Вторник,

ВЕЧЕР
8. И. КАЧАЛОВА

(ерию творческих показов актеров Хуло-
хоственного театра открыл вечер В. И. Ка-
чалов» На вечере не были представлены
кие наиболее совершенные и характер-
ные для творческого лица Качадова об-
мзы, как барон в’ «На дне», Иван Карама-
зов. Выбор. показанных сцен носил доволь-
10 случайный характер, но — и вот это
представляло особый интерес — сюда вошли
х ноизвестные нам раньше и не игранные
Кочаловым роли, представляющие, очевид-
но, те артистические опыты его, которых
виу до сих пор не ‘удалось осуществить на
щене Художественного театра :(Несчастлив-
дев и Ричард ПО.

При всей случайности выбора, показан-
ные отрывки демонстрируют перед зри-
делем некоторые основные черты ‘артисти-
ческого дарования Качалова. То, что. от-
рывки были показаны без грима и костюма,
нграющих Такую исключительную роль,
особенно в творчестве «характерных» акте-
ров, усложнило задачу Качалова: ведь все-
таки сытранные сцены — сцены театра, a
не концерта и эстрадного чтения. Без необ-
ходимых сценических аксессуаров внешне-
‘то перевоплощения актер — и в особенно-
сти «характерный» — должен чувствовать
себя стесненным на сцене.

Качалов вышел с честью из/ испытания,

23 ноября 1937 г., №:

—

ТРИ. ПРЕМЬЕРЫ

«Поднятая целина»

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
CHE ER TA how

ЮБИЛЕИНОГО ГОДА

в Театре оперы“и балета.

Создание советской онерной классики

переходит сейчас из стадии теоретической
в практическую.
. Принципиальная - ошибочность нервых
опытов советских комнозиторов в области
музыкальной драмы — Триодина, —По-
Тоцкого и многих других, — заключалась
в попытке механически соединить. новое с0-
держание или новое ‘истолкование прошло-
го с формами, выработанными в старину.

Механическое перенесение традицион-
ных приемов и навыков в сферу совет-
ской оперы отнюдь не могло способство-
вать ускорению процесса ее рождения.
Для того, чтобы создать подлинно новую
советскую ‘оперу,

превратившихся в штамп оперного искус-
ства. Означало ли это, что’ следовало так-
же отказаться. полностью от всего клас-
сического наследия, увидев в нем только

необходимо ‘было пре-
одолеть тяжелый ‘груз мертвых традиций,

пользуясь только средствами мимики, же-  Традиции мертвых поколений,  тяготею-
ста и слова, своей превосходной дикции и  Щих, как кошмар, над умами живых? Ко-
музыкальным, благородным голосом. Здесь,   нечно, нет. т :
в такой обстановке, обнаруживаются BO Величайшие оперные мастера прошлого
всей ясности и приемы «толосовой игры»   (Глинка, Чайковский, Мусоргский и др.),
(изпевность фиоритуры, декламационный   будучи реалистами и не нарушая услов-
пафос), которыми Качалов иногда даже зло-  Ности огерного искусства, преодолеваля
употребляет. Но и сквозь эту присущую ему   Го оторванность от жизни, вкладывая
декламационность и орнаментальную теат- В образы своих героев «истину, страстей
ральность речевой формы актер всегда чет-  И правдоподобие чувствований», говоря
ко передает сценический образ. В сцениче-   Словами Пушкина.
ском слове Качалова зритель всегда ощу-  Без овладения мастерством великих fe-
щает глубокое интеллектуальное и психоло-   HHEB оперы задача создания советской
тическое содержание образа, острую мысль   ОНеры невыполнима. .
актера — пусть не жгучую, не страстную, Дзержинский — композитор, чья твор-
но всегда четкую и содержательную. ческая родословная восходит к заветам
мастеров «могучей кучки», из плеяды ко-
торых, повидимому, для него всех бли-
же Мусоргский. Г
Дзержинский неразрывно связан с пе-
сенной стихией русского и украинского
народов. Не прибегая ск  цитированию
фольклорного материала, избегая стилиза-

Критика часто задавалась целью опре-
делить свойства этого чудесного актера,
секрет воздействия артиста на своего зри-
теля, содержание «качаловской легенды».

В свое время один из восторженных по-
клонников артиста критик Н. Эфрос, пы-
таясь разгадать эти секреты и разлатая(ма-
стерство артиста на его составные элемен-   Тонации песни, ее широкое,
ты, вынужден был констатировать, что в   Ханне.
арсенале его сценических средств нет того, Разумеется, нельзя все творчество Дзер-

вольное ды-

что, казалось бы, в первую очередь обуслов-   ЖИНСКого сводить только к песне. Она
ливает успех у публики — «пламенното   Является лишь его истоком.
темперамента, кипучей разливающейся го- «Ноднятая целина» — произведение не

ровное, 06 этом правильно указывала уже
наша критика И все же при всех своих
недостатках «Поднятая целина» — произ-
ведение  талантливое и  вначительное:
Нужен был большой политический и ху-
дожественный такт, чтобы справиться ©
задачей показа в опере нашей современно-
сти. С этой задачей композитор справил-
ся.

