Иятница, 5 ноября 1937 г., № 51 (397) СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВСЕСОЮЗНАЯ КОММУНИСТ
ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКОВ - ПЕРЕДОВОЙ` ОТРЯД ТРУДЯ:

_ Новые

i

Несколько лет назад английское изда-
“ щельство «Путнем» об’явило конкурс на
и рецензию, посвященную книгам

ихаила Шолохова. Это — факт показа-
тельный. Сегодня английский читатель не
только с интересом читает Шолохова (это-
то «советского Диккенса», как его назы-
вают в Великобритании), но и жаждет
критически осмыслить ето произведе-
ния. -

‘Прошли времена, когда к советскому
зтитературно-художественному творчеству
на Западе пытались подходить, только
как к своеобразной экзотике. Читатели
всего мира, с увлечением знакомясь ©
творчеством лучших сбветских писателей,
‚ стремятся осознать то новое, бессмертное,
что внесла советская художественная ли-
тература в мировое искусство. Это новое:
стиль социалистического реализма, номо-
тающий раскрыть образ большевика пар-
тийного и непартийного, образ подлин-
ного гербя нашего времени. 2

«Ищу героя. Занятие — необычное!» —
‚ Втими словами начал Байрон одну из cBo-
их крупнейших поэм. Уже на фоне бур-.
жуазной литературы ХПХ века поиски ге-
роической темы казались занятием экстра-
ординарным, необычным. Что же сказать
с буржуазном искусстве ХХ века? «Уш-
ли безвозвратно те времена, когда бур-
жжуазная литература, отражая победы бур-
жуазного строя над феодализмом, могла
создавать великие произведения периода
расцвета капитализма. Теперь идет вс6-
общее измельчание и тем, и талантов, и
авторов, и героев». (А. А. Жданов. Речь
°на первом всесоюзном ©’езде советских
писателей).

В этой затхлой атмосфере создавался
своеобразный культ маленького человечка,

антигероя, обывателя, которого, словно для

издевки, об’являют Одиссеем современно-
сти (роман Джойса «Уллис»).

Измельчание нерсонажей буржуазного
‚ искусства в ХХ веке достигло карика-
турных размеров. Передовые художники
` того времени томились и задыхались сре-
ди мелкотравчатого искусства своих 5с0-
временников. «Воздух вокруг стал душ-
ным. Мир задыхается. Раснахнем же ок-
на!» — восклицал Ромэн Роллан в дни
своей молодости.   :

Содержание буржуазной тероики — в
результате  империалистической — войны
1914—1918 тг. — окончательно обессмы-
сливается. Перечитайте такие произведе-
ния, как «Люди на войне» Андреаса Ляц-
ко, «На Западе без перемен» Ремарка,
«Смерть тероя» Ольдингтона, и вы почув-
ствуете, что речь идет не о смерти от-
дельных «героев» капиталистического об-
щества; а о смерти буржуазного «героиз-

. Ma» вообще.

_ По-разному отнеслись западноевроней-
ские художники к этому факту. Для од-
них отказоот героики прозвучал как при-
зыв к самому разнузданному цинизму. «Я
ненавижу героику», — озлобленно рас-
суждал Селин в своем последнем произ-
ведении «Смерть в кредит», а в «Путе-
шествии на край ночи» он даже изобрел
специальный термин; героизмофобия! Не-
случайно подобные, с позволения сказать,
художники, опустошенные, презирающие
людей, скатились в лагерь фашизма и с
‚дикой злобой относятся к_свободным на-
родам Советского Союза. Эти «художни-
ки» не могут, не понимать, что Совет-
окий Союз и героика — это понятия не-
отделимые. Они видят, что наша, социа-
листическая тероика несет смерть старо-
му миру.

