Комсомол
Тихоокеанского флота

(ПИСЬМО ИЗ ВЛАДИВОСТОКА)

Весенние туманы окутывают Владиво-
сток. Находятся ли корабли на рейде или
в открытом море, краснофлотец сквозь ту-
ман, через морские и сухопутные про-
странства должен бдительно следить за
действиями врата. И когда приходит оче-
редное известие о напалении на нашу
границу, он, сдерживая гнев, внимательно
слушает эту информацию. Дела сотен тихо-
океанцев, награжденных орденами, красно-
речиво говорят о TeX политических выво-
лах, которые они и все краснофлотцы де-
лают из фактов повседневной жизни, из
оценки международного положения.

Camas многочисленная нолитическая ор-
ганизапия во флоте— комсомол. Он активно
помогает партии в политическом просвеще-
нии краснофлотцев и для этого прежде
веего учится сам. Передовые комсомольцы
знают, что разрешать сложные, многогран-
ные вопросы жизни корабля легче тому,
чья практическая работа освещается рево-
люционной теорией. т

Первая политическая школа комсомоль-
цев — это чтение газет. Поэтому такие
пропагандисты, как Аболяшин, прежде чем
приступить к изучению очередной темы
Конституции, проверяют слушателей, что
они знают по вопросам текущей политики.
В кружке Аболяшина слушалели перед за-
нятиями читают произведения Ленина и

алина, штудируют статьи из журналов.

В лучших кружках по изучению исто-
рии партии комсомольцы приучаются к
работе над первоисточниками, многие при-
обретают основные произведения классиков

` марксизма. Так, например, у катерного
боцмана Нодзинекого имеется своя библио-
тева. По первоисточникам изучает историю
партии рулевой Николаев, год назад вету-
пивший в комсомол, отличник боевой под-
готовки. В его библиотечке — избранные
произведения Ленина и Сталина, отдельные
брошюры классиков марксизма. Николаеву
доверена ответственная политическая ра-
бота — он чтец-агитатор.

Во флоте имеются сотни кружков по
изучению истории партии, много школ
партийного просвещения и групи марксист-
ско-ленинской подготовки. Сотни комео-
мольцев, пропагандистов, чтепов-агитато-
ров повышают в них свой идейно-теорети-
ческий уровень, становятся политически
грамотными людьми, способными самостоя-
тельно работать над произведениями клас-
сиков марксизма. Растущий политический
уровень краснофлотцев пред’яваяет высо-
кие требования к пропатандистам, и мно-
тие из’ них работают над собой е увлече-
‘нием. (

Бывший инструктор pafixoma Ilecrepu-
ков, обучая других, сам учится в MIKA-
ле актива, в общеобразовательном круж-
ке. Чтец-агитатор комсомолец  Макси-

водит Шестёриков,— подтягивается, догоняет

‚ тает краснофлотцам лекции о морских опе-

мов — слушатель кружка, которым рукд-

товарищей, ушедших вперед. В кружке по
изучению истории партии политически вы-
рос бывший тракторист Нарожный.

— У меня открылись глаза, — говорит
он. — Я по-новому смотрю теперь на вею
свою жизнь и на жизнь моей родины.

`Усваивать теорию марксизма-ленинизма
комсомольцам помогает общий культурный
рост. Вполне естественно, что лучшие
слушатели школ — это отличники боевой
подготовки, мастера техники, рационали-
заторы. Вот штурманский электрик Давид
Гольд. пришел во флот с низшим
образованием. Сложная боевая техника от-
крыла широкие перспективы и потребовала
знаний. Гольд засел за алгебру и геоме-
трию, стал изучать физику, самостоятельно
овладевает английским языком.

— Я готовлюсь. — говорит Гольд,— сдать
испытания на лейтенанта, хочу навсегда
связать свою жизнь с флотом. Он воспитал
меня, расширил мой горизонт, — как же
мне не остаться здесь!..

