HAKAHYHE
ВЕЛИКОГО ДНЯ

МХАТ

\ (алами актеров МХАТ CEOP им. Горь-

Кото организуются концерты для участни-
хов предвыборных собраний. В Свердлов-
сом избирательном округе было проведе:
но пять концертов. 25 ноября в концерте
участвовали народный артист СССР Tap-
ханов, заслуженный артист реснублики
Ливанов и другие. и:
Театр выделил восемь пропагандистов
для предвыоорной кампании в ломе № 2a
24 по улице Горького Пропатандисты про-
велн ряд предвыборных собраний и бе-
д в жильцами этого дома. Фасад дома
№ 38 по Проезду Художественного  те-
arpa, B KOTOPOM помещается -избиратель-
ный участок, украшается’ по эскизам ху-
дожника МХАТТИ Я Гремиелавского
Ло его же эскизам оформляетея фасад 3-го
Дома Советов, в котором. работает Crepa-
повская окружная избирательная комиссия.
В ближайшие дна перед началом каже
дого спектакля будут выступать” ней
шие артисты МХАТ СССР. м ие
рения, посвященные выборам в Верховный
Совет СССР. Намечено также выступление

народного артиста CCCP В. И. Качало-

Ba.
Московские
композиторы

к выборам

В московском союзе композиторов  со-
Стоялось предвыборное собрание, на ко-
тором обсуждалось обращение окружного
совещания, наметивиего кандидатами в. де-
путаты в Верховный Совет Союза ССР’ тт.
Хрущева и Булганина, Собрание послало
приветствие вождю народов товарищу
Сталину и кандидату в депутаты Совета Co-
юза верному сталинцу — Никите Сергееви-
чу Хрущеву.

Члены московского союза композиторов

- деятельно готовятся к выборам в Верхов-

ный Совет. При союзе работают два ¢emu-
нара. в которых композиторы . изучают
Сталинскую Конституцию и «Положение о
выборах». В ближайшее время из акти-
вистов-—членов союза создается агитбри-
raya. ]

Московские комнозиторы написали не-
сколько песен, посвященных выборам. Лев
Шварц написал песню «За’ лучших из
лучших», А. Полонский — «Мы голосуем»,
К. Корчмарев — «Страна выбирает»,
Ф. Сабо — «12 декабря», 8. Komnaneen —
«Песню женщин». Ю. Мейтусе — «В 12-й
день декабря», М. Блантер — «Песню о
счастве», Будашкин — «Пусть наша стра-
на молодеет», М. Старокадомекий
«Счастливая наша ликует земля», В. Жар-
ковский — «Лостойные славы», В. Кручи-
HHH «Моя страна». Песни о великом
вожде народов,  творцв Конституции
товаринте  Сталине написали A. Алевсанд-
рови А. Хачатурян.

Государственное музыкальное’ издалель-
ство уже выпустило! все эти песни в мас-
совых тиражах,

Госет

Каждый актер Госета прикренлен для
пропагандистекой работы к своему изби-
рательному участку. Народный артист
РСФСР С. М. Михоэлс работает в 25-м из-
бирательном участке Советского  района,
членом избирательной комиссии которого
он является.

Комсомольская организация Госета вы-
делила специальную бригаду во главе ©
комсоргом актрисой Шмаенок’ для  обелу:
живания на все время предвыборной кам-
пании дома 3/3-а но Малому Патриарше-
му переулку. Другая бригада во тлаве с
режиссером. Цибулевским и композитором
Пульвером дает концерты после предвы-
борных собраний различных участков Соз
ветокого райсна. 3

Tlepex Kamapim cuexrangem- Tocera aptu-
сты Шидло, Фабрикант, Безверхняя и дру-
тие выступают с чтением стихов на пред-
выборные темы (тексты поэта Марки).

