Пролетарии всех страй, соединяйтесь!

Воскресенье; 5 декабря 1937 г.,

Сталинская Конституция СССР: итог борьбы и побед Великой Октяб
Социалистической революции. Да здравствует

Орган Всесоюзного комитета по делам искусств

et

Tox издания восьмой

социализма и подлинного демократизма!

Конституция _
победившего социализма

_5 декабря 1936 г. — величайшая дата в   СССР идет неуклонно вперед и в 1938
Истории человечества, веками мечтавитеге году намечает по плану рост производ-
р счастье, 0’ радости труда и свободной   ства на 15.3 проц,   i
жизни. В этот день Чрезвычайный VII} : :
Всесоюзный С’езд Советов” принял Основ:
ной Закон Союза Советских Социалисти-
неских республик, принял Сталинскую.
Конституцию, построенную на началах pas-
вернутого социалистического демократизма.

Год назад из зала Большого кремлев-
ркого дворца на весь мир, прозвучали. исто-
рические олова, о победе социализма.

Наш мудрый вождь и учитель товарищ:
Сталино показал в своем докладе все-
мирно-исторические итоги строительства:
‚ Новой, светлой, радостной жизни; завое-
ванной народами нашей страны под’ ру:
Ководотвом партии Ленина—Сталина. Эти
Итоги золотыми буквами записаны на стра-
ницах Конституции, справедливо“ назван-
Ной народами СССР- — Сталинской Кон-
ртитуцией. ;

Мы в СССР уже осуществили MeurH
пучшей, передовой части человечества, по-
Етроив социализм. :

Мы, как победное знамя, подняли над
миром Конституцию СССР — свидетельст-
BO того, что социализм и демократия. непо-.
бедимы. В этом исключительное значение
Сталинской Конституции, как боевой про-
траммы действий для народов капитали-
отических стран. : ;

Солнце социализма сияет над нашей за»
мечательной родиной. Мы уничтожили
в нашей стране  эксплоатацию  чело-  дения того, что до. конца последовательное
Beka человеком. Капитализм ‘изгнан из  осуществление принципов  социалистиче-
всех сфер нашего народного хозяйства, а’  ского демократизма неизмеримо укрепляет
ркономическую обнову СССР ‘составляет  ‘ диктатуру пролетариата, расширяя ее ба-
роциалистическая система хозяйства и с0-  зу, делая ее более гибкой, более мощной
‘циалистическая собственность на орудия и   системой руководства рабочего класса со-
средства производства. Наша страна не   ветским обществом,
внает экономических кризисов, все чаше и Крепка и нерушима кровная связь пар-
наше потрясающих  капиталистический  тии с народом. Бесконечно доверие милли-
мир. Рабочий класс нашей цветущей ро- :
дины навсегда избавлен от ужасов безра-

ботицы, нищеты и голода. В этом основа

основ, в этом наше мотущество, залог на-
тих дальнейших побед на пути к комму-

В Советском Союзе, осущебтвившем пер-
вую фазу коммунизма, люди стали, гово-
ря словами Энгельса, господами своих об-
  щественных отношений и вследствие это-
го становятся господами природы. Они, эти
люди, рабочие и крестьяне, еами творят
свою историю, создают новое, бесклассовое
общество. Они осуществляют ‘свое право на
труд, ставший делом славы, делом чести,
‚Делом доблести и геройства, право на обра-
‚зование; вооружающее массы для дальней-
шего ‘строительства коммунизма, и право
на отдых.

” Сталанской заботой о человеке проник-

‘лизма, Наш закон предоставляет всем рав-
ные права. Перед лицом закона равны все
траждане, независимо от расовой и нацио-
нальной принадлежности,  вероисповеда-
ния, образовательного ценза, социального
происхождения и имущественного положе-
ния.

Год прошел с тех пор, как товарищ
Сталин сделал свой исторический доклад
на Чрезвычайном УШ Всесоюзном с’езде
Советов. Этот год отмечен невиданным
под’емом творческих сил народа, политиче-
ской активности и ярким расцветом куль-
‘туры, социалистической по содержанию,
‘национальной но форме.

