ПОЧЕМУ НЕТ ПВЕТНЫХ
ФИЛЬМОВ?

Приход цвета в кино — событие не
меньшей важности, чем в свое время был
приход звука. Завоевание цвета; обогащает
возможности кино, поднимает его на но-
вую, еще более высокую ступень.

«Цветное кино— сегодня одна из основ-
ных проблем кинематографии», — так на-
чинает свою статью во 2-м номере жур-
нала «Кино-фотопромышленность» `предее-
датель Комитета по делам искусств тов.
Керженцев. Казалось бы, что «одна из
основных проблем» должна быть окруже-
на вниманием и заботой руководителей ко-
митета. Но от слов далеко до дела.

За рубежом проблему производственного
освоения трехцветки (метода, передающего
очень богатую цветовую гамму) можно счи-
таль вполне решенной. Кроме прошедшего
на советских экранах первого американско-
го игрового трехцветного фильма «Вукара-
ча» и цветных мультипликаций (рисован-
ных фильмов), в Америке закончено’ про-
изводством еще несколько полнометражных
игровых пветных фильмов: «Бекки Шарп»,
«Танцующий пират»; «Дорога одиноких
сосен», «Сад аллаха», «Звезда рождает-
ся» и «Тысяча и олна ночь». Около 20
цветных фильмов находится в производ-
стве. Цветное кино вышло из иселедова-
тельских. лабораторий на широкий путь...

Бесспорно, освоение цветного кино не
является простым делом. Чтобы наладить
производственный выпуск цветных филь-
мов, надо решить многие сложные вопро-
сы светотехники, физики, химии и меха-
ники. Американская фирма «Техниколор»,
которая производит основное количество
цветных фильмов в условиях капиталисти-
ческой’ конкуренции, секретничанья, не-
возможности обмена опытом, затратила на
освоение трехцветки более двадцати лет.

У нас, B Советском Союзе, нет таких
препятствий для развития техники, в том
числе и кинематографической. В иных
условиях происходит и освоение цветного
кино. Однако начатая около пяти лет на-
зад работа по цветному кино ведется край-
не неорганизованно.

Тод назад в студии, бывшей «Межраб-
помфильм», был закончен и выпущен на
экран первый советский цветной, и, увы,
до сих пор единственный, игровой фильм
«Груня Корнакова». Этот фильм, сделан-
ный в полукустарных условиях, методом
двухцветки, естественно, не мог быть в
цветовом отношении вполне совершенным,
но все же был достаточно тепло встречен
зрителем. Выпуск этого фильма показал
многим скептикам реальную возможность
работы с цветом и доказал, что двухцвет-
ка — первый этап цветного кино — про-
изводственно освоена. Это должно было за-
ставить руководство кинематографии’ обес-
печить дальнейший выпуск двухцветных
фильмов, немедленно развернуть подготов-
ку к трехцветке с тем, чтобы к ХХ годов-
щине Октябрьской социалистической. рево-
люции дать советскому зрителю полноцен-
ные цветные фильмы.

В 1937 году советская кинематография
обязана была выпустить три — четыре
трехцветных художественных игровых
фильма, но руководство Главного управ-
ления кинопромышленности ничего не сде-
лало для выполнения этой задачи.

Несмотря на производственное освоение.

двухцветки, ни одна картина по этому ме-
тоду в производство не пускается. Опыт
двухцветки в другие студии не передает-
ся, хотя этот способ, в силу своей относи-
тельной простоты, безусловно, и в даль-
нейшем может применяться в целом ряде
с’емок. Метод трехцветки еще не вышел
из стадии экспериментирования. В резуль-
тате ни в одной киностудии нет в произ-
водстве ни одного художественного игрово-
го фильма.

В середине января в Комитете по делам
искусств состоялось специальное заседание,
посвященное развитию цветного кино. Ска-
зано было немало хороших слов. Но, к с0-
жалению, ограничились лишь словами.
Даже постановление, вынесенное на этом
Заседании, было подписано руководителем
комитета спустя... два с половиной месяпа.
Так комитет «руководит» работой по освое-
нию цветной кинематографии!