Театр революции

Коллектив Московского театра револю-
ции активно помогает ` 81-му избиратель-
ному участку Советского округа в. подго-
товке к выборам. Вместе’ с партийными
организациями Международного аграрного
института и Института психологии Театр
революции уже в средних числах сентяб-
ря развернул большую агитационную pa-
боту в домах участка и организовал ху-
дожественное ‘обслуживание избирателей.
Выделена специальная агитбригада, в 12
домах ортанизовано 25’ кружков по изуче-
нию Конституции и «Положения о ‘выбо-
рах в Верховный, Совет». Е

В бригаду пропагандистов вошли дирек-
Тор театра В. П. Соболев (доверенный по
участку), актеры Белов и Лийсар, помощ-
ник ‘режиссера Юрченко и др. В избира-
тельных участковых комиссиях. других
округов работалот герой труда артистка
В. М. Марченко, Черневекий, артист ор-
кестра Минаев. студентка техникума Ска-
Нави. : :
Артисты-общественники часто выступают
в концертах на предвыборных собраниях
В избирательных участках других округов.
На территории 81-го участка Театр’ револю-
ции дал 10 конпертов, в которых приняли
участие М. И. Бабанова Д Н. Орлов,
А. П. Лукьянов, Л. Г. Пирогов, Б./Григорьян,
А. И Волгина,  Л. Я Нельсон, `В. Тол-
мазов, Д. Н. Белов, Т; Д. Соловьев, А. И.
Рякиня и др. В ближайшее время осила-
Ми актеров театра будут проведены кон-
церты в клубах: «Буревестник», им, Руса-

вова и завода «Ботатырь».
ы
1-й госцирк
Первый тосцирк организовал 13 круж-

Ков, в которых занимаются 280 человек.
Они изучают Счалинскую Конетитуцию и
“Положение о выборах в Верховный, С0-
ввт СООР». Шеостью кружками. руководят
политряботники подшефной цирку воинской
Части, четырьмя — пропагандисты райко-
ма ВКП(б), тремя кружками  оркестран-
тов, артистов и осветителей — директор
цирка т. Мухануро.

Дотоворы на_ соцсоревнование . заключи-
Ли между собой все 13 цехов. Работники
Тосцирка очень внимательно” относятся K
принятым на себя обязательствам. Не-

сколько дней назад были подведены ито-
И сопсоревнования; 68 человек получили
звание отличников. Усиливается заключе-
ие индивидуальных договоров внутри (е-
хов

Помещение цирка украшено предвыбор-
ными лозунгами. В фойе помещен портрет
тов, 0, Ф, Леоновой. кандидата в депута-
ты в Совет Союза от Свердловского из
бирательного округа, на территории. ко-
Торо находится Госцирк. В программу
Представления Тосцирка вошел и пролог,
в Верховный Co-

Посвяшенный выборам

вт СССР. i
Работники Teproro госцирка раз ясня-
№  населению Свердловского избиратель-
ного округа Сталинскую Конституцию и
иабирательный закон. Слесарь-механик Т.
алочвин и член месткома Т. Шадурская
являются ловеренными лицами На’ избира
тельных участках. ‘Тт. Орлов, а
Ландеберг работают с домохозяйками

домработницалми:

Новая жизнь наступила

«Через 200—800, наконец, тысячу лет, —
дело не в сроке, — наступит новая счастли-
вая жизнь. Участвовать в этой жизни мы
не будем, конечно. Но мы для нее живем те-
перь, работаем, страдаем, мы творим ее, и
В этом единственная цель нашего бытия
и aerate — Halle счастье». Так говорит

ин BO 2- о
sean. м акте чеховских «Трех
Так мечтала российская интеллигенция
30 лет тому ‘назад Вершинины представля-
ли наиболее благородную, мыслящую и чув-
ствующую часть этой интеллигенции. Но
даже Вершинины в редкие минуты своих
прозрений в будущее ‘не шли дальше эле-
тических, овеянных грустью размышлений.
Я номню, с каким воодушевлением, с каким
тлубоким волнением наи театр готовилея в
премьере этой замечательной пьесы Анто-
на Павловича Чехова, отражавшей всю
грусть, всю беспросветность тогдантней тя-
желой русской действительности.