Мы видим все новые й новые подтверж:

этому. передовому отряду ‘трудящихся, ве-
дущему страну от победы к победе. :

Мирный труд нашей страны охраняет
непобедимая, овеянная

нута каждая статья Конституции социа-”

онных масс к партии Ленина—Сталина,.

славой Красная“

зизму.

В нашей счастливой стране навсегда лик-.
видированы эксилоататорские классы. Из-.

менилась классовая структура нашего об-

Армия, — вооруженный авангард _Совет-
ского народа, ^ М р 7

Крепка и могуча наша родина, тордо и

щества. Пролетариат СССР «превратился   непоколебимо высится она над миром ка-
в совершенно новый класе, в рабочий   питалистической эксплоатации и империа-
класс СССР, уничтоживший капиталиоти-   листического разбоя. Подлые враги народа
нескую систему хозяйства, утвердивший  испытали на себе крепость и силу нашего
социалистическую собственность на орудия   бдительного стража — славного Нарком-
и средства производства и направляющий   ВНудела, возглавляемого железным нарко:
советское общество по пути коммунизма»   Мом товарищем Ежовым. Наркомвнудель-
(Сталин). Иным стала советское ‘кре-   ВЫ, опираясь на помощь народа, на его не-
CThAHCTBO, освобожденное от кулацкой и  Нависть к врагам, разгромили гнезда фа-
помещичьей экоплоатации, ставшее зажи-   Шистоких троцкистско-бухаринских шии-
точным, ‘строящее свое благосостояние на   ОНоких атентов. Мы будем еще бдительнее
коллективном труде и современной техни- И ВЫкорчуем без остатка всяких вредите-
ке. Иной стала и интеллигенция, связан-   16й, диверсантов, фашистских наемников,
ная глубокими корнями с рабочим ‘клас-  Какими бы масками они ни прикрывалиоь.

сом и крестьянством и вместе с ними ве-
дущая стройку бесклаесового социалиети-

неского общества.

Велика мощь Советского Союза, вырос-

зшимого морального и политического едив-
ства советского народа, преданности рабо-
чих, крестьян и интеллигенции делу нар-

тая на базе социализма, опирающаяся wa   THH Ленина— Сталина.

неразрывную, крепчайшую

национальной политики,—это онлот мира,
надежда всего передового человечества,
ударная бригада мирового пролетариата:

еталинокую
дружбу всех-народов нашего многонацио-
нального государства, Наше государство,
окрепшее на основе ленинско-сталинской! ный Совет С

С именем Сталина на устах 100 миллио-
нов избирателей пойдут к урнам, чтобы
избрать высший орган власти -— Верхов-

шим из лучших, достойнейшим сынам ро-
дины, преданным делу партии Ленина—
‘Сталина, верным патриотам `социалистиче-

Сталинская Конституция яркими лучами   ‘ского ‘отечества, лучшим борцам за ком-

светила коренное различие двух миров—
социалистического и капиталистического.
У нас, в СОСР. — невиданный расцвет хо-
зяйства;, невозможный ‘вне ‘социализма,
расцвее широчайшей, полной демократии
для всех граждан СССР; там, за рубежом—
неслыханная ‘эксплоатация трудящихся,

мунизм.
Огромная активность избирателей — яр-
‘кое доказательство подлинного демокра-

тизма Сталинской Конституции и социали-

1 стического избирательного закона. В этой
активности, в политическом и моральном
единстве народных масс залог того, что

наглое, бесшабалиное  попирание основ де-   под руководётвом партии Ленина—Сталина

мократии, ужасы войны и насилия; кото-
рые фашизм несет с собой трудящимея. —

Полные сил, под знаменем Сталинской
Конституции мы вступаем в третью пяти-
уетку, готовимся к новым успехам в раз-
Витии социалистического хозяйства,

Растет индустриальное могущество ‘на-  ‘

его государства, завоевавшего по про:
мышленной продукции первое место среди
тран Европы и второе место в мире:

be

мы добъемся новых успехов, новых побед.

Да здравствует Сталинская Конституция
— прекрасный итог героической борьбы
рабочего класса и крестьянства CCCP за
‚социализм!

„Да здравствует Сталинская Конститу-
‘ция — программа борьбы международного
‘пролетариата против капитализма!

’ Да здравствует наш великий Сталин!