Большое искусство нв может существо-
вать вне героической атмосферы. В по-
исках такого искусства честные художни-
ки © радостью и надеждой обращают. свои
взоры к стране социализма. Здесь широко
АЕ окна в новый героический
мир. «Мы живем в эпоху, когда героика,
как электричество, насыщает атмосферу.
Образы большевиков — это аккумуляторы
героической энергии, которой будут пи-
таться грядущие поколения», — писал Ро-
мэн Роллан в одном из своих недавних
писем. Искусство послеоктябрьского двад-
цатилетия, насыщенное образами больше-

_ BHUKOB партийных и непартийных, стало

з
аккумулятором невиданной героической
энергии...

Вспомните, © каким злым сарказмом из-
‚девался когда-то гениальный Лев Толстой
над мещанским предоставлением о героиз-
ме. Шагает разжалованный Гуськов, оде-
тый в серенькую солдатскую шинель, и
мучительно скулит: «Я бы, может быть,
был тероем. Дайте мне полк, золотые эно-
леты, трубачей, а итти рядом с каким-то
диким Антоном Бондаренко...»

Гуськовы — соглашались считаться <те-
роями» только в сопровождении трубных
звуков, только в украшении золотых эно-
лет. Быть героем и шагать в шеренге ©
„массой казалось им чем-то несовместимым.
Советское искусство резко разрушило та-
кое представление о герое. Наше искус-
ство не знает неизменной для буржуаз-
ной литературы коллизии между общест-
BOM и «исключительной» личностью.

_ «Судьбы народов и государств решают-
ея теперь не только вождями, но прежде
всего, и главным образом, миллионными
массами трудящихся. Рабочие и крестья-
не, без шума и треска строящие заводы
и фабрики, шахты и железные дороги,

`японскую империалистическую армию от

- в стране, «освещенной тением Владимира.

герой

колхозы и совховы, создающие все блата
жизни, кормящие и одевающие весь мир,
— вот кто настоящие герои и творцы
новой жизни. Это их «скромный» и «не-
‘ваметный» труд являетея на самом деле
трудом великим и творческим, решающим
судьбы истории».

В этой замечательной поправке товарища
Сталина к письму безенчукских  кол-
хозников дана, по существу, творческая
программа всему фронту советского искуе-
ства. :

«Скромные» и «незаметные» люди, с08-
дающие все блата жизни, в первые 20 лет
советской власти выросли в больших лю-
дей нашей эпохи, героев, которых никотда
не знала история человечества. Рост этих
людей рожденных в бурю и закаленных,
как сталь, являетоя одной из волнующих
тем искусства. «Скромные» и  — восклицал когда-то

Байрон. Советским художникам нет на-
добности повторять байроновское. воскли-
кание. В стране социализма не художни-
ки ищут героев, а героические темы, ге-
роика нашей социалистической жизни
ищут художников. Их много, этих герои-
ческих тем, еще не воплощенных в обра-
зах искусства: Мы ‘вто особенно остро чув-
ствуем сегодня, когда народ выдвигает
кандидатами в депутаты Верховного Сове-
ta CCCP лучших, преданнейших Myme-

ственных и скромных сынов героической

эпохи Ленина-—Сталина.

Читая имена замечательных людей на-
шей страны, знакомясь с их биографиями,
еще не отраженными в художественном
слове, мы ошущаем, что послеоктябрьекое
‘искусство, законно тордящееся минувтим
двадцатилетием, имеет еще больше осно-
ваний гордиться тем блестящим будущим,
которое открывается перед ним. Это бу-
дущее обеспечено тем, что советские ху-
дожники, как выразился Алексей Макеи-
мович Горький, ‘имеют счастье работажь

Ильича Ленина, в стране, где неутомимо
и чудодейственно работает железная воля
Иосифа Сталина».

