Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

_СОВЕ

Среда, 1 декабря 1937 Ty

Выше знамя комимуеиезыа!

Сегодня исполняется три года со дня
смерти любимого сына нашей партии и
народа, пламенного трибуна-большевика
Сергея Мироновича Кирова, злодейски уби-
того фашистской троцкистско-бухаринской
бандитской шайкой. Трудящиеся нашей
страны навсегда сохраня
незабвенный образ я но
ют поэмы и песни сказители и народные
певцы. Образ ` Кирова вдохновляет на
прекрасные творения. художников слова,
пера и кисти, мастеров театра, музыки и
кино, Это образ замечательного большевист-
ского организатора и революционного три-
буна, ставшего одним из наиболее выдаю-
щихся руководителей трудящихся СОСР в
их борьбе за коммунизм.

Беспредельная преданность Кирова ком-
мунистической партии и делу рабочего
класса, неразрывная связь его с народны-
MH массами, большевистская непримири-
мость к врагам партии, врагам народа —
вся его прекрасная жизнь служит.и будет
служить вдохновенным примером для каж-
дого революционера, каждого партийного
я непартийного большевика. у

«Ты быд всегда с нами в тоды тяжких
боев за торжество, социализма‘ в нашей
стране, ты был с нами всегда в тоды ко-
лебаний и трудностей внутри нашей пар-
тии, ты пережил с нами все трудности
последних лет; и мы потеряли тебя в мо-
мент, когда наша страна достигла великих
побед. Во всей этой борьбе, во всех на-
ших достижениях много твоей доли, мно-
го твоей энергии, силы ‘и пламенной люб-
ви к делу коммунизма». Так писали
товарищ Сталин и его соратники три: года
назад, в дни всенародного траура по
незабвенному Сергею Мироновичу Кирову.

С. М. Киров перенес все невзгоды и тя-
жести борьбы с царизмом, ‘прошел через
три революции и под руководством
товарища Сталина вырос в крупнейнтего

тосударственного деятеля Советского Сою-.
bs овет.

Уже в юные тоды Киров стал в ряды
передовых борцов за лучшее будущее ра-
бочего класса и всех трудящихся, за тор-
жество идей коммунизма. В 1905 году мо-
лодой Киров является одним из руково-
‘дителей томской организации большевиков
и ведет ожесточенную борьбу с. меньшеви-
ками, призывая массы к вооруженной
борьбе с самодержавием. «Оружием, огнем
и собственной кровью надо добывать сво-
боду. Только таким путем мы можем свер-
тнуть царскую ‘династию, завоевать пра-

ва». Так гоЗорил Киров на одном из par

бочих митингов г. Томска. Киров органи-

Зует вооруженный отпор черносотенным

бандам, пытающимся учинить погромы. В

нервые же дни реакции Киров. попадает

в тюрьму, а затем царское правительство
осуждает ето на заключение ‚в креность,

Летом 1908 г. Сергей Миронович выходит
из тюрьмы. Со свойственным ему бесстра-
шием и упорством Киров снова раз-
вертывает  неутомимую революционную
деятельность. Он работает в Иркутске, за-
тем на Северном. Кавказе. После. февраль-
<50ой революции Киров становится во тла-.
ве большевистской организации Терской
области, беспощадно громит меныиёвиков
я эсеров,

В тоды гражданской войны Киров руко-
водит героической обороной Астрахани,
как член Реввоенсовета ХТ армии. Он очи-
щает Азербайджан от интервентов и бело-
твардейцев. Он возглавляет Центральный
Комитет партии большевиков Азербайджа-
на. Вместе с Серго. Орджоникидзе Киров
ведет упорную борьбу с великодержавным
шовинизмом и местным национализмом,
он с большевистской — непримиримостью
громит троцкистов, проводя одновременно
огромную работу по восстановлению сель-
ского хозяйства и промышленности Азер-
байджана. : Bee

С 1926 года Сергей Миронович руково-
дит большевистской организацией. Ленин-
града и Ленинградской области.

