ЛЕТЧИКИ

(От специального корреспондента «Правды»)

Пароход выгрузил самолеты и ушел.
Четчикам предстояло прожить тут, на Чу-
котке, целый год, а может быть, и много
больше. Устроились в самолетном ящике.
Бругом в молчаливом карауле стояли го-
ры. Даже Сургучев, большой, веселый па-
рень, не склонный к грусти, призадумался.
когда вдали скрылся пароход.

До свидания, материк!

Началась новая жизнь.

Ветер бился о стены самолетного ящика.
етер шутил нехорошие шутки: южный—
взламывал лед в бухте, северный подхва-
тывал и уносил льдины. Аэродром исче-

зал... Начался первый курсе арктического
университета.

Весной Сургучев и пилот Котюхов лете-
ли с мыса Шелагского на мые Шмидта.
Пилоты предпочитали летать вдвоем. Спо-
койнее, когда вблизи покачиваютея крылья
машины товарища, У губы Нольде небо по-
крыла беловатая, обволакивающая муть.
ургучев проскочил к мысу Биллингса, Ko-
тюхов сел. Вместе с бортмехаником Соко-
ловым он выбрался из машины. Посовето-
вавшись, решили пробираться до берега.

Был июнь. Только начиналась весна.
Путь преградила река. Соколов переплыл
ее первый рукав, на канате перетащил
не умевшего плавать товарища. За полоской
суши открылся второй рукав, потом третий.
Соколов устал. Целая флотилия острых,
сверкающих на солнце льдин мчалась в ве-
сенней воде. Соколов поплыл обратно
очутилея на островке. :

Прошел день, второй, третий,  четвер-
тый. На поиски летчиков были посланы са-
‚ молеты, но пилоты не видели потерпевших.
Провизия кончилась. Кружилась сумасшед-
шая весенняя вода.

Половодье прошло. Скупая, холодная чу-
котекая земля покрылась цветами. От за-
паха их и голода кружилась голова. Ели
по сантиметру колбасы в день.

Наконец шлюпочная экспедиция оты-
скала товарищей, и через месяц Котюхов
уже снова поднялся в воздух.

Так прошла первая зимовка пилотов Чу-
KOTRH.

Пришла новая смена. Минуло короткое
арктическое лето. Началась вторая зимовка.

В ноябре два, самолета чукотского отряда
пошли к Усть-Белой. В середине пути пе-
лена тумана закрыла реку. Радио на caMo-
лете не было, запросить о погоде нельзя.
Летчик Каминский решил пробиваться. На
50—100 километров тянулся туман. День
кончался. У края горизонта опускалось
багровое солние. Каминский нырнул в ту-
ман и сел почти ощулью. Грелись у костра.
Когда  прояснилось, завели мотор, но
почувствовали что-то неладное в радиато-
ре. Пришлось выпускать воду, чтобы не
заморозить машину.

А где и чем нагреть новую? Тогда все
было загадкой. Люди учились на собетвен-
ном тяжелом опыте.

Даже топора не было на самолете. Шли
но пояс в снегу, руками ломали сучья для
костра В неприкосновенном продоволь-
ственном запасе было только пять плиток
шоколада, 200 граммов яичного порошка.
Самолет стоял в снегу бесполезный и бес-
помощный, точно насмерть раненная птица.
Пытались уснуть, —замерзали руки, ноги,
грудь. Не приспособленная к северу одежда
легко. пропускала холод.

Потом начал дуть ветер. Концы веревок,
державшие машины, вморозили в лед. По-
том решили —— этого мало, привязали ве-

тер, точно пытаясь сдуть в земли все жи-
вое. Кто не был в Арктике, тот не знает,

ЧУКОТКИ

ревки к палкам, палки вморозили в ледя-
ные лунки. Настойчиво и свирепо дул ве-

что такое ветер. Снег спрессован этим воз-
душным потоком так, что его режут пилой.
Ветер сдувает ездовых собак. Вее остана-
вливается, только мчится от края до края
пурга.

Когда пришла помошь и мороз упал ло
20 градусов, удалось завести мотор и нох-
няться со снежного аэродрома. Каминский
подумал: многому научила эта посадка.

