и о СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

_ Трудящиеся СССР гор

ячо приветствуют

Совета, лучших людей нашей родины, и демонстрируют свою безграничную

преданность партии

Ленина—Сталина.

I> FI

Народный артист
COCR
И. М. Москвин

Иван Михайлович Москвин родился в
1874 г. в семве часовшика. Учился в На-
чальной школе. Мечты о реальном учили-
зе, где учился старший брат, не сбылись,
100 рублей годовой платы за учение были
непосильными средствами для семьи Mo-
сквина, Проучивиись несколько лет, под-
ростком` он поступил в услужение в ча:
совой магазин. : =

Жизнь его в те дни была похожа на
жизнь очень многих «мальчиков». Чехов-
ский Ванька Жуков немногим отличался
от подростка Москвина, Работа и беготня
с утра до поздней ночи, житье внрогололь,
понукания приказчиков — все это узнал
Моеквин в годы юности.

Вскоре после смерти отца он твердо ре-
ил стать актером. Желание ето было
‚ненреклонным — он решил снести все:
и недовольство матери и насмешки вна-
хомых. В школу Малого театра ето’ не
приняли. С большими трудностями достав
денег для оплаты за учение, он поступил
в частную театральную школу — филар-
монию. Первое время и здесь никто из
преподавателей не хотел признавать в нем
будущего актера. Ето убеждали бросить
школу и избрать другую профессию. Его
замечательный сценический талант от-
рылся не сразу, но, проявив себя талант-
ливым учеником, Москвин с каждым днем
Bee больше утверждал свое яркое дарова-
ние.

Он окончил филармонию одним из луч-
ших и уехал работать в провинцию. Пу-.
тешествуя по городам, он испытал все
трудности жизни провинциального россий-
ского актера. Единственным вознагражде-
нием была радость творчества, работа над
пьёвами. Он переиграл сотни ролей. Вы-
ступал в драме, комедии, водевиле, играл.
все, что ему давали, точно наблюдал
жизнь, людей, изучал характеры, присмат-.
ривалсея к быту, стараясь схватить самое
интересное и существенное для вонлоше-
ния всей тонкости человеческой натуры в
сценических образах. =

Е

_ Он выдвинулся за короткое время в
первые ряды провинциальных актеров.
Зрители любили его, верили ему, горячо
принимали его в каждой новой роли.
Через два года его пригласили в Москву
в Театр Корша, а в 1898 г. два величай-
их мастера сцены К. С. Станиславский
и В. И. Немирович-Данченко организуют
Московский Художественный театр, и од-
ним из первых актеров этого театра’ ста-
новится И. М. Москвин.

BBICT

ГРУЗИНСКОГО
ИСКУССТВА _

‚ Выставка живописи, графики и скульп-
туры Грузинской ССР демонстрирует бота-
вейшую художественную культуру Грузии,
созданную талантливейшим народом на
протяжении многовековой его истории. —

Центральный раздел выставки, который
привлекает к себе исключительное внима-
ние зрителей, посвящен героической исто-
рии большевистских организаций Грузии и
Закавказья. Художникам Грузии принадле-
жит честь первого коллективного опыта, ху-
дожественного изображения жизни и борьбы
вождя народов товарища Сталина. .

Грузинские художники нескольких поко-
нений приняли участие в этой коллектив-
ной работе. Но нри всем многообразии твор-
ческих приемов, при всем различии трактов-
хи образов участников событий бросается
в глаза одно общее свойство, которое об’еди-
няет творчество грузинских мастеров, —
это революционный романтизм, это горячее,
любовное и нежное отношение к образу
вождя, учителя и друга  трудащихся
товарища Сталина. 2

Этот революционный романтизм, являю-
щийся одним из элементов социалистиче-
ското реализма, нашел себе убедительное
решение и в работах молодых и в работах
маститых участников выставки. ‘Юноша,
возмущенный  бесчинствами жандармов;
школьник, с жадностью читающий и толку-
ющий товарищам ирочитанную книжку,
пламенный агитатор, руководитель рабочей
демонстрации, мыслитель, соратник и друг

Ленина — таковы отдельные моменты этой

великой жизни, насыщенной тлубокой ве-
рой в творческий гений народных масс.

