‚ СОВЕТСКОЕ. ИСКУССТВО

Воскресенье, 5 декабря 1937 г. № 56 (402)

‚® В день выборов в Верховный Совет народы СССР, единодушно будут голосовать за лучших людей
нашей родины, продемонстрируют свое моральное и политическое единство, свою беспредельную

‚ Б. Щукин
НАРОДНЫЙ АРТИОТ СССР

День Сталинской
Конституции

_ Тод тому назад я сидел у радиоприем-
ника и взволнованно ждал начала докла-
да ‘товарища Сталина о проекте Конети-.
туции. .

Я напряженно и внимательно слушал каж-
moe слово доклада, в котором товарищ
Сталин так ясно и просто подводил ито-
‘ви пути, пройденного нами за последние
‘20 лет, итоги побед и вавоеваний в обще:
ственно-политической и хозяйственной жи-.
вни нашей страны, руководимой партией
большевиков. ut

Эти дни — день открытия Чрезвычай-
ного УПЕ Всесоюзного с’езда Советов,
довлад товарища Оталина, дни обсуждения

Конституции: и день принятия ее — оста-

‘нутся у меня в памяти ва всю жизнь как
самые Гадостные и торжественные дни,
как. самые выдающиеся события, ‘свидете-
лем которых мне посчастливилось быть.

В годовщину принятия Конституции мой
‘мысли и чувства направлены к первому
и главному строителю нашей жизни, вдох-
новителю. вождю и лучшему другу —
товарищу ‘Сталину: : an

Я ropa uw безмерно счастлив, что живу
‚В Сталинскую эпоху. a

к. Thedén :
Новый подъем

Прошел rom 60 дня опубликования
Сталинской Конституции. — г

Мы все знаем, что после ликвидации
РАПИ отдельные рапповские трунппки про-
должали свою вредную работу. В драматур-
тии это выразилось в киршоновщине, Еще
не вскрыты все разветвления троцкистско-
эвербаховского вредительства на ответ-
ственнейшем участке советской литерату-
ры, но уже сейчас можно и нужно говорить
6 нем. Если в драматургии последних лет
одно Из «блестящих» мест мог занимать
`Киршон, если в театральной критике могло
процветать подхалимство и заушалельство,
то корень этого зла’ лежал только в пере-
житках РАПИ.

Сталинская Конституция нанесла сокру-
шительный удар по этим пережиткам. И
это уже сказалось в небывалом оживлении
на драматургическом фронте.

Нужно прямо сказать, что едва ли ка-
кой-либо из театральных сезонов предше-
ствующих лет может сравниться с этим
юбилейным сезоном прежде всего но ожи-
влению, и главное, по громадной значимо-
сти тем, которые нашли отражение в драма-
тургии этого года. Основная тема — Ок-
тябрьская революция и гражданская вой-
на — отражена в ряде пьес, хорошо по-
ставленных на столичных и периферийных
сценах и глубоко, по-настоящему волную-
щих советского зрителя. Исключительно, не-.
бывало волнуют пьесы, в которых выведен
Ленин и показана его роль в Октябрьской
революции. Здесь нашей драматургией ска-
_зано новое слово, она вплотную подошла к
воссозданию в искусстве образа великого
Ленина, сделав первые попытки показать
его со сцены. Задача исключительно труд-
ная, но и благодарная, и почетная,

В ближайшие дни мы тайным голосова>
нием будем выбирать наших лучших лю-
дей в выспгий законодательный орган стра-

ны. Эти права, даваемые нам Сталинской’

Конституцией, ставят и перед драматургией
тромадные и ответственные задачи и откры-
вают перед ней огромные возможности,

Золотой =
° век

Люди древнего мира говорили о далеком,
скрытом от них веками прошлом, как о
беспечальном и счастливом времени:

«Сначала был золотой век», —писал Ови-
дий люди жили без принуждения, честно,
справедливо и в безопасности. Еще не бы-
ла срублена горная сосна, и она не была
опущена на морские волны, не носещала
стран, ей чуждых. Города не окружались
ще рвами,—медная труба, меч и пыем On
пи неизвестны. в

На земле была, вечная весна, тихий ветер
‘Seen пнеты, никем не посаженные, семе-
На всходили и созревали на невспаханной:
земле...» ; ;

