На концерте

ДЕК A ДА

р

камерной музыки.

Не так давно среди некоторых наших му-

‚ выкантов имела хождение реакционная т6-
орийка, согласно которой камерная музыка
является достоянием лишь ограниченного
круга ‹избранных ценителей» и не может
поэтому быть полноправным составным
Элементом советской музыкальной культу-
ры. Своим существованием эта теорийка
обязава пресловутой деятельности РАПМ.
Полвергая сомнению инструментальную му-
зыку вообще, рапмовские «теоретики» дела-
ли все от них зависящее для дискредита-

ции камерного ансамблевого искуства. Со-:

юзником рапмовских невежд и в этом вон-

росе выступали асмовцы (Ассоциация 00-

временной музыки). Нропагандой современ-
ного западно-европейского камерного твор+.
чества, действительно предназначенного для
«немногих избранных», они практически
подкрепляли порочный тезис ранмовцев.
Ведь именно в камерной музыке ‘западно-
эвропейского модернизма получили наибо-

лее широкое развитие линеарная полифо-.

ния, атонализм и другие явления, порож-
денные упадком буржуазной музыкальной
культуры. . _ —
`У советского камерного творчества своя
широкая дорога. Учась на лучших классиче-
ских образцах камерного стиля, еоветекие
композиторы создадут советскую камерную
классику, которая станет достоянием широ-
чайших масс слушателей Залогом того, что
задача эта выполнима, является исключи-
тельная популярность, которой пользуется
У нас классическая камерная музыка. Ввар-
теты и трио. Моцарта, Бетховена, Шуберта,
Шумана, Грига, Чайковекого звучат теперь

не только в станах Малого зала Консервато-

рии, но и в самых различных местах налтей
страны, вплоть до ледяных пустынь Совет-
ской Арктики. Ряд примечательных камер-
ных произведений создан и советекими ком-
позиторами. Убедительным подтверждением
этого явился последний конперт квартета
им. Бетховена, состоявшийся 18 ноября в

Малом зале Московской тосударственной

консерватории.
Программа концерта была составлена из
произведений советских композиторов и на,

ряду с сочинениями, написанными недав-.

но (квартет Корчмарева, трио Ширинского),
включала также сочинения старые и нёза-
служенно забытые (редко исполняющиеся.
«Нврейские эскизы» Ал. Крейна и совсем
еще не исполнявшийся квартет Мясковокого.
f-moll). oe
Концерт прошел с значительным успахом.
Наибольшее впечатление произвел квартет
Мясковекого. Он написан в 1909 г. и яв-
ляется одним из самых ранних сочинечий
композитора. Тем не мэнее музыка кварте-
та поражает глубиной, богатством мысли и
мастерством ‘развития основных образов.

Это целая симфония, написанная для четы-

рех инструментов! Наиболее симфоничны и
значительны по содержанию первая и по-
следняя части квартета, В них ярко. высту-
пают черты, очень характерные в свое вре-
мя для творчества Мясковекого: большая-
внутреняяя неудовлетворенность и настой-
чивые поиски острых, жизненных тем. Пер-
вая часть начинается медленным элегиче-
ским вступлением. За ним следует порыви-
сто-страстное аллегро. Чувство глубокой
трусти, разочарования сменяется упорной
внутренней борьбой. Как светлый луч на-
дежды появляется обаятельная нобочная
лирическая тема. И снова борьба, снова
стремление разорвать оковы. Ярким кон:
трастом к первой части с ее душевными
бурями и тревогами является яеное, бод-
poe зспегзо. Его трио пленяет своей про-
зрачной, волшебной звучностью. Третья
часть-—Апдапе— выразительно певуча, но
мало оригинальна: здесь с очень болышной
силой чувствуются посторонние влияния и
в пэрвую очередь влкяние Чайковского. Фи-
нал—наиболее драматическая часть сочине-
вия Борьба здесь возбновляется с новой
силой. становится ожесточенной. злобной.
Порыв смятенных чувств все нарастает:
достигая максимальной силы в заключи-
тельных полнозвучных аккордах всего квар-
тета. х
Отличаясь психологической углубленно-
стью. квартет свободэн от болезненного нои-

Сергей Прокофьев

Прокофьев — композитор блестящего
таланта и отромного мастерства. Очень
трудно разыскать хотя бы четыре такта
его музыки, где не было бы ясного «про-
кофъевского». отпечатка” Художник-нова-
тор, он является одним из’ тех немногих,
кто создает свой, оригинальный творче-
ский Стиль.