Интересы передовых комсомольцев раз-
нообразны: они изучают и военно-морекую
тактику, и историю войн, и Байрона, и
Пушкина, их глубоко увлекают произведе-
ния классиков марксизма. Поэтому не уди-
вительно, что комсомолец Мироненко чи-

рациях.

Комсомольцы знают, что они должны
стать не только хорошими специалистами,
но прежде всего большевиками. Им помо-
тают в этом партийные руководители, в
частности военком Смирнов, который ведет
пропагандистскую работу среди комсомоль-
ского актива. В некоторых соединениях
проводятся вечера воспоминаний старых
большевиков — Учаетников гражданской
войны. Комсомольские собрания резко ста-
вят вопрос о тех отличниках боевой подго-
товки, которые почему-либо отстают. в по-
литической учебе...

Ho все эти примеры взяты только^ из
лучших, передовых организаций флота. В
постановке политического воспитания ком-
сомольцев еще много’ недостатков, далеко
не всегда обеспечивается высокий илей-
 ный ‘уровень учебы, в работе школ и
кружков немало’ еще формализма и ка-
зенщины.

Решения Пленума Центрального Вомите-
та партии всколыхнули партийные и ком-
сомольские организации. На собраниях
страстно обеуждались вопросы идейного
воспитания комсомольцев. Новые задачи и
подготовка большевистской смены требуют
пересмотра воспитательной работы и pe-
шительного усиления партийного руковод-

ства комсомолом.
Н. НЕГРОБОВ.

Как в западносибирском крайздраве
обкрадывают государство

Началось с некоей Абашкиной. Она за-
ведует сектором охраны материнства и мла-
денчества в краевом отделе здравоохране-
ния. Не удовлетворившись одним окладом,
Абашкина пожелала иметь еще дополни-

тельный заработок. Свет, как говорится,
не без добрых людей. Таким «добрым чело-
зеком» оказался заведующий краевым отде-
лом здравоохранения Тракман. Он распоря-
цился зачислить Абашкину Ha иждивение
Новосибирского института усовершенство-
вания врачей и установил ей оклад
рублей в месяц.

Заметим, что в этот институт принима-
ются в первую очередь сельские врачи.
течение трех лет учебы они должны вести
научную и практическую работу в город-

_ ских клиниках и по окончании курса у60-
рершенствования обязательно возвращать-
ся к месту прежней работы.

Но Абашкину, конечно, меньше всего
интересовала эта сторона дела. Заведующая
сектором охраны материнства просто иска-
‘та легкого заработка. Для того, чтобы она
могла только расписываться в ведомости
зарплаты, ее зачислили по кафедре акушер-
ства и гинекологии.

Ал. Колосов

Ей не мог не позавидовать заведующий
Новосибиреким городским , отделом здраво-
охранения‘ Малек. Крайздрав зачислил Ма-
лека (с 1 марта 1936 года) стипендиатом
по кафедре социальной гигиены. Стипен-
дию ему ‘установили соответственно чину—
350 рублей в месяц.

Охотников «усовершенствоваться», си-
речь ни за что, ни про что получать день-
ги, нашлось немало. Спустя месяц Тракман
зачиелил иждивенцем «по терапевтической
кафедре» своего заместителя Толетунову
со стипендией 400 рублей в месяц.

Разумеется, никто из них не посещает
теоретических занятий и никакой работы в
клиниках не ведет.

Руководит кафедрой социальной гигие-
ны ассистент тов. Шиков. Но официальным
руководителем этой кафедры считается
Тракман, роль которого сводится к полу-
чению ежемесячно 900. рублей. В ‘прош-
лом году Травман затратил на руководотво

кафедрой... 4 часа.
М. ДОМРАЧЕВ.

Новосибирск.

ee pe Ee ИИ ЕЕТЕ СТЕНЕ Tw eS

,

ЦВЕТЫ

(PaccHrasS)

В Турках, подле избы Евсея Кудейкина,

стоит рябина. В прогале меж школой и
хатой-лабораторией растут три березы. А
садов здесь нет совсем. Стало быть, В

Турках только четыре дерева: одна ряби-
на`и три березы.