Но пора было кончать учебу. Пора было
продумать все, чему научили зимовки, и
по-настоящему начинать работу. Самолеты
требовались всюду. Надо было искать оло-
во, проводить корабли, перебрасывать по-
чту и людей. Пилоты научились терпеливо
выжидать погоду, узнали географию Чу-
котки, своими силами переоборудовали са-
молеты. Теперь можно было работать на
полную силу.

В апреле 1936 года самолетам пришлось
спасать охотников. В ясный день 14 юи-
тов отправились на охоту за нерпой. Льди-
на оторвалась от берега, ее унесло в море.
Люди были легко одеты, они не взяли с со-
бой провизии. Все дальше уходила в море
льдина,

Два самолета вылетели на поиски. Через
шесть часов Каминский нашел охотников,
сбросил им пищу и одежду. Каждый день
самолеты совершали рейс к пловучему ле-
дяному острову. Решили: если через пару
дней льдину не пригонит к берегу, сесть
„на нее и забрать людей. Сбросили записку,

как готовить аэродром, но льдину прибило
к берегу.

Геологи начинали штурм Чукотки. Ca-
молеты чукотского отряда забросили геоло-
гов в долину реки Амгуемы. Тут, в безлюд-
ных местах, геологи нашли олово, в заливе
Креста они отыскали мынтьяк. (С места на
место пилоты перебрасывали геологов. Лет-
чикам хотелось, чтобы скорее расцвела эта,
земля, хотелось возить на самолетах обору-
дование, рабочих, начальников строек, ди-

‚ректоров цинковых, свинцовых, оловянных

и золотых рудников. Пилоты в десятки раз
ускоряли и облегчали труд геологов.

Даля проникновения в центр полуострова,
надо было создать между Анадырем и мы-
сом Шмидта промежуточную авиационную
станцию. Это было около трех месяцев на-
зад. В полярную ночь отряд перебросил
трех человек, запас продовольствия, раз-

мачту. К самолету привязали пятиметро-
вую балку и с этим грузом благополучно
взлетели и приземлились.

...Поздний вечер, туман, пурга. Пилоты,
механики, штурманы — Ваминский, Сур-
гучев, Островенко, Мохов сидят за столом,
вспоминая прошлое и думая о будущем.
Через пару месяцев самолеты повезут reo-
логов в горы, начнется ледовая разведка.
Большие дела предстоят этой весной. Ra-
минский хочет создать «Самолетторг», Сей-
час товары доставляются кочевникам на
нартах. Самолету легче обнаружить коче-

В этом году двоих из чукотского отря-
да, летчиков Жаминского и Островенко,
правительство наградило орденами за муже-
ственный труд. Это итог большого дела—
летного освоения Чукотки.

А. ШАРОВ.
Анадырь, март.

65 лет назад

27 марта 1872 года вышел из печати
первый русский перевод первого тома
«Папитала» Маркса. 27 марта нынешнего
года исполнилось 65 лет существования
бессмертного произведения Маркса на рус-
ском языке (см. «Правду»
27 марта 1937 года).

ВО ЕАН

И. Лежнев

В стиле Маркса, как в зеркале, отрази-
лась духовная индивидуальность гения,
Маркс был создателем не только марксиет-
ской теории, но и маркеистекого стиля, —
той жизненно-насущной и истинной теории
И того замечательно конкретного, револю-
пионного  материалистического стиля, В
духе’ которых воспитывались и ROCHE-
тываютея. уже несколько поколений
пролетариев во всем цивилизованном
мире. 3a девяносто лет, прошедших с
момента опубликования «Коммунистическо-
го манифеста», восприняли идеи марксиз-
ма, дрались под его знаменами во всех ча-
стях света сотни миллионов людей.

(Слова Маркса были миллиарды раз по-
вторены — в учебе, в схватках дискуссии,
в революционной борьбе—е радостью по-
знания истины, с гневом против врагов, с
энтузиазмом сознательных бойцов. Харак-
терные для Маркса обороты речи, приемы
полемики, метафоры вошли в плоть и кровь.
марксистов, насытили речевой поток на-
шего времени.