25 ноября был мой творческий вечер.
На сцене вновь шли эпизоды из чехов-
ских пьее. Но я испытывала совсем иное
чувство; Я чувствовала себя не только акт-
рисой Художественного театра, но и граж-
данкой великой страны, которая (в своей
практической, строительной работе далеко
превзонтла мечты Вершинина. ;

При мысли о том, что мне довелось быль
не только свидетельницей, но и участницей
строительства социалистической жизни, о
которой покойный А. П. Чехов так страстно
мечтал, — меня охватывает огромная, окры-
ляющая радость.

Антон Павлович очень любил жизнь,
Жизнь вообще, жизнь с больной буквы. «Но
нангу жизнь, русскую, уездную, обыватель-
скую я терпеть не могу», — говорил он
устами Астрова во 2-м акте «Дяди Вани».
Эти слова прекрасно выражали мысли сз-
мого автора. Меня охватывает скорбь, когда,
оглядываясь на окружающую действитель-
ность, я вспоминаю А. П. Чехова. Почему
не дожил он до уничтожения этой уездной
душной, смрадной жизни? Ночему не мо-
жет он взглянуть на нашу нынешнюю
жизнь!

До революции я четыре раза была свиде-
телем выборов в так называемый «россий-
ский парламент», в Государственную думу.
Может быть, так называемое  «общест-
ВО» и волновалось но говоду этих событий.
Но меня эти выборы совершенно не каса-
лись.и не ‘затрагивали. Я знала, что выборы
эти подтасованы правящими классами и в
то же время сознавала свое бессилие. Я по-
нимала, что мои протесты ничего не изме-
нят и ни к чему не поведут.

Помню также сцену, которую я наблюдала
В 1911 или 1912 году в Лондоне во время
освобождения знаменитой суфражистки ле-
ди Панхерст из тюрьмы. Движение в цент-
ре города приостановилось, улицы и пло-
щади были запружены десятками тысяч
вышедших на улицу женщин. Но на окраи-
нах, где жил рабочий люд, это событие не
произвело никакого впечатления. Я наблю-
дала на Западе, как проходят выборы в
парламент. Но дело в том, что одна из бо-
рющихся сторон — буржуазия — владеет
там всеми материальными средствами дав-
ления на массы и широко использует их в
борьбе против трудящихся.

Наблюдая и впервые активно участвуя
в кампании но выборам в Верховный Совет

#

Артист МХАТ, заслуженный артист рес-
публики, орденоносец М. Прудкин по
дороге в театр заходит в свой избира-
тельный участок. - Артист рудкин
член избирательной комиссии 4-го уча-
стка Свердловского округа. Номимо него
членами комиссии являются старший ма:
шинист сцены МХАТ орденоносец И. И.
Титов и бутафор театра т. Морозов.

В помещении участковой комиссии мЯг-
кие диваны уютно, чисто, красиво.

В помешении участка только что вы-
весили свежую стенгазету. Ee редактиро-
вал и выпускал член участковой комиос-
сии писатель Н. Огнев..

`Артист Прудкин углубилея в чтение
тазеты. Материал интересный, увлекатель-
ный. Вот: рассказ кандидата в. депутаты

1 от Свердловского’. округа: 0. Ф. Леоновой.

Она нишет. о своем детстве, Невеселое оно
было; ‘безрадостное. Учиться: было тяже-
ло. Школа помещалась далеко, а денег
на трамвай не было. Se

Дети, которых сейчас обучает в совет-
ской школе. Леонова, пишут о материнской
заботё и ласке, которой она наделяет каж-
дого ребенка. Такая подробность: к новому

“: z
a ee

В Александринский театр Екатерина:
Павловна Корчатина-Александровская при-
тила незадолго до революции, в 1915 го-
ду. До того она свыше двадцати пяти
лет провела на частной сцене, из них
большую часть — в провинции. Она ис-
колесила вдоль и поперек российские про-
сторы, играя в Архангельске, Саратове,
Перми, Туле, Орле, Ельце, в других боль-
ших и маленьких провинциальных горо-
дах. А это значило, что с первых дней
своего сценического пути она имела воз-
можность накапливать ботатейнтий жиз-
ненный опыт, обогалцаться разнообразней-
пгими впечатлениями.

