13 АПРЕЛЯ 1937 Г. № 102 (7088)

Архитектура,
для, пейзан

ПР

а
Te ee ee eee —224

Se a ee ee

Sy eee eee

АВДА.

seedy 2 case +

СЕ

ОБЗОР ПЕЧАТИ

(Словесные выкрутасы_

РЕ

«Человеку, находящемуся на вы-
соком уровне развития, подчас бы-
вает трудно. вразумительно говорить
с теми, кто стоит ниже его по
образованию».

Дм. Тихменев (газета «Знамя

МЕ Валуйки, Курской обла-

‚ Почти в каждом номере валуйской рай-

онной газеты «Знамя коммуны» можно

найти какое-либо произведение за под-

‚ писью Дм. Тихменева. Он нлодовит и раз-

нохарактерен: он пишет заметки, статьи,

› очерки, рассказы, фельетоны, театральные
„ рецензии и так далее.

С одинаковой легкостью и развязностью

‚он пишет о чем угодно. И пишет так, как

‚ему, Тихменеву, заблагораесудится. Ero co-
_чинения никем не редактируются, не
исправляются. Он, как видно, считается ге-
нием в районном масштабе, и робкий ре-
‚ Дактор не смеет прикоснуться к его руко-
„.ПИСЯМ.
Й тот высокомерный афоризм, который
оставлен нами эпиграфом, характеризует
_ журналистскую работу Тихменева. Он счи-
тает себя «на высоком уровне развития»,
а всех остальных граждан района людь-
МИ, КТО «стоит ниже его по образованию».
-` Мы внимательно прочитали писания
этого журналиста за последние девять ме-
сяцев. И, кроме трескотни и пустозвонства,
ничего” другого обнаружить не смогли.

Вот Тихменев решил поговорить о 60-
временных, советских людях. В очерке
«Лве фигуры» он так подошел к этой
теме:

«Посмотрите повнимательней, посмо-
трите на лица и движения окружаю-
щих нас людей, советских людей. Как
тверды, уверенны: и бодры они — эти
движения и лица... Люди этого времени
и не могут быть иными; с точки зрения
прошлого` это — «сверхлюди».

Твердые лица и твердые движения —
вот что, оказывается, характеризует чест-
ных советеких граждан — «еверхлюдей».

Совсем недавно Дм. Тихменев поместил
в газете очерк «13-06», в котором опиеы-
вается путь одной стахановки. Тихменев
доказывает, что женщине «везло» именнз
в «роковое» 13-е число: 13-го ее избрали
в совет — «управлять людьми и воспиты-
валь их». 13-го она разыскала своего быв-
шего мужа, скрывавшегося от уплаты али-
ментов. 13-го ее сын. поступил в вуз.
13-го она «стала на заводе знатной ста-
хановкой»... Вся эта белиберда приводитея

для того, чтоб доказать, что «суеверен тот,
вто еще не просвещен и не верит в себя».

предложением открыть в Валуйках цветоч-
ный магазин. Ничего предосудительного в“
этом нет. Но вот как подошел к этой теме
автор. Начал описывать цветы...

Решил однажды Тихменев выступить ©

«Здесь и обаятельные хризантемы,
как бы ощетинившие свои изящные ле-
пестки навстречу любой неосторожно-
сти.. анютины глазки, напоминающие
взор любимсй девушки... Сколь дина-
мичны подчас узоры головок и листьев!
Сколько самого безудержного разно-
образия контуров и окраски!.. Цветы
яркими звездами, мелким бисером,
плавными лианами, каскадами гирлянд,
бурными кострами и ракетами букетов
заполонили квартиры». ;
Описывая горжилеоюз, Тихменев под-

черкивает, что «повсюду дохлыми устри-
цами виднеютея плевки». Говоря 0б одном
стахановце транспорта, Тихменев не может
удержаться, чтоб не сказать:

«Он вызовет в вашем воображении’
какой-то гигантский музыкальный ин-
струмент: струны серебристых рельсов,
лады ровных шпал».

