GEAUKOLO

Учение Чарльза Дарвина открыло новый
етап в развитии биологии и оказало огром-
ное влняние на все естествознание. Своей
эволюционной теорией Дарвин дал мате-
риалистическое об’`яснение развития орга-
нической природы и нанес решительный
улар религиозным и илеалистическим воз-
зрениям с неизменности видов.

В наши дни в капиталистических стра-
нах борьба с харвинизмом не ослабевает,
а усиливается. ПШопы и их  приепеш-
ники ‘из лагеря  идеалистов и миети-
ков, отрипающие ° дарвинизм, организуют
«обезьяньй процессы» и другие демонстра-
ции мракобесия. Многие буржуазные уче-
ные пытаются приспособить дарвинизм в
своих классовых интересах, извращая,
иекажая его.

Спекуляцией именем великого естество-
непытателя занимались так’ называемые
«вопиальные дарвинисты». Они из кожи
лезут вон, чтобы доказать. будто госпол-
ствующие в буржуазном обществе клаееы
представляют цвет общества, биологически
отборные элементы. Разумеется, в их
писаниях не было и грана дарвинизма.

«Социальные дарвинисты» подготовили
почву для фашистской «теории» о высших
и низших расах.

Только в нашей стране социализма пра-
тильно оценено теоретическое и практиче-
ское значение дарвинизма. Решительно
преодолеваются попытки отдельных. носи-
телей буржуазных теорий вести открыто
или замаскированно поход против дарви-
низма.

Механисты и меньшевиствующие идеа-
листы рьяно выступали с ревизией дар-
винизма. Механисты ревизовали учение
Дарвина с позиций ламаркизма *), а мень-
евиствующие  идеалиеты, ереди них в
первую очередь двурушник и`враг народа
Агол— с позиций буржуазной генетики.
ии подменяли дарвинизм  неодарвиниз-
won?) и пытались подсунуть это. извра-
ценное учение Дарвина, как методологию
биологии. Тем самым они отрицали значе-
ние диалектического материализма в био-
Jorma. :

До сих пор на русском языке не было
HH одного полного собрания сочинений
Чарльза Дарвина, хотя некоторые издания
п носили такой титул. Для тех наших чи-
тателей, которые не владеют английским
языком. оставались до сих пор неизвест-
ными некоторые, имеющие большое зна-
чение, работы великого натуралиста.

В настоящее время у нас начало выхо-
диь новое полное › собрание сочинений
Дарвина. До сих пор вышли из печали,
к сожалению, только два первых тома.

В первый том вошли капитальная ра-
Gita Ларвина“—«Путептествие натуралиста
вокруг света» и «Путевой дневник».

Внимательные паблюдения Дарвина в
различных частях земного шара привели
его к убеждению в неправильности учения
% постоянстве вилов и независимом их
происхождении. Особенно большюе значение
имели наблюдения над животным миром
Галапагосских островов.

Во время путешествия Дарвин, кроме
дневника, вел особые записные книжки,
хоторые потом легли в основу его з00л0-
тических и ботанических работ. В зна-

—

+

) Ламаркизм — эволюционная  теорня,
предложенная французским биологом Ла-
марком. Она об’ясняет явления эволюции
  в живой природе различной упраж-
няемостью органов в результате изменяю-
щихся условий жизни.
$ 2) Несдарвинизм или вейсманизм — эво-
люционная теория, выдвинутая немецким
учелым Вейсманом. Она исходит из одно-
сторонне понятых элементов дарвинизма и
основывается на мистических представле-
ниях 06: организме.

‚. © дарвинизме

Наследие

чительной части эти работы опубликованы
BO втором томё настоящего собрания сочи-
нений.

долго до появления
105».

озним из крупнейших
Особенно широкую известноёть
теория Дарвина о происхождении коралло-
вых рифов, не превзойденная до сих пор.

внимания описаний усоногих раков и си-
стематики
описал ло полутораста видов усоногих ра-
ков. выяснил. их биологию. Это поглотило
массу времени, но, по свидетельству самого
автора, эта работа была практической mK
Jol лля реального
что такое вид.