`ВЧЕСТЬ СТАЛИНСКОЙ КОНСТИУЩИ

В Музее Революции СССР’ открылась вы-
фтавка, посвященная Сталинской Конститу-
ций, Эта выставка занимает обширное по-
мещение и представляет собой заключитэль-
ный зал Музея Революции СССР.
Большой документальный ! материал —
фото, картины, плакаты и другие докумен-
гы — показывает рост Советекого’ ‘Фоюза
как могущественной индустриальной’ дер-
жавы; где бесповоротно победил социализм,
тде покой миллионов охраняет доблестная
Красная армия. Ее мощь; успехи колхозно-
го строя, новых людей — инициаторов ста-
хановского движения в’ промышленности,
Кельском хозяйстве и транспорте  — BCe ‘это
красочно рисуют многочисленные экспона-
ты выставки
В специальном разделз «СОСР’ — брат:
кии союз народов во главе с любимым вож-

дем товарищем Сталиным» — отражен pac-
цвет хозяйства и культуры национальных
республик.

‚ Особое меето занимает раздел, посвящен:
вый всенародному обсуждению проекта

Сталинской Конституции, принятию Кон-.

ституции Чрезвычайным УШ Возсоюзным
С’ездом Советов и проведению ее в жизнь.

На выставке собраны письма трудящих-
ся Советской страны на имя товарища
Сталина. Здесь, например, письмо от бурят-
монгольского народа, письмо от трудящих-
ся Грузии, подписи к которому составляют
несколько томов, и др. .

На большой мраморной доске высечены
отдельзые главы Сталинской Конституции.
В валз посетитель увидит также текст Кон-
ституции СССР, изданный на различных
языках народов Советского Союза.

Весь мир является свидетелем несокру-`

‚`В. Гусев написал «Монолог матери Мо-
‹ ТЬЬТЬКОВОЙ» К пьесе «Слава», К. Тренев —

‚ отдать свои толоса луч-

-С. Городецкий — «Несвю о Бонституции»,

a

`СЧАСТЛИВЫЙ `
ДЕНЬ

Дэнь принятия Сталинской `Конститу-
ции —- 5 декабря 1936 года — один из са-
мых счастливых дней в жизни каждого со-
ветокого гражданина. В Основном законе
нашей страны нашли свое завершенное
выражение лучшие идеи человечества, Как
будут завидовать потомки нам, свидетолям
и участникам этих великих дней!

За год, который прошел со времени ‘при-
нятия Сталинской Конституции, советская
кинематография дала стране ряд замеча-
тельных картин: «Ленин в Октябре», «Во-
лочаевские дни», «Балтийцы», «Комсо-
мольск». Но это не значит, что мы можем
почить на лаврах. Задача отражения в ис-
кусстве сегодняшнего дня нашей страны,
её жизни и борьбы за социализм еще не раз-
решена мастерами киноискусства.

Творческий коллектив, которым я руко-
вожу, за этот год поставил несколько худо-
жественных картин, в том числе фильм, по-
священный шахтерам социалистического
Донбасса. Кроме того, мы выпустили ин-
структивный фильм «Как будет голосовать
избиратель».

12 декабря вся страна будет голосовать за
самых верных, самых стойких борцов’ за
дело Ленина—Сталина. Гордостью напол-
няется сердце каждого работника кинемз-
тографии при мысли, что сради лучших
людей нашей страны, выдвинутых канди-
датами в депутаты Верховного Совета
СССР, есть достойный представитель совет-
ского киноискусства, напг друг и товарищ —
режиссер-орденоносец Михаил Чиаурели.

Заслуженный деятель искусств
С. ЮТКЕВИЧ

Мастера искусств
у молодых
избирателей

25 ноября Клуб мастеров искусств орга-
низовал выездной концерт в Трифоновском
студенческом городке Рабис, в котором
проживают учащиеся художественных
учебных заведений Москвы. На вечере,
посвященном подтотовке в выборам ь Вер:
ховный Совет, присутствовало свыше 800}
человек. i

Представитель Всесоюзной академии
наук профессор Кузнецов дал характери-
стику общественной и научной деятельно-
сти академика Комарова, который балло-
тируется по Дзержинскому избирательно-
му округу. В беседе приняли участие ге:
рой Советского Союза М. Слепнеёв и народ-
ная артистка, РСФСР орденоносец Е. Д.
Турчанинова,

Прошел год после исторического выступ-
ления великого вождя народов. товарища
Сталина на Чрезвычайном УШ Всесоюзном
с‘езде Советов. ен

Год Сталинской Конституции явился
тодом большого творческого под’ема для
всех работников искусств и литературы.