Маркс в своих оценках писателей не от-
рывал стиля слов от стиля мысли.

В письме к Швейцеру о «Философии ни-
щеты» Прудона он писал: «Стиль часто
становится таким, какой Французы назы-
parr атрошб (надутый). Претенциозная
«спекулятивная» галиматья, выдаваемая за
немецкую философию, выступает на сцену
повсюду, где ему нехватает талльской остро-
ты ума. У читателя так и жужжит в ушах
этот тон паяца и фанфарона, это самохваль-
ство. скучная болтовня и вечное бахваль-
ство своей мнимой наукой... Прибавим к
этому неуклюжий и неприятный  пе-
лантизм самоучки... мелкобуржуазные в0з-
зрения, побуждающие его делать непри-
‘стойные и грубые, неостроумные, неглубо-
сие и даже несправедливые нападки на та-
‹ого человека, как Кабе, заслуживающего
уважения уже по своей практической роли
в среле а «Прудон... победил

азой французскую Фразу».
ета стиль Прудона дан в тес-
нейшей связи с интеллектуальным и м0-
ральным обликом этого человека, с ero MH-
ровоззрением.— и пред нами в полном
свете предстал краснобай, пустозвон, резк-

№ 85 от

`Прохождение книги через цензуру пар-

ской России отняло около двух недель.
8 апреля 1872 года в петербургских га-
зетах появились первые об`явления о рус-
ском издании «Капитала». Только 9 апре-
ля, ровно 65. лет назад, первые экземпля-
ры трехтысячного тиража поступили в

иле Маркса

ионный мелкий буржуа, который из стра-
ха перед революцией припадает к стопам
буржуазии. Тут тоже, как в кривом зер-
кале, отразилось и индивидуальное, и Ти-
пичное.

k * *

Молодой Марке выступил с боевым пам-
флетом против прусской цензуры, требо-
вавшей от авторов «скромности и серьезно-
сти». Он писал: «Скромность гениев ©осто-
ит вовсе не в том, в чем состоит язык обра-
зованных людей, не в отсутствии акцента
и диалекта, а, наоборот, в акценте, свой-
ственном предмету, и в диалекте, соответ-
ствующем сущности его».

В этих словах сказались две страсти,
с юных лет владевшие Марксом. Это была,
во-первых, страсть научного исследова-
ния, непреоборимое стремление к. истине,
отромное уважение к фактам, как они есть.
Маркс имел ухо, чуткое к голосу фактов.
Он хотел услышать звучание «предмета»
с теми ударениями и с той окраской звука,
какие действительно присущи этому «пред-
мету». Он хотел увидеть не обманчивую
поверхность явления, не одни лишь внеш-
ние покровы его, а его сущность, его глу-
бинную суть. Вее проверить, проанализи-
ровать, явить перед судом ума и подверг-
нуть истинной критике — вот к чему стре-
мился Маркс. И вторая страсть, владевшая
Марксом, была страсть борца, ополчивше-
гося против неправды жизни, эксплоатации
и порабощения человека человеком.

Революционная теория и революционная
практика были для Маркса неотрывны: одна
от другой. Об’ективность исследователя и
суб’ективность борца взаимно дополняли
друг друга. В Марксе соединились великий
мыслитель и великий трибун. Это единство

двух могущественных влечений и составля-

ет главную, замечательную особенность

облика Маркса и его стиля.

Здесь стоит вспомнить для иллюстрации
цитированные Лениным мемуары англий-
ского реформиста Гайндмана о его вотре-
чах с Марксом.

«Контраст был поразительный  ме-
жду его манерой говорить, когда его...
глубоко волновал гнев, и всем его обличь-

>

борный домик и даже металлическую радио-

вье, опуститься, продать товары и улететь. .

Шота Руставели.

‘Новый портрет для

юбилейного издания поэмы «Витязь в тигровой

шкуре» работы художника Ираклия Тоидзе.

