Алла ТАРАСОВА

Замечательная  совет-
кая актриса ордено-
носен Алла Koucranra-
новна Тарасова — ‘одна
из самых молодых на-
родных артисток CCCP.
Двадцать лет назад,
после дебюта во «Второй
студии», Алла Конотан-
тиновна еще совсем
юной вступила на под-
мостки Московского Ху-
дожественного театра,
He яркое артистическое
дарование развивалось
в советское двадцатилетие МХАТ. За эти

_тоды А. К. Тарасова сыграла мното раано-
образных ролей — чеховских  тероинь,
Настеньку в спектакле «На дне», Катери-
ну в «Грозе», Татьяну во «Врагах».

i всю жизнь она мечтала о трагической
роли. Эту роль А. К, Тарасова сыграла в
выдающемся спектакле МХАТ «Анна Ка-
ренина». В роли Анны Карениной Tapa-
сова показала не только личную тратедию
Анны, но и тратедию русской женщины
дореволюционного пропого. Роль Карени-

ной — свидетельство зрелости ее дарования.

Наше правительство наградило А. К. Та-
расову орденом Трудового Красного зна-
мени и званием народной артистки Оою-
за ССР. о

a

Б. В. ЩУКИН

Лучшие актеры совет- -
ского театра стремятся,
правдиво воссоздать на
ецене образы горьков-
ской драматургии. Но
ни одному из них HE
удавалось до сих пор ©
такой предельной прос-
тотой и искренностью, 6
такой жизненной yOe-
дительностью воссоздать
самый глубокий образ
FOPEROBCKOK драматур-
гии — образ Булычева,
Rak это сумел сделать
Ворис Васильевич Шукин. 2
Умный и правдивый художник, он по
праву первым из молодых мастеров совет-
ского поколения отмечен высокой награ-
дой правительства — званием народного
артиста Союза ССР:

Прекрасно понимая ответственную и по-
четную роль советского художника Шу-
кин очень требователен К -2ебе, к своему
репертуару. «Меня интересуют только те
роли, — говорит он, — в которых отра-
жены идеи эпохи, роли большого идей-
ного содержания»>.
Мечта Шукина сбывается. На его долю
выпала высокая честь создать в кино и на
тезтре образ тениального вождя и учителя

нашей  партни — Владимира Ильича
Ленина.

Борис БАБОЧКИН
Имя народного ар-

тиста РСФСР B. A. Ba-
бочкина неразрывно свя-
зано в совнании миллио-
нов зрителей с создан-
ным этим актером обра-
вом легендарного поп-
воводца тражданской
войны Василия Ивано
вича Чапаева Чапаев
Бабочкина стал образ:
TOM реалистической
трактовки темы тероя_
тражданской войны. :

Б. А. Вабочкин начал
свой актерский путь в годы революции.
Учеба у такого мастера, как И. Н. Певнов,
тоды работы на нериферии, где Вабочкин
сыграл, но собственному признанию, «CBE
те ста ролей всевозможных амплуа и жан-
ров», наконец, работа в одном из лучших
драматических театров страны; — все это
номогло артисту создать целый ряд глу-
боких (по мысли образов классического
репертуара (Чацкий Хлестаков, Лже-
Дмитрий, царевич Алексей, Незнамов). В
лице Бабочкина советский театр имеет
выдающегося художника, разностороннего
мастера. В последние тоды ои проявил
себя одаренным режиссером;

низя

О многом мечтало человечество в своем
детском возрасте: о коврах-самолетах, о пе-
редаче слова и мысли на расстояние, о. мо-
гучих великанах — покорных. рабах чело-
века, о чудесном превращении железа в
золото... Эти мечты оказались тениальными
догадками, в которых воплотилось упор-
ное, всепобеждающее стремление к подчине-
нию сил природы интересам общества.

О гармоничном человеке, о подлинном
герое мечтало человечество уже в своем дет-.
стве и эти свои мечты воплотило в образах
искусства, , Е:

Античная скульптура, архитектура, ли-
тература и для нас ‹в известном смысле со-
храняют значение нормы и `недосягаемого
образца», — говорил Маркс. Трагедии 9с-
хила, статуи Нраксителя, колонны и нор-
тики Нарфенона воплотили те идеалы прав-
ды и красоты, которые были созданы гре-
ками — этими, но словам Маркса, «нор-
мальными детьми». В этих идеалах греки
отразили «природу и общественные формы,
уже переработанные бессознательно-худо-
жественным образом народной фантазией».

Прошли века и тысячелетия. Предисто-
рия человеческого общества, как общества
классового, антагонистического, основанного
на угнетении человека человеком, подходит
к концу. На одной шестой части земного
тара окончательно и бесповоротно победил,
социализм.