; А. ЛЕЙТЕС

‘бочих и

Картины на темы, посвященные. первым
дням Великой пролетарской революции, за-

нимают почетное место в наших нентраль-

ных музеях. Здесь встретились художники
различных поколений, различных видов
изобразительного искусства — живописцы,
трафики, скульпторы. Ряд красочных поло-
тен художников и графических _произведе-
ний отображают события, связанные с ис-
торическим моментом возвращения Ленина
из-за границы в Россию в апреле 1917 г.
для непосредетвенного руководства рево-
яюционным восстанием. ;

Эаслуженной широкой популярностью у
советского зрителя пользуется картина ху-
дожника Моравова «Ленин по пути в Пет-
ротрад», изображающая В. И. Ленина в ва-
тоне в оживленной беседе ев рабочими и
солдатами, внимательно слушающими слова
великого вождя революции. Близость Лени-
на к массам — вот тлавная идея, которую
хотел выразить художник в этой картине.
Это удалось ему благодаря выразительной
трактовке людей, внимательно слушающих’
любимого Ильича, Простота и правдивость,
с которой художник передал всю обстанов-
ку этого события, придают особую убеди:
тельность картине, надолго остающейся в
‘памяти зрителя.

Художники Соколов и Il. Васильев
изобразили радостную встречу В. И. Ленина
с представителями петроградского пролета-
риата на платформе Финляндского вокзала. .
Историческая речь Ленина на броневике
у вокзала — тема, на которую, возникло не-
сколько произведений различных художни-
ков: Один из наиболее ярких живописных
образов этого события создал художник
Хвостенко. Он изобразил В. И. Ленина, ое-
вещенного яркими отблесками электриче-
ского света, Ha фоне развевающегося зна-

мени, на импровизированной трибуне —

боевом броневике.

Образы Ленина и Сталина, руководивших
борьбой за установление диктатуры проле-
тариата, запечатлены в ряде произведений
художников-графиков. В серию рисунков
художника Васильева входят такие рисун-
ки, как «Выступление В. И. Ленина на ан-
рельской конференции», «Выступление
И. В. Сталина по докладу В. И. Ленина на
апрезьской конференции», «Выступление
В. И. Ленина на Всероссийском ©’езде Со-
ветов крестьянских депутатов в Петрограде
22 мая 1917 г.», «Первый сезд Советов ра-
солдатских депутатов 4 июня
1917 г.» и ряд других работ, характеризую-
ших деятельность Ленина и
И. В. Сталина в этот период.

«Ленин в Разливе» — тема, получившая  .

широкую популярность у художников и ©0-
ветского зрителя. На эт\ тему создан це-
лый ряд графических и живописных про-
изведений. Наиболее яркое из них — кар-
тина художника Рылова. Фигура Владимира
Ильича на фоне утреннего неба овеяна ро-
мантикой глубоких дум великого человека,
тениально предначертавитего пути победо-
носной борьбы трудящихся за свое освобо-
ждение. :

Смольный в Октябрьские дни — также
привлек внимание художников. «Ленин B
Смольном» художника Бродобого — первое
значительное произведение на эту тему.

«В. И. Ленин на броневике у Финляндского вокзала». Рис, худ. П. Васильева,

Октябрьские дни
в искусстве

Художник М. Г. Соколов, воспроизводя тот
же кабинет В. И. Ленина в Смольном, зна-
чительно расширил и усложнил задачу. В
его картине В. И. Ленин окружен бойца-
ми, пришедшими в Смольный получить бо-
евые задания непосредственно от. великого
вождя революции. По’такому же принципу
построен и рисунок худ. Хвостенко «Ленин
в Смольном».

В рисунке худ. Васильева «В. И. Ленин
и И. В. Сталин беседуют с красногвардей-
цами в Смольном» тема получила более все-
стороннюю трактовку. Она гораздо глубже
раскрывает значение непосредственного
учаетия великих вождей партии в руковод-
стве восстанием.