ПАМЯТИ
Н. А. ОСТРОВСКОГО

КИЕВ, 8 апреля. (Корр. «Правды»).
Президиум ЦИК и Совнарком УССР поста-
новили установить в этом году бюст писа-
теля-орденоноспа Н. А. Островекого на его
родине — в Шепетовке. Учительскому ин-
ституту в Виннице присваивается имя
Н. А. Островекого. Киевскому горсовету
предложено присвоить имя писателя одной
из улиц украинской столицы. В Киевском
государственном университете учреждены
три персональных стинендии им. Остров-
ского для лучших студентов литературного
факультета.

—о—

КОЛЛЕКТИВ ЗАВОДА

СОЗДАЕТ СВОЮ ПЕСНЮ

КИЕВ, 8 апреля. (Корр. «Правды». Ра-
бочие Киевского Краснознаменного завода
предложили к 20-летию Велнкой проле-
тарской революции: создать свою заволокую
песню. Песня должна отобразить героиче.
ские бои рабочих завода за влаеть советов
на Украине, нынешнюю счастливую жизнь
и готовность в любую минуту защищать
завоевания- Октября.

`В созданию песни привлечены рабо-
чие — непосредственные участники арее-
нальских восстаний в Кпеве. Заводские
поэты — тов. Рыженков, мастер тов. Шу-
мов, слесарь-стахановец тов. Ворсовский,
инженер тов. Левицкий, рабочий тов. Бы-
ховец и другие —— уже работают над со-
зданием песни. В редакцию заводской га-
зеты начали чоступать первые тексты.
Музыку к чесне пишут талантливые музы-
канты завода тт. Масленников’ инженер
Арцышевский и другие участники  завод-
ского симфонического ансамбля и заводской

ШЕЛКОВОДСТВО
‚ В БАШКИРИИ

УФА, 8 апреля. (Корр. «Правды»). С
каждым годом все больше развивается. шел-
ководство в колхозах Башкирии. B npom-
лом году в 13 районах республики шелко-
BOACTBOM занимались 85 колхозов, а в этом
году им будут заниматься уже 190 кол-
хозов в 31 районе. Большое внимание уде-
ляется созданию кормовой базы для туто-
вого шелкопряда. Семенами шелковиды за-
севается 100 гектаров. Под посадку шел-
ковицы отводится 500 гектаров. Саженцы
будут завезены из’ Средней Азии и с Кав-
каза.

—о-—

КОЛХОЗНЫЕ.
РОДИЛЬНЫЕ ДОМА

КИРОВ, 8 апреля. (Корр. «Правды»). В
Кировской облаети за последний год колу
хозами построен. 7 [ родильный дом на 313
коек. Кроме того, открыто 12.0 акушерских
пунктов, оказывающих помощь  беремен-
ным на лому. В этом году заканчивается

строительство 50 родильных домов на 150.

коек и намечено ‘построить еще 74 на
222 койки.
Что представляет собой  колхозный ро-

дильный лом? В селе  Всехевятеком, Бело-
холуницкого‘ района, он занимает двухэтаж-
Hoe здание из 4 комнат. В нем имеетея
изолятор для прибывающих рожениц, ро-
дильная и детекая палаты, квартира для
акушерки. В первом кзартале 1937- года
этот ролильный дом принял 21 роженицу.
—_O——

ЦИНКОВЫЕ БЕЛИЛА МЗ ОТХОДОВ

СТАЛИНО, $ апреля. (Корр. «Правды»).
Зонстантиновский завод «Укрцинк»’ освоил
производство цинковых белил из отходов.
Их на заводе имеются большие запасы —
около 90 тысяч тонн, Правительство от-
пубтило «Укрцанку» 2 миллиона рублей
на постройку цеха по переработке цинко-
вых отходов.

a eee ee ee eR МЕТРЕ ЕЕ rae

ем, когда-он излагал свои взгляды на эко-   де, безо всякой мистики ‘и безо вся-
номические события... Без всякого замет-   ких ‘прикрас.

ного усилия он переходил от роли’ пророка

— Могущественная струя обличения и

и могучего трибуна к роли спокойного   критики.

философа...

