г

Среда,

Dd

(Пьеса А. Корнейчука в московском Театре Революции)

В Смольном работает больмтевиствкий
еб, восстание уже началось. Матросы с
«Авроры» сообщают, что Красной твардией
взят телеграф. Ночь освещена вспышками
ружейных и пулеметных выстрелов. К
пиабному телефону подходит Владимир
Ильич Ленин,

Образ тениального вождя Великой социа-
листической рэволюции правдиво воссоздал
в этой пьесе засл, артист республики

`М М, Штраух.

Штраух вдумчиво подошел к решению
стоявшей перед ним ответственной задачи,
он мобилизовал все свои знания, весь свой
творческий опыт. И ему удалось хороню
передать характерные ‘‹ черты ‹ образа
Ленина,

Ленин решителен и спокоен. Он погло-
щен одной, только одной мыслью: завер-
шить начатую вооруженную борьбу с бур-
жуазией и свергнуть ее правительство.

Ленин отдает боевые распоряжения Крас-
ной гвардии — отрядам ‘рабочих, солдат и
матросов; он беседует по телефону © то
зарищем Сталиным, Штраух хорошо’ пере-
дал речевые интонации В. И. Ленина —
слова Ленина. мужественны, они звучат
непоколебимой уверенностью и спокой:
ствием,

Ленин знакомится © солдатом Тарасом.
Несмотря на напряженное положение, тре-
бующее непрерывной работы по руковод-
ству восстанием, Ленин внимательно слу-
шает Тараса, который в поисках правды
пришел к большевикам. В ответ на прось-
бу Тараса принять его в члены партии
Ленин вынимает из кармана своего пид»
‘maka OOK-HOT и пишет рекомендацию Та-
расу. «В день восстания!» — товорит ему
асково Ленин,

В ощене, гдз Ленин товорит с боль-
шевиком-рабочим Кузьмой и солдатом Та-
расом, в голосе Ленина появляются инто-
нации ласковые и задушевные.

В финальной сцене Ленин — на трибу-
не. Он извещает с’езд Советов о том, что
буржуазное правительство Керенского свер-
тнуто, что установлена власть Советов, что
социалистическая революция осуществи-
wach.

‚Голов Ленина звучит здеев победно и
?розно. Призывный ораторский жест Лени-
на — народного трибуна дополняет выра-
зительность’ и убедительность его речи,

подводящей итог многолетней героической

борьбе рабочих и крестьян против капи-
тализма,

Зритель с напряженным вниманием: ©лб-
дит за развитием действия. К сожалению,
диалоги в последних сценах очень бедны.

Этк спены похожи на кинематографические  .

короткие кадры,
Артист Щахин еще пока неровно играет
роль большевика Кузьмы. Он ищет не-
штампованную характерибтику для старо-
то питерского пролетария, убежденного
большевика, умного, осмотрительного и’ му-
жественного в решительные минуты.

Солдат Тарас (арт. Атейченков) — одна
из наиболее удавшихся ролей в снектакле,

Ужас и горе окопной жизни, тоска по зем-
йе и мирному труду, торечь разочарования
в людях — вначале; затем — медленно на-
растающее чувство уверенности в правоте
того дела, которое его захватило целиком;

Роль Керенского хорошо исполняет ваел;

арт. республики М. Ф. Астантов:

В Петрограде тревожные дни. В одном
из кабинетов Зимнего дворца  васедает
премьер-министр Керенский. К нему при-
ходят многочисленные делегации, перед
которыми он произносит длинные, вы-
спренниз речи. В этих сценах Керенский—
самовлюбленный позер и истерик.

Но когда Керенский узнает из провока-

ционноРо выступления в печати подлых из-

менников делу революции Зиновьева и
Каменева о том, что ЦК партии большеви-
ков ретил повести рабочих‘и крестьян в
бой за власть, крикливый премьерчминистр
становится другим. Перед зрителем явет-
венно выступают другие чэзрты Керенско-
то — черты тнусного ставленника бур-
жуазии. Керенский с холодным расчетом
и цинизмом беседует с начальником контр-
разведки и с прокурором. Керенский отдает
им распоряжение о разгроме  большевист-
ской печати и об аресте Ленина,

