i

: народа, друзья и товарищи двух To

‚ ® по кавказским ущельям проносится, как

Срела,

1 декаб я 1937 г., №

(401)

Грибуна.

творчестве Ливанова

Основной чертой послереволюционного
поколения руеских актеров является четко
выраженная индивидуальная окраска их
дарований (я имею в виду наиболее талант
ливых представителей). Но все же, не так то
просто мерять их привычной меркой, опре:
делять их амплуа, как этого, может. быть,
хотелось бы иным ‘теоретикам театра, ‘Мне
вообще не совсем понятно стремление мно-
гих критиков раз и навсегда очертить точ-
ные границы дарования каждого актера.
Дело вовсе не в том; чтобы разлозкить. ка-

влементы, наклеить соответствующие яр-
лычки и расставить по полочкам. Жиань
тюораздо сложнее, чем это кажется некото.
рым критикам. Дарование. каждого боль:
шого актера не укладывается в традицион:
ные рамки амплуа. Как бы вы ни пыталась
«заколотить его в бутылку», всегда сохра-
няется какой-то неразложимый остаток, не
поддающийся точной регистраций.

Обозревая мысленно густую и яркую тол-
пу передовых талантливых актеров, завое-
вавших. себе прочное место на советской
сцене за последние 20 лет, я должен, же-
лая остаться справедливым, сказать, что од-
ним из самых ярких и многообещающих ак-*
терских дарований является Ворис Лива-
нов. Что заставляет меня так думать? А то,
что, как бы хорошо или как бы посредствен-
но иной раз ни играл Ливанов ‚у меня как
У зрителя всетда остается впечатление, что
актер раскрыл себя в данном образе далеко
не пеликом, У Ливанова очень много. скры-
тых актерских возможностей, — внеитних и
внутренних, — угадываемых, однако, мною,
зрителем, и актером.

Ливанов не только актер «нутра». Это —
вдумчивый, требовательный к себе худож-
ник. Поражает необыкновенная глубина и
темпераментность создаваемых им образов.
Работая над ролью Вондезена или над. ро-

в штами.

еледит за всей внутренней жизнью героя,
& не только за его внешними чертами, Язири-
стально наблюдаю за Ливановым. Меня вос-

темперамент, На репетициях бывает, что ов
пытается овладеть основной характеристи-
кой образа сналету, с первого же раза. Часто
это удается актеру. Тогда весь оставшийся

период работы над ролью посвящается до-   Ного тероя Островского. Но это не означает

делкам и отшлифовке деталей. Но иногда
Ливанов, уже набросав контуры образа
очень экспрессивными и резкими чертами
— мы все тогда любуемся им на репетициях,
— вокоре охладевает к собственному эскизу
н начинает все сызнова, пробуя порою ди-
аметрально противоположные «подходы».
Так он работал над ролью Шванди. Несом-
ненно, Ливанов подчас излишне увлекается
внешними деталями, но, конечно, не это‘ яв-
ляется основным методом ето творчества,

В Ливанове рядом с актером уживается
живописец, наделенный острой наблюда-
тельностью и колористическим темперамен-
том. Он чувствует вкус к картинности, к жи-
вописной четкости и выразительности обра-
за. Но нельзя об’яснять эту любовь к нла-
отической  ! ясности непобедимым пристряа-
стием к исключительно внешней форме и
внептней характерности, Д. Тальников в
своей статье «Призвание актера» выразял
ряд весьма спорных суждений об актерской
зрироде Ливанова. Это обидно’ потому, то’
т. Тальников — опытный критик и должен
бы судить об актере с большей глубиной и.
обоснованностью. Безусловно... сценическая
наружность актера порой обманчива, но
критик не должен увлекаться случайными!
каблюдениями. Я бы сказал, что на деталях
останавливаются критики, не желающие,
искать обобщений. Сила Ливанова в роли
Бондезена не во внешней деталировке об-
раза, а в предельно острой передаче его пои-
хологической сутности. Ливанов играет в
этой роли отнюдь не’ любовника, & пошля-,
ка, удачливое ничтожество, антитезу Ивара
Карено. Понять это следовало не по одной
детали, Дело вовсе не в том, что Ливанов,
целуясь с Элиной, скаптивает тлаз в сторону:
не идет ли муж. Идея «пошляка»  воплоще-
на Ливановьыгм с необычайным внутренним
тактом на протяжении всего спектакля. Это
очень трудная задача — играть с необуо-
димым тактом роль нахала, поляка, глуп-
ЦА... 1

Поптляка иной формации, иной психоло-
тической структуры изобразил Ливанов в
роли Ноздрева. Положение Ливанова ‘было
здесь тем более трудным, что ему. приходя:
лось дублировать такому крупному мастеру
пены, как И. М. Москвин. Москвин принад-
лежит к актерам, забирающим всегда «в
тлубину». Казалось, он исчерпает: все. воз-
можности, имеющиеся в роли. Однако, Ли»
ванов не повторил Москвина, а создал само-
стоятельный рисунок образа, замечатель-
ный по остроте, выразительности и пеихо-
логической правде. Он захватывает зрите-

Знаменитый сказочник Гане Христиан
Андерсен писал о девушке Элизе: d

«У нее была прекрасная, большая книга.
Кода Элиза и ее братья читали эту книгу,
19 66 страниц выходили люди в прекрас-
ных одеждах, начинали разговаривать и

петь, Элизе можно было входить в эту кни-

1) зерез ворота под заглавными буквами и
тулать в душистых лесах по берегам мо-
Deki...»