Под руководством Кирова осуществляет-
ся социалистическая реконструкция ленин-
градской промышленности. Город Ленина
превращается в мошную базу социалисти-
ческой индустрии. Киров руководит сод-
данием энергетических баз на советском
Севере, при его участии создается Бело-
морско-Балтийский канал;  соединивший
Балтийское море с Белым.
‚Киров воспитывает массы в духе боль-
шевистской непримиримости к врагам на-
рода. Он связан теснейнтими узами с ра-
бочими фабрик и заводов славного Ленин-
трада, с колхозниками Ленинградской об-
ласти. Он зажигает их евоими вдохновен-
ными, пламенными большевистскими реча-
ми, он организует и сплачивает их на
борьбу ва социализм. Он вселяет в сердца
трулящихся священную ненависть к вра-
м народа, к подлым предателям, к троп-
кистам, зиновьевцам, бухаринцам и про-
чй- фашистской нечисти.

Грязные отребья фашизма, троцкистско-
бухаринские выролки ненавидели нашего
Кирова, ибо они видели. что он — вер-
ный сын своей партии, что он будет до
конца выкорчевывать и изгонять из ее
рядов всех перерожденцев, предателей и
изменников. превратившихся в заклятых
врагов социализма.

Фатистские выродки — Троцкий, Зи-
новьев, Бухарин и др. — дали наказ сво-
им грязным подручным убить “Кирова.
Пользуясь притуплением большевистской
бдительности в отдельных звеньях ленин-
тралской организации. Ффатшистские наем-
ники свершили свое тнусное преступление,
1 декабря 1934 года вею м ed
потрясла скорбная весть: вра ;
оборвала жизнь Сергея  Мироновича
Кирова.

«Злодейское убийство товарища Кирова  .

было первым серьезным предупреждением.
товорящим о том. что враги народа будут
двуруигничать и, двурушничая, будут мас-
кироваться пол большевика. под партийца
для того. чтобы втереться в доверие и OT-
крыть себе доступ в наши организации».

Эти слова из
на

ВКП(б) призывают нас: к тому,

агенты,

#

Орган Вс

*

доклада товарища Сталина
февральско-мартовском пленуме ЦК
чтобы еще
выше поднять революционную. бдитель-
ность, еще беспощаднее разоблачать и
уничтожать врагов, очищать наши ряды от
всякой фашистской скверны.

Своим злодеянием подлые фашистские

стремивитнеся к реставрации ка-
питализма в нашей стране, к возвраще-
нию власти помещиков и капиталистов,
надеялись внести смятение в наши ряды.
По заданию фашистских тенштабов про-
дажные троцкистско-бухаринские собаки
пытались ослабить нашу  обороноспособ-
ность, вывести из строя крупнейшие пред-
приятия нашей промышленности и транс-
порта, подготовляя этим фашистскую ин-
тервенцию. Эти гнусные планы наша пар-
THA ‘разоблачила.

Трудящиеся нашей страны после пре-
Дательского убийства товарища Кирова.
еще теснее сплотились вокруг большевист-
ской партии, ее Центрального Комитета
и вождя народов товарища Сталина. С
еще большим упорством и настойчивостью
они повели борьбу за дальнейпгие победы
социализма, за укрепление боевой мощи
нашей страны. Под руководством верного
сталинца тов. Жданова партийные и не-
партийные большевики Ленинграда высоко
несут знамя коммунизма, с величайшей
настойчивостью осуществляют то ‘дело, за
которое боролся и: отдал ‹ свою яркую
жизнь незабвенный Сертей. Миронович
Киров. :

Напряженную борьбу против врагов на-
рода, против троцкистских, бухаринских и
иных предателей ‘проводят славные нар:
комвнудельцы, возтлавляемые железным
наркомом тов. Н. И. Ежовым. В этой важ-
нейшей работе наши  наркомвнудельцы
опираютея на самые широкие массы оо-
ветского народа. В этом сила нашей со-
ветской“. разведки, в этом залог -того, что
задача полного разгрома и уничтожения
питнонско-бавдитских гнезд в нашей стране
будет paspemena до конца. В своем
докладе на февральско-мартовском плену-
`ме ЦК ВКП(б) товарищ Сталин говорил:
«Не ясно ли, что пока существует катита-
листическое окружение, будут существо-
вать у нас вредители, шпионы, диверсан-
ты и убийны, засылаемые в наши тылы
этентами иностранных государств?» Эти
слова должны помнить все граждане на-
шей страны, все, кому дороги  интеревы
налией родины, интересы социализма.

