foe мА

СОВЕТСКОЕ

СТЕРА РУССКОЙ СЦЕНЫ

_ Иван Михайлович Москвин.

° Семья старого часовщика Москвина
жила в самом центре Москвы, в так назы-
ваемом” «городе» ва Китайской стеной.

изнь текла патриархально, медленно. За
Китайской стеной обитали «Кит-Китычи»-—
из племени, описанного Островеким, :
„ Детские впечатления навсегда врежутся
в память и чувства Ивана Михайловича
Москвина: и заунывиое нение нищих-бро-
дяг, и рассказы о ‹праведниках», и теплые,
летние ночи на дорогах, и мерная речь по-
старинке живущих мужичков,

‚ ды артистической зрелости.

Ilo ложным семейным обстоятельствам.

вышлю так, что отарик Москвин мог дать

настоящее   образование одному лишь сыну.
— Михаилу, Ивану же пришлось кончить.
чилище да прослушать тодич- —

тофодское.
ный курс бухгалтерия. —

‚ Иван Михайлович в 16 лет ощущал себя’
«коммерческим человеком», но коммерции.
сильно мешал театр. Первая доза театраль-.
ОГО «яда» была проглочена. в театре Кортиа. .

Здесь играла тогда первоклассная труппа
во тлаве с В. Н. Давыдовым. Билет на та-

лерку стоил 20 копеек, и уз, разумеется,
не пропустил Москвин ни одного утренни-.
ка, трепетно впитывая в себя сладкую теат-
ральную отраву. Но еще сильнее было впе-_

Чатление от Малого театра. Только бывать
на снектаклях Малого театра приходилось

Москвину редко: здесь галерка стоила уже.

35 копеек — цена, малодоступная для мо-
лодого человека по бухгалтерской части!
Москвина‘ неудержимо потянуло на сце-

ну. Решил держать экзамен в школу Ма-.

лого театра. Он читал «Песнь о вещем Оле-
те» Пушкина, читал со всём пылом молодо-

го увлечения и вдруг, неожиданно, на чет-

вертом отихе ему сказали:
— Довольно, благодарим Bac.

И это было сказано ни кем иным, как.

его любимцем А. П. Ленским! 3

Две недели болел Москвин этой обидой.
Он был убежден, что его не поняли и не.
оценили, и потому решил попробовать еще.
раз. Пошел, в Филармоничеёское ‘училище, .

читал басню «Осел и соловей». Крылов, как,
товорится, вывез. Москвин был принят. Но
пронтло полгода, и руководитель курса
Вл. И. Немирович-Данченко, после полуго-
дичного испытания, заявил, что оставаться
Москвину в школе бесполезно, так кав нет
у него данных быть артистом. Впрочем,
взглянув на побелевшее лицо Москвина,
взыскательный Владимир Иванович смяг-
чился — разрешил продолжать заниматься.

Москвин стал работать с таким прилежа-
нием, с таким усердием, с такой страстной
жаждой познания, что скоро укрепился в
классе. На выпускном экзамене он с очень

‚ большим успехом сыграл ряд развообраз-
нейших ролей: доктора Ранка в «Hope»
Ибсена, Бальзаминова в комедии Остров-
ского, Чиркова в «Старых годах» Шпажиз-
ского и Жоржа Дандена — Мольера, .

Кончив школу. Москвин тотчас же полу:
чил приглашение участвовать в поездке.
Г. В. Федотовой, собиравшейся на гастроли
в Тамбов А. Л. Вишневский  «сосватал»
ето в эту поездку. В Тамбове Москвин играл
в «Василисе Мелентьевой» три роли: Бори-
са Годунова, мужика-доносчика и врача
Бомелия. Роли были в стихах. Юный актер
растерялся, все перенуталось у него в то-
лове. Когла вышел в Борис Годунове, от
волнения ничего не мог сказать — слова
ив всех трех ролей смешались в причудли-
вый клубок. Наступила длиннейшая пауза.
Москвин так и 6 мог сказать первой фра-
зы — за него проговорил реплику громким
голобом Вишневский, стоявший ва кулиса-
ми. На смерть перепугался Москвин, и сле-
дующую роль — мужика-доносчика, кото-
роте приводят к самому Ивану Грозному,
играл с таким. настоящим страхом в душе,
что монолог его прерывали дважды аплоди-
ементами.. Ему был тогда 21 год.

