ДЕКАДА СОВЕТСКОИ МУЗЫКИ
Песни колхозной деревни

* 4 % s
Концерты
Для тото, чтобы лучше понять то новое,
что принесла с собой советская камерная
вокальная литература, достаточно сопоста-
вить ее с вокальной литературой, предрево-
люционных лет. Какая разница в самой. те-
матихе и в общем тонусе звучания! Про-
нитанная символикой любовная лирика,
тоска, одиночество, обреченность — таков,
в основном, уныло однообразный круг те-
матики предреволюционного ромадса.
Наше время выдвинуло свои идеалы, свои
любимые образы. Советские песни воспе-
вают отвагу, мужество, преданность родине,
чувство международной солидарности, лю-
бовь к героям ик вождю народов —
товарищу Сталину. те
За последние годы создан ряд нрекрае-
ных массовых несен, которые зназт и поет
вея страна.’ ; та ‘
Множество песен, nOCBAMeHHEIX TOBADHDLY
Сталину, написано композиторами к 20-ле-
тию Великой октябрьской революции У
всех этих ‘песен одна общая, очень буще-
етвенная черта — они глубоко онтимистич-
вы. ie 5
Торжэственно-радостно: poMaHTMueckH-
и звучат и «Октябрьская песня»
ечаева, и «Песня ашуга» Хачатуряна, и
«От всей души» Мясковского. Особенно гиу-
боко впечатляет написанная в стиле широ-
кого народного повествования «Песня ашу-
газ Хачатуряна. От куплета к куплету ра-
стет внутренне: эмоциональное напряже-
ние песни, пока оно в финале не достигает
кульминации при провозглашении имени
великого Сталина. a ;
Значительное место в вокальном творче-
ствз наших композиторов занимает обра-
ботка народных песен. В’ последнее время
созланы превосходные обработки чуваш-
ских песен Файнберга. украинских и бело-
русских несен Ревункого, Туренкова, песен
А. Н. Александрова и мн.. др. - ее.
Анатолий Доливо в своем последнем кон-
перте исполнял обработки народных песен
` Файнберга, Бирюкова. Ревуцкого, Кочетова.
Доливо, как всегда, сумел выбрать очень
яркие, характерные несни. Пожалуй, ничто
так не удается Доливо, как исполнение ха-
рактерных, жанровых песен. Доливо создает
подчас неповторимые тины и образы. ©
редким мастерством и любовью он иенол-
няет западные песни и несни народов
СССР. Доливо выступает при этом не толь-
ко как исполнитель. Он сам отыскивает и
часто записывает народные песни; испол-
няет по рукописям обработки песен бовет-
ских композиторов. Многие песни можно
усльшнать только в исполнении Доливо. Ha
этот раз особенно запомнились исполняв-
пгизся в концерте сюиты из украинских ие-
сен Ревуцкого, русская народная песня
«Хмель» в обработке Юрия Бирюкова.

Жанр камерного пения значительно из-
менился и в какой-то мере перестало соот-
ветствовать своему названию. Это, однако,
не вначит, что лирический романе, камер-
ная песня изжили себя и не имеют права
на существование Пушкинский юбилей,
`породивнтий множество романсов и песен,
доказал, что наши комнозиторы могут пи-
сать и вдохновенные лирические песни.
Доказательством этому могут служить ро-
мансы Мясковского на стихи Лермонтова,
Энке на стихи Языкова и многие замеча-
тельные детские песни Прокофьева, Алек-
еандрова, Нечаева, Кабалевского, Раухвер-
тера, Зары Левиной и др.

И если все же в советской вокальной ли-
тературе отсутствует достаточное количест-
во новых лирических песен и романсов, то
большая вина в этом наших поэтов. Ном-
позиторы не имеют хороших текстов, без
которых немыслимо создание новой совет-
ской лирики. Е

Больнгим пробелом в советском вокаль-
ном репэртуаре является отсутствие вирту-
озной концертной литературы. Советские
композиторы ничего не пишут для коло-
ратуры, а это один из наиболее излюблен-
ных видов вокального концертного испол-
нительства, Всли Барсова в своем. концер-
те исполняла совсем новую программу, то
ее снова выручили народные песни. Барсова
исполняла песни одиннадцати Союзных ре-
спублик. Она очень серьезно, с большим
вкусом и мастерством подошла к необыч-

`оветская массовая песня

Осенью 1934 г. — в тот день, когда на
экранах Москвы впервые появилея фильм
«Веселые ребята», — советская массовая
песня вступила в новую фазу своего раз-
вития. Факт этот в настоящее время оче-
виден каждому; однако до сих пор нет
единодуния по вопросу — чем именно
песни И. Дунаевского и В. Лебедева-Ку-
мача завоевали общее признание в народ-
ных массах так бесповоротно, с такой чисто
стихийной быстротой. ше менее выяснены
практические выводы, которые должны
сделать для себя композиторы и поэты из
этого достаточно поучительного факта. Не
претендуя на полный охват этой темы, го-
разде более широкой, чем это кажется с
первого взтляда, я хотел бы подчеркнуть
некоторые ее стороны, еще недостаточно
освещенные в печати. .