Несколько слов о либретто оперы.

рячей лавой страстности, бурности, пламен-
ного пафоса». Самыми слабыми в испол-
нении артиста всегда были те роли, в ко-.
торых нужен был прежде всего непосред-
ственный темперамент. Зато критик нашел
у артиста другое, решающее в его уснехе—.
«гений обаятельности на сцене». ;

Эту свою обаятельность актер, умудрен-
ный сценическим опытом, в полной мере со-
храняет и сейчас; он влечет к себе с неве-
домой силой зрительские сердца какой-то
особой мягкой и глубокой лиричностью,
ищущей своего выражения в напевности  .
сценической печи,

Сила художественного интеллекта — ед-
ва ли не самое существенное в творчез
ском облике Качалова. Мысль сильнее все-
то звучит в творчестве этого артиста-интел-
лигента, и вот почему еще раз жаль, что
в отчетном вечере не был показан, может
быть, венец его творчества — интеллигент-
ский разтовор Ивана Карамазова с чортом.

Если зрителю не передавались в должной
степени драматические или трагические мо-
менты показанных сцен, логика непосред-
‚ственного, захватывающего и: заражающего
Чувства, то зато с исключительной силой
передавалась напряженная логика мысли,
и ей на сцене нисколько не мешал «быто-
вой» костюм артиста. Героя шекспировской
трагедии артист переводит в свойственный
своему дарованию план «характерного ре-
зонера». Этот Глостер покорял Анну у тру-
па убитого им мужа не шекспировской го-
рячей лавой страсти, вахлестнузашей несча-
стную женщину, а неумолимой, холодной и
острой логикой факта, железной логикой со-
физмов. И вот другой образ — провинциаль-
ного трагика Несчастливцева (наименее
удачный в программе вечера) — вовсе не
потрясает зрителя мощным трагическим па-
фосом. Артиот строит ‘и этот образ на па-
фосе резонерской мысли, для которой, од-
нако, в тексте нет тех возможностей, ко-
зорыми так. богата. трагедия Шекспира,

В том же плане умного и содержатель-
ного «характерного! резонерства» построена
артистом одна из его лучших работ в на-
ши годы — роль Николая Е (в «Декабри-
тах»). Зритель напряженно следит за пси-
хологическим, идейным развитием образа
Николая, за ето большой длинной речью,
почти монелогом, каждое слово которого до:
ходит до зрителя, Лирической личности Ка-
чалова, однако, чужда актерская: двойствен-
ность его персонажа, и ему поэтому не. уда-
ется показ притворства той «пытки лаской»,
которой Николай подвергает свою жертву—
Рылеева. Зритель это обольщение легко мо-
Жет принять за искреннюю исповедь.

Наиболее удачным в исполнении Кача-
лова — и именно не в своем драматическом
финале, & в своей живописной бытовой и
психологической ‘характерности — покавал-
ся нам на вечере образ сибирского мужика
Вершинина (в сцене из. «Бронепоезда»),
созданный со всей правдивостью характер-
ных черт речи, акцента, жестов настоль-
Ко мастерски, что здесь даже не очень ме-/
шало отсутствие соответствующего KOCTIO-
ма, Эта сцена звучала у Качалова даже не-
сравненно ярче, чем в спектакле.

В показанных отрывках необходимо отме-
THTb тщательную сделанность роли, дета-
lei, Ty большую работу над формой, . кото-
рая лежит в основе. всей системы МХАТ.
Здесь также ярче, чем ‘в обычном спектак-
i, сказалась и другая’ черта творческого
Образа артиста, — сказалась она и в мане-
те повышенной декламационной читки ро-
ли. Это «театральность», воскрешающая
традицию вктера старой русской сцены, —

атородный актерский пафос. Качалов на’
сцене в высшей степени театрален. Это
актерское свойство превосходного. талан-
Ta перебрасывает мост к театру класоиче-
Кихотрядиций, театру яркого слова, яр-
ких сценических образов.

Д. ТАЛЬНИКОВ

Оно

В театре им. Франка состоялась премьера
пьесы А. Корнейчука «Правда».

Заслуженный деятель искусств Ю. Шум-
ский, играющий Голоту, создал яркий об-
раз крестьянина-бедняка, становящегося
большевиком. Понять большевистскую пра-
вду помогает Голоте токарь Балтийского за-
вода Нузьма Рыжов. К сожалёнию, заслу-
женный деятель искусств А. Ватуля, игра-
ющий Рыжова, не. смог оживить эту‘ схема-
тичную роль. Даже в лучших сценах снек-
такяя ему. нехватает силы, цельности и,
главное, простоты. Фальшивый мелодрама-
тизм искажает образ старого рабочего-боль-
шевика.

