М =

уе
1 ty
В Oki
{pipe
Teng
late.
ны
WBE,
Перт
У,
Ва
IBA pie
УЗ
Iai, ¢
  Reng

Кут
[Де
РТ
бодения
з

1 omy
se? Wy

КОВ.

11 АПРЕЛЯ 1937 Г., № 100 (7066)

Поошряют
брак

ВИННИЦКАЯ ОБЛАСТЬ

ВИННИЦА, 10 апреля. (Корр. «Прав-
ды»). В прошлом году областные органи-
зации всячески оттягивали начало масео-
вой копки сахарной свеклы, ожидая, что
свекла еще подрастет. Это, как известно.
дало обратный результат: из-за поздней
уборки область потеряла не менее 30—35
центнеров свеклы с гектара.

Мало этого, затянув уборку, колхозы и
вовхозы-не могли как следует подготовить-
ся к весеннему селу. Колхозные лошади
всю зиму были заняты перевозками свек-
лы. Поэтому колхозы не вывезли во-время
навоз на поля, минеральные удобрения со
станций и, наконец, семена.

В большинстве районов упустили  доро-
тое время и начали сев с запозданием.

Темпы сева по всей области явно неудо-
влетворительны. В 1936 г. сев ранних ко-
лосовых к 1 апреля был уже закончен, а
в нынешнем году к этому времени выпол-
нено только 40 проц. плана.

Большую тревогу вызывают  многочис-
ленные сигналы о крайне низком каче-
стве весенних полевых работ. Как это ни
странно, зачастую руководящие партий-

“ ные работники являются пособниками и

даже организаторами грубейших наруше-
ний агротехники. 0с0бо показательно пове-
дение секретаря — Могилев - Подольского
окружного комитета №1 (б)У тов. Горяного.
На-лнях тов. Горяной послал на места от
имени Могилев-Подольского окружного ко-
унтета партии такую сугубо агротехниче-
скую директиву: «В связи с тем, что па-
хота плугами высушивает почву, органи-
зуйте пахоту бурячищ конными лущиль-
никами на тракторной тяге без отвалов,

‚ обеспечив глубину в 16—18 сантиметров».

Тов. Горяной послал свою директиву че-
рез голову окружного земельного отдела.
неспроста. Могилев-Подольский окружной
земельный отдел был против этой директи-
вы, считая ее вредной, безграмотной. На-
прасно старший агроном земельного отде-
ла тов. Скиданов доказывал, что бурячища
сильно засорены ботвой, что верхний слой
почвы на них бесструктурен. Нужно, ут-
верждал он, глубоко вспахать бурячища,
чтобы добиться ча них урожая, a лущиль-
никами, да еще без отвалов, венахать зем-
лю на глубину 18 сантиметров невозможно.

Секретарь Старо-Синявского комитета
партии тов. Политкаченко и председатель
районного исполнительного комитета тов.
Полуянов внушают колхозам, что из-за
рельефа почвы якобы нельзя пустить сеял-
кии надо сеять вручную.

Г. ОКУЛОВ.
—o—

СОРЕВНОВАНИЕ

ЗА ВЫСОКИЙ УРОЖАЙ

КУКУРУЗЫ
ДНЕПРОПЕТРОВСК, 10 апреля. (Корр.

«Правды»). 9 апреля в областной газете

оса

POC

ocsoit
добнот
1 Meth
» Taft:
ПИ
белила
тов. Bes
особа

УЧИ
  ПЛАЛЬ
Basar
a, Op
травами
pon
ps

(path
rail Bis
asd

Уно

‚ ел
gi
b
рии
on
p
a
у cay

«Зоря» опубликовано письмо мастеров вы-
соких урожаев кувурузы, предложивших
организовать областное соревнование за вы-
совий урожай.

В прошлом году область собрала средний
урожай кукурузы в 17,8 центнера с гек-
тара, а отдельные колхозы собрали по
25—21 центнеров с гектара.