Волшебная книга — вечная мечта чело-
зоческого детства.
Мтавляет этой мечты: он любит книги, в
зоторых терои разговаривают и движутся,
мк живые, в которых дышит природа. На
Малом пространстве, за книжным. пере-
14етом, открывается разнообразный и про-
орный мир. :

И вот перед нами — золотая дверь. От-_
Кем ве и пойдем в изумительно пре“
Красную страну: в Советский Союз,

ao
Эта книга—«Творчество народов СССР» *.

В ней дыхание одиннадцати республик
Кипогих областей. Цветет хлонок, колосит”
м рожь, наливаютоя плоды южных садов,
пылающие, как цветные фонари, шумит
иверное море, голубеют горные’ снега. Эта
Прекрасная страна озарена величайшими
иниями — Лениным и Сталиным. В этой
прекрасной стране живут герои и любим-

mes — Ленина и Сталина, боевые сорат-
ики Клима Ворошилова. По широким сте-
м Казахстана ‘проезжяет на none Dpya-
тре, Серюо Орджоникидзе; мчится, Ча-
Tren, ак а Шорс, ЕЕ
Ч ясной, открытой улыбкой Киров. е
ttnanr павшие в боях, неведомые и
towne герои — Рубен-партизан, ТРУ“
минский боец Григол. Яркие слова нашел
род для своих песен о героях.

—

060 ‘лакцией А. М. Гофь-
lero, Te Menem A  И. Стецкого. Изда-
а редакции. «Правды», 534 стр» №

Е

ждое художественное явление на основные e

И взрослый человек не

пя своей свежестью, сочной живописностью,
юмором и убедительностью.

Ничего не любя, на сцене ничёго и с63-

фантазии кажутся мне неиссякаемыми.

что пьеса была трактована режиссером. не-
верно. Общая атмосфера сказалась, конеч-
HO, H Ha игре Ливанова. Очень может быть,
что „Ливанов играет в «Грозе» не подлин-

искажения или обеднения образа.

Ливанов, любит юмор.’ Даже сатира его
(Ноздрев, Бондезен, частично Рипнафрата)
незлобна. Она пронизана мягким юмером.
Ливанов смеется, но не издевается над сво-
ими героями, но это ничуть He ослабляет
силы созданных им образов.

Законно и уместно спросить: а может
ли этот артист когда-нибудь вызвать слёе-
зы у зрителя? Теоретики тут сразу же зато-
ворят о непреложных законах актерских
амплуа. Я не верю в эту театральную мета-

до предела. Думаю, что он и сам их еще
не внает. f 4

Театр, который его воспитал, не должен
навоегда замкнуть его в рамки «характер-
ного амплуа>, как бы птгироки они ни были.
Ливанов неподражаемо ‘изобретательный и
бесконечно темпераментный артист. Его тем-
перамент. требует. выхода в самых неожи-
данных направлениях. Я отнюдь ‘не буду
удивлен, если когда-нибудь зрительный зал
будет потрясен волнением и заплачет над
судьбой Чацкого или Ромео, и эти слезы
истортнет у зрителей «характерный актер»
Ливанов. Театру. надо рискнуть. Актерский
материал в данном случае вполие оправды-
вает такой риск,   я

Ливанов не из тех актеров, kordpine бле-
щут «внешней культурностью». Но на са-
мом деле круг его внутренних интересов не-
обычайно широк. Он очень талантливый
живонисец, карикатурист, театральный ху-
дожник. Он проявил себя иеобычайно эст-
рым. тонким и беспощадным мастером тиар-
жа. Ему поручено оформление «Ревизора»
в_Малом театре; Я считаю, что он-призван
воскресить славные традиции живописной
театральной реалистической декорации. Ли-
ванов много читает и пишет. Статья Лива-
новЯ о его нокойном учителе Певцове ‘эб-
наруживает в авторе значительную способ-
ность к обобщениям и критическому анали-
ay. age i
{ Я любуюсь еочной и темпераментной иг-
рой Ливанова в «Любови Яровой», «Мерт-
вых душах», «У врат царства» и в других
спектаклях. Но будущее актера Ливанова
безусловно ярче, чем нынешние суждения о
нём, Я верю в него, в еще не’ осуществлен-
ные огромные возможности этого замеча-
тельного русского актера октябрьского поко-

эх

Народный артист СССР
: М. ТАРХАНОВ.