‚Сказки станевятся былью. «Теперь же
все чудесь тбхники, все завоевания куль-
туры станут общенародным достоянием, и
отныне никогда человеческий ум и гений
не будут обращены в средства насилия, в
спедства эксплоатации» (Ленин). В странё
социализма все, что было сбздано челове-
чеством раньше, и все, что создают наука и
техника теперь, направлено к одной цели —
к полному нокорению природы, к поднятию
жизни всего общества и каждого трудяше-
тося человека на вое более и болёе высокие
ступени подлинного счастья!
` Уничтожив  экоплоататорокие классом,
отирая грани между рабочими и врестья-
нами, между трудом умственным и фивиче-
оким, диктатура рабочего класба, напра-
вляемая и руководвызя передовым аван-
тардом Beero человечества, коммунистиче-
ской ‘партией Ленина — Сталина, вовяо-
щает мечты всех предыдущих поколений о
расцвете материальной культуры, о нодчи-
нении вил природы человеку, о совершен-
ном общественном устройстве. В Советском
Союзе новое социалистическое общество
боздает новые идеалы правды и красоты
человеческой жизии, новые идеалы совер-
шенного человека — 1ероя — и воплощает
эти идеалы в жизнь, порождая и восниты-
вая этих героев. А это совпадение мечты и

действительности, идеала и резльности.с03-

Дает такие предпосылки для нового искус-

выдвинули его кандидатом

и искусство

демократизма!

Обновляющая сила социалистической ре-
волюции вызвала ряд новых, взамечётель-

искусетва. Советское искусство—-новое ис-
кусство. И литература, и живопись, и му-
зыка, и театр, и аржитектура имеют еще не
достатки, о которых настойчиво заявляет
новый массовый потребитель искусства.
Но тем не менее, сейчас, в дни 20-летия Ве-
дикой пролетарской революции, оглядывя-
ясь на проделанный нами путь, мы можем
с гордостью указать на целый ряд замеча-
тельных достижений советского искусства,
Совданы книги, которые знают в любят
миллионы, Писательская общественность
тордится циоателем Михаилом Шолоховым,
который облечен высокиы званием члена
Центральной избирательной комиссии.
Колхозники донской станицы Заплавской

Верховного Совета СССР. i
Заслути многих наших тевтров—Болыно-
о, Художественного, Малого, театров рада

братеких республик (Укракны, Грузии, Ка-

захстана, Уабекистана)—отмечены почетны»
ми наградами. В день двадцатилетия Вели:

TO,

ших театрах будут показаны новые, юби-
лейные спектакли, отражающие героическую
борьбу трудящихся Советской страны ва ©о-
циализм. В Большом театре идет «Поднятая
целина», прославляющая подвиги колхоз-
ного строительства. Художественный театр
показал «Землю» — спектакль, рассказы-
вающий о боевых днях гражданской войны.
‚В Малом ыы идет пьеса Тренева, «На бе-
регу Невы». В Ленинграде, в Киеве, в. Тби-
лиси, в Миноке—всюду мы увидим новые
спектакли, новых героев, волнующие собы-
тия нашей современности.

Советское искусство — новое искусство
прежде всего по своей тематике. В дорево-
люционном искусстве в качестве главного
тероя выступал обыкновенно интеллитент-
индивидуалист, жизнь которого была замк-
нута в узкий круг переживаний и мыслей,
далеких от жизни, далеких от интересов иа-
родных масс. Тенденция ухода .or действи-
тельности в буржуазном искусстве вела к
индивидуалистической замкнутости, к пес-
‘симизму, к отрешенности от мира. Ярким
выражением этого мотут служить книги
Джойса, Пруста и других писателей стран
капитализма. т

Аналогичные тенденции имели-место и в
русском дореволюционном искусстве. Дей-
ствительный мир вызывал к себе презрение,
от него отворачивались, его заменяли ни-
щей мечтой одинокого воображения. Пи-
сал же Брюсов: - :

Создал я в горних мечтах

_Мир идеальной природы.

Что перед ним этот прах —

Горы, и долы, и воды!

Революция утвердила реальную действи-
тельность как основное, как главное содет-
жание искусства. Революция вернула ио-
кусству утраченную им народность. Глав-
ной темой искусства стала революция, ее
события, ее люди, ее идеалы, Хозяевами
жизни стали новые люди-—рабочие, кресть-
HHO, трудящаяся интеллигенция— и искус-
ство все пгире, все полнее стало отражать
жизнь этих новых людей. И литература, и
тватр, и живопись, и музыка воплощают в
художественных образах новых, невидан-
вых раньше людей-—борцов и строителей
социализма.