Й так далее, и так далее.
Вместо простого, понятного и в то же

время живого, образного, литературного
языка — заумничанье, трюкачество, `надру-
тательство над читателем. В особенности
же этот автор распоясывается, когда начи-
нает писать о тватре. А о театре он пишет
часто и охотно. И пишет он вот как:

«Надо, чтоб спектакль создал нуж-
ное ОТЛОЖЕНИЕ в мысли и чувстве
зрителя... «Геометричность» поз, «цир-
кульность» движений, стандарт в мизан-
сценах... От излишней неврастенично-
сти артистка Нильская (в данном слу-
чае Луара) стала похвально отказы-
ваться от излишней неврастеничности...
Декорации ‘на этот раз значительно
острее, конструктивно больше оправ-
данные, хотя и не богатые»...

Писания Тихменева кладут отпечаток на
все лицо валуйской газеты. Уже у Тихмене-
ва, судя по другим статьям в газете «Знамя
коммуны», появились подражатели. Й есть
опасность, что подобные, может быть и спо-
собные, журналисты. поплывут по течению
в погоне за пустыми, звонкими словечками
и потеряют всякое уважение у читателя.
Он, читатель, прекрасно понимает, что,
если литератор начинает так «красиво»
разговаривать, то это признак отсутствия
у него идей, мытелей, знаний.

«БИБЛИОТЕКА

По инициативе товарища Сталина, подго-
товлена и выпущена специальная «Библио-
тека командира». Издание «Библиотеки» —
большое и сложное дело. Некоторые книги
из классической военной литературы зано-
во или впервые переводились . на, русский

` язык. Исли учееть, что каждый командир
получает восемьдесят книг, можно себе
представить, какое огромное количество ли-
тературы выпущено Государственным воен-
ным издательством.

«Виблиотеки командира» уже рассыла-
‘ются в воинские части. Вчера в Москве,
в концертном зале Центрального Дома

Красной Армии «Библиотеки» получали
командиры двух столичных дивизий —
Пролетарской и Особой кавалерийской имени
(Сталина. Раздача «Библиотеки» носила
торжественный характер. Начальник полит-
= управления Московского военного округа
“армейский комиссар 2-го ранга тов.
_Аронштам рассказал командирам историю
`возникновения «Библиотеки». ;
-— Все строевые командиры: ° получают
«Библиотеки» бесплатно. Это действитель-
но прекрасный подарок, характеризующий
сталинскую заботу о людях, о военных
< кадрах, об их культуре и росте, — говорит
тов. Аронштам.

Начальник Государственного военного
‚ издательства комдив Белицкий рассказал
„ командирам, из каких книг составлена

«Библиотека».
— Здесь, — говорит он, — вы найдете

a SS eS

етвертый

На-лнях выходит в свет последний, че-
твертый том повести А. М. Горького
«Жизнь Клима Самгина». Как правильно
товорится в предисловии, составленном ко-
миссией по приемке литературного наслед-

“erpa и переписки А. М. Горького, эта ру-

копись имеет в наследии Горького наи-
большее значение. Она завершает самое
крупное произведение Алексея Максимо-
Buda. .

«Сорок лет»— таков подзаголовок «Жиз-
nu Клима Самгина», таковы исторические
рамки повести. История России за эти ©0-
рок лет — примерно е середины. восьмиле-
сятых годов прошлого столетия до 1917
тода — ознаменовалась величайшими поли-
тическими событиями н историческими
слвигами. Рост рабочего класса, споры
марксистов с народниками о путях разви-
тия капитализма в стране, выход отече-
ственной буржуазии на империалистекую
дорогу, переход революционного движения
к новым формам в связи с завоеванием в
нем гегемонии рабочим классом, создание
большевистской партии, поражение  цар-
ской России в войне с Японией, револю-
ция 1905 года и тоды реакции, затем но-
вый полем революционного движения, им-
периалистская бойня, февральская  рево-
оция 191% г.’ как преддверие великой
Октябрьской социалистической революции,
—= таковы эти грандиозные события и
сдвиги. -

Отразить их в художественном произве-
дении, показать панораму движения клас-
сов, связать действующих лиц В единой
сюжетной ‘линии повести — задача муже-
ственная, требующая громадного художе-
ственно-синтетического дарования, посиль-
ная — в исторической перспективе — IH,
для немногих писателей мирового значения.
Эта задача выполнена А. М. Горьким.