Привет тебе, Клим Ворошилов,
Испытанный сын бедноты.
Кипят в тебе грозные силы, ~
Но полон спокойствия ты.

Вее армии вражьи разбил ты —
Был путь их от крови багров.
Твой конь боевой, знаменитый
Промчалея по трупам врагов.
Ret cet eh в а ee

Летит твое имя, как песня, —
Ло черных песков Кара-Кум,
ЛПумит твоя сл чудесней,
Чем слава Сарсар и Заркум й

ав

Нам враг недобитый не страшен,
Мы примем навязанный бой...
Ты © нами; ты © нами на страже,
Советских земель часовой!

И если о битве набатом

Тревожные вести дойдут, — у
За рыжим твоим казанатом *,

Коней миллионы ‘пойдут! +

В том разделе книти, где товорится о

гражданской войне, будто слышатся свист.

пуль и стук сабель, выкрики, бойцов, ржа-
ние коней, мариг несметных войск; здесь,
ак лес, шумят знамена, и на привалах ды-
остры... 2
 В Ро все ИВ wee oe
я ть Г данской войны в -
и освобождению. Рабочие и
крестьяне’ начинают строить на евоей fo.
ней, законной земле новую родину. мы
видим, наконец, огромную, ветущую ee
ну. На страже ее стоит непобедимая Крас
в 3 а о волшебной книге, из
страниц ‘выходят живые люди: белокурые
белорусские ‘колхозники, узбекские до
ки в своих широких платьях из ферганс :
шелка, грузинские садовники, похожие i

* Capcap H SapkyM — легендарные ге-

заското эпоса.

а Kanan — породистый конъ.

дать нельзя, «Амплитуда» ливановекого ре-
пертуара кое-кому кажется иногда идущей
от излишества актерского темперамента. Но
‚это не так. За кажущейся разбросанностью
Ливанова таится всегда настороженная, ин-
тенсивная внутренняя сосредоточенность. В
Ливанове живет’ какой-то неуемный актер-
ский «дьявол», це знающий успокоения. Он.
пробует ‘многое и. разнообразное потому, что
сн вечно ищет. Источники. его. актерской

Ливанов знает, конечно, и поражения. Их
ЛЬЮ Kyapama, над причудливым образом не знают только бесталанные счастливчики
Ноздрева или над острой, как талантливым   И Бондезены. На сцене от победы к нобеде
‘плакат, но живой и эмоциональной фигу:   Идет только тот, кто не страпгится пораже-
рой Шванди, Ливанов никогда не’ впадает   НИЙ. Возможно, что Кудряш является неуда-
чей Ливанова. Но тогда нужно сказать, что
Актерский глаз его чрезвычайно зорок. Эн   Вся постановка «Грозы» была неудачным

экспериментом в жизни Художественного
тезтра. Я сам играл роль Дикого десятки
раз, но никогда не ‘играл так плохо, как в
хищает его горячий, напористый, кинучий   ЭТОЙ постановке. Надо честно признаться,

физику. Я никак не могу сказать про Лива-
нова, что знаю его актерские возможности

‚с тонкостью,

ления... ` :

COBETCKOE

ПИСЬМА ИЗ КИЕВА

1. На спектакле «Правда»

Когда в последнем акте пьесы Корнейчу-
ка «Правда» (режиссер Г. Юра) по камен-
ным ступенькам лестницы. Смольного
взволнованный` и смущенный  восторжен-
ными приветствиями моряков и красно-
твардейцев спускается Владимир Ильич
Ленин (арт, А. Н. Бучма), партер и ярусы
тезтра им. Франка сотрясаются от аплоди-
сментов, И чувство настоящей, высокой
гордости вызывает этот волнующий выход
Ленина, чувство тордости за налие искус-
ство, за растущих советских актеров, су-

] мевших в сценическом образе, исполнен-

ном силы, обаяния и. мысли, воссоздать об-
раз самого замечательного из людей нашего
века.

Работа Бучмы в этом смысле особенно
примечательна. ‘Это крупный, ширеконле-
чий и плотный человек „итраюнтий в пьесе
того же Корнейчука «Гибель эскадры» мате
роса Гайдая — каждому, кто его когда-либо
видел на сцене, они должен был казаться
бесконечно далеким от образа Ильича, aa-
печатлевшегося в нашем сознанни. Но на-
стойчивый и напряженный творческий
труд актера самым чудодейстненным обра-
зом меняет его внешний облик. И дело не
только в том, что Бучма, как и Шукин, как
и Штраух, достигает точного портретно-
го сходетва. В тораздо большей степени
дело в том, что творческое осознание вну-
треннего существа образа, помогает актеру
овладеть новой, неожиданной для него по-
ходкой, делает его легким, подвижным, ево:
бодным и естественным. в ‘разговоре.