Возле Турок нет ни леса, ни реки, ни
озер. и здешние ребята только понаслыш-
хе знают о землянике, груздях и карасях.

Прескучная местность.

Живут туркинцы сытно. В полдень из
окошек попахивает мясными щами. По
праздникам хозяйки пекут пироги либо ©
сагой и яйпами, либо с луком и яйцами,
либо с печенкой и яйцами.

Туркинцы сеют пшеницу, взращиваю
сахарную свеклу, завели голландских KO-
ров и, как пишет районная газета, «до-
стигли показательных результатов».

Коммунистов в Турках нет, а районные
товаришя ‘приезжают сюда релко, потому
что Туркинский колхоз раньше всех по-
ставляет зерно, свеклу, мясо, и товарищи
думают, что им в Турках делать нечего.
Кроме того, от районного центра до Турок,
больше сорока пяти километров, & дорога
очень неудобна: вся в рытвинах и кочкар-
никах. :

Семнадцать туркинцев получают газеты.
Правда, девятеро из этих подписчиков по-
лучают не те газеты, которые им надобпы,
a финансовые, лесные, химические и еще
такие, что не поймешь, какие они. Напри-
мер, Кузьма Антропов вдруг стал получать
тазету, которая называется «64» и в KO0-
торой напечатаны такие закрутки, Что
Кузьма даже советовалея с предеедате-
лем-—не показать ли номерок «кому сле-
дует: пускай разберут, какие тут такие

вакрутки».
Только восьмеро подписчиков получают

te

«Крестьянин с уздечкой». Картина художника
Киевском музее русского искусства).

ставки работ И, Н. Крамского в

ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ

Оглушительный окрик

Три дня продолжалось собрание актива
Московского областного земельного управ-
ления. Редколлегия стенной газеты этого
учреждения «da большевистскую! рабо-
ту» выпускала окстренные бюллетени, в
которых освещала ход прений.

Пусть отдельные заметки написаны
не блестяще, пусть некоторые карикату-
ры не совсем остроумны, все же газета
взяла правильный тон и отонь направила
по верному адресу.

Но тут случился казус: на редколлегию
прикрикнули. «Московская колхозная та-
зета» решила ‘проучить дерзкую стенную
тазету. Появляется наспех сострянанный
обзор печати «Халтура вместо самокрити-
ки». Отенной газете пред’является серьез-
ное обвинение:

«Редакционная коллегия (редактор.

Крылов) встала на путь огульного,

недопустимого для большевистской га-

зеты охаивания всех руководящих ра-

ботников управления, изобразив их B

глупых карикатурах». _

Редактор «Московской колхозной газе-
ты» тов. Разин, видите ли, обиделся 3a
«руководящих работников управления»,
Вместо того, чтобы помочь стенной газете,
поправить ее, если это нужно, и даже по-
учиться у нее емелой и решительной кри-
тике, «Московская колхозная газета» сво-
им неудачным выступлением фактически
придушила самокритику.

И. Н. Крамского. 1883 год. (С вы-

В обзоре говорится:

«..напрасно читатель стал бы искать

в этом номере статей, которые вскры-
вали бы`и правильно оценивали гру“
бейшие ошибки и недочеты в работе
управления. Таких материалов в газе-
те нет. В наспех написанной передо-
вой также не дана должная оценка
работе тов. Ковалева и его докладу
на собрании актива».

Заметьте, как стыдливо говорит тов,
Разин 0б оценке работы начальника управ-
ления тов. Ковалева. Редактор требует
«должной» оценки, прячась за это слово и
боясь назвать вещи своими именами.