Русская литература знает несколько
произведений, художественно воплотивших

_в cede целые периоды истории страны и

КОМАНДИРА»

шесть маркоистско-ленинских книг по 0с-
новам военного дела. Труды Фридриха“ Эн-
гельса: его военно-теоретические и военно-
исторические работы. Перевод военных
очерков по истории войны Франца Меринга.
Статьи и речи Фрунзе, Воропилова, работа
товарища Ворошилова «Сталин и Красная
Армия». Здесь вы найдете работы военных
деятелей и полководцев: Клаузевица —
«0 войне», Мольтке — «Военные поуче-

ния», Шлиффена — «Канны» и Фоша —

«0 ведении войны». В «Библиотеке» ши-
роко представлены советские военные спе-
циалисты. ^

На сцену выносят упакованные связки
книг. Первыми «Библиотеки» получают
командиры Особой кавалерийской / дивизии
имени Сталина. Бригадный комиссар Ста-
тут, майоры Донец, Муравьев и Калмыков,

старший лейтенант Воробъев,. капитан 1е-`

бедев. Один за другим выходят командиры
полков, эскадронов, начальники штабов, по-

лучают книги, благодарят. От имени ко-.

мандного состава дивизий — и  Пролетар-
ской, и имени Сталина — выступил май-
ор Муравьев.

— Вот мы снова видим, — говорит он, —
хак заботится о командных военных кад-
рах наша партия. Мы приложили все уси-
лия, чтобы быть верными сынами великой
партии и великого народа.

В течение ближайших дней в частях
Московекого и других военных округов бу-
‘дет продолжаться выдача «Библиотек»,

Е ЕН ВВ Е НЕЕ,

И. ЛУППОЛ

ТО

ского, «художественная энциклопедия рус-
ской жизни» двадцатых ходов ХГХ века;
таковы «Мертвые души» Н. В. Гоголя, эта
проникновениая и печальная поэма о жиз-
ни дореформенной феодально-крепостниче-
ской Росеии; такова «Анна Каренина»
Л.Н. Толстого, в которой он «чрезвычай-
но ярко выразил, в чем состоял перевал
русской истории» (Ленин) в период. после
1861 года и.до 1905 года. К этим бес-
смертным произведениям примыкает по
своему познавательному и художествеяно-
му значению и «Жизнь Клима Самгина»
А. М. Горького, — эта эпопея русской
жизни за сорок
Октябрьской социалистической революции.
Словно желая затруднить и усложнить
свою работу, Алексей Максимович поста-
вил в центре повести Клима Самгина,
разновидность буржуазного интеллигента —
«аппарат не столько мыслящий, сколько
рассуждающий», не столько действующий,
сколько ужом выющийся среди навалив-
шихея на него событий и лиц. т
Еще только задумывая свою повесть 0
Самгине, Горький писал Ромэн Роллану,
что он берется за трудное и подчас скуч-
ное дело, потому что придется писать 0
людях, которые очень много говорят и ма-
ло действуют. Среха говорливой буржуаз-
ной интеллигенции представлена Горьким
с изумительной точностью и с поражающей
силой художественного обобщения. «Жизнь
Клима Самгина» еёть своеобразная фено-
менология сознания довольно распростра-
ненной разновидноёти российской буржуаз-
ной интеллигенции. Клим Самгин стано-
BUTCA многозначительным типом российской
жизни, дополняющим галлерею созданных
нашими классиками литературных типов.
Значение повести А. М. Горького будет
повышаться от пятилетия к пятилетию, по-
добно тому, как возрастает на наших гла-
зах историческое и художественное значе-
ние «Петства» и «Матери».
IV rom «Жизни Клима Самгина» остал-

МАЛЫ
\y

Deas

лет, предшествовавших.

проф. А.