Наташа в «Правде» — совсем бледная
роль.  Заслуженной артистке Н. Ужвий,
исполняющей эту роль, была поставлена
очень трудная задача. Но трактовка некото-
рых снен актрисой и режиссером (народный
артист УССР Г. Юра) кажется нам .ошибоч-
ной. Натална возвралцается домой из казарм
после неудачного распространения боль-
шевистской газеты «Окопная правда». He
избили солдаты, спровоцированные эсера-
ми. Она горько плачет — её избили лю-
ди, которых она считала своими. Слезы На-
тапеи — слезы обиды, возмущения, большно-
го гнева. Наташа — молода, неопытна, но
она революционерка, большевичка, упорная.
девушка. Через несколько часов она опять
вернется в казармы, ее не испугает онас-
ность. А Н. Ужвий плачет, как полагается
плакать в какой-нибудь мелодраме — эта
плаксивость мешает актрисе создать образ
молодой революционерки. i

Автомобиль мчит Hac по
асфальту главной улицы города Куйбыше-
ва. У парка, раскинувшегося на берегу
Волги, машина резко сворачивает вправо,
проносится мимо небольшого превосходно
оформленного памятника Чапаеву и выез-
жает на огромную нлошадь, где идет стро».
ительство нового Дворца культуры им.
В. В. Куйбышева. Дворец звоздвигается на
месте. бывшего городского собора. Величе-
ственное, монументальное здание почти со-
вершенно готово. Идет уже внутренняя его
отделка. В ‘середине дворца. помещается Но-
вый тр. В гигантских крыльях будут ра-
сположены библиотека и залы спорта и физ-
культуры.

Новый театр рассчитан ‘на 1240 мест.
Сцена оборудуется последними технически-
ми усовершенствованиями. Рядом с нею
расположены 48 артистических комнат,
фойе для оркестра, хора, балета и т. д.
Необходимо только достроить отсутствую-
щие сейчас помещения для поделочной и
художественной мастерских и склада для
декораций. . } ;

Какой же коллектив получит этот новый
роскошный театр? Кто будет достоин занять
ero подмостки?—Мы!—заявляет коллектив
Куйбышевского театра оперы и балета.
Поглядим — достоин ли этот театр, спра-
вится ли он, сумеет ли’ освоить новое за-
мечательное помещение.

К октябрьским` торжествам Куйбышев-`
ский оперный театр приготовил спектакль
«Броненосек Потемкин». Опера эта для по-

становки представляет большие трудности,
Колхозные и чисто технического свойства (оформление
моря, бройеносца и т. д.) и исполнитель-

ские.
а Скажем откровенно, мы боялись за этот

спектакль. Наше недоверие усугубил ви-
денный в первый день приезда в Куйбы-
штев спектакль «Евгений Онегин» (© нем —
ниже). Каково же было наше удивление и
радость, когда «Броненосец» оказался не
только сносным, но хорошим, вполне хоро-
шим юбилейным оперным спектаклем. Еще
накануне премьеры не были готовы костю-

Во многих колхозах есть постоянные во-
хальные кружки художественной самодея-
тельности, Они давно мечтают о постановке,
небольших, несложных опер. В помощь та-
Вим коллективам -секция музыкального те-
тра ВТО привлекла композиторов, пред-
ORB им писать колхозные оперы, На ве-

ции, композитор творчески воссоздает ин-

лист В

Опера

прекрасному,

Черах секции были прослушаны и обсужде-
лы оперы «Земля поет» Красева, «Свадь-
fa» Konocona и Чаплыгина, «Родина 30-
в» Буглая и Брук.

Опера «Родина зовет», посвященная слав-
10му терою-пограничнику Лагоде, уже го-
вится к постановке хоровыми коллектива-
мн в некоторых колхозах Калининской, Ря-
занской и Воронежской областей.

театра. 4

мы и некоторые важные части оформления.
И все же спектакль прошел слаженно, с
отромным ‘под’емом. Мы отмечаем это He
только в похвалу театру. с исключительным
воодушевлением и торячностью работавше-
му Над новой постановкой. Но и для ТОРО,

чтобы подчеркнуть. исключительно трудные

условия работы - периферийного оперного

чрезвычайно неудачно. Это ‘сшитые на
живую нитку, плохо пригнанные сцены и
эпизоды. Без знакомства с романом Шоло-
хова уловить связь событий и людей почти
невозможно. Подобное либретто не облег-
чало н без того’ достаточно трудную задачу,
стоявшую перед. комнозитором. ..

К сожалению, театр, осуществивший в
прошлом году постановку оперы И. Дзер-
жинского «Гихий Дон», работал-над поста-
новкой «Поднятой целины» в. неблагопри-
ятных условиях — лишь за’ несколько
дней до премьеры была получена окон-
чательная редакция оперы. Тем не менее
этот спектакль, в который театр вложил
много труда и энергии, займет ‘в его ре-
пертуаре видное место. Из исполнителей
наибольшего успеха добилась заслуженная
артистка республики Зоя Гайдай (Лушка).
Постепенно Лушка с ее наигранным ци-
низмом, с ее анархичностью и озорством
преображается. под влиянием социалисти-
ческого труда. Победа актрисы прежде
всего в том, что она показывает «превра-
щение» Лушки не как некое чудо, а как
явление закономерное H правдивое. Ар-
тистка легко преодолевает вокальные труд-
ности партии.

