Onno из лучших достижений украинсной
сцены в этом году — созданный заслужен-
ным артистом УССР А. М. Бучмой образ
Ленина в спектакле «Правда» (Киевский
театр им. Франка). Ниже мы помещаем. вы-
сказывания А. М. Бучмы © работе над
этой ролью. Le

— В моей работе над созданием образа
Владимира Ильича Ленина в пьесе «Нрав-
да» А. Корнейчука я использовал много.

источников и исторических документов —  .

воспоминания его ближайших соратников,
материалы Музея В. И. Ленина в Москве,
скульптуры, кинопленки, граммааписи, фото
и др. Весь этот богатый и разнообразный
материал нужно было пережить, сконцен”
`трировать в одном ярком фокусе и нере-.
нести на вцену. т те.

Создавая образы шекспировских и шил-
перовских героев, живших в далеком пропт-
лом, мастер может, не согрешив против

— исторической правды, свободно трактовать
поведение своего героя. Другое дело —
сценический образ В. И. Ленина. Здесь
QKTep должен оживить перед зрителем ве-
 ичественный образ вождя коммунистиче-
ской партии, человека, близкого и родного,
светлая намять о котором живет в сердцах
миллионов, а о.

Казжкдая деталь этой роли требовала, вдум-
чивости и тшательной проверки, чтобы сце-
ническое изображение, сценическую правду
приблизить к правде исторической. По мере.
изучения огромного материала, которым я
 располагал, ностепенно созревал в моем по-
нимании волнующий героический образ
Владимира Ильича. Тысячи раз я проема-
тривал кинопленки, слушал речи В. И.
Ленина, записанные на пластинках, учил-
ся понимать ритм его движений, сильных
и устремленных, свободных и насыщенных.

К гриму я приступил не сразу.

Я уже с тренетом ощущал на себе не-
сколько мешковатый костюм, ботинки-буль-
дожки, галстух в крапинку и был близок в.
тому, чтобы усвоить энергичную походку
Ильича. Но не этого ‘я искал. }

Я искал лучистую доброту его глаз, ето

`дили с ним, оть

р

простоту и глубочайшее обаяние наичело-

PHM раскрывалась любая замкнутость, пе-
ред которым ‚плавилась ‘дюбая холодность.
Моим незаменимым ‚помощником, трудо-

т. Гороховекий. Ночи напролет. мы ‘прово-

+

Но один эпизод особенно

Ею я никогда не забуду.

амятен мне.

нас знакомые и близкие черты. =

щему удачный момент. 1

жение. И, кажется, с этой задачей мне уда-
лось справиться. аи
Свою работу над созданием

эскиз величественного сценического по

премьерой. . С =
`Каждый раз, когда я тримируюсь, и в
любимого героя, я испытываю трепет, Пе-
ред выходом на оцену я больше переживаю,
чем за всю мою почти 80-летнюю работу
в теалре. а .
Заслуженный артист УССР

о АМ БУЧМА

Пе о РМ

сея,

- ПЕСНИ СОВЕТСКОМ УКРАИНЫ _

Отразжая жизнь народа, песня, как вея-
кий вид эпоса, дает необычайно богатый
материал для композитора, желающего
дать музыкально реалистическое изображе-
ние народной жизни. К народно-песенному
источнику обращались все лучшие ком-
позиторы пропилого. Вечная, неувядающая
прелесть многих созданий классической
музыки об’ясняется их живой творческой.
связью се народным музыкальным исквус-
ством. f as
° Украинская песня давно уже: пользует-
ся всеобщим, признанием. .

Наряду с гениальными творениями Шев-
ченко и Гоголя, она прочно’ завоевала,
любовь самых широких слоев народа. К
ней уже с давних пор обращались музы-
ванты нашей родины. ao

Одним из первых, кто обратил на Hee,
серьезное внимание, был замечательный.
украинский композитор Н. В. Лысенко.
Песни, которые Лысенко собирал — а co-
бирал он их очень много, — он обрабаты-
зал как для одного голоса, так и для
хора. В таком виде эти песни получили.
широкое раснространение не только на
Украине, но и в центре России; в цен-
тральной полосе, пожалуй, даже больше,
так как на,Украине их преследовали и
изгоняли. Обработки Лысенко сделаны
хорошо. Составленные им сборники весьма
ценны. Многие из. записанных им песен
пользуются огромной популярностью. Боль-
шая точность записей Лысенко делает их
нрезвычайно интересными для комнози-
торов.