Народный артист республики

музыкальной. школы при

музыкального фестиваля;

Библиотеки

Куйбышевской -области

КУИБЫШЕВ, 12 апреля. (Корр. «Прав-
ды»). Уже в годы советской власти в Куй-
бышевской области было создано 23 город-
ских, 232 сельских и 500 колхозных би-
блиотек. Книжный фонд этих ааа пре-
вышает 2 миллиона ‘томов.

В этом году в области открывается 3 го-

родских, 40 районных и 500 колхозных
библиотек.
` На-днях исполняется 45-летний юбилей
пензенской библиотеки имени Лермонтова.
До революпии она имела всего 11 тыеяч
книг и около тысячи читателей. Теперь в
библиотеке более 50 тысяч книг. Имеется
детское отделение и специальный передвиж-
ной отдел, обслуживающий колхозы и го-
родекие предприятия. Число постоянных
читателей превышает 13 тысяч.

—о—

„ВИНОГРАД

НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

ЛЕНИНГРАЛ, 12 апредя. (Корр. «Прав-
ды»). В 26 километрах от Владивостока иа-
ходится опытная станция Всесоюзного ин-
ститута растениеводства. По сведениям, по-
лученным в секции виноградарства этого
института. Дальневосточная опытная стан-
ция ведет большую работу по созданию HO-
вых сортов винограда, пригодных для Mac-
сового разведения. па Дальнем Востоке.

В прошлом году на территории станции
был заложен первый на Дальнем Востоке
опытный виноградный питомник. Здесь сей-
час ведутся опыты скрещивания амурекого
дикого винограда с лучшими американеки-
ми. европейскими и мичуринскими хололо-
стойкими сортами.

В этом же питомникё, а также в не-
скольких дальневосточных колхозах испы-

сорта винограда.

лима Самгина»

некоторые места;
главы (Алексеем Максимовичем были на-
бросаны, лишь отдельные заметки), посвя-
щенные приезду В. И. Ленина в Петрограл
в зпреле 1917 года. Известно, что. А. М
Горький собирался перенести первые гла-
вы Г” тома в конеп Ш тома, несколько
изменив, таким образом, внешнюю структу-
ру повести. Известно также, что он хотел
придать более сжатую форму всей пове-
сти. Алексей Максимович ‘работал над сво-
им последним литературным произведени-
ем до последних недель жизни.

B IV томе находят раскрытие’ и -завер-
шение многие образы из первых трех то-
мов. Приходится только’ поражаться тому,
как тонко и умело раскрывает Горький
характеры своих героев в сквозной сюжет-
ной линии всех четырех томов. Прежде
всего это относится к образу Клима Сам-
гина.

Читатель ° помнит, как уже в детстве
окружавшие Самгина взрослые, в особен-
ности его мать. «выдумывали его», как,
поняв это, Самгин стал «выдумывать» сам
себя. На протяжении повести Горький рас-
крывает подлинную сущность Самгина.
IV tom подводит итоги. Вот как отзывает-
ся о. Самгине Лютов, этот. «московский,
первой гильдии, лишний человек»: «все
люли для тебя безразличны, ты презира-
ешь людей. Держишь — как песок в кар-
мане — умишко второго сорта и швыряешь
в глаза людям, понемногу, щенотками, a
настоящий твой ум прячешь до времени,
когла тебя позовут в министры».

Самгин о себе’ чрезвычайно. высокого
мнения. Он рассуждает: «Мне уже скоро
сорок лет. Это — более чем половина жиз-
ни. С детства за мною признавались ис-
ключительные способности. Вею жизнь я
испытываю священную  неудовлетворен-
ность событиями, люльми, самим codon.
Эта неудовлетворенность может быть толь-
ко признаком большой духовной силы».

Клим Самгин, этот незадачливый «сверх-

Московской
И. В. Васильева среди своих учеников — участников предстоящего детского

тываются наиболее холодостойкие южные

ES ist. ЕЕ SE ЕР.

отсутствуют последние

Б. Гольденвейзер и директор детской
государственной консерватории

Фото М. Озерского.