Наиболее характерно черты первой пя-
тилетки, ее дела, ее люди, ее типичные
коллизии, ее особая атмосфера отрази-
лись в пьесах Н. Погодина. Произведения
Поюдина пронизаны любовью к социали-
ической родине, любовью к человеку,
0бовью к своему народу. Товарищест-
в дружба, радость труда — эти чув-
ива великолепно показывает Погодин. В
бзыскусной простоте, в живом юморе
0баяние погодинского таланта. Самым
неуловимым, но в то же время самым по-
коряющим в пьебах Погодина является
тот волнующий лиризм, которым овеяны
почти все его персонажи,
Типичной пьесой того времени является
«Поэма о топоре». ФВаволнованность, He:
терпение, забота, которыми окружает
коллектив завода опыты сталевара Степа-
ka, делают «Поэму о топоре» подлинной поэ-
мой труда. Прекрасен образ работницы Ан-
ки в этой пьесе. В образе Анки Погодин
передал те чувства, мысли и мечты пер?
довых людей рабочего класса, из. которых
впоследствии  воныхнуло стахановское

движение. i

Слабостью Погодина является, его неко-
торая односторонность. Погодин — певец
дружбы, но не борьбы. В его пьесах tet
№ теплоты, много лиризама, много творч 6.
кого энтузиазма, но в них нет ния
0 драматизма, нет того, что можно BIO
бы назвать энергией сопротивления.

Ополчившись против всяческой завали,
Засоряющей мозги и души человеческие,
Потодин частенько незаметно для себя пре-
вращается из борца в любопытного наблю-
дателя, развлекающегося неуклюжим лове-
дением своих отсталых героев. Эта слабость
талантливого  комедиографа в известной ме-
[е преодолена в эго пьесе «Аристократы»,
заслуженно пользующейся у советского
врителя большим успехом.

Тематически к пьесам Погодина Ah on
циалистическом строительстве (« ret
«Поэма о топоре», «Снег», Tor neha
примыкают «Время, вперед!» В. мы
Рос» и «Инга» Глебова, «Линия и

Никитина, «Мобилизация а,
Н. Базилевского, «Голос недр» и Г.
поцерковского, «Инженер Мерц» Л: Нику
в и др,

В эти тоды, как и раньше, ша
Яенная борьба за развитие социа,

а напря“
листиче»

(Окончание, Начало см. «Сов. иск,» № 52)

17 ноября 1937 г., №

(тельно, что пьесы  Киршона

53 (899)

д а»

Лучи яркого света врезаются в окна Зим-
него дворца. Прожектора «Авроры» вне-
запно освещают Керенского и его ад’ютан-
та, Растерявшийся Керенский узнает, что
«Аврора» отказалась отойти от Петрогра-
да, отказалась выполнить приказ премьер-
министра. Керенский подбегает к окну...
Лучи прожекторов медленно ползут по сте-
нам кабинета, не погасая.. Ужас охваты-
вает Керенского. В эти минуты он, может
быть, думает о том только, чтобы спасти
свою жизнь. М. Астангов в равной степени
хорошо передает и истерическую  визгли-
вость, и позеротво, и трусость Керенского, и
его смертельный страх перед нарастающей
пролетарской революцией.

Перед автором пьесы А. Корнейчуком
стояла сложная задача — в трехактной
пьесе показать подготовку партией боль-
шевиров Великой социалистической рево-
люции, показать в пьесе самого Ленина.

Отсюда и неуверенность автора в изобра-
жении характеров, А. Корнейчук размаши-
сто писал первый акт: он получился растя-
нутым и многословным; сцены в Смольном,
правдивые и волнующие, вое же могли
быть более содержательными,

Пьеса «Правда» представляет собой сцеп-\

ление драматизированных сцен, где уча-
ствуют Кузьма и Тарас, е картинами исто-
рической хроники подготовки Октября в Пе-
‚трограде. Ве `` драматургическое строение
схематично (особенно в первом акте — сце-
ны на станции); нередко автор пытается
тротаском подменить психологическую ха-
Woe ‚того или другого персонажа,

ак, совершенно плакатны Гоц и Дан. Схе-
матичны образы гармониста’ Васи и дочзри
большевика Кузьмы — Наталии, Кажется,
что все эти образы написаны по рецептам
какого-то руководства для начинающих дра-
MaTyT POR,

Приняв эту пьесу к постановке, театр
провел над ней большую работу. Пред-
стояло выравнять пьесу, преодолеть её
эпизодичность. И постановщику спектакля
H. Петрову удалось в известной мере это
сделать. Окромно и строго оформил спек-
такль художник Ф. Кондратов..

Спектакль «Правда» рассказывает ври-
теяю о героических днях Октября 1917 го-
да, он заставляет еще раз вспомнить о
тех великих событиях, которые открыли
новую эпоху человечества,

Б. ПОЛЯНСКИЙ

_ А. ГУРВИЧ
©.