Первое, на что я считаю необходимым об-
ратить внимание читателей, это тот факт,
что автор музыки и автор текста проявили
в своей работе настоящее творческое взаи-
мононимание: поэт оказался необычайно
Чутким к музыке, композитор — к литера-
турному тексту. Это обстоятельство отме-
тить тем важнее, что большинство текстов
Лебедева-Кумача создавалось им на гото-
`вую музыку И. Дунаевского.

Сравнив стихи Лебелева-Кумача с песен-
ными текстами других поэтов, можно заме-
тить характерное отличие, особенно  замет-
ное, если спеть его тексты: он типичный
песенник. «текстовик», как с незаслужен-
ным оттенком превосходства поэты назы-
вают до сих пор авторов, сочиняющих сце-
циально для музыки. Сами эти поэты даже
тогда, когда они и писали для музыки, оста-
вались в рамках чисто «литературного це-
ха» («лекламационные» ноэты). Текст пес-
ни в их глазах был лишь «сниженным сти-
‚ хотворением» — качественной разницы ме-
жду стихами, предназначенными для чте-
ния, и текстом песни они, повидимому, так
и не усвоили. 3 :

Лебедев-Кумая, кажется, первый совет-
ский поэт, полностью обознавший роль
текста в песне и роль мелодии для текста.
Пренебрегая, к негодованию многих поэтов,
изысканной рифмовкой, пользуясь даже (0,
ужас!) рифмовкой глаголов (см., например,
припев «Веселых. ребят» или «Песенки о
ветре»), он в то же время в строении своих
куплетов горазло более строг, сложен, на-
роден, в самом точном смысле слова, чем
некоторые другие поэты, блистающие лишь
незаметной в пении рифмовкой.

Но Лебелев-Кумач ве только осознал му-
зыкальные законы песенных текстов и оу-
мел подчиниться им, -- он, также первый,
нашел для песенных текстов средства, ко-
торые обусловливают яркость, запоминае-
.MOCTB песни, которые наполняют яркие му-.
выкальные образы достойным их словесным
содержанием. Тексты ео неизменно почти

завершаются, резюмируются четкими мыс-
лями. афоризмами = не всегда, может
быть, достаточно оригинальными, но всегда

‘этом смысле. совершенно

‘только как первые.

вом в припеве — «Мы мирные люди, но

ному для нее репертуару. В ее исполнении
‘очаровательное прозвучали прекрасные пе-
сени Грузии, Армении, Киргизии, Таджи-
кистана. Но эти песни не дали возможности
Барсовой ‘раскрыть всего богатства 6е ред-
ких толосовых возможностей, всего ве BO-
кального мастерства. Барсова с успехом лу-
блировала. амплуа Ирмы Яунзем, но зе ин-
дивидуальность не смогла найти настоя-
щего применения. Маленькая пионерская
песня Чишко оказалась находкой и имела
‘большой уснех. wy
 . Hopag темалика, новые советские произ-
‘ведения требуют от советского исполните-
‘ля активного, тлубоко принципиального,
творческого отношения. . ; :

’ Можно с радостью сказать, что у Hac
есть не только прэкрасные невцы, но и но-
вый тип исполнителей-интерпретаторов В
j ‘исключительное
место среди певческой молодежи занимают
НП. Рождественская и Александр Окяе-
‘мов, много лет работающие над новым со-
ветским репертуаром. Они известны Le
исполнители многих
советских вокальных новинок, но и как
активные учаетники в их создании. Будучи
постоянно ‘связанными с композиторами,
они являются в полном смысле этого слова
настоящими их творческими спутниками.

Выступление Рождественской в декаде
советской музыки прошло с большим усне-
хом. Тонко и обаятельно исполнила она
пушкинские и детские песни.

Свой последний концерт Александр Ока-
емов посвятил показу композиторской мо-
лодежи. Исполнялись. произведения сту-
дентов консэрватории — ровесников Октя-
бря. Самая эта идея построения програм-
мы концерта показывает отношение Окае-
‘мова к своему концертному выступлению
‚в декаде. Бережность и внимательность, с
‘которыми Оказмов отнесся к произведениям
молодежи, несомненно явится большим сти-
‘мулом для их дальнейшей работы. Жаль
Только, что не все то, что исполнял Окае-
‘мов, стояло на достаточно высоком худо-
жественном уровне. Если бы Филармония,
союз композиторов и Консерватория заин-
тересовалиеь показом произведений молодз-
жи и проявили хотя бы часть той актив-
ности и энергии, которые затратил Окае-
мов (он сам подбирал тексты, заказывал
их комнозиторам), мог\ бы получиться очень
содержательный и интересный концерт. К
сожалению, наши конпертные организации
очень мало работают над созданием нового
ренертуара и идут зна поводу» у испол-
нителей. Р. ГЛЕЗЕР

Виолончельная литэратура до сих пор
остается весьма и весьма ограниченной в
своих размерах. Тем отраднее указать на
очень удачное, содержательное произведе-
ние для вколончели, принадлежащее ие-
ру советского комнозитора Григория Гам-
Oypra.