Лысенко внес огромный вклад в укра-
инскую музыкальную культуру. Он яв-
ляется одним из основоположников укра-
инской оперы. В основу его опер и боль-

`’шинства других произведений положены
мотивы украинских народных песен. Его
‘оперы «Тарас Бульба», «Майская ночь»,
«Ночь под Рождество», детская опера
«Коза-дереза», оперетта «Черноморцы», му-
зыка к «Наталке-Полтавке», ряд фортепи-
анных произведений основаны на, народном
украинском мелосе. Лысенко не ограничи-.
валея ‚однако, только чисто украинскими

темами. Сюжет многих своих произведений

он черпал из пройзведений писателей дру-
гих народов. а

После Лысенко продолжал собирание и
обработку украинских песен композитор
Степовой, давший много интересных их
тармонизаций. Затем Демуцкий и другие.
Много песен собрал, записал и хуложест-.
венно обработал Леонтович. В его обра-
ботках особенно ценно тщательное сохра-
нение народного стиля. Его обработки
«Дударика» и «Шедрика» очень популярны.

Можно было бы назваль еще многих
композиторов, собиравших и обрабатывав-
ших ‘украинские народные песни. Сейчас
их собиранием и записью занимается Ака-.
демия наук УССР, а обрабатывают и гар-
монизируют их композиторы Мейтуе, Ко-.
nana, Лятошинский, Борисов, Ревуцкий
я др.

Возвращаясь к украинской опере, надо
сказать, что еще до Лысенко композитор’
Аркас написал «Катерину» (на сюжет
Шевченко), но это был скорее ряд «пе»
сен в лицах», чем законченная художест-
венная композиция. Тогда me был наши:
сан и «Запорожец за Дунаем». Эти две
оперы, в сущноети, первые, на которых
сказывается влияние украинского народ-
ного творчества. и

После смерти Лысенко оперная литера»
тура Украины не пополнялась  новымя

=

. Ilo pacckasam’ coBpeMeHHHKOB Hu очевид-
команды броненосца.

Hach украинские песни,

произведениями. Этот творческий застой.

длился 30 лет. Лишь в 1925—1928 rr.

украинские композиторы снова берутся за

оперы на. национальные темы: Яновский

написал оперу «Самийло кишка» («Самой-

ло-копгка?), Лятошинский — оперу «За-.

Чишко — «В плену у яб-
$

хар Беркут»,
HOD». ee
‚На материале, народного мелоса напи-

саны также симфония № 2 Л. Ревуцкого,
; `Лятошинокого, «На inenpo-

crpoe> Metityca, cumbouna Данкевича, ряд.
  струнных квартетов Фоменко и др.

увертюра.

Влияние украинского мелова’ на творче-

изведениях композиторов-классиков  Чай-

ковекого, Римского-Корсакова и в операх

И. Дзержинского «Тихий Дон» и «Подня-
тая целина». 9

цев, ‘большинство
«Потемкин». состояло из украинцев. Ho
воспоминаниям ‘инженера-механика Кова»
ленко, на броненосце постоянно слыша-
исполнявшиеся
целыми групнами матросов и подчас 3a-
канчивавшиеся плясками под звон 6y6-
на.

Естественно, что я широко использовал
украинские мотивы в своей опере «Бро-
неносец Потемкин». Песнь Матюшенко 0
ветре, колыбельная Груни, арии Вакулин-
чука, хор ‘матросов в прологе, хор ры-

‘бачек — все это обработка украинского

мелоса. _
Опера Юровского «Дума про Опанаса»

также построена в большинстве случаев на
‘украинском мелосе. one

Не. приходится товорить о ‘музыке к

`пъесам и в кино, где украинские народ-

ные мотивы широко используются.

Мы знаем народные и ‘революционные
песни с русским текстом, но © мелодией
украинской песни. \. Е.