Поездка кончилась в июне, а с сентября
Москвин начал службу у 3. А. Малиновской
в Ярославле. За один сезон исполнил 80
ролей, некоторые из них были большие:
Аркашка в «Лесе», Оргон — в «Тартюфе»,
Жорж Данден. Второй свой профессиональ:
ный сезон он провел в театре Ф. А. Корша.
Здесь играл водевильных дедушек, палат
и дядюшек. : :

В 1898 году Вл. И. Немирович-Данченко
стал собирать своих бывших учеников. по
Филармонии Вл. И Немирович-Данченко и
К. С. Станиславский открывали «Москов-
‘ский  художественно-общедоступный Te-

атр».
ее ли говорить 0 том, с какой pa-
достью пошел Москвин на зов учителя. С
этой минуты вся жизнь Москвина пошла
по иному руслу. Судьба его решилась раз
и навсегда; Актер Художественного театра
«первого призыва», он остается на ето сце-,
He по сей день, являясь ее гордостью в
главой на протяжении сорока лет.

ТПШестБ актёров Художественного театра
на даче в Пушкине, где шли репетиции,

тотовили роль Царя Федора. На первое ме:

сто как будто бы выходил Адашев. У
остальных пятерых, в том числе и у Мо-
еквина, роль не ладилась. Занимался с ни-
ми К. С. Станиблавский, — Вл. И, Немиро-
вич-Ланченко был в отпуску. Вернувшись,

Владимир Иванович с великим для себя  .

оторчением узнал, что нет у Москвина шан:
сов играть

уверенный в Моеквине, стал работать с ним,
и результат оказалея блистательным: вы
бор К. С. Станиславского остановился на
Москвине. т.

Когла 14 октября 1898 года родился Ху-
дожественный театр. о котором говорят. что
он разделил всю историю русского театра
на два периода — до появления МХТ и
после его создания, -- в этот жё вечер

ремьеры «Федора Иоанновича» родился и

осквин, как актер, которому вуждено бу-
хлет сказать новое’и весов слово в историй

русского сценического реализма. i

«Моеквин, в парике в скобку, в жидень-
кой бородкой, товорит слабо — в иных ме-
стах еле слынено, слегка нараспев, по-дьяч-
ковски и с изумительными, ему свойствен-.
ными московскими, кремлевекими, старо-
лавними интонациями», — писал один из
критиков спектакля и утверждал, чТо «та-
кото человека, как Москвин, — Как потом
обнаружилось, ‘крупнейшего актера,
нужно было бы сто дет выискивать и не
найти для того, чтобы такой не сыграл, а
просто вышел на сцену, как подлинный,
’ телом слабый, духом романтический царь
` Федорэ.

За, 36 лет службы в Хужественном театре
переиграл Москвин множество ролей. В их
разнообразном списке есть роли лириче-
ские, как роль Федора, роли трагические,
как Арнольд («Михаил Крамер») и Освальд
(в «Привидениях»); есть роли ярко комн-
ческие — Епиходов в «Вишневом саду»,
ВБобчинский в «Ревизоре». Широк размах
дарования Москвина — от обезумевшего
Отёрмана в «Драме жизни» до потрясаю-
его железную клетку Пугачева и стихий-
ного в разгуле своем ЖХлынова в «Горячем
сердце»,

Лукавый старичёк Лука в горъковсвом
«На днё» и наивный офицерик Роде в’ ч6>
ховских «Трех сестрах»; тупой, ненужный
В своей «честности» доктор Львов в’ «Ива-
нове» и снусно хихикающий Загорецкий в
«Горе от ума>; умирающий от чахотки жал-
кий Касьянов в найденовских «Стенах» 4
показанный в романтическом ореоле пуш-

и ньяная.
удаль засулявших в трактирах купчиков. _
Вее это — давнее, незабываемое, детское —
воскрестет с неожиданно яркой силой вго-

едора: Но Владимир Иванович,  .

х

кинский Самозванец; ласковый Кот в «Си-
‘ней птице» и штабс-капитан  Снегирёв-
«Мочалка», с ого трагическим «фокус-поку-
сом» в «Братьях Карамазовых»; «живой
труп» —- Федя Протасов и етрастотерпец
‘наследотва Прокофий Назухин; елейный
 Фома Фомич Е: в «Селе Степанчико-
В6> И «0666 на уме» Городничий в «Реви-
воре». Какое разнообразие типов и образов,
каное творческое богатство.
‚ Выли в. этой удивительной галлерее po-
ли, не удавшиеся Москвину, как, например,
Самозванец, были роли’`‘мало его характе-.
ризующие, — вроде какого-нибудь Норомыс-
лова в андреевской драме «Екатерина Ива-
новна»; были роли недоработанные —
Освальд в ибсеновских «Привидениях», но
и на них тот глубоко индивидуальный от-
печаток, который выражает основные эле-
менты москвинского творчества: и прежде
всего непосредственность таланта,  отбут-
ствие каких бы то ни было посторонних
влияний и воздействий. г
В артистической манере Москвина еле-
дует отметить его необычайное умение: вы-
пукло ‘оттенить какую-нибудь одну, особен-
но рельефную черту персонажа: вкус-к му-
чительству, самоистязательству, к надры-
ву — в штабс-капитане Снегиреве; жили-
стая, упругая, крепкая воля к стяжатель-
ству с буйным размахом в минуту торже-
ства и с хорошо наигранной приниженно-
стью в момент поражения — в Порфире
Пазухинё; спокойная уверенность в торже-
ство разума и справедливости — у профес-
вора Горностаева’ в «Любови Яровой».
  Но эти особенно рельефные черты и чер-
точки: умеет. Москвин сложить в образ
огромной типичности, в образ глубоко реа-
лиостический, при чем разы Москвина
почти всегда приобретают характер боль-
того социального понятия. Так; он не толь-
Ко играет. Хлынова, но передает и «хлы-
повщину», лгунишка Ноздрев-в исполнении
Москвина дает нам вполне законченное
представление 0 «ноздревщине» ит. д. С
особенной выразительностью это сказалось
‘одной из самых блестящих ролей Москви-
на — в Фоме Фомиче Опискине, в этом
‘усложненном типе «русского Тартюфа» —
ханжи, лицемеёра, мелкого негодяя.