Сам Бучма рассказывает, что ему пона-
добилось испробовать полсотни вариантов
трима, прежде чем выйти на ‘ецену.
ни трудна, однако, была эта работа, она
не могла бы дать результата, достигнутого
Бучмой, если бы за ней, или вернее вне-
реди ее не шла созидательная работа ero
мысли, его творческого сознания.

Текст, данный Корнейчуком Бучме, лако-
ничен и скуп, Но деловые и отрывистые
разговоры по телефону, коротенькая Gece-
да с Рыжовым и Голотой, наконец, речь
с трибуны с’езда Советов, — расцвечива-
ются Бучмой такими разнообразными
красками, оттенками, переходами, актер с
таким умом и тактом расширяет пределы
текста, данного драматургом, что образ
Ильича предстает в его изображении pac-
крытым в большом многообразии. Вот он
обращается к собравшимся в одной из ком-
нат Смольного бойцам и спокойно, ласко-
во произносит елова, которые стали гроз-
ным и непобедимым оружием пролетариа-
та в его революционной борьбе. Ленин на-
клоняется к одному из бойцов, оказав-
птихся около него, и треплет его легкой
рукой по плечу — «Нам нужна смелость
и смелость». Он пишет рекомендацию в
партию Дмитрию Голоте, выслушивает по
телефону поступающие’ из штаба донесе-
HHA, H все это`он делает с тем живым и
неутомимым вниманием, в котором раскры-
вается все величие его организаторского
таланта. . *

Бучма выглядит на сцене меньшим, чем
он есть на самом деле, голос его приобре-
тает и удивительную твердость и неповто-

Не думаю, чтобы В. Г. Озхновский счи-
тал постановку «Бесприданницы» в Киев-
ском театре русской драмы программной.
И это совершенно напрасно. Напрасно не
только потому, что оскорбительным. пред-
ставляется отношение к постановке за пре-
делами Москвы, как к делу меньшего тру-:

да и пониженной ответственности. Не. ме-

нее существенно и то, что главную роль
в «Бесприданнице» на сцене театра рус-
ской драмы исполняет актриса, хорошо
известная москвичам, К. М. Половикова,
‘актриса, характер и масштаб’ дарования. ко-
торой должны были бы, кажется мне, 060-
бенно заинтересовать бахновского и сде-
лать этот спектакль предметом большой
творческой заботы. Между тем, как мне
сказали в театре, Сахновский в самом вы-
пуске спектакля участия не принимал. Ему
можно поверить, что он нё имел возможно-
сти вторично приехать в Киев, но то, что
серьезный и авторитетный художник не.
заинтересовался своей работой, когда она
уже была проверена, на большой зритель-

ской аудитории, — это очень грустно,

‚ Груетно потому, что. Половикова ведет.
роль Ларисы замечательно. Ее Лариса —
6браз и сложный, и мучительный, и напол-
ненный огромным, неожиданным и свое-
образным смыслом. В образе, созданном
Половиковой, причудливо сочетаются дет-
скость и простодушие со зрелым, устав-
ним и онустошенным умом. Эту основную
тему своей Ларисы Половикова раскрывает
напряжением и настойчи-
BOCThI настоящего художника. И именно
потому, что актриса выдвинула перед со-
бой такую сложную задачу — она в це
лом ряде’моментов ебивается с пути, сры-
вается на внешние, неоправданные прие-
мы, и нет режиссера-руководителя, кото-
рый мог бы помочь ей довести до конца
ее работу, проверить, отредактировать.

ЕВ Е РЕССОВИ

героев Шота Руставели, столетние казах-
ские пастухи, веселые украинцы, велича-
вые русские женщины. Трехрядка, кобза,
домбра, тара, зурна, чонгури, карнай, пан-

дури; кяманча, кобыз, свирель, военная

труба, пастушеская дудка соединяют свои

толоса в один оркестр. Этот. удивительный

хор поет слитно и сотласно, и вот в чем

художественный секрет его гармоничности:

это тармония единого содержания,

единой темы:

3 Я про радость страны пою,
‚О величьи земли ною.
0, трудящийся мой народ,
Не измерить силу Твою!
0, храбрейшие налии бойцы,
Охраняйте землю свою!

Но в чем же секрет волшебства этой
книги? Почему люди словно выходят из
ее страниц и окружают читателя? Потому,
что эти люди не выдуманы и не сочинены,

они — не книжные герои, не плод фанта-

зии: они, действительно, живут в своих
колхозах, товорят сами за ‘себя и сами о
себе. Каждое стихотворение и’каждая пес-
ня принадлежат колхознику такому-то из
села’ такого-то, или шахтерам такого-то
района, или оленеводам такого-то стойби-
ша. К ним можно поехать в гости, напи-
сать письмо, получить ответ; можно! уви-
дёть их в составе делегаций. А внаменитые
народные певцы, чьи ‘стихи есть в этой
книге, тоже никогда неё «сочиняли» свойх
песен, как сочиняют ремесленники-стихо-,
творцы, Сулейман Стальский в своем ауле
пел всем существом. своим. Он пел песни
о жизни, о героях советского парода, о
счастливой советской земле, :
Огромная сила книги «Творчество Наро-
дов ССОР» в том, что ее авторы прекрасно
и вдохновенно поют о величии и славе
своей родины, о счастье жить в. такой
стране, как наша, о мужестве, блатородстве
и доблести своих вождей, о счастье своих

‚детей: Здесь тема поэта ‘абсолютно совпа-

дает с волей поэта и волей народа.