Много раз приходилось слышать и чи-
тать о «солнечной Украине». Но лишь.
сейчас Украина стала солнечной не’ толь-
ко по климату. Советская власть дала ей
светлую, радостную жизнь. Это отразилось
и в украинской песне. Теперь и песня ста-
ла радостной.

Если раныше она отражала в большей
степени тяжесть и гнет невеселой жизни
при панах и царях, то теперь в ней украин-
ский народ восневает счастливую жизнь,
которой живет сейчае украинский народ,
строящий вместе со всеми народами нашей
страны новую жизнь, новую культуру, но-
вое искусство.: 0, ЧишШНо

вечнейшего. из. людей, человека, перед кото-  .

любивым и вдумчивым был мастер грима’

тыскивая какую-нибудь чер
точку, деталь, шеришок, COTHH pas меняя’.
и варьируя ранее, найденное. Ви в

шины, тарелки. Эти изделия расписаны ор-
‘  наментом и рисунками на советекие темы,

В тишине нози за гримировальным ото»
пом мы искали черты лица Ильича, От.
дельные штрихи то приближали нае 5 ре
пению задачи, то снова повертали. нае в.
отчаяние, — задача предотавлялась сразу.
невыполнимой. Но вот одно, другое движе-.
ние растушевки, и из зеркала таянули на.

Мне стало не по re и я почувствовал.
ердцебиение. Это был первый, но-настоя-. :
renee р и Не т. = ражают изобилие колхозной жизни и 60?

Я сделал очень много вариантов грима,    АТОТВа, родной природы. Иреобладает изо:

пока нател такой, в котором максимально’
использовал собственное лицо: и минималь-
  но тримировальные принадлежности. =.

Я ставил себе задачей — создать не ма-
ску, а живое лицо, на котором тончайшее’
дущевное движение ‘налико бы свое отра”

_”_   Не ограничиваясь старой тематикой оношя
образа В, И. :
Ленина я не считаю завершенной. Это лишь.
i (   счастливой и радостной жизни В колхозах.
трета Ильича. Каждый новый спектакль. р ee
«Правда» ‘являетея для меня волнующей.

x Ae

зеркале появляются знакомые черты моего
] ную жизнь в колхозах, Есть скульнтуры Ч

проводится в селе Петриковке ва Дненро-
  петровщине. Талантливые колхозные ху-

“  RU Ha вазы, блюда, цветочные горики и под-

ство русских композиторов очень значи: Экспериментальные мастерские изготовляют.

тельно. Это влияние чувствуется и в про-.

‘-лий. Глиняные. лепестки, цветы, линии и

`Параски Власенко. Все капители павильона

_ СОВЕТСКОЕ

_ НАРОДНАЯ
_ КЕРАМИКА

На Украйне за последнее время назала
широко развиваться народная, художествен:о
ная керамика. Сотни талантийвых кблхов=
ных гончаров изготовляют декоративную по-
‘суду — вазы, цеоточные горки, блюда, кув-

’. Имеются большие кустарные артели худо-
‘жественной керамики в Опошне на Нолтав-
щине, Полонном Винницкой области, селе  ,
„Цветном Николаевской области, Василько-
ве Киевской области и в других местах. В
некоторых украинских колхозах изготовле:
‚ние керамических изделий сделалось солид-
ным побочным промыслом в зимнее время.
’ Декоративная посуда делается из местных
тлин и песков. В своих росписях мастера от-

‘бражение семян; плодов, цветов. :
‹ Интересную. художественную “повуду Вы:
пускает онсинянская кустарная артель На

ее изделиях = кумандах и вазах — вотре-

чаетея типичная для народной керамики
роснись, сделанная` 1G эскизам старых ононе
нянеких мастеров. Эта артель украшает так-
ке свой изделия рельефами и скульштурой,

нянские кустари берут сржеть из жизни в]
‘быта советской ‘семьи, изображают хорбводы.
’ Артель «Керамик» в Полонном изтотов-
‘ляет ‘скульптуры из. фарфора. Многие фар-
‘форовые скульитуры отличаются хорошим
исполнением, Они изображают эпизоды из
тражданской войны, счастливую зажиточ:

паева, нятисотниц на свекловичных план»