Uro же касается стенной газеты, то,
действительно, в ней меньше всего общих
опенок, но зато много конкретных, би-
чующих ‘заметок. Там говорится, например,
что Московское областное земельное управ-
ление рассылает в районы стандартные
циркуляры и путает адреса, а руководя
щие работники минуют районные земель-
ные отделы и дут прямо в райкомы.
Изобличается бюрократическое Отношение
в приему посетителей и называются без-
дельники ‘и лентяи;

Невольно создается впечатление, что
резкое выступление областной «Московской
колхозной газеты» против маленькой стен-
газеты было инспирировано «руководящими
работниками» областного земельного управ-
ления, ощетинившимися против самокри-
THEE, \ -

ВЫСТАВКА КАРТИН И. Н. КРАМСКОГО
В КИЕВЕ

КИЕВ, 10 апреля. (Корр. «Правды»).
Сегодня в двух просторных залах Киевского
музея русского искусства открылась вы-
ставка, посвященная. 50-летию со дня
смерти известного русекого художника-
реалиста И. Н. Крамского. Кроме 22 ори-
гинальных картин и рисунков, здесь вы-
ставлено 46 репродукций произведений
художника, хранящихея в других музеях.

Йз ранних академических работ обра-
шают на себя внимание два рисунка:
«Голова Зевса» и «Натурщик». На рисун-
ке «Голова Зевса» имеется пометка 0 3a-
числении его по первой категории В

колхозникам нравится в картинах TO, 4TO
там люди двигаются, и лошади и машины
тоже двигаются, но всё остальное зрителям
нравится мало. Они не ругают картины, и
даже, беседуя с киномехаником, называют
их интересными, но всякий раз спрашива-
ют—нет ли картин, в которых была бы
«увязка с жизнью». Киномеханик не пока-
зал им ни «Чапаева», ни «Мы из КВрон-
_штадта», ни других замечательных картин,

настоящие газеты, п в избах у ЭТИХ Кол-  , ведет всё такую дрянь, какую показывают

хозников часто собирается народ— слушает,
ввикает, просвещается. Когда был сбор де-
вег для испанских детей и женщин, тур-
кинцы за полчаса наложили на стол пре-
зидиума 415 рублей: «Что нужно, то
Нужно».

- Коротко говоря, Турки населены не уз-
кими делягами, а людьми государствен-
ными.

Но вот бани в селе нет. Зайдешь в иную
избу — жара непереносимая, возле печи
стоять трудно, а в печи колышетея голое
тело. Это. туркинец залез чуть не на угли
и парится.

Летом по улицам ходит столбами и сте-
нами густая душная пыль. А мух бывает
так много, что иные мухи, не зная, где им
поместиться, лезут людям в ноздри.

Однако туркинцы свыклись © неудоб-
ствами и неуютностью евоей жизни. Каж-
ый год они составляют производственные
планы, и каждый год счетовод Мышин (он
же главный плановик) спрашивает прав-
ленцев:

— Тут еще есть графа насчет сада. Что
будем писать?

Ему говорят:

— Эта же графа только в’ перспективе
желательности. Обойли пока ее.

Счетовох „обходит.

+ ©

0т районного центра до Турок больше
сорока пяти километров, и оттого киномеха-
ник приезжает сюда с передвижкой не ча-
ше раза в месяц. Ребятишки и девушки
бывают очень рады киномеханику, & 1по-
жилые люди, хотя они и аккуратно смотрят
картины. не огорчились бы, если б кино-
механик ке приезжал вовсе. Этим пожилым

только в глубинных местах.

Впрочем, однажды он привез картину,
которая взволновала туркинцев, Она была
без начала, и люди, действовавшие в ней,
вели с6бя неправдоподобно, непонятно и
глупо. Например, одна трактористка, сидя
на тракторе’ поломала себе ногу: Было
неясно, как человек, сидючи на удобном
месте, поломал ни с того, ни с сего ногу.
Затем оказалось, что эту девушку некем за-
менить, а пахать надо, иначе колхоз бу-
дет посрамлен в соревновании с соседним
колхозом. Что делать? И вот за руль садит-
ся мать девушки, старушка, которая, вудя
по картине, еще недавно ругательсви ру-
тала свою дочь за то, что та трактористка.
Но тут старуху пронял энтузиазм, и она
села_за руль, и трактор побежал, побежал.
Было непостижимо, догда и на каких кур-
сах обучилась та древняя старушка нелег-
кому тракторному делу. И еще было непо-
стижимо, почему трактор бежит, а на врю-
ке у чего нет ни плугов, ни борон, ничего.
Но хотя трактор не пахал, не боронил и He
сеял, а бежал зазря, на поле прибыл ди-
ректор МТС и поздравил колхозников с
победой, а старушку премировал каким-то
большим свертком. Старуха заплакала и
стала говорить что-то, и на экране появи-
лись эти ее слова, но колхозники не ста-
ли читать, потому что им было неловко и
даже стыдно.