ш
Трагедия и эпос. Вот

Пафос и лирика.

транипы творчества Москвина. И часто ко-
мическое перерастает в трагическое. Так

^ БОЕВОЕ

` Сейчас, когда весь наш народ взволнован-
HO MU радостно готовится к историческому
дню — 12 декабря — дню выборов депута-
тов в Верховный Совет Союза ССР, — мы
с гордостью вспоминаем путь, пройденный
за 20 лет нашей родиной, Нет буквально
ни одного ‘участка, ни одной отрасли жизни
страны, где бы не было больших побед,
достигнутых народами Советского Союза
под гениальным. руководетвом партий
большевиков И. ее мудрого, любимого вождя
— товарища Сталина Бебспорных дости-
жений добились и:работники искусства, ко-
торое стало ‘теперь по-настоящему  народ-
ным, массовым. Выросла аудитория чита

в своей областв — а часто и в нашей об-
ласти — не меньшими, если не большими.
художниками, творцами. Выросло не толь-
ко количество театров и работников ие-
кусств. Необычайно поднялось качество их.
работы. Расширились возможности, сред-
ства, виды творческой работы. Перед ху-
дожниками открылись необычайные по’
увлекательности перспективы, На-днях мы.
подводили первые итоги первого всесоюз-

чтения. Этот конкурс был первым не только.
в Советском Союзе, но и во всем мире. =~

Русская культура знала и до революций
ряд ‘выдающихся, порою замечательных
чтецов и раесказчиков, преимущественно из
среды артистов драматического театра. Но
это были талантливые одиночки. Недаром
один: из крупнейших мастеров художествен-
ного чтения -- покойный А. Я. Закушняв
— называл евои литературные концерты
«интимными вбчерами», Сейчас искусство
художественного чтения из интимного», из
камерного стало массовым и народным. У
нас новая миллионная аудитория, у нас
тысячи домов культуры, клубов, изб-чита:
‚пен, лекториев; концертных зал, где зву-
чащее художественное слово встречает
исключительно внимательного, чуткого и

Bie

телей, зрителей, слушателей, являющихся

вого конкурса мастеров художественного.

т

было, например, с Впиходовым в «Вишне-
вом саде»; Вот наблюдает Внихолов сцену

кокетства Дуняши с лакеем Яшкой Мо-
‚сквин — Впиходов жует яблоко. Но жует
он его так, что являет вид не только полной
растерянности, но и глубокой драматична-
сти. В этом конторшике, «читавшем Бокля»>,
аскрывается как ‘бы зародыш Отелло —

телло, обманутого в своей доверчивости!
Страдающее лицо, как и лицо комическое,
показывает Москвин с глубочайшим про-
никновением и в драматическую и коми-
ческую сущность роли: умирающий Федя
Протасов также незабываем, как и Нозлрев,
вставший в позу Наполеона.

Говоря о Москнине-актере, как не вепом-
нить о Москвине-чтеце. Москвин, читающий
«Хирургиюз, «Лошадиную фамилию», «Ха:
‘мелеона», «Злоумышяенника» Чехова, рас-
крывает комические образы Аптоши Чехон-

те с такой же выразительностью и силой,

как и образы Антона Чехова, ‘играемые на
сцене. Впрочем, Москвин” никогда не чи-
тает. в прямом значения слова. Он свое чте-
ние всегда иллюстрирует жестом, и иногйа
одной только «игрой лица» — разнообраз:
нейшей своей мимикой — он и без слов
доносит весь аромат юмора.

