ПОКАЯННЫЕ РЕЧИ И...
ЗАЖИМ САМОКРИТИКИ

(От ивановского корреспондента «Правды»)

На трибуне стоял председатель облает-
ного исполкома тов. Аггеев и произносил
заключительное слово.

— В докладе я роворил о нашем деля-
честве, об отрыве OT Macc, моем отрыве
от аппарата облисполкома, об отсутствии
политического воспитания кадров... и это-
го оказалось мало. Выступавшие в пре-
ниях товарищи говорили о том. что я пло-
хо критиковал свои ошибки. В выетупле-
ниях сквозило известное недоверие к моим
заявлениям, сделанным в докладе о работе.
президиума... }

Секретарем презилиума облисполкома си-
дел чужак  Сололовников.  Предсела-
тель областного исполкома Аггеев был
«пленен деловыми качествами» Солодовни-
вова, поэтому не обратил внимания на
прошлое замаскировавшегося врага, хотя
это прошлое было ему известно.

Член облисполкома работница тов. Мор-
ковина рассказывает о своей неудавшейся
попытке попасть к руководителям области.

— К Аггееву я сразу не рискнула ‚ пой-
ти — где уж тут добраться!

Тов. Атгееву кажется, что стоит ему
выступить с покаянной речью, как массы
великодушно и нёмедленно простят все
отибки и прегрешения.

На «чувства» делегатов пленума бил в
своей речи и заместитель Аггеева тов. Ко-
ролев. Он «твердым голосом» громил об-
ластное земельное управление, отдел внут-
ренней торговли, коммунальный отдел.

— Я виноват, — каялся Королев с три-
буны. — Я занимался демагогией, ругая
вас за отрыв от масе, когда нужно было
самого себя ругать...

И, переходя на оптимистический тон, он

воббщил пленуму о «крупнейшей рефор-
ме», проведенной им в областном испол-
коме. Отныне, видите ли. каждый гражда-
нин может разговаривать с самим Аггеевым
и Королевым по телефону, минуя секрета-
рей.
_  —_ На-днях в моем кабинете раздается
звонок. Беру трубку — спрашивают меня.
Отвечаю: «Я, Королев». В трубке недо-
верчивый голос: «Вы — Королев? Не шу-
тите! Соедините меня с Королевым». — «Да
товорю же вам, я и есть Королев...». `

С самодовольной улыбкой рассказывал

06 этом заместитель председателя облиспол-

_ кома членам пленума. Он не понимал всей

‘нелепости своего положения: не такими ли

‚ «реформами» Королев надеется завоевать
уважение и доверие избирателей?

Год не собирался президиум Ивановского
облисполкома. Здесь успели отвыкнуть от
_ методов коллективного руководства. Кол-
_ лективно обсуждено в 1936 году только
28 проц. всех решений, принятых прези-
“ диумом. 65 проп. всех решений принято,
как здесь говорят, «в порядке управле-
ния». Это значит, что решения принима-
°аиеь единолично председателем облиспол-

кома или его заместителем. Часть решений

принята «опросом».

Строительство
в Куйбышевской области

КУЙБЫШЕВ, 7 апреля. (Корр. «Прав-
ды»). Капитальное строительство в Куйбы-
шевской области в этом году на 30 проц.
превышает прошлогоднее. Основные капи-
таловложения идут в промышленность. За-
канчивается строительство первой очере-
ди Мясокомбината, заводов толерубероид-
ного, киноаппаратуры и других, рекон-
струпруются старые заводы в городах Куй-
бышеве, Пензе, Ульяновске, Чапаевске. На
жилищное строительство затрачивается 45
млн рублей. Возникают целые кварталы
многоэтажных домов. Возле Сызрани стро-
ится новый поселок для рабочих недавно
открытого промысла «Востоконефти».

„Особое внимание уделяется колхозному
ирригационному строительству. Около 14
миллионов рублей затрачивается госулар-
ством на строительство колхозных плотин,
обводных каналов, колодцев, на расчист-
&у прудов.

