оборудования. Энергетики тща-
тельно готовятся к пуску первых пронел-
перных насосов, которые ‘через несколько
дней начнут перекачивать волжекую воду,
подымая ее по ступеням канала.

Тем временем канал все больше и боль-
ше заполняется водой. Огромная чаша
«Московского моря» уже налита водой до
проектного уровня 1937 года.

Через день-——лва на’ веем протяжении
канала-— от Волги до Москвы — останут-

ших участка протяжением в 4,5 километ-
ра: от шлюза № 5 210 шлюза № 6 и меж-
ду шаюзами №7 и № 8. :

Сегодня лнем на канале были открыты
заградительные ворота’ № 73, отделяющие
Клязьхинское водохранилище от. Хаивин-
ского.

Цветы входят в прогр»мму строительства
канала Москва-—Волга наравне 0 скульп-
турными украшениями. Вокруг всех шлю-
зов. насосных станций и других сооруже-
ний канала булут посажены деревья, раз-
биты аллеи и цветники.

К химкинекому порту прилегает парк
(площадью в 32 гектарз) с аллеями и фон-
танами. Он. будет обнесен живой зеленой
изгоролью. В нервомайскне дни хникинский
парк оленется зеленью и пветами. Москов-
ская природа не поспеет к этому сроку дод-
готовнть летний пейзаж, но это мало удру-
чает строителей канала. Они решили. обо-
гнать природу и уже сейчас готовят в те-
плицах дерн и выращивают тысячи, цветов,

К озеленению. канала привлечены худож-
ники и хозяйственники. Первые кропотливо
подбирают таммы цветов и планируют
клумбы. Вторые готовят саженцы, лопаты,
полводы. обучают людей. т

Как п всё на канале, посадочные работы
получат здесь громадный размах. Весной

километров к Калинину уходит новое морз.
и широкое и спокойное лоно аванпорта
предназначено для стоянки судов, входя-
щих в канал,

Рели встать лицом к этой заводи, то
левее, где уже построен маяк, хожно уви-
деть начало канала. Отсюда, Через сухо-
путье Примосковья, протягивается водная
магистраль к самой Москве. В ее стреми-
тельности есть прообраз устремленносги
всей нашей страны. Лалеко, через леса и
долины, пересекаемый мелководными и бес-
полезными речками, проходит теперь вод-
ный путь. Ворота шлюзов, как сторожевые
башни, стоят на всем его протяжении, и
еще через месяц проходящие суда изменят
сухопутный пейзаж. Да и мало осталось
от вчерашнего вдоль автомобильной 10-
porn на Дмитров. Дуги новых железно-
дорожных мостов, ворота шлюзов, электри-
ческие станции, насосные станции; плоти-
ны, волоспуски и дамбы, и жилые дома,
и подсобные службы.

С высокого берега сестринской ламбы
вилно сухое еще ложе канала. Оно’ уходит
далеко за горизонт, и это последние часы,
когла его можно увидеть. На утро вода
будет пущена в этот отрезок канала, и бу-
дущий наблюдатель не увидит бетонных
плит на его дне и замощенных камнями
откосов. Река Сестра пересекает канал, и
ее заключили в трубу, в которой проходит
она под его ложем. Над руслом этой реки
происходит сейчас соревнование бригад.
Послелняя перемычка земли, осталась в от-
волящем канале насосной станции. Послед-
ние метры откосов надо вымостить камнем.
Путь от Дмитрова до Иванькова, до Волги,
разделен на районы. Вагончик дрезины
проносится мимо станций с небывалыми
названиями: «Соревнование», «Техника»,
«Темпы». Последняя станция — «Большая
Волга».

Ha «темповеком» шлюзе две бригады—
«Темпы» и «Волга» — разделены пере-
мычкой земли. Сроки для выемки по-
следнего грунта из отводящего канала
насосной станции определены часами.
Время уплотнено, и месяцы  преврати-
лись в недели, и недели — в часы. Сна>
чала кажется, что это массовое движение
люлей на дне канала предназначено для
винос’емки. Свыше трехсот человек вгры-

`

Ae

Канал Волга — Москва. На снимке: шлюз № № находящийся у преддверия

ГОРЯЧИЕ ДНИ

ся незаполненными водой лишь два неболь-

oe eee

WEEE ee ee

Фото М. Бериштейна.