«...0н соединял в себе, в своем характеё-
ре, в своей фигуре—с его внушительным

— Любовь к исторически-конкретному.
— Постоянное  поворачивание теории
лицом к ‘остро-злободневной боевой поли-

лбом, большими навислыми бровями, пыл-   ТЯЧеекой практике.

кими, сверкающими глазами, широким чув-

ственным носом и подвижным ртом, с ли-  ‘переходы от тона об’ективного к тону суб-

Е Чередование анализа. с полемикой,

цом, обросшим со всех сторон лохматыми   октивной страсти — при общей идейной
волосами, — праведный гнев великих про-   направленности того и другого к единой
роков... и холодный аналитический ум Спи-   цели,

нозы... беспощадный полемиет и неистовый

враг капитала и капиталистов был на са-  ма. воодушевления,

— Богатство. интонаций гнева, сарказ-
остроумия, полное

MOM деле самым глубоким мыелителем на-   звучание всей таммы чувств. А наряду с

шей эпохи».
 *& *

«Коммунистический манифест», «Восем-
надцатое брюмера Луи Бонапарта»,
предисловий, статей и писем Маркса
являются классическими образцами миро-
вой политической литературы. Глубина
анализа, смелость и новизна идей соедини-
лись здесь с огненной
страстью, публицистическим блеском, осле-
цительно яркой образностью и выразитель-
ностью слова. Покоряющая сила этих до-
кументов такова,  что они врезаются в па-
мять, как событие, непосредственно пере-

революционной   ТУЧШе. веего

этим — тернеливый анализ и терпеливое
раз’яснение.

— Забота о наибольшей доходчивости,

ряд понятности написанного, сказанного.

— Большая простота, отвращение к ну-
стозвонной фразе, к внешней красивости.

— Скупость речи, чувство меры.

°— Диалектическое строение, о котором
сказать словами самого
Маркса: «Истинное исследование — это
развернутая истина, раз’единенные члены
которой соединяются в результате».

< «<

Литературный стиль Маркса менялся с

житое в минуты высшего напряжения ду-   годами. В ранних работах было несравнен-

шевных сил. Недаром эти документы послу-   но

больше юношеской

импульсивности,

жили образцом для революционных прокла-   своеобразной задорной красочности языка,

маций и речей.

но’вместе с тем больше и отвлеченности.

Великий вождь пролетариата в своих Эволюция марксова стиля — это путь к

работах и особенно в «Капитале» нарушил,   большей
«лучшие традиции» бур-   кретности.

можно сказать,
жуазного профессорского добронравия. Он
не только. отказался: от лицемерно-нейтраль-

Horo и постно-об’ективистекого тона изло-   Дают, как кажется, исчерпывающую харак-
жения, но и зло высмеял его и в тексте   теристику философских мистификаций и
и в примечаниях — с той плебейской пря-   изложение материалистического понимания
MOTOH и издевательекой откровенностью,   истории. Но в этих трудах, при всем их
которые уже никак не терпимы в «хорошем блеске, недостаточно еще конкретно раз-
обывателей.   работаны вонросы экономической истории.

обществе» посредственных
Маркс заявил, что коммунисты считают

излишним скрывать свои взгляды и намере-   Чертах набрасывает контуры будущей мо-
ния. Он первый установил закономерность   нументальной картины. Многие вопросы
исторического развития классовой борьбы.   Уже поставлены в единственно правиль-
борьба неизбежно ной форме, иные из них уже получают

Он открыл, что классовая
должна-нривести к диктатуре пролетарната.

Вот некоторые черты  маркенстекого
стиля:

— Глубокая убежденность и убедитель-
ность революционного призыва.

стилевой самобытности и кок-
«Критика Философии права Гегеля»,
«Святое семейство», «Немецкая идеология»

Молодой гений смелой рукой, в крупных

разрешение, пусть подчас еще отвлечен-
ное, многие важные мысли! законспектиро-
ваны, некоторые‘ образы запечатлены
окончательно. То была замечательная пора
молодых предвосхищений,

«Немецкой идеологии» читаем: «Co-

— Материалистическая любовь к прав- знание (das Везиззеш) никогда не мо-

ро взаимозаменяемости» должно

Сначала немного истории. Все шло тихо
и глалко на московеком заводе «Калибр».
Коллектив завода выполнял план. Стаха-
новцы ставили рекорды. Вонструктора AY-
мали о новых видах калибров. Одним сло-
вом, на заводе были ‘советские будни.