Влагоустраиваются города. В Куйбышеве
заканчивается реконструкция старой на-

Но и в приемной Королева она напрасно

потеряла два дня, так и не попав к нему.

За один 1936 год сменена треть пред-

седателей райисполкомов, 41 проц. секре-

тарей райисполкомов, 44 проц. инструкто-
ров, 23 проп. председателей сельсоветов.
Состав председателей городских советов

обновился на одну четверть. За то же вре-

мя сменилось больше одной трети предсе-
дателей колхозов. 31 проц. председателей

колхозов находилось под судом.

Во время заселаний пленума некоторые
члены президиума облисполкома нетерпиме
относились к критике. Когда один товарищ
сделал несколько критических замечаний
по адресу начальника областного земельно-
го управления Костюкова, последний веко-
чил © места и стал кричать: «Ложь!». Этот
Костюков, как и другие, ›непрочь раскаи-
ваться в ошибках «вообще», когда же де-
ловая критика задевает их за живое, ее
немедленно пыталютея сорвать угрозами и
недостойными выкриками.

Костюков пытался затем «оправдаться»,

сделав совершенно непартийное заявление.

В зале поднялся шум, и Костюкова 3acra-
вили уйти с трибуны. Председательствовав-
ший, пользуясь окончанием регламента,
поспешил закрыть заседание, заявив, что
пленум-де отвергнет выступление Кост-
кова «как неудовлетворительное». И толь-
ко! Кстати, предложение это не обсужда-
лось и не голосовалось, ибо оно было сде-
лано в момент, когда участники пленума
выходили из зала.

А на другой день (4 апреля) в отчете
«Рабочего края» написано, что «пленум
осудил поведение Костюкова», что его вы-
ступление «пленум признал антипартий-
ным и клеветническим». Это верно по Cy-
ществу, но такого решения пленум не при-
нимал. Иго сфабриковала сама редакция
«Рабочего края». .

- И. ГРЕКОВ.

рыг— памятник тов. Куйбышеву. Рядом с
ним закладывается фундамент большого
здания Коммунистического` института жур-
налистики. Увеличивается мощность куй-
бышевской электростанции,  расптиряется
водопровод. Горол асфальтируется и озеле-
няется.

В городе Пензе прокладывают новый во-
донровод. Уже приступлено к строитель-
ству головных сооружений и насосной
станции.

Меняется облик города Мелекесса. Пра-
вительство  ассигновало на благоустрой-
ство и строительство детских учреждений
и школ города свыше полутора миллионов
рублей. Сейчас город очищается от грязи,
замащиваются улицы, прокладываются
тротуары. На улицах поставлено 400 новых
фонарей.

В области будет построено 13 новых
средних и начальных школ, 7 детских
учреждений, много колхозных клубов ни

Словарь
чувашского языка

ГОРЬКИЙ, 7 апреля. (Корр. «Правды»).
Чувашский научно-исслеловательекий ин-
ститут культуры -заканчивает большую ра-
Gory по изданию «Словаря чувалиского
языка». составленного проф. Ашмариным.
11 выпусков словаря вышло; из печати
еще к началу прошлого года, на-днях ВЫ-
ходит двенадцатый, Их общий размер —
249 печатных листов. Остается издать
еще четыре выпуска по 20 листов каж-
дый,

“Материалы для словаря  чувашекого
языка профессор Ашмарин собирал с 90-х
годов прошлого столетия.

о У
30.000 ПАССАЖИРОВ
ПЕРЕВЕЗЕНО
НА САМОЛЕТАХ

АШХАБАД, 7 апреля. (Корр. «Правды»).
Туркмения располагает, мощной  граждан-
ской авиацией, выполняющей большую ра-
боту. В прошлом году по воздушной трассе
в Туркмении перевезено 30.000 пассажи-
ров, 10.800 тонн разных грузов и 554
тонны почты.