ской драматургии. Советская драматургия
и в первые ее годы боролась против мещан-
ской, буржуазной пошлятины, против троп-
кистских и иных контрреволюционных «тео-
риек»>. В‘тоды сталинских пятилеток борьба
против классово враждебных влияний В
драматургии становится особенно ожесто-
ченной, Советские драматурги, вместе CO
всей советской литературой, дали немало
боев и приспособленцам, и пошлякам. Они
разоблачали троцкистекие,. националистиче-
ские и иные враждебные нам произведения.

`Ворьбой ва социалистическую драматур-
тию непрерывно и неослабно руководила

партия. .
В ряде документов, например в решениях
о пролеткульте (1920 г.), о положении

тия наметила пути развития нашей драма-
тургии. Она заботливо растила кадры кри-

тики.

Совещания; творческие беседы по вопро-
сам драматургии, укрепление руководства
в театрах, создание максимально благо-
приятных условий творчества” — Bee TO
способствовало росту драматургии.

Важнейшим моментом в укреплении
фронта драматургии явилась очистка ее
рядов от врагов и всякого рода сомнитель-
ных людей.

Драматургическая «деятельность» Кир:
тона получила в последнее время исчер-
пывающую оценку. Враг’ народа отряпат
неуклюжие, бездарные, псевдо-революци-
онные пьесы, чтобы спрятать р oe

вражье AHO.   ;
свое подлинное вр Ц ны
полным безразличием автора
ero repoes. Дурной вкус, высосанные из
пальца проблемы.  Притворное кривлянье
вместо чувств, ооображения вместо MBIC-
лей. Сухость, ee и зы ae
repoen HKupiiona смен Е .
аи вом Особенно отвра-
тительное, } отталкивающее впечатление
производят ето последние пьесы «Суд»,
«Чудесный сплав» и «Вольшой день»,

Скаванное можно отнести и к «произведе-
ниям» Микитенко.
Советская общественность разоблачила

и вышвырнула и :
тов. Советская литература и театр с. Я
врением выбросили их тусклые, мер
пьесы, как фальшивую монету.

«Правда» в Театре Революции. 3-я картина. Фельдфебель — Шумов, Вася — Ра-
зумов, Тарас — Агейченков.

драматургии и театра (1925 и 1927 гг.), пар.

к судьбам.

з своих рядов этих вра-,

СОВЕТСКОЕ

Выставка
советской
гравюры

В центре Пролетарского района, вблизи
трех крупнейпгих московских предприятий
(ЗИС, Шарикоподшипник, Динамо) 15 но-
ября открылась организованная Всесоюз-
ным комитетом по делам искусств и. му-
зеем им. Пушкина выставка советской гра-
вюры, приуроченная к 20-летию Великой
социалистической революции.

В основном разделе выставки, посвящен-
ном темам социалистического строительства,
значительный интерес представляют пор-
треты вождей революции: тт. Кирова и Ди-
митрова (литографии И.  Бродского),.
«Сталин выступает с докладом о проекте
Конституции» (Яр-Кравченко) и офорт
Сарры Шор «Товарищ Сталин в 1901 г.з,

Портреты В. И. Ленина представлены ра-
ботами Верейского, С. Шор, полной сюитой
Староносова и др. Первоклассные цветные
офорты И. Нивинского («Памятник Лени-
ну»), Н. Доброва, Н. Павлова, А. Кравчен-
ко дополнены работами целой плеяды та-
лантливых молодых художников, исполнен-
ными в 1936—87 гг. - eu

Особенно интересны серии гравюр В. Би-
бикова («Нефть»), литографии Е. Морозовой,
М. Горигман («Строительство Охотного. Ря-
‘да»), 8. Куликовой, Завьялова  («Страто-
стат»), Клементьевой, А. Суворова и др.
Мноточисленными яркими работами пред:
ставлен молодой художник К. Кузнецов
(«Витязь в тигровой шкуре», «Челюскин во
льдах» и др.). Ленинградские художники
(А. Пахомов, Конашевич и др.) выделяют-
ся целой серией работ на детскую тематя-
ку и иллюстрациями к детской книге, Вар-
то и Шевченко — лирическими пейзажа-
ми.

В дополнение к основному циклу дано
несколько серий литографий (среди них
есть неопубликованные) на мотивы жизни
и творчества Пушкина (Н. Павлова, 3. Ро-
дионовой, М. Гормман и др.).

‘i Д. ДМИТРИЕВ

ys

20 лет советской драматургии

Разоблачение ‘фальсификаторов и хаме-
леонов от драматургии — большая победа.
Двери советского театра широко открыты.
для всех честных, талантливых драматур-.