Вечером в другом конце канала, `север-
нее Дмитрова, были открыты заградитель-
ные ворота № 103. Они сдерживали воды
Яхромы от поступления их в Участок ка-
вала до шлюза № 2.

Завтра к вечеру, таким образом, нод во-
дой будет 123,5 километра трассы.

1 мая столица должна получить волж-
скую воду для питья. В водопроводный
канал, протяжением в 28 километров, иду-
щий от Учинокого водохранилища к
Сталинской насосной станции, вчера была
пущена вода. Сейчае происходит промывка
волопроводного канала.

Hows. na травсе ‘разливается море
огней. При свете прожекторов люди про-
должают работать. Грузовики увозят строи-
тельный мугор; убираемый © трассы.

На канале наступили горячие и радост-
ные дни. На всех участках вывешены  л0-
ЗУНги:

«Ветреча первого парохода назначается
в Московеком порту 1 мая, в 12 часов».

И. ПАВЛОВСНИЯ.

В. САПАРИН,

_Садовники выходят на трассу

булет посажено 74 тысячи кленов, лип,
елей и других деревьев. Это будут 10—12-
летние леревья вышиной в 3—3 метра.
Кроме того, заготовлено несколько сот ты-
сяч кустов различных пород.

Ё их посадке готовятся, как к срочной
и важной работе. Все лолжно быть‘ закон-
чено ‘неред тем: кзк деревья станут рас-
  пускаться, а начинать посадку можно толь-
ва после того, как оттает и согреетея земля.

В мае и начале июня вокруг сооружений
канала будет высажено около 5 миллионов
цветов. Откосы укрепляются дерном. Вдоль
канала с обеих сторон тянутся неширокие
дорожки. Бутры земли за ними будут вы-
равнены и покрыты травяным ковром,
немного отступя от канала вырастут зеле-
ные стены деревьев.

Пассажиры судов, плывущих по каналу,
увидят в будущем широкий зеленый корн-
дор. Для облесения канала потребуется по-
салить вдоль обоих ero берегов около
320.000 деревьев.

зается в землю  лопатами,  накиды-
вают 6 в тачки, вывозят в отвалы.
Почти на глазах, как бы набухая, выра-
стает откос, Мостильщики следом замащи-
валют его камнем. В стороне, воткнутое в
землю, стоит переходящее знамя. Играют
трубы, как бы ‘определяя ритм темпа, и в
этом есть  праздничность завершения.
ИН тогла понимаень, какой согласованной
энергией людей, какой организацией сил
и труда строилось это величайшее гидро-
техническое сооружение нашего времени.

На лне бетонированного шлюза ма-
ленькие фигурки людей определяют мас-
штабы работы. Две башни насосной стан-
пин еще в лесах, но внутри станций мож-
но уже увидеть четыре пропеллерных ги-
гантских насоса, которые должны подни-
мать тысячи тонн воды для перекачки. На-
осы эти ностроены на наших заводах, как
и всё. впрочем, на этом канале. Его слав-
ная история связана с новой техникой, для
которой поработали наши заводы. Харьков-
ский электромеханический завод строил
моторы для насосов, насосы — «Борец»,
турбины для электростанций — Ленинград-
ский металлический завод имени Сталина,
аварийные. ворота — Краматорский завод,
ворота для шлюзов — Днепропетровекий...
Вся страна принимала участие в создании
этого канала.

Еели взять грубую статистику произве-
денных работ, то олни только основные его
сооружения равняются двумстам об’ектам.
Это скромное понятие «об’екты» содержит
одиннадцать шлюзов, одиннадцать земля-
ных и железобетонных плотин, шесть
дамб, пять насосных станций, восемь ги-
дростанций. линию стокиловольтной эле-
ктроперелачи на 293 километра, гигант-
скую  Сталинскую ^ водопроводную  стан-
цию, и аванпорт, и речную грузовую га-
вань. и девять пристаней, и речной пас-
сажирский вокзал, и железнодорожные мо-
сты, и Шоссейные мосты, и тоннели, и
путепроволы... j

Будуший путешественник по каналу
Волга— Москва не отметит ‘примечательно-
стя сестринских дамб, а дамбы эти намыты,
здесь действовала новая гидротехника. Сн-
стема новых озер изменяет обычный облик
примосковной долины. Старая географиче-
ская карта наполняется голубой раскраской.