12 декабря вся наша страна пойдет на
выборы в Верховный Совет СССР.

Сейчас в эти радостные предвыборные
дни я вспоминаю начало 1921 года в Гру-
зии. То было нечальное время. В Грузии
хозяйничали лакеи международного капи-
тализма — меньшевики. Я до сих пор не
могу забыть, как шестнадцать лет назад
в маленьком местечке Они (бывит. Кутаис-
ской губ.) меньшевики вкупе с еопиали-
стами-федералистами и национал-демокра-
тами, путем террора и угроз заставляли
еврейскую  бедноту голосовать за свои
‘списки. Мне было Тогда 16 лет. Но я до
‘сих пор помню, как сверкали дула револь-
веров и клинки кинжалов, занесенные над
испуганными «избирателями».

25 февраля 1921 года рабочие и кресть-
яне Грузии навсегда изгнали из своей
прекрасной земли всех этих врагов наро-
да и установили совётскую власть.

Народ Советской Грузии выдвигает в Вер-
ховный Совет СОСР лучших партийных и
непартийных большевиков. Сталинский

Московские драматурги посвятили
Сталинской Конституции и выборам в Bep-
ховный Совет Союза ССР ряд интермедий,
одноактных пьес, песен, монологов и сти-

%

хотворений;: :

интермедию к пьесе «Любовь Яровая»,
А. Глебов — одноактную пьесу «Репетиция»:
и монолог «На трибуне Кремля», :

Ве. Иванов закончил рассказ о выборах
в Верховный Совет СССР; ноэт-орденоносен,
В. Лебэдев-Кумач — два стихотворения:
«Слава родине» и «На колхозном собрании»,

М. Светлов — «Песню о дружбе»,

В. Соловьев написал антирелигиозный
фельетон «О хвостатых и лысых первовных
крысах». Л. Славин — «Драматические
сценки о Государственной думе».

Новый репэртуар, носвященный выборам
в Верховный Совет. написали также В. Ар-
дов, А, Иркутов, М, Гальнерин, Е. Яновекий,
Б. Зорич и др. = =

том в денутаты Верховного Совета СССР»-
Лаврентия Павловича Берия, одного из
лучших и преданных сынов коммунисти-
ческой партии, верного ученика товарища

#
 Сталина. Все трудящиеся Советской . Гру-

В связи с выборами в Верховный Совет
СССР студенты Государственного инетиту-
та театрального искусства ‘(Гитис) прово-
дят агитационно-раз’яснительную. работу на
заводе «Пролетарский труд» (84-й избира-
тельный участок Советского округа).

Студенты участвуют в концертах для из-
бирателей. С успехом прошли выступления
студентов национальных мастерских Гити-
са на районном вечере в театре им. Ленина.

Студенты  кара-калпакской творческой
мастерской дали, обязательство: к 12 декаб-
ря показать «Проделки Скапена» Мольера
на кара-валпакском языке.

п: а

Е ЕЕ 4 ’
Сегодня Клуб мастеров искусств органи-   Мансурова, директор театра ВЕ. Н. Ване:
зует в помещении Театра сатиры торже-  ‘сва и’ другие. г ;
ственный вечер ‚посвященный празднова-   Е: > а
нию дня Сталияскон Конституции. Вечер  Надежда Константиновна говорила о
откроет народный артист СССР; орденоно- том, что пьеса Н.. Погодина и спектакль
сец проф. А. В. Алэксандров. С речами вы-  театра им. Вахтангова очень волнуют. Пе-
ступят народная артистка СОСР орденоно:   пед актерами® стояла очень трудная си от-

ветбтвенная задача — воссоздать на сце-

сец М, М. мет АНА: о gee
ятель науки, орденонос И: енко, } a

BercKor0   И. ee не. образ Ленина. В игре В. В. Щукина,
исполняющего роль Владимира Ильича

2-го декабря спектакль «Чевовек с
ружьем» в театре им. Вахтангова посети-
ла Н. К. Крупская. По окончании снектак-
ля состоялась беседа, в которой приняли

кин, Р. Н. Симонов, 0. Ф. Глазунов,

И. М. Толчанов, А. И. Горюнов, Е. Г. Але:

}

герой Советского Союза М. Т. Слепнев, засл.
деятель искусств художник Д. С. Моор.