тов.
x

‚В течение первой пятилетки появился.
ряд пьес, отразивших настроения различ-
ных слоев старой интеллигенции в связи
с обострением классовой борьбы. Первой
такой пьесой явилась драма Файко «Чело-
век с портфелем». Профессор Гранатов и
его сын Гота относятся к числу наиболее
выразительных образов советской драма-
тургии. Обрисовав жизненный путь карь-
ериста Гранатова, Файко очень ярко пока-
зал, как этот человек, полный хищниче-
ской ненависти к людям, в социалистиче-
ском обществе неминуемо приходит к пол-
ной катастрофе. ~ :

В утонченных, импрессионистских пъесах,
Олеши («Заговор чувств», «Список благо-
деяний») отразилась растерянность неко-
торой части старой интеллигенции, не. су-
мевшей увидеть в революции ее великого
гуманистического начала.

В пьесе Афинотенова «Страх» была сле-
лана попытка показать процессы раеслое-
ния среди старой научной интеллигенции.
Однако вульгарные «теории» Афинотенова
заставляли его развивать конфликт в лож-
ном, фиктивном направлении. Афиногенов.
клеветал на коммунистов—-научных работ-
ников, приписывая ‘несвойственные им
поступки, Афиногенов берет отвлеченное-
понятие (страх, ложь, мужество) и затем
пытается «философски» истолковать его
содержаниз. Метод этот, насквозь идеали-
<стический, конечно, ничего общего с социа-
листическим искусством не имеет.

В 1932 т, талантливым безвремэнно по-
тибшим драматургом Н. Зархи написана
пьеса «Улица радости», остающаяся до сих
пор лучшей советской пъесой о зарубежном
пролетариате, о Западе.

В тоды первой пятилетки появиласв и
высокохудожественная пьеса Бабеля «За-
кат». В «Закате» показана трагическая, не-
обходимость для человека старого мира до
‘последнего дня своей жизни итти не тем
путем, куда влечет человека его сердце, его
природа.

Затронуз большую тему, Бабель снижает
ее тем, что придает тоске и неудовлетво-
ренности Меяделя Крика физиологический
акцент и кроме того перегружает пьесу не-
нужной экзотикой быта одесских биндюж-
НИКОВ. у

Основной, новой и наиболее показатель-
ной темой советской драматургии периода
первой пятилетки была тема социалистиче-
ского строительства, тема труда. Пьесы, от-

-

ридского музея Прадо был приглашен зна-
родом; Пабло Пикассо.

«Cahiers @’атф», органа сюрреалистов, по-

`фильм «Чапаев» — это не
прошлому, не только памятник легендар-

ИСКУССТВО

`Антифашистские рисунки
_ Пикассо

это символическое изображение восставите- :
то испанского народа, который дает отпор   дарования. Был у него круг образов, ко

своему поработителю.

_В прошлом году на пост директора. мад-

менитый парижокий художник, иснанец

А летом этого года в № 21—23 журнала

явилась новая графическая серия Пикассо
под характерным названием  («Мечта и ложь
Франко»). Эта серия, состоящая из 14 офор-
тов и 4 гравюр, является первым откликом
Пикассо на преступную войну междуна-
родного фашизма против испанского Ha-
рода. :

`В. последние годы художники-сюрреали-
сты, в числе которых находится Пикассо,
целиком погрузились в царство фантасти-
ческой бессмыслицы: в их нелепых, извра-
щенных композициях разрушена предмет-
ная форма, образ, связь с реальным миром;
это мир кошмаров, страшных, как дурной
сон. z

В то же время видения сюрреалистов
утратили истерическую страстность экс-
прессионизма. Сюрреализм — холоден, стан-
дартен, бессмыслен. Никакие новые «измы»
не могут преодолеть маразм, охвативший
буржуазное искусство. Художники враща-
ются в кругу надуманных, пустых «над-
реальных» проблем. Их искусство утрачи-
вает всякую эстетическую ценность,

Приняв пост директора. музея Прадо,
Пикассо уже показал себя врагом фашизма

События развиваются. Напрягая все свои
силы, героический народ
щает свою свободу и независимость от
итальянских и немецких фашистских ин-
тервентов, от фаптистеких банд Франко.
Пикассо становится участником великой
схватки цивилизации, выступившей против
варварства фантизма, ;

Пикассо ощущает потребность выступить
как художник, обрушить свой гнев на тво-
римые фашистскими насильниками пре-
ступления. Мастер, как бы пробуждается к

новой  общественно-художественной дея-
тельности. -

Но после тяжелого сна бывает тяжелое
пробуждение. .