Кустари села Цветного начали вырабаты-
валь.детские игрушки из майолики. Тематк-
‘ва игрушек разнообразна, но чаще всего он

‘изображают птиц. и животных, Г
-‹ Интересные опыты по росписи фарфора

ложники Галя Павленко, Василий Вовк и
др. переносят на фарфор стенные росписи
колхозных хал — плоды, цветы, листья. Эта
роспись на фарфоре отличается изумитель-
‘ной живостью, сочностью и мастерским ио-
полнением, _
Большую, художественную ценность пред-
ставляют. работы центральных эксперимен-
тальных мастерских Музея украинского на-
родного искусства в Киеве, Здесь воплоща-
ются в искусстве самые разнообразные твот-
ческие замыслы. Выдающиеся мастера ук-
раинского народного искусства — Параска
Власенко. Иван Гончар, Яким Герасименко,
Прокоп Лавринюк и др. с замечательной
летвостею наносят свои прекрасные рисун-

ставки. Их роспись свежа и оригинальна.

превосходную декоративную посуду, укра-
птенную народным лепным орнаментом,
имевшим B XVI—XVII столетиях широкое
распространение на Черниговщине, Полтав-
щине, Волыни. ы :

‚ `Любопытна техника росписи этих изде-

другие ‘элементы растительного орнамента
‘налепЯяются на сырую, выточенную на то-
харном станке посуду. После обжига изде-
aque покрывается прозрачной цветной гла-
вурью и затем, уже в готовом виде, вторич-
но обжигается. : у

На выпускаемой мастерекими художест-
венной керамике имеются прекрасные на-
родные рисунки, портреты руководителей
партии и правительства, мужественных лет-
чиков Советской страны, сынов тероическо-
то испанского народа. Портреты на росни-

сях мастерски обрамлены украинским орна-

ментом. — -

Мастерские начали также вырабатывать
облицовочную керамику. Глиняные плиты
покрываются росписью и лепкой. Материал,
из которого ‘они делаются, очень устойчив
в отношении атмосферных влияний, непод-
зержен-порче и не требует ремонта. Новая
керамика может успешно применяться для
облицовки зданий, внутренней отделки ком-
нат и постройки кафельных печей,
`’ Облицовочная керамика будет применена
для отделки павильона УССР на всесоюв-
ной сельскохозяйственной выставке в Мос-
кве. Павильон украшается также майолико-.
выми панно, изготовленными по рисункам

будут сделаны из майолики. Между колон-
нами устанавливаются большие художест-
венные вазы работы мастера украинского
народного искусства Якова Герасименко,

’ Под солнцем Сталинской Конституции
зреют и креннут таланты украинского наро-
да. Пышно расцветают его культура и ис-
кусство, Тысячи украинских рабочих, кол-
хозников и колхозниц демонстрируют в са-
модеятельных коллективах, на олимпиадах
и выставках высокие образцы искусства на-
рода Советской Украины. Художественняя
общественность YooP и хозяйственные ор-
танизации, ведающие художественными ву-
старными артелями, должны оказаль боль-
ше внимания и артелям и отдельным ма-

стерам.
А. ЯГНЯТИНСКИЙ —
Киев

`

УКРАИНСКАЯ.

‚неомотря на т0,. что каждому из наших

ИСКУССТВО

Aa‘ sf,

> советского `парода

23 декабр

я 1937 г., № 59 (405)

равствует ЯКВД, карающая рука

я

КАРТИНЫ

`0 ГЕРОЯХ

> ПОГРАНИЧНИКАХ:

Далекая, затерянная в тайге. застава, ка-
питана Агеева. Здесь. было несколько бой.
цов. Поэтому через транину на нашу тер-
риторию две роты ‘яноно-манчжур двину-
лись в полной уверенностью в. победе. Но,

бойцов принелось отбиваться от 10 врагов,
нападение бандитов было отражено. При-
мер отваги в бою показал начальник 3а-
ставы капитан Агеев. Он зарубил двух
офицеров, причем одного из них ето же
соботвенной шашкой. Учась владеть птеи-
кой, пограничники Дальнего Востока дают
теперь обязательство «рубить по-атеевони».

