Четверг

23 декабря

О ЛЕНИНГРАДСКОМ БАЛЕТЕ

Ленинградский балет славится во всем
мире. Ленинградские артисты —— желанные

тости во всех театрах СССР. Лучшие: пред-
ставители ленинтралской балетной школы

Ленинградская си-
отема классического танца положена в осно-

BY советского искусства хореографии. Луч-
«Пламя
роди-

arpa nen орденами.

гие спектакли советского балета
Парижа», «Бахчисарайский фонтан»
мись в Ленинграде.

Bee ato так. И тем не менее мы вынужде-
ны с большой тревогой товорить о нынеш-
нем состоянии ленинградского балета. За
последние годы репертуар Театра оперы и
балета им. Кирова значительно сократился,
С 1934 г. этот театр показал всего лишь две
балетные премьеры! За истекшее пятиле-
тие театр не только не выдвинул новых
балетмейстеров, ‘но растерял тех, которых
имел. Р. Захаров работает сёИчас в Моск-
ве, Л. Лавровский — в Малом оперном
театре. Вольшинство ведущих актеров вот

ще два года как не получают новых ролей.

ортфель театра пуст. Впереди; кроме ro-
товящейся переделки «Раймонды» и одного
нового балета «Сердце гор» грузинского
композитора Баланчивадзе, ничего нет.

В итоге такой репертуарной Gecnepener-
хивности, артисты балета все чаще и чаше
обращаются к поискам работы «на сторо-
не».

Что же случилось в ленинградском ба»
mere?

Этот вопрос волновал и волнует артистов
иенинтрадского балета и всю театральную
общественность. На специальном совещании
в ленинградском отделении ВТО’и на трех:
дневном производственном совещании в
театре эти причины были освещены доста-
точно ярко,

Вредительская деятельность врагов наро-
да, орудовавших в театре, сыграла здесь
немалую роль. Громадное значение имели
также и серьезнейнпгие. оптибки. художеет-
венного руководства балета.  . 1

Художественное руководство считало, что
прежние победы ленинградского балета, да-
ют ему право почивать на лаврах, не забо-
тясь. о дальнейшем творческом росте, Худо-
жественное руководство He только“ не ‘60:
ролоеь с вредительством, но, наоборот, пре-
доставило возможность вредителям. разру-
шать замечательный балетный организм
театра имени Кирова.

Надо сказать, что если театр и создавал
порой новые спектакли, выдвигал новые
таланты, привлекал новых постановщиков,
то это. делалось помимо художественного.
руководства, по инициативе низовых работ-
ников и благодаря помощи и вниманию к
балету художественной общественности. Мо-
сквы и Ленинграда,

Вместо того итобы возглавить творче-
окую инициативу труппы, руководетво ва-
жимало самокритику, вотречая всякую по:
пытку деловых предложений в штыки.

Трупна предлагала” возобновить ряд ста-
рых балетов, исправить имеющиеся в pe-
пертуаре, включить в него новые. советские
произведения, привлечь новых комповито-
ров, либреттистов, постановщиков, Труппа
указывала, кто из молодежи заслуживает
продвижения, кому следует предоставить
возможность выступить в качестве поета-
новщиков. Труппа требовала внимания и
заботы к людям, без которых немыслимо
существование и развитие любого еоветского
организма. Но все наши указания приво-
дили лишь. к тому, что художественное ру-
ководство балета рассматривало предложен-
ные мероприятия как акт «незаконного»
вмешательства в «чужие» дела.

На выставке «Искусство портрета»,
открывшейся недавно в Эрмитаже, пред;
ставлены выдающиеся образцы портретного
искусства — от Хревности до налиих дней,

В разделе, посвященном Египту и антич-
ной Греции, очень интересны скульитурный
портрет фараона Аменготепа ИТ, ‘портрет
Менандра. работы скульптора Пракеителя, a
также многочисленные изображения на мо-

нетах и камеи, в том числе мировой уни-.

кум — знаменитая «камея Гонзага».

Западноевропейское искусство портрета
показано от средних веков до конца ХХ ве-
ка, Ренессанс представлен‘ замечательны:
ми портретами Себастьяно. ‘дель Пьомбо
(портрет кардинала), Перуджино, Гольбей*
на, гравированными портретами Дюрера и
т. д. Среди образцов итальянского портрет-
ного искусства ХУП века выделяются
скульптуры Лоренцо Бернини.

Целый зал посвящен испанскому портре-

ву. Здесь можно видеть шедевры Веласкеса

Последние годы ‘развития нашей музы: .