шая работа под названием
растительного слоя
дождевых червей». Эта работа вышла   пез-
вым изланием незадолго ло смерти автора.

маленькую статейку «0 самцах и допол-
нительных самцах у некоторых усоногах
и о рудиментарных структурах», помещен-
ную во втором томе настоящего издания.
Впервые эта статья напечатана в 1873 г.
в английском журнале «Природа».

у них имеются очень маленькие, как на-
звал
Дарвин проводит тут аналогию с некото-
рыми растениями, у которых также имеют-
ся и обоеполые и только мужские особи,
при чем последние служат для перекрест-
ного оплодотворения.

растений
Дарвин указывал, что существует весьма
общий, но, очевидно, не абсолютно уни-
версальный, закон, что организмы иногда
перекрестно оплодотворяютея и что
приносит большую пользу. В своей статье
«OQ дополнительных самцах» Дарвин, снова
возвращаясь к этой теме,
пбслелние шесть или семь лет я много
вкспериментировал по этому вопросу и
могу добавить, что у растений от этого,
без всяких сомнений, получается большая
стойкость;
польза
скрещенные 0соби подверглись влиянию
несколько различных условий жизни».

Лысенко, в полном соответствии с учением
Дарвина, выдвигает проблему возрождения
сортов
внутрисортового ‘скрещивания. Он считает,
что
опылителей
сорта и повышает урожай. Своими опы-
тами акад. Лысенко уже практически под-
твердил большую значимость этого меро-
`приятия. Однако против утверждения акад.
Лысенко выступает. некоторая часть гене-
тиков. Дискуссия на декабрьской сессии

6uoNo1a

Имя Дарвина стало широко известно за-
«Происхождения ви-

В 30-х и 40-х годах Ларвин считалея

геологов Англии.
получила

Ло Дарвина не было заслуживающих

их не существовало. Дарвин

ознакомления с тем,
Во втором томе помещена также боль-

«Образование
земли деятельностью

Особое внимание следует обратить на

Ряд усоногих раков — гермафродиты, но

Дарвин, «дополнительные самцы».

В книге 0б изменениях ‘животных и
под влиянием одомашнивания

это

numer: «За

как показывают:
получается в

результаты,
том случае, если

Тут имеется прямой ответ на поставлен-
ный акад. Лысенко злободневный вопрос
внутрисортовом скрещивании. Акад.

растений-самоопылителей путем

внутрисортовое
предотвращает

скрещивание  само-
вырождение

Академии сельскохозяйственных наук им.
Ленина показала, что не все естествен-
пики усвоили по-настоящему учение Дар-
вина, и это привело их к некритическому
восприятию выводов абстрактной буржуаз-
ной генетики.

. Социалистическое строительство требует
уменья управлять животным и раститель-

ным организмами. Здесь огромное значе-

ние имеет глубокое изучение теории Дар-
вина. Дальнейшая разработка учения Дар-
вина на основе теории маркоизма-лениниз-
ма поможет трудящимся нашей страны до-
биться новых успехов в социалистическом

строительстве.
П. ВАЛЕСКАЛН.

и некоторых

антидарвинистах

. (Окончание)

‘ вечную и бессмертную. зародышевую плаз-
1 му; являющуюся монопольной носительни-
Цей наследственности, ‘телесной  смерт-
J ной плазме, не имеющей якобы отношения
к наследетвенности. Эта теория, опроки-
‘ нутая успехами современного естествозна-
ния, не встречает, однако, отпора у неко-
. торых современных ученых, которые, за-
у нявшиеь очень Полезным делом изучения
  строения половой клетки, обоготворяют ее
отдельные, может быть и наиболее суще-
ственные элементы, как неизменную В
бесконечном ряду поколений основу живу-
щего, и противопоставляют генотип фено-
типу, как церкви всего мира противопо-
ставляют тело духу.