XX юдовщине Великой ооциалистиче-
ской революции ряд тватров ставит снек-
такли, в которых булет выведен геронче-
ский образ великого основателя больше-

`вистской партии, вождя революции Ленина,

Лёнин и Оталин— любимейшие герои бурно
расцветающего народното творчества. Ис-
кусство вое шире, все полнее, —хотя все же
He B таких темпах, какие желательны и не-

гом пяодотворнее, нежели
почва, из которой вырос-.
‘ло искусство античного

времени.
Не мифология, & сама
чудесная  действитель-

ность, создаваемая граж-
данами Советской стра-
ны по ленинско-сталин-
сокому нлану, на основе и
© помошью великой теории марксизма-
ленинивма, — вот что вдохновляет новую
культуру, новое искусотво!.

И поэтому большевизм входит в мировую
историю и как могучий остетический ‘фак-
тор, как создатель нового идеала правлы
и красоты,

Социалистическое общество начинает со-
‘бою нору созревшей и неувядающей моло-
дости человечества. И вели искусство дет-
ства общественной жизни обладает «для нае
вечной прелестью, как никогда неповторяю-`
щаяся ступень> (Маркс), то человечество в
вечной молодости, «воспроизводя свою
истинную сущность», создает и создаст та-
кое искусство, которое превзойдет творения
и античности, и эпохи Возрождения, и все,
все, что было совдано в самые яркие, самые
прогрессивные эпохи, ибо и они были исто-
рически ограничены в своих творческих воз-
MORHOCTAX. :

Ни одна из героических энох прошлого
не может сравняться с героизмом нашей:
эпохи, протекшего первого двадцатилетия и
грядущих десятилетий борьбы за полную
победу коммунизма во всем мире.

От Прометея, тероя, созданного воображе-
нием, реализованного в образе искусства и
линть 6 этого момента ставшего фактором об-
щественной борьбы, человечество прошло’
длинный и трудный путь до Левина, де
величайшего из людей, ставшего во главе
восстания миллионов трудящихся.

Великая, непобедимая коммунистическая
партия формаровала и продолжает форми-
ровать чёловека гармоничного, совершенно-
го, человека-героя. И нмя ему — большевик,
партийный и непартийный! :

Вольшевик! Это верный сын народа,
преданный своей социалистической родине,
своей коммунистической партии, своему
интернациональному долгу бойца за дело
всего передового и прогрессивното чёловене-
ства, ва дело социализма,

Большевик! Герой стахановского труда в,
шахте и на заводе, у комбайна м на трав-
торе, id gud er зони Красной Армии,
неутомны исследователь тайн природы,
отважный летчик... Вольшевих! Это поко-
ритель вемли, воды, воздуха! Большевик!

предетавитель нового человечества,

Героизм — вот наиболее замечательная
черта этого нового человека, тероизм, на-
правляемый тениальным учением Ленина—
Оталина, героизм, основанный на единстве
сознания, воли, чувства, -

Героизм и терои — вот тема, матёрнал
нового социалистического искусства, искус-
ства о героях для тероев...

: 2
’ Художественная политика партии есть
неот’емлемая составная часть всей ее г6-

неральной дянии, единой и последователб-.

стве, которые неизмеримо выше и во мно- ной,

ных процессов во всех областях советского.

8 депутаты.

кой пролетарской революции во всех на-

СОВЕТСКОЕ

обходим, — делает, изображает то, что
любит народ—ето лучших людей, продол-
жая традиции Горького, который еще задол-
Го до революции коренным образом изме-
нил тематику современной ему литературы.

Наше искуевство—новое искусство по вво-
ему идейному уровню. Внервые в истории
человечества создано искусство, которое.
во всех своих разветвлениях воспитывает
в людях социалистическое чувство, выкор-
чевывает из сознания людей пережитки
капитализма.

Налне искусство в лучших своих создани
‚ях прониклось идеями социализма, & в
слиянии художественного совершенетва с
‘идейной глубиной, с глубокой жизненной
‘правдой Энгельс видел характерную черту
будущего искусства: : :

«Полное слиявие большой идейной глу-
бины-——бознательного исторического содер-
жания—с шекспировской живостью и ботат-
ством действия будет, вероятно, достигну-
то лишь в будущем, и, может быть, даже во-
все не немцами.