Отличный образ Давыдова создал. ар-
тист Шведов. В его Давыдове ошущается

большая внутренняя сила и вместе с тем.

это человек простой и обаятельный.
Азрикан — второй исполнитель роли
Давыдова — трактует ее несколько иначе:
его образ более эмоциональный и пате-
тичный.
‚ Заслуженному артисту Иванову и Ми-
наеву только отчасти удалось преодолеть
искусственность оперной роли Нагульно-
Ba,
Артист Борищенко очень выразительно
исполнил роль Тимофея. Другие  пред-
ставители «лагеря врагов» очерчены менее

‘ярко.
Режиссер `— заслуженный артист рес-
публики М. Лапицкий поставил “инте-

ресный реалистический спектакль о радо-
стной и привольной жизни колхозников
Есть в нем и существенные недостатки:
однообразны массовые сцены. Во второй
половине. оперы снижзется драматизм дей-
ствия. :

Высокой оценки заслуживает работа ди-
рижера заслуженного артиста республики
В. Дранишникова. Особенно обращает на
себя внимание исполнение музыкальных
вступлений к отдельным картинам. Кол-
лектив Киевского орденоносного театра в
чрезвычайно короткий срок создал значи-

тельный снектакль.
‚А. ГОЗЕНПУД

«Правда»

в Театре им. Франка

Для других второстепенных персонажей
пьесы театром найдены более живые: крас-
ки. Актеры здесь многим помогли драматур-
гу: Марфа (народная артистка УССР А. И.
Борисоглебская), Тимофей (заслуженный ар-
тист УССР М. Нилипенко), Вася (В. Поно-
маренко), начальник станции (Н. Яковлев),
журналист (Ю. Бантыш) и др.

Улачен сатирический образ. Керенского.
Перед. зрителем—самовлюбленный. . фразер,
трусливый и подлый враг революции: Ар-

Дуклер играет Керенского вырази-
тельно. С i аа

Слабее всего в спектакле масбовые ‘еце-
ны. Приезд раненых на провинциальну
станцию, сцену у казарм, Смольный пе-
ред боем, П с’езд Советов показаны бледно.

В напряженном темпе идут две! последние
картины. Не случайно именно ‘здесь на
сцене появляётея Владимир Ильич Ленин.
Образ гениального вождя Великой социали-
стической революции дан просто, лаконич-
но, с большой искренностью и любовью. Раз-
говор с крестьянином Голотой, обращение к
морякам, солдатам, краткая беседа но те-
лефону с товарищем Сталиным, Ленин на
трибуне П с’езла Советов — зритель следит
за этими сценами, затаив дыхание. Заёлу-
женный артист УССР А. Бучма исполняет
роль Ленина мастерски, с подлинным твор-
ческим вдохновением. Трудно передать чув-
ство, которое испытываешь, когда на сце-
не появляется Ленин. Это самые волную-
щие моменты спектакля.

Е. АДЕЛЬГЕЙМ

at

В труппе Куйбышевской оперы нашлись

очень хорошие исполнители для всех тлав-

ных ролей «Потемкива». И Вакулинчук (за-
служенный артист республики Серебров-

`ский), и Груня (арт. Агеева), и Матюшенко

(арт. Бельский), и Кочура (арт. Прокошев),
и офицеры броненосца — Гиляровский (арт.
Мессинт), Голиков (арт. Холщевников) и
др. получились в спектакле живыми, яр-
кими фигурами. Артисты хорошо справи-
лись со своими ролями не только вокаль-
но, но.и сценически, хотя надо сказать, что
у большинства из них‘в игре осталось еще
много штампа и обычной оперной зампу-
ки. ‘
Oco60, конечно, надо товорить © хоре,
которому отведена в «Броненосце» бтзвет-
ственнейшая и труднейшая роль. Хор не
только хорошо поет, но и превосход-
но в сцене восстания играет (гораздо сла-
беё хор играет в сцене на Одесском молу.
Очевидно, постановщик
завший с6бя культурным и опытным ре-
жиссером, не успел достаточно поработать
с хором). На большой высоте в новом спек-

такле и оркестр (дирижер Шеффер). На до-

лю художника Плецова выпала трудней-
шая задача — на небольшой сцене Куйбы-

шевского театра передать перспективу мо-

ря, показать палубу могучего броненсспа,
мол, одесский театр, развалины монасты-
ря. Плецов вполне справился со всеми труд-

ностями и дал выразительное оформление.

спектаклю (особенно удачны сцена на па-
лубе и спена у театра). Словом, спектакль,
повторяем, получился. сильным, впечатля-
ющим, моментами по-настоящему волную-
шим. Это — достойный подарок, который
получил куйбышевекий вритель к великой
толовшине.