Эта теория подкупает некоторых нераз-

‚  борчивых коммунистов простотой своих
‚ 010 бы материалиетичееких, а на деле
‚  Вульгарно-механистических представлений

о живом. Бессмертный дух и смертное тело
большинства религий, бессмертная зароды-
шевая плазма и смертная телесная нлазма
Вейсмана, бессмертный генотип растения,
животного или человека и смертная одеж-
Ja этого генотипа (фенотип), теория фено-
типа, якобы ничем не влияющего на ге-
потип,— разве все эти ‚ «теории», при
веей разности внешних выражений, не яВ-
лиютея выражением одной и той же по-
повщины. в то время, когда вся органиче-
ехая природа доказывает неразрывность
формы и содержания?

Когла Пангало («Основы селекции»,
г етр. 61) пишет © том, что все без исклю-
чения модификационные изменения фено-
типа исчезают нацело, не наследуются в
и потомстве, полученном половым. путем, —
он с головой выдает тех современных ан-
тнларвинистов. которые используют достя-
дения совремонной науки в облаети струк-
83, ‘YPH половой клетки не для того, чтобы
ити лальше по дарвинистскому пути, а
b Ada того, чтобы обоготворить эти матери-
альные элементы, как вечную, неизменную
основу живущего.

Можно ли, наконец, примирить с Учс-
нием Дарвина присущую некоторым совре-
т фесрионлуюа бастрелил

менным ученым подмену дарвинизма мен-
делизмом?

Известно, с какой энергией в начале
ХХ века ряд противников Дарвина выдви-
нул теорию Менделя, противопоставляя
факты, открытые `Менделем, Дарвину и
ларвинизму. Остроумнейшие расчеты Мен-
деля, давшие на основе теории вероятно-
стей расчетную таблицу для некоторых со-
отношений признаков предков и потомков
и сослужившие безусловно ° большую
службу делу изучения наследственности,
превращаются и поныне некоторыми круп-
нейшими учеными в теоретическую основу
всей  биологин.

В то время как учение Дарвина дало
теорию Эволюции органического мира, осно-
вываясь и на изменчивости, и на наслед-
‘ственности; и на отборе, современные нео-
менлделисты, отбрасывая изменчивость или
низволя ее до степени исключения (мута-
ции), сводят все дело к одному только насле-
деванию по статистической схеме Менделя.

В то время как неоменделизм, говоря
словами Тимирязева, покрывает какую-
нибуль тысячную долю того обширного по-
ля фактов, которое охватывается ларвиниз-
мом, Мендель канонизируется некоторой
группой современных: генетиков в качестве
автора «евангелия» современной биологии,
якобы опрокинувнтего дарвинистскую тео-
рию развития.

В то время как неоменделизм  рассма-
тривает наследственность только как со-
хранение неизменного, дарвинизм рассма-
тривает наследственность как фактор,
и сохраняющий неизменное и закрепляю-
щий некоторую часть того, что накоплено
изменчивостью.

В то время как задача науки — от-
крыть в Условиях контролируемого опыта
причину изменчивости и создать условия,
ее вызывающие, некоторые выдающиеся
ученые-неоменделисты тратят талант и
‘энергию для доказательства того, что до-
казано быть не может, что опровергнуто
всей историей праролы, — неизменность
гена в бесконечном ряду поколений. i

UpsAPaDnne En ee- {T4Wl, Miv- Avav -v1u~ pvemvesnvey, м9 ae >

ДАРВИН ПРОТИВ РАБСТВА
Й УГНЕТЕНИЯ

Нередко пытались ослабить ужас раб-
ства, сравнивая положение рабов с поло-
жением наших неимущих сограждан; если
нищета наших бедняков является ‘след-
ствием не естественных законов, а нашего
государственного строя. то великий грех
п на Hac... Люди, сочувственно взирающие
на рабовладельца и холодно относящиеся
к рабу, повидимому, никогда не пробовали
вообразить себя в положении последнего;
какая безотралная жизнь, без всякой на-
дежды на перемену! Вообразите только,
что вам вечно угрожает опасность, чте.
жену вашу и ваших маленьких детей...
отнимут у вас и продадут. как скотов,
первому встречному! И такие дела деда-
ются и защищалотся людьми, которые испо-
ведуют, что надо любить ближнего, как са-
мого себя, веруют в бога и молятся: ла
будет воля его исполнена на земле! Кровь
кипит в жилах и сердце сжимаетея. когда
подумаю, что мы, англичане, и потомки
наши, американцы, с их вечными. хваст-
ливымии возгласами о свободе, причинили
и продолжаем причинять етолько зла...