Правда, именно в этом слиянии я вижу.
 будущее драмы», :
В нашей стране HokyccTs0o mpouunaocs
‘идеями социалистической революции, впер-
вые вступило на путь, который предвидел
Энгельс. 2 <

В дореволюционном искусстве все больше
`и больше прокладывала, вебе путь тенден-,
ция бездейственного созерцания. Метерлинк
утверждал, что истина, смысл жизни 0б-
‘`наруживаются не в шуме борьбы, не в гро-
‹хоте исторических перемен, & в молчании.
уединенной души. Леонид Андреев отрицал
надобность действия для театра, ‘
. «Нужно ли театру —писал он, действие
в его узаконенной форме поступков и дви-
жения на ецене—форме, не только принятой
всеми театрами, но и исповедуемой, как
единственно необходимая и спасительная?
На этот теоретический вопрос я позволю се-
бе ответить: нет, В таком действии нет не-
обходимости постольку, поскольку сама
жизнь, в ее наиболее драматических и тра-
тических коллизиях все дальзие отходит от
внешнего действа, все больше уходит в
тлубину души, в тишину и внешнюю не-
подвижность интеллектуальных  нережи-
ВаНИЙ».

В совершенном согласии с Метерлинком и
Леонидом Андреевым режиссеры Г. Kper a
Вс. Мейерхольд искали способов создать
неподвижный театр. Пропаганда бездейст-
венности противоречила самой природе те-
атрального искусства, в котором все основа-

но на действии. Да она противорёчит не

только театральному искусству, содержа-
щему в себе повествование о событиях и
людях. А ведь вое искусства почти всегда
расскавывают о чем-нибудь происходящем
или происходившем!

Тиц человека Советской страны, человека
социалистического общества—это rum бор-
ца, деятеля, строителя, человека активного.
Низвержение мира экоплоатации сопровож-
далось событиями, полными драматизма.
Строительство социалистической индует-
рии, преобразование сельского хозяйства на
коллективных ‘началах, создание новой тёх-
ники, борьба с врагами сопиализма—все это
активная деятельность людей, масс, совет-

‚ских народов, руководимых коммунистиче-

ской партией. Наше время — деятельное
время, наши люди-—деятельные люди. Они
VA

A XYAOMECTBEHHOMY творчеству возможность

проявления творческой инициативы в 03-

ИСКУССТВО

Сталинская Конституция СССР—итог борьбы и побед Великой
Октябрьской Социалистической революции. _

Да здравствует Конституция победившего социализма и подлинного

Искусство великого народа.

требуют искусства действенного, героиче-
ското,

«Вот этот учитель, деятель, строитель но-
вого мира,—писал Горький, —и должен быть
*тлавным героем современной драмыз.

Напряженная действенность нашей жиз-
ни открывает перед советским искусством,
в особенности перед советским театром, за-
мечательнейшие перспективы,

Искусство наше действенно еще и потому,
что оно не прячется за ширму эстетского
«об’ективизма». OHO открыто стремится
быть помощником партии Ленина—Сталина
в деле социалистического перевоспитания
человека,

Новые качества советского искусства по*
лучили свое точнейшее и ярчайшее выра-
жение в формуле социалистического реа-
лизма, впервые провозглалненной товарищем
Сталиным в 10 беседах с писателями в

связи с постановлением от 28 апреля 1932

тода о перестройке литературно-художест-
зенных ортанизаций, -
«Социалистический реализм, — раскры-
зается это понятие в уставе союза советских
писателей, —являясь основным методом со-
ветской художественной литературы и ли-
тературной критики, требует от художника
правдивого, исторически конкретного изо-
бражения действительности в ее революци-

‘онном развитии. Нри этом правдивость и

историческая конкретвость художествен-
ного. изображения действительности долж-
ны сочетаться с вадачей идейной передел-
ки и воспитания трудящихся в духе со-
циализма»,

Социалистический реализм обеспечивает

мых разнообразных формах и жанрах.

Победа социализма, небывалый в истории.

человечества бурный рост производитель-
ных сил, уничтожение эксплоатации че-
ловека человеком, наконец, небывалый рост
науки, техники и культуры — все это с03-
дает безграничные возможности качествен-
ного и количественного роста ‘творческих
сил и расцвета всех видов искусства и ли-
тературы.

Социалистический реализм утветждается
в искусстве в активной борьбе против фор-
мализма и натурализма. В советском искуе-
отве еще недавно сказывались формали-
стические влияния. Особенно ярко это про-
явилось в опере Шостаковича «Леди Мак-
бет Мценского уезда». Формализм в лучшем
случае превращает искусство в игрушку яе-
многих, я очень часто сочетается с натура-
лизмом, уничтожающим достоинство чело+
века, выдающим физиологические отправ-
ления за основное содержание жизни чело-
века. Кроме того, под видом формальных
исканий часто протаскиваются резкцион-
ные, чуждые советскому искусству идеи.