Григорий Гамбург, известный альтист,
прекрасный знаток камерной музыки, по-
казал себя в своем новом виолончельном
Бонцерте и как талантливый композитор.
В концерте мното прекрасных оригиналь-
ных мелодий, поэтических образов. При
сравнительно несложной формз, произведе-
ние свидетельствует о большой творческой
зрелости автора.

Самый характер инструмента,” его боль-
ная певучесть, интимная красота звука
влекут композиторов, пишущих для вио-
лончели, к широким мелодическим ‘линиям.
В этом плане написан и новый =-той-ный
вониерт Гамбурга. Ето первая часть разви-
вается на основе мужественной и рельеф-
ной тематики. При большой четкости за-
мысла музыка этой части изобилует оме-
лыми тональными сопоставлениями, нгиро-
ко развернутыми мелодическими контуря-
ми, Серьезное визчатление оставляет ка-
денция первой части, сосредоточенная,

очень ясными, удачно найденными. Яркие
приневы «Песни о родине», «Марша Bece-
лых ребят», «Веселого ветра» и других наи-
более известных пёсен сытрали огромную
роль в их популяризации. Являясь подлин-
но новым словом в советской массовой
песне, они необычайно подняли эффектив-
ность пеени. :

Как известно, в массовых песнях до Ле-
бедева-Кумача самостоятельные припевы
либо вовсе отсутствовали (в этом случае
они заменялись повторением последних
строк куплета) либо были бесцветны, и
почти не заключали в себе элемента мысли,
суждения. Лебедев-Кумач принес в пееню
мысль, афоризм, четкий, как народная по-
словица, обобщающий каждый кунлет и в
каждом йз них слегка меняющий свой от-
тенок. Разумеется, у Лебедева-Кумача есть
и неудачи: так, например, текст «Марша, мо-
ряков» гораздо’ менее подходит к мелодии
Дунаевского, чем положенный на эту же
музыку «Мари водолазов». Тексты таких
песен, как «Песня Кости», «Песня Анюты»,
не удались Лебедеву-Кумачу. Нежная лири-
ха отнюдь не является его стихией. (То же,
кстати, относится и к Дунаевскому).

‚ Отдельные поэты, работающие с Дунаев-
ским, идут по тому же пути Лебедева-Кума-.
за: достаточно напомнить хотя бы «Каховку>
`М. Светлова © запоминающимся ярким обра-

наш бронепоезд стоит на запасном пути?.
Значение таких’ резюмирующих образов
для успеха песни несомненно.
Превосходным текстам Лебедева-Кумача.
точно соответствует и мелодика Дунаев-
ского. Я считаю бесомысленным выиски-
вать все корни его мелодий, их «прототи-
пы», как это любят делать иные критики.
Важно одно: И. Дунаевский принес с собой
в песню очень разнообразные, новые для
нее элементы. Отбрасывая одни из них,
развивая другие, он ва 2—3 тода работы
показал себя оригинальным композитором
песни. В мелодике его песен наиболее важ-
‚ны следующие черты: бодрость, яркость,
мажорность тона. Эти качества особенно `за-
метны при сравнении их с мрачноватой,
порой угрюмой, порой суховатой, порой ту-
манной мелодикой рапмовского периода.
Перелистав сборники массовых песен того
времени, с удивлением замечаешь. что луч-
ше всего авторам удавались песни сурово
мрачные, сдержанные. Вне зависимости от
своего содержания, именно таков был их
общий колорит звучания. Напомню. напри-
мер «Песню о Ворошилове» Сабо, «Первую
конную> Давиденко, «Крылья Советов»
Маясковекото, его же «Ленинскую», «Гибель
Чапаева» В. Буглая, «Развелчика Чиркова»
Ан. Александрова и др. Даже пол’емные
места в этих песнях звучали невесело. сдер-
жанно, сухо, а порой — как-то искусствен-
но, напряженно (элементы такой искусст-
венной напряженности есть даже в прекрас-

сковского),

Концерт для виолончели
Гр. Гамбурга

ной мелодии песни «Крылья Советов». Мя-

СОВЕТСКОЕ

Когда-то ранмовские «критики» устроили
на страницах печати «Суд. над хором Пят-
нипЕого». В «обвинительном заключении»
говорилось: хор пропагандирует кулацкие
песни, он’ исевдонароден, консервативен,
‘он не способен расти и развиваться. Был
‘даже вынесен притовор: хору неё место у
микрофона, на концертной эстраде, в рабо-
чих клубах. _ oe