Большую помощь авиация оказала по-
севной кампании в Ташаузском округе,
гле посевы хлопка занимают 42.000 гек-
таров. ТУла не были своевременно завезены
горючее и семена. Самолеты Чарлжуйского
аэродрома за 5 лней перебросили туда
лесятки тонн семян хлопчатника, из
Ашхабада была доставлена на самолетах
181 тонна керосина. Переброска горючего
еще продолжается.

Транспортный отряд тяжелых самолетов
обслуживает серную промышленность в
Кара-Кумах, где сейчас вырос целый рабо-
чий городок. Ежедневно, перевозя ‘оттуда
серу, самолеты на обратном пути доста-
вляют воду, мороженое и разные товары.

Отряд самолетов готовится к вылету на
борьбу с опаснейшим врагом  срелне-
азиатских полей — саранчей. залетающей
с территории Ирана.

А. ТАБЕЙКИН.

ПРАВ

Смотр художественной

самодеятельности

ИВАНОВО, 7 апреля. (Корр. «Правды»).
В Ивановской области сейчас проходят
районные ‘олимпиады художественной ca
модеятельности, демонстрирующие мощный
расцвет народного творчества. В Юрьев-
Польском районе в олимпиаде принимали
участие 3.000 человек, соревновались 26
хоров, состоящих преимущественно изо по-
жилых колхозников и колхозниц. В полу-
чившем уже известность варваринском хо-
ре запевает 65-летняя колхозница И.
Морева. Колхозница Александрова испол-
пила танеп из балета «Лебединое озеро».
На районной олимпиаде в Гавриловом По-
саде успешно выступал ансамбль рожечни-
ков подоленкой избы-читальни. На ковров-
ской олимпиаде демонстрировал свои заме-
чательные уепехи колхозник Малышевского
сельсовета слепой баянист И. Шевырин.
По епециальным нотам он разучил «Музы-
кальный момент» Шуберта, «Турецкий
марш» Моцарта.

Скоро в Иванове состоится вторая 0б-
пастная олимпиада колхозно-совхозной ху-
дожественной самодеятельности. На 20
районных смотрах самодеятельности для
областной олимпиады отобрано уже 450 ис-
полнителей,

pe

ЖЕНСКИЕ
ПУЛЕМЕТНЫЕ
 КОМАНДЫ

ХАРЬКОВ, 7 апреля. (Корр. «Правды»).
Среди работниц харьковской швейной Ффа-
брики им. Тинякова насчитываются десят-
EH ворошиловеких стрелков, созданы са-
нитарные дружины, более 200 женщин
изучали автомобильное дело. Полтора ме-
сяца назад активистки Осоавиахима орга-
низовали три пулеметные команды, в ко-
торых обучается 36 женшин. Среди них
Наталья Черкашина,  комсомолка-стаха-
новка, участница женского перехода в
противогазах Харьков — Киев, Мария
Матвиенко, Люба Соснова, Шура’ Спасибо-
ва и другие стахановки фабрики.

PRR RIAD ARERR I I ILI O OOOO

Я

ape.

i

ff
tite

и
yy

Письма в редакцию 3
ВСЕ В Si

_ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ИЗВРАЩЕНИЯ  :
В ШКОЛАХ БЕЛОРУССИИ

Уважаемый товарищ редактор!

руководство Наркомпроса Белоруссии со-

За последнее время «Правда» печатала ня ор ды
ряд статей о неуловлетворительной трамот-   иопальных школ БССР. Это руково

ности по русскому языку в некоторых шко-
лах РСФСР.