Так наивно вспоминали древние о мифи-
Зеском прошлом. Но людей ждали тяжелые.
испытания. :

«Сзребряный век был хуже золотого, но
лучше медного», —продолжал Овидий в сво-
йх «Метаморфовах». ет

Древние народы, создавая мифы, пыта-
тись понять смысл и связь исторических
событий. История требовала, Ё
`Овидий горестно рассказывал об ее изме-
нениях: — :

«Затем следбвал медный век, уже болёе
суровый и искусный в уготреблении страш-
ого оружия, но еше не преступный».

Люди стали бороться друг с другом, силь-
т стали подавлять и уничтожать сла-
ых: 2
<Из твердого железа было последнее TOKO-
зение. Всевозможные ужасные дела стали
совершаться в это железное время. Исчезли
и стыд, и правда, и верность, а место их ва-
стунили хитрость и обман, коварство, наси-
ие и наглое корыстолюбие... И земля, пре-
дб общая, как воздух и солнечный свет,
— теперь тщательно размерена и разделена
ллинными межами. Извлечено уже из зем-
ли пагубное железо. Поднялась война, ра-
тующая и золотом и железом, и кровавой
рукой потрясает она, оружием...»

Каким трагизмом отчаяния веет от этих
зеличавых и безыскусных слов! :

Много раз’ после Овидия люди оглядыва-
Вись вокрут и ужасались, но уже стали сла-
талься и новые песни — о будущем, кото-
рое повторит минувшее и, может быть, будет
еще более совершенным. Рабовладельческое
общество, феодализм и капитализм порабо-
щали людей; благами жизни, благами куль-
туры и искусства пользовались поработи-
тели. Страдания человечества рождали у
пучших его гредставителей мечты о золе-
том веке будущего. Томас Мор написал свою
«Утопию» и смело взошел на эшафот:

Тельвеций, Монтескье и Руссо подсказали
Радищеву много мыслей, вотедитих в вни-
ту «Путешествие из Петербурга в Москву».
Начиная ee, Радищев скорбными словами
выразил старую трагическую тоску чёлове-
Зества: «Я оглянулся окрест меня, Душа

об’яснений.

преданность делу партии Ленина—Сталина, делу социализма

«

Сетодня вся Советекая страна отмечает
годовщину принятия Великой Сталинской
Конституции. В ближайшие дни в Москве
открывается большая художественная вы-
ставка «Индустрия социализма».

Совпадение весьма знаменательное. Ху-.

дожниви, получивиие в волнующих и за“
жигающих словах Оталинской Конституции
огромную творческую зарядку, показывают
‘стране результаты своих последних работ,
результаты своего творчества за год, отме-
ченный величайнтим под’емом нашей поли:
‘тической жизни. Для молодых художников,
которые среди участников выставки зани-
мают значительное место, выставка важна
еще и потому, что на ней советекая худо-
жественная молодежь, воспитанная Вели:
кой социалистической революцией, впервые
по-настоящему отчитывается в своей рабо-
те неред трудящимися.
Изменения в экономике и в классовой
структуре страны, запечатленные в Сталин-
ской Конституции, ‘отразились на старых
мастерах советского искусства и воспитали
целое новое поколение живописцев и гра-
фиков: ее о
‚ В тоды сталинских пятилеток огромное
большинство молодых художников, высту-
нающих сейчас на выставке
социализма», активно участвовало в борь-
› за социализм своим , художественным

оружием. : з
` Гавете и плакату отдавали вое свое вни-
мание Кукрыниксы и Ротов. Про себя ска-
зу, что я в течение пяти лет обслуживал
своими иллюстрациями московский журнал
«Красноармеец й краснофлотец» и три го-
‘да работал в газете «Красная звезда». В.
 Учпедгизе я часто вотречалея с. молодой та-
‘лантливой художницей Клашей Козловой,
которая дала на выставку «Индустрия 60-
циализма» прекрасную по своей. теплоте
картину «Омена шахтеров у клетки»; тогда
она делала рисунки для букварей, учебни-
ков и школьных пособий. Над плакатами и
графикой работали также такие талантли-
вые участники выставки, как Малаев, Одик-
‘цов, Евстигнеев, Антонов, Гапоненко, Буб-
нов и др. Никогда не забуду такото момен-
та: партия бросила тысячи коммунистов
на борьбу за коллективизацию, и мы, моло-
‘дые художники, не спали ночей, чтобы бы-
отрее и лучше подтотовить атитационные
плакаты для деревни, a
° Победа социализма, запечатленная в Ста-
‘линской Конституции, позволила, нам взять-
ся за создание больших художественных
произведений. Мы их показываем на вы-
ставке «Индустрия социализма».