Но потом в той же картине было показа-
но большое колхозное село. Тут люди, ко-
торые делали эту картину, уже ничего не
выдумывали, а показывали село таким, как
оно есть. Й туркинцы взволновались. Они
увидели колхозный детевий сад, Колхозный
родильный дом, колхозный театр, электри-

Е ЕЕ СЕСТРЕ ГЕ ИА ПЕРЕСВЕТ АИС 7

фонд оригиналов Академии художеств.

Подлинным украшением выставки явля-
ются три полотна: «Созерцатель», «Вре-
`стьянин © уздечкой» и «Девушка с кош-
кой». Первые две картины, как и пред-
ставленные на выставке пять этюдов Е
ним, дают правдивый образ обнищавщего,
придавленного помещичьим гнетом русско-
го крестьянина.

`Киевскому музею удалось также собрать
для выставки хорошую коллекцию репро-
дукций картин и иллюстраций Крамского

к произведениям Гоголя.
Т. ЛИЛЬЧЕНКО.

ческую станцию, густо озелененные улицы
и цветы, целые реки цветов... Не поверить
в это было нельзя, потому что на экран
случайно попали такие люди и такие ме-
лочи, которые удостоверяли, что все это —
и театр, и цветы — действительно суще-
ствует.

Картина была без начала, и главные ге-
pon вели себя неправдоподобно, но и дет-
ский сад, и родильный. дом, и электриче-
ство, и цветы  взволновали  туркинцев.
Идучи ко дворам, иные говорили ›раздум-
циво:

— Живут люди. Вот живут!..

а же

Евсей Кудейкин поехал в Никитовку
продавать баранью тушу. Там в универма-
те он попросил взвесить кило селедки, три
кило баранок и, стоя у прилавка, увидел,
как другая продавщица перебирает яркие
веселые пакеты.

Какой-то гражданин купил сразу семь
пакетов, а затем в продавщице подошла
женщина и тоже стала отбирать пакеты.

Подошел и Евсей. Он увидел рисунки
багряных, синих, голубых цветов.

— Семена? — осведомился он.

Он удивился цене: пакет стоил всего
пятьдесят копеек. Может быть, это не те
цветы, что показал киномеханик?

Евсею хотелось поговорить е продавщи-
цей о семенах, но веюду стояли колхозни-
ки, колхозницы. Они осматривали сковоро-
ды, утюги, приценивались к самоварам, и
Е всею показалось неудобным и даже зазор-
ным вести разговор про цветы.

Он отошел уже к двери, хотел выйти на
улицу, но ощутил такое беспокойство; слов-
но только-что ему давалось в руки что-то
хорошее и очень нужное, а он возьми да
и отвернись. t j

Евсей подошел к кассе, проговорил:

— Два рубля.

— За что? — спросила кассирша.

Евсей глуховато ответил:

— Да за цветки там, что ли.

* &

SE Е ЕЕ SS =

‘по правилам ФАИ нужно перекрыть это

жны быть организованы пункты для долив-

та—_Красноярск и Петропавяовек-на-бамчат-

ПЕРСПЕКТИВЫ БЕСПОСАДОЧНОГО ПЕРЕЛЕТА
С ДОЛИВКОЙ ГОРЮЧЕГО В ВОЗДУХЕ

(Советские конструктора и летчики в 110-
следнее время неоднократно высказывались
в прессе о возможностях нашей авиации и
ее ближайших задачах. Действительно, на-
ти возможности в области авиации не-
исчерпаемы. Мы только. В прошлом году
начали завоевывать международные рекор-
лы. Нет никаких сомнений, что еще много
лостижений советских летчиков будет впи-
сано в таблицы рекордов Международной
авиационной федерации (ФАИ).