Множество раз писалось и говорилось
© том, что сразу выделило, Прокофьева
‘из толпы музыкантов, совдававитих в пред-
революционное время тенпличную,  эотет-
скую, бессильно-утонченную музыку; © не-
обычном для того времени здоровом ошу-
щении жизни, о мощной и бодрой. дина-
мике.

Эти черты продолжали определять oc-
вовное содержание творчества Прокофьева
и в дальнейшем, какие бы отклонения ни
совершал по временам композитор.

Прочно установились и излюбленные
Прокофьевым средства музыкального язы-
ка. Среди них первое место принадлежит
ритму и гармонии. Трудно предотавить.
себе что-либо более простое, чем ритмика
Прокофьева; чрезвычайно часто она сво-
длится к сочетанию четвертей цельных и
четвертей, разбитых на попарные. вооБ-
мушки; нередко движение  ритмически
равномерно на большом протяжении. Кое-
когда это и производит впечатление. моно-
тонной размеренности, но всего чаще ока-
зывается, что в непоколебимой квадрал-
ности. в отчетливой акцентировке как раз
заложен секрет прокофъевской динамики,
что в безличном на первый вагляд беге
ровных звуков скрыт стремительный на-
пор. Даже в относительной статике мы
ощущаем мошь этих ритмов, ;

Гармония Прокофьева — антиподо им-
прессионизма. Она сторонится ласкающих
слух чувственных, тающих созвучий Де-
бюсен и Скрябина, Она по существу —
диатонична, а потому — мужественна. Са:
мые жесткие, резко диссонирующие аккор-
ды Прокофьева построены на обыкновен-
ных (и чаще всего мажорных) трезвучиях
Гармонии Прокофьева недостает роман-
тических красок, нехватает, может быть,
и гибкости, но она крепко  сколочена,
светла по колориту, в ней ошущается
реальная жизнь. :

Не боясь большой сложности гармони-
ческого языка, Нрокофъев вовсе не желает
лишаться такого сильного и важного cpel-
ства выразительности и организации, Ка-
ким является лад. Прокофьев — н6 ато-
налист, хотя в одной из его фортепиан-

ностью, которые ‹пленяли нас и в первые

xonormama, который свойственен некоторым
ры старым сочинениям Мясковского.
‘узыка квартета динамична и мужествен-
но-сурова. И неудивительно, что, несмотря
на свой почти тридцатилетний возраст,
‚квартет прозвучал так современно и свежо.
„В «Еврейских эскизах» Ал. Крейна хо-
чется прежде всего ‘отметить народность
‘содержания и красочность музыкального
языка, Подобно многим другим произведе-
‘ниям Ал. Крейна, «Еврейские эскизы»
основаны‘ на широком использовании ев-
рейского’ народного мелоса. Напряженно
страстные, мелодии песенного типа чере-
дуютоя © танновальными темами, звуча-
TMH To легко и грациозно, то порывисто
и стремительно. Общий характер музыки —
эмонионально-приподнятый и лодчеркнуто-
чувственный. Но в этой чувственности нет
и тени эротической болезненности, она
темпераментна и жизнералостна.
Недостатками «Нврейских эскизов» явля-
ется известная раворванность музыкальной
ткани и статичность звучания медленных
эпизодов. Но этот последний недостаток
стлаживается красочностью самой музыки.
‚и «Вврейские эскизы», как и’ квартет Мяс-
конского, написаны Ал. Крейном еще в до-
революционные годы--в самый «расцвет»
музыкального декаданой. Однако обращение
® народному музыкальному творчеству и
здоровая эмоциональная ‘основа помогли
Ал, Крейну избежать модернистских влия-
НИЙ, о : ‘ f
Камерное творчество В. П. Ширинекого
было в течение нескольких лет отмечено
сильным влиянием французских импрэссио-
нистов. Его характерными чертами являлась
‚предельная изысканность звучания, услож-
‚ненность гармонического ‚ языка, пристра-
стие к чисто тембровым красочным эффек-
там. Но уже в третьем квартете наметился
резкий перелом в сторону прояснения музы-

кального языка, Его концерт для квартета—  .
довольно искусная имитация классического

стиля.