Тероический подвиг Атеева родил несяй,
сказы и живописные: полотна. Хуложнив-
самоучна, потраничник Вишняков чанисал
картину, посвященную этому эпизоду: На
картине изображен момент, котла Агеев
один ‘отбивает нападение двух банлитов.
Нод напором наших бойцов враги убетают
зо вое стороны. os

Сейчас картина т. Вищняковя доставлена

в Москву для того, чтобы пополнить. собра-
ние картин политотдела потраничных и
внутренних войск НКВД СССР. Почти все
полотна этото собрания созданы на грани-
цах страны. Они исторически документаль-
ные. Подвиги доворных страны Советов. по-
родили этот героический энос в живописи.
Сейчас в Ленинграде работает художник
Кручинин. Котда-то он был бойцом потра-
ничных частей в Средней Азии, После де-
мобилизации он сделал несколько” кортин.
Одна из них называется «Разгром шайки

Гаип-Нансата» Много лет в Киргизии ove-

рировал курбаши ТГаип-Чансат. Он прекрас-
но знал местные условия. и нейзменно ус:
кользал от пограничников, Следуя за ним
по пятам, бойцы изучали пойадеи ero mali
ки, Бандиты стреляли, например, из винто*
вок с вытянутой руки. Переходя через. лел-
ники они уствиали их кошмами ино KOUI-
мам переводили лошадей. = >

` Нротив-банлита поднялось Все население,
и художник Кручинин, сам учаотние боев,

‘изобразил ликвидацию бвереной банды OT-

рядом красноармейцев совместно. © киргиза-
ми-добровольцами, Картина, интересная по
теме, имее? и. чисто недагогическую ден-
HOCTB. Siete asec :

стоких боях с нарушителями границ:

тациях, колхозниц на отдыхе во время убор-  ‘О
ки урожая, жизнерадостных физвультур-  ппионами и диверсантами рассказывают
НИЦ. ce = MH картины. Пограничник Taspuxos, сидя

ночью в секрете, заметил нарушителей rpa-
ницы и немедленно открыл огонь; отбивал-
ся он долго, сожесточением. Только на утро
выяснилось по следам и трупам, оставлен-
ным на нашей территории, что его осажда-

ли тринадцать бандитов. Этот’ элезол за.

початлен на полотне пограначник» Янчук.
Десятки полотен ноказывакт будни погра-

низников;: бойцы помотают колхозникам.

убирать хлопок: в пуле прозмотр кинофияь-
ма; пограничники отдыхают, занимаются
тимнастикой. а:

Боевая

ору стражей нашей родины:

восточных и западных, на морских и сухо-

путных границах страны. Они привезли Це-.

лые серии картин, посвященных жизни по-
граничников. И? Be ee

” «Гибель гёроя» — так называется одна из
картин Фоколова-Скаля. Пуля нолала ко-
миссару в грудь. Тщетно боец пытается ему

помочь. Комиссар знает, что рана смертель-

на и жестом приказывает бойцу итти вие-
ред, — его место в бою. Так погиб в столк-
новенни с босмачами отважный чекист Кар-
пов, сохранивший мужество до последних
секунд своей жизни,

Вторая картина TOTO м6 художника —

‘«Вой с басмачами» — изображает другой

момент из борьбы с бандитизмом в Средней
Авин. Много лет в Туркмении оперировал
бандит Ахмед Бек. Он грабил кооперативы,
убивал советских работников; а затем скры-
валсяхот преследований за границей или в
песках Кара-Кумов. Наконец, против него

`вооружиловь все население: ’`Добровольче-

‘ские отряды: часто. вооруженные только
палками (они Жак и назывались «враенона-
‘лочники»), сбединиетись с частями погран-
охраны, окружили банду. И. поедеднее кро-
вавое сражение в песках Кара-Кумов, нено-
далеку от залива Кара-Бугав, запечатлел на
своем полотне Соколов-Скаля.