Но вопреки этим клеветническим выпа-

дам хор продолжал жить. Его жизнеснособ-
ность — следствие большой силы ето ис-
кусства, глубокими корнями уходящего в
народ. В столицу ежедневно приходят писр-
ма с лаконичным адресом: Москва, хору
Патницкого. :
‚ Добровольные корреспонденты тлют но-
ты и известия о новых мелодиях, родив-
щихся во всех концах етраны. В этой связи
хора с творцами народной музыки и свры-
BaéTca тайна  непрестанного творческого
роста замечательного коллектива. f

К декаде советской музыки хор подгото-
вил большую программу, состоящую только
из песен новой, колхозной деревни. Рязан-
ские, калужские, куйбышевские, белорус-
ские колхозники поют жизнерадостно, ве-
село лирические песни. . ;

Через реки, через: дали,

В тихий вечер золотой,
Доротой товариш Сталин,
Я слыхала голое твой.

К частушкам, собранным во всех кон-
пах страны, создали музыку мичуринские
колхозники. Студент Воронежского инети-
тута, попав в Москву, специально зашел к
руководителям хора, чтобы напеть и про-
играть новую мелодию. Так пришла песня
на эстралу Колонного зала Дома союзов.

В отромной программе нет лесен «неиз-
вестного происхождения». Песня «Соколы»
записана в Киеве на заводе «Ленинская
кузница». Текст песни «Вышли девушки
весною на лужок» прислал рабочий. Яро:
славского завода Чухварин, постоянный
корреснондент хора. Поют ее ‘колхозники
Ростовского района Ярославской области.
Замечательная шутливая здравица «Будьте
здоровы» записана со слов колхозника т.
Русака в колхозе «Красный пахарь»
пильского района, Белорусской ССР.

Еще пожелать вам немного осталось,
Чтобы в тод по ребенку у вас

: Е нарождалось,
А если, по счастью, и двое прибудет,
Никто © вас не спросит, никто не

осудит.

энергичная, без какого-либо кокетства, с
чисто виртуозными приемами. с

Лучшая часть концерта — вторая часть,
романтически взволнованная, местами за-
трагивающая выразительную сферу  пате-
тики. Необычайно ясная по своей мелоди-
ке, эта часть отличается вместе с тем очень
интересным тармоничесвим построением.
Временами кажется, что композитор нахо-
`дится под непосредственным влиянием
франпузских новоромантиков. Но в целом
его стиль очень самостоятелен, активен. Это”
особенно сказывается в соль-мажорном фи-
нале концерта. В. ожатом построении фи-
нала принимает участие первая маршзоб-
разная тема вступительной части и очень
характерная энергичная массовая песня из
музыки к фильму «Волга — Москва», при-
дающая всей заключительной чаети кон-
нерта светлый жизнерадостный характер.

Оркестровая часть концерта скромна: но
сделана с прекрасным знанием выразитель-
ности симфонического оркестра. Новинка
стлично была сыграна крупнейшим совет:
ским вислончелистом, заслуженным деяте-
лем искусств — маститым руководителем
совзтской виолончельной школы — проф.
С. Козолуповым. Концерт был принят аудя-
торией очень тепло. Автора и исполнителя
много и шумно вызывали.

Евгений БРАУДО

Мелодии Дунаевского покончили с этой
искусственной напряженностью, дали место
бодрому, вевелому, порой даже «развесело-
му> чувству; сдержанности они противо-
ноставили широкий, свободный размах,
естественность. Разумеется, что зародыши
этого нового, так привлекнего к песням Ду-
наевского любовь масс уже в «Веселых ре-
бятах», вначале смешивались у него и 6
другими элементами, от которых позднее
композитор, видимо, сознательно стремится
избавиться. Достаточно сравнить, например,
жалостливо-сентиментальные  надрывные
интонации песни Кости в «Веселых ре-
бятах> («Как хорошю на свете жить») с 60-
лее поздней «Пионерской» (из фильма
«Концерт Бетховена», — бойкой, задорной
песней написанной’ почти на те же слова
(«Эх, хороно в стране ‘советской жить»).
Сравнение это натлядно показывает, как
эволюционировал автор за 2 года, куль-
тивируя лучшие элементы своей мелодики.
з Дунаевский принес с собою в песню боль-
шую стремительность, напористость, орга-
ничность развития. Равномерному марше-
образному движению, неторопливому, с
остановками, передышками, он противопо-
ставил более быстрое движение. ‘гибкий,
стремительный мелодический рисунок.