Творчество Москвина — глубоко реали:
стично. Образы его — народны, тональность
их мажорна и светла. ; : i

Москвин-художник HeoTaenuM. - or Mo-
сквина-гражданина, «Москвинский». темпе-
рамент сказалея в; той общественной ра:
боте;. которую он ведет всегдя с такой го-
рячностью. Великие годы побед социали-
стической революцин дали Москвину пря-
ток новых сил. С глубокой искренностью го-
ворит он о’процессе своего роста: как. гра»
жданина ССОР. Делегат исторического
Чрезвычайного \И С’езда Советов, утвер-
ждавшего Сталинскую Конституцию, член
редакционной комиссии, работавший нал
текстом этого величайшего в истории чело-
вечества документа, кандидат в члены Вер-
ховного Совета — вот замечательные. эта
пы того пути, по которому идет И. М. Мо-
сквин. И несомненно, что свои голоса изби-
ратели: Фрунзенского района города Мо-
сквы, города, с которым кровно’ связан.
Иван Михайлович, отдадут ему, замечатель-
ному художнику и верному сыну великой
родины. не

Юр. Соболев

‘ у у <
требовательного слушате-
ля. В процессе культур-
ного роста страны худо-
жественная литература
заняла почетное и ответ-
ственное место. Воспиты-
вая читателя, она. помо-
гает ему познать жизнь для того, чтобы ее
‘перестроить. Художественное чтение яв»
ляется средством глубокой, образной про-
паганды литературы. При творческом с0-
действии армин чтецов книга остановится
аще более сильным и действенным. средет-
вом культурного ‘и политического воспита-
ния масс. Искусство художественного чтё-
ния позволяет в живой, увлекательной фор-
ме пропагандировать лучшие образцы лите-
ратуры. Беря современный, актуальный,
политически заостренный репертуар, чтецы
могут и долтны стать активными бойнами
8& коммунизм, пропагандистами передовых
идей нашей эпохи, Е a
Первый всесоюзный конкурс был специ:
-ально посвящен октябрьскому репертуару.
Он должен был явиться и явился провер-
Кой того, насколько осознана основной мас-
сой чтецов огромная политическая ответет-

‚венность актеров перед своей аудиторией:
На конкурсе выступило свыше 120 чтецов,

прибывших из 15 городов нашего Союза,
главным образом. из Москвы и Ленинграда.
`Конкурс наглядно показал, что за послед:
‚ние годы выросло целое поколение талант
ливых мастеров художественного чтения,
ОПоказателен тот факт, что на второй заклю:
чительный тур жюри конкурса сочло  вов-
можным допустить 85 человек, а из них
20 — отметить, наградить денежными пре-
-миями и почетными дипломами.

Некоторые из участников конкурса вы-
ступали несколько лет назад в Москве  на
олимпиаде звучащего слова. Сравнивая их
выступления, видишь, как окрепло HX Mar
‚ стерство, стало’ тоньше, целеустремленнее,
Конкурсе ‚обнаружил значительную труппу

многие специалисты ничего не знали, но
которые честно, упорно работая над собой,
вотречаясь емевечерне с массовым слуша-
телем, стали хорошими пропагандистами co-
ветской литературы. Конкурс обнаружил
чрезвычайное многообразие форм, направле-

эпохи.

] культивировался

i то прогрессивного человечества.

молодых талантливых чтецов, о которых

ИСКУССТВО

Воскресенье,

5 декабр

я 1937 г. №

Хуложник и народ,

«Художник — в неоплатном долгу перед
народом». С’ сознанием этой истины я на-
чал свою работу на тейтре. Мысль об этом
всегда волновала лучших моих товарищей
по сцене а представителей старшего ноко-
ления русских актеров, у которых я учил-
‚ся творческому отношению к искусству.

Я хорошо видел до революции разницу
между долгом подлинного художника, ра-
ботника. искусства, перед народом и «дол-
том», о котором так любили распростра-
няться прекраснодушные либералы-интел-

‘  литенты, Их «долг» был лживой ширмой

людей, которые кроме себя не любили ни-
кого. Им не было никакого дела’ до: наро-
да. Настоящий же художник знал, что
создателем. всех. материальных и духов-
ных ценностей является народ. меть
черпать темы и образы из сокровищницы
народного творчества, уметь оботащать эту,
сокровищницу своим творчеством и своим

`  мастерством — к этому стремился каждый

выдающийся русский писатель, художник,
актер. Служить народу — такова была
самая сокровенная мечта лучших пред-
составителей русского искусства во все

Но правящие классы делали все вод-
можное для того, чтобы художник был от-
‘делен от народа и в своем творчестве и в

личной жизни. в “

Народ никогда, в сущности, не появлял-
сея на спене дореволюционного русского
театра. Были, правда, в спектаклях «на»
родные? сцены, но, по существу, они сво-
дились к эффектным массовым «паралам».
и не выражали, конечно, ни мыслей, ни
чувств народа. Были в ряде пьес и моно-
логи о народе, но спектакля, в котором бы-:
ла бы рассказана вся правда о вародной
жизни, дореволюционный русский театр не
показал. — : :

Оторванность от народа в сильнейшей.