Некоторые колхозники - стахановцы до-
бились на своих участках рекордного уро-
жая. Звеньевой артели имени Хатаевича,
Пятихатского района, колхозник ФЛомоное
собрал в прошлом году ¢ каждого гектара
своего участка но 114 центнеров 48 кило-
траммов кукурузы в початках (в чистом зер-
не’ вышло по 84 центнера). В нынешнем
тоду тов. Ломонос обязался на участке в
5 гектаров собрать по 200. центнеров куку-
рузы е гектара. Остальные колхозники-ста-

хановцы, подписавшие вместе с Ломоносом  :

письмо, обязались снять в этом году с каж-
тото гектара своих учаетков по 120 левт-
Нелов кукурузы.

ПРА

РТ г. Е

AS.

ТРАКТОРЫ ПРОСТАИВАЮТ  Полсзащитные

КИЕВСКАЯ
КИЕВ, 10 апреля. (Kopp. «Правды»).
Дело было в Васильковском районе. Гро-

мыхая стальными гусеницами, огромный
«Челябинец» совершал длинный путь с по-
ля на усадьбу машинно-тракторной  стан-
ции. Он ехал..: заправляться горючим.

В этом анекдотическом случае, как в фо-
кусе\ отражены вопиющие недостатки в
организации работы тракторного парка
Киевской области. Выразить их можно 01-
ним словом: бескультурье. Бескультурье
во всем: в подготовке тракторов к выходу в
поле, в техническом обслуживании машин,
в политическом и материально-бытовом об-
служивании трактористов...

Мы побывали в пяти районах  обла-
сти Васильковском, Белоперковском, -Ве-
лико-Половенком, Сквирском и Гребенков-
ском. Везде одна и та же картина. Трак-
торный парк больше бездействует, чем ра-
ботает. Часть тракторов до сих пор еще
не отремонтирована. В восьми машинно-
тракторных станциях мы видели по 4—10
тракторов, стоящих в мастерских.

Ремонт произведен небрежно: красноре-
чивей всякого акта об этом свидетельству-
ют застрявшие на пути,к полю «отремон-
тированные» тракторы. Ни в одной из де-
сятков посещенных нами тракторных бригад
мы не застали всех травлорев на-хо-
ду. То одна машина выбыла из строя, то
две. Нервничают трактористы, опечалены
колхозные бригадиры, председатели колхо-
зов. В Васильковекой машинно-тракторной
станции работала только половина трак-
торного парка, да и то тракторы не выпол-
няли норм. В Белоцерковской — из 77
машин работали 46.

Чаще всего тракторы простаивают из-за
пустяков. Будь в тракторной бригаде
инструмент, будь здесь же или поблизости
самые необходимые запасные части, выбыв-
ший из строя трактор можно было бы
исправить очень быстро. Но, словно: наме-
ренно, все устроено так, чтобы работа шла
похуже: За любой деталью тракторист дол-
жен пройти пешком несколько километров
до центральной усадьбы. Передвижных по-

щ——————————_— Ц щщ—Щ—

ОБЛАСТЬ

ходных мастерских мы нигде не встречали.
На поле в тракторных бригадах нет даже
самого необходимого инструмента: насоса,
шприца, леек, ключей, ведра. Одно ведро
на 3—4 машины. Одна лейка на пелую
бригаду. Эта же лейка служит и для масла,
и для бензина. Один ключ на 3—4 трак-
тора. А бывает, что и ключа в бригаде не
найдете. Нетрудно себе’ представить на-
строение трактористов-стахановцев, кото-
рые рвутся к работе.

Трактористы, решающие
них полевых работ, забыты. Никто не
заботится об удовлетворении самых aJe-
ментарных нужд трактористов, не обслужи-
вает их. Озерянская МТС лолжна тракто-
ристам 17.000 рублей за 1936 год. Почти
во всех МТС и мастерских рабочие\ жа-
луютея на то, что они еще до сих пор не
получили заработной платы за первую по-
ловину марта.

_ В будках трактористов тесно, сыро, хо-
лодно. Во многих бригадах негде погреться,
нет топки, кипяченой воды, медикаментов;
не доставляют махорки, книг, газет. Среди
трактористов не проводят политической
работы. Заместители директоров МТС по.
политчасти все еще отсиживаются в дирек-
ции, изучают. людей по анкётам, дубли-
руют директоров.