Четкая ритмика Дунаевского кажется
вначале довольно однообразной, но, внима-
тельнее велуцгиваясь> замечаенть, что ком-
позитор замечательно владеет очень орга-
ническими приемами ритмической связи,
об’единения больших ностроений. Напомню,
например, начало припева «Эх, хорошо» или
конен припева «Песенки O капитане», в
которой незаметно на первый взгляд ис-
пользованы очень яркие и редкие ритми-
ческие схемы, которые можно найти в неко-
торых народных песнях (например, укра-
HHCKHX). é

Динамизма бн достигает обострением ла-
довых тяготений, четкостью интонаций, кое-.
где хроматизмом, а также сменой тонально-
стей, — чего ранмовцы вообще избегали.
Коротким четырехфразным мелодическим
построениям Дунаевский противопоставил
вдвое и втрое более длинные, сложные по
изложению мелодии. Практика показала,
что такие широкие мелодии в общем запо-
минаются без особото труда. Песня: Дунаев-
ского льется свободно, запоминается легко
в очень широких об емах по сравнению с
куцыми мелодиями его предшественников
(напомню хотя бы «Песню о Каховке»,
«Спой нам, ветер»).

Резюмирую. И. Дунаевский принес с со-
бою в массовую песню много новых средетв
выражения, смело экспериментируя с са-
мыми разными первоисточниками, в том
числе и опороченными РАПМ, — городекой
песнью, «жестоким романсом». джазом.
Большая часть использованных им прие-
мов оказалась действительно необходимой,
чтобы выразить то бодрое, живое, напори-
стое, чисто юношеское мироощущение, ко-
торым дышат его мелодии, ибо Дунаевский,

‘песен. В них ‘запечатлена. радость Hallux

`В своем вокальном искусстве хор достиг
‘лосов в хоре ведет свою. самостоятельную,
‘контрапункт. У хора’ стала отчетливее дик
 мелодической основы. Это особенно порази-

`провизаторы. Музыкальный руководитель
‘выступает только как корректор и строгий

‘особенности в искусстве
`Б. Г. Захаров сам написал несколько песен

Ko-  .

‘художественного роста хора — его молодые

‚не, но в самой советской деревне ноют их

`Козьмин и Захаров уловили то новое, что

ИСКУССТВО

\Вот чего желают ставшие зажиточными
колхозники своим счастливым соседям, у
которых они «знатно туляли на празднике».
Пусть не переводится сало в кладовой кол-
хозника, пусть всегда будут полны‘амбары,
и чарка чтобы нашлась для желанных го-
стей. Нет ничего в этой здравице от’ пе-
чальных и тягучих белорусских песен ста
рого дореволюционного быта. ПШГутка —
участница всех современных деревенских

дней, слава нашей родины.
С неба звездочка упала,
”’° Самолет ее задел,
То герой Валерий Чкалов
Над Канадой пролетел. -

Хор поет самые новые ‚самые последние
песни и ноет их с большим мастерством.

у

высокого совершенства. Каждая группа, го-

партию. Но все они образуют стройный

ция, ясней звук и орнамент Не затмевает

тельно потому, что все певцы хора — HM-

судья. Он оставляет в песне только TO, что
ее украшает и дополняет. Музыкальный
руководитель хора заслуженный артист
Б. Г. Сахаров положил много труда, что-

’ Захаров глубокий знаток народной во-
кальной культуры. Он хорошо знает, что
в Калужском районе поют иначе, чем в Во-
ронежской области. Изучив эти местные
передачи песни,

для хора с учетом этих особенностей. Не-
которые из них: «Вдоль деревни» (текст
Исаковского) и «Будьте здоровы» — луч-
ние песни в репертуаре хора, Меньше уда-
лась Захарову песня «Соколы». Она грепеит
некоторой однотонностью и мрачным коло-
ритом. Плохо также то, что композитор
повторяется. Музыка цесни «Вышли де-
вушки весною на лузжов> мало чем отли-
чаетея от несни «Вдоль деревни».

Ансамбль звончатых гуслей, сопровож-
лающих некоторые песни, придает звуча-
нию хора больнгую яркость и мното под-
линного народного колорита. Танцовальный
ансамбль хора подкупает своей искрен-
ностью, простотой, веселой шутливостью.
Но руководители хора тт. Козьмин и 3a-
харов должны нозаботиться о том, чтобы
стладить некоторые шероховатости в ис-
полнении (вялые и неуверенные вступле-
ния и финалы танцев, наигранное молоде-
‘чество некоторых плясунов и т. д.). В кон-
перте 22 ноября хор впервые вышел на
эетраду в новых костюмах. Авторы эскиз»
художники ‘Ильинский и Прибыльская не
уловили перемен в костюме современной
колхозной деревни. Они об’единили старо-
русские вышивки с современным покроем.
Такая стилизация производит смепгное вне-
`чатление, и жаль, что в этой неоправданной
‚пестроте потерялись замечательные костю-
‚мы работы палехских и васильевских ма-
стериц. -