показывают, что работа эта была в боль-

2. «Бесприданница» в русской драме.

ботает под. оглушительный

ИСКУССТВО _

римую мягкость, жесты его точные и в
основном воспроизводящие жесты, харак-
терные для Ленина, лишены какой бы
то ни было напряженности, натянутости,
искусственности. И вот этот ораторский
взмах рукой, и елегка согнутая правая ла-
донь застывает неподвижно, как бы уточ-
няя смысл сказанного, как бы подчеркивая
значительность и важность прозвучавших
слов. Жест этот знаком самому маленько-
му октябренку, и зрители как будто. бы
ждали его в сцене, изображающей высту-
пление Ленина на И с’езде советов. С уди-
вительным чутьем и. актерской мягкостью
Бучма подготавливается к нему, и когда
рука его уже застыла в этом: знакомом же-
сте, он представляется вполне естествен-
ным для свойственной Владимиру Ильичу
манеры говорить и жестикулировать. 06-
раз Ленина в Киевском спектакле «Прав-
да» — большая и притом принципиальная
победа Бучмы, победа актерского театра,
победа актерского реализма.

В том же спектакле рядом с Бучмой дей-
ствует вымышленный драматургом пероо-
наж, крестьянин Дмитрий Голота, кото-
рого играет Ю. В. Шумский. Уже одно то
обстоятельство, что на сцене встречаются
вымышленный персонаж и конкретный,
живой и живущий в памяти многих зрите-
лей образ Владимира Ильича Ленина, —
само по себе должно было вызвать ряд.
специфических трудностей: И именно бла-
тодаря тому, что оба актера, и Бучма и
ТПумский, работают в основном одним ме-
тодом, стремятся к идентичным `результа-
там — вотреча эта не вызывает никаких
сомнений. Бедняка-крестьянина, голодного
и оборванно?о, растущего в пьесе от сцены
к сцене, от картины к картине, Шумский
играет с тем чувством внутреннего досто-
инства, которое защищает актера от вся-
кото рода легких сценических соблазнов.
Он проносит свой образ целостным и закон-
ченным, ясным и своеобразным через весь.
спектакль. Внутреннюю эволюцию, KOTO-
рую совершает Голота на пути к полити-
ческой сознательности, на пути к высокой
большевистской правде, он показывает, не
форсируя происходящих в нем перемен, не
ломая его. Такое разрешение трудной и
ответственной сценической задачи редко
удается мастерам сцены, редко актеры
умеют так отказываться от сценического
успеха в отдельных частях, репликах и по-
ложениях во имя успеха всего образа, в це-
лом, во имя доведения своего замысла в
наиболее чистом и законченном виде до
зрителя.

Я потому говорю сейчас. об’этих двух
актерах, что в их успехе есть много чрез-
вычайно характерного по сценическому
тону, по напряженной творческой мысли,
< которой они приступают к работе над
ролью, для всего советского поколения ак-
теров. ‚ Я не знаю, как именно создавал”
Шумский образ Дмитрия Голоты, но ре-
зультаты, достигнутые им, в полной мере

шой степени работой мысли, работой твор-
ческой и созидательной по самой своей
природе. :

Пример с Половиковой отнюдь не слу-
чайность. Думается, что мало иметь в CO-
ставе театра ярких талантливых и мысля:
щих актеров. Для настоящего творческого
результата, для полноты их творческих
успехов нужно . уметь этих актеров ор-
ганизовать. Ими нужно руководить. Тако-
то руководства не чувствуется в русской
драме. Это сказывается не только в том,
что такая одаренная и сильная актриса, как
Половикова, предоставлена самой себе и ра-
`тром похвал
киевской печати, но без настоящей режис-
серской помощи. Только отсутствием руко-
водства можно об’яснить, что другая несом-
ненно способная актриса Смирнова ис-
полняет роли, несвойственные ни ее ами-
луа, ни ее внутренним, может быть, ею са-
мой и неосознанным, актерским интересам.
Такова, например, роль, Елизаветы в спек-
такле «На берегу Невы», такова по всем
данным роль той. же Ларисы.

Проблема настоящего, а не мнимого ху-
ложественного руководства, проблема за-
ботливой, принципиальной, внимательной
режиссуры — одна из решающих нроблем
русской драмы в Киеве. es

С. ЦИМБАЛ.

Р. В. В нескольких городах Советско-
ro Союза крупнейшими мастерами нашего
театра созданы сценические ‘образы’ Вла-

димира Ильича Ленина. Создание образа’

Ленина, составит целую эпоху в советском.
актерском творчестве. Думается, что уже
сейчас следует работу Щукина, Ширауха,
Бузмы записать на пленку. Е.
Позаботиться об этом должен прежде
всего Всесоюзный комитет по делам ис-
кусств. :
‚ Киев.