Пикассо не дал своим травюрам ни ком-
ментариев, ни подписей. Зритель должен
догадываться о содержании этих листов,
< трудом расигифровывая в вихре обрывоч-
вых образов связи ассоциаций художника.

Через все листы проходит отвратительная
фигура Франко. Этот уродливый образ в
рисунках Пикассо воплощается в какого-то
тадкого насекомого — клеща, мохнатого, ©
присосками, напоминающими дула орудий.
Предатель и палач испанского народа —
Франко выступает в этих рисунках, как
исчадие какото-то ада. Пикассо смутно, но
горячо ненавидит его. Безобразие Франко
воспринимается как преступление против
ваконов красоты, Это еще очень далеко от
реалистического раскрытия темы, но это
уже ощущение мерзости и` гнуснейших

зверств фантизма.

о Франко в рисунках Пикассо — отвра-
тительная фигура. С короной на голове
вдет он на лошади, с мечом в одной руке.
и с хорутвью в другой. Осьминог заносит
молот над античным бюстом, символом ты-
сячелетней культуры человечества. Вот он
на коленях молится монете. На фоне скуд-
ного пейзажа — поверженная женщина,
может быть, символ той части Испании, ко-
торая оказалась под владычеством Фран-
ко. Но вот этот гад Франко попадает на
рота ‘раз’яренного быка, зачерченного мно:

На выставке «Индустрия социализма»
будут широко представлены работы худо-
жников и скульпторов Дулевского фарфо-
рового завода. Интересна метровая скульпе
тура «Сталин» молодого дулевского скульнп-
тора А. Г. Сотникова и маленькая стату-
этка «Иляшущий казачок» его же работы.
Художник П. В. Леонов дал на выставку
два оригинальных столовых сервиза. Ка-
ждый из этих сервизов будет состоять из
тысячи с лишним предметов.

Первый сервиз покажет 20-летний путь
тероической Красной Армии. На одном: из
блюд золотом написан исторический декрет
0б организации Красной Армии. На лругом
изображено октябрьское восстание. Отдель-
ные тарелки украшены изображением op-
дена Красного знамени. Весь сервиз выдер-

разившие проблемы, выдвинутые социали-.
стическим строительством, и передавшие
пафос первых лет великой стройки, имеют
большое значение для дальнейшего раз-
вития литературы, i

Труд человека, материальный и духов-
ный, творческие замыслы и их осущест-
вление, вся созидательная общественная
деятельность человека — внервые эта
чрезвычайно многообразная и содержатель-
ная сторона жизни широко входит в дра-
матургию произведения.

Социалистическое строительство не 3a-
стилает перед глазами советских драма-
тургов величественных героических картин
гражданской войны. Пафос социалистиче-
ского строительства и пафос революцион-
ных боев эпохи военного коммунизма не-

отделимы друг от друга. Легендарные под:

виги героев гражданской войны всегда бу-
дут вдохновлять нас на дальнейшие под-
Burn. Прошедший с огромным успехом
только дань

ному командиру, но и мощный творческий
импульс для миллионов советских людей.
`И в годы первой пятилетки и позднее со-
ветские драматурги, наряду о пъесами о
социалистическом строительстве, создают
произведения, отражающие эпоху военно-
то коммунизма. Продолжая тематическую
линию ры, «Любови Яровой», «Бро-
непоезда», «Разлома», появляются пьесы
«Командарм 2» И. Сельвинского, «Огненный
мост» B. Ромашова, «Первая Конная» и
«Последний рептительный» Вс. Вишневско-
го, «Мстислав Удалой» И. Прута, «Интер-
венция» Л. Славина, «Оптимистическая
трагедия» Вишневского и «Гибель эскадры»
Корнейчука.

Вишневский — писатель-боец в букваль-
ном смысле этото слова. Его пьесы, его де-
ла, его речи проникнуты единым пафосом
борьбы, пафосом жгучей ненависти к врату.

Произведения Вишневского зародились
в огие великих боев гражданской войны.
Они родились на фронте. Возвращенные
теперь на новые фронты борющегося за
свою свободу испанского народа, образы
Вишневского («Мы из Кронштадта») вы-
звали к жизни тот боевой героический па-`
фос революционной армии, из которой ‘не-
котда они сами возникли.

Вишневский ищет форму  тероической
трагедии. Герой Вишневского — коллектив,
народ.

Последние годы двадцатилетия — годы
решающих успехов  социалистического
строительства, годы, утвердившие в нашей
стране бесклассовое социалистическое об-
щество и увенчанные величественным до-
кументом эпохи — Сталинской Конститу-
цией,

Центральное место в пьесах, отразивших
втот период, занимают положительные ге-

Франко шевелит своими щупальцалги, ко-

спании защи-.