хальной культуры отмечены исключитель-
REIM расцветом исполнительского искусет-
ва, Рождение советского исполнительского
стиля привлекает к cede всеобщее  внима-
ние, Это новое в исполнительеком стиле
наиболее ярко проявляется в советском
пязнизме. В создании нового стиля наши
пианисты оборнали наших композиторов.

Однако до тех пор, пока советский ис-
полнительский стиль будет определяться
лишь новым отношением к классике, а не
хачественно новой советокой фортепианной

литературой, он будет стилем неполноцен-\

НЫ.

Великие композиторы прошлого охотно
отдавали своё творческое вдохновение жан-
у фортепианной музыки. Глубочайший
ил060ф музыки Иоганн Бах и рафаэлев-
ски совершенный Моцарт, «музыкальный
Микель-Анджело», революционер-титан
Бетховен и великий поэт фортениано Шо-
пен, романтически-порывистый Шуман и
стихийный виртуоз и страстный деклама-
тор Лист, — y всех этих композиторов
фортепиано бъыло’ замечательным инотру-
ментом для передачи многообразных мыс-
лей и чувотв своего времени.

Бессмертный вклад в мировую’ сокровищ»
ницу фортепианной литературы НИЯ
русские комповиторы Мусоргский, а
ский, Скрябин. Ревлистические, красочны
«Картинки с выставки» My OP ee.
диозный фортепианный концерт и < Pa
Ha тола» Чайковского, идейно и. эмоци
нально значительные произведения Capes
бина (начальной и средней поры творче
ства) — таковы замечательные ae
русской фортепианной культуры. Сюда a
относятся свободные от салонщины ны о
предреволюционные произведения а,

_ MAaHHAORA,

Только невежды и вульгаризаторы Lures
WRCKOLO TONKA могли считать р
ную музыку формой буржуавно-сало
музицирования, i

eee и eee
слабляет волю, воспиты
awiopena: Лист — в полном ae
60 своими философскими и религиов pine
ваглядами — почти в rs своем пр
ведении обралцается BK богу...

Эти НИ aa tae a
бывшего «теоретика» РАПМ Л. е лю
№ ‘призывали, по существу, К Е Я
самого жанра фортепианной музык
м богатейшей оби

Рапмовцы здесь, по 6; тву, о
& асмовцами. Считая инструмент. Te
пиано и фортепианную КИ вре.
устарелым пережитком, accomn а
менной - музыки (ACM) a meron wives
жударность» И «джазовость» oc ан
Кификой фОддепвано, нак инстру

Шопен рас-
истеричного

смыкались

‚1937 г., №

— ИСКУССТВО ПОРТРЕТА

автопортрет), Рубенса и др.

традиции.

59 (405)

Высокомерие, презрение к мнению двух-
сот работников балета, третирование крун*
нейших мастеров танца, явная и скрытая
борьба против всех, кто осмеливался Kpu-
тиковать создавшевся положение в балете,
благосклонное внимание к подхалимским
выходкам отдельных отсталых работников
труппы — таковы «методы» художествен-
ного руководства балета. «Я так хочу»
вот единственный принциц, на котором-0с-
новывалось поведение художественного ру-
ководителя балетной труппы театра им.
Кирова А; Я, Ватановой.

Для неё вся труппа разбита. на, две кате-
тории: «свои», т. в. льстецы и подхалимы,
и «враги», т. в. осмелившиеся критиковать
или что-либо предлагать. К чести труппы
нужно сказать, что категория личных «вра-
гов» художественного руководителя содер-.

жит подавляющее большинство работников
балета.

Хозяйничание Вагановой нанесло огром-
ный вред в создании нового советского ‘pe-
пертуара. Мало сказать, что новые балеты
не заказывались сценариетам и композито-
рам. Воем известно, что недостаточно со-
чинить произведение, нужно глубоко и ху-
дожественно ‘его осуществить на сцене,
Между тем, художественное руководетво
балета не работало’ над готовящимися
спектаклями. Истественно, что новые по-
становки театра имени Кирова поэтому
имеют ряд недостатков, которых  мог-
0 бы не быть, если бы художественное
руководство вместо того, чтобы «надзирать»,
привлекло бы в этому делу консультантов
и помощников как из состава труппы, так.
и вне ее.

В театре нет творческой атмосферы, кото-
рая помогала бы рождению спектакля. В
художественном руководстве нет людей, ко-
торые бы учили и воспитывали начинаю:
щих оценаристов, композиторов и. посханов-
щиков, И этот грех всей тяжестью ложится
на художественного руководителя балета.