В нашей стране растет счастливое мо-
лодое поколение. Тысячи и миллионы ма-
терей воспитывают будущих строителей
и членов коммунистического общества, ра-
достную молодежь, не знающую ужасов
. капитализма.

Советская действительность дает множе-
ство доказательств тому, что женщина-
мать является одной из почетных фигур в
советском государстве. Но в сознании от-
сталых женщин еще живут представления
о подчиненной роли, которую будто бы
играет материнство в жизни общества, о
непреодолимых трудностях, которые будто
бы стоят на пути материнства. Нет на-
добности локазывать, что эти представле-

ния являются  пережитками прошлого.
Однако эти представления и по сей день
культивируются нашей художественной
литературой.

’ Мы раскрываем книгу писателя 1. Гра-
баря «Сельвиниты» и читаем:

«Раз в декаду, собираясь спать, Лялька
`разводила примус, кипятила воду и при-
тотовляла в уборной эсмархову кружку:
детей иметь она не хотела».

Здесь указан не только «путь к спа-
сению», но и точный регламент.

Другой пример. Героиня романа П. Да-
лецкого «Концессия» Катя так
представляет себе материнство: «Беремен-
ность, роды и предстоящее материнство на-
двигалось свинцовой тьмой». Ей казалось:
«Окончена молодость! Ребенок — sT0 10-
лой чтение, кино и нащежды... Надежды?
На что?.. На то, что еще настанет, при-
дет эта самая любовь, которая где-то есть,
раз`о ней пишут...» Катя рожает ребенка,
д ее муж Графф убивает его.

Эпизод заканчивается показательным су-
OM. Общественный обвинитель произно-
сит торячую речь в защиту материнства.
Суд приговаривает
a Кате выносит общественное порицание.

Итак. порок наказан, а добродетель тор-
жествует. Но беда в том, что по силе про-

Траффа к пяти годам,   хоропто

Про управление кинематографии и гово-
рить нечего. Живое, творческов дело, ка-
вим является внедрение цветного кино,
здесь все время спотыкается о рогатки
бюрократизма. До самого последнего. време-
ни в Главном управлении кинопромьишлен-
ности не было известно, кто руководит во-
просами цветного кино. Отчасти этим зани-
мался заместитель начальника художествен-
но-производственного отдела тов. Бердакин,
отчасти главный инженер тов. Ципкин. Bee
«отчасти», и никто полностью. Только те-
перь в Главном управлении кинопромыш-
ленности организован сектор цветного кино,
BO главе которого поставлен тов. Ципкин,
формально освобожденный от работы глав-
ного инженера, но фактически продолжаю-
‘щий выполнять свои прежние обязанности.

Директора студий, равняясь на Главное
управление кинопромышленности, считают.
обязательным лишь выполнение программы
выпуска черно-белых фильмов, занимаясь
‘цветным кино между прочим. Работа «Мос-
фильма» по об’емной трехпветной мульти-
пликации безобразно затянулась, несмотря
на то, что в прошлом году «Мосфильм» был
единственной организацией, получившей
крупные ассигнования на ибетное кино.
Короткометражные
фильмы «Лиса и волк» и «Завещание» де-
лаютея более 15 лет, они давно отеняты,
но до сего времени не размножены и не
выпущены на экран, хотя массовый вы-
пуск намечалея на август 1935 года.

Директор «Союздетфильма» (студия, op-
танизованная на базе «Межрабпомфильма»)
не сумел закрепить и развить успехи
производственного освоения двухцветки.
Несмотря на наличие кадров, накопивших
производственный опыт, студия никакой ра-
боты по цветному кино не ведет.

Цветное кино должно быть окружено
вниманием руководителей Комитета по де-
лам искусств и его кинематографического
управления. На основе лабораторных ре-
зультатов отдельных студий «Ленфильма»,
«Мосфильма» и «Союздетфильма» должна
быть немедленно развернута борьба за
освоение производства цветных игровых
фильмов. Силы и средства должны быть
сконцентрированы.