Выставка

Рембрандта

ЛЕНИНГРАД, 12 апреля. (Корр. «Прав-
ды»). Государственный Эрмитаж организу-
ет больную выставку произведений вели-
кого толландекого художника Рембрандта.
На выставке будет представлено богатей-
шее собрание картин Рембрандта, храня-
щихся в Госуларственном Эрмитаже, а так-
же доставленных из Москвы и других го-
родов. Большое место уделяется рисункам,
гравюрам и ®фортам.

Выставка открывается 3 мая.

—о

ШКОЛЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

ХАРЬКОВ, 12 апреля. (Корр. «Правды»).
Стахановны заводов, фабрик и колхозных
полей все больше и больше втягиваются
в школы среднего образования для взро-
слых, в которых обучение проходит без
отрыва от производства. Сеть этих Школ
увеличивается. В прошлом году в Харь-
ковской области их было 116, теперь—236.
В 187 сельских школах для взрослых
обучается 7.961 человек.

В ближайшее время состоится первый
массовый выпуек учащихся, получивших
полное среднее образование.

—о—

ВОКЗАЛЫ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ

ДОРОГАХ ГРУЗИИ -

ТБИЛИСИ, 19, апреля. (Корр. «Правды»).
Тысячи туристон проезжают ежегодно по
автомобильным дорогам Грузии. Ho до по-
следнего времени для пассажиров не было
создано даже элементарных условий отдыха
в пути.

В этом году в Насанаурн.и Базбеке
строятся благоустроенные вокзалы с зала-
мп ожидания, буфетами, парикмахерекими.
На других станциях Военно-Г рузинской до-
роги — Душети, Коби, Гудаури и Japee для
отдыха пассажиров будут построены па-
ВИЛЬОНЫ.

ское обоснование своего
тяжении всей жизни:

силует ero. Есть что-то...

моей связи с  действительностью.

ГУ...
окружающее иначе, как в целях

творных влияний».

Однако, этот играющий в независимость

человек, который, по выражению Дронова,
«монументально молчит, как бронзовый»,
вынужден в конце концов раснтифровать
характер своей «независимости» от
ствительности: «Мое участие в московском

восстании, — товорит Самгин,—об`яеняет-

ся топографией места, — я жил в доме ме-
жду двумя баррикадами».

Эта «междубаррикалная» позиция Сам-
тина приоткрывается Горьким еще в 1
ме, но здесь она пока сказывается лишь в
быту.

В последней части повести Горький рас-
крывает  идейно-политическую сущность
Самгина. Пред нами выступает в конец

развенчанный Самгин. Его. «литературное
наследство», его культурное достояние с9-
ставляют: политическая философия Кон-
стантина Феонтьева, «Дневники» Достоев-
ского, «Московский сборник» мракобеса и
черносотенца К. Победоносцева, брошюрка
ренегата Льва Тихомирова «Почему я пе-
рестал быть революционером».

Как гласит одна йз записей А. М. Горь-
кого к последним главам повести, у Сам-
гина «ощущение: Л(енин) личный враг».
Й- далее: «Было странно и очёнь досадно
вспомнить, что имя этого человека гремит,
что к словам его прислушиваются тысячи
людей».

Но то, что «странно и. очень досадно»
лля Самгина, понимает европеизированный
купец: «Если, говорит он о 1905 годе, —
в столице, где размещен корпус гвардии,
существует Департамент полиции н еще
многое такое — оказалось возможным ше-
стинедельное существование революцион-
ного Совета рабочих депутатов, если в03-
можны в Москве баррикады, во флоте

—

восстания и по всей стране ДЬЯвОлЬСкиЙ

кавардак, так все это надобно понимать

ГЕ ВИА ВЫ SLi eee ee

поведения на про-
«Истина, — думает
он, — се теми, кто утверждает, что дей-
ствительность обезличивает человека, Ha-
недопустимое в
Связь
предполагает взаимодействие, но как я мо-
вернее: хочу ли я воздействовать на
самообо-
рены против его ограничительных и тле-

дей-

TO-

Hama деревня перестраивается. Это нё
подлежит. никакому сомнению, Однако пе-
рестройка перестройке рознь. Перестралвая
свою крепостную деревню И гоголевски
помещик полковник Кошкарев. Чичиков
увидел при в’езде такую картину: «Вся
деревня была вразброску: постройки, пере-
стройки, кучи извести, кирпичу и бревен
по всем улицам».