—

возвышенности, — отныне воединены.

небольшой производительности

А и изготовить эти большие, интересные ма-

‚ную

OT № fz

pyran

7 АПРЕЛЯ 1937 Г., № 96 (7062)

К МОСКВЕ  ,

a]
or

Мощные насосы

поднимают воду

Две водные системы Волга и Москва-
река, разделенные отрогами Валдайско
На ка-

нале Москва—ФВолга создана сложная си-
стема гидротехнических сооружений, 6
помощью которых вода ступенями подни-
мается от Волги на водораздельную возвы-

шенноеть, чтобы затем спуститься Е Мо-
сква-реке. —
Построенный канал Москва-—Войга—

насосный, энергетический — открывает
кратчайший водный путь от волжеких пор-
тов к столице. Система сооружений кана-
ла наиболее рационально и экономно раз-
решает проблему переброски огромных вод-
ных масс.

Гигантские насосные станции канала не
имеют равных себе в мировой технике.
Чтобы созлать оборудование для них, потре-
бовалось большое напряжение сил инжене-

ров канала и заводов. Важдый из построен-

ных 20 насосов обладает производитель-
ностью в 25 кубических метров в секунду.
Это вдвое больше, чем количество волы,
протекающее в Москва-реке в летнее вре-
имя в одну секунду.

Чрезвычайно важно, чтобы подобные ма-
шины были быстроходными. Наши заводы
не имели опыта строительства таких аггре-
татов. Они изготовляли тихоходные насосы
(в 10—12
раз меньше, чем требовалось для канала
Москва-—Волга).

Освоение новых тинов насосов вызвало
упорное сопротивление многих специали-
стов, подлержанных некоторыми иностран-
ными консультантами. Они рекомендовали

диагональные насосы, обладающие вдвое

меньшей скоростью, чем пропеллерный на-
coc, предложенный строителями канала.

Быстроходный насос пропеллерного ти-
па имеет конструкцию, напоминающую
гребной винт. Быстро вращаясь, он как бы
ввинчивается в воду и с колоссальной ско-
ростью гонит поток вверх по огромной тру-
бе. Размер такого винта в поперечнике—
2,5 метра. Пропеллерный насос может счи-
таться совершенным только при том уело-
вии, если найлены правильные очертания
его лопастей и других деталей. Малейшая
неправильность создает завихрения, кото-
рые нарушают правильное течение, вызы-
вают излишние затраты энергии Ha про-
талкивание потока и разрушают металл.

Создание таких машин для канала име-
10 совершенное исключительное значение.
Острая борьба со специалистами, прелла-
гавшими различные половинчатые реше-
ния, ллилась 2—3 года. Решительный пе-
релом наступил в то время, когда научно-
исследовательская работа была перенесена
на строительство. В августе 1934 года в
Дмитрове была построена насосно-испыта-
тельная станция.

Только за один год на строительстве
было проделано ‘свыше 1.000 экеперимен-
тов над 80 моделями рабочего колеса, 20
моделями всасывающих труб и многими
другими деталями насоса. К работе был
привлечен советский ученый проф. Возне-
сенский, который внес новизну в методы
расчета насоса. Я

Уже через несколько месяцев пропел-
лерный насос был освоен. Он обладает та-
кими качествами, которых не могла до-
биться иностранная техника. Советская
промышленность получила новую, совер-
шенную и экономичную малину.

Завод «Борец», знергячно участвовав-
ший в освоении пропеллерных насосов, в
своей лаборатории также добился хороших
результатов. Завод взялея сконструировать

шины, которыми теперь вправе гордиться
советская техника. ;

Сейчае насосные станции уже смонти-
рованы. Одна из машин опробована. Начн-
нается заполнение канала водой, подни-
маемой насосными станциями. .