Грузинские художники поставили и в
известной мере решили проблему повество-
зательности в искусстве.

Буржуазно-формалистическая школа, тре-
тировала повествовательность, рассказ в
картине, как якобы чуждую изобразитель-
ному искусству «литературщину». Грузин-
ские художники еще раз показали, какое’
огромное захватывающее значение имеют те-
ма, сюжет, повествовательность в искусстве.

Мало того, та, глубокая внутренняя связь,
которая соединяет Сталина с народом. на
всех этапах революционной борьбы, обусло-
вила развитие и абсолютное преобладание
многофигурных композиций на выставке.
Среди многочисленных и порою очень ин-
тересных и оригинальных картин («Сталия
на Рионгэсе»—худ. Ир. Тоидзе и «Сталин
беседует с крестьянами в Цхалтубо» —
М. Тоидзе и др.) своим вдохновенным рез
лизмом особенно привлекает работа А. Ку

`тателадзе. Мужественный и волевой образ

молодого Сталина, произносящего речь, ти-

ООС

пические фигуры аджарцев, проникновен-

Сталина,
ризма, на освобождение народа.

Сталина и их соратников художники Гру-
вии находят

швили и Николадзе. Очаровывает глубокое
своеобразие этих работ, строгих и лаконич-
ных по форме. Заслуживает высокой оцен-
ки портрет И. В. Сталина во вееь рост у
‘стола с книтами, исполненный У. Джа-

‚в стремлении опереться на традиции боль-
того. стиля отдельные грузинские художни-
ки впадают в нарочитую
ущерб убедительности и правдивости. Так
стилизованный наивный нейзаж в картине

езного замысла, отвлекает внимание зрите-
ля мелочами, тогда как задача художника -—

кулиеное и мнотопланное

Московский Художественный театр от

врылея трагедией «Парь Федор Иоаннович»
А. Толстого. В роли царя Федора выстунил
И. Москвин. Роль была сыграна мастерски.
Зрители и критика единодушно приветство-

вали эту работу Москвина. Она была нача-`
лом нового этапа в творческой биографии

И. Москвина, оботалившего русскую сцену
целой плеядой замечательных ‘образов в
классических и современных пьесах.

Великую Октябрьскую революцию И. Мо-
сквин принял честно, искренно, присматри-
ваясь ко всем огромным сдвигам в окру-
жающей жизни, стараясь все это понять и

прочувствовать. Он замечательно, правдиво
расеказал об этом периоде своей жизни на.

собрании работников искусств, гле делилея

‘впечатлениями о УП С’езде Советов, уча-
стником которого он был. Он не хотел не-

рекративаться в красный цвет снаружи.
потому что такая окраска слезает, и люди
становятся «нестренькими». Он хотел прит-
ти к великим идеям Ленина — Сталина
честно, глубоко поняв их великую правду.

Он принел к ним, став не только пре:
красным актером, известным и любимым
тысячами трудящихся, но непартийным
болышевиком, общественным деятелем, ,гра-
жданином и патриотом Великой советской
родины. Он заслужил всеобщую призна-
тельность и любовь. Советское правитель-
ство наградило его высшими наградами.
Народный артист СССР, дважды орденоно-
сеп, он выставлен кандидатом в Верховный
Совет СССР рабочими завода «Электросвет»
и многими другими предприятиями по
Фрунзенскому округу гор. Москвы. И это
самая высшая награда для И. М. Москви-
на — награда ‘народа, выразившего на-
родному артисту величайшую любовь и
доверие. - y x

Сулейман
Стальский

Трудящиеся Дербентского избирательно-
то округа выдвинули кандидатом в депута.
ты Совета Союза народного поэта Дагестана,
имя которого известно всем народам CCCP,
—орденоносца Сулеймана Стальското.

Сулейману Стальскому сейчас 68 лет. Он
вышел из самой гущи трудового народа, и.

его жизнь до Великой пролетарской рэволю-.

ции ничем ве отличалась от обычной жиз-
ни горца, угнетаемото жестокой эксплоата-

цией царизма, местных беков, ханов и мулл.