/ степени влияла на творчество и мировов-

зрение русского актера. В актерской среле
индивидуализм,  преклу-
нение перед героем, как человеком, стоя-
IBM вне общества и над обществом; aKTep-
трагик всегда ассоциировался в представле-.
нии зрителя с образом человека, противо-
стоящего «толпе», с образом человека «не
от мира сего». —

Не легко было многим актерам изобра-
жать в дореволюционном театре народ,

не зная его жизни. Когда приходилось

‘играть (что’ бывало очень редко) какого-

Народная артистка Союза ССР. Екатери-
на Павловна ‘Корчагина-Александровекая
принимает самое активное участие в. обще-
ственно-политической жизни страны, яв:
 ляясь частой и желанной гостьей на фабря-
ках, заводах, в красных уголках и клубэх,
в красноармейских частях и в шахтах. Ле:
нинградекая общественность неизменно д8-
` легирует В П. Корчагину-Александров-
скую на сезды и конференции, В этом ярко
проявляются любовь и уважение широких
‚масс в. своей народной артистке. :

’ В. 1936 году: Вкалерина ‘ Павловна ‘была
’делетирована на Чрезвычайный УТ Веа-
союзный: в’езд Советов. Вместе с. лучшими
йз лучших людей Советской страны . ona
‚была избрана в состав редакционной -Ко-
‘мисии, выработавшей под о руководством
‘товарища Сталина окончательный  текет.
Конституции. : у

— С чувством огромного’ волнения ий ра-
‚дости подходила я к Премлевскому двир-
цу, — рассказывает Екатерина  Павлов-
‘на, — Вель я была в числе тех двух тысяч
‘делегатов, которым наша великая ро
‘дина доверила почетную обязанность —
‘обсудить и утвердить Сталинсокую Копсти-

< Птуцию, И я невольно вспомннаю далекие

‘времейз, когда тринадцатилетней девочкой
бродила голодная и оборванная по Москве,
которая стала сейчас сердцем  и мозгом все:
На с’езде Е,. П. Корчагина_Александров-
ская произнзоля замечательную по силе и
‚страсти. речь. : a
  — Как видите; — взволнованно говорила
Екатерина Павловна, — юной считать меня
нельзя, но на самом деле’ — мне всего двад-

цатый год, нотому что только после Ок-

‚ тябрьской революции я поняла, для кого я
творю и кому я несу свое искусство. Эту
творческую. молодость чувствует. каждый
из нас, ибо ней высшего счастья и большей
чести для советского художника, как слу-
жить своим искусством трудовому народу.
` Ныестоящий художник” должен жить пере-
‘довыми иденми своей эпохи. Только тогла.
его искусство будет жизненно и ценно.
Эти передовые идеи нашей эпохи закреп

лены в новой Конституции, Bor почему
этот исторический документ для нас дорог
и велик,

‹ Продолжительными овациями встретил
с езд горячие слова Корчагиной-Алексан-
провской о преданности делу социализма,

z

ний работы чтецов, разнобразие творческих.
индивидуальностей. Достаточно хотя бы.
для примера назвать имена чтецов, вышед-
IHX B итоге конкурса на первые ‘места —
Яхонтов, Орлов. Шварц, Журавлев, Бала-.
пов, — чтобы увидеть, как много ярких ин-
дивидуальностей, своеобразных средетв ху-
дожественной выразительности создало ис-
кусство. слова. :

Сравнивая” ‘ результаты олимпиады  1933.
года в первым.воссоюзным конкурсом, мож:
но констатировать, что боевая советская те-
матика, актуальные и политические темы
всё больше увлекают наших чтецов. С
эстрады звучат произведения народного
творчества — чудесные песни народных
певцов Сулеймана Стальского, Джамбула,
народные сказы и песня,

Материалом для творчески-пропагандист:
`ской работы чтеца становятся не только
‘произведения лучших наших писателей —*
’ Маяковского, Шолохова, Горького, но и чи-
сто публицистический на первый взгляд
‘материал — речи Димитрова и Долорес
Ибаррури, рассказы рабочих и инженеров
о встречах с вождями революции, которые
опять-такя пря умелом творческом подходе

исполнителя оказываются документами
отромного политически-художественного
воздействия. pe

Значит ли это, что Нас могут полностью
удовлетворить итоги конкурса? Никонм об-
разом. Мы даем еще стране, народу значи-
тельно меньше тото, что обязаны и можем
дать. Громадное значение искусства худо-
‘жественного чтения, серьезность и важность
задач, выдвигазмых пёред чтецом, требуют
от него преданности делу сониалистическо-
го строительетва, не только высокой ноли-
тнческой грамотности и общей культурной
MOATOTOBKA, HO и подлинного овладения
‘техникой своего искусства. Чтец должен
уметь найти такие средства художествен-
ной выразительности, которые бы с наи-
большей политической заостренностью и
правдивостью раскрывали идейное содержа-
ние исполняемого произведения,