Е

Ba

Dos

район города Тбилиеи выдвинул кандида-’

‘участие Н.К. Крупская, актеры Б. В. Щу-\

.  ковева, В. В. Куза, К Я. Миронов, Ц. Л.

“gH знают тов. Берия как закаленного
`большевика, до конца преданного делу
\ партии Ленина — Сталина. :
Я с гордостью прочел в газетах с00б-
щение о том, что пригородный избиратель-
‘ный район города Тбилиси выделил кан-
” дидатом в депутаты Верховного Совета
‚ старейшего драматурга Грузии народного
„артиста республики Шалву Николаевича
Дадиани. Тов. Дадиани — это обаятель-
ный и замечательный человек. Любое ме-
роприятие партии и советской власти Шал-
ва Дадиани всегда встречает с чувством
отромной радости и высокого гражданского
сознания. Радостно также сбзнавать, что
трузинский народ выдвинул кандидатами
в депутаты Верховного Совета таких заме-
чательных мастеров искуества как народ-
ный артист СССР Акакий Хорава и кино-
‘режиссер орденоносен Михаил Чиаурели.

Мы, работники искусств, растем вместе
со всей страной. Все грузинские драматур-
ти закончили в этом тоду новые произве-
‚дения. Мне, как художнику, год Сталин-
ской Конституции дал много. Я счастлив,
что’ создал ряд новых произведений. Со-
ветская власть дает мне, грузинекому дра-
  матургу, возможность показать свои пьесы

не только грузинскому, но и русскому зри-

телю,

Всей нашей жизнью, нашим счастьем,
нашим творчеством мы обязаны социали-
стической родине, великой партии Ленина
— Сталина. —

Сталин — наше знамя! т

Герцель БААЗОВ.

Н. К. Крупская о спектакле «Человек с ружьем»

Ленина, Н. К. Крупской нонравилось, как
 Шукин проводит последнюю  ецену—у
Смольного.
Надежда Константиновна отметила, что
в обеих пьесах — А. Корнейчука и Н. По-
година — очень хорошо и правдиво пока-
заны образы крестьян, солдатской массы.
Замечательно играет артист И. Толчанов
роль Шадрина. В. Октябрьской революции
большое участие принимали и женщины.
У Погодина эти образы показаны доста-
точно ярко. Агитационное значение спек-
таклей «Человек с ружьем» в театре им.
Вахтангова и «Правда» в Театре револю-
ции очень велико, особенно сейчас, в дни
избирательной кампании.

Советский театр, указывает

Константиновна, выполняет дело большой
политической важности, показывая сей-

час избирателям спектакли о героических
октябрьских днях 1917 тода.

Надежда

Цена номера 30 коль _

bCKOM

» 56 (402)

О

Конституция победившего

Интеллигенция _
советского народа

Широко развернувшаяся в нашей стране
кампания по выборам в`Верховный Совет
CCCP с каждым днем приносит все новые и
новые доказательства несокрушимого мо-
рального ‘и политического единства всего
советского народа, единодушно выдвигаю-
щего кандидатами в депутаты верховного

органа советской власти лучших сынов И

дочерей нашей родины, преданнейлгих бор-
цов за дело Ленина — Сталина, дело со-
циализма, : =

Среди кандидатов, выдвинутых народом,
есть немало представителей советской ин-
теллитенции — инженеров, ученых, учите-
лей, писателей, драматургов, артистов.
Налиа новая интеллигенция, воспитанная
двумя “революционными десятилетиями,
поднялась на небывалую высоту. Это уже
не та старая российская интеллигенция,
которая была прислужником помещичье-
`капиталистического строя. Новая советская
интеллигенция «является теперь равно-
правным членом советского общества, где
она вместе с рабочими и крестьянами, в од-
ной упряжке с ними, ведет стройку нового
бесклассового социалистического общества»,
(Сталин). не

Веёми корнями своими наша интеллитен- _
ция связана в; народом, Ради его блага и
счастья, ради проиветания и укрепления,
нашей родины трудятся наши инженеры и
конструкторы, двигают вперед науку уче-
ные, создают художественные произведения
писатели и артисты. Внервые в истории вся
‘деятельность нашей интеллигенции цели-
ком направлена на пользу народа, впервые
в истории все создаваемые ею культурные
‘ценности стали действительно всенародным

+ достоянием.