‘Сулейман Стальский ‘родился в 1869 г. в
ауле Ашуга-Сталь, Касумкентокого района.
Отец его был крестьянином-бедняком. Пос-
сорившись с беременной женой, он выгнал
ее из дома, и будущий народный поэт ро-
дился в хлеву, Родственники матери за-
вернули новорожденного в старую рогожу и
ночью подкинули к отцовским воротам.
Мальчика подобрала бедная женщина. У
этой женщины Сулейман
до 7 лет.

Увидев, что мальчик подрос и может кое

в чем номочь в хозяйстве, отец забрал сына,
к себе. Но и в отцовском доме было не сла-
ше. Через несколько лет отец психически

заболел и внезапно умер, оставив шестерых

малолетних детей. Тринадцатилетний Су-
лейман поступил батраком к богатому ла-
вочнику в Дербенте. Четыре года. батрачил
он в Дербенте, а потом перебрался в Гянджу
и поступил рабочим на чайную плантацию,
принадлежавшую англичанам. Тяжелая тро-
пическая малярия заставила Сулеймана
убежать ив Гянджи. Несколько лет он про-
работал в Самарканде рабочим в дано, по-
ступил на строительство моста через реку.
Сыр-Дарья, работал на нефтяных промыс-
лах в Баку.

Тридцати лет Сулейман, утомленный ‘дол-
гими годами скитаний, вернулея в родной
&ул, женилея на круглой сироте, дочери

ВЕСЕННЕЕ ОБЩЕЕ

АВКА

EN ES

HO внимающих вождю, — все это воскреша-
ет перед зрителем революционную работу
направленную на свержение ца-

И в отдельных портретах вождей Ленина,

интересное и своеобразное
решение. Обаятельный образ молодого
Сталина создали скульпторы К. Мераби-

паридзе, и скульптурный портрет Ленина
работы Николадзе. Нортрет работы Джапа-
ридзе — один из самых лучших портретов
Сталина, которые только были сделаны в
советской живописи.

_ В то же время необходимо’ отметить, что

стилизацию, в

С. Майсашвили нарушает целостность ceps-

сосредоточить все внимание на центральном
событии, центральном образе,

Советские художники, создавая реалис-
тическую живопись, отражающую социали-
стическую солнечную Грузию, использова-
ли национальные традиции народного
творчества. Создавая картины, исполнен-
ные пафоса социалистического строительст-
ва, грузинские художники почерпнули ог-
ромную силу в художественном наследии.

Создавая композиционную картину на
советскую тему, они смело разрабатывают
монументальные и декоративные формы.
В советском грузинском искусстве прояви-
лось и. развернулось огромное чувство ком-
позиции. Стремление советского художни-
ка найти в композиции одно из важней-
ших средств художественного выражения
заставляет его прибегать к четкому постро-
ению центральной труппы. Жанровые еце-
ны, пейзажи грузинских художников OT-
личаютея  продуманностью построения.
Главное действие жанровой сцены cocpe-
доточивается в центре картины. Дается
решение про-
странетва Цветовое решение картины от-
личается пониманием декоративного сти-

м

и воспитывалея’

‘ортостальского об’ездчика и построил себе
небольшую Саклю на краю аула. Жена
ухаживала за маленьким огородом, а Сулей-
‘ман батрачил у местных кулаков.

В это время Сулейман начал создавать
свой первые песни, Слагал он их в поле за
работой, а по вечерам распевал своим друзь-
ям. Скоро эти песни, проникнутые гневом и
ненавистью к эксплоататорам и угнетателям
народа, стали распеваться во всем ауле.