Спектакль «Броненосец Потемкия» на-
до рассматривать и как некую заявку Куй-
бышевского театра на новое помещение во
Дворце культуры. Нужно признать, что
куйбышевская оперная труппа вправе mpe-
тендовать на этот новый театр.

Однако, Куйбышевскому оперному театру
‘заполучить Дворец культуры — вовсе не

значит просто перебраться в новое помеще-,

ние. Переезд во Дворец культуры означает
для этого коллектива коренную нерестрой-
ку всей’ работы, полное изменение усло-
вий этой работы. Мы отмечали недочеты
спектакля «Потемкина» — они вызваны
тлавным образом спешкой. Постановка сде-
лана режиссёром чуть ли’не в три недели.
Неудивительно, что ряд вещей в спектакле

Просторов, нока-.

Как и почти все авторы юбилейных пьес,
К. Тренев не дает непосредственного и
прямого изображения. исторических ‘ок-
тябрьских боев. Пользуясь испытанным
‘литературным приемом, К. Тренев внача-
‚ле показывает зрителю судьбу нескольких
рядовых людей, вводя их постепенно в гу
щу исторических событий. Мне кажется,
что почти все эти нерсонажи удались авто-
ру. Почти все они обрисованы с большой
силой, темпераментом и сочностью.

Вот, например. Маринка. Крепкая де-
ревенская девушка, смелая, талантливая,
красивая, многим обязанная семье Расоте-
гина и по-настоящему к ней привыкшая
Автору удалось показаль,`как пробудилось
у этой девушки классовое чутье и она поня
ла, где друзья и где враги. Этот сложный
процесс Тренев дает ярко, выразительно и
по-настоящему драматично. такой же
правдивостью и яркостью показан рост
классовой сознательности и у жениха Ma-
ринки,. солдата Сертея. В сильных и вол-
нующих сценах развертывается образ офи-
цера Горского. Если прибавить к этому, что
все перебнажи пьесы говорят ярким, мет-
ким и своеобразным для каждого языком,
то станет ясным, что пьеса Трэнева облада-
ет рядом выдающихся достоинств.

Следует, однако, указаль и на один серь-
езный недостаток пьесы Тренева. Я не счи-
таю недостатком пьесы «боковой» подход
к теме. Это право автора. Не нахожу я так-

з, что отрицательные персонажи в пьесе
Тренева очерчены ярче, чем положительные.
Образ большевика Буранова, например, об:
рисован с большой теплотой и силой. Не-
достаток пьесы я вижу в другом. Из один-
надцати картин, составляющих пьесу, наи-
более сильные и драматически крепкие
картины-—первая, вторая, четвертая, шестая
и седьмая. Это в совокупности—закоччен-
ная драма семьи Расстегина. `

Что же мы видим в остальных шести кар-
тинах, непосредственно посвященных рэво-
люции? Из этих шести только третья (ми-
тинг) и пятая (обыск у Буранова) мстут
итти в сравнение по драматизму и силе с
расстегинекими картинами. Четыре других
картины резко снижают внечатление. Сле-
дуя ‘после великолепной по своей силе и ла-
конизму восьмой картины (перед возстани-
eM}, сцена. на мосту несколько растянута.
В грозные события легендарной ночи Ок-
тября вдруг вплетаются ненужные эпизоды:
с участием «старых внакомых» —Шмецтера,
Расстегина, Лизы, Горского и Брызгалова—
очевидно лишь для того, ы показать
последнзе столкновение враждующих сил.
Но евести концы © концами автору не уда-
лось.

И когда наступает, наконец, заключитель-
ная (одиннадцатая) картвна—в Смольном, —
пьеса оканчивается несколько формально.

Областной передвижной —к дням 20-летия
Октябрьекойх революции поставили пьесу
бр. Л. и П. Тур и Л. Шейнина «Очная
ставка». ;
Сравнивая эти цва спектакля, делаешь
выводы не в пользу Областного театра;
Прежде всего непонятно, почему театр
н постановщик спектакля А. И. Иванов
обратились к первому варианту пьесы, от
‚ которого отказались сами его авторы.
Следователь Ларцев в исполнении акте-
ра Гладкова — сухой. угрюмый и в то же
время склонный к декламации и позерст-
ву человек. Ему противостоит фашистский
шпион Галкин, который в исполнении
артиста Ольшевекого выглядит благообраз-
ным, «холенымх и внешне приятным ста-
ричком. А между тем, по замыслу авторов,
эт6 — матерый шитион, гнусный атент фа-
шизма, которого разоблачает умный и тер-
пеливый следователь.
‚Всячески обыгрывается изобретенная ре-
жиссером узкая дверь в кабинете Ларцева,
в которую никак не могут протиснуться
посетители. Подобных «комических» трю-
ков немало в спектакле. Авторы вложили
в уста портного Гуревича тепло. звучащий
рассказ об его. встрече с околоточным. Ре-
жиссура почему-то ренгила высмеять этот
монолог. Она заставила актрису Фавор-
скую неистово зевать во время монолога
Туревича, чтобы рассмешить зрителя.
Последняя сцена спектакля мизансцени-
-pOBaHa так, что свидетели, вызванные на

<

нросто недоделан (сцена на молу и др.). В`
новом театре в такой срок готовить снек-
такль будет уже. совершенно недопустимо!
Почему происходит в Куйбышевской опере
подобная спешка? Здесь следует стандарт-
ный, обычный для вбех периферийных
оперных тезтров ответ — нужно спемить ©
премьерами: за сезон надо «пропустить» 8—
10 новых постановок’ да возобновить старый
репертуар, причем эти возобновления
сплошь и рядом фактически являются но-
‘выми постановками. Иначе зритель не бу-
дет’ ходить, и материально: театр «не вытя-
нет» сезона.