Надо ответетвеннее относиться к подбору
репертуара. Конкурс был об’явлен за пол-
тора месяца до его начала, накануне 20-ле-
тия Октябрьской социалистической револю-

‘героев, персонажей шекспировских

‘ной народ, но были бессильны

нибудь человека из народа, мы изворачи:
вались, мы старались что-нибудь выду*
мать. Редко это удавалось. Актер не знал,
как и чем живет русский народ. i

Конечно, иногда прорывалясь наружу
чувства, мысли русского актера о судьбе
родного парода! Мы произносили с пол»
мостков сцены монологи шиллеровеких
пьес,
трагедий Корнеля, Расина и в нашем ис
полнении был особый подтекся; обращен-
ный к народу, до которого, быть может,
слова. наши не всегда доходили, Игра рус-
ских актёров была зачастую насыщена
гневом и скорбью, пламенным протестом и
тлубочайшей человеческой надеждой Но
это были екорбь. и пафос; надежда и отчая-
ние Дона Карлоса и Карла Моора, Гамлета
и Лира, персонажей треческих трагедий;
Мы любили всеми силами сердца наш род-
выразить
во сцены нашу‘ любовь к  нему.

У Малого тватра, «Дома Щепкина» были
свои демократические, складывавшиеся де-
сятилетиями, традиции. Корифей Малого
театра создали бессмертную таллерею сце-
нических образов в репертуаре Островского
и других русских классиков; крупнейшие
актеры нашего театра были в постоянном
общении с радикальной интеллитенцией.
студенчеством, представителями  разночин-
ного люда. Великий Щепкин был крепост-
ным крестьянином *. а if

Но сам Шепкин — выходец из народа,
завоевавший громадную славу — был рел-
ким исключением в ту эпоху. Для народа.
были закрыты все пути в театральные и
лругне художественные школы. Мы знаем
0б одном гениальном народном писателе
Алексее Максимовиче Горьком, творчество
которого стало достоянием культурной о-
кровишницы всего человечества. А сколько
было таких народных талантов, которые не
смогли осуществить своего подлинного жиз-
ненного призвания и погибли!

1 Любонытное биографическое сопостав-
ление. Щепкин порвал с русской‘ деревней,
став одним из крупнейших русских профес-
сиональных актеров своего времени. Два

‘года назад актриса Малото театра Щенки-

на, правнучка великого Михаила Семену:
вича Щепкина, пошиа работать в. Земет-.
чинский колхозный филиал налиего театря,

‘зрительный зал которого состоит исключи-

тельноиз колхозников-крестьян.

любви к своей великой ‘родине и готовности
отдать: все силы и жизиь для ее защиты.

— Как свободно и просто, — вопомина-
ет Екатерина Павловна, — чувствовала я
себя в этой большой и сплоченной семье,
несмотря на различие национальностей и
профессий, единой в своих лучших 1п0-
мыслах и устремлениях, охваченной еди-
ной любовью к своей родине, к своему вож-
дю товаришу Сталину! 9 « у

8 декабря 1936 года делегат Чрезвычай-
ного УП Всесоюзного `с‘езда Советов В. П..
Корчагина-Александровская ‘встретилась ‘с
коллективом Ленинтрадского академичес-
кого театра драмы: Первые ее слова были
побвящены творцу великой Конституции,
родному и любимому товарищу Сталину.

— Речь товарища Сталина! —‹ сказала,
i. Il. Корчагина:Александровекая, == про-
извела на’ меня ‘неизгладимое впечатление.
Эта речь: вождя народов заставляет меня
работать еще лучше, отдать все свои ана-.
ния и силы социалистическому обществу.
Мы; работники искусств, слушая мудрую и

вместе с тем ясную и четкую пб форме речь
гениального вождя, должны учиться созда-
звать с такой же простотой’ и ясностью твор-
ческие образы’ во всех областях ис-
‘кусства. я :

Об изумительной правде, простоте и до-
  ступности великого вожля Корчагина-
 Александровекая много говорила на собра-
 виях и в печати. !
  — Меня поразила не только проникно-

}

‘венная глубина и строгая лотичность до-

«Родина счастливых»

Гослитиздат выпускает из. печати сборкик
стихов советских поэтов «Родина счастли:
вых» под редакцией И. Уткина, Этот сбор-
ник посвящен выборам в Верховный Совет’
СССР. В сборнике помещены стихи и песни
54 поэтов: Сулеймана Стальского, М. Свет-
лова; С. Кирсанова, П. Маркиша, Янки Ку-
палы, Демьяна Бедного, В. Казина, Н. Вабо-
лоцкого, И. Уткина, В. Луговского, В. Ле-
бедева-Кумача, Н. Асеевах П. Тычины,
 В. Гусвва, М. Голодного, И. Салофьева,
О. Городецкого, А, Жарова; Д. Алтаузена и
др. В этом же сборнике помещены народ:
ные песни Украины, Чувашии, Немцев По-
волжья, записанные с0 слов колхозников.
Тираж сборника, 50 тыс. экземпляров. .