С радостью Сулейман встретил известие
о Великой социалистической революции.
Когда аулы Датестана освободились от ин-
тервентов и пала власть контрреволюцион-
ного горского правительства, впервые за
долгие годы своего творчества Сулейман по-
лучил возможность говорить полным голо-

сом. Он стал петь не только о своем ауле,

он создавал песни о событиях, волнующих
‚всю Советскую страну./

Враги народа, брудовавигие в Дагестане,
всячзски пытались принизить деятельность
Сулеймана Стальского, свести ‘его роль к ро-
‚ли поэта кюринских предгорий, всячески на-
вредить и напакостить народному поэту.
Жалкие потуги троцкистских бандитов не
достигли цели. ,

В 1934 г. Сулейман Стальекий выступил
на Всесоюзном с’езде советских писателей
с замечательной речью. В заключительном
‘слове своего доклада Алексей Максимович
Горький расеказал о том «потрясающем впе-
чатлении», какое произвел на него ашут
Сулейман Стальский. Тов. Горький назвал
‘его. «Гомером ХХ века» и обратился к деле-
татам с’эзда со словами:

«Берегите людей, способных создавать та-
кие жемчужины поэзии, какие создает Су-
лейман».

1935—1937 г. самые плодотворные то-
ды в творчестве Сулеймана. К этому време-
ни относится его поэма о Дагестане, отобра-
жающая в стихах многовековую историю.

огРА<им КАНДИДАТОВ ~

семью и «вывести в люди» сына. Акакий
был определен в двухклассную школу, &
затем в Кутаисскую гимназию.

Акакию не было и десяти лет, когда он
почувствовал влечение к сценическому ис-
кусству. Он был неизменным участником
детских спектаклей.

Поступив на службу сначала в Сенаке, &
затем, в 1919 году, в Тифлисе (в Городскую
управу) и получая жалкие гроши, А. А. Хо-
рава продолжал участвовать в любитель-
ских спектаклях. Он выступал в народном
доме им. Зубалова. Работал под руковод-
ством Шалвы Дадиани, Нико Гоциридзе.

Когда меньшевистокие авантюристы за-
хватили власть, театральная жизнь Грузии
совершенно замерла. Только после победы
большевистской партии начался расцвет
грузинского театра. Акакий Хорава полу-
чил, наконец, возможность посвятить себя
любимому искусству. 25 ноября 1922 года

Коте Марджанишвили поставил пьесу Jlo-

пе де-Вега «Овечий источник». Этот. день
стал началом не только истории театра
им. Руставели; он явился настоящим празд-
ником всей театральной молодежи совет-
‘ской Грузии, и в первую очередь Акакия
Хоравы. Акакий Хорава был в первых ря-
дах борцов за новый советский театр.
Акакий Хорава, — один из организаторов
драматической студии при театре им. Ру-
‚ставели, из которой вышли многие видные
актеры грузинского театра. Аджарский Te-
атр, с успехом работающий в Батуми, ноч-
ти целиком состоит из питомцев этой сту-
дии. Через несколько месяцев етудия вы-
пускает актеров и для абхазского театра.
Акакий Хорава — ведущий актер орде-
ноносного театра им. Руставели. Он создал

незабываемые образы Гарсия з «Карменси-  ду», где напечатано постановление ЦИК

те», Карла Моора в «Разбойниках», Кречета

Датестана, и ето большая поэма о Серго’ в «Платоне Кречете», Арсена в пьесе «Ар-

Орджоникидзе. Самые вдохновенные ‘свои
стихи Сулейман посвящает «водителю мыс-
лей и серден»—любимому Сталину.

_ Акакий
Xopasa ,

Акакий Хорава родился в 1895 году в ее-
лении Очхамури, бывш. Зугдидекого уезда.
Ето отец — бедный крестьянин; вынужден-
ный с юных лет уйти в город на заработки,
он был подручным в чувячной мастерской
и работал дни и ночи, чтобы прокормить

сен» и Отелло в тратедии Шекспира.

Акакий Хорава неутомимо  разоблачал
подрывную деятельность врагов народа на
театральном фронте.

`19 марта 1936 года А. А. Хорава присут-
ствовал в числе перёдовых людей грузин-
ского народа на приеме в Кремле в связи
с 15-летием установления советской вла-
сти в Грузии.

За свою выдающуюся деятельность Ака-

кий Хорава награжден орденом Трудового:

Красного знамени и званием народного ар-
tucta ОСОСР, которое он получил в чиеле
первых 13 выдающихся мастеров советско-
то театра.