Исполненное на концерте 18 ноября трио
чрезвычайно” резко отличаетея от старых
‘сочинений П. Ширинекого. Исчез бесследно.
импрессионистский изыск, исчезла и неко-
торая легковесность, поверхностность, ра-
нее свойственные музыке этого композитора.
Трио-—еочинение не только талантливое, но
и очень серъёзноз, глубокое. По духу своему
оно наиболее близко к стилю немецкого ро-
мантизма (Шуман, Брамс, отчасти также
Вагнер). Музыка трко очень эмоциональна,
даже патетична. Особенно выразительна,
главная тема медленной части. Однако в
вину автору следует поставить отсутствие
в его произведении оригинальности. Преодэ-
лев тяготение к формалистическому нова-
торству, он должен тепэрь стремиться в
созданию своего индивидуального творче-
екото стиля. 1. cg

‚Интересной новинкой в концерте явился
квартет Корчмаревал Он состоит из двух
частей. Первая часть—большое, развитоз
АПевто—представляет наибольнгий интерес.
Особенно хочется отметить поэтичное лири-
ческое вступлёние и ностроенноз на том же
материале заключение. Вторая часть (вари-
ации на еврейскую тему) слабее. Правда,
в техническом отношении вариации едзла-
ны очень хорошо и ввучат довольно эффек-
тно, но по своему внутреннему содержанию
они малозначительны и после музыки пер-
вой части воспринимаются уже с меньшим
вниманием.

В заключение несколько слов о квартете-

им. Бетховена. Один. из лучших наших
квартетных ансамблей, он работает в одном
и том же воставе пятнадцатый год. И при-
мечалельно, что по источении этого дли-
тельного времени игра квартета отличается
той же воодушевленностью и темперамент-

годы существования ансамбля. Находясь в
состоянии непрерывного художественного
роста, квартет им. Бетховена по праву но-
сит почетное звание заслуженного коллек-

тива республики. i
Л. ДАНИЛЕВИЧ

CORBET CKO

Выстунление Краснознаменного ансамбля
красноармейской песни и пляски CCCP
явилось значительным событием в декаде
советской музыки. Ансамбль представляет
один из отарейших коллективов, пропаган-
дирующих советское музыкальное творче-
ство.

«Мы — бойцы и актеры», — сказал один
из участников. ансамбля в беседе с жур-
налистами. Эти слова могли бы служить
эпиграфом всей работы Краснознаменного
ансамбля красноармейской песни и пляски
СОСР. Дух боевой активности, необычайная
сила выражения и вместе с тем высокая ху-
дожественная законченность определяют со-
бой характер исполнения каждого. отдель-
ного номера, будь то песня 0 гражданской
войне, произведение хоровой классики или
старая народная песня. ’

Мне приходилось быть свидетелем первых
выступлений ансамбля, когда он насчиты-
вал в своем составе всего-навсего 8 человек.
Но и тогда уже, камерный по своим разме-
рам, ансамбль производил. на ‘слушателей
яркое и неотразимое впечатление.

место, которое. в его работе занимали и’ 88-
нимают песни о героях гражданской войны,

привлекли к нему внимание и любовь с0-
ветской общественности. В этой атмосфере
‚любви и широкого признания коллектив вы-
рос в огромную организапию, насчитываю-
щую 186 участников — певцов, танпоров,
баянистов, балалаечников, домристов. Ког-
да слыпгиить, е каким воодушевлением и В
TO же время поразительным чувством ан-
самбля поют, играют и танцуют все арти-
сты этого превосходного коллектива, то по-
нимаешь и в полной мере оцениваешь вы-`
дающуюся работу Александра Васильевича
Александрова — неизменного дирижера и
художественного руководителя ансамбля.
Репертуар ансамбля не ограничивается
песнями о гражданской войне и сопиалисти-
ческом строительстве. Замечательный зна:
ток народной песни, проф. „Александров
много внимания уделяет творчеству протило-
го. Талантливый руководитель выступал

‚ 18 ноября в Большом зале Консервато-
рии состоялся концерт, посвященный по-
казу произведений И. 0. Дунаевского.

Управлял сам композитор, уверенно ий.
тонко, с метким и вместе с тем приятным.
для глаза жестом. В распоряжении Дунаев-
ского был пестрый исполнительский кол-
лектив: симфонический оркестр Московской
филармонии, хор Всесоюзного радиокомите-
та, детский хор Центрального дома культу-
ры  железнодорожников (руководитель
С. Дунаевский), лжаз-оркестр: (под управле-
нием А. Цфасмана), а также ряд ленинград-
ских и московских солистов. Всю эту массу
исполнителей дирижер-композитор в тече-
ние немногих репетиций спаял в живой,
отзывчивый организм. Оказывается, дело не
только и не столько в количестве, а в уме-
нии из наличных ‘сил выжать максимум воз-
можностей. Небольшой хор Радиокомитета
звучал настолько полнозвучно и гибко, что
невольно вспоминалась историческая исти-
на: хоровое искусство родилось не внутри
больших хоров, а в небольших группах @
мастерами. хорового дела, композиторами, во
главе. ;

Концертная программа фазвертывалась
быстро, четко, как-то «подтянуто». OTcyT-
ствовала мешковатая походка, типичная
для нашей концертной эстрады. Форма «по:
дачи», таким образом, была образцовая, и
из нее наши концертные организаторы дол-
жны сделать ряд поучительных вывояов.