Свою подлую, шиионско-вредительскую
деятельность троцкистско-бухаринские
предатели и изменники пытались и пыта-
ются осуществлять в различных областях
`сотиалистического строительства. Пытают-
ся вредить они и в области культуры и
искусства. Органами Наркомвнудела разоб-
лачен ряд троцкистско-бухаринских шпио-
нов и их покровителей, орудовавших в не-
которых художественных организациях и
учреждениях. Особенно засоренными ока-
зались многие местные управления по де-
лам искусств, где притаилось немало. за-
клятых врагов народа. Враги пытались
дезорганизовать Деятельность нашего ис“
кусства, ибо понимали, что в руках совет-
ской власти, в руках коммунистической
партии оно является мощным орудием
борьбы за социализм, за счастье человече-
ства.

Только недавно разоблачены враги, про-
бравшиеся на руководящие посты в уп-
равления по дёлам искусств Ярославекой,
Свердловской, Ростовской; и некоторых дру-
гих областейл До недавнего времени враги
безнаказанно орудовали в организациях
искусств Таджикистана, на Украине и не-
которых других союзных республик.

Было бы величайшей ошибкой полагать,
что мы уже выкорчевали всех троцкист-
ско-бухаринских последышей, пробравигих-
ся в художественные организации, и- что
враги He будут больше етремиться про-
никнуть в эти организации. Так могут ду-
мать лишь люди, зараженные идиотской
болезнью беспечности, люди, забывшие о
таком факте, как капиталистическое окру-
жение СССР.

Всем работникам советского искусства и
в первую очередь партийным организаци-
ям следует ежедневно и ежечасно укреп-
лять большевистскую бдительность, прове-
рять людей, проверять их в работе, про-
верять нолитически. Прислуптиваться К го-
лосу масс, опираться на массы, всемер-
но развивать самокритику — такова зада-
ча каждого руководителя, проявляющего
бдительность на деле, а не на словах.

Склоняя сегодня знамена в пать 2
менном большевике и непримир
Roots за коммунизм — Сергее’ Миронови-
че Кирове, отдавшем свою жизнь за благо
и счастье нашего народа, работники ис-
кусств вместе со всем советским народом
дают клятву свято хранить чистоту. наших
рядов, зорко охранять нашу родину от
всяких покушений со стороны врагов, еще

‘теснее сплотиться вокруг. партии Ленина—

Сталина, ведущей нае к новым победам
социализма.

Советская страна готовится сейчас к ак-
ту всемирно-исторического значения — Е
выборам в Верховный Совет. Вопреки всем
козням врагов, страна наша едина, креп-
ка и мМогуча. Никому не удастся поколе-

бать ве мощь, никому не удастся отнять.

великие завоевания Октябрьской социали-
стической pea записанные в новой
и 3 у

И многомиллнонный 60-
ветский народ, с невиданной силой про-
демонстрирует свое политическое и мо-
ральное единство, свою беспредельную ee
данность ‘социалистической родине. Нет
такой силы, которая могла бы  поколе-
бать это единство. Нет такой силы, кото-
рая могла бы помешать дальнейшему 06:
сту нашей страны. Знамя коммун

непобедимо!

Звуковой фильм «Киров»

Московская студия Е,
пускает новые экземпляры ra bone te
ма «Киров». В этом фильме исполь or.
кинодокументы, авиа ие и
бу пламенного трибуна рев }

Фильм начинается с’емками, ны

на родине С. М. Карова — в р а
зани, где он учился, и в-Томске, 5
  вал ссылку. р

Зритель увидит Кирова в Г
ской войны во главе НЕ
ини. Далее фильм показыва oe
ды пребывания его В веровать 7 И
руководил партийной и Зе i
нинградской областной Я
ренции, на площади Урицкого в oe ak
де в день 1 мая, на ХУИ ид п у
Веломорско-Балтийском канале и т. Л.

С экрана звучат слова Ceprea Миронови

оды граждан-
opeta XI ap-
Кирова в го-

Кирова о гигантских убпехах социали-
Он строительства в Советском Сою-
зе ‘и о трядущей победе коммунизма ва

HOM шаре. -
= ня текст правительствен-
ного сообщения о смерти бесстрашного ре-
волюционера, сраженного злодейской рукой
фалиистского- наймита,  тнусного атента
троцкистско-бухаринской oe
uurpan прощается с Кировым.