оса

Ир. Тоидзе. «Лампочка Ильича»

Советское искусство Грузии нащупывает
новые пути в пейзажной живописи. Это

Выставка грузинского искусства

0б аргонавтах». Она подтверждается рядом
художественных памятников Грузии УП—

прежде всего сюжетный пейзаж. В него   УТ века до нашей эры. Ее наследие сох-

почти всегда включен человек, его труд,

‘ето отдых. В таком пейзаже решаются не

формальные задачи в передаче приролы
(воздуха, света, цвета и т. д.), а задачи
идейного содержания  (величественности
социалистического хозяйства, пафоса со-
циалистического труда и радости социали-
стического отдыха).

Грузинское искусство всегда отличалось
любовью к четкости линии и ясности форм.
Импрессионизм в живописи Грузии не
привился, Художники Грузии стремятся
насытить пейзаж идейным и эмоциональ-
ным содержанием. Созданию такого пей-
зажа помогла углубленная работа худож-
ников над советской тематикой (особенно
интересны работы М. Тоидзе, Ираклия To-
идзе, Багратиони й др.).

Характерной особенностью трузинской

художественной Культуры является высокое

мастерство рисунка. Грузинские художники
стали в ряды лучших графиков Союза
(Ираклий Тоидзе, С. С. Кобуладве).

Однако советским художникам Грузии
еще много надо преодолеть недостатков в
рисунке и цвете, изжить до конца остат-
ки формализма, норой проявляющиеся до
сих пор в деформации предметов, черноте
колорита, слабости рисунка. -

\

Художественная культура грузинского
народа восходит к античности. Связь rpy-
зинской культуры и культуры народов
античного мира засвидетельствована еще

раняется в Эллинистических традициях
древнегрузинското искусства.

Эти традиции звучат с большой силой и
убедительностью в сохранившихся памят-
никах архитектуры, мозаики и скульшту-
ры ГУП века нашей эры. Нечать ве-
ликой античной культуры лежит на тени-
альном архитектурном сооружении—Джва-
ри, рельефах Атени и великоленных моза-
иках Проми.

Захват. Грузии Ираном, Византией, ара:
бами, турками, ‘монголами и другими ва-
воевателями не 6мог сломить развитие
трузинекой культуры. Освобождение rpy-
зинского народа от внешней зависимости
и восстановление единства Грузии ХГ-
ХШ веков определило высокий расцвет
грузинской культуры и искусства.

В эту эпоху вся страна украсилась ог-
ромным количеством замечательных памят-
ников архитектуры, живописи, скульйту-
ры:и декоративного искусства, Гений тру-
зинского народа — Шота Руставёли в ХИ
векв создал бессмертную поэму «Витязь.
в тигровой шкуре». В лучших произведе-
ниях этой эпохи побеждает реальное ощу-
шение мира, преодолевающее средневеко-
вую религиозную схоластику.

Изображения фресковой живописи ХПИ
века в Кинцвиси согреты теплыми лири-
ческими переживаниями пробуждающейся
человеческой личности. Представляя с0бою
вершину древнегрузинского искусства, {фре-
ски Кинцвиси, наряду с другими произ-
ведениями искусства той же поры, полны
гуманности и благородства.

Обилие портретных произведений в дре-
внегрузинском искусстве свидетельствует

Е поэтическом древнегреческом «оказании   об. интересе к человеку, к вемной жиз»

I

Я — автриса, воспитанная в условиях
советской действительности. Дореволюцион-
ное прошлое я знаю только из литерату-
ры и по воспоминаниям старых актеров.
Сопоставяяя это мрачное прошлое с сол-
нечным настоящим, я чувствую величай-
шую гордость за свою страну, создавшую

такие изумительные условия для свобод-.

ного творческого: развития человека.

Путь актрисы дореволюционной России
был покрыт терниями. Только отдельные
личности, исключительно одаренные, мог-
Ли бороться с мещанской косностью тог-

датинего общества, освободиться от раб-

ской зависимости от антрепренера. Я да-
же не смею сравнивать себя с замеча-
тельными мастерами прошлого, между тем
в Советской стране я в 87 лет получила
звание заслуженной артисэки республики.
Я работаю и знаю, что моя работа не прой-
дет незамеченной. }

‘В: условиях советской действительности.