Но вот в начале 1935 года приказом
Наркомтяжирома при заводе «Калибр» было
организовано «бюро взаимозаменяемости».
В залачу бюро входила разработка всесоюз-
ных стандартов и технических условий для
контрольно-мерительных инструментов.

Бюро имело самостоятельную смету В
9 миллиона рублей. Такова история.

Теперь перейдем к современности.

Руководители «бюро взаимозаменяемо-
сти» и работники завода «Валибр», начи-
ная с бывшего директора Гроздева и кон-
чая начальниками цехов, учуяли в новом
бюро место, где нетрудно поживиться.
Заводские инженеры стали работать в бюро
«по совместительству», ‘получая дополни-
тельную ставку. Бюро стало давать заказы
в частном порядке заводским работникам.
Оплата при этом была достаточно высокая.
Свою основную работу инженеры завода
начали отодвигать, переключаясь на част-

ную, свой рабочие часы стали тратить на

изготовление заказов бюро.

Согласно приказу Наркомтяжнрома «бю-
было поль-
зоваться всеми услугами завода «Калибр».
Поэтому приказом «Главетанкоинструмента»
на бывшего директора завода Гроздева было

возложено руководство бюро, а его замести-

тель Никольский одновременно являлся и

заместителем заведующего‘ «бюро взаимоза-

меняемости».

А вышло так. Гроздев (ныне заместитель
начальника` «Главетанконнструмента») пре-
жле всего из денег бюро взял для завода
100 тысяч рублей. Эти деньги позволили
ему обходить все существующие постано-
вления о заработной плате. Заместитель ди-
ректора член партии Никольский получал
оклад в 1.500 рублей, за счет «бюро взаимо-
заменяемости» ему добавили еще 500 руб-

лей. Главному бухгалтеру завода ЛушНи-!

кову был установлен дополнительный оклад
в 150 рублей, заведующему отделом кадров
завола Веселову—200 рублей в месяц, от-
ветственному работнику Мартыненко —
200 рублей, главному юристу завода Мит-
рошенко—200 рублей, экспелитору Леви-
ной— 110 рублей,  делопроизводителям и
архивариусам прибавили по 60 рублей.

Заместитель заведующего отделом кадров
член парткома Шелаев, а вслед за ним две“
учетных работницы отдела кадров Понома-
рева и Луфьева подали заявления в расце-
ночно-конфликтную комиссию: они тоже
просят повышения окладов. Расценочно-
конфликтная комиссия, исходя из того, что
следует чутко относиться к людям, пред-
ложила повысить жалобщикам оклады за
счет... «бюро взаимозаменяемости». Заме-
стителю директора ‘можно, — почему же
учетным работницам нельзя?! р

Заводские работники оставили заботы о
своем плане и перешли на изготовление за-
казов бюро. Начальник конструкторского
бюро завода Тархов за работу, вынолнен-
ную по договору с бюро, ‘получил 4.217
рублей: Начальник бюро методов измерений
ПКоченов — 6.600 рублей.  Начальчие
бюро стандартизации Михайлов получил
1.000 рублей. Начальник цеха валибров
завода член партии Юрков-—2.900 рублей
(по частному договору этот начальник при-

$3 (7064;

wa

ЧАСТНИКИ
НА ЗАВОДЕ «КАЛИ»

влек к изготовлению заказа своих сотруд-
ников Юхова, Васильева и Жукова). Инже-
нер-конструктор завода Этингер по частно-
му договору получил 7.500 рублей. Кон-
структор завода

нолог член партии Черемухин— 1.057 руб-
лей, заместитель начальника научно-техни-
ческого отдела завода Гильберниейн— 800

рублей. контролер отдела техзического кон-
троля Шишкин— 1.362 рубля, конструктор
завода Гвоздев-—900 рублей, конструктор

Овчаренко—1.550 рублей, конструктор Ода-

ренко—850 рублей, заведующий бюро тех- ‹

нологических разработок завода Дворец-
кий—4.650 рублей.