а: олонном зале Дома союзов
гроб с телом С. М. Кирова. Сотни тысяч
трудящихся непрерывным потоком прохо
дят.мимо гроба, прощаясь с Кировым.

В заключительной части фильма показа-
пы похороны С. М. Кирова на Красной
площади в Москве, митинги и демонстра
ции, которые состоялись в этот день по все-

му Советскому, Союзу.

о

oe

Сертей Миронович Киров родился 27(15)
марта 1886 года в одном из самых глухих
городов Приуралья—г. Уржуме, Вятской гу-
бернии. Среди болот и лесов, далеко от же-
лезной дороги, одиноко стоял Уржум—ме-
сто царской ссылки.

Семья Кирова, как десятки. друпих семей
Уржума, жила очень бедно. 0т6ц Сережи,
Мирон Костриков, рано оставил семью, в
поисках заработка он ушел на Урал и там
пронал без вести. Сереже едва минуло 4
тода, когда он лишился отца, Мать Сергея
Екатерина Кузминична умерла от чахотки,
‹когда сыну было 7 лет. Сережу Кострико-
Ba поместили в детский приют. Безрадостно
протекало детство Сережи.

15-летним подростком Костриков вышел
из приюта и ноступил в Казанское техни-
ческое училище. Здесь он обнаруживает от-
личные способности и необычайные душев-
ные качества, чуткость к товарищам, ис-
кренность в отношениях — черты, отличав-
шие Кирова всю его жизнь. :

В Казани начинает складываться полити-
ческое мировоззрение Свртея Мироновича.
Приезжая на каникулы в Уржум, он сбли-
жается с нолитическими ссыльными. Зна-
комится с подпольной революционной ли-
Тературой, печатает революционные листов-
ки и вместе с товарищами разбрасывает их
на базарах, куда приезжают окрестные кре-
стьяне, по улицам, на проезжих дорогах:

В Казани, куда вернулся Сережа Костри-
ков после отпуска, он ищет революцион-
ных связей; сближается с подпольными сту-
денческими организациями. ee

В 1904 году Сертей Миронович кончает
Казанское техническое училище и- уезжает
в Сибирь, в Томск. Здесь он вступает в ря-
ды социал-демократов, читает в подпольных
кружках замечательную работу В.
Ленина «Что делать?» Мысли Ленина про-
изводят неизгладимое — впечатление

бы томских пролетариев. Трудовой народ

Ha.

энергией он ведет агитацию среди рабочих,
пропагандирует ленинское учение, распро-
страняет и печатает революционные лис-
TOBKH.

Начинается бурный 1905 год. Эхо 9 an-
варя, «кровавого воскресения», отозвалось
во всей стране. Прокатилась волна забасто-
вок. Киров в центре революционной борь-

Томска вышел на улицы под красные ана-
мена. Спешно вооружаются дружинники,
Киров во главе колонны на демонстрации.
Он рядом с знаменосцем, рабочим—печатни-
ком Кононовым. андармы и городовые
расстреляли демонстрацию. Сраженный пу-
лей, пал знаменосец Кононов, друг
Кирова. ы

Похороны Кононова превратились в гроз-
ную демонстрацию. Тысячи людей на похо-
ронах читали листовку «В венок убитого
товарища», написанную Сергеем Миронови-
чем и его товарищами. Листовка эта впо-
следствии попала за границу и была напе-
чатана Лениным в большевистской газете
«Вперед». Вскоре. после демонстрации
Cepreit Миронович был арестован и заклю-
чен в тюрьму. По освобождении из тюрьмы
он с головой уходит в партийную работу.
Его выбирают в состав Томского комитета
 РОДРИ. Он заведует. нелегальной типогра-
‚фией, руководит рабочими кружками.

Осень 1905 года. Начинается всеобщая за-
бастовка на железных дорогах. Нарастает
волна революции. Самодержавие мечется,
оно пытается ценой некоторой уступки вы-
играть время. 17 октября издается царский
«манифест». Меньшевики-—эти буржуазные
атенты и лакеи—начинают поговаривать о
«демократических» выборах в думу. Они за-
являют, что время забастовок и вооружен-
ных выступлений кончилось. Большевики
отстаивают ленинскую, революционную ли-
нию на вооруженное восстание. Киров со
всей репгительностью борется с меньшеви-
ками, засевшгими в Томском комитете.