На страницах «Правды» своевременно
был поднят вопрос об организации воду
ных соревнований советских летчиков. На
заседании комитета содействия соревнова-
ниям выяснилось, что мы в состоянии по-
бить в 1937 голу на наших прекрасных
отечественных самолетах многие рекорды.

Есть возможность завоевать, например,
мировой авиационный рекорд дальности по-
лета по прямой с доливкой горючего в
воздухе.

Могут ли советские летчики завоевать
этот рекорд? Безусловно! Еще осенью про-
лого года, после успешных опытов пере-
ливки горючего в воздухе, мы тщательно
разработали маршрут лальнего беспосахоч-
ного перелета по СССР с пополнением за-
пасов горючего в полете.

Рекорд дальнего беспосадочного перелета
по прямой без лоливки горючего с 1933 ro-
да принадлежит французским пилотам Poc-
сии Колос, пролетевнтим 9.104,7 километ-
ра. Чтобы установить мировой рекорд даль-
ности с пополнением горючего в воздухе,

расстояние минимум на 100 километров.
Мы разработали такой маршрут: Минек—
Чита — Петропавловев - на- Камчатке —
Уэллен и обратно. Общее расстояние в оба
конца составляет 20.000 километров:
По Европейской части СССР самолет идет
по существующей трассе, на которой дол-

ки горючего в воздухе. Таких пунктов по
всему маршруту мы наметили шесть. Это не
значит, что на КАМ ИЗ НИХ самолет дол-
жен заправляться. Важны только два пунк-

ке. Остальные являются запасными на слу-
чай, если  самолет-заправщив где-либо,
вследствие плохой погоды, ие сможет выле-
теть для снабжения горючим.

Совершенно необязательно, чтобы само-
лет-заправщик был сухопутным,—это мо-
жет быть и гидробамолет;, В качестве за-
правщика можно использовать, например,
самолет «АНТ-6». Для этого лишь потре-
буется небольшая переделка его баков.

РВылетев из Минска, самолет дальнего
полета сможет взять курс на Омск, откуда
запросит по радио о погоде в первом за-
правочном пунктё — Красноярске. Если по-
года там неблагоприятная, для заправки В
воздухе придется избрать Новосибирск или

какой-либо другой пункт. Не долетая yy
места заправки, экипаж должен сообщить
но радио ‘высоту своего полета, назначить
место встречи’ и вызвать самолет-заправ-
щик. Тот должен подстроиться к маршрут
ному самолету и, не меняя курса, запра-
вить его горючим. Это займет 10—15 мн.
нут. Приняв горючее, самолет полет
дальше по маршруту.

Берется курс на Замчатву, куда camo-
лет должен прибыть к концу второго дня,

i a

Muuck— Уэллен — Минск

ait

afl 3720

(9

и
pt

ja ‘

1 goths

После заправки горючим над Петропавлов-

ском-на-Вамчатке полет будет продолжаться
до Уэллена, где экипаж сбросит вымиел,

‘сфотографирует местность и затем полети

в обратный ПУТЬ.

Самолет дальнего полета покроет 3a cyr-
ки свыше 5.000 километров. Весь Teperer
до мыса Уэллен и обратно займет около
100 часов. Поэтому важно оборудоваль сл.
молет так, чгобы экипаж, сменяясь по ва
там, мог хорошо отдохнуть.

В таком большом перелете
встретятся туманы, грозовые
низкая облачность. Поэтому эвипал 11-
жен располагать лучшими аэронавигацио-
ными приборами, облегчалощими слепое пп-
лотирование, & в ночных полетах — поль
зоваться радиокомпасом.