Успешное разрешение этой проблемы
немыслимо без помощи других отраслей
промышленности, поставляющих  кинема-

тографии аппаратуру и оборудование. Ле-
нинградский завод киноаппаратуры в бли-
_жайшее время заканчивает очень сложный
трехцветный с’емочный аппарат. Но на-
личие только одного об’ектива делает не-
возможной нормальную производственную
работу аппарата.

Очень остро встают вопросы изготовае-
ния осветительных приборов и производ-
‘ства пленки. Это дело у нас особенно за=
пущено. Ведь даже очень несложная по-
зитивная пленка для двухцветки все еще
импортируется. Надо, наконец, обязать
Научно-исследовательский вино-фотоин-
ститут и Фотохимтрест всемерно фореиро-
вать освоение советской пленки для цвет-
ного кино. \ 1

Ведущее место в решении проблем цвет-
ного кино должен занять Научно-иселедо-
вательский кино-фотоинститут. Но его цвет-
ная лаборатория плетется в хвосте у произ-
волственников и не оказывает им необхо-
димой помощи.

Надо учесть, что цветное кино — не
только техническая проблема. Вся слож-
нейшая его техника служит задачам искус-
ства и должна быть этим задачам подчи-
нена. Не всякая раскрашенная картинка
есть вклад в искусство, не всякое цвет-
ное изображение есть решение проблемы
цветного кино. Многие методы утрируют
цвета, делая изображение грубым, ‘излиш-
не ярким, олеографичным. Напа вкинемато-

графия должна работать методом, который

мог бы наряду с яркими цветами переда-
вать нежные, мягкие полутона. Перед пвет-
ным кино, несомненно, большая и пре-
красная дорога. Наше отставание в этой
области дальше терчеть нельзя.
Советский зритель ждет и вправе требо-
валь хороших цветных фильмов, отобра-
жающих яркую, красочную жизнь нашей

родины.
Ф. ПРОВОРОВ.

eae i

н. НИКИТИН

изводимого впечатления речь обвинителя,
не подкрепленная конкретным изображе-
нием событий, несравненно слабее художе-
ственного показа.

Материнство в нашей стране в изобра-
жении некоторых писателей выглядит ка-
тим-то подвижничеством, требующим пол-
ного отрешения и от личной и OT обите-
ственной жизни.

У Либединекого в «Комиссарах» комму-
ниет Розов говорит:

«— Танюша, это оторвет тебя от 06-
щественной жизни —— первое. Второе...
Хотя, ведь ты cama рассуждай. Я... я
боюсь за твою жизнь... и... боюсь остаться
один. И надо ‘яено сказать, что ты не бу-
дешь таким товарищем моим, как ‘до сих
пор, верно?» 4

А когда обнаруживается, что эти до-
волы не действуют, герой повести стано-
вится на «принципиальную» позицию:

«— Зачем фальшь? Скажи просто — х0-
чу быть матерью, инстинкт, а то Упо-
требляешь коммунистические  приннипы
для прикрытия. Шла бы в детдом работать,
вон они в каком состоянии! Там и воспи-
тывала бы коммунистов».

Сколько здесь великолепного презрения
к инстинкту! Сколько категоричности в
противопоетавлении материнства коммуни-
стическим принципам! За всеми рассужде-
ниями Розова чувствуется отношение в
материнству как к «занятию», до которо-
го коммунист снисходить не может.

Но тогда возникает вопросе, какая же
разнила между  коммуниетом Розовым и.
рафинированным буржуазным ученым Pars
HOM из романа норвежекого писателя
(. Хуль «Октябрьский лень», — ученым,
который, отрицая для себя целесообразность
отцовства, говорит: «...это могут столь же
делать портные и сапожники».

Героиня романа В. Ильенкова «Солнеч-
ный город», сделав аборт, чувствует, что
она поступила неправильно. Тогда

мультипликационные  .

Sas ТР

Командир отделения С. Г. Маслюк (слева) и младший командир-сверхерочник ©

Е. А. Лошаденко — отличники боевой

подготовки и мастера меткого огня

N-ckoro артиллерийского полка Харьковского военного округа.

Фото Н. Колли.