Вторник, 23 нояб

ря 1937 г.,^

кандидатов в депутаты Верховного  ~ Лю пи ста линской
‚ эпохи

актриса имеет широкое поле для творче-
ских исканий. ;

Право на труд, на отдых и на образо.
вание. ‘дает возможность людям нашей
страны работать, учиться и накапливаль
силы для новых работ и новых побед,

Работники искусств оказали мне высоков
доверие, выбрав меня членом избирательной
участковой комиссии № 14 Советского ив-
бирательного округа, Работа в комиссии
дает мне, как актрисе, богатейший mars.
риал для творческой работы,

Я встречаюсь в множеством людей, ви.
жу их отношение к величайшему памат,
‘нику. нашей эпохи — Сталинокой Консоли.
туции. Это дает мне творческую зарядку
для показа на сцене образов людей сталин.
ской эпохи.

Заслуженная артистка республики
  Н. ЕФРОН

‚ Режиссер ©. Юткевич закончил семки
звукового художественного инструктивного

‘фильма «Как будет голосовать избиратель».
Фильм снимался по специальному заданию

Центральной избирательной комиссии. Зри-.

телю будет показан весь процесс предвы-
борной кампании, подтотовка К голосова-
нию и выборы.

Действие фильма начинается в момент.

опубликования постановления о назначении
дня выборов в Верховный Совет. У киосков,
в метро, в трамваях читают газеты, читают
материалы об избирательной кампании.
Затем показана квартира рабочего Фи-
липпова. Вся семья в сборе, за исключени-
ем одного из сыновей, Бориса, служащего
в Красном Флоте. Иожилой рабочий Иван
Памфилович Филинпов читает вслух «Прав-

CCCP о дне выборов в Верховный Совет
СССР и об утверждении соетава Централь-
ной избирательной комиссии.
работы один из сыновей старика Филинио-
ва — инженер Владимир Иванович Филип:
пов. Он сообщает, что общественная орга-
низация завода выдвинула, его в члены уча-
отковой избирательной комиссии. Отец по-
‘вдравляет Владимира. Мать Мария Михай-
ловна Филиппова просит сына растолковать
ей, как будут проводиться выборы в двё
палаты Верховного Совета СССР: Совет С0-
юза. и Совет Национальностей. Инженер
кладет на стол географическую карту и с
карандашом в руках начинает об’яснять
семье весь процесс избирательной кампа-
HUT... 5

За 30 дней до выборов Совет депутатов
трудящихся вывешивает списки избирате-
лей. В помещении районного Совета группа
избирателей. Среди них Иван Памфилович
Филиппов с дочерью Женей. Он вниматель-
но просматривает списки и, улыбаясь, на-
ходит имена и фамилии всех членов своей
семьи. Женя Филиппова сообщает предсе-
дателю Совета, что она едет в командиров-
ку в колхоз и что в день выборов не емо-
жет толововать в своем избирательном уча-
стке. Председатель Совета достает списки
избирателей, отмечает от’езд Жени Филин-
повой и выдает ей удостоверение на право
голосования 12 декабря по месту ee mpe-
бывания — в колхозе. :

12 декабря 1937 года. День выборов в
Верховный: Совет. а о
’Владимир Иванович Филиппов — предее-
датель участковой. избирательной комиссии
— смотрит на часы. Стрелка подходит к
6 часам утра. Тов. Филиппов еще раз про-
веряет избирательный ящик, опечатывает
его, берет списки избирателей и, распахнув
двери, громко и торжественно говорит: .

— Граждане избиратели, прошу вас при-
ступить к выборам... т

Ио Красной площади идет к избиратель-
ному участку семья Филипновых: Иван
Памфилович Филипнов, ero жена Мария
Михайловна, его дочь Наталта с ребенком
и внучка Таня. :

Играет музыка. На домах развеваются

Приходит с.

выборах

Семья Филипповых входит в вестибюль
дома, где помещается избирательный уча>
сток. Натанта Филиппова оставляет своего
маленького ребенка и пионерку Таню в
специальной комнате для детей.