районные. партийные организации?
Секретарь Васильковского районного коми-
тета партии тов. Козова удивилась, когда
мы спросили ее о ходе сева в районе.

— Раньше, говорила она; меня на-
зывали старшим агрономом райкома на-
столько детально я вникала в сельскохо-
зяйственное производство. Теперь я пере-
строилась. Я думала, что вы меня спроси-
те о критике и самокритике, о внутрипар-
тийной демократии. Я могу показать вам
план наших заседаний, совещаний, занятий
и собраний на каждый день. А о ходе сева
точно не скажу...

Так говорил руководитель партийной
организации района, где на 5 апреля бы-
ло выполнено 38 проц. плана сева ранних
ROJOCOBEIX. Е. ФОМЕНКО.

судьбу весен-

о

Старший механик Вегеровской МТС, Одесской области, орденоносец Г. И.
Дымов (справа) инструктирует бригадира по ремонту сельскохозяйственных

машин С. И. Дмитриева.

Фото Н. Колли.

ПОЛОСЫ

ВОРОНЕЖ, 10 апреля. (ТАСб). В Михай-
ловском, Павловском, Алексеевском и др.
районах колхозы начали посадку полеза-
щитных полос. Ныненней весной в 33 юж-
ных и юго-восточных засушливых районах
колхозы создадут 5 тыс. гектаров лесных
полос. В прошлом году защитчыми полосами
в области было охвачено 265 тыс. гекта-
ров пашни. В текущем году эта площаль
улваивается.

В Михайловском районе колхозы, обелу-
живаемые Митрофановской машинно-трак-
торной станцией, заканчивают посадку на
29 тектарах изреженных ‘полезащитных по-
лос. 700 гектаров лесных полос опоясали
земли всех колхозов, обслуживаемых этой
станцией. На’ полосах, заложенных в
1934 г. в колхозе «Путь Ленина», деревья
достигли сейчас 2.5 метра высоты. Зимой
они способствовали увеличению снежного
покрова.

Павловские колхозы-—им, Сталина, «ХУП
партс’езд» и др. успешно сочетают заклад-
ку лесных полос с севом в. междуряльях
бахчевых культур. Благодаря этому, в про-
шлом году колхозы полностью возместили
стоимость посадок. В stom тоду опыт па-
вловских колхозов внедряется во всех юго-
восточных районах. ~

За зиму в районах подготовлено 450 кол-
хозных бригадиров по лесопосадкам.

—о—

КОЛХОЗЫ АЗОВО-ЧЕРНОМОРЬЯ:

КУПИЛИ 1.460 АВТОМАШИН

РОСТОВ-на-ДОНУ, 10 апреля. (ТАСС).
Подведены итоги зимних покупок 1936—
1937 г., произведенных колхозниками и кол-
хозами края за счет продажи излишков хле-
ба. Приобретено 1.460 грузовых автомашин,
23.000 велосипедов, 59 духовых оркестров,
около 10.000 никелированных кроватей ан-
глийского образца.

Общая стоимость покупок по краю соста-
вляет около 60 млн рублей.

—e

135 СЕЛЬСКИХ
МАГАЗИНОВ

И РЕСТОРАНОВ

ХАРЬКОВ, 10 апреля. (ТАСС). В район-
ных центрах и селах Харьковской области
в Этом году открываются 135 образцовых
магазинов и ресторанов городского типа,

Универсальные магазины в селах будут
торговать мануфактурой, готовой одеждой,
обувью, мебелью и товарами домашнего оби-
хода. Такие магазины будут открыты в 65
селах. Оборот каждого универмага составит
около 50—60 тысяч рублей в месяц.

В лвадцати пунктах области открывают-*

ся рестораны городского типа. Некоторые
из них уже работают.

_ ИБРАГИМ РАХМАТОВ

ЗАКОНЧИЛ СЕВ ХЛОПКА

НАМАНГАН, 10 апреля. (ТАСС). Бригада
Ибрагима Рахматова — инициатора движе-
ния за 100 центн. хлопка © гектара — за-
кончила 8 апреля сев хлопчатника. Перед
севом участок был трижды  вспахан под
зябь и четыре раза — весной. В почву вне-
сено 1.250 килограммов минеральных удо-
брений, 125 арб навоза и 800 арб ила.