Великая Конституция, проникнутая ду-
хом любви и уважения к человеку, вдохно-
‘вила молодое поколение художников на
создание целого ряда прекрасных полотен.

Товарищи Сталин, Мопотов, Ворошилов, Литвинов и Буденный гопосуют за принятие новой Конституции на Чрезвычайно
: Рисунок художника П. М, Шухмина,

моя страданиями человечества уязвлениа
стала»... т: :
Фурье, Сен-Симон и Оуэн — утопические:
социалисты — мечтали о. преобразовании
мира, Они, преследуемые за свои убежде-
ния, мечтали о вебобщем равенстве, об уни-
чтожении собственности, о радостной жиз-

ни для всех людей, о расивете науки и ис:
кусства, и. i
Мечтали о преобразовании жизни и

предшественники научного социализма,
великие русские революционные просвети-
тели — Белинский, Добролюбов, Чернъишев-
ский. Но они были одиноки, пгирокие народ-
ные массьт их не знали, и пролетариат, ко-
-торому суждено было повести за собой
народные массы, еще только нарождался.

Человечество продолжало мечтать об 0с-
вобождении от страданий, Причины этих
страданий были поняты Марксом и Энтель-
сом, и на весь мир прогремели слова «Ком-
мунистического манифеста» 0 необходи-
мости классовой борьбы и © неминуемой
зибели капитализма.

Научный социализм звал и вел человече-
ство на борьбу за освобождение, он вел лю-
дей к золотому веку, но не назад, & вперед.
Основоположники научного социализма до-
казали реальную возможность осуществить
мечту трудящихся о’ счастье... Борьбу ©
«железным веком» возглавили коммунисты.

Тучигие люди человечества, вооруженные +

теоризй ‹ Маркса, Энтельса) Ленина и
Сталина, под руководством тениев проле-
тарскей революции осуществили давнюю
мечту утнетенных, эвоплоатируемых и 03-

}

x

«Индустрия.

Экзамен молодых

° Воспитанные Оклябрем, художники не, :

ограничились в овоих картинах решением

чисто внешних живописных задач: тлавное”

своё внимание они сосредоточили на пере-
даче внутреннего содержания новых совет-
ских людей, их психологии.

Когда двери зыотавки откроются для пуб-
лики, посетители смогут увидеть черты это-
го нового, советского ‘человека в картинах
Евстигнеева, Одинцова, Малаева, Бубнова и
других, в скульштуре ленинградских моло-
дых скульпторов Ингала и Боголюбова. Они
найдут’эти черты в комсомольце, читающем
колхозникам «Правду» (на картине Малае-
ва), в тех двух парашютиотках, которые
только что спустились из поднебесья и
взволнованные идут к товарищу Сталину
(на картине Евстигнеева); в персонажах кар-
тины Лукомского «Заседание парткома», В
людях койховов на картине Гапоненко, в
«Оклтябринах» Бубнова, в летчиках-дальне-
восточниках Нисского, в демонетрантах Po-

мадина ит. д. ит.д. Я попыталея передать.

эту взволнованность, внутреннее горение я
энтузиазм нового советского человека в
‘своем большом полотне «Незабываемая
встреча» (совещание жен ИТР в Кремле в.
‚мае 1936 года), : a

У каждого из нас — свое Творческое ли-_

по. Каждый «торит своим цветом». Разными
путями мы идем к одной цели. Выставка
показывает, как линии разных художников
сходятся в одной точке, в одном центре. И
этим центром является победивший социа-
лизм и Великая Оталиноквя Конституция,
Нод знаком этой гениальной Конституции
советские художники создадут грандиоз-
ные полотна социалистического реализма.