у

ции. Он должен был явиться провёркой
‘подготовленности чтецов к этой историче-
ской дате, То, что ряд чтецов, работу кото-
‚рых я ценю и уважаю, оказался лишенным
возможности принять участие в конкурсе,
никойм образом не может быть оправдано
«поздним» об’`явлением условий, тематики
вонкурса. О приближении исторической да-
ты 20-летия Октября все мы знали, и хо-
рошо подготовиться к ней было делом че-
сти важдого работника советского искус-
ства. : i

Давая оценку репертуару. исполнявшему-
ся на конкурсе, приходится отметить, что
произведений, показывающих руководящую
роль партии большевиков как ‘авангарда
трудящихся в боях за социализм, члецы
исполняют, слишком мало. Мало’ произве-
дений, где бы глубоко, художественно по-
казывались ‘вожди народа — Ленин и
Сталин, герои нашей родины. Такие ответ-
ственнейшине темы, как оборона страны,
разоблачение фашизма, международная со-
мидарность, социалистическая деревня,
антирелигиозные темы, подчас освещаются
поверхностно и примитивно,

И, конечно же, произведения народного
творчества, в, частности русского, могут и
должны быть использованы лучше и чище
Пробелы ‚в репертуаре чтецов во многом
об’`ясняются тём, что наши писатели и по-
эты не думают о репертуаре для эстрады.
„Хочется думать, что результаты. конкурса
будут специально обсуждены Союзом совет.
ских писателей, и из этого будут сделаны
хорошие выводы, Но одновременно надо
отметить, что многое из того, что появляет:
ся в печати и с успехом может быть ис:
пользовано для исполнения, часто нё при-
влекает внимания чтецов.

‘За ‘иоследние годы кадры чтецов выросли
во много раз. Конкурс показал, однако.” что
огромный спрос ва этот вил искусства и
мнимая «легкость» работы в этом жанре
вызвали засорение рядов ‘исполнителей, Это
особенно касается периферии, где полвиза-
ется немало слабоквалифицированных ис:

полнителей, которые компрометируют, вуль:

таризируют, а порой и политически иска:
кают исполняемые ими произведения На
иополнительской манере ряда выступавших

А сейчас буквально каждый год, каждый
сезон приносит нам. новые имена одарен-
ных музыкантов, композиторов, писателей,
актеров, художников, из’ которых многие
уже в свои юные годы приобретают широ.
кую и заслуженную известность по Beet Has
щей стразе и далеко sa ee пределами. Вот
тот резервуар подлинных культурных цен»
ностей, о котором мы в годы нашей молодо-
сти знали, но который ‘был заперт семью
печатями классового гнета, полицейского
произвола и капиталистической экоплоала-

ИИ, :

. Великая боциалистическая революция
открыла народу’ двери театров. Между но-
вым вритедем и актером стали складывать.
ся новые взаимоотношения. Народ nos:
вился и на сцене театра. И не как безмолв-
ная толна, бездейственная масса или хор
разодетых статистов, а как главное дей.
ствующее лицо. И в «Земле», и в пьесе «На
берегу Невы», и в «Мятеже», и в «Чапаеве»,
и в других пьесах действует народ. Я здесь
не даю конкретной оценки упомянутых
мною пьес, — не в этом дело. Важно, чо
все они ‘носвяшены жизни и борьбе на.
рода.

Первое двалцатилетив Великой Октябре.
ской социалистической революции развяза.
ло творческие силы нё только одного ру:
ского народа, но и всех многочисленных на.
родов, порабощенных некогда Российской
империей. Ознакомление с художественным
народным творчеством, о самом существо:
вании которого многие из нас забывали
после тикольных лет, стало ныне повее-
дневным бытовым явлением. И каждое та.
кое ознакомление неимоверно обогащает
и Наше знание о жизни и людях, и наши

собственные художественные .BOsMORHO-
CTH. ~ !
Новая жизнь моей родины, создавшей

все то, чем ботата и славна сейчас страна
Советов, нашла. свое ярчайнтее отражение
в великой хартии освобжденного челове
чества — в Сталинской Конституции. Ве
личайшее счастье художника наших дней
заключается прежде всего в том, что он ак-
тивно участвует в социалистическом строл-
тельствё. Мы — подлинные хозяева нашей
собственной жизни. Народ свободен! Сво:
боден и художник советский. который пя:
тается творческими ‘соками народа и отда-
ет вму все горение своей дунит, весь пафоз