Верно ли, однако, это? Нам представляет-
ся, что лишь отчасти верно. Нельзя ставить
здесь вонрос «в общем и целом», не учиты-
вая качества выпускаемых снектаклей. Нани
зритель не будет ходить на плохие спек-
такли— это бесспорно. А какими могут
быть не юбилейные, «простые» спектакли
в Куйбышевской опере, если на юбилейную
советскую пьесу театр потратил всего три
недели. «Простая» очередная премьера —
мы себе представляем — делается в Куй-
бышеве, вероятно, за 7—10 дней. Но чего
же тогда пенять на зрителя? На нынешнего
куйбышевского «Онегина» — мы можем
сказать это со всей определенностью — зри-
теля, что называется, и калачом не зама-
нишь! Какие-то общарпанные, грязные де-
корации, весьма посредственное иеполне-
ние — кого может привлечь такой спек-
такль? Спектакль, который нам довелось
смотреть, шел при совершенно пустом зале
совсем не по вине зрителя. Между про-
чим, должны отметить одну странность:
трязные, скверные декорации даны, глав-
ным образом, в первых сценах (сцена у
Татьяны, на ларинском балу); бал у Гре-
мина и последняя сцена оформлены гораз-
‘до лучше. Это наводит нас на мысль, что
убогое оформление дома ФЛариных об’яс-
няется ‹идеологическими» причинами: же-
ланием показать «оскудение дворянских
тнезд». Подтверждение этой мыели мы
находим отчасти и в том, что в сцене пер-
вого бала явно желание режиссера показать
ларинских гостей «в сатирическом» плане.
«Разоблачение» Лариных, Онегиных, само-
то Чайковского — с этим много лет назад
мы сталкивались в нашей оперной прак-
тике неоднократно. Подобные режиссерские
«эксперименты» — давно прошедитий в с0-
нетском оперном театре «этап». Нынешняя
постановка «Онегина» в Куйбышеве нику-
да не годится не только по своим девора-

В КИЕВЕ
«На берегу Невы».

в Театре русской драмы

‚ли, как старик, директор банка и его чи-

ее

«Очная ставка» в Калинине

Два театра г. Калинина — Городекой и очную ставку с обвиняемым, видят лишь

Не все соразмерно и в «расстагинской»
части драмы. Очень досадно, что, дав та-
кие изумительные по сочности и цельности
фигуры, как Расстегин, Шмецтер, Тихий,
драматург как бы’забыл о них в середине
нБесы, & именно они и составляли оплот
контрреволюции. Цэитральный образ—Рас-
стегин-—задуман автором. как умный и
опасный враг. Но поступков его зритель нё
видит. Тихий напраено и ненужно прини-
жен до роли мелкой интендантской крысы,
между тем как это крупнейшая фигура,
олицетворяющая всею гниль старой Рое-
сии. : \

Режиссерская работа Вершилова и игра
актеров стоит на очень высоком . ‘уровне.
Роль Расстегина нашла прекрасного иенол-
нителя в лице арт. Освецимского, создавше-
то внушительный, запоминающийся образ
человека умного, властного, пытающегося
«приспособиться» к революции. Удивитель-
но ‘красочный образ создает Значковский
в роли «украинского» помещика Шмецгера.
К сожалению, у его героя слишком много
добродушия и юмора. Такую же ошибку
делает и арт. Богдановский в роли ин-
тенданта Тихого.

Обаятельный образ Маринки создала
арт. Половикова. Она расиветила четкий
и уверенный рисунок роли множеством
ярких и остроумных деталей. Прекрасный
партнер арт. Половиковой — арт. Киян-
ский в роли солдата Сергея.

Замечательно играет арт. Балиев эпизо-
дическую роль Керенского. Стремительные
движения, истерический звонкий голос,
опьянение властью, доставшейся ему по
воле буржуазии, — и во всем этом нет
ни малейшего шаржирования.

Ни один из многочисленных эпизодиче-
ских персонажей пьесы не получился схе-
матичным. Достаточно указать на такие ро-

новники, Капитолина, солдат в папахе на
митинге, чиновник с повязанной щекой,
черноусый рабочий, дежурная, бородатый
солдат.