В. ЕФАНОВ

От Черного моря до Владивостока
Спокойна, гровна и сильна :
Раскинулась мощно; привольно, широко
Советская нанга страна, a
От края до края растет величаво,
Богатств ее не перечесть,
„Любовь к нашей родине — общая слава,
А труд’ — наша доблесть ‘и честь,

И чтобы страна процветала спокойно,

В декабрьский, торжественный дэнь

За самых проверенных, самых

у достойных

Пойдем опускать бюллетень.

Нет родины нашей на свете прекрасней,

Счастливей ве не сыскать,
„Мы зназм, мы видим, что Армии
` Красной

Есть что и есть чем защищать.
Пусть злобно ощерились нанги «еоседи»—
Границы на крепком замке. ~
Нас Сталин ведет от победы к победе,
И знамя не дрогнет в руке.

И чтоб’ не грозили нам новые войны, ^

дали первое в мире государство социализ-
ма — наш великий Советский Союз!

Товарищ Сталин в своем историческом
докладе о проекте Конституции говорил:
«Это будет документ, свидетельствующий
0 том, что то, о чем мечтали и продолжают
мечтать миллионы честных людей в капита-
листических странах, — уже осуществлено
в СССР». ы

Назти далекие: предшественники мечтали
не напрасно.

Нана Конотитуция обеспечивает также и
дальнейший расцвет советского искусства,

‚одного из важнейнтих звеньев социалисти-

ческой культуры.

Произведение искусства только тогда’ бу-
дет соответствовать правде об’ективной дей-
ствительности, если творчество художника
будет революционным и реалистическим,
эсли ему будут чужды формалистические и
натуралистические влияния. .

Впервые задачи советского искусства, как
искусства социалистического реализма, бы-
ли точно и ясно определены товарищем
Сталиным в бе0еде с труппой писателей по-
сле исторического решения ЦК ВКП(б) о пе-
рэотройке литературно-художественных ор-
танизаций, Раз’яснив характер и задачи со-
ветского искусства, товарищ Сталин под-
черкнул и 060606 значение деятельности
советоких писателей и художников. Он няа-
звал их «инженерами человеческих душ» и
этим определил и сложность творческой ра-
боты и ответственность советских худож-
ников перед братскими народами ССОР и
перед всем передовым человечеством, «Ин-

НАРОДНЫЙ

Новая

Boe, что я имею сейчас, . вое, чем я мо-
ту гордиться, мне дала советская власть.
Советская власть, даже в годы граждан-

искусства, самое торячее внимание. Мы,
по. мере сил, старались и стараемся ‘оправ:
даль эту заботу о нас. Но . получаем мы

больше, чем даем и можем дать сами. Наря-
ду с лучшими полководцами и крупнейши-
ми учеными я получил от моей родины
высшую. награду — орден Ленина. Я имею
почетнейшее звание — народного артиста
Союза ССР. Всей моей жизнью и деятель-
ностью в социалистическом ‘искусстве я
постараюсь ‘оправдать то величайшее дове-

_ В нашей

Сегодня счастливые народы многонацио-

несколько дней отделяет нас от знамена-
тельной даты — 12 декабря:
Небывалого расцвета достигла наша ро-
дина. Советское искусство по праву очи-
тается самым передовым, самым лучшим
искусством в мире. Театр B CCCP поль
зуется любовью и уважением широких
масс трудящихся, о нем заботится партия,

лое настоящее еще больше ценишь, когда
вспоминаешь мрачное прошлое.

“Наша театральная молодежь имеет лишь
весьма смутное представление © жизни,
быте и труде дореволюционного актерства.

До революции я много лет был &xTepoM

*.

Разрухи не падала тень,
За самых провзренных,
‚Самых достойных

Пойдем опускать бюллетень.

О чем наши деды по тюрьмам мечтали,

Сбылося

$ нас, наконец;
Нам дал Ко

нституцию мудрый нап
; Сталин —
Учитель, наш друг и отец,
а здравотвует Родина,
одиня славных, .
‚‹ Ее ‘необ’ятный нростор. j
Да здраветвуют напти 11 равных
Реснублик, любимых сестер. р
За братство всех наций, народов,
‘ ‘ : : наречий,
Всэх сел, городов, деревень,
За самых достойных

ЕЙ безупречных

Пойдем опускать бюллетень.