А теперь — 0 музыке. И. О. Дунаевский,
прежде воето, талантливый музыкант, с да
ром мелодии, живой, ритмической пульеа-
цией и чутьем музыкальной краски.

О технической школе Дунаевского обыч-
но знают настолько мало, что на этом но-
лезно остановиться. Он ученик С. С. Bora-
тырева, профессора и зам. директора Харь-
ковекой консерватории. Дунаевский тепло
и с признательностью вспоминает о свойх
коноерваторских годах у Богатырева в
Харькове. И неудивительно. Я познакомил:
ся с С. Богатыревым в Харьковской консер-
ватории и испытал все обаяние этого боль-
шото педагога, организатора/ и музыканта.
В числе его учеников — целая плеяда ук-
раинских композиторов (Клебанов, автор ба-
лета «Аистенок». особенно знаком москви-
чам, и др.). :

‘ных Бес первая партия правой руки] прокофьевской музыки иногла  станови-

снабжена диезами, а партия левой — бе-
молями. Ощущение тонального центра
редко покидает слушателя, и музыка мно-
то выигрывает от этого в убедительности,
в логичности. -

р

лась беспредметной, вырождаяеь в отвле-
ченное движение, где  стремительность
звучаний становилась самоцелью. Веселая
и живая «игра ради игры» иной раз ока-
зывалась основным содержанием. Это об-
стоятельство давало повод некоторым ври-
тикам сравнивать такие произведения.
Прокофьева © лишенной значительного
содержания моторной музыкой прароди-
телей современного пиакизма. Однако то,.
что для Доменико Скарлатти означало

Самый репертуар этого коллектива, 10:

о великих былях и славных походах, сразу -

наивное выражение жизнерадостности и
одновременно гоиски новых путей выряа-
зительности фортепианного стиля в искус-
стве, сбросившем цепи церковного много-
голосия, то у Сергея Прокофьева об’ясня-
лось отсутствием достаточно глубокой руко-

‚ Здоровое начало, бесспорно заключенное
в музыке Прокофьева, не могло полностью
развернуться в обстановке дореволюцион-
ного искусства. Недостаточно было обла-
дать «от природы» бодрым и оптимисти-
ческим. мироощущением; это мироощуще-
ние должно было оплодотвориться большой
идеей, в противном случае  неминуемы
были каке-то срывы и искажения. Опти-
мизма и бодрости было вдоволь у Рим-
ского-Корсакова: Но действительность сло-
жилась так, что эти прекрасные свойства
OH обнаруживал тем. полнее, чем более
уходил в мир сказки и седой древности,
‘a, обращаясь к реальной жизни, рисовал
мрачные картины «Царской невесты».

В поисках сюжетного или жанрового
оправдания своей насыщенной динамикой
и движением музыки Прокофьев также
обращался то в первобытной стихийно-
сти («Ала и Лоллий» — скифокая сюита),
то культивировал старинные формы му-
зицирования («Токката»). Динамичность

водящей идеи.

Котда действительность буржуазного об-
щества представляется художнику мало-
привлекательной, то отношение к этой
действительности может выражаться в
иронии, сарказме, пренебрежительной на-
смешке. Исключительно большая роль тро-
теска в творчестве молодого Прокофьева
< этой точки зрения вполне понятна.
Прокофьевский гротеск, однако, не вырож-
далея в картины зловещей и болезненной
фантастики; в основе его находился здо-
ровый и уравновешенный юмор,

Во время своего многолетнего пребыва-
ния на Западе Прокофьев продолжал
питать свое творчество впечатлениями,
накопленными ‘еще в период работы в
России. Но постепенно сказываются влия-
ния формалистических направлений, в ча-
стности конструктивизма. Влияния эти уси-
ливаются и приводят в конце 20-х и на-
чале 30-х годов к творческому кризибу.
В музыке Прокофьева (исполнявшаяся 4-я
симфония — убедительное тому доказа-
тельство) появляется некая деловитая су-
хость. Веегдашняя неприязнь к «чувет-
вительному» теперь перерастает в adMo-
ционализм, музыкальный язык делается
абстрактным, чрезмерно усложненным и в
конечном итоге — маловыразительным.