Е р АА ВИА

РЫБОВОДСТВО
В КОЛХОЗАХ

КУЙБЫШЕВ, 18 апреля. (Корр. «Прав-
ды»). Колхозы Куйбышевской области Bec-
ной пропилого года занялись новой для них
отраслью хозяйства — рыбоводством. Pac-
чистили пруды, озера, обводнили овраги.
подготовленных водоемах, площадью в 209
тектаров, начали разводить зеркальных кар-
пов. Результаты быстро сказались: колхо-
зы уже выловили 370 центнеров рыбы п

выпучили за нее свыше 108 тысяч рублей,

Весной этого года в области создаются
путем задержания ‹ паводковых вод новые
водоемы общей площадью ‘в 350 гектаров.
В эти водоемы будет пущено 175.000 штук
годовалого зеркального карна.

Два рыбопитомника — «Красный пар-
тизан»: и «Пионер» — тотовят для колхо-
зов посадочный материал. В этом году они
далут 58 тысяч штук зеркального карпа.
Остальное количество посадочного -мате-
риала колхозы получат из других областей.

Колхозы «Отрада» п «Две пятилетки»
строят лва нагульных пруда площадью в

276 гектаров. &
БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКИЙ

КУРОРТ В ТБИЛИСИ

_ ТБИЛИСИ, 18 апреля. (Норр. «Прав-
ды»). В старой части города, которая давно
уже потеряла свой прежний облик, пятый
тод идет строительство бальнеологического
курорта с использованием теплых серных
вод. На-днях закончилось строительство
первого звена этого курорта. Это — огром-
ное ванное здание, выстроенное на месте
выхода двух источников. Температура од-
ного из них — 39,5 традуса, другого—
43 градуса. Суточный дебит. воды источ-
ников составляет свыше 500.000 литров.

„Общая пропускная способность здания—
2.000 процедур в день. Все ванны обли-
цованы белым мрамором. , Сейчае заканчи-
вается внутренняяг отделка. 1

Зы ИЕ,

BS es ee BSS

Sahn

И ЛИТЕРАТУРА

выводит на сцену доктора, который, уте-
шая ее, дает следующее оправдание аборту:

<..Плакать не надо, товарищ Пылаева.
Человечество регулирует свою жизнь, как
и природа. Вы, конечно, любовались цве-
тущим по весне садом. Деревья утопают в
белой пене цветения, — не видно зелени
листьев: так природа богато справляет
свою свадьбу. Но многие из цветков толь-
ко украшение, — они отцветут, не обра-
зорав завязи: а на молодых яблонях са-
довники нарочно обрывают цветы, чтобы
деревья могли набрать больше силы для
будущего года...»

` Эта проповедь отказа от материнства
преподнесена в форме ботанических
«красивостей». 2

Помимо” книг, герои которых откровен-
но отрицают материнство, есть книги, В
которых вопросы малеринства трактуются
настолько легко и пренебрежительно, что
об’ективно они играют такую же отрица-
тельную роль. Ярким примером могут слу-
жить произведения И. Эренбурга. В романе
«Пень второй» Эренбург пишет:

«По привычке в душной темноте бара-
ков строители еще обнимали женщин.
Женщины  беременели, рожали и кор-
мили грудью. Но среди грохота экскавато-
ров. кранов и лебедок небыло слышно
ни поцелуев, ни воплей рожениц, ни дет-
ского смеха».

В другой своей книге — «Не переводя
дыхания» Эренбург трижды касается ин-
тересующей нас темы. Описывая жизнен-
ный путь одной из своих героинь, актри-
сы Лидии Николаевны, он рассказывает:

«Курганов тогда был жизнью. Она ска-
зала: «Я боюсь сознаться, но я так сча-
стлива!» Курганов ответил сухо: «Надо
записаться на аборт». Потом жизнью был
пианист Цевнев».

Дальше, рассказывая о Геньке и Лельке,
Эренбург опять возврашщаетея к вопросу

автор! о потомстве:

ПРОМЫШЛЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КИРОВ, 18 апреля. (Корр. «Правды»).
В этом году в промышленное строительство
Кировской области вкладывается 114 мил-
лионов руб. — на 14 миллионов руб. боль-

В! ше, чем за последние два года.