Самое радостное доказательство большотге

невицы: В. Клоднина, А. Прокошина,
А. Иванова. В хор вотило новое пополне-
ние: колхозные затейники;, певцы, сказите-
ли, плясуны. Но\ хор не изменил своим тра-
дициям. Он, как и прежде, ноет деревен-
ские песни, поет так, как поют их в дерев-

теперь по-иному». И хор и его руководители

несет в себе народное творчество счастли-
вой страны — радость, веселье, юмор и
глубокую преданность родине. Е.
Члены коллектива знают по своему опы-
ту заботу партии и советской власти о на-
родных дарованиях. Поэтому так задущевно
и тепло звучат слова лучшей песни хора:
Мы живем не как отцы, :
Живем по-иному:
Ах, спасибочко, снасибо

`Сталину родному.

В. СУХОВ

хотя его поют вбе, все же по преимуществу
певец ранней юности, и эта черта так же
HCHO сказывается в его мелодике, как и В
тематике песен Лебедева-Кумача.

Заслуживает, может быть, специального
обсуждения ладовая схематика, допускае-
‘мая в некоторых песнях Дунаевского, оео-
бенно в более ранних; эта схематика, равно
как и строго периодичный ритм, крайне об-
легчает восприятие, запоминание песни. нс
эна же способствует более быстрому «вы-
певанию> мелодии: некоторые городские ме-
щанские частушки, резко схематизирован-
ные в ладовом смысле, звучали несколько
назойливо и довольно быстро наскучили. В
них, понятно, кроме этой схематики почти
ничего и не было, так что сравнивать их
с содержательными серьезными мелодиями
любого автора вообще невозможно. Все же
иснользование этого приема крайнв опасно,
и на это надо указать, разумеется; ‘не сез-
мому Дунаевекому (который в носледних
песнях прибегает к данному приему более
сдержанно, чем ранее, напримёр, в <«Мар-
ше»), но его многочисленным нослеловате-
лям, которые близоруко используют лишь
эти, наиболее очевидные для них, приемы,
не замечая тото контекста, в котором они
использованы.

В заключение несколько слов 0 совмест-
ной работе поэта и композитора. Ранмовпы.
как известно. считали единственно закон-
ным создание песни, исходя обязательно
только от текста. Практика Дунаевского
разбила этот догматический предрассудок.
Среди созданных им песен, как `0б этом
свидетельствует сам автор, есть сочинен-
ные «от мелодии», текст которых был с03-
дан позднее («Марш», «Песня о родине»),
есть и такие, которые писались на готовый
текст («Каховка»).

Но ‘даже в случаях создания музыки на

бы поднять искусство своего коллектива. .

тотовый текст онгибочно думать, что самым
факлом написания стихотворения задача
поэта исчерпана. Стихи и текст песни —
не одно и то же. Экончательный текст песни
может быть создан только тогда, когда го-
това музыка: в соответствии с нею дол-

стиха во всех куплетах. но и строение, каж-
ROW строфы, использованные в ней сред-
ства выражения, образы, параллелизмы,
синтаксис строфы — все это должно быть
многократно взвешено, переделано, прежде
чем утверждено как окончательный текст
песни.

Стихотворение, даже внолне законченное
если на него питнется музыка, должно. пов-
торяю, рассматриваться лишь как прелва-
рительный эскиз песенного текста.

Воли и поэты и композиторы поймут это,
у нас исчезнут случаи обесценивания музы-
ки малоподходящими текстами. и яркая.
подлинная синтетическая работа. орденонос
ных друзей Лебедева-Кумача и Дунаевского
найдет себе достойных соперников

Л. КУЛАКОВСКИЙ

жна быть не только исправлена ритмика  ,

г. № 55 (401)

‚ Среда,

1 декабря 1 937 :

ПОХОРОНЫ СУЛЕЙМАНА СТАЛЬСКОГО

23 ноября в 10 ч. 45 м. утра в родном
зуле Ашага-Сталь скончался народный н0-
эт Далестана орденоносец Сулейман Сталь-
ский.

Покойному было 68 лет. Тяжелая болезнь
прервала жизнь великого поэта накануне
выборов в Верховный Совет С0юЮ3% ССР.
Глубокую признательность и любовь Ни-
тал к нему датестанский народ, выдвинув
птий его своим кандидатом в депутаты Ge-
zeta Corsa.

Вся Советская страна разделяет горееть
и скорбь дагестанского народа по поводу
этой безвременной утраты Аптуг далекото
ayia Obl известен самым птироким народ-
ным массам Советского Союза, был нону-
‘лярнейшим COB2TCKHM поэтом.

Вышедший из самой гущи трудового н&%-
рода, никогда не порывавший с ним свя-
зи, Сулейман Стальский создал  замеча-
тельные песни, которые являются подлчи-
ной народной поэзией. А. М. Горький на-
звал их «жемчужинами ноэзии», a UX aB-
тора — «Гомером ХХ века». Вдохновенные
песни Сулеймана Стальското о родине, ©
‘великом «водителе мыслей и сердец» @та-
лине навсегда останутся в памяти у на-
родов Советского Союза.