— Мы, большевики — заявил он на pa-

Сергея Мироновича. С юношеским пылом и бочем митинге, —не верим царским мани-

С. М. Киров ви

Три года назад не стало Сергея Мироно-
вича Кирова. Пуля троцкиотоко-бухарин-
ских нэгодяев оборвала яркую жизнь заме-
чательного человека, От руки врага погиб
любимый руководитель, пяаменный боль-
певистский трибун, до конца преданный
делу рабочего класса, делу социализма.

Кирова нельзя забыть. Сегодня это му-
жественный облик рисуется с такой же от-
четливостью, как в лучшие дни его кину-
чей красочной жизни,

В сознании миллионов Киров всегда, оста-
нется образцом большевика. Всегда и везле
он высоко держал знамя партии. Нзутоми-
мый, энергичный, прямой, ° непоколебимо
стойкий Киров сочетал эти качества профес-

сионального революционера с исключитель-.

ной сердечностью и мягкостью в личных,
товарищеских, дружеских отношениях. 056-
раз Кирова — это образ большевика, близ-
кого, простого и обаятельного человека. Та-
ков он в памяти ‘народа, таким он вошел
в произведения советских художников.

Киров в гробу. В последний раз проходи-
ли мимо него многие тысячи глубоко взвол-
нованных и опечаленных людей. В послед-
ний. раз, сменяя друг друга, художники
вглядывались в Дорогие ‘черты.

В траурном рисунке с величайшей тща-
тельностью изредал И. Бродский лицо Сер-
тея Мироновича, которое он не однажды
рисовал. ‘Вместе’ с Бродским рисовали
Кирова в гробу Кацман, Лехт, С. Ге-

расимов; Модоров. Это было прощанием   ц

художников с Кировым. :
В большом живописном эскизе Модорова.
показан центр траурного sana. У гроба

друзья Кирова. В почетном карауле —
Сталин. Он с особой остротой переживает
безвременную кончину своего любимого
ученика и друга. \

...Соввем недавно, на ХУП с’езде партии,
Киров выстулал с речью, — говорил о ©9-
циализме, победившем в Советской стране,
товорил о том, что хочется жить и жить.
Его слушал © езд, слушали сидэвшие в пре-

зидиуме ‘члены КНолитбюро, его слушал
Сталин. Как всегда, Киров выступал с or-
ромным под’емом. Это была чудесная, неза-
бываемая, пламенная речь. Она стала темой
художественного произведения молодого
живописца Налбандяна.

Первая выставка ленинградских худож-
ников, открывшаяся в апреле 1935 г. в Рус-
ском музее, была вместе с тем первым по-
казом большого количества значительных
картин, рисунков, скульптур, воспроизво-
дивших облик Сергея Мироновича, отдель-
вые эпизоды эго биографии.

Киров был другом искусства, другом ху-
дожников. Его сердечное, товарищеское,
внимание, его повседневная деятельность
на благо советской художественной куль-
туры окрыляли художников. x

На Первой ленинградской выставке с цз-
лым рядом портретов С. М. Кирова высту-
пил И. Бродский. В документально точных
изображениях художник сумел показать
большую внутреннюю  сосредоточенность
Кирова-вождя, его подчеркнуто-волевой об-
лик. «Киров за работой» — один из луч-
ших портретов, написанных Бродским.

Тогда же. на ленинградской выставке был
представлен первый живописный портрет
Кирова, написанный одним, из. старэйпгих
художников Ленинграда В. А. Зверевым.
Н. А. Павлов и Мочалов выставили рисун-
ки-композиции: Киров в Астрахани и Ки-
‘ров на Нарвской районной партконферен-

ии,
В целой ee картин М. Г.
Платунова (на той же выставке) зритель
увидел дом захолустного Уржума, комнату,
гдё родился и где провел детство великий
рэволюционер. Все это своеобразные. мате-
риалы к биографии Кирова, освещающие
внешнюю бытовую обстановку его юных лет.

Биография Кирова-большевика, Кирова-
ортанизатора, Кирова-народного трибуна
еще не написана нашими художниками.
Эту огромную задачу еще предстоит выпол-
НИТЬ.