Мария Михайловна подходит к столу с6-
кретаря комиссии. Он находит ее фамилию
в списке избирателей и вручает ей два, бюл-
летеня и конверт. Мария Михайловна про
‘ходит в избирательную комнату, садится к
столу. Она помнит статью Положения в вы.
‘борах, гласянтую, что избиратель оставляет
в каждом бюллетене лишь фамилию то
кандидата, за, которого голосует, вычеркивая
остальных.

’ Женя Филиппова среди голосующих кол:
хозников. Она подходит к секретарю и пред’.
являет удостоверение на право голосования,
Ее фамилию и все необходимые сведения 38-
носят в особый епиеок и вручают бюллете-
нии конверт...   :

Мария Михайловна Филипнова вклады:
вает бюллетени в конверт, заклеивает его и
опускает в избирательный ящик.

’ 12 часов ночи 12 декабря 1987 т.

Председатель участковой избирательной
комиссии Владимир Иванович Филиннов в
кругу членов комиссии, представителей об-
щественных организаций об являет о том,
что подача голосов закончена. В присут-
ствии представителей общественных 0р1а-
низаций распечатывается ‹ избирательный
ящик, извлекаются конверты с бюллетеня-
ми, подсчитывают голоса. По окончания
подечета голосов и составления протокола
Филиннов оглашает результаты голосования
в присутствии всех членов комиссии и тор
жественно об’являет:

«Сейчас мы отправим с нарочным вое ма-
териалы голосования по нашему участку в
окружную избирательную комиссию. То
кандидат в депутаты Верховного Сбвета,
который получит больше половины всех го-
л0бов, поданных по всему округу, т. е. по.
лучивший абеолютное большинство, будет
считаться избранным».

Все материалы по выборам в течение 24
часов направляются в окружные! избира-
тельные комиссии с ‘нарочным. На этом
фильм заканчивается.

Фильм «Как ‘будет голосовать избира-
тель» в ближайшие дни выпускается в
сотнях ‘экземпляров на экраны. =

‚ Консультации по фильму давали зам,
предселателя Центральной избирательной
комиссии, Герой Советского Союза акаде-
мик 0. Ю. Шмидт и прокурор Союза ССР
А. Я. Вышинский.

Главные роли играют — засл. артист рес-
публики И. Пельцер (старый рабочий Фи:
лицнов), артист Н Боголюбов (его сын, ин-
женер Владимир Иванович), артистка
М. Яроцкая (Мария Михайловна Филипно-
ва), Т. Зейферт (Жена Филиппова), Н. Али-
сова (Наташа Филиппова), П. Соболевский
(краснофлотец Борис Филиппов). Хуложни-
ки — А. Жаренов и А. Камский. Фильм
снимали оператор И. Мартов. и звукоопера-
тор т. Кличевский. }

HH. 06 этом же говорит и наличие в ре-
лигиовных сценах картин и деталей, ри-
сующих грузинский национальный быт,

Наша искусствоведческая наука
еще сделала для раскрытия всей ориги-
нальности и всего значения древнегрузин-
ского. искусства. К сожалению; она до сих

мало

пор, в немногочисленных исследованиях,
посвященных древнегрузинскому искусст-
ву, находится в значительной своей сте-
пени в плену формалистической и вуль-
тарно-социологической школы. Она не раз
зобралась еще в принципиальных разли-
чиях между искусством древней Грузии и
Византии, Грузии и Армении и т. д. Толь:
ко отсутствием ясного представления о
трузинокой культуре можно об’яснить не-
научные, путаные понятия о «кавказ-
оком» искусстве, «армяно-грузинской» ap-
хитектуре ит. п. : -

Конечно, нельзя отрицать общности ху-
дожественных куль Грузии и Византии,
Грузии и Армении. Но это не должно ва-
слонять их различий. Искусство грузил-
ского народа создавалось в своеобразных
условиях его жизни; оно связано в судь-
бами народа, оно отражает его жизнь, его
борьбу, его чаяния и надежды.