Провинция. Неприглядная - театральная
обстановка с неизбежными курьезами, 0
которых с большим юмором рассказывает
Е П. Корчагина-Александровская в сво-
их воспоминаниях. И наряду © этим вотре-
чи с Ивановым-Козельским, с Орленевым...
Актеры с большой буквы.

Нужда заставляет Е. I. Корчагину-Алек-
сандровскую начать профессиональную ра-
Gory в тватре почти ребенком, в ту пору,
когда сверстники ее еще учатся в сред-
ней школе. Яркие театральные впечатле-
ния Ha фоне неизменно полуголодного су-
ществования провинциального’ актерства
глубоко западают в душу подростка. На
всю жизнь устанавливается стремление во-
плотить в своей актерской’ работе неза-
бывавмые театральные впечатления юно-
сти, оставшиеся от встреч ‘с настоящими
мастерами. На всю жизнь вырабатывается
привычка вникать в То, что происходит
вокруг, внимательно присматриваться к
повседневной действительности, столь су-
рово и неприветливо встретившей юную
актрису. «Были периоды, когда я ходила
толодная по трое суток», — вспоминает Ека-
терина Павловна о том периоде своей
жизни, когда она служила актрисой, имея
от роду... 14 лет!

В 1904 тоду Е, П. Корчатина-Александ-
ровская приезжает в Петербург в театр
Коммиссаржевской. Здесь новые лица, HO-
вые актерские имена. И прежде Boero. ca-
ма Вера Федоровна. Корчагина-Александ-
ровская глубоко чтит память этой замеча-
тельной актрисы, несмотря на то, что их
пути вскоре. разошлись. высшей стеле
ни существенны мотивы, побудившие
Корчагину-Александровскую уйти из теат
ра Коммиссаржевской. «У меня росло .. Но
Корчагина-Александровская уже хорошо
знает, что ей нужно делать, и стремится
играть в классическом репертуаре хотя
бы на утренниках. Так она  обогалцает
свой творческий опыт, выверяет свои твор-
ческие достижения.

На казенную ецену ЕВ. П. Корчагина-
Александровская поступает
сформировавшейся артисткой. В иерархии
актерских амплуа дореволюционного теат-
ра она занимает положение «комической
старухи» первого плана. Основные роли
ее репертуара. — Кукушкина в «Доход-
ном месте», Анфуса в «Волках и овцах»,
Пошленкина в «Ревизоре», Каурова в
«Завтраке у предводителя», Мерчуткина
в «Юбилее» и т. д. За Корчагиной-Алек-
сандровской прочно устанавливается ре
путация выдающейся комедийной актри-
сы.

Репутация эта давала неполное пред-
ставление o6 актрисе. Е. П. Корчагина-
Александровская сыграла уже Матрену во
«Власти тьмы», Галчиху в «Без вины ви-
новатых», Бродягу Вецкальнене в «Огнях
Ивановой ночи», создала целый ряд дру-
тих образов, полных глубокого драматиз-
ма. Однако, обезличивающая природа ak-
терского амплуа заставляла зрителей вн-
деть в многообразном творчестве Корча-
гиной-Алекбандровской только’ одну ee
трань. К этому добавлялись бытовые мо-
менты. Зная безмерное добродушие Ика-
терины Навловны, ее магкий житейский

байджанскотго народа.

уже вполне’

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО =   ——
ЕСГ `Е> А <>ЕЛЕЯ KRAHOAUAATOB

Узеир Гусейн оглы
_ Гаджибеков

Трудящиеся Нахичеванской АССР вы-
двинули кандидатом в Верховный Совет
СССР Узеира, Гусейн отлы  Раджибекова,
справедливо считающегося — основателем
азербайджанской оперы.