гими энергичными линиями: повидимому,

Дулевский фарфор на выставке «Индустрия eoianianay

Е ИЕ ЕЕ ВЕНЕ АЕ ИИ

’ НАШ
ТОВАРИЩ,

Николай Пэтрович Баталов — актер 014
ромного обаяния — выделялся среди своих
театральных сверстников особым свойством

Ив других листах торые он воплощал на сцене с особенной
тот же физически отвратительный гад — проникновенностью. Неискушенные зри-

тели могли ‘бы под влиянием первого’ впе-
чатления решить, что Баталов в этих ро*
WAX «играет самого себя». И это было бы
совершенно неверно. «Самого себя» Бата-
лов никогда — ни на сцене, ни на экра-
не — не играл. Но Баталов всегда вопло-
щал в лучших ролях eBoero репертуара
какую-то. основную черту своего человече-

пошась ов каком-то кошмарном хаосе.
С другой стороны, яснее, четче и иногда
пластичнее изображения, олицетворяющие
испанский народ, героически борющийся
против фашистских варваров.
Носле длительного периода сюрреалисти-
ческого бесотрастия вновь прорвался стра-
стный темперамент Пикассо. Спутанные,   ©Кого и актерского характера.
нагтроможденные, незаконченные формы,   Мне всегда трудно было определить, В
нервная линия, колючие штрихи — все   чем именно эта своеобразная черта Бата-
это характеризует. почти истерическую на-   лова. Тем труднее сделать это сейчас над
пряженность творческой мысли. Чувствует-   еще свежей могилой Николая Петровича.
ся величайшая суб’ективная взволнован- Образ Баталова — актера и человека не-
По   совместим с мыслью о смерти. Громадное
Эстетическая ценность серии’ Пикассо   обаяние, которым Баталов пленял зритель-
ничтожна, х80с его образов очень далек от  ‘ный зал; ниталось неисчерпаемыми жизне“
реального раскрытия тягчайших преступ-   утверждающими родниками его души.
лений фаптистских палачей. Отромной важ- Рассказывают о последних днях его жиз-
ности политические события свелись.к игре   ни: он атонизировал в течение нескольких
фантазии художественного сознания, опу-   десятков часов, мучительно и ожесточенное
стошенного сюрреализмом. ’ Политически   борясь с надвигающейся смертью. В поз
Пикассо-художник пока слепец. Но он уже   следние недели своей жизни, лежа в боль-
ощутил ложь фашизма и мерзость 670 нице, он постоянно обращался к навещазв-
преступлений перед культурой. Он ate шим его близким и друзьям:
жается воплем ненависти и отчаяния п Be
виде поругания его родины. Войну Пикао-   сто Е Побольше мне воздуху,

со воспринимает как смятение и ха06, и 0 i
ответственен за это разрушение гармонии н жестом отодвигал посетителей от ок
на, от двери, он старался окружить себя