Художники Владимиров, Савицкий,
Френц, Скаля, ряд художников-графиков
запечатлели сцены борьбы петроградеких
рабочих с последним онлотом временного
правительства — юнкерами, охранявшими
Зимний дворец. Художник Осмеркин в ©во-
ей картине «Красная гвардия в Смольном»
показал сцены ‘занятия красногвардейцами
пышных покоев Зимнего дворца, в кото-
ром укрывались остатки буржуазного пра-
вительства. В гравюре художника Купрея-
‘нова, полной. революционной романтики, за-
печатлен образ «Авроры»: — военного кораб-
ля, своими орудиями поддержавшнего боевое
выступление краснотвардейцев.

_Ценным вкладом в галлерею образов Ок-

тябрьских дней является картина худож-
ника С. В. Герасимова «Ленин на Ц с’езде
Советов», изображающая В. И. Ленина сре-
ди делегатов исторического с’езда, провоз-
тласившего переход власти к Советам. К. Ф.
Юон и ряд других художников живописцев
и графиков изобразили бои, происходившие
в Москве во время взятия революционными
рабочими Кремля.

Прекраеной, выразительной по своей ди-
намике композицией является скульптур-
ная группа «Октябрь» — скульптора Мото-
вилова, В ней художнику удалось достиг-
нуть больного творческого обобщения обра-
зов, передающих героизм пролетариата в
дни Великой Социалистической революции
в CCCP, \

Дейнека в картине «Кто кого?» еделал
попытку об’едивить в одну картину ряд
разновременных событий — начиная от
взятия Зимнего и кончая современными
образами социалистическото строительетва.
К аналогичному приему композиции часто
обращаются и художники-графики, изобра-
жающие образы великих вождей пролета-
риата—Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.

Чтобы глубже и полнее показать собы-
тия Великой социалистической революции,
художники создают целые циклы комнози-
ций, шат за шагом раскрывающих последо-
вательность революционных событий.

Так возникли серия гравюр Староносова,
посвященная Ленину, серии рисунков Вз-
сильева, Скаля, в которых художники рас-
крывают великую роль Ленина и Сталина
в борьбе за/ торжество Великой социалисти-
ческой революции. :

Б. НИКИФОРОВ

известная

ИЧЕСКАЯ \
ИХСЯ СССР!

Образ

Свободные народы Советской страны по-
ют о Сталине песни. Бесконечно многогра-
нен эпический образ Сталина. К нему 06-
ращены лучшие чувства народа — огромная
любовь, восхищение, преданность своему
вождю.

В произведениях” грузинских художни-
ков вонлощена замечательная биография
Сталина. Многочисленные полотна рисуют
жизненный путь великого человека. Живо.
‘пись рассказывает. Вместе с образом.
Сталина она воссоздает исторические кар-
тины революционной борьбы.

У скульптуры более ограниченные, но
не менее сложные задачи. Она должна най-
ти средства для синтетического решения
образа. В скульптуре С. Какабалзе «Сталин
в семинарские тоды», в мраморных бюстах
работы Николадзе и Мерабишвили, в статуе
Амирова «Сталин В 1905 г.› — намечены
только отдельные черты этого обобщенного
синтетического образа. Если скульптурным
произведениям грузинских художников не-
хватает подчас монументальной силы и
пластической завершенности, то это иску-
пается неподдельным лиризмом и правди-
востью чувств, выраженных в них.

Скульпторы Грузии увековечили в мра-
мбре образ молодого Сталина. Фигуру
великого вождя народов пытаются BO-
плотить в скульптуре художники всей
Советской страны. «Грандиозна задача, —
говорит в своей книге о Сталине Анри Бар-
бюс, — воссоздать облик человека, так не-
разрывно слитого с. работой мирового значе-
ния, образ политического бойца, - еквозь
который видны миры и эпохи. Следуя за
ним по путям его жизни, мы вступаем на
почву истории, мы бродим по нехоженным
доротам, мы соприкасаемся с еще н опуб-
ликованными главами библии человечест-
ваз.