Перед композитором естественно должен
был стать вопрос, что же дальше? Подчи-
ниться ли мертвящей силе формалисти-
ческих течений или же примкнуть к ря-
дам композиторов Советского Союза —
страны строящегося соцализма? Прокофь-
ев выбирает второй путь, он становится
советским композитором. Естественно, что
путь перестройки этого большого музы-
канта не может быть ни прямолинейным,
ни очень кратким. Еще до возвращения в
СССР Прокофьев написал балет на совет-

СОВЕТСКОЕ ноев ————
музыки

“Краснознаменный ансамбль

Народный артист СССР
проф. А. В, Александров.

при этом не только как исполнитель, но и
как организатор-пропагандист лучшего, что
было создано народной художественной мы-
слью в прошлом и настоящем, но и как ум-
ный, чуткий художник-композитор. Не боясь
впасть в преувеличение, можно утверждать,
‘что по сыгранности и художёственной дие-
циплинированности Краснознаменный ан-
самбль красноармейской песни и пляски
является одним из лучших исполнитель-
ских ансамблей в нашей стране. ;

А. В. Александров создал замечательный
ансамбль, но и ансамбль в свою очередь
способетвовал его художественному росту:
Недаром артист говорит, что благодаря ан-
самблю он нашел себя как дирижер. Дей-
`ствительно, за годы своей работы в ан-
самбле А. В. Александров вырос в перво-
классного ‘дирижера-музыканта, искусство

Песни Дунаевского

Но помимо солидной консерваторской.

школы Дунаевский прошел через  ‹произ-
водственный стаж». Его тенерешняя изве-
стность нелегко ему далась; ушли не годы,
а добрых два десятка лет на работу для
театра, эстрады, кино. Именно здесь Ду-
наевский выработал свой музыкальный
язык, стремящийся к конкретности, лако-
ничной выразительности и максимальной
доходчивости. Музыка для Дунаевского —
искусство пелеустремленное, действенное, &
не абстрактное. Такая музыка стремится и
булет стремиться итти навстречу жизни,
а не от жизни, в холодные выси. Но, дер-

которого сужения в размахе своего полета.

Творчество Дунаевского, как это развер-
нулось в обширной и разнообразной прог-
рамме его московского концерта (вернее,
двух концертов по той же программе), дви-
жется несколькими путями. Нрежде всего,
OH — действительно превосходный «стили-
затор», как он себя называет. Среди Hallux
композиторов не найдется никого, кто дал
бы такой «стильный джаз», как в музыке к
«Пирку». Интонации песенок джаза и его,
далеко не простые, акценты и ритмы`Дуна-
евским переданы превосходно.

Другая струя в его творчестве — «город-
ская» песня, вобравшая в себя разнообраз-
ные“ элементы: и чувствительный романе,
й отзвуки народной песни, и старые куп-
леты из водевиля ‚оперетты. Из всех этих
элементов Дунаевский умеет создать и вна-
комые, и как-то по-новому, в новых акцен-
тах, нюансах, звучащие напевы. Песня Гру-
im из фильма «Вратарь», да еще в таком
чудесном исполнении, как у С. М. Ивницкой
(Театр им. Кирова, Ленинград), мне особен-
но понравилась. f

Но если об этих сторонах творчества Ду-
наевского писали и говорили немало, то в
гораздо меньшей степени замечали нечто
иное. Дунаевский не только мастер малых
форм. Через такие его вещи, как, например,
блестящий гопак из фильма «Богатая неве-
ста» или «Нврейская комсомольская» из
фильма «Искатели счастья», протлядывает.
естественная тяга композитора к большим
формам, инструментальным и вокальным.
Любопытно при Этом, что творческая мысль

скую тематику «Стальной скок». Этот пер-
вый опыт был неудачен — советская дей-
ствительность трактовалась в плане, близ-
ком к экзотике, к «жанру», музыка стра-
дала механичностью и статикой,

В дальнейшем Прокофьев посвящает
много внимания и сил музыке, связанной
с театром и кино, пишет ряд массовых и
детских песен. На этом пути были уснпе-
хи и неудачи, но самый выбор пути был
безусловно правилен, так как тесно свя-
зывал композитора с жизнью.

‚Вполне естественно, что концерт из про-
изведений Прокофьева, данный в декаду
советской музыки, должен был вызвать
живейп‹ий интерес: концерт должен был
наглядно показать, как развивается твор-
чество Чрокофъева за последние голы, чем
подарил нас выеокоталантливый мастер.