Узеир Гаджибеков родился в Шушин-
ском уезде, всегда славившемся своими на-
родными музыкантами и певцами. Окон-
чив двухклассное училище, он поступил
в учительскую семинарию в г. Гори, а по
окончании ее работал сельским учителем
в селении Гадрут, Шушинского уезда, и
в Биби-Эйбатской школе в Баку, гле учи-
лись дети нефтепромысловых рабочих.

С юных лет Гаджибеков начал › увле-
калься музыкой. Еще в семинарии он
записал на ноты несколько азербайджан-
ских народных несен, которых тогда ни-
кто еще не собирал и не записывал. Чи-
новники царского правительства всячески
затлушали народное творчество.

В 1907 г. Гаджибеков написал музы-
кальную драму по поэме Физули «Лейли
и Меджнун». Это была первая попытка
наметить путь к созданию азербайджан-
ской оперы. Написанные вслед за этим
оперы и оперетты Гаджибекова pees
и Зараб>, «Шах Аббас», «Асли и Керем» и
др.) явились ценным вкладом в азербайд-
жанское музыкальное искусство.

Осуществить свои мечты о народной на-
циональной опере в дореволюционном
Азербайджане композитор не мог. Asep-
байджан был на положении бесправной
колонии парской России. Сменившие цар-
ских чиновников муссаватисты также пре-
пятствовали творческой деятельности Гад-
жибекова. Они искажали произведения
композитора, мешали ему пропагандиро-
вать народное творчество.

Только после установления советской
власти развернулся талант Гаджибекова,
который с энтузиазмом взялся за строи-
тельство советской азербайджанской му-
зыкальной культуры. Гаджибеков был от-
танизатором и директором первой азер-
байджанской музыкальной школы. Он явил-
ея инициатором создания нотной грамоты
для игры на народных инструментах.

В 1927 г. Гаджибеков был назначен рек-
тором Азербайджанской государственной
консерватории и создал здесь нервый нот-
ный оркестр народных инструментов, на-
писав для него ряд композиций на на-
родные темы. =

1925 г. Узеир Гаджибеков был из-
бран депутатом Бакинского Совета, а в
1936 г. — председателем союза азербайлд-
жанских композиторов.

Отромной заслугой Гаджибекова является
создание первого в истории Азербайджана
большого государственного хора, в кото-
ром сейчас участвует до 200 человек. Неда-
вно постановлением правительства Азер-
байджанской ССР Узеиру Гаджибекову
присвоено звание народного артиста рес-
публики.

В последние годы Гаджибековым налпи-
сана, опера «Кер-оглы», имевшая огромный

у

успех на сцене бакинского Большого теат-
ра оперы и балета. В образе главного ге-
роя этой оперы Кер-оглы Гаджибеков су-
мел воплотить тероические черты азер-

русской сцены

Е. Ш. Корчагина-Александровская

юмор, зрители бессознательно переносили
многие душевные качества актрисы на
создаваемые ею образы.

С тетей Катей» повторялось то, что

в свое время произошло о «дядей Костей».

Зрители упорно желали видеть в К. А.
Варламове только «царя русского смеха»,
воспринимали его исключительно как кс-
мика и совершенно нё знали, насколько
велико было драматическое дарование
этого выдающегося мастера русской сце-
ны. : so?
Новый зритель оказался более чутким
к творчеству Е. П. Корчагиной-Александ-
ровекой. Делегатка Чрезвычайного УШ
С’езда Советов, народная артистка Союза
ССР Е. П. Корчагина-Александровекая в
своей речи сказала: «Как видите, юной
считать меня нельзя, но на самом Hee
мне всего двадцатый тод, потому что толь-
ко после Октябрьской революции я. по-
няла, для кого я творю и кому несу свое
искусство». Действительно, 8a двадцать
лет советского театра Корчагина-Александ-
ровская в корне пересмотрела свой бога-
тый художественный опыт.