иро

Баев

LD,
фестам. Они издаются для того, чтобы от
влечь рабочий класс от’ вооруженной  борь-
бы. Оружием, огнем и собственной кровью
надо добывать свободу. Только таким пу-
тем мы можем свергнуть царбкую династию, .
завоевать права.

20 октября, через три дня после опубли-
кования царского манифеста, черносотен-
цы учинили погром. Более 150 человек ра-
бочих было убито и изувечено. Киров’ вме-
сте. © другими дружинниками организует
вооруженный отпор чернесотенным банди-
там,

Декабрь 1905 года. По всей стране прока-
тилась волна солидарности с восстанием в
Москве. Но восстание разгромлено. Черная
реакция поднимает голову:

В. Томске арестован Сергей. Миронович
Киров (январь 1906 г:). Через несколько ме-
сяцев удается под денежный’ залог освобо-
цить Кирова из тюрьмы. Сергей Миронович
снова на свободе. Он организует большую
нелегальную поднольную типографию. Но
вскоре его снова арестовывают. И, хотя
жандармам не удается обнаружить подполь-
HOH типографии, все же т. Киров «но ста-
рому делу» осужден на заключение в кре-
поСтЬ. т

Летом 1908 года Сергей Миронович вы-
ходит из тюрьмы. Он переезжает в. Ир-
кутск, где восстанавливает разгромленную
организацию. Но в руках полиции новые
улики против Кирова. Сергей Миронович
подлежит аресту. Он бежит из Иркутска на
Северный Кавказ, во Владикавказ. ныне
г. Орджоникидзе.

Во Владикавказе в то время социал-ле-
мократическая организация былая pasrpom-
лена. Киров со свойственным ему беестра-
шием и упорством в исключительно труд-
ных условиях начинает восстанавливать
подпольную организацию. Он завязывает
связи с рабочими железнодорожных мас-
терских и цинкового завода, он заходит в

далекие аулы к торцам. Он несет в торы.

ленинские слова о правде народа. он бу-
дит надежду и веру в лучшее будушее тру:
дового народа. Он использует все неле-
гальные и легальные возможности для
борьбы с царским самодержавием.
Официально Сертей Миронович — сотруд- 1
ник местной либеральной тазеты «Терек».
В этой газете появляются его статьи за под-
нисью &С. Киров». Этот литературный псев-
доним стал новой фамилией Сергея Мироно-
вича, известной миллионам людей. В нояб-
ре 1912 roma B «Тереке» появляется статья
Кирова «Простота нравов», в которой он ра-
зоблачает роль царской думы. Он пишет:
«Выяснилось окончательно, что ‘в четвертой
Думе неизбежно господство черных, и при-
том черных весьма определенного тона, то-
на Пуришкевичей и Замысловских». Лалев
он недвусмысленно заявляет, что на спине
России «ватромоздился такой «парламент»,
в котором большинство одарено. одной доб-
родетелью: прекрасно владеет «резиной». >
Статья эта всполопгила свору черносотен:
цев. Номер газеты «Терек» со статьей Ки:
рова. был конфискован. Прокурор начая
следствие ко этому ‘делу. Только: случай
ность спасла.на этот раз, Кирова от тюрьмы.
`Грянула  империалистическая: война.
Сертей Миронович твердо отстаивает ленин-
скую линию на превращение войны импе-
риалистической в войну гражданскую.
‚С первых дней февральской революции
Киров во главе большевиков Терской обла-
сти ведет борьбу с меньшевиками и эсерами.

Собираются силы контрреволюции на Се:
верном. Кавказе. Офицерье; кулаки и мул-
лы сеют гровокационные слухи в аулах. раз.
житают национальную рознь, убивают из-за
утла, чинят погромы, провоцируют брато-
убийственную войну. а. :

Сертей Миронович неутомим и бесстра-
шен. Он идет в селения к ингушам, к кабар=
динской бедноте, к осетинам. В простых.и
торячих словах раз’ясняет он смысл фев-
ральской революции и доказывает необхо-
димость новой борьбы за освобождение на-
рода от эксплоатации помещиков и капита-
листов, разоблачает политику меньшевиков,
эсеров; националистов. =

Большевистская пропаганда скоро сказа-
лась. В октябре большевики завоевали боль-
нтинство в Владикавказском совете. Гарни:

зон перешел на сторону большевиков.