На отдельных участках бригалы уже по-
явились первые всходы.

ЕЕ

КОК-САГЫЗ
В КУЙБЫШЕВСКОЙ

ОБЛАСТИ

КУЙБЫШЕВ, 10 апреля. (Корр. «Прав-
ды»). Осенью минувшего года в колхозах
Куйбышевской области на площади в 150
гектаров впервые был проведен посев кау-
чуконосного растения — кок-сагыза. Сей-
час на полях появились первые всходы.

В этом году намечено расширить пло-
щадь посевов кок-сагыза в области до
1.000 гектаров. В колхозах, где имеются
посевы кок-сагыза, созданы постоянные
звенья для ухода за этой культурой.

м. Цагурия

НОВЫЕ.

НОРМЫ

СТАЛИ СТАРЫМИ

увеличила 0б’ем производства на 33,1

\ прод. Производительность труда поднялась
0 за последний год на 26,1
  подем производительности труда привел к
‘  резкому повышению заработной платы.

проп. Такой

По
сравнению с 1935 г. заработок рабочих

повысился на 23,2 проц., а инженерно-
(7 технических работников — на 17,5 прон.
ий Высокий темп роста заработной платы в

первом стахановском году — прямой ре-

fy
, \( зультат значительного перевыполнения HO-

„ №5 вых технических норм.

a
qq

yes”

6 1”
an
7 i

‚Дор

no

go

gh! и

в!

y oft
gost

i
ae

ed
sr

И ad

Нынешние технические нормы перекры-
ваются рабочими тяжелой промышленности
‚в срелнем почти на треть. & концу 1936
 тода количество рабочих, не выполняющих
‘норм, составляло лишь 15,7 проц. Про-
‘Цент же рабочих, перевыполнивших норму

в полтора и два раза, поднялся’.с 13,8 в
‚И мае до 18,7 в декабре,
„1 нивших норму больше чем вдвое, в мае бы-
‘1120 4,7 проц. общего числа сдельщиков, а В
ний хекабре — уже 7 прон.

Рабочих, выпол-

В каменноугольной промышленности в

if и
декабре 1936 года сдельщики перевыпол-

няли нормы в среднем на 26,7 проц., в чер-
„ной металлургии—на 33,2 проц., в маши-
„Ностроении — на 36,7 проп., в основной

Химии — на 28,3 проц.

В металлургии нормы перекрываются’ не
‚от случая к случаю и не отдельными ста-
„хановцами, а -пелыми заводами и печами

` на протяжении. долгого времени. На Мариу-

‚ польском заводе им. Ильича, например, при
«нынешней технической норме с‘ема стали
‚В 1,43 тонны в 1936 году и в первые ме-
“CHIBI текущего года снимали 9 и более

1 7 тонн.

Такие же процессы происходят и на ме-
„деплавильных заводах. Технические нор-
‚мы извлечения меди при обогащении
‘перевышолняются в 1937 году обогатитель-

В 1936 году тяжелая промышленность   ными фабриками Ерасноуральского, Пыш-

минского, Кировоградекого и Карабалиского
заводов. Ватержакетными печами также
перевыполняются технические нормы по
проплаву твердой шихты.

Жаменноугольная  промыпгленность, В
недрах которой зародилось стахановское
движение, несколько хуже освоила нормы.
Почти 38 тысяч сдельщиков, или 16,5
проп., не выполнили нормы.

Сравнение двух трестов Донбаеса—«Ар-
темугля» и «Донбассантрацита» показы-
вает, что все дело в правильном организа-
ционном и техническом руководстве.
В тресте «Артемуголь» среднее выполне-
ние норм — 141 проп. Не выполнили здесь
нормы только 6,4 проц. рабочих. В тресте
же «Лонбассантрацит» среднее выполнение
нормы составило 118,9 проп., а ве выпол-
нили нормы 25 проц. рабочих.