в у полковника Кошкарева пе-
рестройкой деревни особая «комиссия по-
строения», и действовала она по 060б0му
плану. Сумасшедший полковник хотел сде-
лать из своих крестьян пейзан — картин-
ных мужичков по романтическим повестям,
по Карамзину.

Гоголь ничего не рассказал нам 0, домо-
рощенном. архитекторе полковника Вошка-
рева. А был это, несомненно, человек УМ-
ственный. От его архитектурных проектов
до нас дошли только фрагменты. неболь-
тие отрывки. Вот, к примеру, философи-
ческое его определение крестьянской избы.
Это — «элементарное укрытие от темпера-
турных и атмосферных воздействий при-
роды». Столь же тлубокомысленно совре-
менник этого архитектора определял верев-
ку как «вервие простое».

В основу перестройки деревни наш архи-
тектор положил сочетание «прямолинейной
схемы с криволинейной». В центре —
«присутственные места». На одном из них,
описывает Гоголь, «было написано з0л0-
тыми буквами: Депо земледельческих opy-
дий: на другом: Главная счетная экспеди-
ция: далее: Комитет сельских дел... Сло-
вом, чорт знает, чего не было!»

Крестьяне, конечно, не понимали пол-
ковника Кошкарева п его архитектора. Они
издевались над этими нелепыми затеями.

* * *

Не указывая имени гениального своего
предшественника, архитектор А. А. Таций
изложил основные его мысли в докладе
«Вопросы планировки и благоустройства
колхозных сел» и тезисы этого доклада
предложил Всесоюзному с’езду советских
архитекторов. Мы находим здесь и глубоко-
мысленное определение избы, и сочетание
прямолинейной схемы с криволиненной, и
тому подобную премудрость.

Главное же—архитектор Таций, подобно
своему гоголевскому предшественнику, раб-
сматривает советских крестьян, как выду-
манных пейзан. Ему никакого дела нет до
реальной жизни, до подлинного села, до
действительных процессов, происходящих
в советской деревне. Его план прост: все
сломать, нынешние деревни снести и п0-
строить новые но общему превосходному
плану.

Таций указывает срок, на который рас-
считан его план: пять—шесть лет. За эти
пять лет вся наша страна должна принять
облик, соответствующий тезисам доклада.

От городов идут широкие магистрали.
Но они минуют села. Существующие шоссе
переносятся метров на 200—300 в сто-
рону. От сел к этим шоссе идут свои соб-
ственные «магистрали», — автор, однако,
не’ указывает, должны быть они асфаль-
тированы или можно их покрыть гудроном
или даже только булыжником.

Колхозное село имеет свою собственную
«уличную сеть», которую надо непремен-
но «урегулировать». В тезисах доклада
не указано, как надо оформлять кабинку
ля сельского милиционера, который должен
регулировать движение на основных арте-
риях внутренней ®олхозной уличной сети.
Это — один из немногих пробелов ‘доклада.

В каждом колхозном селе — заметьте, в
каждом! — должны быть построены обще-
ственные здания с «архитектурно-вырази-
тельными формами». Не меньше двадцати
таких зданий предусматривает проект, B
том числе: сельсовет, правление колхоза,
ночтамт (!), телеграф, дом приезжих, сто-
ловУю, детский сад, школу, помещение для
` пожарной охраны, сапожную мастерскую,
портняжную мастерскуто, парикмахерскую,
прачечную, амбулаторию или больницу, ба-
нн, стадион, питомник-базу, хату-лабора-
торию, красный уголок и др. При этом

повести, воспринимает события нового ре-
волюционного под’ема политически более
трезво, нежели Самгин. «Бунт, — говорит
он. — обнаружил слабосилие власти, в0з-
можность настоящей революции, кадетики,
с`ездив в Выборг, как раз скомпрометиро-
вали себя до конца жизни в тлазах. здраво-
мыслящих людей. Теперь-с, ежели проле-
тарий нанг решит итти за Лениным и ©у-
меет захватить с собою мужичка — самую
могущественную фигуру игры, — Россия
лопнет, как пузырь».