Мы хотим обратить ваше внимание #а
безобразно-плохую постановку обучения
русскому языку в национальных школах

ство уже снято, но до сих пор еще не от-
менена утвержденная им учебная програм-
ма в школах, направленная на срыв изу:
чения русского языка. Преподавание рус-
ского Языка в национальных школах

нельзя сказать. Возьмем, к примеру, наши

шинстве относятся Е изучению этих язы-

Белоруссии. Ленинеко-сталинская нацио-
нальная политика полностью осуществила
принцип обучения детей на родном языке,
но этот принцип, как известно, не озна-
чает ограничения круга знаний, а, наобо-
рот, обучение на родном языке должно
обеспечить лучшее и скорейшее приобще-
ние трудящихся к общей культуре.

Можно ли сказать, что в Белоруссии
справились с этой большой политической
задачей? К великому сожалению, этого

школы: Копыльскую еврейскую среднюю
школу (сельская) и Минскую 28-ю среднюю
школу (городская). За последние годы мы
голучили хороших преполавателей по бело-
русскому и русскому языкам и литературе.
Учащиеся в своем’ преобладающем боль-

ков очень серьезно. И тем не менее наши
выпускники сельмых классов плохо вла-
деют русским языком.

В чем. по нашему мнению, Главная И
основная причина слабой успеваемости
школьников по русскому языку?

Дело в том, что бывшее нацдемовское

БССР, начинается только с 5-го года oby-
чения. Количество отведенных часов ля
изучения руеского языка и литературы са-
мое ничтожное. Например, в 5-м классе
отводится пять часов в шестидневку, в
6-м — 4 часа и в 7-м два часа. С пя:
того же года обучения мы начинаем пре-
полавание и немецкого языка. Таким 06-
разом, ученики 5-го класса (11—13-лет-
него возраста) в еврейской школе изучают
уже 4 языка, что создает невероятнейшую
путаницу, и наши ученики встречают гро-
малные трудности при овладении самыми

необходимыми знаниями по русскому язы-

ку и литературе.
Мы считаем, что соответствующие па]-

тийные и советские организаций должны

заинтересоваться этим важным вопросом
и заставить нынешнее руководство Нар-
компроса БССР изгнать буржуазно-нацио-
налистические . извращения = ленинско-
сталинской национальной политики в
школьной работе.
Директор Минской 28-й средней
шнолы СТЕЛЬМАН.

Директор Копыльсной еврейской сред-
ней школы ШАПИРО,

НЕПОНЯТНОЕ

Уважаемый товарипе редактор!

Некоторое время тому назад мною было
направлено следующее письмо. в секрета-
риат Союза советских писателей с велома
и согласия членов Комиесии ЦК ВЕП(б)
и СНК по приемке литературного наслед-
ства А. М. Горького:

«Уважаемые ‘товарищи! Ставлю вас

в известноеть, что секретарь Союза co-

ветеких писателей тов. Ставекий, назна-

ченный членом Комиссии ЦК ВКП(б) и

СНЕ СССР по приемке литературного

наследетва А. М. Горького, никакого

участия в работе Комиссии не прини-
мал и не принимает и никакого инте-
реса К организации музея и архива

А. М. Горького не проявляет».

Это письмо было направлено тт. Став-
скому, Лахути, Вс. Иванову и Фадееву.

Ни один из этих товарищей, ни секре-

РАВНОДУШИЕ

тариат Союза советских писателей не уло-
сужились отозваться на это письмо.

И об этом факте, — что руководителя
Союза советских писателей не интересу-
ются литературным наследством
Горького, — умолчали и на происходив-
шем на-лнях собрании писателей. Мириться
с полобными нравами некоторых писателей
нельзя. Поэтому я прошу опубликовать
это письмо в «Правде».

На собраниях писателей много говорят
о Горьком, клянутся его именем.

А известно ли, например, Союзу совет-
ских писателей, что на-днях выходит че-
твертый том «Клима Самгина»? Проявил
ли Союз советских писателей какой-либо
интерес к этому последнему крупнейшему
произведению Горького? Что-то не ВИДНО!

А. СТЕЦКИЙ.

ЗАБЫТАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Уважаемый товарищ редактор!