26 ноября в столице Датестана — в Ма-
`хач-Кала — на болышой площади близ моря
состоялись похороны поэта. В5 часов под
троекратный, орудийный салют гроб с те-
лом Сулеймана Стальского был опущен В
могилу.

Wararre
MApPONMOre mwoaTa

IEr® meenm
ПО
He умрут

— Трудно выразить чувство глубокой скор-
би; которое вызвано вестью о смерти на-
родного поэта Датестана, орленоносца Cy-
леймана Стальского. В. исторические дни,
когда вся страна готовится к выборам в
Верховный Совет СССР, из жизни ушел
мудрый старец, достойный гражданин Со0-
ветского Союза, замечательный певец, вос-
певавший в своих задушевных песнях ве-
личие социалистической родины, неруши-
мое братское содружество народов СССР,
любовь миллионов трудящихся к родному
и любимому Сталину. :
Народ Датестана выдвинул Сулеймана
Стальского кандидатом в депутаты Вер-
ховного Совета СССР. Отарый ноэт не до-
жил ло тото знаменательного дня, когда
должно было собраться первое заседание
Верховного Совета СОСР. Но бессмертные
песни великого элнутга будут вечно жить
в памяти советского народа, который со-
хранит в сердце своем светлый облик пре-
красного своего сына Сулеймана Стазь-
ского.
Народная артистка СССР
М. М. БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНА

ИСЪМА ЧИТА
Зрителю скучно

Зритель скучает на наших спектаклях, а
нам, актерам, обидно участвовать в халтуре,
которая повидимому вполне удовлетворяет
дирекцию колхозно-совхозного театра Во-
лоРодской области. Между тем нали театр
мог бы показывать колхозникам хорошие
спектакли. Мы обязаны были подтотовить
такой спектакль к 20-летию Великой октя-
брьской социалистической революции. Ак-
теры радовались, узнав, что им удастся уча-
ствовать в пьзсе Вирта «Земля». Два ме-
сяна читали в театре эту пьесу, после че-
то лирекция решила почему то... ее не ста-
вить. Взамён «Земли» нам предложили сы-
трать «На берегу Нэвы», но и эту пьесу мы.
не: подготовили, так как времени уже не
оставалось: предстояла очередная поездка
в колхозы, Е

Новезли мы старые и плохие  спектакли,
которые никаким успехом у колхозников не
пользовались.

Дирекция совсем не. заботится о той, это-
бы обеспечить во время поездки терпимые
условия для натей работы. Репётировать
нам негде, о жилище для актеров тоже ни-
кто не думает. Но самая главная беда те-
атра в том, что его руководство совершенно
не считается с нашими творческими запро-
сами, с нашим горячим стремлением расти,
совершенствоваться и воснитывать зрите-
лей на настоящих высокохудожественных

спектаклях. у .
Актер А. ЕГОРОВ.
т Сокол, Вологодской области.

Коллектив работников Датестанекого to
сударственного театра им. А. М. Горы
то, узнав 0 внезапной кончине ветикою
народного поэта Дагестана ‘орденоноспа
Сулеймана Стальского, глубоко сожалеет
06 утрате’ стойкого борца за дело комыу:
низма. :

Нрервалась ‘жизнь человека, который
песни о горах родного Датестана, о ве-
ликих сопиалистических победах, о 106
лестной Красной Армии, о комсомоле. о
нартии и великом Сталине,

Сулейман жил долго, но только после

десные песни, призывающие к ненримири-
мой борьбе за счастливую и радостную
жизнь. ^- :

Протцай, дорогой друг. Ты исполнил
клятву, данную в своей пламенной песне.
Ты действительно был

._честен до конца

И волю Ленина-отца

И славу скромного бойна

Пронее сквозь жизнь страны своей.

Коллектив. Дагестанского государствен
ректор театра бБуренев,

ховский. Режиссер Свободин. Артисты
Туров, Мурский, Никулин.

И

ou

Доходы
Киевской филармония

a
К
рады негде почитать, поговорить, a
: ным
Т

Приказ Всесоюзного комитета пб делах
искусств об установлении твердых ставок
артистам за участие в концертах должен,
казалось бы, способствовать удезтевлекию
расценок на,билеты. Иного мнения, пове
димому. придерживаются представителя
Киевской филармонии. Вместо того, чтобы
установить постеянную общедостунную
расценку мест и тем самым дать возмох.
ность широким массам ознакомиться с лу+
шими представителями искусства, Филар:
мония взвинчивает цены до крайних пре
делов. Ясно, что ‘при непомерно вздутых
расценках далеко не все желающие могут
попасть на концерт.