Превосходная постановка не нашла по-
чему-то должной оценки в киевской прес-
ce. Между тем, прекрасный ансамбль, жи-
вость массовых сцен, выразительность
оформления (худ. Уманский) — все это
результат работы Вершилова, умело поста-
вившего эту ‘нелегкую для исполнения
пьесу. Но постановщик допустил все же
две ошибки. Он снизил драматизм к кон-
HY спектакля (особенно портит впечатле-
ние совершенно ненужная сцена в бан-
ке). Друтой крупный недостаток спектакля
в том, что образ Ленина появляется слиш-
ком эпизодически и мимолетно. Театру сле-
дует исправить эти недостатки.

ИВ. КОЧЕРГА

его спину. Режиссер даже не потрудился
вдуматься в слова: «очная ставка».

Обияен снисок нелепостей, которыми
изобилует этот спектакль, не имеющий
никакой идейной и художественной ‘цен-
ности. :

Иную оценку следует дать спектаклю
Городского театра. Se .

Ларнев в исполнений актера’ Митрофа-
нова — умный следователь. беспощадный
к врагу. Актеру. однако, нужно освобо-
диться от некоторого налета неврастенич-
нести. Ларцев—человек железных нервов,
стальной выдержки. «Следюватель, точно
летчик», — говорит он. У Митрофанова же
Ларцев бесконечно жует папиросу, нервно
курит и столь же нервно’ смеется. Спокой-
нее должен актер играть роль Ларнева.

Нужно отметить хорошую игру актеров:
Никольского (доктор Ручьев), Брянского
(портной Гуревич), Фомичева (приезжий
из Кыштыма) и Лаврецкого в роли Галки-
на. создающего образ злобного и опасного
врага. и.

В спектакле Городского театра есть свои
весьма существенные недостатки (в част-
ности, слабо поставлен пролог, из иснол-
нителей которого можно выделить только
актрису Тударовекую, играющую роль Pe-
наты Шульц). Но они не снижают общего
благоприятного впечатления OT снектакля,
в котором чувствуется вдумчивая и серьез-
ная работа режиссуры и всего коллектива.

В. ГОЛЬЦБЕРГ

в Куйбышеве

циям, но и по’ своему внутреннему смы-
слу; она устарела и должна быть совер-
шенно переработана.

Третий спектакль Куйбышевской оперы,
который нам пришлось видеть, была
«Травиата». И этот спектакль  обставлен
скверно, бедно и неинтересно. Публики,
правда, было по сравнению с «Онегиным»
больше, но об’ясняется это, очевидно, уча-
стием хороших певцов: Ефремовой (Виолет-
та), Алмазова (Альфред), Покровского (Жер-
мон). Самая же постановка спектакля — ус-
тарела и плоха. Таких постановок давай
хоть двадцать в везон.— боров онй делать
не будут.

Оперный театр на периферии нуждается в.

поддержке и помощи. Но ‘когда вее злесь
пытаются свести линь к вопросу о дота-
циях, а для покрытия расходов начинают
«печь премьеры» чуть ли не в $ дня, мы
считаем, что принимаются за дело не с то-
то конца. Надо ставить хорошие спектакли,
полноценные, художественно яркие, — то-
тда укрепится и материальная база театра.
Это должен усвоить куйбышевский оперный
коллектив; претендующий на новую вели-
колепную площадку в строящемся Дворце
культуры: ) ;
В. куйбышевском театре собраны очень
хоронгие исполнительские силы, в том чи-
сле и молодежь — об этом мы можем су-
дить но просмотренным спектаклям. Но
творческой работы с актерами. в особен-
ности. с молодежью, заботы о росте’ кадров,
о воспитании молодых актеров в театре
нет. Управление по делам искусств долж-
но всячески в этом помочь театру. Состав
труппы, хор, оркестр, балет должны быть
пополнены и увеличены. В особенности ба-
лет, сейчас состоящий из... двенадцати че-
ловек.
_ Куйбышевекому театру должно помочь и
управление театров Всесоюзного ‘комитета
по делам искусств. Творческие постоянные
связи с московскими театрами, © московски-
ми художниками, режиссерами, актерами
помогли бы работе местных театров, неред-
ко нуждающихся не столько в материаль-
ной и организационной, сколько именно в
творческой консультапии и помощи.
Работа Куйбышевскому оперному театру
предстоит отромная.  ответственнейшая и
интересная. Когда эта работа будет проде-
лана, Куйбышевская опера вправе будет
утвердиться на подмостках нового театра.
М. ГРИНБЕРГ
Куйбышев 2

«Белеет парус одинокий» в Центральном
детском театре. Н. П. Коренева в роли
у Гаврика

«Белеет

парус
ОДИНОКИЙ»

“Для юбилейного снектакля Центральный
детский театр избрал пьесу Валентина Ка-
таева «Белеет парус одинокий». Пьеса на-
писана самим автором по одноименной но-
вести, вызвавшей заслуженное одобрение
юных и взрослых читателей.