Подготовке медицинских кадров у нас
в последние годы уделяется особенно мно-
го внимания. Это приносит прекрасные
плолы. Но ‘есть одна группа среднего ме-
лицинского персонала, о которой просто
забыли. Речь идет о массажистах. *

При необычайно высоком развитии
физической терапии и физкультуры (в
частности развивающейся лечебной физ-
культуры) массажу уделяется  чрезвы-
чайно мало внимания. Между. тем этот
метод является при пелом ряде заболева-
ний (заболевания мыши, суставов, нервов,
травматические повреждения и др.) исклю-
чительно эффективным и зачастую ничем
не заменимым. Недооценка: массажа ска-
зывается и в относительно низкой тари-
фикации массажистов — более низкой, чем
у среднего медперсонала, тогда как спе-
циальность массажиста требует больших
знаний и большого умения. В скандинав-

весьма почтенно, во всяком случае выше -

положения медицинской бестры. У нас же
молодежь отказывается итти B Macta-
sUCTH.

В основном мы» пользуемся старыми кад-
рами массажистов, подготовленными В
дореволюционное время. Их становится все
меньше и меньше. Новых школ но подго-
товке массажистов, как это ни странно, у
нас, за единичным исключейием, нет.
И вопрос этот никем не выдвигается — ни
органами здравоохранения, ни курортными
организациями, нуждающимися в квалифи-
цированных кадрах массажистов.

Такое положение не может быть далее
терпимо. Необходимо, не медля, организо-
вать сеть школ лля подготовки массажи-
стов. Для окончивших школы массажа
необходимо выработать особые — ставки,
Боторые могли бы привлечь и удержать
молодые кадры на тяжелой и ответствен-
ной специальности массажиста.

У
ig
ii)

бережной. В этом году должен быть за-   изб-читален. : Let gee eT eT ee pe ских странах, где дело массажа поставлено ®
хончен величественный Дворец культу- М. ТАМАРИН. Бенедикт Спиноза, очень высоко, положение массажиста Доцент М. БЕЛЕНЬКИЙ.
Я ры ани ани Е Wr ВЕ
ee ee ee eee SSS See] Se Е

ВЕЛИКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ПРОШЛОГО

Бенедикт Спиноза

В истории борьбы человечества за сво-
боду мысли против религиозного мракобе-
сия выдающееся место принадлежит гол-
ландекому философу Бенедикту Спинозе,
великому  мыслителю-материалисту ХУП

века.

Спиноза (1632—1677 гг.) был одним
из тех замечательных передовых людей
своей эпохи, сокрушительная, взрывчатая
сила мыели которых не ослабевает и после
их смерти. Эта сила преследовала врагов
прогресса и свободы. Они в бешенстве
третировали Спинозу, бесстрашного мысли-
теля и материалиста, как «мертвую соба-
ку». При жизни они угрожали ему всеми
карами земли и неба, проклиная чистый,
благородный образ этого человека:

«По приговору ангелов и по решению
святых, мы отлучаем, отвергаем, изгоняем
и проклинаем Баруха де Эспинозу с с0-
’ тласия бога и этой святой общины...

Ла будет он проклят днем и да будет
проклят ночью!

Да будет он проклят, когда спит, и да

будет проклят, когла восстает от сна!..
Берегитесь, чтобы никто из вас не с00б-
шалея с ним устно или письменно, чтобы
никто не оказывал ему услуги, чтобы ни-
кто не пребывал под одной кровлей с ним
или на расстоянии четырех локтей от него,
чтобы никто не читал работы, которую он
` ‘сделал или написал!»

Спиноза был еще очень молод, ему
`было всего 24 гола, когда 27 июля

1656 года раввины предали его анафеме, —
так страшны были мысли и взгляды моло-
дого Спинозы сборищу мрачных изуверов
и мракобесов!