Со ‘времени написания 4-й симфонии
ор. 47 нрошло уже 8 лет. Ставя ее в на-
чале программы, композитор словно желал
дать слушателям возможности для сравне-
ния с нею более новых произведений. ~

АЦесто его1со первой части — музыка
‚ мощного характера; энергично «работают»
струнные инструменты, на этом фоне гро-
мотласно звучат медные, Однако внпечат-
ления героики, которая обещана в загла-
вии, не получается: в музыке слишком
много «машинного» и слишком мало <ч6-
` ловеческого».

Вторая yacts (Andante tranquillo) ‹инте-
ресна’ евоей «бесконечной»  певучестью;
ее. достоинство — ‘широкое о дыхание. В
создании мелодии участвует не один то-
106 — «поет» весь многоголосый оркестр.
Очень выразительное начало Andante не
находит равноценного продолжения. Уж
слишком ‘спокойно — до бесетраетия —
развивается в нем музыка:

Безусловно удалась автору третья часть
(Moderato quassi allegréito). Sto — opurz-
нальный род медленного скерцо. Музыка
эта как будто соткана из воздушно лег-
ких тончайших нитей, меж которыми про-
скакивают светящиеся искорки. Инстру-
ментовка бесподобна по прозрачности, цо
красоте сочетаний (особенно Р!7еа%о с с0-
лирующими деревянными). У Прокофьева
имеются неистощимые ‘запасы мягкого,
ровного и невозмутимото юмора. Частица
этих запасов, вложена в 8-ю часть, Финал
симфонии тромок, полнозвучен, но отли-
чается значительной статикой. .

В делом симфония отражает в ‘известной
мере формалистический период творчества
композитора, который был охарактеризован
выше.

Впервые в Москве исполнялся второй
концерт для скрипки с оркестром ор. 63.
Этот концерт, пред’являющий к солисту
очень высокие требования, менее всего
рассчитан на внешние эффекты. Оркестру

Краснознаменный ансамбль  красноармей-

жась в гуще жизни, она не избегает и не-

eS a ee ee ee сьЕ: ИНЕ

23 ноября 1937 г.

ПИСЬМА
ЧИТАТЕЛЕЙ

Вторник,

Луккер
остался в стороне

В прошлом сезоне в Николаевском тез,
‚ре появился «худрук» Луккер. Ок прива
¢ собой своих людей. Один из них веко
оказался председателем месткома, другой-
режиссером-лаборантом, хотя никакото от.
ношения к режиссуре до того ве име
Третий был назначен ваведующим лите-
‚ратурной частью, но больше занимался об.
служиванием Луккера,

Игнорирование творческих запросов oy.
теров, нежелание выдвигать молодежь, оз.

которого получило признание не только в
нашей стране, но. и за рубежом. Дирижер-
ское мастерство Александрова коренится В
его изумительном умении находить свежие,
новые приемы хорового звучания и приме-
нять их соответственно содержанию испол»
няемого произведения.

Удивительно колоритно звучат у Алек-
сандрова народные песни. Он стремится
подчеркнуть характер народного напева ‚во
всем ‘своеобразии ето национальной интона-
ции. Обладая тонким чувством юмора, он
необычайно оживляет исполнение ‚русских
и украинских песен, вносит в них много
красочности и художественной выдумки.

Прекрасно звучат в ансамбле и большие
хоровые произведения классической музы-
ки. В исполнении хоров Верди, Гуно, Мегю-
ля и других композиторов прошлого ан-
самбль показывает огромное профессиональ-
ное мастерство. -

Поэтому желательно, чтобы Краснозна-
менный ансамбль распирил свой класси-
ческий репертуар. Хотелось бы услышать в
исполнении хора и Бетховена, и Берлиоза, и.
Чайковского, и Мусоргекото.

Значительную роль в ансамбле играет его
Оркестровая ‘часть, составленная из народ-
ных инструментов, Инструментальное зву-
чание, умело вплетенное в общее звучание
ансамбля, придает ему поразительную е0ч-
ность. Успех Краснознаменного ‘ансамбля
обусловлен также участием в его концертах
замечательных танцоров. Их искусство дол-
жно быть рассмотрено’ отдельно. Огненная
сила этих танцев, исполняемых Ha one
ритмически оживленных хоровых частушек,
превращает концертные выступления ан-
самбля в подлинные праздники народного
искусства.

Много прекрасных талантов вырастил

ской работы в театре — вот что харавлер.
но для «руководства» Луккера.

- Больше трех с половиной месяцев Луг.
кер ‘отказывался обсуждаль в колдлевтив
постановление Всесоюзного комитета п
делам искусств о «Богатырях». Когда ль,

ем выступлении молол несусветную чепу.

летние гастроли театра пьесой Киршона

тургии в коллективе театра не было сказано
ни слова. Все это довольно ярко характе-
ризует этого «худрука».