Гигантский образ Сталина будет жить в
веках. Вго имя, его облик будут всегда
символом победившего социализма, Выле-
пить, изваять — сохранить для грядущих
поколений образ вождя народов — такова
задача советских скульпторов. Для реше-
ния ‘ее необходимы величайшая  серьез-
ность замысла, искренность чувства и под-
линная художественная взыскательность,

Образцом углубленной работы над скуль-
птурным портретом вождя является птироко
«Лениниана» Н. А. Андреева.
Свыше. десяти лет посвятил Н. Андреев pa-
боте над скульптурами, воплощающими об-
раз Ленина. В многочисленных этюдах и
комнозициях Андреев находил разнообраз-
ные оттенки выражения, характера. От пер-
возачальных интимных, камерных. изобра-
жений Ленина художник с годами перехо-
лил в разрешению большого, монументаль-
ного образа. ,

Замечательному примеру своего брата
следует скульптор В. А. Андреев,.в тече-
ние ряда лет работающий над портретами
Сталина. В Государственной Третьяковской
таллерее находится первый портрет вождя
работы В. А. Андреева, относящийся к
1982 г. В последующих набросках и ком-
позициях В. Андреев продолжал разраба-
тывать великую тему. Переходя от одного
варианта к другому, он стремится найти
все новые и новые аспекты образа. Телько
олну из своих композиций «Пишущий
Сталин» скульптор передал на выставку
«Индустрия социализма». Небольшая но
размерам, эта скульптура имеет много об-
щего с аналогичной композицией Н. Андре-
ева «Пишущий Ленин».

Среди советских скульпторов есть два
мастера, которым посчастливилось делать
портрет Иосифа Виссарионовича с натуры.
Портрет, вынолненный ВБ. И. Яковлевым,
относится еще к 1924—1925 гг., второй, при-
надлежащий М. Д. Рындзюнской, датирует-
ся 1927—1928 гг.

Полобно Н. Андрееву, Яковлев и Рын-
дзюнекая начали в этюдных зарисовок и
пластических набросков, стараясь возмож-
но тщательней передать в этих набросках
облик товарища Сталина. Отсюда можно
было и следовало восходить к обобщенно-
му монументальному образу вождя. Только
сейчас по живым еще воспоминаниям Рын-
дзюнская вплотную приступила к работе
над большой формой.

Б. И. Яковлев не остановилея на пер-
вом варианте. Последовательно, через про-
межутки в несколько лет, он создавал стан-
ковые портреты Сталина. Их четыре, но
каждый последующий как по композиции,
так и по характеру трактовки, мало отли-
чается от предыдущих. Боясь утерять до-
кументальное качество своей первой рабо-
ты, скульптор невольно ограничил возмож-
ности монументального, синтетического изо-
бражения.

Достаточным основанием для создания
отличных скульптурных портретов может
служить и фотографический материал. Луч-.
mee тому доказательство — превосходный
бюст Сталина, созданный Нисс-Гольдман“ и
Бруни для выставки «Индустрия социализ-
ма».

Вдохновенное отношение художников к
образу великого Сталина, отчетливость ва-
мысла, правильное понимание композицион-
ных и пластических задач монументально-
то портрета обусловили успех этого произ-
ведения.  ~

В образе Сталина, наряду с личным, ин-
дивидуальным, они сумели выразить так-
me общее, историческое. «Хороший бюст—
как сказал Родэн, — равносилен целой би-
отрафии».

Сравнительно с бюстами станковый ба-
рельеф — менее сложная форма скульн-

ВОЖДЯ

турного портретирования. В профильной,
больней частью, композиции барельефа
легче передать сходство, Как правило, 6a-
рельефные изображения Сталина более точ-
но, нежели бюсты, передают внешний o6-
лик вождя. Однако даже хороший барель-
еф всегда оказывается менее глубоким пд
содержанию, менее значительным по обра-
зу.
„ Из барельефов последних лет запоминает-
ся работа С. Тавасиева 1982 г. Основное в
ней — свежесть рисунка в сочетании с не-
сколько стилизованной, декоративной трак*
товкой портрета. ~ ,

Совсем иной подход к барельефу у С: Мо-
трачева. Это мастер, воспитанный на тон-

кой миниатюре. Его предельно. тщательное,
почти ювелирное отношение к форме рав-

но сохраняется и в малых и в больших
рельефах. Для юбилейной выставки Могра-
чев выполнил настенный барельеф Сталина.
Несмотря на свои размеры, работа Могра-
чева является, по существу, увеличенной
медалью. Возвращенная к своим естествен-
ным масштабам, она окажется в одном ряду
с медальерными портретами Сталина скуль
пторов Янга, Василика и Керзина.