«Правда» решительно и твердо выстуни-
ла против формалистических тенденций в
искусстве. Отатьи «Правды» вызвали ожив-
ленную дискуссию среди советских худож-
ников. Они помогли утверждению метода со-
циалистического реализма, несущего не
только подлинное богатство содержания, но
и совершенство формы и стиля, :

Советское искусство — самое оптимисти-
ческое. искусства современного мира Ив
этом заключается одно из важных отличий
нашего советского искусства от дореволю-
ционного, До революции большинство про-

Пролетарии всех стран! Угнетенные народы колоний!
Выше знамя Ленина — Сталина, знамя победоносной
социалистической революции! Да здравствует пролетарская
о революция во всем мире!

„ Единая и последовательная в своей сущ-
ности, художественная политика партии на
каждом новом этапе революции формули-
рует конкретные цели в конкретных лозун-
гах, и все они ведут к созданию социали-
стического искусства, все они проникнуты
«духом классовой борьбы пролетариата за
успешное осуществление целей его дикта-
туры» (Ленин). Nee

Именно потому послеоктябрьский лозунт
pene сформулированный в программе
ВКП(б) в марте 1919 тода к выравивший
практику партии, начиная с 7 ноября, гла-
сит: «Необходимо открыть и сделать до-
ступныеи для трудящихся всё сокровища
искусства, созданные на оенове эксплуата-
ции их труда и находившиеся до сих пор в
исключительном распоряжении экспилуата-
торов».

ще раз, очень ярко и выпукло, сформу-
лировал Ленин этот важнейший лозунг на-
шей художественной политики в известном
нроекте резолюции о Пролеткульте в 1920
тоду, в самый ‘разгар гражданской войны.
«Марксизм... усвоил и переработал все, что
было ценного в более чём двухтысячелет-
нем развитии человеческой мысли и куль-
туры. Только дальнейшая работа на втой
основе и в этом ме направлении, одухотво-
ряемая (практическим) опытом диктатуры
пролетариата как последней борьбы ero
против всякой эксплуатации, может быть
признана развитием действительно пролз-
тарской культуры».

Эту линию развития новой культуры че-
рез овладение всем наследием прежних
культур Советское правительство проводн-
ло на деле; на сезде политпросветработни-
ков в мае 1919 года, раз’ясняя их государот-
венные задачи, енин предупреждал:
«Сплошь и рядом самое неленейтшее крив-
ляние выдавалось за нечто новое, и под
видом  чисто-пролетарского искусства и
«пролетарской вультуры» преподносилось
нечто сверх-естественное и несуразное»,

«Нелепейшие кривляния» — одна из
форм борьбы буржуазии против строитель-
ства новой культуры, одной из’ попыток
использовать «левые» трюки и фокусы для
борьбы против советского искусства.

Разоблачая вражеские происки, борясь
против меньшевистско-богдановско-пролет-
вультовского отрыва пролетарской культу-
ры от политической борьбы, против отказа
от культурного. наследия, партия в годы
тражданской войны заложила прочный

ундамент для последующего развития со-
ветсвого искусства. ;

Именно в эти овеянные бурей годы театр
пошел нё фронт, на передовые позиций,
чтобы подымать дух бойцов, приобщая их
к сокровищам мировой драматургии и раз’-
ясняя им текущие лозунги партий и кон-
кретные задачи их фронта, армии, дивизин,
полка: пьесу Шекспира сменяли нЯ подмо-
стках фронтового клуба инсценированные
стихи Демьяна Бедного и Маяковского!
Именно в эти овеянные бурей годы совет-
ская трафика решительно стала на службу
  революции, создавая меткие, целеустремлен-
ные и высокохудожественные плакаты Мая-
ковского, Моора. Именно в эти овеянные бу-
рей годы скульнтура вышла на революцион-
ную улицу, создавая первые памятниЕй ве-
диким деятелям освободительной борьбы,

Именно в эти овеянные бурей годы народ
сблизилоя с искусством, начал свой‘ вели-

кий поход ва овладение всем его наследием
и дал свои первые наказы советскому ис-
кусству: куда ему итти, о чем говорить, у

кого и как учиться.

Tak, в первое пятилетие советской власти
укрепились основы народности и массово-
сти советского искусства, равно как и его
партийности.  . :

8 Е

Ленин тебнейшим образом связывал раз-
витие советской культуры, в том числе и
искусства, с классовой борьбой пролетариа-
та за построение материального фундамен-
та социализма, ва создание социалистиче-
ской экономики в провышленности и сель-
ском. хозяйстве. Исходя из этого определе-

ния, партия вела и свою художественную

политику в период перехода на мирную ра-
боту по восстановлению хозяйства. В из-
вестной резолюции 1925 года было подчерк-
нуто значение партийного, большевистского
руководства выработкой и ростом художе-
ственной культуры по пути социалистиче-
ского ее развития.