Вслед за конструкторами и инженерами
в- частные договоры были втянуты и на-
чальники цехов. Начальник кузнечного це-
ха Мухер получил от «бюро взаимозаме-
няемоети» за выполненную по договору ра-
боту 9.200 рублей.

Как-то заводу «Пневматика» потребова-
дись штампы и поковки. Обратились за по-
мощью к заводу «Калибр». Учитывая, что
кузнечный цех не загружен, ‘ дирекция
«Калибра» заключает договор © заводом
«Пневматика» и требует 23.000 руб. за
изготовление штампов и поковок.

Вместо того, чтобы отдать распоряжение
начальнику кузнечного цеха Мухеру изго-
товить поковки и штампы, директор заво-
да заключает с ним почему-то частный до-
товор, ‘по которому лично Мухер получил
10.000 рублей, а мастера и рабочие 7.000

700 инженеров, конструкторов, началь-
ников цехов и мастеров «Ёалибра» в 1936
году работали по частным договорам © Ha-
чальником  научно-технического = отдела
«бюро взаимозаменяемости»  Городецким.
Десятая часть работников завода работала
на сторону, или, как это там называют,
«налево».

На «Калибре» расцвели рвачество, Cce-
мейственность, круговая порука. Один
другому давал «подрабатывать», и все друг
друга покрывали:

4 декабря 1936 года; вопрос о рвачества,
частных заказах обсуждался на собрании
партийной группы научно-лехнического от-
дела завода. Комиссия тщательнопрасследо-
вала все факты ‘и подтвердила их. 26: марта
1937 года партком завода «Ёалибр», На-
конец, рассмотрел дело и признал, что мно-
тие инженеры превратились в частных: под-
рядчиков, что они выполняли частные за-
казы в рабочее время, получив за это
213.000 рублей.

Логически— вслед за установлением этих
фактов должны были последовать соответ
ствующие, выводы. Однако партком отде-
лалея лишь общими фразами. о том, 410
дирекция завода должна немедленно разря-
дить нездоровую атмосферу, & завком—ре-
пгительно улучшить руководство... Члены
партии не понесли взыскания. Секретарь
парткома Смольников в своем отчете на,
выборном собрании даже не рассказал о
фактах разложения в заводском коллекти-
Be,

Секретарь парткома’ тов. Смольников и
директор завода тов. Степанов уверенно
заявляют:

— Имейте в виду, у нас не одно и то
же, что на ‘заводе им. Орджоникидзе— там
была частная лавочка...

Как же в таком случае назвать то, что
происходит на заводе «Калибр»?!

А. САМОЙЛОВ.

На дороге Волочаевка—Комсомольск

ХАБАРОВСК, 8 апреля. (Hopp. «Прав-
лы»). 26. ноября прошлого года в Комсо-
мольск-на-Амуре пришел первый поезд из
Хабаровска. С этого лня на новой линии
Волочаевка — Комсомольск началось pery-
лярное движение поездов. Без перерыва
движения на дороге проходили строитель-
ные работы. Возводились станционные и

жет быть чем-либо иным, как сознанным
бытием (аз Беунз%&е Sein), а бытие лю-
дей есть реальный пронесс их жизни. Ес-
ли во всякой идеологии люди и их отноше-
ния кажутся поставленными на голову,
словно в камере-обскуре, то и это явление
точно так же проистекает из историческо-
го процесса их ‘жизни, подобно тому как
обратное изображение предметов на сет-
чатке проистекает из’ непосредственно. фи-
зического процесса их жизни». :

`В этих строках с замечательной образ-
ностью высказана та мыель, что «уметвен-
ный глаз» человека (обыденное сознание)
в условиях определенного общественного
бытия естественно и стихийно дает обрат-
ное изображение. В чем же загадка ието-
рического процесса, который формирует. та-
кой своеобразно опрокидывающий зритель-
ный аппарат?