Август, ‘1836 г. «Путешествие. натурали-

ста вокруг света». Ч. Дарвин. Сочинения,

т. № стр. 417, Биомедгиз, . 1935,

Я убежден, что в конце концов рабы
захватят власть в свои руки. Я сужу об
этом, исхоля из их численности, ‘их пре-
красных атлетических фигур... и их оче-
видных умственных способностей, которые
чрезмерно недооцениваются: они активные
работники во всех необходимых произвол-
ствах. Я надеюсь, что наступит день, когда
они пред’явят требования на собственные
права...

3 июля 1832 г. Путевой дневник. Бра-
зилия. Там же, стр. 476.

Никогда я не читал газет с таким глу-
боким интересом, как теперь: Северная
Америка не отдает справедливости Англии;
я не видел и не слышал ни одной души,
которая не была бы на стороне Севера.
Немногие, в том числе и я, желают да-
же. — хотя бы ценою потери миллиона
жизней, — чтобы Север провозгласил кре-
стовый поход против рабства. С течением
времени миллион страшных смертей оку-
пился бы делом гуманности.

Из письма к американскому ботанику

Аза Грею, от 5 ‘июня: 1861 г. _

—ШЙЙшЙЙЙЙШЙ—Й^Й

Бюст Ч. Дарвина, установленный на

территории ленинградского филиала

Всесоюзного института эксперимен-
тальной медицины.

В то время как учение Дарвина дает
об’яснение прогрессу, наблюдаемому в раз-
витии органического мира, Tak называе-
мый неоменделизм, сводящий  изменчи-
вость к перекомбинации различных задан-
ных бесконечное количество поколений на-
зад признаков, прерываемых лишь мута-
ционными скачками, — представляет co-
бой теоретический фундамент для столь
модной в некоторых странах теории пре-
имущества той или иной` расы; будто бы
владеющей наилучшим запасом генов, или
богатых ‘классов, будто бы являющихся
также монопольными «владельцами» этих
0с0бо цейных генов. fh

Нам также трудно и нынё найти науч-
ное об’яснение факту успехов ‘небменде-
лизма, в противовес дарвинизму; во вея-
ком случае ясно, ‘что причины этому
не столько” научного, сколько” политиче-
ского характера. Опенивая успехи менде-
лизма в начале двадцатого столетия, Тими-
рязев видел в них «вторжение клерикаль-
ного и напионалиетического элемента в са-
мую светлую область человеческой дея-
тельности...» (К А. Тимирязев—«Мен-
дель», Энциклопедический словарь Гра-
ната, т. 28, стр. 454).

Фашистекое использование ‘неоменде-
лизма для своих политических целей це-
ликом подтверждает эту тимирязевскую
оценку менделизма. т

Вогла дарвинисты критикуют позицию
неизменности генов, противники дарвиниз-
ма вместо того, чтобы ветупить св откры-
тым забралом в бой, подымают крик: «ВЫ
отрицаете существование родов и видов».

Вогда дарвинисты критикуют чрезмерное
увлечение классификацией н неправиль-
ности в классификационных таблицах го-
мологических рядов, противники дарвиниз-
ма подымают крик: «вы против класси-
фикациих.

Когда дарвинисты ‚критикуют теорию,
противопоставляющулю генотип фенотипу ий
исключающую влияние фенотипа на гено-
тин, противники дарвинизма  подымают
крик: «вы ламаркисты, вы проноведуете
передачу по наследству любого изменения
фенотипа».

Когда дарвинисты критикуют  антидар-
винистское направление в генетике, про-
тивники дарвинизма подымают крик: «вы
ликвидируете генетику».