В 25 километрах от гор. Кирова, в устье
реки Ченцы, начата постройка Кирово-Че-
пецкой теплоэлектроцентрали мощностью в
 100 тысяч. киловатт.

В северной части гор. Кирова создается
новый промышленный район. Здесь закан-
чивается строительство крупнейшего ком-

оборудования. Он ежегодно будет выраба-
тывать продукции на 80 миллионов руб-
лей. Там же сооружаются комбинат искус-
ственной кожи, рассчитанный на выпуск
продукции на 60 миллионов руб. в год,
и кондитерская фабрика, которая будет
ежегодно давать 10. тые. тонн кондитер-
ских изделий. .

Близ гор. Кирова бтроятся кирпичный
завод производительностью в 14 миллио-
нов штук кирпича в год и известковый
завод. В Вятских Полянах заложена шпуль-
по-катушечная фабрика, на Верхне-Вам-

ских фосфоритных рудниках — электро-

станция мощностью в 6 тысяч киловатт.
Заканчивается узкоколейная железнодорож-
ная ветка длиной в 57 километров.

—o——

АККЛИМАТИЗАЦИЯ
ПРОБКОВОГО ДЕРЕВА

ды»). В заповедниках Куйбышевской обла-
сти проводятея интересные опыты по ак-
климатизации ценной древесной породье—
пробкового дерева. В Белокаменском лесо-
парке (Телегинский район) и на заповед-
ном участке соснового бора, расположен-
ном в районе Пензы, успешно развивается
-около 300 двухлетних экземпляров этого
дерева.

Sees

«Настоящий разлад начался позже, когда
Лелька забеременела. Генька сказал: «Ты
меня никогда не убедипть, что ради это-
то стбит потерять целый год. Но, конеч-
но, у вас другое устройство. Женской спе-
цифики я не понимаю. Впрочем, хочешь
рожать — рожай. В конце концов, это
твое дело». Леля ушла в угол, отверну-
лась и села за шитье. Но плечи ев” вздра-
гивали: она плакала».

И, наконец, третий и последний раз
Эренбург касается этой темы, рассказывая
о Вере:

‚ «Вскоре Ширяев увлекся другой. Вера
записалась на аборт. Она ушла с толовой
в работу». fe :

Здесь выписано все, что автор нашел
нужным сказать по поводу аборта и мате-
ринства. Все три цитаты ярко характерн-
зуют безразличие автора к материнству,
его «нейтральность», — этакое, «не пере-
водя дыхания», скольжение по теме.

Некоторые наши писатели пытаются за-
игитить Материнство доказательствами OT
противного. Они описывают неприглядную
внешнюю сторону аборта. Именно таким
приемом пользуется Л. Леонов в своем ро-
мане «Дорога на океан». Одно из дей-
ствующих лиц романа — Лиза решает-
ся на аборт. Но «почему-то ей предета-
вилея клеенчатый, в подозрительных пят-
нах диван и инструмент — на деревян-
ной ручке твоздь со сплющенной в лопа-
точку и заточенной головкой. И вот ее
‘кладут на сохлую чужую кровь...»

Впрочем, ни гвоздь на деревянной руч-
ке, ни «сохлая чужая кровь» не останови-
ли Лизу. Она идет на аборт... «прежде
всего это было очень гадко. Самый дом
выглядел порочнее всех других в переул-
ке. Собаки тявкнули по разу и отверну-
лись. Дверь вверху деревянной лестницы
напоминала большое траурное письмо...»
Но вот аборт сделан. «Лиза ушла через

час, пошатываясь. Собаки спрятались.
Григорий Богослов (нарисованный Ha
фронтоне церкви. — Н. Н.) качал бородой

и приговаривал: как сука, как сука ..»