МИХАИЛ ГОЛОВИН
Артист Астраханского театра драмы

женер человеческих душ» — это высоков и
почетное звание, носимое советскими ху-
дожниками, — требует от ‘них критическо-
то освоения культуры прошлого, знания
настоящего, основанного не только на ра-
боте у себя в кабинете или в мастерской,
но и на постоянном общении с массами;
знания теории Ленина — Сталина, способ-
ности правдиво изображать в своих произ-
ведениях величайшие дела и подвиги, с0-
вершаемые людьми под руководством ком-
мунистической партии и великого вождя
трудящихся товарища Сталина.

Партия и лично’ товарищ Сталин береж-
но и любовно относятся к советским худож-
никам, Заботы партии и правительства о
нашем искусстве известны каждому.

Советские художники, наравне с други-
ми деятелями социалистической культуры,
ведут ответственную: и poe cig работу. Они
изобразительными средствами своего искус-
ства способствуют переделке человеческого
сознания, показывают дела нашей великой
эпохи, ‘помогают формированию . типа
нового чёловека и социалистических отно-
шений между людьми. Советское искусство
своими изобразительными средствами при:
взывает к бдительности, к разоблачению вра-
тов социалистического государства, врагов
социализма—фатшистов, их троцкистско-бу-
харинской атентуры; оно показывает вра-
тов во всей их отвратительной натоте.

Советское искусство, самое передовое. в
мире, протягивает братскую руку помощи
художникам, живущим в  капиталиотнче-
ских странах, схремящимея выбралься из.

ской войны, проявляла к.нам, работникам

„нальной Советской страны празднуют день,
`Великой Сталинской Конституции. Всего

самом плохом смысле этого слова.

правительство, великий Сталин. Это свет-

м УИ Всесоюзном с’езде Советов,

Марк Рейзен. _ а

APTHOT  OCOP
рие, которое мне оказали правительство и
партия Ленина-—Сталина.

Великая хартия социализма открывает

передо мною, человеком искусства, неогра-
ниченные трорческие горизонты, Меня

окрыляет радость и гордость за свою `ро».
вотупившую в период небывалого,

RUBY,
расцвета материальной и духовной куль-

туры. Как и все граждане Страны Советов, -

я полон энтузиазма, энергии и горячей
веры в. прекрасное будущее человечества,

Вместе ‘со всей страной мы, работники
искусств, ‘деятельно готовимся к выборам
в Верховный Совет Союза ССР. И мы от-

дадим свои толоса лучшим партийным и

непартийным ‚большевикам — патриотам
‘Hamel любимой родины.

x

тм Н. Светловидов
НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОФОР

стране все молоды

провинциальной сцены. Никогда He ив-
гладятся из памяти эти тяжелые тоды.
‘Театральное искусство было низведено до
уровня скучного ремесла, Все мы за ред-
ким исключением были Ими
‚аи
времени, ни желания, ни возможности
серьезно заняться творческой работой у
‘нас никогда не было. Новые пьесы репе-
тировались всего несколько дней и так
сырыми, недоработанными выпускались,

Многие провинциальные актеры влачили
полуголодное существование. :
® Тревожная неуверенность в завтрашнем
дне никогда не покидала нас. С наступ-
пением «великого поста» кончались спек-
такли, и актеры вынуждены были «отды-
хать». .

О выдвижении и совершенствовании MO-
лодых актерских кадров тогда не было и
речи. Известный впоследствии замечатель-
ный провинциальный актёр И. Ф. Павлен-
ков в течение 19 лет работал в театре «на
выходах». Молодой актер мог получить хо-
Тошую роль лишь случайно, если внезап-
но уходил или ee «премьер».

Недавно я был в тостях у молодых из-
бирателей, работников искусств, живущих
в Москве в: студенческом тородке. Я вемат-
ривался в эти радостные, улыбающиеся
лица молодых актеров, музыкантов, иев:
цов и художников, перед которыми Вели-
кая Сталинская Конституция. открыла ши-
рокую дорогу к творческой жизни, И я,
старый провинциальный актер, выстунаю-
щий сейчас на сцене орденоносного сто-
личного театра и недавно отмеченный пра-
вительством высокой наградой, чувствовал
себя таким же радостным и бодрым, как
окружавшая меня’ ‘молодежь.