ат

В маленьком сборнике, выпущенном строн-
тельством канала, есть фотопейзажи, по
которым никто не узнает. этих недавних
окрестностей Москвы. Огромные озера легли
вдоль трассы канала. Мелкие и бесполез-
ные речушки, все это прославленное подх-
московное безволье превращается в строй-
‚ систему озер. На схеме водных
путей северо-западной части CCCP крас-
ные линии новых каналов связывают в
единую кровеносную систему водные арте-
рии. Еще через несколько лет, когда бу-
дут закончены постройкой плотины у Ры-
бинска и у Углича и сооружен канал Вол-
га—Дон, пять морей соединятся через ка-
нал Волга-—— Москва с Москвой. Из Белого,
Балтийского, Каспийского, Азовского и
Черного морей пойдут суда до самой Mo-
сквы. Каспийскую нефть уже не придется
перекачивать на перекатах, по дешевому
водном{ пути погонят с Каспия рыбу и
нефть, с юга — уголь и хлеб, е севера —
рулы и строительный камень... ‘

В краеведческих музеях в городах Горь-
ком и Астрахани можно видеть образ-
пы вчерашних судов — всех этих конно-
машинных судов, мокшан, расшив, полу-
барок и фотографии людей,  обогащен-
ных Волгой, создававших на ней свои
миллионы, снабжавших Российскую импе-
рию балыками, паюсной и зернистой ик-
рой, хищнически вылавливавших на своих
тонях сотни тысяч пудов сельди и воблы.
В этих музеях можно увидеть еще изобра-
жения ленивых и романтических плесов,
над которыми стояли на высоком берегу
серые приволжекие деревенькие бурлаков,
тянувших на бечеве суда.

Стоя на плотине, через которую пере-
катываются в небывалой ярости обуздан-
ные и обращенные к разумному. служению
человеку воды Волги, думаешь о том,
что навсегда исчезает воспетое «Нал веч-
ным покоем», которое так блистательно
изобразил Левитан. Пейзаж Волги изменен,
и мягкая и лирическая теплота ee непо-
движных затонов и плесов сменяется вели-
колепным разбегом гидротехнических со-
оружений, планами «Большой Волги», эле-
ктростанциями, которым она даст энергию.
плотинами, которые поднимут ее воду, что-
бы навсегда покончить с безлорожьем вели-

кой реки. Здесь рождается новая география
страны.

Вторая, не менее важная проблема,
стоявшая перед энергетиками канала, за-
ключалась в том, чтобы снабжение ero
энергией происходило с минимальными 33-

тратами.

Водопод’емная система канала оборудо-
вана машинами, имеющими наивысший
коэффициент полезного действия. Однако на
под’ем воды требуется ежегодно затрачи-
вать около 300 миллионов киловатт-часов
энергии при общей мощности насосных
станций в 60 тыс. киловалт, равной мощ-

ности Волховской гидроэлектрической стан-.

ции.
Вся система ‘сооружений канала 10-

строена таким обрззом, что снабжение его
энергией ничего не будет стоить. Каких
хе путем нам удалось заставить насосные
станции работать «бесплатно»? На всех
перепадах канала были построены гихро-
электрические станции, использующие вод-
ную энергию. Создан специальный комби-
нированный режим работ насосных и гид.
роэлектрических стандий.

Работа насосов приурочивается в теч
часам, когда электростанции «Мосэнерго»
недогружены. часы их наибольшей 3a-
трузки наеосные станции выключаются и
начинают работать  гидроэлектрические
станции. Они полностью отдают свою
энергию в московскую электрическую сеть
именно в те часы, когда она испытывает
наибольший дефицит. В остальные часы
гидроэлектрические станции накапливают
воду в. водохранилища.