Сертей Миронович едет от Владикавказско-
го совета в Петроград на П Всероссийский
с’езд Советов. Как один из самых верных
сынов. Ленинско-Сталинской партии, тов.
Киров проводит огромную работу в незабы-
ваемые дни Великой’ Пролетарской Социа-
„листической Революции.   © POSE

Окончание на 2-й стр.

Картины художников Соколова-Скаля
(«Киров на промыслах Азнефти»), Фэдоро-
ва («Киров в Хибинах»), А, Любимова 06’-
единяются общим стремлениём” показать
Кирова в обстановке строительства. Они хо-
тят показать Кирова — человека широких
творческих масштабов, блестящего органи-
затора, р я

На фоне суховато исполненного’ пейзажа
Любимова изображены Киров и ‘Серго Орд-
жоникидае на нэфтяных промыслах. Серго
весело шутит с рабочими. Луч света па-
дает на лицо Кирова, продумывающего за-
хватившую его мысль, картине Соколо-
ва-Скаля Киров улыбается. У Любимова
он задумчив, сосредоточен. =

Значительно выше по живописным до-
стоинствам, по оригинальности замысла
картина ленинградского художника Федоро-
ва «Киров в Хибинах». Снежный северный
пейзаж, Солнечный просвет среди снегов и
ледяных тлыб. Тишина. В снегах, в жесто-
ком морозе горсточка людей. Среди них Ки-
тов с биноклем в руках. На коленях у эго
спутника карта района. Очень удачно изо-
бражена фигура Кирова — волевого, ипе-
циативного большевика, спокойно обдумы-
вающего план строительства. >

В трактовке образа Кирова в этой карти-
не и в скульптурной группе Андрэевсй-
Петошиной «Киров на апалитах» (скульпту-
ра была экспонирована на Парижской вы-
ставке) есть нечто общее. Однако та наро-
читая «живописная этмосфера», которой
окутана скульптурная группа, импрессио-
нистическая необработанность глыбы, во-
круг которой композиционно расположены
фигуры Кирова и его спутников, несколько
повредили ясности и четкости образов.

Киров был изумительным оратором, вдох-
новзнным трибуном революции. изобра-
зительном искусстве, в скульптуре особен-
но, художников привлекает образ Кирова:
оратора. Этот образ отчасти выражен и в
композиции Андреевой-Петошиной. В пол-
ной мере он раскрывается в статуях моло-

аркоме Союза ССР

Цена номера. 30 коп.

№ 55 (401)

Sse

Н. К. Крупская
на спектакле
«Правда»

23 ноября спектакль «Правда» в Театре
революции посетила Н. К. Крупекая; По
окончании спектакля состоялась беседа,

.в которой приняли участие Н. К. Крупская,

актеры М. М. Штраух, В. М. Марченко,
Ю. С. Глизер. И. Г. Атейченков, тример
И, Кутилин, режиссер. Н. В. Петров, дирек-
тор театра В. П. Соболев и другие. Надеж-
да Константиновна одобрительно отозвалась
о спектакле, сказав, что он воссоздает в
сценических образах революционную атмо-
сферу 1917 тола. Игра М. М. Штрауха, ис-
полняющего ° роль Владимира Ильича
Ленина, Н. К. Крупской понравилась. Она
\сказала, что актер правильно делает, пы-
таясь найти внутреннюю линию роли, а не
\идя лишь по пути внешнего сходетва. На-
дежда Константиновна обещала вернуться
к оценке работы М. М. Штрауха в своей
статье о. том, как следует показывать
Ленина на снене.

— Рабочий Рыжов в исполнении актера
Шагина, — говорит далее Н. К. Крунская,—
правдивая, живая фигура. Я лично хорошо
помню таких рабочих, мне приходилось мно-
го встрёчаться с ними. Однако квартира Ры-
жова больше напоминает квартиру нынеш-
него рабочего. Это следовало бы учесть те-
атру, который пытался показать действи-
тельную обстановку предоктябрьеких дней.

Надежда Константиновна отметила удач-
ное исполнение роли крестьянина Тараса
Голоты артистом Атейченковым. Меньше
всего удались в спектакле, по мнению Н. К.
Крупской. женские роли, бледно очерченные
драматургом.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
КОНЦЕРТ ДЕКАДЫ
СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ

Вчера в Большом театре Союза ССР co-
стоялся заключительный концерт декады
‘советской музыки, организованной Всесо-
ювным комитетом по делам искусств.