Камерная скульптура распространяется
по слране во множестве экзмпляров. Стату-
этки и миниатюрные портреты вождей во-
шли в быт народа наряду с, их литератур-
ными, сцпеническими, песенными изображе-
НИЯМИ.

Новый стиль социалистического искусст>

ва создается не только многометровыми по-
лотнами и скульптурными монументами. Он
формируется также в области малых форм.

Среди мноточисленных попыток создать
камерный образ Сталина в скульптуре есть
уже несомненные удачи. К их числу отно-
сится упомянутый выше «Пишущий
Сталино В. Андреева, интересная комнози-
ция В. Козлова и фарфоровая статуэтка мо-
лодого художника Сотникова. Его работа,
показанная на последней выставке москов-
ских скульпторов, выделялась как одна из
самых примечательных.

`Прекрасная белизна сверкающего фарфо-
ра, строгая скромность рисунка, торжест-
венность ритма, пластическая чистота фор-
мы — все это воссоединил Сотников в гар-
моничном, обаятельном образе вождя.

Вместе с тем, несмотря на камерность
статуэтки, талантливый скульптор сумел
обогатить ее качествами подлинно монумен-

‚тального произведения. >

- В искусстве нет резкой грани между боль-

шими и малыми формами. Малые формы
не мотут воспрепятствовать ни широте за-
мысла, ни принципу свободного реалисти-
ческого обобщения. Однако монументальные
качества обнаруживают всю свою силу и
раскрываются полностью только в иных
пропорциях. Как ‘недопустимо сводить по-
нятие монументальности к одной «количе-
ственной грандиозности», так же непра-
вильно исключать из него требование боль-
ших масштабов. \

На пути к созданию действительно мо-
нументальной статуи великого вождя CO-
циализма скульнторы встречаются с двумя
основными препятствиями. Первое из них
— власть академических и натуралистиче-
ских традиций. Оставаясь у них в плену,
художник не может возвыситься над’ уров-
‚нем будничной, жанровой трактовки o6pa-
за.

Второе препятствие — известное абстра-
гирование идейного замысла от живой вы-
разительности сталинского облика. В бюсте
Сталина, работы Нерода, в крепко построен-
ной статуе вождя есть отчетливые монумен-
тальные достоинства. Композиция фигуры
архитектонична, скульптурная Macca пе-
редает ощущение монолитности образа.
Однако стремясь к патетической приподня-
тости большой скульптурной формы, Неро-
да не сумел реально передать всей сложно-
сти и глубины психологического содержа-
ния образа.

Наиболее успешно ‘проблему MOHYMeH-

‚ тального образа вождей революции решает

С: Меркуров. В течение многих лет работа-
ет он над портретами Ленина и Сталина,
С годами Меркуров преодолевает стили-
зованность, условность своих ранних ра-
бот. Растет и крепнет его композиционное

дарование. .
Последние и самые значительные из иро-
изведений  Меркурова — трандиозвные

статуи Ленина и Сталина, установленные
на трассе канала Москва— Волга. ‘
Меркуров — мастер большой формы. Ок
хоропто чувствует и передает «пафос ди-
станции», В свободных пространствах кана-

масштабные соотношения для синтетиче-
ского выражения своей темы.

На выставке «Индустрия социализма» бу-
дут представлены новые монументальные
портреты  тениального вождя народов
скульпяоров Манизера, Мотовилова, Листо-
пада, Крандиевской.