Самовкритика не’в почете у Луккера в
директора театра Краймана. В стентазее
была напечатана заметка о безобразнок
отношении их к молодежи, о полном о№
сутствии работы с ней. На закрытом заса.
дании месткома Луккер и Крайман деля
нагоняй редколлегии за то, что она посме
ла «дискредитировать» дирекцию, Но вско.
ре в городской газете появилась статья,
товорившая о плохом руководстве театра,
Началась беготня к прежним руководите.
лям горкома, поиски защиты у людей, впо.
следствий развоблаченных, как враги, би
помощью из театра были удалены вов, RI
выступал против Луккера (свыше 30 чело

ской песни и пляски СССР. С художествен-
‘ным ростом коллектива, растут и новые кад-
ры талантливых певцов, танцоров, гармони-
стов. Пожелаем же коллективу и ето ва-
мечательному руководителю народному ар-
тисту СССР т. Алексанлтову дальнейших
‘успехов в работе. ЕВГЕНИЙ БРАУДО

ты).

Луккер не брезгует ничем. Он отметил
CBO «деятельность», повысив cede оклад
Ha 300 руб., ликвидировал столовую работ:

театра, купил автомашину, .

митет по делам искусств, но ответа в

которых поступила жалоба. Конечно, эм
«комиссия» выводов никаких не сделала,
хотя и признала заявления о безобразиях
правильными. В дальнейшем все участники
этой комиссии были разоблачены как yy:
жаки. Но Луккер и на этот раз остался в
стороне.

Удивительнее всего, что николаевекий

зиях, творящихся в Николаевском театре,
никаких мер не принимают.

С. БАШЕЛИН

В чьих руках музеи
Таганрога ?

Руководство музеями Таганрога довере:
но «директору» Лапину, который усердно

композитора стремится проявить себя на-
иболее широко и вместе с тем наиболее ин-
дивидуально там, где. у него особенно креп-
ки национальные связи, где Дунаевский пи-
шет украинский или еврейский танец, со-
чиняет свои заразительные еврейские «сва-
дебные куплеты» («Искатели счастья»). Ор-
кестр здесь на редкость у него изобретате-
лен; Это уже никак не ‘стилизация.

А отсюда напрашивается вывод. Свой вна-
ния, громадный опыт; способность ‘созда-
вать конкретный образ, конкретную ситуа-
цию И. 0. Дунаевский должен применить
в каких-то новых масштабах, Пусть его пе-
сни и песенки звучат как и раньше, но пусть
они его не отведут от более крупных, CHH-
тетических замыслов. Но адресу Дунаевско-
то были уже сказаны нужные слова: «Дайте
нам советского «Сёвильското цирюльника».
Я думаю, что здесь остановка не за компо-
зитором, а за текотом. Наши литераторы
обязаны помочь И. 0. Дунаевскому в этом

нужном деле.
К. КУЗНЕЦОВ

то, что должен был бережно сохранять,

Ценности художественного музея из спе-
пиально выстроенного зала по распоряже

в очень плохо приспособленном для хране
ния и экспозиции помещении.

Экспонаты «комнаты А. П. Чехова» бы.
ли втиснуты в маленький и без того пе
реполненный домик Чехова, а ‘затем -
расхищены,

Hom, re помещался  историко-бытовой
музей (бывший дворец Александра 1), Ла
пин в 1931 г. передал под квартиры =
скольким семьям. Экспонаты частью были
расхищены, а частью перевезены в «Ед
ный музей».

Сотни экспонатов, собранные уже в &:
ветсков время — уникальные занавеси,
ковры, обои, — уничтожены. Лучшие из
присланных Государственным музейных
фондом исторических портретов использо
ваны Лапиным для украшения его кабияе-
та. Той же участи подверглась и копия
«Сикстинской мадонны», приобретенная В
1869 г. в Дрездене.

Наконец, уничтожена походная (ет
ковь-палатка, бывшая в походах против
французов в 1812—1815 те.

Лапин отдал в переплавку бронзовый
памятник-фигуру Александра Ё _ работы
академика скульптора Ивана Мартось,
уроженца Таганрога,

Ив музея исчез портрет Кукольника, 8%
писанный Брюлловым.

отводится большая и ответственная роль,
так что концерт действительно оправды-
вает свое первоначальное значение: состя-
зания солиста и оркестра.

Обе стороны (солист Борис Фишман и
оркестр Московской государственной фи-
лармании) вышли из востязания с честью.