Спиноза родился в Нидерландах, в Ам-
стердаме. Буржуазия уже давно предала
забвению имя этого революционера мысли.
В наше время сочинения Спинозы, излан-
ные многотысячными тиражами, читаются
и изучаются в СССР больше, чем во
всей Ивропе. Наша молодежь © боль-
шим интересом знакомится © прекрас-
пой жизнью и творчеством Спинозы, ко-
торого Маркс и Энгельс считали, наряду

1 ной Европе. Сюда

с Лекартом, одним из блестящих предста-
вителей прогрессивной мысли Х\УП века.
Ленин, намечая основные ступени в раз-
витии новой философии, определил место
‘Спинозы в числе завершителей  кру-
га философских) идей эпохи Возрождения.

Спиноза происходил из еврейской купе-
ческой семьи. Отец его, выходеп из Пор-
тугалии, переехал в Голландию, спасаясь
от преследований католической инквизи-
пии. Он отдал сына учиться в еврейское
училище, школу раввинов. Но изучение
библии, талмуда, каббалы и прочих «пре-
мулростей» не могло удовлетворить живой,
пытливый ум юного Баруха. Он стремится
к познанию природы, начинает изучать
математику, медицину философию.

Голландия была тогда образцовой стра-
ной капиталистического развития. В конце
XVI столетия она свергла гнет феодальной
Испании и добилась  самостоятельности
в результате победоносной буржуазной ре-
волюции. Молодая голландская буржуазия,
став у кормила власти, уже начала пока-
зывать свои когти трудящимся массам. Но
все же Голландия была в то время самой
передовой и свободной страной в Феодаль-
стекались капиталы,
богатства, здесь развивались торговля, ма-
нуфактурное производство, наука, искус-
ство, философия. Сюда приехал из Фран-
ции в «творческий отпуск» Декарт,
спасаясь от шпионских ушей и глаз
католической церкви. Сочинения Декарта
сильно повлияли на молодого Спинозу, и он
воспринял от него  рационалистическую
теорию познания, преодолев, однако, дуали-
стическое учение Декарта о двух независи-
мых друг от друга «субстанциях» (нача-.
лах) — материи и духе.

В школе известного тогда гуманиста,
врача. Франца Ван-лен-Энде, Спиноза изу-
чал естествознание и философию и полу-
чил высшее филологическое образование.
Свои работы он писал на латинском языке.

Под влиянием философии и естествозна-
ния Спиноза становится атеистом и мате-
риалистом, выступает с резкой критикой

религии. Смелость Спинозы, взрывчатая
революционная сила его критики вызывают
ярость раввинов. Они угрожают ему
всяческими карами, пытаются подкупить.
Один религиозный фанатик бросается на не-
го с кинжалом. Но Спиноза оказался не-
подкупным, стойким, неустрашимым мы-
слителем. На «грозное» отлучение от веры
OTHOB OH ответил словами, полными муд-
рой иронии и. сарказма.

В 1670 году был анонимно издан «Бо-
гословско-политический трактат». В нем
Спиноза „доказывает необходимость OCBO-
бождения науки от гнета церкви и ‘религии
дает блестящую, смелую и глубокую по
тому времени критику библии, прокладывая
путь для атеистической литературы. вели-
ких просветителей ХУШ века, для критики
христианства Штраусом и Фейербахом.
Против Спинозы ополчилась целая орава
профессоров богословия, еврейских, като-
личебких и протестантеких попов. Однако
его книга распространялась во многих
странах анонимно и под разными назва-
ниями. В самой Голландии Спиноза не мог
уже издать ни одной своей работы, а из-
данные после его. смерти сочинения были
сразу же запрещены декретом Нидерланд-
ских Штатов, как «кошунственные и без-
божные учения».