` Это основной закон подлинного иекус-

‘ства; Книга «Творчество народов СССР» ©0-

ответствует этому принципу,

\

Мировая литература знает много книг

любви; любовь — материнская, отцовская,

‘любовь между женщиной и мужчиной,
любовь между ‘двумя друзьями —- всегда,
 была одной из основных тем мировой ли-

тературы. Но впервые, кажется, мы имеем
книгу о товарищеской любви. «Творчество
народов СОСР» — книга о взаимном ува-
жении миллионов бойцов и об их предан-
ности вождям. Нежность, верность, душев-
ное понимание, самые благородные и глу-

бокие чувства обращены народом на двух,
людей: Ленина и Сталина. Нет в человече- _

ском голосе таких нежных и печальных.
HOT, какие не звучали бы в песнях  рус-
ских, армянских, хевсурских. туркменских,
таджикских крестьян и пастухов о Ленине;
в простых воспоминаниях рабочих, в
рассказах соседей о Ленине в Горках. И

‘нет в человеческом голосе таких ласковых

пот, какие не звузали бы в песнях наро’

дов о Сталине. ы

0, Сталин, глава народов,
Пусть он живет всегда!”
Пусть сладостны будут хлеб его,
Соль его и вода!
° . . ° . . . . ®
Ясли имя Сталина слышится, —
Радуется душа.
Радостна жизнь народа,
Радостна, хороша!
Сталин — Тлава народов,
Брови его черны.
Сталин — глава народов,
Люди ему верны. у
а а са
Мне бы хотелось около Сталина
побывать,
Мне бы хотелось Сталина в щеку `
поцеловать.

Пусть будут сладостны хлеб его,
Вино его и вода! у
Пусть славится имя Сталина
На долгие года!

‚ресы всего народа требуют

о

«<

Человек с ружьем»

в Воронеже

Успехи социалистической культуры, в
том числе: театра, особенно ‘ярко бросаются
в глаза вне Москвы, на так называемой
периферии, Здесь рельефно выступают за-
воевания, которых мы добились за двадцать
лет и которые на ‘добрую сотню лет отде-
ляют вчерашнюю провинцию бывш. Poc-
сийской имцерии от областей и краев О0-
ветекого Союза.

Воронежский областной театр драмы с
честью пришел к дню 20-летия Великой
социалистической ‘революции, создав  с0-
держательный, волнующий спектакль «Че-
ловек с ружьем». Театр начал работать над
пьёсой 2% октября и фактически окончил
работу 31 октября, когла начались публич-
ные генеральные репетиции-просмотры. Мы
много говорим 06 ‘ускорении темпов тват-
ральной работы в Москве; сомнения cken-
тиков разбиваются опытом лучших театров
периферии. Но, с другой стороны, спешка
60’ столь сложным и ответственным спек-
таклем чрезмерна и, очевидно, об ясняется
тяжелым, ненормальным, положением теа-
тров даже в крупных областных центрах,
недостаточным вниманием и заботой к
ним со стороны местных управлений по
делам искусств. 0б этом приходитея гово-
рить хотя бы потому, что ныне играемый
текст пьесы ‘отличается ‘от того окончатель-
ного варианта, который использован в те-
атре’ Вахтангова, и Воронежекому театру
предстоит еще. изменять и исправлять от-
дельные куски спектакля. ;

Но как бы то ни было; коллектив театра,
обладающий отлачными актерскими сила-
ми, под руководством постановщика Я. А.
Варшавского, одержал победу. Зрители
Воронежа очень горячо принимают этот
спектакль; смотреть ето приезжают экскур-
сии зрителей из области, из колхозов, из
районных центров.

При всех своих существенных недостат-
ках (неудачный показ буржуазии, в пер-
By очередь) пьеса Потодина сильна имен-
но тем, что она показывает народ в ре-
волюции и теснейшую связь народа с его
авантардом, © партией большевиков, 6
вождем партии Лениным. Иван Шадрин —
прекраено написанный образ, это. человек
из толщи народной, один из тех, к кому все-
да обращено было внимание Ленина. Завое-
вать на сторону пролетариата и социалисти-
ческой революции этих людей, убедить их
в том, что их собственные интересы, инте-
низвержения
власти буржуазии и помещиков, — такова
была одна из основных задач ленинской
стратегии. Как эта задача разрешалась на
деле, и показывает Погодин.

На сцене Воронежского театра замысел
драматурга нашел прекрасное воплощение
в игре засл. арт. республики Г. Васильева.
Он создает образ, который по справедливо-
сти может быть признан одним из лучших
достижений советского театрального искус-
ства. Шадрин в исполнении Г. Васильева—
не молодой парнишка и не простачок (a
эти черты заметны и у Толчанова—Шад-
рина и у Коврова в аналогичной роли Сер-
тея). Шадрину 30—35 лет; он`— умудрен-

ный житейским опытом крестьянин-серед-
няк. Мучительно трудно достается ему по-.