Нечего говорнть о том, что такие не-
серьезные доводы ничем не подкренят по-

au yuan ee вру ео

кругой, больше всех занимались меньше-

‘  всякого

ave

SSS че

JTumepamypa
о эволюционной. теории

На последней сессии Всесоюзной акаде-
мни сельскохозяйственных наук им. Ленина
развернулась острая, страстная дискус-
сия по вопросам современной селекции и
генетики. Она снова резко подчеркнула ог-
ромное значение эволюпионной теории, как
теоретической основы биологии, и иалю-
стрировала все растущую у нае потреб-
ность в углубленном изучении дарвинизма.

В наше время трудно представить себе
образованного врача, биолога, агронома,
животновода, учителя и т. п. без знания
основ. эволюционной теории. Более’ того.
лискуссия по вопросам генетики лишний
раз показала, что разрешение коренных
вопросов практической работы по выве-
лению новых сортов ` растений; новых по-
рол животных. по увеличению урожайно-
сти ит. п. тесно связано с правильным
пониманием основ эволюционной теории. То
же самое можно сказать и о современной
физиологии, анатомии и многих других
бпологичееких дисциплинах.

Co времени Ч. Дарвина эволюционная
теория из года в тод обогащалаеь огром-
ным множеством фактических, экспери-
ментальных данных, неизменно полтверж-
дающих и укрепляющих основные положе-
ния дарвинизма. Вместе с тем эволюпи-
онная теория, пожалуй, больше, чем ка-
кая-либо другая естественно-научная тео-
pus, стала об’ектом ожесточенной клас-
совой борьбы B буквальном смысле
слова. Передовые и прогрессивные эле-
менты ‚в науке и общественной жизни,
как, набример, Гексли, Геккель, И. М.
ченов, В. А. Тимирязев и многие другие,
опирались на учение Ч. Дарвина. Известно
также, что великие учителя научного ком-
мунизма высоко ценили дарвинизм, как
передовую последовательно  материали-
етическую  естественно-научную теорию.
Маркеу принадлежат следующие строки:
«Очень большое значение имеет работа Дар-
вина, она годится мне как естественно-науч-
ная основа исторической борьбы классов»‘).

В. И. Ленин пиеал, что-Дарвин «впер-
вые поставил биологию на вполне науч-
ную почву, установив изменяемость видов
и преемственность между ними» °). 6

Консервативные и реакционные элемен-
ты резко выступали против дарвинизма.
Борьба велась с различных позиций, начи-
ная от богословских догм, пеевдонаучного
«психоламаркизма» и кончая различными
видами фальсификации самого дарвинизма.
Из этих фальсификаций самой реакцион-
ной и вредной по своим последствиям и
поныне является так называемый «нео-
дарвинизм», или вейсманизм.

В советских условиях извращением дар-
винизма, с одной стороны, восхвалением
и оголтелой ‘пропаганлой наиболее реакци-
онных, мистических идей вейсманизма—с

виствующие идеалисты: М. Левин, С. 1е-
вит, А. Серебровский и в особенности
Агол, оказавшийся презренным наймитом
фашиетской охранки, активным участни-
ком троцкистекой террористической банды.

Правильному пониманию  закономерно-
стей эволюционного процесса много меша-
ли также и механисты: Перов, Е. С. Смир-
нов и другие с их проповедью ламаркизма
против дарвинизма. Г

В итоге многолетней «деятельности»
рода консервативных, лжеуче-
ных шарлатанов, двурушнически замаски-
рованных проповедников мракобесия, имею-
щаяся литература по эволюционной теории,
особенно «популярная», оказалась засорен-

1) К. Маркс и Ф. Энгельс.
том ХХУ, стр. 377.
*) В. И. Ленин. Сочинения, т. 1, стр. ‘63.

Сочинения,

зиции антидарвинистов. Речь идет о том,
чтобы обеспечить дальнейшее развитие
генетики с точки зрения теории развития,

обеспечить развитие генетики как науки,

вместо превращения тенетики в служанку
ведомства Геббельса. Только это даст воз-
можноеть перевести эту науку, находя-
шуюся пока на самых первых этапах сво-
его развития, на высшую ступень. Только
это’ даст возможность нашим генетикам
заслужить уважение всех прогрессивных
ученых во всем мире. Такое развитие, ге-
нетики, идущее по дарвинистскому пути,
необходимо современному человечеству.