Крупных успехов достигли бурильщики
в нефтяной промышленности. План прошлого
года намечал скорость эксплоатационного
бурения в 488 метров на станко-месяц;
нефтяники достигли в 1936 г. скорости
бурения в 605 метров. Но и эта скорость,
превышающая почти‘ в два раза уровень
предыдущего года, все же крайне незначи-
тельна, если сравнить ее с ‘блестящими
достижениями передовых - стахановцев-
бурильщиков. В 1936 году 33 скважины
закончили бурение со скоростью в 3 тыся-
чи и более метров на станко-месяп.

Жизнь вносит поправки в-нормы выработ-
ки, они быстро стареют. Новые нормы бы-
ли установлены лишь год назад, но теперь
они во многих отраслях уже стали тор-
м030м. дальнейшего повышения производи-
тельности труда и нуждаются в пересмотре.
\ Поэтому ЦИК и Совнарком Союза ССР
в постановлении от 29 марта «0 народно-
хозяйственном плане Союза ССР на 1937
тод» признали:

«В виду достигнутых уже успехов в
освоении новой техники и улучшения ор-
ганизации производства, что выражается
в значительном перевыполнении установ-
ленных ранее норм выработки, пересмо-
треть по отдельным отраслям промыпглен-
ности и по строительству нормы выработ-
ки в сторону их повышения».

Эта директива правительства должна
быть осуществлена с максимальной тща-
тельностью, Улучшение организации про-
изводства и развитие стахановского дви-
жения позволят резко поднять производи-
тельность труда. Пересмотр устаревших
норм должен сопровождаться улучшением
хозяйственного руководства на предприя-
THAX.

Пока пересмотр норм в тяжелой промыш-
ленности проходит недостаточно энергично.
Не везде к этому важному делу привлекают-
ся стахановцы, а они могли бы многое под-
сказать хозяйственникам. Местами устано-
вление норм и расценок доверяется второ-
степенным работникам. Эти недостатки надо
быстро устранить.

Есть еще немало предприятий, где из-за
плохого организационно-хозяйственного и
технического руководства стахановцы и
ударникн работают с0 значительными
перебоями. Это снижает продуктивность
их работы и уменьшает заработок. Из-за
неумелой, неряшливой подготовки рабочего
места рабочим приходится подолгу про-
стаивать. Зачастую их посылают на
повременную работу не по специальности.

Тов. Орджоникидзе на заседании Совета
при наркоме тяжелой промышленности 29
июня 1936 года говорил:

«Стахановское движение требует одно-
временного выполнения всех процессов,
связанных между собой. Если этого нет,
дело провалится или получится невероятное
затбваривание ‘незавершенным  производ-
ством. Если в машиностроении, например,
у вас одна деталь не следует за‘лругой,
если один рабочий будет вырабатыва%ь
огромное количество одних деталей, а дру-
гих деталей будет нехватать, у вае не по-
лучится никакого стахановского движения,
получится лишь нагромождение одних дета-
лей, отсутствие других, дело моментально
застопорится, и стахановское движение бу-
дет подбито».

Равномерное выполнение всех производ-
ственных процессов, связанных между со-
бой, гарантирует нормальные условия ра-
боты. Эти условия должны быть созданы,
тогда устанавливаемые ныне новые` нормы
будут быстро: освоены всей массой рабочих.

К концу 1936 года в тяжелой промыш-
ленности 900 тысяч производственных ра-
бочих еще оставалось на повременной опла-
те труда. Чтобы поднять производительность

и выполнение норм, необходимо  ши-
ре охватить производственных рабочих
поошрительной системой оплаты труда.

Заслуживает серьезного внимания и CH-
стема оплаты инженерно-технических ра-
ботников. Здесь наблюдается ряд извраще-
ний, влекущих перерасходы фондов ‘зарпла-
ты. Так, например, на Ворошиловградском
паровозостроительном заводе, не выполнив-
шем плана 1936 года, ухитрились в октябре
выдаль инженерно-техническому персоналу
505,9 тыс. руб. премий и сдельного прира-
ботка (при месячном окладе этих работни-
ков в 1.079 тые. рублей). Между тем
месячная программа выпуска продукции
была` в октябре выполнена лишь на 96,7
проц., а план производительности труда—
на 99.4 проц. В декабре завод выполнил
план по товарной продукции на 105,5
проц: и выдал более полумиллиона рублей в
виде премий и приработка. Ново-Краматор-
ский  машиностроительный завод имени
Сталина ни в октябре, ни в декабре плана
не выполнил. Между тем инженерно-тех-
нические работники завода в октябре по-
лучили премий и приработка 319,3 тыс.
рублей, а в декабре— 377,2 тыс. рублей.