Вокруг Спинозы, поддерживая и распро-
страняя его идеи, группировалея лишь уз-
кий круг передовой буржуазной интелли-
тенции, преимущественно врачей. Лично

Спиноза отличалея скромностью, простым,

мягким характером, высокой принципиаль-
ностью и илейностью. Он был свободен от
свойственного буржуазии . черствого эгоиз-
ма и честолюбия. Это вынуждены были
признавать лаже его идейные противники,
лицемерно кричавшие о «порочности» ма-
териалистов и атеистов. Последовательность
мысли, не боящейся революционных выво-
дов, железная логика, глубокий, острый
ум, наконец, благородство характера рас-
крываются в жизни и творениях Спинозы.

В ответ на приглашение курфюрста
Карла Людвига Пфальцекого занять кафед-
ру философии в Гейдельбергском универ-
ситете Спиноза ответил отказом, хотя ему
обещали «свободу философствования в пол-
 ном об’еме», если только он не будет зло-
употреблять ею «ко вреду признанной го-
сударетвом религии». Спиноза знал, что

?

==

означает свобода у «просвещенных» немец-
ких государей.

«Я не знаю, каковы должны быть гра-
ницы предоставленной мне свободы фило-
софствования, чтобы не дать повода обви-
нять меня в намерении повредить рели-
гии»,—так отвечал Спиноза немецкому кур-
фюрету. Королевские академии, это хорошо
знал Спиноза, «учреждаются He столько

для развития умов, сколько для их обузда-

НИЯ».

Чудовищной вультаризацией марксизма
является попытка изобразить Спинозу, это-
го борца за свободу мыели, апологетом ка-
питализма. Учение Спинозы-—«песнь тор-
жествующего капитала», писал Шуляти-
ков. в книге «Оправдание капитализма в
западно-европейской философии» *).

Политическая позиция Спинозы выра-
жена в его «Богословско-политическом
трактате» и незаконченном «Политическом
трактате». Характерно отношение Спинозы
к Ноганну де-Витт, вождю республиканско-
буржуазной партии в Нидерлантах. Спиноза
был очень взволнован и возбужден сверже-
нием и звереким убийством Иоганна де-
Витта агентами Видьгельма Ш Оранского,
стремившегося установить монархию. Спи-
03a поддерживал также связи с угнетен-
ными и преследуемыми сектантами. -

Он отстаивал в «Политическом тракта-
те» буржуазные идеи естественного права
против феодализма и явно склонялся к
буржуазно-демократической республике.
Спиноза бичует тиранию, ища против нее
гарантий. Цель государства, говорит
он, — свобода граждан. В наемном. вой-
ске он видит оплот монархии и тирании
и предлагает создать войско из самих

+) Этой вульгаризации обильную дань
отдали в своих работах о Спинозе В. Ван-
дек и В. Тимоско. Вырывая отдельные по-
ложения, выпячивая на первый план` су-
щие пустяки, они не сумели лать Map-
ксистской оценки учению Спинозы. Так, они
«глубокомысленно» доказывают, что Спи-
ноза—враг буржуазной революции, ибо не
одобрял казни Карла [ во время англий-
ской революции! Кроме того, Спиноза, мол,
охрану частной `хобственности пытается
даже обосновать, исходя из «познания са-
мого себя и бога». Чем это отличается от
взглядов Шулятикова?

граждан в целях сохранения свободы.» Спи-
ноза резко выступает против вмешатель-
ства церкви в дела политики и требует
для обеспечения свободы мысли и науЕв
подчинить церковь государству. Задолго 10
Руссо он провозглашает право граждан
«взяться за оружие против всякого на-
силия, которым ‘кто-нибуль захотел бы
захватить верховную власть к вреду для
НИХ».

Философия Спинозы была философией
матерналиста, владевшего в совершенстве
знаниями тоглаптней эпохи. Он критиковал
илеалистическое мировоззрение древних
греков, Платона и Аристотеля, беспощално
расправлялеся со средневековой схоластикой
и богословием. Отвергая поповские басни
о чудесах и свободе воли, Спиноза защи-
щал учение о причинности и закономер-
ности всех явлений природы. Но материа-
лизм Спинозы был механическим: законы
диалектического развития были ему неве-
ломы. Спиноза отрицал, далее, истинность
опытного, чувственного познания. Наконец,
для материализма Спинозы был характе-
рен некоторый «теологический привесок»:
природу Спиноза называет богом, но поня-
тие бога наполняет материалистическим и
атеистическим содержанием, подрывая бо-
гословие как бы изнутри.