беда сознания труженика над сознанием
собственника. Г. Васильев искуено и ху-
дожественно рисует нам эту борьбу Шад-
рин& с самим собою, с наследием вековых
навыков и привычек“ Драматургическая
борьба эта показана во взаимоотношениях
Шадрина—Чибисова.

Говорят, Чибисов не удался автору, так
как он не действует, а только водит за со-
бою Шадрина. Доля правды тут есть: образ
рабочего-большевика написан бледнее, не-
жели Шадрин. Но нельзя не видеть и того,
ч10 Чибисов He просто «водит» за собой
Шадрина, а очень умело и тонко проводит

6го’ через весь «университет революций»,
так что Шадрин «оканчивает курс» и по-
ститает революционную науку быстро. и
навсегда. Сперва Чибисов вовлекает. его в
непосредственное революционное действие
— захват особняка, затем бросает его в
торнило Смольного, и здесь происходит за-
мечательная встреча с Лениным, а там —
фронт гражданской войны. Во. всех этих
перипетиях революционной выучки и нпе-
рестройкя Шадрина Васильев показывает
зрителям внутренний мир своего. героя’ не-
многими скупыми, но очень выразительны-
ми деталями. Особенно запоминается KO-
нец сцены чтения декрета о земле и разго-
вор се Лениным. И когда смотришь на этого
Шадрина, невольно всплывает” в памяти
Цлатон Каратаев. Васильев полемизирует с
этим классическим образом Толстого и опро-
вергает его. Роль Чибисова играет засл. арт.
республики А, Поляков сдержанно, просто.
и правдиво, но несколько суховато. Но при
всем том Чибисову веришь — это питер-
ский‘кадровый рабочий, большевик ленин-
ской выучки.

Заслугой режиссуры (AH. Варшавский,
С: Воронов, Г. Васильев) является не толь-
ко удачная планировка массовых сцен (у
Смольного, на фронте), но и доигрывание
многих ролей, которые Н. Погодиным не-
дописаны (Катя и Надежда) или написан

бледно и неверно (Сибирцев). Bee

Трогательна и скромна Надежда-—К. He-
званова: Неизмеримо более интересен и нра-
вилен Сибирцев в исполнении ВБ. Вивторо-
ва, нежели Сибирцев, написанный Ногоди-.
ным... И вообще уровень актерского испол-
нения в целом высок, режиссура добилась
единства ансамбля.

Эти положительные качества спектакля
тем более существенны, что они создают
достойную рамку для того’ образа, который
составляет центр пьесы и спектакля, —пля
роли В. И. Ленина в исполнении засл. арт.
республики В. Флоринского.`

x a

Игра Флоринского требует особото разбо-.
ра параллельно и в сравнении с замеча-
тельной работой М. Штрауха и Б. Щукина.
Без всякого преувеличения ‘можно’ сказать,
что художественно и идейно В. Флорииский
в этой роли стоит на одном уровне с мос-
ковскими мастерами — и в то же время
В. Флоринский нашел свои особые пути и
средства. для решения той величайшей,
труднейнтей, почетнейшей задачи, какою яв-
ляется воссоздание облика В. И. Ленина
на сцене. Epis

Создав внёинее сходство, актер утлубил-
ся во внутренний мир создаваемого образа:

«На этом правильно избранном, верном
пути артист добился серьезных результа-
тов—особенно интересна сцена встречи 6
Шадриным в корндоре. В следующей кар-
тине—Ленин в вихре революционной рабо-
ты-—не все еще решено В. Флоринским, он
етще ищет, пробует, в иных местах работает
эскизно... И это верно-—работа над ролью
Ленина должна продолжаться: непрерывно,
тодами/ Не вдаваясь в подробный анализ,
повторяем, это тема для отдельной статьи.
еще раз подчеркиваем, что творческая пю-
беда В. Флоринского’ и, театра в целом
велика и заслуживает всяческих похвал:

Не повезло театру только с художником
— декорации Д. Крейна, з& исключением
одной-двух картин (у особняка Сибирцева,
коридор в Смольном), не передают Петро-
трада, егогархитектуры, его колорита, ат-
мосферы великих октябрьских дней. .

Нужно пожелать Воронежскому tearpy—
укренлять, совершенствовать этот спек-
такль, который должен надолго сохранить-
ся в его репертуаре.

И. СУВОРОВ

Воронеж

Конкурс на лучший памятник А. М. Горькому

Еще в июле 1936 т. Всесоюзный комитет
по делам искусств об’явил конкуре на па-
мятник великому пролетарскому писателю
Алексею Максимовичу Горькому, предназ-
‘назенный для Москвы. Конвурс был закры-
тым: проектирование памятника было за-
казано ряду известных скульнторов. 1 ок-
тября с. г. истекал срок конкурс но он,
был отложен до 1 марта 1938 г; Вместе с тем

к участию в конкурсе, наряду с получив-”
шими заказы, были допущены все желаю-.