Художник тепло вспоминает о том, как
помогали ему пограничники воспроизвести
подлинную обстановку сражения. На место
боя. выехали добровольньстуркмены и це-
лая часть пограничников. Участники охват
Ки воссановили все эпизоды горячей бит-
вы бт началь до конца. Они хотели, чтобы
картина была памятником товарищам, по-
тибигим. в 81055 бою от руки врагов:

Содружество героев-бойцов и художников
дало замечательные результаты:  больнетн-
ство картин, намисанных в пограничных ча-
стях отличается” <нодлиниым. ревлизмом.
Раесказы живых участников боев вдохнови-
ли КУдбжЖниБов, ПОМОГЛИ © наибольшей вы-
разительностью показать, героические собы-
ти 2473 ep a etic

Через пограничную реку ilsHas. wepenpa-
вилась на`налгу бторону крупная вооружен-
ная до зубов банда. На нашей стороне в до-
зоре было’ два ‘бойца. Старший по’ карвулу
Шамеутдинов приказал помощнику бежать
6 лонесением на ‘заставу но остался один

ждал, пока лодка подольла к самому берегу
на налтей стороне. и бросил гранату. Затем
начал отстреливаться и не отступил ни на
таг. до’ тех пор, нока-с заставы, не прибыло
подкрепление. На картине изображен и. ге-
рой-пограничник, и подлиннов место этого
неравного ‘боя.

удожник Владимиров, давно  работаю-
ший над пограничной тематикой, был сви-

дитской шхуны. В
подвели к берегу, художник сделал эскиз
По эскизу был воспроизведен в. картине
весь эпизод. Изображено бурное море; плен-

удерживать бандитекий’ отряд, Он нодо-

детелем захвата пограничниками контрабан-
момент, когда шхуну.

ные контрабандисты, огружающие товары
под наблюдением пограничников. Это полот-

‚У МОРСКИХ
ГРАНИЦ

`Выстроходный пограничный катер за ч6-
тыре в половиной Часа доставил меня иа
Владивостока в Посьет. Моя тема определи-
ласв еще в Хабаровске в. разговорах с р8-
ботниками морской пограничной охраны,
Я ренгил написать. картину, изображающую
захват японской рыболовной шхуны, неза-
конно нроникшей в наши воды, Но между-
народным. законам наши’ берега окаймляет
3—5-мильная пограничная вона, в которую
иностранные -Gyfa Не ‘имеют права захо-
дить. Но.  под. предлогом рыбной ловли,
японские шхуны подходят к самым берегам
и ведут разведывательную  работу. За этими
шхунами зорко следят пограничники, Нару-
шителей границы они немедленно. аресто»
вывают и доставляют в порт,

В Посвете ‘пограничники ‘показали мне
шхуны, катера, рыболовные снасти. Я здесь
наблюдал интереснейший типаж, выслушал
десятки историй о морских пограничных ин.
цидентах. Обратный путь я проделал aa
буксирном пароходе «Восфор», принадлежа»
шем М-ской военной части. Здесь я испытал
ту настороженность и зоркость, которая цз»
рит на нашей границе. Ilo ряду обетоя-
тельств на пароход я вотупил тогда, когда
онуже отходил. Катитан успел, однако, вни*
малельно прочитать мой пропуск. В кают
компании была вывешена репродукция ¢
моей картины «Советский флот в иностран»
ных водах», Когда моряки узнали, что я ху*
дожниЕ, я стал центром внимания на судне.

Пароход шел медленно, и на протяжении -

всего  нути я зарибовывал берега, заливы,
бухты, встречавшиеся по пути,

Поездка на границу дала мне ценнейший
материал. Сейчас я закончил эскиз картины
«Захват шпионской шхуны советским кате-
ром». Кроме того, я собираюсь делать карти»
ну, изображающую боевую тревогу на погра-
ничном катере. Замечательная природа и
редкостные люди Дальнего Востока как буд-
тд. созданы для того, чтобы вдохновлять жи

вописца. 1
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

наполнена большими испытаниями. «В ле-
‘дяном шторме» = так называется одна! из
‘картин, Дозорное судно застал в открытом
‘море зимний 9-балльный шторм. Судно об-
леденело и ежеминутно может пойти ко дну.
Раз’яренная ‘стихия не`устрашила отваж-
ных пограничников, Нод ударами волн они.
мужественно скапывают лед CoO своего не>
большого. судна, рулевой» направляет катер
против шквала. Это нолотно обнаружило в
авторв-пограничнике. Познякове ‘способного
и талантливого мариниста. Сейчас он. с но-
мотью Политуправления пограничных и
внутренних войск Наркомвнудела СОСР по-
‘ступил в Ленинградскую зкадемию  хуло-
жеств.