«Божественная» терминология Спинозы
не раз приводила в смятение «друзей» и
врагов материализма. Но суть учения Спи-
нозы ясна. Нет лвух независимых друг от
друга «субстанций», «начал» — луха и
материи, бога и природы, души и тела,
как учат попы, богословы, схоластики:
Мышление п протяжение не лве субетан-
ции, как учит. Декарт, а лишь основные,
постоянно присущие свойства единой суб-
станции. Эта субстанция не есть дух. бог
религии. она протяженна, материальна и
обладает свойством мышления. Она несо-
творима и неуничтожаема. ибо материя
вечна, бесконечна, едина, и никто ее не
может сотворить или Уничтожить.

Олнако Спиноза сам признавался в пись-
мах к прузьям, что, как и Декарт, он не
может об’яснить, вывести из материн все
разнообразие существующих в природе
форм. Он учит, что «конечные вещи» (на-
пример, люди, животные, растения) лишь
модусы, особые состояния субстанции. Но
показать переход от субстанции кв моду-
сам, показать, как возникают растения,
животные и человек, Спиноза не мог из-за

Поэтому Марке и Энгельс говорят, что
природа в учении Спинозы выступает 0ото-
рванно от человека.

В трактатах Спинозы содержатся в 38-
родлыше идеи, развитые дальше великими
просветителямя ХУ века, накануне клас-
сической буржуазной» революции во Фран-
ции. Маркс в «Святом семействе» согла-
шается с Гегелем в том, что понятие мате-
рии у французских материалистов есть
реализация спинозовской субстанции. \

Начиная ог Спинозы и кончая великими
французскими материалистами, тоглашняя
философия «настойчиво пыталась 06`яс-
нить мир из него самого, предоставив де-
тальное оправдание этого естествознанию
булущего». В этом ее огромное хостонн-
ство и честь, как указывал Энгельс. Здесь
в сущности главная историческая заслуга

пинозы в развитии материализма.

В ХХ веке буржуазные философы пы-
тались отрипать материализм и атеизу
Спинозы, лживо изображая его идеалистом
и глубоко религиозным философом.

Германские фашисты видят в «неарий-
пе» Спинозе злейшего врага своей «истин-
HO немецкой», фельдфебельской, казармен-
но-прусской философии. — Неогегельяней
Г. Глокнер холопеки лижет сапоги Гитде-
ра и доказывает, что «субстанция еврея
Спинозы» не может помочь обоснованию
беспрекословного, слепого подчинения «вер-
ноподданных» «Третьей империи» «Rom».

Наоборот, великие классики немецкой
философии и литературы, даже критикуя
Спинозу, всегда относились к нему с огром-
ным уважением. Илен Спинозы оказали
влияние на творчество Лессинга и Гер-
дера. Гете влохновлялся величественной
картиной природы, представленной в фило-
софии Спинозы. Гейне поэтически метко
охарактеризовал философию Спинозы, как
созерцание великой природы в ее оживлен-
нейшем спокойствии.

Философия Спинозы — наиболее ‘тлубо-
кая, всеоб’емлющая система материализма
в ХУИ веке. От Спинозы, Локка, Толанх
К французским материалистам ХУШ века,
от Лейбница к Канту. Фихте. Гегелю. от
Гегеля и Фейербаха к диалектическому ма-
териализму Маркса— Энгельса Ленина—
Сталина — такова генеральная линия ра3-
вития философии.

М. КАММАРИ. ¢

низкого уровня естествознания в то время. ,

>

ES