12 декабря, вместе со всеми трулящи-
мися я буду толосовать за лучших сынов
родины, выбираемых в Верховный Совет
CCCP на основё самой демократической
в мире Конституции — Конституции по-
бедившего социализма,

Тото «моря заблуждений и разлада», в кото-
рое они ввержены капитализмом. Лучшие
представители зарубежного искусства, как
Ромэн Роллан, Генрих Манн и многие дру-
гие, всем сердцем, всеми своими помысла-
ми с трудящимися Советского Союза, с его
трудящейся интеллитенцией, р

Тов. Молотов в докладе на торжественном
заседании в Большом театре 6 ноября 1937
года говорил:

«Мы не можем сказать, что’ все народное
уже стало социалистическим. Но на наших
глазах действительно социалистическое ста-
новится народным, близким народным мас-
сам. С другой стороны, каждый может ви-
деть, что трудящиеся массы нашей схраны
воспринимают, как антинародное, как чуж-
дое народу, все антикоммунистическое, будь
то в практических делах или в научно-твор-
ческой области».

Эти слова тов. В. М. Молотова также от-
носятся и в советскому искусству.’ Совет

©кое искусство, которому исполнилось BCs

19 20 лет, находитея в процессе роста. У
него есть свои недостатки и ошибки... Но
его. двигает вперед идея социалистического
преобразования мира. Преодоланию капита-
тистических пережитков, расцвету советско-
то искусства помогает тесная связь совет
ских художников с свободным вародом жи-
вущим. по Оталинской Конституции, :
Великие завоевания социалистической ре-
волюции — право на труд, на отдых. на 06:
разование, свобода печати, обеспеченные
Сталинской Конституцией, способствуют
росту и расцвету советского искусства.

Сравнивая
с прошлым...

Чтобы по-настоящему оценить нашу пре.
красную действительность, надо знать про-
тилое.

Сталинская Конституция обеспечивает
право на образование, на труд; на отдых,
Ha обеспеченную старость. Налиа молодежь
считает это вполне естественным. Я вопо-
минаю свою жизнь. Отец мой был ниль-
шиком на одном из заводов в Ярославле,
8-ми лет я поступил в приходскую школу.
Мы. дети рабочих, не могли тотда’ раеечи-
тывать на лучшее образование. Мне, одна-
KO, повезло; у меня был дядя — кларне-
тист, учившийся в Московской филармо-
ции. Он взял меня в Москву, устроил в
юри, Это было очень трудно.
Обучение в Консерватории длилось семь
лет, а платить надо было 209 рублей в год,
Правда, имелось несколько‘ бесплатных ва-
‘тансий, Мне повезло. Я. попал на одну

из них. Окончив консерваторию, я посту-

пил в оркестр Большого театра. Я чис-
een в так называемом «резерве». 9т0 зна»

ило, что я должен заменять заболевших —
играть в любой момент, любую партию, yac-
то без репетиций, Получал я веего 50 руб-
лей в месяц. Но после студенческой толо-
‘довки это казалось мне счастьем. Вскоре
 я прошел по конкурсу в солисты, Я ечи:
таю, однако, что веем этим был обязан не
‘столько таланту, сколько’ слепой удаче.
 Ведь \сколько талантливых музыкантов,
моих товарищей, менее удачливых и менее
выносливых, погибло для искусства в дупь
‚ной атмосфере’ ночных балов и трактиров:
‚ Не так. учится мой сын. Он получил
среднее ‘образование и сейчас занимается
по классу. скрипки у одного из лучших
‘преподаватэлей Союза, професеора Л. Цейт-
лина, Он хочет также окончить! композитор-
ский класс. Но ему неё понадобится губить
свое здоровье. Он живет в Советской стране;
тр ним открыта любая дорога.

1983 г. я был. удостоен звания заслу-
жеонного артиста республики, а несколько
месяцев назад получил орден, Мог ли я да-
же мечтать прежде об этом?