Из опыта дальнего перелета тт. Чкалова,

Байдукова и Белякова видно, что экииах

должен быть готов к возможному обледе-

`нению машины. Самолет «АНТ-25», na no

тором летели тт. Чкалов, Байдуков и Бедл-
ков, обладает сравнительно  вебольшии
практическим «потолком». Hama страна
имеет такие самолеты, которые при полу
полетном весе споеобны подняться на вн-
соту, где опасность обледенения He страт
на. Экипаж должен быть хорошо налрени-
рован. в полетах с длительным пребывание
на высоте.

Мы имеем возможность взять Ha борт
самолета суточный запас кислорода на трёх
человек. С таким запасом можно, если по
надобится, покрыть свыше 6.000 киломе-
тров на высоте до 8.000 метров. Такая
высота даст возможность избежать обледе
нения и создаст экипажу условия безопас-
ного полета.

Только обладая опытом перелета Мина
— Уэллен--Минск, можно будет подумать
и о кругосветном беспосадочном полете с
доливкой горючего в воздухе.

Перелет через всю территорию великого
Советского Союза с запада на северо-востох
и обратно будет большим успехом совет
ской авиации. Этим перелетом может быт
завоеван официальный мировой авиацион-
ный рекорд.

Все возможности для выполнения подо

ного перелета у нас есть.
Старший лёйтенант В. ЕВСЕЕВ,
Старший лейтенант С. СУПРУН.

_ Блоелюустройство Тбилиси

ТБИЛИСИ, 10 апреля. (Корр. «Правды»).
В горах тает снег. С каждым днем полно-
воднее Кура. Цветут сады. Люди спешат
на чудесную новую набережную Куры,
поднимаются на Комсомольскую горку,
чтобы полюбоваться прекрасным городом.

Тбилиси растет, украшается. С каждым
днем все больше асфальта, деревьев, цве-
тов, электрического света. В нынешнем году
в городе будет посажено 125 тысяч деревь-
ев. Чтобы выполнить такую работу, быв-
шим «отцам города» потребовалось бы, по
меньшей мере, лет пятьдесят.

В отчете на имя городского общеетвен-
ного управления за 1908 год участковый
думский врач Щербинина писала: «Чудный
по климатическим условиям край является
могилой, очагом постоянных эпидемичесвих
заболеваний. Глотать пыль — единственное
проявление свободы тифлисского жителя,
ибо глотать чистый воздух он не всегда
имеет право, — домовладелец не разре-
шает».

Темных, грязных жилищ, о которых пи-

По векопанному участку бродили куры,
суетились воробьи, клевали что-то,—веро-
‘ятно, семена.

Каждый полдень на завалине грелся дед
Егор, к нему приходили другие туркинские
старики и топтали участок. Матреша еще
раз пробороновала граблями землю, и от-
того куры еще охотнее сбегались к зава-
лине. Но семян было много, и скоро по
всему участку, от завалины до рябины,
прыенули неведомые зеленя.

Евсей Кудейкин удивился, недоуменно
и, казалось, неодобрительно покачал голо-
вой (можно было подумать, что это не он
купил семена) и, словно в шутку, сказал:

— А городить вон теми жердями не
будешь? Не то твой огород свиньи сожрут.

Матреша огородила.

Цветы вышли низкорослыми, но зацве-
ли дружно, и от семи этих метров, покры-
тых левкоями, резедой и настурцией, исхо-
хил по вечерам такой ласковый, светлый,
всеочищающий запах, что люди замедляли
шаги, а дойдя до рябины, до жердочек,
останавливались и смотрели на цветы.

Потом они переводили глаза на зава-
лину, на деда Егора, здоровались ¢ ним
приветнее, чем бывало, и говорили ему что-
нибудь ласковое.

Иные, разговорившись © дедом Егором,
припомнили, что на Сватеевском хуторе,
который стоял в полукилометре от дерев-
ни, тоже, бывало, цвели цветы. Но туркин-
цы припоминали это неясно. Они часто
проезжали мимо того`хутора на пахоту, сев
и жнитво, видели кряжистые хуторекие
службы, сытых породистых коров, злющих
цепных. кобелей, стада цесарок и уток. Му-
жики заглядывались па коров, завидовали
тучному хозяйству, но вот цветы не вол-
новали их и не интересовали нисколько.
Туркинцы даже не помнят — исходил ли
a цветов такой же ласковый и чистый

х, как от этих левкоев, нас
резеды. Может быть — да, р ae
нет: в Te годы цветы расцветали не для
пахарей и косцов.