`Это, однако, не значит, что среди интел-
литенции нет врагов, способных предатб
интересы рабочего класса.” Но огромное

большинство интеллигенции идет вместе

с народом, работает для народа, для роди-
ны, и за это наш народ окружает исклю-
чительным вниманием и любовью совет-
‘скую интеллитенцию, деятелей науки,
культуры, искусства. Лучшие из них вы-
двинуты сейчас кандидатами в депутаты
Совета Союза и Совета Национальностей.
Президент Академии наук академик Кома-
ров, выдающийся ученый—хирург Бурден-
ко, академик Богомолец, писатель Алексей

-  Толстой, народные артисты Союза-СОР_М№0-

сквин и Корчагина-Александровская и мно-
тие другие представители советской интел-
литенции выступают сейчас перед избира-
телями как политические деятели, как пе-
редовые траждане страны социзлизма..

— Нет высшего счастья для советского
художника, чем служить своим искусством
народу, который выдвинул ето из своей
среды, который растил его; который ору
жил его вниманием и любовью. Нет боль:
шей чести, чем отдать своей родине вое
силы, всю энергию, все свое вдохновение.

_ Эти пламенные слова Екатерины Павлов-
ны Корчагиной-Александровской выражают
мысли всех художников нашей страны, всей _
налией интеллитенции. В: неразрывной свя-
зи с народом, с жизнью нашей страны и ее
борьбой за социализм черпают мастера на-
его искусства свое вдохновение.

Советские художники стремятся в наибо-
лее правдивому изображению действитель-
‘ности. Они не мыслят своего творчества вне
великого творчества всего советекого наро-
‚да, : 3
° Советекая интеллитенция — это один из
отрядов строителей социализма. Кажды
‘наш ученый, учитель, инженер, писатель,
художник — ‘это прежде всего сын своей
родины, гражданин своей страны, предста“
витель своего народа. В своей речи, обра».
щенной к избирателям Фрунзенекого района
Москвы, И. М. Москвин заявил: -

— Я прекрасно сознаю, какую ответ-
ственность вы на меня возлатаете. Как 00-
ветский гражданин, я постараюсь работатб
`не’ за страх, ‘а за совесть, и думаю, что HU-
когда не заставлю вас краснеть за себя.

Свою ответственность перед народом 0-
знают все наши художники. Да и может ли
быть иначе? Ведь наша интеллигенция —*
это неот’емлемая часть советского народа.
На 80—90 проц. ее составляют выходцы из
рабочих, крестьян и других слоев трудя:
щихся. До революции только одиночки из.
рабочих и крестьян могли пробиться сквозБ.
множество рогаток, отгораживавших от на-
рода путь к знанию, к науке, к культуре
и искусству. В нашей стране двери школ,
институтов, лабораторий и академий ши-
роко раскрыты перед всеми трудящимися.
Право на образование стало священным
законом, закрепленным в Сталинской Кон-
ституции. т

Работники советского искусства, составля-
ют один из передовых отрядов нашей ин-
теллигенции. Они счастливы и горды тем,
что на их долю выпала.высокая честь от-
разить в своем творчестве все величие Har
шей эпохи, передать пафос нашей борьбы,
`тероизм наших людей, славу и величие
налией родины. Вместе со всем советским
народом они будут создавать и умножать
культурные богатства нашей страны. Вме-
сте со всем народом они будут громить и .
выкорчевывать всех врагов нашей родины, -
‚троцкистеких, бухаринских и иных агентов
‘фашистских охранок.

Работники советского искусства еще
теснее сплотят свои’ ряды вокруг партии
Ленина — Сталина и под ее руководством
развернут еще шире борьбу ва строитель
ство советской социалистической культурёь

т советского социалистического: искусства.

и
О о