Сюжет беллетристического произведения
сохранен, но—такова судьба всех инецени-
ровок, ‘даже принадлежащих перу самого
автора,— литературные достоинства повести
во многом утрачены. В. Катаев, мастер по-
вествовательной формы, тонкий наблюда-
тель, достигающий порой почти живопис-
ной выразительности, смог предоставить в
раепоряжение театра только сюжет повести
и диалог. Некоторую долю утраченного дол-
жен был возместить художник спектакля,
остальное — пропало безвозвратно. Все же
пьеса. драматургически слажена, интересна,
и сценические достоинства ее бесспорны.

С одной стороны, матрос восставшего ко-
рабля, бастующий рабочий, члены партий-
ного комитета, порт-артурский солдат, с
другой — сыщик, жандармы, торговка ры-
бой, и между борющимися сторонами —
типичная фигура болтающего, втихомолку
протестующего интеллитента. Такова pac-
становка сил, действующих в пьесе.

Столкновение между ‘сытыми и наряд-
ными обитателями первого класса и палуб-
ными пассажирами на пароходе «Туртенев»
принимает более усложненные формы в
дальнейшем, когда вступают в борьбу на

разных этапах драматического действия
знакомые зрителю персонажи.
. Вдесь возникает серьезный `вопров к

автору и театру. Носкольку место и время
происходящих событий конкретны, пьеса
несомненно должна иметь для юного зрите-
ля историческую, познавательную ценность.

В пьесе упоминается партийный комитет.
Нити Восстания броненосца «Потемкина»,
забастовки рабочих, вооруженной борьбы
ведут к нему; больше того, в пьесе выведе-
ны два члена партийного комитета — Иосиф
Карлович и Илья Борисович, но и они и
самый комитет остаются до конца спектак-
ля каким-то абстрактным понятием, нолити-
ческой формулой, & не живыми и дейст-
венными вдохновителями революционной
борьбы. Для учащихся старших классов,
знакомых с историей первой русской рево-
люции, такая бледная и отвлеченная обри-
совка политического центра восстания He-
убедительна.

К бесспорно удавшимся и живым образам
спектакля следует отнести матроса Жуко-
ва (артист Медяник). Терентия (артист Ва-
сильев), дедушки (артист Чинаров). Образ
Жукова — волевой и энергичный. Арт. Ва-
сильев играет Терентия мягко, с некоторой
долей добродущия и медлительности. Эти
два характера хорошо оттеняют и дополня-
ют друг друга в спектакле. Артист Свобо-
дов — госнодин Бачей и артист Кириков—
Усатый исходили в. поисках сценических
образов из очень тривиальных предносы-
лок, и ноэтому преподаватель и сыщик по-
лучилиеь примитивными и скучными... Со-
вершенно неудавшейся следует признать
‘работу артистки Струковой над ролью рыб-
ной торговки — мадам Стороженко. Черно-
сотенная, тортовка, разжиревиая за счет
чужих трудов, — крикливая, развязная и
циничная, — He удалась актрисе

Значительное место в спектакле занимают
детские персонажи. Маленький рыбак Гав-
рик в исполнении Кореневой правдив и
обаятелен. В сцене, в которой Раври® убеж-
даёт мадам Стороженко прибавить за кун-
ленную у  него рыбу. Коренева становится
женственно кокетливой и при всей трога-
‘тельности этого энизода переводит образ
Гаврика в неверный план. Для показа про-
стого, живущего в суровых условиях Гав-
рика хотелось бы увидеть у исполнителя.
более мужественные краски. Артистка Три-
бесова в роли Нети-гимназиста играет хо-
рошо в плане, предложенном режиссером,
но только самый план этот вызывает недо-
умение. ‘Зачем в первой части спектакля
безжалостно хатактеризовать Петю тупицей,
двоечником, чуть ли не круглым дураком.
Вель у Катаева Петя, друг Гаврика, — емы-
шленый мальчишка. При существующей ха-
рактеристике он не может прийтись по ду-
ше зрителю даже в послелней части спек-
такля. Стихи о парусе. которые он вдохно-
венно и вполне осмысленно читает, глядя.
велед уходящему на шаланде Жукову, вы-
зывают у зрителя только комические асс9-

нации. - :
ны играют Мотьку — артистка Ва-
хонина`и Павлика — артистка Новикова.
Нужно отдать справедливость Павлику,
«детей» такого ‘юного, возраста мы редко ви-
дим ‘на сцене. Запоминается также артистка
Чктасели; интересно сыгравшая роль Татья-
ны Ивановны. :

Постановщик Королев имел в своем рас-
поряжении хорошую пьесу, талантливых @К-
теров — все предпосылки для большого
юбилейного спектакля. Спектакль вызывает
одобрение зрителей. Но романтическая по-
весть Катаева могла быть воплощена на

‘спене более ярко. Этого мы были вправе

ожидать от Центрального петското театра.
БОР. КОВАЛЬ

М.А. Баланчивадзе

Вчера в Кутаиси на 75 году жизни скон-
чался старейший композитор Грузии, на-
родный артист республики М. А. Баланчи-
вадзе. Похороны М. А. Баланчивадзе со-
стоятся 24 ноября.