Для ясности повторяем:

дарвинисты не против генетики, дарви-
нисты — за генетику;

дарвинисты не против генетики, но дар-
винисты против фашистского извращения
генетики и фашистекого использования ге-
нетики в политических целях, враждебных
прогрессу человечества;

винисты против превращения генетики в
науку, имеющую своей задачей доказать
‘недоказуемое — неизменность генов;

виниеты против легкомысленных попыток
использовать лжегенетику для низверже-
ния теории развития Дарвина.

Коротко говоря, дарвинисты-—за успеш-
вое развитие генетики, как науки, рабо-
тающей над об’яснением явлений наслед-
ственности и изменчивости и идущей по
дарвинистскому пути.

Нечего говорить о том, что переход ге-
нетнки на эти рельсы ничего общего не
имеет с «ликвидацией генетики» и раз-
тромом генетики, в чем дарвинистов не
прочь обвинить в отрет на критику их
ошибочных положений именно те «генети-
ки». которые пытаются превратить ген9-
тику в орудие реакпионной политической
игры, Факт, во всяком случае, что лиле-
ром генетиков, спасающих генетику от дар-
винизма, не прочь выступить тот самый
акалемик Кольцов, который до сих пор не
нашел, например, времени для того, что-
бы разделаться со своими теоретическими
положейиями следующего рода:

«...было бы достаточно предположить,
что законы Менделя были бы открыты
всего веком ранее: русские помещики
и русские  прабовладельцы, имевшие

‹ами своих крепостных и   чить молодежь пользоваться в своей работе
власть над брака р сражаются -на гной

таза    похих ДЕ ApyLY USUTBL,

1 временных сочинений по эволюционному

ты

ной ненужным, вредным, пеевдонаучным
хламом.

В широких вругах советской обществен-
ности наблюдается огромное стремление
изучать эволюционную теорию по церво-
источникам: по произведениям Ч. Дарвина,
Т. Гекели. 3. Геккеля. К. А. Тимирязева
и др. Государственное издательство биоло-
тической и медицинской литературы (Био-
медгиз)/^ в послелнее время приступило к
изданию ряда сочинений по эволюцион-
ному учению как классиков, так .и совре-
менных ученых.

Прежде всего ‘надо отметить начатое
фундаментальное издание сочинений Ч. Дар-
вина. Оно задумано как’ наиболее полное
из выходивших когда-либо, как у нас, так и
за границей, собраний сочинений Дарвина.
№ участию в излании привлечены акале-
мики В. Л. Комаров и Н. Г. Холодный,
профессора Н. С. Шатский, А. П. Ильин-
ский, А: Д. Некрасов и др. 06 этом изла-
нии, два первых тома: которого уже вышли
в свет. известный английский публицист
Кроузер в евоей книге «Советская наука»,
вышедшей нелавно в Лондоне, говорит как
о крупном событии. Указывая, что и в
Англии до настоящего времени нет акале-
мического собрания’ сочинений Дарвина,
он пишет: «Нам; англичанам, становится
стыдно за евое отношение к великому CO-
отечественнику».

В настоящее время закончена подготов-
ка к печати Ш тома («Происхождение
вилов») И близится к окончанию подго-
товка к печати IV и \ томов («Измене-
ния домашних животных и культурных ра-
стений» и «Происхождение человека»). Все.
эти три тома должны выйти в: 1937 го-
ду. Заканчивается редакционная обработ-
ra VI, УП и УШ томов, заключающих 60-
танические работы Дарвина, и IX, X, XI
томов, содержащих ‘письма Дарвина и био-
графические материалы.

Наряду с изданием ‘сочинений Дарвина
издательство приступило к выпуску в- свет
ряда классических работ других авторов,
изучение ‘которых необходимо для более
глубокого ознакомления с’ историей” эволю-
ционного учения. В 1935 году вышел” в
свет первый том «Философии зоологии»
Ламарка пох редакцией проф. В. П. Карно-
ва, с вволной статьей академика В. 1. Во-
марова. Второй том «Философии зоологии»,
впервые появляющийся в русском перево-
пе, подготовлен к печати и выйдет в ны-
нешнем году. В 1936 голу вышло (впервые

на русском языке) сочинение сподвижни-  .