В этих произведениях воплощен образ
Сталина — Творца новой Конституции,
вдохновителя стахановского движения.

Об’единенными усилиями всего советско-
то’ искусства создается величественный об-
раз вождя. «Вот он — величайший и зн&-
чительнейший из наших современников...
Он соприкасается в работе с множеством
людей. Н все эти люди любят его, верят
ему, нуждаются в нем, сплачиваются во-
круг него, поддерживают его и выдвигают
вперед. Во весъ свой рост он возвышается
над Европой и над Азией, над прошелнгим
и над будущим. Это — самый знаменитый
и в то же время почти самый неизведанный
человек в мире» (Барбюс).

МАРК НЕЙМАН

Николай ВИРТА

Когда пролетариат и
крестьянство, руководи-
мые партией Ленина —
Сталина, установили и
нашей земле власть Co-
ветов, мне исполнилось
11 лет. Вся моя созна-
тельная жизнь  нераз-
-PHBHO связана с ростом
< победами нашей стра-
ны.
_ Я видел гражданскую войну. Тема борь-
бы народа за лучшую жизнь подчинила
себе все мои творческие замыслы, опреде-
лила мой литературный путь. «Одиночест-
BO> было первым моим произведением, в
хотором я пытался на материале лишь од-
ного эпизода показать картины этой вели-
кой борьбы. Затем последовала «Закономер-
ность» и, наконец, к 20-летию Великой co-
циалистической революции Художествен-
ный театр показывает мою пьесу «Земля».
„Эту пьесу поставили мои лучшие друзья —
Л М. Леонидов и Н. М. Горчаков. Пьеса
«Земля» повествует о народе и его вратах,
© борьбе за землю и победе, в результате
которой ныне земля навечно закреплена за
волховным крестьянством.

Если наша общая творческая работа по-
может зрителю хоть в какой-то мере пред-
етавить себе и понять одну из страниц с8-
моотверженной и победоносной борьбы

народа против его врагов, мы будем счаст-

Елена КРУГЛИКОВА

Мой отец был сапож-
ником в Подольске. Сле-
довательно, я происхожу
из такого «звания» (как
до сих пор_ выражается
моя старуха-мать), что
‚мне нечего было в преж-
нее время и думать 9
какой бы то ни было му:
зыкальной карьере. Раз.
ве только помог бы ка-
кой-нибудь случай. ‚

В детстве я много пе-
ла. о

Наступили тоды пролетарской револю-
ции, и я получила возможность учиться
музыке — сначала в бывшем техникуме
им. Рубинштейня; потом в Консерватории.

В моей творческой ‘жизни — две зна-
менательные даты: 1933 год, когда я по-
лучила первую премию Ha всесоюзном
конкурсе исполнителей, и 1937 год, когда
сверх всякого ожиданйя, я, молодая ap-
тистка, получила от правительства звание
заслуженной артистки и была награжде-
на орденом. Нужно’ ли говорить, что сей-
ч8с, В дни 20-летия Великой пролетарской
революции, я полна огромной признатель»
ности в руководителям партии и прави-
тельства, так много сделавшим для про-

цветания совехокого искусства.

Кукрыниксы: Мих. КУПРИЯНОВ, Порф. КРЫЛОВ, Ник, COKOJIOB

Самый старший   43
Кукрыниксов — Порфи-
рий Крылов родился в
1902 тоду в семье ста-
рого токаря — металли-
ста и сам работал кла-
довщиком в инструмен-
тальной мастерской
Тульского  металлурги-
ческого завода. Михаил
Куприянов родилея В
1903 тоду в г. Казани в
семье служащего. Два
тода учился в Тазшкент-
ской художественной a2
школе (1920—1921 гг.). Николай Соколов
родился в 1908 году в Москве.