Таких примеров немало. Многие пред-
приятия выплачивают значительные пре-
мии и приработки инженерно-техническому
персоналу без достаточных .оснований.
Неправильное же применение поошритель-
ной системы оплаты труда ослабляет борьбу
инженерно-технических работников за по-
вышение производительности.
их оплата должна находитьея в прямой
зависимости ‘от выполнения количествен-
ных и качественных показателей плана,
от роста производительности и освоения
норм выработки “рабочими.

Промышленные нормы устарели. Промы-

шленность вырабатывает сейчас новые нор-
мы и расценки и тем самым получает но-
вое средство повышения производительности

труда.

Между тем.

по русскому языку

(Читатели «Правды» о статье М. Алексинского)

Опубликованная в «Правде» в дискус-
сионном порядке  статья- заведующего
ленинградским городским отделом народного
образования тов. Алексинского (см. «Прав-
ду» от 11 марта с. г.) вызвала многочи-
сленные отклики. Отозвались ° не только
учителя, но и многие родители, научные
работники, студенты педагогических вузов.

1. Орфография,

проглотивишая ЯЗЫК

Основную причину слабой грамотности
учащихся тов. Алексинский видит в том,
что «учебные планы начальной школы
страдают совершенно ненужной многопрел-
метностью».

Так ли это?

«Разумно и методически правильно
поставленное преподавание географии,
историн, естествознания, — пишет пре-
подаватель русского языка тов. П. Ива-
ницкий (Москва), — не- может вредить
успехам языка. От «реформы», предла-
гаемой тов. Алексинским, система точ-
ных знаний по географии и истории
сильно пострадает, а выиграет ли при
этом русский язык — это еще вопрос».
Тов. Иваницкий, кстати, вспоминает, что.

еще в 1913 г. на всероссийском учитель-
ском с’езде лучшая, наиболее передовая
часть учительства настаивала именно на
ликвидации «беспредметности» и на введе-
нии вышеупомянутых дисциплин в про-
граммы младших классов.

С тов. Иваницким перекликаются и дру-
гие:

«Напрасно тов. Алексинский хочет
несколько самоценных учебных предме-
тов подчинить одной задаче — изучению
руеского языка, — пишет тов. Н. И.
Мяздриков (Орск, Оренбургской обла-
сти). Что бы ни говорил он о пользе
хрестоматийного знакомства с геогра-
фией, как бы ни полезны были здесь на-
глядные пособия и экскурсии, — следуя
по его стопам, мы и в географии полу-
чим TO же, что получили с русским
языком, а именно: неуспеваемость».

По словам тов. Мяздрикова, Алексинский,
сам того не подозревая, возвращается к ста-
рой, уже осужденной комплексной системе:

«Раньше все учебные предметы в птко-
ле обезличивались, валились в кучу во
имя так называемого «изучения окру-
жающей ребенка действительности», &
сейчас тов. Алексинский рекомендует то
же самое во имя изучения... русского
языка. Один комплекс стбфит другого!..»
Анализируя обстановку, целый ряд чи-

тателей приходит к выводу, что главная
причина неуспеваемости- заключается в
неправильной постановке занятий по
ЯЗЫКУ.

‘«Еели взять программы по русскому
языку, — пишет тов. А. Матийченко
(Москва), — то формально в них полное
‘благополучие: имеются разделы трамма-
тики, орфографии, пунктуадии, разделы
развития устной и письменной речи, ра-
боты с книгой и даже элементы языко-
ведения. Но это лишь в программах, на
деле же все изучение русского языка
свелено к заучиванию бесконечных пра-
вил правописания и исключений к ним,
к бесконечным диктантам и списыванию
текстов из учебника. Орфография прогло-
тила язык, а отсюда и косноязычие
письма, ‘грубейшие стилистические и
лексические ошибки».