Большая и разнообразная программа
концерта явилась прекрасной иллюстраци-
ей жанрового богатства и многообразия
творческих направлений советского музы-
кального искусства. Наряду с фрагментами
из больших симфонических й оперных
произведений в ней были представлены
и лирические песни, и произведения соль-
ной виртуозной литературы, и песни на-
родные, массовые. Яркое отражение на-
шла в концерте и другая характерная чер-
та советской музыкальной культуры = ее
интернациональность. :

В концерте приняли участие все испол-
нительские коллективы и ансамбли Союза
ССР, ансамбль арф нод художественным
руководством К. А. Эрдели, джаз Утесова
и солисты: В. В. Барсова, Л. Александров-
ская (Белоруссия), Ирма Яунзем, 1.
Лемешев, Н. Д. Шпиллер, Н. С. Ханаев,
I. Г Бадридзе, Н. Рождественская и
Д. Ойстрах. Е

_`Поллинным праздником явилось выступ-
ление Краснознаменного ансамбля. крас-
ноармейской песни и пляски СССР под
руководством народного артиста CCCP
А. В. Александрова. Мужественное, волну-
ющее искусство этото замечательного кол-
лектива — гордости советской иснолни-
тельской культуры — вызвало горячие и
продолжительные овации всего зала. Еди-
нодушное одобрение слушателей вызвали
выступления молодых дирижеров Т: Коло-

мейцевой и К. Иванова. ^^ =

Итоги
конкурса чтецов

28 ноября в Московском доме актера со-
стоялось торжественное заседание жюри
‘всесоюзного конкурса мастеров художест-
венного чтения на лучшее исполнение ре-
пертуара к 20-летию Великой Октябрьской
социалистической революции.

- Председатель жюри В. И. Качалов, от-
крывая заседание: жюри, отметил исключи-
тельное значение прошедшего конкурса, `но-
ставившего в порядок дня вопрос о подити-
чески заостренном репертуаре чтецов. 0 ху-
дожественном чтении, как необычайно дей-
ственной форме политического ов.
говорил в своем выступлении тов. И.

„Керженцев. На вечере выступали преми-
рованные чтецы тт. В. Н. Яхонтов, Д. Н.
Орлов, Д. Журавлев и С. Балашов. По окон-
чании заседания состоялся концерт, в кото-
ром приняли участие лауреаты всемирных
и всесоюзных музыкальных конкурсов..

зобразительном искусстве

дых скульпторов: москвича 3. Виленского
и ленинградца Н. Томското.

Произведение Виленского — результат
длительной, серьезной работы. Его. нервый
поясной ответ Кирова (установленный в
вестибюле Кировской станции метро) явил:
ся как бы творческой подготовкой к созла-
нию статуи. Среди многочисленных работ
московской скульнтурной выставки эта, ста-
туя была одной из лучших. В образе Кирова
скульптор Виленский сумел показать ха-
рактэрность позы, убедительность жеста,
обаятельность выражения.

Большим скульптурным бюстом начал.
свою работу над портретом Кирова Н. Том:
ский. Живая непосредственность творчеет-
ва помогла ему превзойти таких мастеров,
как Манизер и ОЭллонен. Талантливая
скульптура молодого художника оказалась
сильней анатомически безукоризненного, но
академичного произведзния Манизера и
спорной по сходству работы Эллонена. Про-
стые, ясные черты, волевая напряженность
лица, искрящаяся усмешка — таков прав-
дивый портрет Кирова, созданный скульц-
тором Н. Томским.

Томский не ограничивается одним линь
бюстом Сергея Мироновича. Вместе с дру-
тими ленинградокими скульпторами он при-
`нял участие в проектировании памятника
незабвенному вождю трудящихся города
Ленина. Его модель признана лучшей. Со-
зданный им проект лаконичен и величест-
венен. Правильно избегая какой бы то ни
было замысловатости, Н. Томский нашел
простое, убедительное и целостное решение
памятника.

Киров был любимым сыном советского.
народа, одной из самых ярких и типичных
фитур большевика. Эта типичность всегда
привлекала и привлекает художников. 06б-
раз Кирова стал одним из центральных в
советеком искусстве.

Н. СЕМБНОВ.