но — одно из самых ярких в собрании По-
литуправления пограничных и внутренних
войск Наркомвнудела СССР. -

Каждая. картина рассказывает о жизни,
полной кипучей энергии, беззаветного  ге-
роизма, упорного труда. Документальность
и историческая точность, высокое художест-
венное совершенство отличают эти карти-
ны. г =

Пограничники — требовательные и куль-
турные врители. В этих произведениях ис-
кубства они видят историю ‚борьбы за
нерушимость границ. нащей родины, по
ним многие из пограничников учатоя сами
писать картины. Почти каждая. погранич-
ная часть имеет своих живописцев. На вы-

Шагаль. «В дозоре»

Собрание картин управления погранохра-
ны ботато произведениями художников-са-
‘моучек, в которых отразилось   многообразие
их дарований, горячий патриотизм и BBICO-
кая культура. Но. есть в собрании и карти-
ны художников-профессионалов. Политун-
равление пограничных и внутренних войск
Наркомвнудела СССР дало возможность мо-
сковским художникам побывать почти на
всех границах СССР. Художники Владими-
‘ров, Соколов-Скаля, Покаржевский, Мещеря-
ков, Соловьев, Модоров и др. побывали на

_ НА ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ —
ОНО ЗАСТАВАХ

Весной этого года трупна московских ху-  ‘было дано задание отправиться на заставу
дожников побывала на дальневосточных   с донесением о бандитском налете. Красно-
транииах СССР, Но заданию Политуправле-   армеец немедленно сбросил сапоги и в ©д-
ния пограничных и внутренних ‹ Войск   них чулках пробежал несколько  километ-
НЕВД СОСР на границу бтправились ху`   ров до заставы через непроходимую тайгу
дожники Соколов-Скаля, ‘Соловьев, Нис-   по камням, разбивая в кровь ноги.
ский и пишущий эти строки.   Где же сейчас этот пограничник?

Культурные, любезные и. гостеприимные   Оказалось; что наш третий молчаливьй
пограничники оказали нам радушный при:   и спокойный спутник и ость тот самый Ли-
ем. Мы побывали на самых далеких заста-   танин, который совершил теройский посту-
вах, на местах пограничных столкновений,   пок. ;
о которых знает вся страна. Мы, видели ме-   Пограничная линия проходит через ca-
сто боя канитана Агеева, холм, тде герой:   мые дебри Уссурийского края. В километ-
ской смертью погиб Валентин Котельников,   ре от заставы можно вотретить и кабанов
долину, где лейтенант Евграфов разгромил   и тигров Боец, отвозивший при нас почту
японо-манчжурских бандитов. Из газет МЫ   на соседнюю заставу, застрелил по доро-
давно уже. знали об этих боях, прославив-   те волка. Когда красноармейцы убили ках-
их ваших погравичников, то двух тигрят, тагрица целый. месяц хо-

Надо очень долго прожить среди ногра-   лила вокруг заставы. :
ничников для того, чтобы NOHATS MX CBOS-  yy) Ls pny «Hunyer
образное отношение к тероизму, их скром- ie es о THe dicaunanoedeanen q
ность, их спокойную уверенность в себе. Cettaae 6 сточной Ips
Они не любят говорить о пограничных ин-   НИЦ@?. Я ile я начал работать над новой
пидентах. в которых проявилась их храб-   КАРТИНОЙ «Незваные гости», ° изображаю-

щей натн отряд, готовый встретить огнем

рость и мужество.
и штыком японо-манчжурских бандитов,

На место, где отбивался Евграфов от мно- : ql :
точисленного отряда нарушителей грани- нарушивнгих напту границу. Почти закончев
пейзаж «Наряд у сопок». Я чувствую себя