По мнению тов. Алекеинского, именно
«в третьем и четвертом классах кроется
все зло при обучении русскому языку»:
плохо там учат, мало уроков, ит. п.

Но, не говоря уже о том, что подобные
рассуждения «освобождалт» от самокри-
тики учителей средней школы, установка
тов. Алексинского неверна и по суще-
ству, — заявляют читатели.

«А разве работа по языку не должна
проводиться и не проводится в после-
дующих классах? — справедливо спра-
шивает тов. И. Руфин (Мелитополь,
УССР). — По Алексинскому выходит, что
уже в 3—4-м классе формирование ре-
чи ребенка- получает полную завершен-
ность, что дальше ему приходится лишь
«применять» однажды выученные «пра-
вила». Это по меньшей мере несерьез-
но. Досталочно вепомнить, что запае
слов учащихся 3-х и 4-х классов еще
ограничен, что их Язык в этот период
все еще формируется. У них есть «фун-
дамент», который должен быть правиль-
ным, но «кладка этажей» продолжается
и в старших классах, и там за всяческие
«недоделки» отвечает уже средняя школа,
а не только начальная».

2. Hapxomnpoc

“u азбука

В конце своей статьи тов. Алексинский
вскользь упоминает об учебных планах,
программах и учебниках, которые, по его
мнению, пора «хорошо прочистить» и «ре:
шительно пересмотреть».

Большинство читателей с этим положе-
нием согласно и подчеркивает неудовлетво-
рительность существующих учебников, пу-
таницу, в них царящую, сухой язык изло-
жения всяческих «правил».

«Основной недостаток программы на-

шей начальной школы, — пишет тов.
К. Головтеев (г. Гусь-Хрустальный, Ива-
новской области), — состоит в отрыве
грамматики от практики письма. Про-
грамма оторвана от живых запросов уча-
щихся, не рассчитана на их природную
любознательность и.не стремится исноль-
зовать ее». ;

«Как можно требовать идеальной гра-
MOTHOCTH, когда даже на 20-м году ре-
формы школы у нас нет ни единого
правописания, ни единого учебника
грамматики, ни общепринятого слова-
ря! — восклицает другой читатель, тов.
В. Ферри (Москва).—«Автономия», пре-
доставленная Наркомпросом составителям
различных трамматик, привела к пол-
ному разнобою: сколько авторов, столь-
ко и грамматик. Авторы хотят быть
«оригинальными». Они боятся пользо-
ваться привычной грамматической тер-
минологией и заменяют простые и по-
нятные термины совершенно невразуми-

тельными, но зато наукообразными опре-
делениями».

Коллектив педагогов опытной школы им.
Лепешинского (Москва) считает, что при-
чина неуспеваемости по русскому языку
заключается в неправильных методах обу-
чения грамоте:

«Перестав применять слоговой и зву-
ковой анализ живой речи, учителя с0-
действовали  безграмотному — письму.
Именно в работе первых двух классов—

‚ самое ответственное звено, однако ор-
ганы народного образования этого не
учитывают и.в первые классы посыла-
ют молодых учителей: подумаеть-де, ка-
кая премудрость — обучить азбуке!..»
А на «азбуке»-то и спотыкаются.

3. Рисующий

и поющий уатель
НЕБЕ SS = =. ОЕ ЖЕН СЛЕТ

И педагоги, и родители учащихся, кри-
тикуя недостатки школы, не забывают
сказать, что овладение грамотностью BO
многом определяется как общим развитием
педагога, так и его отношением к поручен-
ному делу.

— Опыт нашей школы показал, что
хороший учебник и хороший учитель ре-
шают все, — убежденно заявляют те же
лепешинцы и приводят в пример свою
школу, где сейчас в первых четырех клас-
сах нет ни одного неуспевающего по рус-
скому языку.

Но всюду ли так?

«Как показывают многочисленные 0б-
следования и результаты работы атте-
стационных комиссий, — пишет тов.
В. Эрдели (Москва), — учителя началь-
ных школ сами еще непрочно владеют
основами грамотности».