Культура грузинского народа является
одной из самых древних культур народов
Советского Союза. Знакомство с ней ши-
роких масс трудящихся имеет бгромное
значение. История грузинского искусства
несомненно должна составить одну из пер-
вых страниц будущей истории искусств
народов СССР.

В начале ХГХ века, с присоединением
Грузии к России, грузинская художествен-
ная культура вступает в тёсную связь с
русской и европейской. K концу ХГХ ве-
ка трузинская живопись подымается до

уровня лучших нроизведений русского и:

западного искусства, не теряя,
своих национальных черт.

однако,

С начала ХТХ века развивается портрет-
ное искусство. Это портрет по преимуще-
ству дворянской аристократии. Доститая
высокого мастерства в первой половине
ХГХ века, в 70-х годах этот жанр вырож-
дается в скучный официальный портрет
трузинекого чиновничества.

Лучшие портреты этого ‘времени сохра-
няют традиции древнегрузинского  искус-
ства. Трактовка фигур плоскостная, силу-
этная, идущая от портретных изображе-
ний фресковой живописи. Тонкость’ рисун-
ка, гладкая манера письма,  декоратив-
ность цвета — вот традиции миниатюры.

Наряду с этим, в начале XIX века по-
являютея произведения, отличающиеся
большей об’емностью в трактовке форм и
`живописностью. В результате создаются
произведения высокого мастерства.

В 50—60-х годах пропплого столетия оео-
бенно интенсивно развивается жанр семей:
ных портретов, семейная группа расноло-
звена ва переднем. шлане в один рад, глаз

Ba семьй — в центре; остальные по 0т0*
ронам в соответствии с семейной иераре
хией, дети — в ногах. Все изображаются

обращенными к зрителю, позы фронталв-
ны, жесты сдержанны. Строгая комнози-
ция сочетается с декоративным решением
цвета.

Так, грузинские художники ХГХ Berd,
нё. теряя традиций своего . национального
искусства, шли своим путем к освоению
русской и общеевропейской художествен:
ной культуры.

В последней четверти ХГХ века и в н4-
чале ХХ грузинское реалистическое искус-
ство вотупает в новую фазу своего разви»
тия; Вовникает жанровая картина с сю-
жетом повествовательного характера. Ис-
кусство проникается демократическими
идеями. Художники вскрывают социаль“
ные явления грузинокой действительное“
ти, разрабатывают народный типаж.

Живопись приобретает большую  об’ем-
ность, пространственность, динамику.

Грузинское искусство этого периода на-
поминает живопись русских передвижни“
ков. Это сходство вытекает из общности
социально-экономических процессов и 10
литических интересов русского и грузин
ского народа. Грузия вступает на арену
общерусской и общеевропейской социаль“
ной жизни и борьбы. В этот период гру*
зинский народ выделяет из’ своей среды
ряд талантливейших художников, в числа
которых в. первую очередь следует наз-
вать крупнейшего грузинского  резлистя
Риго Габашвили. ^

Буржуазные националисты в погоне 88
экзотикой упрекали этого мастера в подра“
жательности, потере национальных черт,
«репинизме». А? вместе с тем никто’из ху
дожников той эпохи не передавал типы
и характеры грузинского народа с таким
реализмом, как Габашвили. Он жил жиз
нью своего народа, любил, знал ео ив
нем черпал свою силу,

Габашвили, подобно портретистам пер-
вой половины ХТХ века и миниатюриотак
древности, — тонкий рисовальщик, подоб:
но им, он прекрасно владеет композицией
и цветом, но он преодолел их условность»
статичность и плоскостность.

Черты народности видны также в искус-
стве талантливого самоучки Нико Пиро*
сманишвили, которому не удалось, одна»
KO, вырваться за пределы примитива. Пи»
росмавишвили и его судьба ярко показы“
вают, как гибли народные таланты-в у6л0-
виях буржуазного общества.

В реалистическом наследии художествен”
ной культуры талантливого’ грузинского
народа, в замечательной социалистическо
действительности сталинской эпохи долж”
ны художники Советской Грузии и 8069
Советского Союза черпать свою силу для
создания подлинно народного искусства
национального по форме и. социалистяче-

ского по содержанию.
А. ЛЕОНОВ

ee

rt fy: nn