атизм, a
а ‘примерно, строятся образы Пикассо.   Вободным пространством. р
Пикассо еще не способен дать яркую,   ‘Любовь к беспредельной жизненной ши-
правдивую, политически четкую картину   Роте одухотворяла_ всегда Баталова, при-
реальных ‘событий. Действительность для   давая его актерской работе ту теплоту и
него еще космическая фантасмагория. В са-   обаяние, которое приковывало к нему зари-
MOM художнике пока больше ужаса, чем   теля и партнеров по сцене, близких, дру-
решимости бороться, больше отвращения зей и людей, случайно вступавших с ним
эстета, чем ненависти борца, больше над-   В общение.
лома и истерии, чем страстного политиче- Озорной был человек Николай Петрович
ского’ темперамента. Но знаменательно, что Баталов. Но это было озорство, исполнен“
именно антифаттистская борьба вырывает   ное внутреннего изящества. Оно давало вы-
Пикассо из оков формализма. ход жизненным силам его души.
Покавателен процесс работы Пикассо над Баталов был очень. изобретателен.
его серией. Он проходит свои офорты аква-  Вепоминается одна его режиссерская нй-
тинтой, покрывает акватинтой фигуры,   ходка в спектакле «Слуга двух господ»
оставляя свободным фон, отчего компови- (постановка Судакова). В финале 5-й кар-
ция приобретает большую четкость, яснее тины Труфальдино подает обед одновре-
читается. К законченной серии. Пикассо менно двум господам, не знающим, что их
прибавил четыре офорта. В них почти   обслуживает один слуга. Баталов предло-
‚ исчезает абстрактная символика. Они из0- жил актеру, исполнявшему роль Труфалв-
\‘бражают сцены бомбардировок мирного На-   дино, изобразить быстро и ритмично’ рас-
селения фашистскими варварами. качивающийся человеческий маятник. Это
Таким образом серия Пикассо — первый   всей сцене придало неожиданную свежесть
симптом начавшегося пробуждения худож-   и остроту.
ника. Он сказал свое первое слово, осудив   В театральном «послужном списке» ролей
преступления фаптистских мерзавцев. Встав у Баталова не так уж много, но все они
на`службу республиканской Испании, На   чрезвычайно разнообразны даже в рамках
службу прогресса человечества, против фа-   единого амплуа. Николай Петрович играл
птистского средневековья, Пикассо раскры-   Лопахина и Собакевича, сторожа в «Раст-
вает для оебя новые творческие перспек-   ратчиках» и Фигаро, Ваську Окорока в
тивы, которых он как сюрреалист был ли-  ‹Бронепоезде» и матроса Рубцова в «Бло-
шен. Эти новые задачи требуют от худож-   каде». В кино лучшей ролью Баталова бы-
ника полного отказа от формалистических   ла роль начальника трудкоммуны в «Пу-
абстракций, требуют и настоящих поисков   тевке в жизнь». Теплота и обаяние этого
жизненного искусства. образа остались в воспоминании зрителя,
Пикассо не первый проделывает этот   мне думается, навсегда. Той же сочностью,
путь. Многие художники-формалисты прео-  той же жизненностью, но в ином, харак-
долевали свой Фформализм, примкнув К   терном плане, отмечена игра Баталова в
прогрессивным силам истории, став рево-   роли Павла Нилова в кинофильме «Мать».
люционерами. Достаточно вепомнить путь роль Фигаро Баталов репетировал с Кон-
Джона Хартфильда от дадаизма к острому,  стантином Сергеевичем аи. Это
боевому, реалистическому фотомонтажу.   была ответственная и трудная работа, ибо
Пикассо несомненно найдет свой путь К   Баталов очень уж русский актер и даро-
большому искусству и станет. в ряды аК-   вание его отмечено особым национальным
тивных борцов против фашизма, за про-   колоритом. Фигаро из комедии Бомарше —
тресс и счастье человечества. -   один’ из наиболее ярких персонажей фран-
Г. НЕДОШИВИН цузского национального репертуара. Дкте-
: ру необходимо было «переключиться», HO
не в обычном банальном смысле этого сло-
ва. Надо было найти средства, при помо-
щи которых органические свойства рус-
ского актера Баталова помотли бы создать
образ лукавого, ловко ‘интригующего Фи-
таро. И Баталов эти средства нашел. Это
огромная, не только но затраченным уси-
лиям, HO и по достигнутым ‘результатам

MHEG

жан в обычных для Леонова коралловых
тонах.

Второй сервиз посвящен показу дости-
‚жений СССР. за.20 лет. Кроме того, Леонов
дал на выставку чайный. сервиз, расписан- ;
ный на тему поэмы Шота Руставели «Ви- работа, и она куда сложнее, чем работа над
тязь в тигровой шкуре». _   ролью. в пьесе национального русского

Из работ других художников интересны   Ренертуара.
произведения И. Конькова (сервиз и юби-  Я знаю — время исцеляет любые раны.
лейные кружки), Раскатова (блюда с пор-   Но. когда вспоминаешь, что на-днях мы
третами товарищей Сталина и Орджоники-   похоронили актера, создавшего на сцене
дзе). Художник Зорин представил блюдо   МХАТ образ Васьки Окорока в спектакле
«Сбор хлопка». Павел Леонов — сервиз   «Бронепоезд», когда думаепть, что его не-
«Канал Волга-Москва». Скульптор Замяти-   повторимая улыбка не заиграет больше ни
на покажет свою работу «Пляшущая татар-   перед кем, трудно найти слова, чтобы вы-
ка». На выставке есть также работы   разить нашу общую, скорбь об этой безвре-
Прохорова. Калтанова, Моторкина, Кротова   менной утрате. С a
и других дулевских художников. А. ГРИБОВ

рои и отношения между ними. Драматур-   театра и своей литературы, если не ечи-
тов занимают вопросы социалистического   тать народных празднеств и древнего
быта, труда, морали, проблемы героизма,   эпоса. =

славы, мужества, проблемы социалистиче- ; eae
ского гуманизма. Начало этому роду пьес’ Ярким примером быстрого подема сов

положил Потодин. Сюда же должны быть
отнесены «Слава» В. Гусева, «Платон Кре-
чет» Корнейчука, «Концерт» Файко, «Чу-
жой ребзнок» Шкваркина, комедии К. Фин-
на, «Вздор», «Свидание», «Большая семья»,
«Семья Волковых» Давурина и др. .