А вот как в те же годы начинает оце-
нивать положение дворник Николай, при-
нимавший активное участие в баррикад-
вых боях на стороне рабочих, а затем по-

чальство очень обозлилось за пятый год.
Травят мужиков. Фрата двоюродного моего
в каторгу на четыре года погнали, а шаб-
ра — умнейший, спокойный был мужик—
так его и вовее повесили, С баб и то взы-
скивают, за старое-то, да! Разыгралось на-
чальство прямо... до бесстыдства! А поме-

ствуют вровень с полицией».

показывает Горький нарастание революци-
онной ситуации в стране.

стых словах Николая, и в полуцинических,
полуопасливых разговорах российских бур-

С ‚собой самого Самгина, kak пролетарий
действительно идет за Лениным и больше-
виками и как он «захватывает © собой
мужичка».

Вот несколько относящихся к этому уди-
вительно лаконичных и простых записей
Алексея Максимовича, которые должны бы-
ли войти в последние главы:

«Вогда впервые прошел слух о возмож-
ности приезда Владимира Ильича в Россию,
человек один — сказал весьма ворчливо:

—  Н-ну, этот начнет варить кашу».

Очевидно, к сцене у Финляндекого вок-
зала в момент приезда Ленина относятся
следующие записи:

«Мужик рядом с Климом.

—щ Вот какой... прибыл. Кряжистый.

`«жилые улицы

ЕЕ ЕЕ Е РЕ ЕЕ

бывавигий некоторое время в деревне: «На-.

щики-то новые, отрубники, хуторяне дей-

Так в характерных речах персонажей

я : И хотя nen-
тральной фигурой повести остается Клим
Самгин, читатель чувствует и в речах и в
действиях большевика Кутузова, и в про-

жуа, и в «веховском» резонерстве наедине

проект снисходительно допускает сооруже-
ние бани. и школы для двух сел в одноч
месте. Это како бы исключение из праз-
ла. Но стадион должен быть выстроен в
ближайшие годы непременно в кажд
селе.

Camo собой разумеется, пейзане не могут
жить в нынешних избах. Все постройки.
должны быть снесены. Должны быть пере-
несены и нынешние деревенские улицы,
как проложенные без всякой «своей ориен-
тации». У каждой жилой Улицы должна
быть «своя ориентация»-—в направления
зефира. Ветры, как известно, издавна раз
деляются на сильные— бореи ‘и слабы—
зефиры. По пункту четвертому тезиса ХТ

в своей ориентации долд-
ны избегать направления сильных ветров»,
Пейзанам по традиции полагается зефир:

Тезис второй провозглашает: «Старая
усадьба, обслуживающая индивидуально
хозяйство, потеряла свое значение...> Bye-
сто нее должны быть построены кокетли-
вые коттеджи с передними  верандами я
балконами. Колхозное село превращается в
дачный поседок. Повидимому, и автор про-
екта в своем знакомстве с селом не вых
дил за пределы подмосковных дач.

Перед домом— сад с декоративными ра-
стениями: для красоты. Позади xoma—cay
с тенистыми деревьями: для души, Пот
хозяйственные постройки,  коровник, свл-
нарник, курятник, овчарня, сараи, выгуз
для скота и отдельно выгул для птицы...
Красиво, изящно, уютно. Чего-то, впрочем,
нехватает... Чего? Ах, да! Огорода. Ладно:
тут же и огород. Как вое это разместитея
на 20 га, автора не интересует. Крестья-
нину, конечно, нужны и картошка и лук.
Но пейзане живут зефиром.

Можно ли возражать против этого архи-
тектурного плана по существу? Нет, м
превосходен. Он в одинаковой мере подхо-
дит для пейзан всего мира и всех этот.
Именно так представлял себе идеальное ce-
ло гоголевокий полковник Кошкарев.

Удобство планов такого рода зазлючает-
ca B TOM, что над ними He надо трудитья
п они не требуют реального знакометвь
с реальной жизнью.