Неужели Л. Леонов серьезно думает, что
все эти тявкающие, отворачивающиеся и
прячущиеся собаки, порочный вид дома,
в котором делают аборт, и даже Григорий
Богослов; которого автор для. вящшего

i ых и

19 АПРЕЛЯ 1937 Г., № 108 (7074)

ВМЕСТО ОБЗОРА ПЕЧАТИ

ФАЛЬСИФИКАТОРЫ

На И. Ф. Гусева, мастера. кузнечного товарищами, ag a ae = Guna in
цеха Тульского   завода НАПС, возвели и ey re М,
напраслину. Тов. Тусеву приписали автор- Ona — беспарт a OO о, №
ство статьи в газете «Коммунар», статьи, присутствовала на В А : parma,
путанной, неправильно освещающей ра- Это не помешало ей neu подробн,
боту его стахановской смены. ший отчет ee как прош ges Юры на

Товарищи наседали на мастера, требо- Радиозаводе. Белякова там не была, no #1
вали об’яснений. Он от авторских прав доподлинно известно, что Sanne Of.
отрекся и рассказал друзьям всю правду. суждались «горячо и всесторонне», чу

Недавно его пригласили в редакцию га- «критиковали резко».
зеты «Коммунар» (Тула), там его встретил Почему же Anrep i сотрудничает в pa.
юркий молодой человек. Несколько минут   зете «Коммунар»? Потому и она ат.
расспрашивал он Гусева: «как идут дела» ритетом не пользуется, потому что сми
и «что нового». Журналист наспех записы-   практикой редакция отталкивает людей,

\

риалов, так же, как мнимая статья

бината учебно-технического и школьного’

вал ответы в блокнот, & затем, поблагода-   На городском собрании партийного акти
рив собеседника за внимание, распрощался-

Результатом кратковременной беседы и
Гусева, статья,

язилась статья за подписью
которую он не писал.

Раздосадованный Гусев понес в редакцию.

опровержение. заявил протест против
столь бесцеремонного обращения с его
именем.

Редакция отвергла претензии. Она не по-
желала честно признать, что Гусев к
статье, напечатанной за его подписью,
непричастен. Не пожелала, ибо тогда надо
было бы еще рассказать читателю, что
случай этот не первый, что редакция ча-
стенько фальсифицирует. подписи на стра-
ницах газеты.

Приличия ради беззастенчивую Фальси-
фикацию в редакции именуют «организа-
цией материала». Напечатанные в газете
статьи врача Введенского, . орденоносца-
стахановки сахарного завода В. Ф. Николь-
ской, «Заметки доменщика» инженера-орде-
ноноеца Волкова и десятки других мате-
Гусева,
как рассказы некоторых других стаханов-
es, принадлежат перу сотрудника газеты
«Коммунар» Воскресенского.

По методу Воскресенского «организуют»
материалы и другие. Чем вызвано это?
Почему сотрудники «Коммунара» назой-
ливо навязывают свои литературные
труды другим? Может быть, им чужды
стремления ‘к славе и скромность отли-
чает их? Но тогда проще пользоваться

псевдонимами, выбор. которых, как извест-
Но, велик.

Дело в том,
«Коммунара» резонно желает видеть в га-
зёте подписи людей известных, знатных.

Но у редакции нет желания действитель-

но привлекать актив, работать с ним, по-

могать ему. Куда проще фальсифицировать

привлечение актива. Сотрудники редакции
непрерывно подыскивают подходящие под-
писи для очередного номера.

В Туле многочисленная партийная орга-
Низапия, но на партийные темы в газете
неизменно выступают 3—4 штатных 60-
трудника. Сейчас происходят выборы пар-
тийных органов: Даже в эти дни редакция
не получает писем и заметок ни от пар-
тийного актива, ни от рядовых коммуни-
стов. 0 собраниях пишут только работ-
ники редакции. Отчеты пишутся и теми

БУДНИ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ГОРСАВИ\

СИМФЕРОПОЛЬ, 18 апреля. (Корр. «Прав-   рассматриваются.

ды»). Во время/недавней перерегистрации
ценутатских мандатов в Симферопольский
городской совет пришел слесарь-железно-
дорожник тов. Карачанов. Депутат Rapa-
чанов не первый год является членом пре-
зидиума горсовета. Однако работники, про-
волившие перерегистрацию депутатских
мандатов, не поверили этому:

— Не числитесь в налиих списках, —
заявили они; — не знаем такого члена
президиума.