щие. 3
_22 Hoa6pa B Mockopcnom cose exymbuTo-
ров состоялась встреча писателей, живо-

пиецев и скульпторов, лично знавших Алек-  ,

сея’Максимовича Писатели Ве. Иванов,
П Павленко, Н. Тихонов,
Б. Яковлев и А. Златовратский поделились

своими воспоминаниями об Алексее Макси-.

мовиче. прениях по ‚организа ионным
вопросам выступили скульпторы С. Тава-
сиев, Л. Писаревский, Е. Блинова, А. Ла-

винский и И. Андреев. Они отметили ‘боль-

вытканный
копхозницами-ковровщицами с. Дехтя-
ри; Черниговской обл,, УССР,

«Колхозницы». - Гобелен,

Ленин и Сталин — как бы единый источ-
ник света, двойное солнце, которое озаряет

‘изнутри всю книгу: Солнцем называют их

все народы на всех языках Советского
Союза. Сравнивая Сталина с легендарны-
ми богатырями и великанами, давая опре-
деления — «мудрый», «могучий», ‘‹доб-.

‚рый», — народные певцы все же постоян-

HO возвращаются к образу «солнце», как к
наиболее естественному и правильному:
солнце дает жизнь земле, семенам расте-
ний, растит цветы и плоды, а Ленин и
Сталин вызвали к жизни и к расцвету по-
тибавшие народы.

О вещах великих и сложных, 0б огром-
ных исторических этапах — гражданской

скульпторы.

шую  неорганизованность в устройстве

конкурса, проявленную  изоуправлением
Всесоюзного комитета по делам искусств,
Только в марте был выпущен им моногра-
фичебкий материал к памятнику, Е тому
же далеко не полный. Лишь в октябре с. г.
было определено место установки памятни-
ка (на раеширенной Манежной площади
против гостиницы Моссовета). 5

В ближайшие дни решено организовать
встречу с писателями и другими деятеля-
ми, знавзиими Алексея Максимовича, в Ли-
тературном музее, тде можно одновременно
знакомиться с материалами, иллюстрирую-
щими жизнь и работу писателя.

На собрании присутствовал приехавитий
в СССР выдающийся скульитор олюци-
онной Испании Виторио Мачо. Он привез
из Испании в подарок трудящимся СССР
исполненный им бюст Долорес Ибаррури.
Виторио Мачо посетил мастерские скульн-
торов Мухиной, Ефимова, Меркурова, ма-
стерские на Масловке и осмотрел экспонаты
выставки «Индустрия социализма». —

‘войне, строительстве социализма, Сталин-
ской Конституции народ умеет говорить
языком простым и человечным, живым,
‚ правдивым, смелым языком, не в укор
многим признанным стихотворцам-литера-
торам, не идущим дальше схемы и штам-
‚па. Даже художественное оформление за-
 мечательной книги сделано самим народом.

Орнамент ковра. узор сюзанна. образы пан-

но, резьба по ‘дереву и моржовой кости,
тончайшая вязь кружева, живая прозрач-
ность кустарной ткани... Кто авторы всего
зтого яркого, великолепного, затейливого
разнообразия красоты? Вго авторы — тру-
‚довые руки; руки туркменских и азербайд-
жанских ковровщиц, русских, украинских,
белорусских вышивальщиц и ткачих, во-
‘логодских кружевниц, казахских валяль-
щиц кошем, северных резчиков, узбекских
‚‘игелкоделов, замечательных палехских ху-
дожников. За этим искусством стоят ве-
ковой опыт и вековой труд. Налпа эпоха,
наша весна дали им неслыханно расцве-
сти и проявиться © необычайной силой.

Книга «Творчество народов СССР» —
книга историческая по своему значению.
Но она историческая и по своему харак-
теру, по. течению материала, расположен-
ного от более’ ранних лет’ к нынешним
дням. Каждый этаи ‘борьбы и’ строитель-
ства нашел свое отражение в народном
творчестве; ни одно большое политическое
событие не прошло мимо внимания народ-
ных певцов. Каждый mar name истории
за истекигие, двадцать лет отложился. в’ со-
кровищнице народной памяти и претво-
рился в поэтический ‘образ. И вместе е
тем эта книга вся обращена в будущее?
история движется, страна. социализма идет
к новым победам.

Нёло правильно оценить значение «Твор-
чества народов»: это — книга, победоное-
вая для друзей и страшная для врагов.

А. АДАЛИС

23 ноября умер великий народный поэт

Датестана Сулейман Стальский — один из

авторов книги «Творчество народов СССР».
Песни Сулеймана не ‘умрут. Во главе’ це-
лой армии песен, звучатцих на всех языках
Советского Союза, они пойдут дратьея за.
торжество коммунизма — и победят,

i