Партия ориентировала и направляле ли-
тературу к искусство в сторону социализма
и реализма, Новое искусство возникало,
росло, укренлялось в практике творческой
деятельности, в условиях ожесточенной
классовой борьбы с буржуазной литерату-
рой и искусством, с троцкистскими преда-
телями, отрицавшими возможность совда-
ния пролетарской и социалистической куль-
туры, с «леваками», предлатавшими выбро-
сить 8 борт культурное наследие, с пра-
выми и оппортунистами-бухаринцами, сво-
дившими культурную рёволюцию к аполи-
тичному культурничеству, итравшему 5a
руку кулачеству. = :

Резолюция 1927 года о театральной поли*
тике указала на вредность «иевацкой» недо-
оценки такого замечательного наследия, ка-
ким являются театры (МХАТ, Малый, Боль-
шой). Эта резолюция установила также, что
при оценке работы тгатров основным крите-
рием является критерий ооциально-полити-
ческой значимости — участия театров в раз-
решении ‘общественно-политических задач
классовой борьбы пролетариата ва социа-
лизм. Не беря под свое покровительство ни
одной труппы театров в отношении стиля,
партия и здесь предоставила широкие воз-
можности для творческого соревнования —
с тем единственным и непременным усло-
вием, что оно должно итти по пути выра
ботки и развития искусства именно совет-
ского, социалистического. *

Мудрость партийной художественной no-
литиЕи и в этот период социалистического
строительства себя целиком оправдала на
деле. Именно в эти годы в литературу я
искусство вошли Фурманов, Фадеев, ВБилль-
Белоцерковский; именно в эти годы реши-
тельно повернул в сторону социализма ряд
талантливых беспартийных писателей, как
Вс; Иванов и др.; именно в эти годы на-
чалось окончательное высвобождение круп-
нейшего поэта нашей опохи Маяковского
ив «лефовокого» плена; именно в эти оды
театры вплотную ваялись за советскую те-
малину, в первую очередь. ва героижу. вре-

‚ри—воё скрытное, холодное, как лед, чер-
ствое человечество. Глядя чересчур долго

‘фость, радостную активность нашей социа-

‚изведений (среди исключений на первое
место должно быть поставлено творчество
Рорького) было проникнуто пессимизмом.
Пессимизм переходил в прямое отчаяние,
в отрицание ценности земной жизни, В
восхваление смерти.

«Тени, духи кажутся мне более прекрас-
ными, писал Гордон Крэг,—исполненными
большей живительной силы, чем окружаю-
щие мужчины и женщины, чем целые горо-
да мужчин и женщин, пропитанные ничто-
жеством, чем всё эти беочеловечные THa-

на жизнь, разве не почувствуелть, что все
это совсем не прекрасно, и не таинствен-
но, и не тратично-—что ве здесь тупо,
мелодраматично и пошло...» Вдохновение
можно найти, считал Крот, «в той таинст-
зенной жизни... которая зовется смертью».

В литературе, в искусстве метался отча-
явшийсл, растерявшийся, испуганный ин-
теллигент, видевигий, что старый мир “у
шится, но не имевший сил. присоединиться
® борьбе ва его обновление, которую возгла-
вил рабочий класс. ee :

Наше искусство оптимистично. Это ucKyc-
ство победившего класса, победившего на-
рода, это искусство, уверенное/в своей си-
ле, уверенное зв своем будущем. ;

Советский Hapoa) He может не иметь
бодрого, оптимистического, радостного ис-
кусства, В живописи и в архитектуре, в
драматическом театре и в опере, в самых
различных литературных жанрах советские
художники утверждают действенную_бод-

листической жизни,

Есть еше одна чрезвычайно важная чер-
та в советском искусстве =— оно искусетво
многонациональное. Господетвующие клас-
сы царской России относились с презрени-
ем к искусству многочисленных народов,
населявитих старую Робсийскую империю,
справедливо названную «тюрьмой наро-
дов». Прошедшие в Москве декады нацио-
нального искусства показали, как огромен
культурный рост всех народов Ооветского
Союза, как велики уснехи ленинско-сталин:
ской национальной политики,

Русское искусство оказало огромное влия-
ние на развитие искусства братских наро-
дов нашего Союза. Это живое вааимодейст-
вие искусств, национальных по форме и
социалистических по содержанию, создает.
в советских убловиях единое многонацио-
нальное искусство, которого раньше никог-
да мир не знал, Юбилей Руставели является
праздником всех народов Советского Сою-
ва, подобно тому как праздником всех на-
родов ООСР был юбилей гениально рус-
ского поэта А. С; Пушкина,

Мы еще не можем быть ‘удовлетворены
всем сделанным нами в области искусства.
Но за 20 лет советской власти сделано мно-
го, Создан новый тип искусства, новый по
своему содержанию, по своим идеям, по сво-
им целям, по характеру своего героя. Искус:
ство вновь приобрело народные формы, в
нем утвержден новый реализм, социалисти-
ческий реализм, Налему искусству обесне-
чены поддержка и июбовь народных масс,
мудрое руководотво налней Сталинской пар-
тии. Перспективы ето развития грандиозны.