ка и друга’ Дарвина А Р: Уоллеса «Тропи-
ческая природа». Печатается книга Кювье
«Рассуждение о переворотах на земном ша-
ре». В нынешнем году должна выйти ра-
бота крупнейшего пропагандиста учения
Дарвина — Эрнста Геккеля — «Естествен-
ная история миротворения», а также’ ряд
других классических популярных изложе-
ний дарвинизма. Среди них на первом ме-
сте— превосходная работа К. А. Тимиря-
зева «Исторический метоп в биологии»,
представляющая собой одно из наиболее
четких изложений учения Дарвина.

Во весь рост стоит задача издания с0-

учению, как популярных, так и специаль-
ных. В этой области сделано еще очень
мало.

Широкое’ распространение идей дарвиниз-
ма требует не только ‘издания литературы
пб эволюционной -теорин. В последнее вре-
мя настоятельно ощущается потребность
в том, чтобы сделать эволюционную тео-
рию самостоятельным предметом преподз-
вания в тех учебных заведениях; в кото-
рых биологические дисциплины занимают
видное место.

В. КАГАНОВ.

рабов, могли бы достигнуть, применяя
учение о наследственности, очень круп-
ных результатов по выведению специ-
альных желательных пород людей...»

Единственным методом улучшения че-
ловеческой поролы «может служить лишь
подбор производителей, a отнюдь не
воспитание людей в тех или иных усло-
BHAX, или те или иные социальные
реформы или перевороты».

«Благодаря под’ему культуры и рас-
пространению идеи равенства борьба за
существование в человеческом обществе
потеряла свою остроту и благодетельный
естественный подбор почти прекратился».

«...сохранение представителей актив-
ного типа имеет абсолютную генетиче-
‘скую ценность вне зависимости от их
временного фенотипного образа мыслей...»

«После революции, в особенности дли-
тельной, раса беднеет активными эле-
` ментами...»
Дарвинизм представляет собой в области
естествознания такую вершину человече-
ской мысли, такое достижение буржуазного
общества, которое наше. социалистическое
общество должно принять, использовать и
развить дальше. Принять не в том смыеле
чтобы каждое слово Дарвина преврашать в
канон, но в том, чтобы овладеть учением
Дарвина, как единственным пока научным
обоснованием теории развития органическо-
го мира. ‘ =
Задача советских ученых состоит в том,
чтобы овладеть с одинаковой силой как
суммой всех фактов, векрытых современ-
ным естествознанием, так и методом диа-
‘лектического ` материализма, и научиться
применять метод диалектического материа-
лизма к фактам, данным современным
естествознанием, и к результатам собствен-
ных экспериментов. Такие ученые смогут
на более высоком уровне фактов, с помощью
теории диалектического материализма, сде-
лать в новом обществе для понимания
теории эволюции то, что Дарвин сделал
в обществе капиталистическом. Тем более
мы должны ценить и изучать Дарвина.
Мы должны добиться того, чтобы студен-
начали изучать Дарвина и чтобы его
изучение состояло не в том, чтобы дока-
зать, Что такое-то насекомое у Дарвина
описано неточно, а в том, чтобы научить
эволюционной теории молодежь, чтобы нау-

плотиной, очищено.

oe 1 мА
к

Вх

—троцкисты.

ПИСЬМО ЧАРЛЬЗА ДАРВИНА
КАРЛУ МАРКСУ

В 1873 г.`Маркс послал великому
естествоиспытателю экземпляр перво-
го тома «Капитала». В ответ он по-
лучил следующее письмо:

«1-ое  октября‘ 1873 г.
Милостивый государь.

Благодарю Вас за честь, которую
Вы мне оказали, послав мне Ваше ве-
ликое произведение «Капитал». Я от
души желал бы быть более достойным
этого подарка, т. е. лучше понимать
глубокие и важные политико-экономи-
ческие вопросы. Хотя мы исследуем
совершенно различные области, однако
я полагаю, что оба мы серьезно же-
лаем распространения знания, и что
знание это будет в конце концов спо-
собствовать счастью. человечества.