Предпринятый Марксом анализ гегелев-
ской «Философии права» обнаружил, что
институты права служат Гегелю лишь
иллюстрацией к абстрактным положениям
логики. что право, государство, граждан-
ское общество становятея у него лить
прикладной ` логикой. «Вместо понятия
устройства, — пишет Маркс,—мы получа-
ем устройство понятия». «Не логика дела,
а дело логики является философским м0-
ментом». «Гегель дает своей логике поли-
тическое тело, но он не дает нам логики
политического тела». И Маркс приходит к
выводу, ЧТО «анатомию гражданского об-

щества надо искать в политической эко-
номии».

Ответить на мучившие Маркса вопросы
значило дать исчерпывающий анализ бур-
жуазного общества и его движущих сил.
В окончательно развернутом виде это ги-

гантское залание и было выполнено в «Ка-
питале».

Именно в «Капитале» Маркс описал ми-
стический характер товара и раскрыл тай-
ну товарного фетишизма. Маркс дает са-
мый воздух буржуазного общества, атмо-
сферу, в которой движетея буржуазное со-
знание. Отражение процесса ‘жизни. полу-
чается перевернутым не потому, что оно
нарочито мистифипировано каким-то злым
духом. Человек, захваченный отношениями
товарного производства, видит преломлен-
ный свет, пропущенный сквозь призму
товара, но так как отродясь другого света
не видел, то принимает его за подлинный
и верит в него и выдает свое особенное за
всеобщее, вое временное—за вечное. Он

жилые здания, сооружения для водоснабже-
ния и т. Л.

За четыре месяца пассажирские поезда,
курсирующие сейчас через день, перевезли
2014 тысяч пассажиров. Осенью этого ‘года
дорога Волочаевка — Комсомольск будет
окончательно сдана в эксплоатацию.

Е 9

принюхался к своему воздуху, — другого н
вообразить не может. И Маркс добавляет:
«...определенное общественное отношение
самих людей... принимает в их глазах фан-
тастическую форму отношения между Be-
щами».

В Ш томе «Капитала» подвергается
анализу триединая формула буржуазной
политэкономии: капитал процент,  3ем-
ля земельная рента, . труд— заработная
плата. «...В этом экономическом триедин-
стве, — пишет Маркс, —:.. оказывается за-
вершенной мистификация капиталистиче-
ского способа производства, овеществление
общественных отношений, непосредствен-
ное сращение материальных отношений
производства с их исторически-обществен-
ной формой: завороженный, искаженный и
на голову поставленный мир, в котором
monsieur le Capital mw madame la Terre как
сопиальные характеры и в то же время
непосредственно как просто веши соверша-
ют свой шабаш».

Если мы от этого анализа вернемся к
ранним работам Маркса, от разоблачения
мистификаций буржуазной политэкономии
к разоблачениям мистификаций идеалисти-
ческой философии, то убедимся, что дело
идет—в крупном плане—0б одном и то
же исследовании. Мы увидим, что в фило-
софской основе буржуазной политэкономии
лежит идеалистическое понимание мира, &
в основе идеализма лежат капиталиетиче-
ские отношения производства, как их пони-
мает буржуазная политэкономия.

Мы убедимся, что идеалистическая фи-
лософия, как и буржуазная  политэконо-
мия являются отличными друг от друга
только по специальности, но внутрение
глубоко родственными формами идеологии
господствующих классов.

Так подвигом жизни Маркса явилось
великое исследование —т0- самое истинное
исследование, которое он еще в юности
понимал как развернутую истину, «раз-
единенные члены которой соединяются в
результате».

В этой структурной особенности трудов
Маркса, в их диалектическом строенни 34-
ключается одно из самых ярких и замеча-
тельных свойств маркеова стиля.

Мы можем с гордостью сказать о рабо-
тах Ленина и Сталина, что им присуща эта
структурная особенность марксова стиля
что в другую эпоху и в новых условиях они

развилн дальше идеи. и стиль Маркса и 099-
гатили их.

Старостенко— 2.400 руб-
лей, инженер Покрас—1.300 рублей, тех-