Ненависть широких трудящихся масс к
помещичьему и буржуазному себществу по-
могла актрисе наполнить высоким сати-
рическим пафосом свои комедийные роли,
‘многие из которых. она играла и раньше
(Кукушкина, Улита и т. д.). Она не всту-
пила при этом Ha путь карикатуры и
гротеска. Наблюдая повседневную дейст-
вительность, она умеет найти в ней
мельчайшие осколки старого мира, еще
уцелевшие в нашей психике, в нашем бы-
ту. По этим осколкам она восстанавливает
образы прошлого в создаваемых ею са-
-тирических портретах. И потому такими
злободневными, убедительными и жизнен-
но-правдивыми оказываются в ее исполне-
нии сатирические образы классической дра-
матургии. Гоголь, Островский, Лев Толстой,
Сухово-Кобылин, Салтыков-Щедрин нахо-
дят в лице Е. П. Корчагиной-Александ-
ровской не пассивного сценического ин-
терпретатора, а подлинного мастера театра,
который воспринимает классику прежде
всего как живую полноненную драматур-
THD.

Роли Е. НП. Корчагиной-Александровской
в советской драматургии на-перечет, но все
они поражают глубоким проникновением
в существо нашей действительности. Е. п.
Корчатгина-Александровокая принадлежит
к числу тех мастеров советского театра,
которые успешно решают пробщему изо-

сезд Советов и, как член редакционной ко-

1 изображения действительности. «Иекусст-

= 3

Шалва Николаевич
Дадиани

Михаил Эдишерович
Чиаурели

Трудящиеся Телавского избирательного
округа Грузинской ССР единогласно выд-
винули кандидалом в депутаты Верхов-
ного Совета Союза ССР ‘режиссера-ордено-
носца Михаила Эдишеровича Чиаурели.

М. Э. Чизурели родился в 18941 в
Тифлисе. Отец его происходил из крестьян
с: Сатареджо, а мать была. крестьянкой
из Дигоми. Желая дать своему выну обра-
зование, они отдали его в ремесленное
училище. Окончив школу, т. Чиаурели ©
1910 по 1914 тг. работал слесарем на’ фаб-
рике. С детства тяготея к искусству, он В
свободные вечера участвовал в любитель-
ском рабочем театральном кружке при
Народном доме.. г

С 1915 г. М. 9; Чизурели целиком пе-.
рехецит на работу в театр — не только
как актер-профессионал, но и как худож-
ник. Но-настоящему же его деятельность
в области искусства развертывается с мо-
мента установления в Грузии власти Сове-
тов. р
_ В 1921 г, т. \Чизурели организует Театр
революционной сатиры при Грузинском
отделении Роста и в этом же году начи-
нает работать в кино — снимается Kak
актер в картинах «Арсен Джорджиашви-
ли» и «Сурамская креноеть».

В 1922 г. правительство Советской Гру-
зии командирует т. Чиаурели на учебу за
границу. Там он проводит около двух лет,
изучая скульптуру и живопись. Вернув-
шись в 1924 г. в Грузию, он продолжает

Народный артист ССР Грузии Шалва
Николаевич Дадиани, выдвинутый колхоз-
никами Тбилисского сельского избиратель-
ного округа кандидатом в депутаты Совета
Союза, является крупнейшим грузинским
писателем — беллетристом и драматургом:
Недавно литературная общественность Гру-
зии отмечала сорокалетие его литёратурной
деятельности.

Тов. Дадиани родился в 1874 г. и свою
работу в области искусства начал как ак-
тер. Он много ездил с передвижными те-
атральными трупнами, в которых  одно-
временно выступал и как актер и как
режиссер.

Являясь старейшим деятелем грузин-
ской сцены, т. Дадиани еще’ до револю-
ции получил широкую известность как
драматург. Особенной популярностью поль-
зовались его пьесы «Вчерашнее», «Когда
кутили» и другие. В этих пьесах, вошед-
ших в репертуар грузинского театра, дра-
матург давал целую галлерею чиновников

и дворян дореволюционной Грузии.