Остаюсь! преданный Bam
Ч. Дарвин».

sg
ИЗ ПИСЬМА ВИДНОГО АНГЛИЙСКОГО
УЧЕНОГО-АНТИФАШИСТА
ПРОФ, ХОЛДЕНА В БИОМЕДГИЗ.

Очень благодарен вам за два прекрасно
изданных тома сочинений Дарвина. Я не
имею, конечно, никаких возражений про-
тив опубликования моей статьи где угод-
но, за исключением того, что она устаре-
ла. Более детально изучая Энгельса, я на-
хожу, что я могу дать гораздо более диа-
лектическое истолкование эволюционного
процесса.— работа, которую я надеюсь в
скором времени завершить. Однако в по-
следнее время моя теоретическая работа
(как и должно было быть) несколько на-
рушена жизнью, так как я находился в
Испании в качестве технического советни-
ка при Народном правительстве.

Таким образом, понадобится несколько
месяцев, прежде чем я смогу вернутьея к
статье, так как я надеюсь в ближайшее
время) снова отправиться в Испанию, 8
при таких обстоятельствах сказать что-ли-
бо точно относительно будущего невозмож-
но. Вам будет интересно узнать, что Джон
Юсрифорл, один из правнуков Чарльза Дар-
вина, недавно убит в Испании, сражаясь в
качестве члена Интернациональной бри-
гады.

Преданный вам Дж. Б. С. Холден.

Титульный лист первого издания ра-
боты Дарвина «Происхождение видов
путем естественного отбора».

дарвиновской теорией развития. Вот почему
издание настоящих классиков и в особен-
ности быстрое высококачественное издание
сочинений Дарвина и Тимирязева является
первейшей задачей сельскохозяйственного
издательства.

Несколько слов в связи с этим о Тимиря-
зеве. «Жизнь растений» Тимирязева до
сих пор служит учебным пособием в Ан-
глии. А у нас, к стыду нашему, этот заме-
и трух Тимирязева не использует-
ся как учебник. Между тем Тимирязев был
образованнейшим человеком своего времени,
блестящим знатоком Дарвина. Тимирязев
в отличие от некоторых современных дар-
винистов в кавычках, для которых имя
Дарвина служит зачастую щитом, прикры-
вающим от критики теорию ‘неизменности
генов,— развивал учение Дарвина, как
теорию, эволюции органического мира. Бу-
дучи блестящим физиологом, он умел, так
же как это делал Дарвин, эмпирические
открытия современной ему науки и свои
эмпирические открытия освещать под уг-
лом зрения теории ‘развития, раесматри-
вать их во взаимной связи, вскрывать на
их основе законы развития природы.

Недавно мы слышали, как один из круН-
ных ученых нашей страны, защищаясь бт
удара Тимирязева по менделистам, бросил
Тимирязеву упрек: он-ле был прежде
всего полемистом, который ради красного
словпа не жалел и отца, и потому-де не
всякое его слово надо принимать всерьез.

ечего. и говорить о том, что этот упрек
Тимирязеву совершенно не обоснован. Ти-
мирязев был действительно блестящим по-
лемистом и популяризатором, но он был та-
KOBEIM не в ущерб научности, а, наоборот,
именно потому, что он был настоящим уче-
ным-материалистом и лналектиком, он умел
популярно и, где нужно, остро полеми-
чески (полемически против антидарвини-
стов) излагать свои мысли. Вспомните хотя
бы известные в свое время статьи Тимиря-
зева о Дарвине, наследственности, измен-
чивости, отборе и против попыток заменить
дарвинизм менделизмом, помещенные в сло-
варе Граната. Они до сих пор остаются
таким же образцом краткого, научного и
точного изложения сути дарвинизма, как
помещенное в TOM же словаре Граната
ленинское изложение учения Маркса
остается образцом краткого, научного и
вместе с тем абсолютно популярного изло-
жения сути марксиама.

ay re