цы, мы ехали вчетвером: Евграфов, худож-

цих Соловьев, пограничник и я. Лейтенант   В Долгу перед обитателями далеких застав,
Евграфов рассказывал о схватке, участни-   © большим вниманием и радушием помо-
ком которой он был. Вскользь он упомянул    ЗВ№ШИХ мне собирать материал для картин.
0 краснозумейце, которому во время боя АЛЕКСАНДР БУБНОВ

ставку самодеятельного искусства гогран-
частей, которая состоялась в прошлом году,
было представлено свыше 300. работ худож
ников-самоучек. Сейчас пограничников, ко-
торые B Часы отдыха  вооружаются
кистью, — сотни. - 5

Бозвая жизнь дозорных нашей родины
явилась блатодарнейшей темой как для ху
дожников-самоучек, так и для мастеров. ви-
сти — профессионалов.

аа В. РЕВИЧ

`Маризе. Пионер скачет на ‘заставу

ПРЕКРАСНОЕ
°— НАЧАЛО

Всесоюзный комитет по делам искусств
организовал передвижную выставку кар:
тин, которая в течение четырех месяцев
‘обслуживает крупнейшие  ивдустриаль-
ные центры Донбасса — Ворошиловграл,

Мариуполь, Сталино, Горловку, Орджони-
‘кидзе и гор. Серго.

Выставку посетило
свыше 50 тысяч человек. Обелужено яе-
сколько сот организованных экскурсий
горняков, металлургов, школьных .работни-
ков, учащихся, домохозяек. Проведены Oe-
седы о русском реалистическом искусстве
и 06 отдельных картинах, представленных
на выставке.

Выставка состояла из 100 полотен рус-
ских мастеров, взятых из фондов Третья»
ковской галлереи. За все время существо»
вания галлереи — это первый случай де-
монстрации ее экспонатов на далекой не;
риферии, Впечатление, ‚ произведенное Kap>
тинами на посетителей выставки, колос
сально. Об этом свидетельствуют многочи-
сленные записи в книге отзывов.

«В: нервый раз в жизни мы видели кар-
тины наших знаменитых художников,
Только при советской власти возможно: та»
кое болыное культурное ‘дело. Третьяков
ская галлерея приблизилась к колхозникам
и рабочим», — говорит свинарка-орденоно-
сек Власова от имени группы экскурсан:
тов колхоза «Искра».

Информация о выставке давалась в ме-
стных  тазетах, по радио. Из самых отда*
ленных районов приходили и приезжали
на выставку организованные экскурсии и
одиночки. > ;

Посетители вносили предложения и по-
желания относительно организации буду
щих передвижных. выставок. Директор ху-
дожественной школы в Ворошиловграде
т. Глинков отмечает «недостаточное количе-
ство материала выставки и отсутствие нё
ней ряда работ’ крупнейших русских ху-
ие Но мнению студента“
заочника П, Щербакова, необходимо орга
низовать для трудящихея Донбасса пере-
движную выставку работ советских худож
ников. \

Особенным успехом у зрителя похьзова-
лись картины «Петр ‘и Алексей» Н. Ге,
пейзаж В. Поленова, «За чтением газеты»
Богданова-Бельекого, «Раненый рабочий»
Касаткина и др. =

«Передвижная выставка ‘Третьяковской
таллереи очень хорошее начало, — пишет
ROHOTOH шахты «Кочегарка», — образцы
отобраны хорошо, но хотелось бы, чтобы
выставок было больше и чтобы мы могли
увидеть картины таких мастеров, как Рем-
брандт, Рубене и др.з. Большое количе»
ство положительных отзывов получили
картины, Риццони. «Голова кардинала»,
Якоби «Анна Иоанновна в. пути», Пукире-
ва «Неравный брак».

Житель тор. Серго Скрипниченко жалу-
ется на отсутствне характеристик художни:
ков. Ученики изостудии им. Вродекого в
тор. Сталино отмечают, что’ на выставке
«плохо представлен рисунок. совсем плохо
представлены художники Серов, Левитав,
и Айвазовский», :

Необходимо, чтобы наши музеи повтори-
ли удачный опыт Третьяковской галлерея,
учтя замечания зрителей.

AH, ПРОКОФЬЕВ
Гор. Сталино.

ey