В царской России т. Дадиани He мот
развернуть своих дарований. Выступая на
Всесоюзном с’езде советских писателей,
т. Дадиани взволнованно говорил о том
времени, котла его «страйа до Великого
Октября глухо стонала под сапогом pyc-
ских царских сатрапов».

После установления в Грузии советской
власти начинается распвет  творчеетва
Шалвы Дадиани. Им написан ряд пьес,
которые хорошо известны за пределами
Грузии. Такова пьеса «Тетнульд», где
показывается борьба старото и нового по-
коления сванов. Такова комедия «В ea-
мое сердце», в которой драматург бичует
остатки бюрократизма в советском аппа-
рате. Первая из этих пьес была поставле-
на в театре им. Руставели, вторая — B
театре им. Марджанишвили.

Большую работу провел т Дадиани и
в области инсценировки произведений гру-
зинских классиков. На основе ряда рас-
сказов Ильи Чавчавадае им создана пъеса
«Сломанный мост», которая прочно вошла
в репертуар грузинского театра. Такова же
и другая его пьеса «Ниношвилие Гурия»,
являющаяся драматургичееским монтажем
произведений Ниношвили. = :

К лдваднатилетию Великой пролетарской
революции т.-Дадиани написал пьесу «От
искры». В этой пьесе драматург показы-
вает образ Сталина как организатора из-

сниматься в кинокартинах («Нателла»,
«Ханума» и др.) и нараллельно создает
ряд екульштурных произведений. Одним из
первых в Грузии он сделал статую и бюст
В. И. Ленина, которые получили широкое
распространение. Ему же принадлежат
бюсты народных артистов Грузии Абашид-
зе, Палиашвили, Гуния, Месхи.

В 1927 г. М. 9. Чиаурели назначается
художественным руководителем рабочего
театра при Пролеткульте Грузии и ставит
здееь «Укрощение строптивой» Шекспира,
«Другие нынче времена» А. Цагарёели и
др. В том же году он создает первый в
Грузии передвижной театр малых форм.

С 1927 г. М. 9. Чиаурели работает ре-
жиссером на кинофабрике Госкинпрома
Грузии; Здесь ‘им поставлен ряд художе-
ственных фильмов — «Корнет Стрешнев»
(совместно с режиссером Дзиганом), «Са-
ба», «Хабарда» и др. Широкой известно-
стью пользуется поставленный им в 1934 г.
звуковой фильм «Последний маскарад», от-
ражающий революционную борьбу проле-
тариата Грузии с царизмом и меньшевиз-
мом. Всем памятен огромный ‘успех ero
большого исторического фильма «Арсен»
(о народном герое Арсене).

Талантливый мастер искусства, М. 9.
Чиаурели является в то же время актив-
ным общественником. Он состоит членом
Тбилисского Совета. Трудящимися Грузии
он был избран на VII Beerpysuncrutt

году; когда батумские рабочие, возглавляе-

демонстрацию. Ньеса кончается первой
встречей Сталина с Лениным в Таммер-
форсе. Сейчас пьеса «От искры» готовитея
к постановке. театрами им. Руставели и
им. Марджанишвили.

- Старейший _грузинекий драматург
Ш. Дадиани прочно и кренко связал свое
творчество с пролетарской революцией.
Выступая на Всесоюзном с’езде писателей,
т. Дадиани торячо приветствовал победы
воциалистического строительства и «смелых
бойцов на всех фронтах новой социали-
стической стройки».

— Как передать, — говорил он, — мою
великую радость, что: настала эра свобо-
ды народов, освобождения порабощенного
класса, что мы призваны служить вели-
кой идее создания бесклассового еоциали-
стического общества.

И свою горячую речь он тогда закончил
словами: : ges

«Я с вами, пока бьется у меня сердце.
Нод знаком гиганта — поэта моей страны
Руставели я буду работать, не покладая
рук, и по мере своих сил положу хоть
один кирпич в ту стройку, которую строят
партия и кузнец новой жизни — великий
Сталин». a ae

миссии с’езда, принимал участие в редак-
тировании текста Конституции Грузинской,
ССР. . z

За заслуги в области кино т. Чиаурели
в 1935 г. был награжден орденом Ленина.