И в самом деле, как же будут знать
в горсовете о Карачанове, если его ни разу
не приглашали на ‚заседания президиума
городского совета?

Случай с рабочим Карачановым как
нельзя лучше характеризует отношение
Симферопольского горсовета и его предсе-
дателя Сорокина к живым людям. 0 чело-
веке здесь забывают с той же легкостью,
с какой относятся к жалобам трудящихся.

Поступающие сюда жалобы месяцами не

ТЕ

ругаться, могут остановить женщину, ре-
шившуюся на аборт? А самую суть дела,
положительное значение материнства, ав-
тор игнорирует.

Среди’ наших писателей есть и_ такие,
которые берут материнство под свою за-
щиту, но защищают его с ‘чуждых нам
позиций восхваления голого инстинкта. Ра-
зумеется, нельзя отрицать биологические
элементы в явлении материнства, но со-
вершенно недопустимо игнорировать его
социальную значимость. i

В повести «Рождение человека»
В. Пильняк описывает женщину-Йар-
тийку, которая активно отрицает матезин-
ство только потому, что оно якобы несовме-
стимо с общественной работой. Засим
с героиней происходит некая идеологиче-
ская метаморфоза, после чего она уже
приемлет инстинкт материнства. Упрощен-
ная рапионалистичноеть героини вызывает
отвращение к ней читателя, а откровен-
ная зоологичность, овладевающая ею после
метаморфозы, менёе всего побуждает к по-
дражанию..

В расеказе .есть один характерный
штришок. Автор описывает среду, которую
называет коммунистической, и здесь-то по
адресу беременной героини якобы  гово-
рат:

«Прокурорша
ка, и пожалуйте — с животиком».

Невольно вспоминается эпизод, е негодо-
ванием рассказанный Герценом:

«Моя жена, — сказал мне

раз один

французский буржуа, — моя жена, — он
осмотрелся и, видя, что ни дам, ни детей

нет, прибавил вполелуха, — беременна».

«Действительно, — замечает Герцен, —
‘путаница всех нравственных понятий та-
кова, что беременность считается чем-то

неприличным...»

В таком же духе написан пресловутый
рассказ ©. Сергеева-Ценекого «В поезде с
юга». Герой рассказа советский инженер

реуточ гразждан-
ской войны желает иметь ребенка. Маре-
уточкину важно, чтобы именно его дети,
а не чьи-либо иные, воспользовалиеь пло-
дами революции. Только этим и опреде-

Мареуточкин после окончания

ллетея его ` желание иметь детей.

Этот строй чувств типичен для буржу-
устрашения заставляет качать бородой и! азного общества с его институтом частной

что редакция тульского’

Антонова, — гроза-бабоч-

тов. Шалилов говорил, что газета культ.
вировала чинопочитание и подхалиметь,
Это недвусмысленное обвинение исчезло в
газетного отчета. Стыдливая редакция з.
черкнула все, что ее касалось.

В заметке о собрании на спиртовох y.
воде сотрудник партийного отдела, меху
прочим, писал, что выступавшие

«критиковали также недостатки в р}.

ководстве первичными партийными

организациями со стороны... горкома
партии».

та безобидная фраза насторожила (+.
кретаря редакции тов. Александрова. №
слишком ли резко? — И вместо слов «ay.
ступавшие критиковали тавже недостатии»
ои написал: «говорили также»...

* * *

«Коммунар» — ‘крупнейшая в Моск.
ской области городская газета. Непонятии,
почему тов. Барлебен, заведующий от
лом печати МК ВЬВП(б), рассматривает в
как газету сельскохозяйственного района.

Отдел печати почему-то обязал редакции
«Коммунара»

«организовать в газете один раз в ше

стидневку специальную — агротехниче.

скую страницу».