У полковника Кошкарева действовал
«комиссия построения», переименованная
ззтем в «Комитет сельских построек».
Архитектор А. А. Таций целиком перено-
сит это учреждение в свой проект. Тезис
XVI в пункте втором утверждает;

«Все проблемы будут разрешены только
в том случае, если вопросы планировки и
реконструкции колхозного села будут скон-
центрированы в одной определенной opra-
низации, имеющей архитектурные мастер
ские и проектно-строительные трееты»,

Болтуны знают, что они не в чет.
Болтуны дискредитируют ту работу, кото-
рая совершенно необходима и строится из
расчета реальных сил, на основе  подлит-
ного знакомства с жизнью. Архитектор ну-
жен и на селе как скромный, деловитый
работник, который помогает  подлинЕЫи
крестьянам, а не выдуманным  пейзанам.

Волтуны маскируются. В проекте 4. А.
Таций можно видеть всю технику маски
ровки. Тут и особый пункт о том, что «ар
хитекторы часто занимались теоретически-
ми измышлениями и кабинетными изысм-
ниями». Тут и декоративные пункты ©
«уничтожении корней, рождающих проти-
воположность между городом и селом», п
ссылки на Конституцию, — при чем Bee
это переврано, перепутано, изукрашено 1е-
вацкими загибами. А потом, после этот
лицемерного «молебна» для маскировки,
идет ничем не прикрытая болтовня, идут
кабинетные «изыскания», философические
откровения 00 избе как «элементарном
укрытии», нагромождаются тезисы и пунЕ-
TH и создается видимость какого-то очень
важного и ‘серьезного дела.

А серьезность его, пожалуй, заключается
в том огромном вреде, который может при-
нести этот, се позволения сказать, проект
«планировки и благоустройства колхозных

сел».
Д. ЗАСЛАВСКИЙ.

АЕ

— Вид у него хозяйский.

— Пропустите! Дайте взглянуть.

А там, вокруг броневика, тесная kak
единое тело...
— Да здравствует с(оциалистическая)
р(еволюция)! Не громко, но так, что слыш-
но было на всей площади.

Покачнулись.

— Ага? Слышал?

Толкался, лез вперед и кричал:
— Т(оварищ) Ленин, мы готовы. Мы
понимаем, товаринт — верно?

Ленин.
Он как-то врос в толпу, исчез, растаял
в ней, но толпа стала еще более грозной,
и как бы выросла».

По этим заметкам читатель может дога-
даться и о конце Клима Самгина:

«Конец.

— Уйди! Уйди, с дороги, таракан. Й-эх,
тар-ракан!

Он отставил ногу назад, размахнулся ею
и ударил Самгина в живот...

Ревел густым басом: т

— Делай свое ‘дело, делай!
Порядок, товарищи. Пор-рядок: По-
рядка хотите.
Мешок костей.

Грязный мешок, наполненный мелкими,
угловатыми вещами.

Кровь текла из-под шапки и еще отву-
ча-то, у ног его росла кровавая лужа, #
казалось, что он тает».

Так кончил свою сорокалетнюю жизнь,
не дождавшиеь приглашения в министры,
чтобы «показать свой ‘ум», Клим Самгин.
Горьковское «Уйди! Уйди, с дороги, тара-
кан!» — это не только приговор некоему
Влиму Самгину. Эти слова звучат, как при-
говор всем политическим «тараканам» Са\-
тиным, прошлым и нынешним.

Повесть Алексея Максимовича, дело его
литературной жизни, ныне полностью CTa-
новится достоянием многомиллионного 60-
ветского читателя, достоянием советской
литературы. Великая русская литературз
обогатилась еще одним грандиозным по 34-
мыслу, великолепным по выполнению,
ратейшим по содержанию, ценнейшим 10

А

wit

1 #3 =.

a

`народа. Таков «Евгений Онегин» А. ©.

как репетицию рев », —- =
Пушкина, эта, по выражению В. Г. Белин- re ржа Ну, — пускай ему бог поможет, а

Еще один делец-буржуа, рыведенный в! он — помог бы нам.

ся не вполне завершонным: недоработаны познавательному значению  художествен-

ным произведением.

человек», хочет найти некое философиче-