Во втором концерте, за исключением
единичных незначительных эпизолов, нет
«эксцентрики», поражавшей в первом кон-
церте. Сильно контрастируют гервые две
части концерта: первая часть отличается
интенсивным развитием небольшой темы
сумрачного характера, вторая же неожи-
данно раскрывается в стиле,  близ-
ком к серенаде, и удивляет необычно

век, в том числе вся редколлегия стенгазе

ников театра, выстроил. себе домик за счет

О том, что Луккер разваливает телтр,
несколько раз писали во Всесоюзный ко:

получили. Областные организации создали

«комиссию» из тех самых работников Обла:
стного управления по делам искусств, из

торком партии и Всесоюзный комитет по
делам искусств, внающие обо всех безобра:

разрутал на протяжении шести лет в%

нию Лапина были перенесены в TAK Ha:
зываемый «Ндиный музей», устроенный им

простыми гармоническими и мелодически-
ми оборотами. Впрочем, вторая тема «ета-
вит все на свое место», утверждая. с пер-
вых же звуков характерный прокофьвев-
ский колорит. Очень интересен и  достя-
точно сложен по музыке острый, танцо-

Естественно-исторический раздел, поме
щавшийся в сельскохозяйственном техни
куме, располагал ботатейшими коллекция
ми края. Лапин ликвидировал и этот раз
дел, разбазарив экспонаты.

Ценнейшие музеи, созданные в Таме

`Джульетта» своим успехом у советских

вальный финал.

Настоящую, глубокую радость доставила
завершавшая концерт вторая сюита из
балета «Ромео и Джульетта». Это произве-
дение замечательно не только тем, что
оно дает отличную иллюстрацию отдель-

роге в первое десятилетие советской вл
сти, Лапин превратил, как заявили #8
езде музейных работников в Ростове, В
кунсткамеру.

Непонятно, почему Лапин продолжает
оставаться на своем посту, a «TaraHpol

ных моментов драмы, что оно без всякой   ская. правда» прикрывает преступления
педантической стилизации верно рисует   «директора» Лапина.

эпоху, ситуации, характеры. Главную цен- Н. КРЕЧЕТ,
ность сюиты мы видим в том, что музыка Таганрог.

ее чрезвычайно проста, ясна и в высо- ee

кой степени выразительна, В своих лири-

ческих и драматических моментах она   В й
тлубоко человечна, Драма «Ромео и озмутительный

случай

Музыкальное училище им. Иннолитова
Иванова получило несколько лет назад 2
подарок от своего шефа композитора Ипио
литова-Иванова прекрасный рояль фабрикя
«Блютнер». Педагоги и ученики очень Me
нили этот лучнтий в училище инструмент
как память о народном артисте.

Нынешним летом директор училища Pos
ковская отдала этот рояль на прокат 0
крытой эстраде сада «Эрмитаж». Инстру
мент возвращен в совершенно разрушенном
виде: разбито чугунное коромысло в ТР
местах, поломана дэка, расшатана механи
отломана и утеряна часть крышки.

Известно ли Управлению МУВыкальныхй
учреждениями ВКИ о возмутительном 50
ступке директора Рожковской, позволявией
себе не только разбазаривание народного
имущества, но и оскорбление памяти Rous

позитора, имя которого носит училище?
СТУДЕНТ

зрителей обязана тому гуманизму, кото-
рый ее наполняет, и ощущению радости,
полноты бытия. Обе эти черты ярко пере-
даны и в музыке сюиты, Заключительная
ee часть (Ромео у могилы Джульетты)
дает наилучший ответ на все сомнения’
B TOM, — способна ли музыка Прокофьёва
передавать непосредственность и силу че-
ловеческих эмоций. Даже суровый марш
Монтекки и Капулетти (1-я часть) далек по
духу от пессимизма. Сюита показывает, ка-
ких высоких результатов достиг компози-
тор, обратившись к конкретности, реализ-
му, простоте.

В высшей степени интересно сравнить
путь, который в последнее время прохо-
дит советский композитор Прокофьев, с
деградирующим творчеством Стравинско-
то. Последний, несмотря на  отромный
свой талант, на разностороннев мастерст-
BO, не может найти выхода из тупика, ку-
да его привело безыдейное искусство За-
mana. Творчество же Прокофьева испы-
тывает новый под’ем, ибо оно оплодотво-
рено жизнью великой Советской страны.

В. ЦУНКЕРМАН

^

нательный провал всей массово-политичь

наконец, обсуждение состоялось, он в cB

ху и дошел до прямых враждебных утверя.
дений, В самый разгар борьбы 6 аверба.
ховщиной в драматургии Луккер открыл

«Больной день». О вредной деятельности
Киршона и прочих авербаховцев в драма.

}

Г