своего сердца.
А: А. Остужев
ие : НАРОДНЫЙ АРТИСТ COOP

- KOPUAPMHA-AJIEKCAHHPOBCKAS ©

клада, носи та простота, с которой говорил
этот гениальнейший из людей нашей эпо-
хи. Он товорил просто, без ораторской ря:
совки, ни разу не повысил голоса, как бул
то это был не доклад, решавший судьбу a
счастье народов, а товарищеская  0есвла,
Затаив дыхание, слушали делегаты с’езда,
вместе с миллионами трудящихся, эту прав:
дивую речь о победах социализма, 00 00-
вобождении человечества, - :

— Мы должны, — писала она, — сле
лать эту правду и простоту основным CTH:
лем, основным качеством всего. нашего: ис*
кусства. Мы должны почерпнуть в народ
ном творчестве новые силы для дальней:
итего роста, утвердить во всех областях ис
кусства реалистическую правду нашего со:
циалистического сегодня... Быть
выми, простыми, искренними,

я

sie + se

правди:
народы:

ми — вот чему учит нас сталинский po.

клад, наша социалистическая Конституция,

С волнением вспоминает Икатерина Па»:
ловна свою работу в редакционной комис
ий с’езда, тде вместе с товарищем
Сталиным и ето! славными соратниками
сна обеуждала Основной закон социалисти:
ческой родины.

Екатерина Павловна ‘поделилась сб сво
ими товарищами по работе воспоминания:
ми © теплой, дружеской беседе в
т. Молотовым, у

— Я рассказала товарищу Молотову, чт
когда мне-было 13 лет, я вместе со своей
матерью — бедной актрисой — голодала в
старой Москве. А теперь в сопиалистичес:
кой Москве вмест6 с избранниками народа
я, обсуждаю исторический документ —
Сталинскую Конституцию. `

— Погодите, будет еше лучше, — 0тве
тил мне В. М. Молотов,

В письме к своим «молодых друзьяю
Е. П. Корчагина-Александровская раовка-
зала о том, как чутко, внимательно отно:
`сится & людям великий Сталин. «Пусть
будет, — писала она, — больше товарище-
ской теплоты и чуткости в вашей работе,
в вашем быту».

meer

На выборах, провоцимых на основе Tol

самой Конституции, в редактировании Ео-
торой катерина Павловна
участие. вместе с лучшими людьми страны,
вместе ‘с великим Сталиным, ее кандидае

принимала

тура выставлена в Совет Союза Верховною

Совета СССР.
М. ЛЬВОВ

==: oS ee

‘чтецов: (и это васаетоя уже Не толбко пери’
`ферии) лежит печать вредных влияний
формализма, натуралистических штампов,
ремесленных приемов, дешевого наигрыш,

Все это требует от нас сделать серьезные

выводы из’ конкурса. Надо наладить по

готовку новых кадров, создать студий, у
стерские, творческие ‘ансамбли, где бы че
цы могли повышать свою культуру, разр
батывать творческие проблемы,

Надо помочь талантливым молодым те
цам из среды художественной самодеятель
ности.  Представители самодеятельности 18
принимали широкого организованного уз
стия в конкурсе. И все же жюри отметило
исполнение трех чтецов самодеятельности
— педагога, школьницы и представителя
нашей славной Красной Армии, Представи:
тель  красноармейской  самодеятельнойя
т. Дубницкий дал на конкурсе поучитель
ный для многих профессионалов  пряме
четкой творческой работы. Выступая #
втором Type конкурса, т. Дубницкий про.
чел стихи, посвященные выборам в Ве
ховный Совет. ‘Которыв появились только
за несколько лней ‘до этого в одной из це!’
тральных газет. :

Нет никаких сомнений. что, опираясь #8
опыт конкурса, чтецы будут повышать, 0
тачивать технику своёго искусства, серве
нее относиться к репертуарной проблем
тотовиться к новым творческим соревнов®
ниям. Мы должны добиться такого 1010:
жения, чтобы конкурсное исполнение 0°
тябрьского материала’ не заставало враг’
нлох отдельных мастеров художественное
чтения, а чтобы вебь! их репертуар был 10
духу и по форме по-настоящему октябрь
СКИМ.

С огромной радостью, читал я замечатель
ную речь Михаила Ивановича Калинииь
посвященную советской трудовой интелли”
генции. М И. Калинин говорил о том, 545
об’единяет нас вехикая цель борьбы ®
построение коммунизма А такая высокая
цель, говорил он, делает каждого; даже 4
мого проваического человека поэтом, Это
поэзией борьбы за коммунизм мы должны
зоодушевить всю нашу работу,

В. И. Качалов

НАРОДНЫЙ АРТИСТ