Советское искусотво с радостью вотречазт
великий исторический праздник, Советское
искусство найдет в народном воодущевле-
нии празднования 20-летия Октября могу-

“SHH толчок для создания новых вамеча-

тельных произведений.
В. Кирпотин

мен гражданокой войны («Любовь Яровая»,
«Мятеж», «Бронёноевд», «Шторм»); именно
в эти годы в живописи наметился поворот к
реализму, к современной теме, к советской
действительности, в советскому человеку.

Всем памятно действенное участие совет-
ского. искусства в воликой строительной рь-
боте двух сталинских пятилетовк, Литерату-
ра, живопись, скульптура, кино, театр, му-
зыка — в лице отдельных представителей
ий целых коллективов нлечом к плечу с ра-
бочими и крестьянами — по-своему, своим
специфическим оружием участвовали. в
грандиозных боях на лесах новостроек, Ha
полях коллективизирующейся деревни. В
этих боях, не менее напряженных, трудных,
тероических, чем бой тражданской войны,
связь искусства с массами стала еще более
тесной. А искусство и его люди выросли,
многое поняли, по-настоящему нерестрои-
лись. И вовершенно органически и ваконо-
мерно наступил новый этап в художествен-
ной политике партии 23 апреля 1982 №.

ЦК ВКИ(б) в своем постановлении конота-
тировал большой рост литературы и ио-
кусства, особенно же робт пролетарских
кадров; широкие массы беспартийных цисз-
телей и художников на деле доказали, что
они поддерживают платформу ‘советской
влаоти и участвуют в социалистическом
строительстве. Наличие отдельных органи-
заций, как РАПП, РАПХ и др., тровили за-
тормозить движение искусства вперед. Этя
ортанизации были ликвидированы. Вместо
чих были организованы единые организа-
ции — союзы писателей, художников и
друтие, ‘GC коммуниотическими группами в

Эта замечательная демократизация орга-
низационного устройства и партийного ру-
ководотва советвким искусством, совершен-
ная на пороге второй пятилетки, быотро
принесла свон плоды.

Годы 1983—1934 были тодами еще болёе
быстрых и крупных успехов нашего искус-
ства, Нсли в 1927 году была высказана на-
дежда, что «группа дореволюционных теат-
ров может занять одно из важных мест в
строительстве современного тевтра», то те-
перь это ожидание целиком оправдалось,
и Т решительно начал овладевать со.
временной советской темой, отдал овое ма-
стеротво борьбе за идейно и художествен-
но высокий ноказ Я нашей эпохи. Вы-
ставки живописн   лет РОФОРь, «Х
лет РККА»), равно как и конкурсы и смот-
ры музыкантов-исполнителей и композито-
ров, также явственно обнаруяе =
ление отдельных pueMenton но ела,
нового направления советского искусства.
Оно ие только идейно выросло за эти годы
не только подняло свой художественный
уровень — оно показало основную тенден-

цию своего развития, оно доказало свою
способность создавать и накоплять совер-
шенно новые черты.
у 5
И настал великий момент,

Ko
yorasu opoero вождя И. В. ао партия

алина сформу-
ЯЕровала тоя особый творческий eon хе

Ив. ДЗЕРЖИНСКИЙ

Оклябрьскую  револиь
цию я встретил ‘ В-лет-
ним ребенком. Я при-
надлежу Ев поколению,
которое уже не номнит
городового. И я не мыс-
лю своей творческой #
деятельности вне Вели-
кой пролетарской рево-
люции. i

На вбем пути своего
развития — начиная с
-тодов учебы и кончая
последним временем, ко»
Гтда я стал более зрелым
и ч10-то создал для советской музыки, 4
всегда встречал поддержку партии, прь-
вительства и всей советокой обществен-
ности.

Огромным, HH с чем He сравнимых
событием в моей творческой жизни яви-
лась памятная беседа товарища Сталина
с авторами спектакля «Тихий Дон» в
Большом театре. Товарищем Оталиным
была поставлена тогда перед советскими
композиторами ответственная и почетная
задача — создать советскую музыкаль-
ную классику. . :

Все условия’ для этого. имеются, и з8-
дача эта должна быть с честью выполнен

] советскими композиторами.