Сосредоточенное расходование водной
энергии в течение нескольких часов дало
возможность довести общую мощность не-
больших гидроэлектростанций до 60 тысяч
киловатт. —

Чтобы запустить на несколько часов
паровые. турбины и котлы, приходится 3a-
трачивать топливо на их растопку и рз-
зогрев, приходится держать аггрегаты в
горячем. резерве. Использование таких. ма-
шин, работающих лишь B Часы «пик»
(максимальной нагрузки), вызывает боль-
шую себестоимость энергии. Гидроэлектри-
ческие станции обладают тем преимуще-
ством, что могут быть мгновенно запуще-
ны и остановлены по’ желанию. диспетчера
без каких-либо затрат.

Сходненская гидроэлектростанция, мощ-
ностью в 30 тыс. киловатт, построена там,
где вода из верхнего бьъефа канала спу-
скается в Москва-реку. Станция обеспечи-
вается водой, поднятой насосами из Вол-
ги. Вместе с. насосами канала она обра-
зует одну из насосно-турбинных систем.
Такие системы широко распространены в
Западной Европе под названием гидроакку-
муляторных установок. Они строятся сте-
циально Aaa того, чтобы способствовать
работе электрических станций, выравия-
вать графики их нагрузки.

Сходненская тидроэлектрическая станция’

в комбинация с насосными станциями кА-
нала ‘имеет еще и другую задачу, тесней-
шим образом связанную с обводнением сто-
лицы. Гидростанция, как товорилось вы-

правляемой по каналу в Москва-реку. На
пол’ем насосами этой воды из Волги тре-
буется затратить значительное количество
энергии. Но здесь оказывается, что энер-
гетика отлично сочетается с требованиями
обволнения: энергия, затраченная на пох’-
ем воды из Волги, будет возвращена
Сходненской станцией в столицу в часы
наибольшего дефицита. В результате пере-
броска воды ничего стоить не будет.
Тавим образом, энергетическая система

снабжения столицы и судоходства.
Начальник отдела знергетики строи-
тельства канала Москва— Волга
А. БАУМГОЛЬЦ.

На знаменитой шлюзовой системе во
Фландрии, в Ньюпортеком порту, через ко-
торый должны проходить в глубь страны
десятки и сотни торговых судов, одино-
кий пароходик волочил баржу с балла-
стом. Это был закат некогда богатейшей
страны, память о былых ее торговых сно-
шениях с миром. Мертвый” Брюгге довер-
шал бездействием одну из величайших
водных систем, по которой только тури-
сты выезжали теперь осматривать памят-
ники одряхлевшей истории и дома со ст4-
рыми гильдейскими знаками.

Канал Волга—_Москва-—одна из прекрас-
ных страниц книги о социализме. Подвод-
вые гасители укрощали буйство воды, и
позади лежало водохранилище © морским
горизонтом, с морским пространственных
дыханием «Московское море». В послел-
ний раз с высот дамб, берегов и плотин
можно было увидеть еще частично не затоп-
ленное днище канала. В последний раз
довершали тысячи ‘людей свою работу на
дне. Вода двигалась по их следам, и ки-
лометр за километром заполняла канал,
чтобы подойти затем к самой Москве.

Но все это было завершением только
части великих работ. В кабинете одного из
строителей лежали уже проекты и схемы,
которые намечали масштабы еще: больших
работ, куйбышевскую плотину на Волге,
канал Волга—Дон, будущие плотины и
гидростанции, и водохранилища, и железно-
дорожные мосты, и миллионы киловатт но-
вой энергии...

Снег лежал еще в лесах и овражках.
Сумерки покрывали уже путь на Москву.

оже канала проходило возле самой доро-
ги. Как дозорные башни, стояли в сумра-
ке ворота его шлюзов. Освобождались от
лесов здания насосных станций и гидро-
станций, и дуги новых мостов перекиды-
вались в местах пересечения канала.
Меньше чем через месяц зажгутся знаки
световой обстановки, и житель примосков-
ной долины увидит, как посредине чащо-
бы лесов или привычной низины лугов
движется от Волги к Москве пароход. Этот
водный путь проложен рукой человека и
знаменует собой сегодняшний расцвет, на-

дежды и цели, будущее и уст
нашей родины. устремленность

Дмитров.

ше, работает исключительно на воде, на-’

канала обеспечит свободное развитие водо-