Он тут же приводит примеры. «Отчего
происходять морские течения?» — пишет
один учитель. — «Каковы причины горо
образования!..» И т. д.

Еще более разительные образчики во-
пиющей безграмотности педагогов приводит
тов. А. Худзинская (Москва). В школе,
где учится ее дочь, преподаватель русеко-
го языка вместо «милая» говорит «мила»,
вместо «читает» — «читат».

В рассказе Чехова «Каштанка» ееть
фраза: «...репетиций было мало». Фраза са-
мая простая, но в хрестоматии у первого
слова дана цифра «2», обозначающая
сноску. И вот, когда ученица прочитала на
уроке эту фразу, — пишет тов. Худзин-
ская, — «педагог» ее поправил:

— Не так! Читай внимательней. «Репе-
тиций две было мало»!..

А сколько таких «репетиций» в других
школах, где сидят подобные педагоги!

Не все благополучно и в педагогических
вузах и училищах:

«По учебному плану Наркомпроса,
утвержденному тов. Бубновым 9 авгу-
ста 1936 г. пишет тов. В. Льнянов
(гор. Скопин, Московской области), —
в педагогических училищах требуется
преподавать тридцать восемь предметов,
при чем на изучение арифметики предо-
ставлено 62 часа, а на пение — 94, на
рисование — 104, а на физическую гео-
графию — 84 и т. д. Подобные yera-
новки способствуют лишь одному: по-
явлению в школе рисующих и поющих
учителей в ущерб их знакомству с рус-
ским языком, арифметикой и геогра-
фией!»

4. Т9де же выход?

Большинство читателей, откликнувших-
ся на статью тов. Алексинского, отнюдь не
разделяет его проекта о превращении на-
чальной школы в школу грамоты.

По мнению тов. Е. Маневич (Москва),
беда не в том, что в начальной школе
«много предметов», а в неуменье исполь-
зовать такие предметы, как география и
естествознание, для закрепления знаний
русского языка. В старой гимназии уже
в 1-м классе проходили русский, француз-
ский, арифметику, географию, чистописа-
ние и рисование. По возрасту (10 лет) на-
ши третьекласеники соответствуют гимна-
зистам-первоклассникам, по общему разви-
тию наши дети их превосходят, а тов.
Алексинский хочет свести дело в чтению,
счету ла письму.

Лучшие школы, где дети хорошо знают
географию и естествознание, дают прекрас-
ные результаты и по русскому языку.

Это положение иллюстрирует фактами
учительница тов. Калганова (Свердловск).

«География не только He мешает
грамотности учащихся, а ‘наоборот —
способствует ей. Речь ребенка обога-
щается целым рядом совершенно новых
слов. Сейчас многие учителя уже доби-
лись, что дети не только правильно
произносят, но и правильно пишут гео-
графические названия. Наконец, на уро-
ках географии ребята приучаются само-
стоятельно работать с книгой...»

Что же надо делать, чтобы ликвидиро-
вать неуспеваемость по русскому языку в
начальной школе?

Учителя, родители предлагают:

«Создаль для учителей методические
пособия чисто практического характера,
притом написанные понятным, а не
заумным языком» (тов. А. Матийченко).
«Восстановить в правах» изгнанную сей-
час из школы этимологию, т. е. тот раз-
дел грамматики, который может об’яснить
историю образования и развития слова»
(тов. П: Иваницкий). «Создавать на. местах
обязательные курсы по поднятию квали-
фикации учителей, преподающих русский
язык» (он же). «Ускорить издание декрета
0 едином правописании» (он же). «Не за-
крывать глаз на неблагополучие с научной
базой по изучению языка, о чем свидетель-
ствует уже самая разноголосица в лагере
составителей грамматик и других учебни-
ков» (тов. И. Руфин). «Повысить клас-
сную лисциплину (на уроке), воспитывая
в детях внимательное, бережное отноше-
ние к каждому написанному слову и да-
вая тому личный пример, т. е. и самому
не “oe закорючками» (П. А. Ненаро-
ков).