Яков ФЛИЕР

Вопоминаю свое  дет-
ство и разговор с отцом.
Мы жили тогда в Ope-
хово-Вуеве. Я спраши-
вал отца: «Почему мы
так близко от Москвы и
He живем в Мобкве?»
Отей рассказал мне, что
в молодости жил он в
Москве, но вынужден
был уехать и поселить»
ся с семьей в Орехово-
Зуеве; в Москве, как?
еврею, жить ему не бы-
ло разрешено. Помню,
какое гнетущее впечатление произвел Е]
‚меня этот. разговор.
>, Великая пролетарская революция повода

`чила с бесправием народов. Одиннадиатй

лет я был принят в Московскую консерва-
торию.

Никогда не’вабуду своего первого пуб
личного выступления. Оно состоялось в ваз
чале 1932 года в Большом зале Конебрвая
торий. Я играл концерт Чайковского в ops
кестром. и страшно волновался. На ‘brow
концерте присутствовали товарищи Стали,
“Молотов, Ворошилов и Буденный.

На конкурбах в Ленинграде (1935 в.) ив
Вене (1986 г.) мне были присуждены пер“
вые премии.

Не приходится говорить о той гордости
за советское музыкальное искусство, кото-
рую мы испытали, когда правительство на-
традило нас орденами,

Вас. ЕФАНОВ

Сын батрака, Василий
Вфанов начал занимать-
CH живонисью в 1917 I.
Он копировал’ картины
Сурикова и Репина, ри- :
совал портреты друзей. =
Окончив художественно +
промышленный  техни-
кум в Самаре, Ефанов
приехал в Москву и в
1921 г, по 1925 г, учился
У проф. Кардовбкого.
Первые его рисунки по-
явили в журнале
«Красноармеец и крас-
нофлотёц».
В 1927 № он выступил © первым большим:
живописным произведением «Подвиг Ко-
товского>», & ватем с картиной «Ликвидация
антоновщины». Затем он был привлечен к
рт B обздании панорамы «Бой под

врекопомз.

Работан над панорамой, т. Ефанов ода
новременно создал картину «Совещание
жен командиров промышленности в Кре-
млё». Эта картина, сделанная по заказу вы
отавки «Индустрия социализма», — canoe
большое достижение художника,

>.

:

тот особый отиль, которые являются прису-
щими только советскому искусству и кот-
рые сложились и окрепли на протяжения
более чем полутора десятков лет строитель
ства новой культуры,

Это — социалистический реализм.

Социалистический реализм — это партий:
ность искусства, его большевистокая идей:
ность, это — правда жизни, воплощенная
в образах искусства. Подлинной правды,
всей правды и только правды может до-
стичь лишь иокусство социалистическое,
лишь искусство большевизма! И мы ул
видим, как торжествует эта правда на 16
‹атре, в вино, в музыке, в живописи, как 6
помощью этой правды одерживают наши
художники крупные победы,

Социзлистический реализм — это подлин
ная народность искусства, активная твор-
ческая связь с лучшими традициями иекуб-
ства прошлых веков своего народа и е ив
прерывно развивающимся народным твор
чеством современности;

Социалистический реализм — эт под
линный интернационализм искусства, 919
творческое использование культурною на“
следия всех прошлых веков, это. взаимоот=
Оо искусства всех братских наро“

ов СССР, дружеских народов Запада в

остока, это создание культуры, националь
‘HOH 10 форме, социалистической по вода“
жанию.

Социалистический реализм — pro подав
довательная гуманистичность  искуоства,
беспредельная любовь к человеку — бору
ва социализм, безграничная ненависть #
врагу.

Социалистический реализм — pro воин
‘тившиеоя в искусстве правда и Ерёо0т%
это отображение того героя, идеал которою
создает социалиотическое человечество Й
тут 0 вонлощаот в живнь,

Социалистический реализм -- pro poe
вЕтие нолиого искусства по тому великому
пути, у начала которого высится тигвве
ская фигура Горького, великого пролета“
ского писателя, зачинателя и руководителя
советской литературы и искусства на пр®
тяжении многих лет.

И мы уже ощущаем всю монументвль“
ность и величественность того. искусства, 8
созданию воторого мы вплотную подходяк
в результате борьбы ва последние 20 2%

Это — искусство внохи Великой Оталийн
свой Конституции,

Тысачелетние мечёы и упования человезе
отва обылись. «Волотой век», свободная,
Kad, очастливая жизнь наступила — жизнЯ
социалистического человечества  Борьб
продолжается — борьба за уничтожение
мрачных сил фашизма, за свержение кали”
тализма во всем мире.

Вольшевистокая партия (опходотворяла
и оплодотворяет искусство, революционизи
рует его, указывает пути к небывалых ве?”

шинам художественности и ведет по 872
путям,

Пройдут тысячелетия, и произведения №
роической эпохи построения социализме 07°
дут восхищать, волновать, радовать комы
нистичесное человечество,

В, СУВОРС

и в газете «Красная Ввбздак