В 1923 г. вее трое встретились в Москве
студентами высших художественных тех-

нических мастерских (Вхутемас). Здесь и’

началась их совместная работа в стенгазе-
те «Красный Октябрь»,

С 1925 г. начинается творческая биогра-
фия художников Кукрыниксы. Молодые ху-
дожники выступили в журнале «Комсомо-
лия» с дружескими шаржами на молодых
комсомольских писателей и поэтов. Веко-
ре Кукрыниксы становятся популярными
художниками. Их карикатуры, шаржи, ил-
люстрации печатаются в многочисленных
изданиях, За 12 лет совместной работы _Ку-
крыниксы дали несколько тысяч работ.

К 1929 г. относится первое выступление
Кукрыникоов на хеатре—ими было создано

оформление для пьесы Маяковского «Клоп»
в театре им. Мейерхольда.

Первая встреча с Горьким состоялась в
1931 г, а через тод по инициативе
А. М. Горького. в клубе писателей открылась
персональная выставка произведений Ку-
крыниксов. Талантливые художники иллю-
стрировали роман А. М. Горького «Клим
Самгин». i

С 1933 г, Кукрыниксы начинают свою
деятельность в качестве художников-кор-
респондентов «Правды».

К 20-летию Великой социалистической ре-
волюции на открывающейся выставке «Ин-
дустрия социализма» Кукрыниксы пред-
ставили ряд значительных произведений:
серию рисунков, бичующих классовых вра-
гов и несколько сатирических полотен из
жизни старого завода («Старые хозяева»).

_Матвей ЛИСТОПАД

Художником я стал в
тод Великой социалисти-
ческой революции. Пер-
вые мои детские рисун-
ки были экспонированы
В 1917 г. на выставке ра-
бот воспитанников Тру-
довой коммуны. Под ру-
ководствем художника
Калиниченко воспитан-
ники детского дома учи-
лись лепке и рисованию.
Скоро я и мои товарищи :
раз’ехались во всё кон- :
цы страны — в техни-

ческие школы, рабфаки, техникумы. Насту-
пила и моя очередь. Собрал я свои ривун-
ки и отправился в Москву с твердым реше-
нием стать художником-профессионалом. В
Москве я некоторое время занимался в
школе взрослых при Вхутенне, затем посту-
ни ие За выпускную работу
исуж,
рока рисуждена заграничная коман-
& пилонах грандиозно

вокзала, у канала рен
ной и южной стороны стоят мои ра.
туры «Колхозник Севера» и «Колхозница-
южанка», Ня выставке московских скульп-
торов я показал «Шахтера». Две моих pa-
боты — портрет писателя и барельеф
крестьянина — приобретены Русским му-
зеем. Все эти работы я считаю только
подготовкой в будущим произведениям,

Аминадав КАНЕВСКИЙ

В семье я был шестым &
ребенком. О том, чтобы я
мог стать художником,
мои родители не смели?
даже мечтать. Мое обра-:

зование в то время:
отраничилосБ  изучени-
ем... четырех правил
эрифметики.
Жажда к искусству
пробудилась во мне #2 3
очень. рано.

Досрочно призванный в армию в 1916 г.
я впервые завел тетрадку, в которую за-
рисовывал то, что видел: это были, главным
образом, сцены из солдатской жизни,

В 1921 г. меня вместе с рядом других
товарищей командировали в Москву на
художественный рабфак. Здесь я получил
среднее образование и в 1924 г. постуцил
Bo Вхутемас, который окончил в 1930 г,
представив в качестве контрольной работы
литографию «Похороны водки пионерами».

Сатирическо-комедийный жанр я ис
пользовал и в глакате, и в рысунке, и в
карикатуре, и даже в театре («Часовщик
и курица»).

Как художник, я целиком создан совет-
ской властью: без нее для меня были бы
закрыты все дороги. я горд тем, что
ОвВОиМИ ьсуёдетвами — средствами искуе-
ства — я участвую в великой  созидатель
ной работе, осуществляемой в СССР.

ла Москва—Волга он нашел необходимые :