Через несколько дней мы пойдем к изби-
рательным урнам. В выборах в Государот-
венную думу я не участвовал, я даже не ин:
терзеовалея ‘ими. Тотдашние «народные
избранники», ‘кадеты и октябристы, были
далеки от народа. Но’в 1917 г. находясь
‘на румынском фронте, я голосовал при вы-
борах в Учредительное собрание за список
№ 5. Это был список партии большевиков.
Через, несколько дней‘ я с радостью опущу
свой. бюллетень за кандидата, которога
выставила та же партия, обеспечивтая
мне беспечальную старость, а. моёму сыну
‘радостное настоящее и счастливое будущее.

С. СОЛОДУЕВ,
‚солист оркестра Большого театра СССР,
заслуженный артист республики, ср
деноносец,

° Бригады эстрадников
на избирательных участках

Московская эстрада активно включилась
‚В избирательную кампанию. Выделено три
бригады в помощь участковым избиратель-
‘ным комиссиям. Во главе этих бригад сто-
‘‚ят артисты Громов, Смирнов-Сокольский и
Вильяме. Они прикреплены президиумом
Ростокинского райсовета к 11, 12 и 34 из-
бирательным участкам Ростокинского из-
бирательного округа.

Помимо’ атитационно-пропагандистской
работы, артисты выступают в концертах,
организуемых Московским концертным об’

единением для избирателей.

8 декабря в Клубе мабтеров искусств в
1 час дня ‘состоится общегородское собра-
ние работников эстрады, на котором о до-
кладом. «О выборах в Верховный Совет»
выступит терой Советского Союза’ тов.
М. Слепнев.

Равноправие всех граждан СОСР, без раз-
лизия пола и национальности, всенародное
образование, обязательное и бесплатное, яв-
ляются теми факторами, которые выдви-
галот все новых и новых советских худож
ников.

„До Великой социалистической революции,
В условиях жесточайнтего гнета помещиков
и капиталистов, только чудом, только бла-
тодаря слепому случаю немногие люди из
«низов» могли получить доступ к 0бразо-
ванию, к науке и. искусству,

Гениальный русский ученый М. В. Ломо-
носов для того, чтобы поступить в Словено-
греко-латинскую Академию, должен был пе-

1 режить много унижений, скрыть свое ‹му»

жицкое» происхождение, назвать себя дво-
рянским. сыном. ;

Гениальный Ломоносов был одиноким
в своих высоких стремлениях, но он н®
боялся жизни, он шел ей навстречу, он хо-

тел узнать все. «тайны бытия», чтобы из-
менить его к лучшему.
Охваченный творческим волнением,

неустанно трудясь, смущенный трудностью
познания мира, он в тревоге спрантивал:

; Несчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

‚В свирзпом, как перо; огне —

Так я в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлён!

Ho rae жж, натура, твой закон?

Ломоносов не остановился в своих трудах,
он хотел познать все и узнал многое, он сво-
ими открытиями обогатил науку и просла»
вил русский народ. Воспоминания о вели
ких людях нашей родины учат нае многому,
Мы свято чтим их гамять,

Братские народы СООР выдвигают 14
своей среды новых Ломоносовых — ученых
и художников, Они не чувствуют себя ‹пео-
чинкою в морских волнах», они сильны св0*
ими кровными связями с народом, сильны
знанием революционной теории Ленина -*
Сталина:

Такова база — политическая, экономиче»
ская и культурная: — для дальнейшего ра0*
цвета советского искусства, Оно становится
искусством народным, искусством широких
социальных обобщений ° продолжателем
лучших классических традиций и смелым
новатором.

Советский народ ценит и любит своих
художников. Среди кандидатов в депутаты
Верховного Совета СССР мы видим и пи:
сателей и художников. Народ выдвигавт
лучших представителей советской интелли“
тенции к участию в тосударственной дея“
тельности, он выражает им свое высшее до
зерие,

Мечты о социалистическом обществе 00°
ветский народ, руководимый великим
Сталиным и коммунистической партией,
превратил в замечательные дела, равных
которым не было и нет в мире. -

Над нами восходит солнце коммунизу®
солнце золотого века человечества!

Е, ВЕЙСМАН ©

в