=.

бражения на сцене советского гербя. Она
как бы компенсирует количественный не-
достаток своих современных ролей широ-
той художественного обобщения в каж-
дой из них. Достаточно вспомнить, какой
жизненной правдивостью захватывает в ее
исполнении эпизодическая роль’ старой
санитарки Христины Архиповны в «Пла-
тоне ВКречете». Ee «Делегалка», столь по-
нулярная у советского зрителя, — лучший
пример того, какой художественной силой
может обладать проникновенное восприя-
тие окружающей действительности.
Образы, ‘создаваемые ЕВ. П. Корчагиной-
Александровской на советской сцене, пол-
ны высокого идейного содержания. И пре-
жде всего этим они захватывают совет-
ского зрителя. На снектаклях с участием
Корчагиной-Александровской‘ зритель поч-
ти всегда забывает, как сделана ее роль.
На первом плане — идейная сторона o6-
раза. А между тем все роли В. Il. Корча-
тиной-Александровской сильны тем; что
они созданы на основе долголетнего ху-
‘дожественного опыта. Репертуарная прак-
тика старой провинциальной сцены с ее
бесконечными премьерами, с первых дней
творческого пути Корчагиной-Алекеандров-
ской заставила молодую актрису интен-
сивно накапливать технический опыт. Эна
вооружалась в бою, при крайне неблаго-
‘приятных условиях. Она не имела возмож-
ности пройти систематическую школьную
подготовку. Но овладев ремеслом, Е. ИП.
Корчагина-Александровская нашла затем
путь к мастерству, сумев подчинить свои
технические навыки задаче  правдивого

Кинофильмы
о выборах

Киевская киностудия Украинфильм вы-
пустила шееть короткометражных филь-
мов, посвященных выборам в Верховный
Совет СССР. Засняты картины: «Под зна-
менем Ленина—Сталина» (в постановке ре-
жиссеров Лович и Тряскина), «Счастливое
детство» (реж. Володарский), «Чей канди-
дат?» (фильм о классовой бдительности,
поставленный режиссерами  Галицким и
Довбыщенко),= «Право на образование»
` (реж. Павленко и Иванов), «Как будут про-
исходить выборы» (реж. Навлов) и «Изби-
рательная система» (в постановке реж. Во-
ловика).

во в том, чфобы скрыть искусство». Этот
завет В. В. Самойловой, одной из выда-
ющихся представительниц  Александрин-
ской сцены, блестяще воплощен в творче-
стве” Корчатиной-Александровской. ри-
тель настолько забывает об интонацион-
ном рисунке ролей ЕВ. П. Корчагиной-Алек-
сандровокой, об их ритмической стороне,
об основном приеме широкого очерчивания
образа, о всем комплексе богатых вырази-
тельных средств, которыми пользуется эк-
триса, что зачастую недооценивает именно
этой стороны ее мастеротва.

Е. И. Корчатина-Александровская не вы-
ступает с декларациями о своих творче-
ских принципах. Высокое реалистическое
искусство она утверждает в CBOeM твор-
честве. Но основной принциц советекого
искусства, определяющий замечательную
сценическую деятельность В. П. Корчати-
ной-Александровской, она формулирует ©
предельной ясностью: «Наше искусство
должно быть правдивым, простым и по-
нятным. Советский художник, честно от-
дающий свое искусство народу, не может
искажать правду жизни, не может быть
фальшивым и неискренним».

с. ДАНИЛОВ,

«Народная артистка СССР В. Н. Пашен-
ная выступает иа собрании избирате-
лей Свердловского района г. Москвы».
Кадр из киноочерка, посвященного нан-
ридату в депутаты Верховного Совета
учихепьника О. Ф. „Леоновой.

вестной стачки батумских рабочих в 1902

мые т. Сталиным, вышли на политическую _

;