Второй год исполняющий должное” -
дактора «Коммунара» тов. Аксельрод поз}-
чил и другие директивы тов. Барлебен.
В одной из них напоминается, что отд
печати 1 Е

«в целях обеспечения регулярного н

быстрого получения районных Газе

предложил отсылать газеты в ‚адрес
отдела печати... с наклейками, Orne
танными типографским способом»,

Должно быть, редакторы оказались ‘т.
хи и к этому напоминанию. Тов. Барлебелу
пришлось повторяться. Из 9 директ,
которые в течение двух лет получил № \
отдела печати тульская газета, 4 ие:
ком посвящены адресным наклейкам. Onn
неспроста. Оказывается, без оных наклеек

«Отдел печати МК не может слЁДить
за работой и своевременно отмечать
достижения и ошибки газет».

Воюя с непокорными редакторами 13-31

В портфеле — Lopoxima

i

злополучных наклеек, отдел mevall A
ВКП(б) mporaaqex Sropoxpariecns® Mile.
щения и фальсификацию общест
мнения редакцией газеты «Коммуи!”. \
Б. ЯКОВ. \
} } \
/
ВЕ
$

{
f

8 жалоб, поступивитих еще осенью прот-
лого года. Чтобы попасть на mpuert x Cop
кину, симферопольские траждане хляны
потратить немало дней и усилий, п чаще
всего безрезультатно, ибо Сорокин почт
никогда не соблюдает дней приема.

Бывают дни, когда Сорокин во! 1е п0-
является в горсовете. Кое-кому в 00%
известно, что в это время Сорофин пьян-
ствует со своими  сббутыльникали—х/л1-
ками из жилищного отдела Голубых и
Кобзаревым. Этот самый Кобзарю мт
тил свыше 40 тыс. городских сеть, oT
пущенных на ремонт рабочих км. №
пока в горсовете Сорокин, мочь
чуветвует себя неуязвимым.

- Документы городского совета }в 063003
ном состоянии. Многие постанопления пе
зидиума даже не оформлены, не полиисани.
Документы по очень важным вопросам H-
писаны так неряшливо, что в пих ниче
нельзя понять. Н. ТОНАРЕВ,

собственности. Там дети — пе #90
продолжатели материальных дел своих 1-
дителей, и только их.

В заключение хочется отметить 6
одну разновидность освещения ‘темы мате
ринства. 0. Берггольц в рассказе «Сы
пишет: :

«В палате, где вперемежку’ лежали 0%?
ницы и «гинекологические»,  уже суще
ствовало то особое, пронизанное скообыю и
тайной, бытие, которое чувствуется каж-
дым бывавшим в женских больницах.
Здесь, отрешенные от обыденной жизни,
испытавшие тягчайшую муку тела, — Bel
щины чувствуют себя искупительницаяя
всех грехов и страстей человеческих...
Злесь особенно ясно им, что они знают 0
жизни самое горькое, самое сокровенное,
что, как подлинную тайну, — выразить He
возможно».

Нужно ли доказывать, что эта выспрет
няя, полумистическая тирада по сути дела
направлена против материнства?!

Олин писатель на всесоюзном с’езде: пи-
сателей говорил: «Мы книгами меня
жизнь». В призципе это бесспорно. По
следует ли «менять жизнь» в интересую-
щей нас области так, как это делают &819-
ры цитированных выше книг? Писатели
призваны помочь делу формирования ново-
го человека. Это значит, что они должны
культивировать социалистическое отноше
ние к труду, социалистическое поведение
в быту, социалистическое отношение к №3-
теринству.

Материнство — такая же социально 10-
лезная и важная функция женщины, кзв
и участие ее в общественно-производствен-
ной работе. Вот какую мысль  призвавы
пропагандировать наши писатели

А. М. Горький говорил, на с’езде писа-
телей: «Действительность дает nam Bee
больше «сырого материаляу для художе
ственных обобщений. Но ди драма, ни №
ман еще не дали досталчно яркого 0004
за советской женщины, (свободно и 072ич-
но действующей во всех областях строе
тельства социалистичебкой жизни». Е

Материнство способствует строительству
социалистической жизни. Но для освеще-
ния материнства, советская литература сх
лала еще очень Mado.

\

р

а оз