Приведу пример. Не так. давно Филармо-
ния устроила концерт „авида Ойстраха.
Еели на обыкновенный концерт самый де
шевый билет стоит 4—5 рублей, то на кон:
церты Давида Ойстраха самый дешевый бя:
лет стоил 19 рублей. На вопрос, ночему 13
кие дорогие билеты, Филармония отвечает:
«Когда приедет Барсова, то билеты буду!
еще дороже». Таких примеров можно быю
бы привести много.

Казалось бы, Филармония
для того, чтобы нести музыкальную куль
туру в массы. Вместо этото она преврати
лась в чисто коммерческую  организацие.
Что думает по этому поводу музыкальное
управление Всесоюзного комитета но делам

искусств? ь
Л. ЛЕЛЬЧУК,
студентка Технологического института
керамики и стекла.

существует

`В ожидании
серьезной музыки

В городе Орджоникидзе — центре Сз-
веро-Осетинской ACCP нет концерт-
ной жизни. Нравда, летом устраивались
изредка симфонические концерты в парке
культуры, но они в подавляющем боль-

В Крымгосэстраде

шинстве носили характер неприкрытой

халтуры. Происходит это потому, что

развитием музыки здесь никто не зани- 1 ноября Крымгосэстрада созвала pol
ee водственное совещание, посвященное ито-
Музыкальная жизнь замерла, конечно,    АМ своей работы водни октябрьских пра
не готому, что орджоникидзевцы не лю-   НИКОВ. Директор Крымтосострады Екатер

на Мирченко и ее заместитель т. Петров

Oat музыки, и не потому также; что в го- =
хвалились, что перевыполнили свой финая:

роде нет людей, которые могли бы орга-

Зтизовать музыкальное дело. Ведь лаже   СОВЫЙ план. Никто из них однако не зав
ученические концерты единственной в   НУлся в своем отчете о художественном Re
республике музыкальной школы = посв-   Чеетве концертов.

щаютея, нубликой весьма охотно. Суть в
том, что управление по делам искусства
при СНК Северо-Осетинской АССР до сих
пор не уделяло никакого внимания музы-
кальной жизни. Это можно об’яснить
лишь тем, что у руководства. управлением
по делам искусств стоял недавно разоб-
лаченный буржуазный националист. В
аппарате управления и сейчас нет ни од-
ного музыканта, или хотя бы лица. ‘све:
дущего в вонросах музыки.

Горком союза Рабис также. бездействует.
В итоге все растущая потребность в хоро-
шей, серьезной музыке остается неудов-

Когда один из рядовых работников поднял
вопрос о том, почему на это совещание He
приглашены зав. клубами и культработни:
ки, т. Четров ответил: «А зачем нам 1010
маес? Я сам побывал на празднике наз тр
тородских концертах»,

О художественном качестве концертов, 6
ставляемых Крымгосэстрадой, можно судит
по десяткам отрицательных отзывов на CIDA
ницах тазет «Керченский ‘рабочий», «Фе
досийский пролетарий». севастопольск
«Маяк коммуны» и «Курортные известия
Ялты». Однако стоимость концертов Кры\№
госэстрады растет со сказочной быстротой:

летворенной. ампанию по выборам в Верховный 09881
Орджоникидзе С. ПОСТАЛОВСКИЙ. Крымгосэстрада также пытается исоль3®
вать для «перевыполнения» своего фи

плана,

Читатель ищет
советских пьес

Читатели, интересующиеся Ньесами: сонет.
ских драматургов, не имеют возможности
достать эти пъесы и ознакомиться с ними.
Ничтожного тиража, в котором они издалот-
ся. нехватает даже для професскональных
театров. Советского Союза.

руки читателю они попадаются очень
редко Попробуйте достать в какой-нибуль
городской библиотеке современную пъесу.
Это почти невозможно. ПТирокий круг чи-
тателей не может поэтому принять участия
в обсуждении и критике недостатков Бес
прежле чем они будут поставлены на сценё.

Москва. И. КУТУЗОВ

Никакой политико-воспитательной раб
ты среди артистов Крымгосэстрады не 8
дется. Отсюда и результаты. Среди работи
ков эстрады процветает пьянка.

Красный утолок Крымгосэстрады 38%
начальника управления по делам искус
т Чукин уже два месяца использует д2Я
хранения домашних вещей. Работникам 20°

Неудивительно, что некоторые работи
Крымтосэстрады разгуливают по пив
г. Симферополя.
ак «развивает» свою‘ антихудожествев
ную, торгашескую деятельность Крымго®
эстрада.
Редактор’ стенгазеты «За ^ советСКЕЯ
эстраду» ПАВЕЛ ЛЮБОВ
Симферополь.

вкладывал. все свом творческие силы во

ного театра им. А. М. Горького, Ди
худрук Вер

ПВА

Октября по-настоящему зазвучали 610 чу.