теперь кузнец Дворов, задумчивый,

Посеял цветы не он, ‘а дочь Матреша.   молчаливый
: я и угрюмый колхозн
Она перекопала мотыгой землю, разбросила   у цветов, сказал деду В. ЕН

семена, заделала граблями.

— Изгородва-то больно плохая. Боров

Se eee

сала ШЩербинина, давно нет в помине.
ни Земо-Авчальской  гидроэлектрической
станции осветили прежде всего рабочие
жилища. Только за последние пять 2
потребление электрической энергии Hat
лением Тбилиси возросло почти вдвое.

Город имеет прекрасный водопровод. Ее
кто больше не пьет мутную воду Кури.
Но жители Тбилиси хотят, чтобы хорошей
воды было еще больше и чтобы вода быв
еще лучше. Строятся новые резервуары
17 километров нового водопровода, нае
ные станции. В этом году вступает в строй
первая очередь теплоэлевтроцентрали 1
8.000 киловалт.

Пять © половиной миллионов [руб

тратит в нынешнем году Тбилисский г
родской совет на дорожное строительств,
Много новых улиц будет залито 80ф81-
том, украшено цветниками. Заново переши-
ваются 23 километра’ трамвайных пумй
В. Тбилиси пущена первая троллейбусная
линия.

М. МЕЗЕНИН.

Ti ee ea ЗЕ Wo es
ткнет, и все к свинячьей матери. Rax cie-
дует надо бы загородить.

Он говорил 0 цветах Tak me деловит
и озабоченно, как говорит в своей вузе
о лемехах и круглом. железе.

Сосед Кудейкиных, Яков Савельев, жи
ший в новой, но уже загрязненной, задыу-
ленной избе, относился к цветнику 1
смешливо и все спрашивал Евсея:

— Одеколон, что ли, гнать из них х0-
чешь? Или какую.цикорию?

Но ион всё чаше приходил к деду Er
ру, подолгу сидел на завалине a oma
сказал:

неизбежи
фронты 1

— Оно верно, что в грудях от них чище.

А то ведь свиньей все дышим.

И посмотрел на свою избу, на цоколь, #8
землю,   словно примериваясь к чему-т0.

А левкои цвели веё сильней, и благоуха-
ние их. перемешавитиеь с запахами резедь,
сзывало к себе всех, кому еще не’ хотело
спать и хотелось говорить.

Над Турками плыл серебряный рожок st
сяца. На гладкой, как стол, равнине 1658
ла скучная, пропыленная, неуютная дер
ня. Перед избой Кудейкиных цвели лев
и резеда. Они несли в себе нежную, све
лую и властную силу. И люди впервые
увидели, как скучна, грязна, неуютна №
деревня и, увидев, ощутили ту жажду и
всяческой ‘красоте, которую породило в 2
дях артельное бытие. Цветы говорили, 38%
ли, повелевали, потому что это были 18
ты, взращенные колхозной рукой на кг
хозной улице.

* *ж +*

В районной газете написано:

«Колхозники Туркинекого сельсовета 38
купили полторы тысячи плодовых и декоре
тивных саженцев. Одновременно выхеле
бригада молодежи по устройству в ТуГЕт
большого цветника. Бригада, руководимая

ии 9

all
jou
wie I)
sgn
rmsd
а
Тм
sun
Уи
В
ТЯ
ат
wife
cia
ИТ
М
(he
i

ext

. Kynxeiizunoii, посадит на улицах 050

четырех тысяч различных цветов»...

А неделей раньше в той же газете O30

написано, что «колхозники Туркинсво
сельсовёта приступили к строительству
щественной колхозной бани».

Прочтя эти заметки, мы вепомнили
первых цветах, взращенных Матрешей.