Основные персонажи этих разноценных
по художественному и идейному уровню
пьес — советские герои. Отношения, возни-
кающие в ходе строительства социализма,
в котором они все заняты, определяют их
содержание, и

сем еще молодой театральной культуры яв-
ляется замечательный узбекский театр, в
‘репертуаре которого уже есть немало пьес,
принадлежащих узбекеким драматургам.

“Основные темы драматургии народов
советского Востока — борьба крестьянства
с феодалами и коллективизация сельского
хозяйства. Огромную неоценимую роль сы-
трала эта драматургия в деле раскрепоще-
ния женщины.

Исключительное место по своим темам и
художественному совершенству занимают

До послелнег времени исторические   В советской драматургии пъесы Горького.

пьесы не заняли в советской драматургии
значительного места.

ко, «Петра 1» А. Толстого и. ряд пьее
А, Луначарского.

Следует отметить   «Егор Булычев и другие»,
лишь «Путачевщину» К, Тренева, «На кро-   другие» и. новый вариант
ви» Мотиславского, «1881 год» Шаповален-   новой».

После революции Горьким написаны
«Достигаев и

«Вассы Желез-

«Егор Булычев» — вершина советской
драматургии. величайшее произведение

Однако интерес нашего зрителя к исто-   нашего времени.

рическим темам огромен. Об этом говорит
исключительный уснех лучших историче-
ских романов и кинофильмов. ‚

Советская общественность  ренгительно

отвергла вредную пьесу Демьяна Бедного   всего человечества,

«Богатыри». Единодушие и резкость уп-
реков .по адресу популярного поэта также
были демонстрацией огромного нашего ин-

В этой пьесе выражена трагедия челове-
чества, которому невмоготу ето  собствен-

‚  нические ‘цепи. Не только гибель послед-

него класса собственников, но и судьба
многовекового старого
мира отражена в образе русского купца
Егора Булычева. Властелин, собственник—
раб собственности. Жадный, корыетолюби-
вый, хищнический старый мир уродует,

тереса в своей истории. Народы СССР бу-   калечит ум, талант, чувства не только мно-
дут отметать всякую недостойную попыт:   гочисленных свфих жертв, но и самих хищ-.
ку ложного, оскорбительно! воплощения   НИКОВ. 4

их прошлого.

Егор Булычев возвышается над окру-

`Советский зритель дет от драматургов   ЖАЮЩей ето ненавистной ему средой. O#

воплощения в художественных сцениче-

постигает всю уродливость прожитой им

ских образах великих исторических собы-   жизни, но от возникающего в сознании Бу“

тий и подлинных народных героев.

лычева мучительного неразрешимого конз

К этой задаче лучшие наши драматурги   фликта его может избавить только смерть,

подошли в пьесах, написанных ими к двад-
цатилетию Великой Октябрьской револю-

Егор. Булычев — последний терой старогб

ции, Оценка этих пьес является темой для   мира. У порога Великой Октябрьской ре-

отдельной статьи,

Двадцать лет великого содружества на-
родов СССР вызвали расцвет многих на-
циональных культур, На советской земле

нет ни одной народности, которая не имела   УРоДЛИвУЮ,

бы своего театра, нет ни одного театра, ко-
торый He имел бы своего национального
драматурга.

Широко известны пьесы грузинских дра-

‚волюции‘он нодводит итог жизни всех сво-
их предшественников, он вскрывает их
настоящую,  неосознанную ими судьбу;
жалкую, обманчивую, самораз=
рушительную. in

С кристаллической чистотой и яеностью
великого художника-мыслителя Горький
подымает образ своего героя до огромных

матургов Шанщиашвили, Дадиани, Баазо-   социальных и философских обобщений.

ва, Мдивани, украинского ° драматурга

Советский зритель ждет от своих драма

Корнейчука, еврэйских драматургов Мар-   тургов образа социалистического тероя, в

киша, Бергельсона и др;

котором были бы со всей глубиной и ярко-

Культура этих народов имеет богатое   стью выражены идеи нашего времени, 0б-
прошлое. Но Великая Октябрьская револю-   раза нового человека, по силе художествен-
ция вызвала к жизни творческие силы и   ного проникновения равного образам родо-
таких народов, которые до революции поч-   начальника социалистической литературы
ти не имели или совсем не имели своего   А. М. Горькоке.