Имя народной артистки А; Я. Ватановой
справедливо известно, как имя одного из.
лучигих педагогов ленинградской балетной
школы. Но. нужно сказать со всей опреде»
ленностью, что с самого начала работы
А. Вагановой в театре воем было ясно, на-
сколько ве деятельностн в качестве художе-
ственного руководителя неизмеримо ниже
ее педагогической работы.

Сейчас совершенно’ ясно всем, что А. Ва-
танова как художественный руководитель
балета не справилась со’ своей задачей. За,
последние годы балетная труппа неузнавае-
мо выросла. Ее политические и художест-
военные взгляды, ее высокая сознательность
требуют того же и оф художеетвенного ру?
ководитёля. Этим требованиям А. Ваганова
не отвечает, и не заметить ‘этого нельзя.

В нашем балето достаточно талантливых
организаторов, артистов. и балетмейстеров,
которым до сих пор завевшие в тейтре вре-
дители и безынициативное художественной
руководетво  не‘давали проявить себя, _

Стоит только помочь нам ликвидировать
последствия вредительства и уничтожить те
помехи, которые стоят налпути развития на-
шего балета, как ленинградский бблет прак-
тической работой докажет, что он имеет. все
права быть и впредь ведущим хореотрафи-
ческим коллектиром в нашей стране,

Т. ВЕЧЕСЛОВА, 0. ИОРДАН, засл. арт,
республики Е, ЛЮКОМ, Г. УЛАНОВА,
засл, арт. республики. Л. ЛЕОНТЬЕВ,
А; ЛОПУХОВ, К, СЕРГЕЕВ, В, ЧАБУ-
ЖИАНИ.

(граф Оливарес), треке (поэт Алонео Эрби-
лья и Сунига), де Пареха и др. ‚

Фламандское искусство представлено бле-
стящими портоетами Ван Дейка (среди них

`Голландокий портрет ХУП века представ-
лен Темпелем, Кейзёром, Масом.

Громадное впечатление гроизводат «Ста
рики» Рембрандта — прекрасные образцы
тлубокого психологического портрета. Пре-
восходен «Мужской портрет» Франца Халь-
са и ряд групповых портретов.

ХУШ веку посвящены два зала. Здесь
обращают на себя внимание бюст Петра 1
работы Растрелли, произведения Токке, На-
тье, бюст мадам Дюбарри работы Кафьяра,
грезовские «Головки», скульптуры Гудона.

Английское портретное искусство пред-
ставляют Генсборо, Ромней, Реберн.

В ХХ веке выделяются портреты Жера-
ра («Жозефина»), Энгра, Гра («Наполеон на
Аркольском мосту»). Заканчивается этот

века, Лучшив, классические традиции фо >
тепианной культуры ХУПГи ХХ вв. 06*-
являлись асмовцами безнадежно устарев-
шими, gu

Надо полатать, вряд ли повторит сейчас
один из бывших асмовцев М. Друскин то,
что он писал в 1928 году: ‹..Более рево-
люционны попытки совершенно заново пе-
реоборудовать звучность фортепиано на
основе звуко-шумов. В этом отношении не
лишены известного интереса эксперимен-
ты амёриканцев Генри Коуэлла и Джорд-
жа’ Антейль... Правда, достижения их по-
рой выходят из рамок нашего музыкаль-
ното опыта: так, например, они канбнизи-
руют новые пианистические приемы игры
не только пальцами, но ладонью, кулаком
и локтевой частью руки (!3 — В. Д.)... Воз-
можно, конечно, что исторически отстояв-
шись, эти приемы действительно оботатят
фортепианную звучность. Но тогда тем 6o-
лее они ускорят процесс увядания тради-
ций пианизма ХХ века, ибо здесь уж мы
находим совершенно заново переоборудо-
ванную звучность’ фортепиано, приближа:
ющуюся к технике игры на так называе-
Mom «Schlagzeugs, т. в. наборе ударных,
используемых в джазоркестре. Быть Mo-
жет, этой новой пианистической системе и
суждена жизнь, но установить преемствен-
пость ее от традиций листовского пианив-
ма, конечно, невозможно».

Подобные «теории» естественно не могли
не оказать своего вредного’ влияния на
фортепианное` творчество советских KOMILO-
зиторов. И большая доля вины в OTCTABa-
нии советской фортепианной музыки, ко-
торов наблюдалось до недавнего времени,
лежит на РАПМ и. АСМ.

Перед советским фортепианным творчез
ством стоит сейчас задача создания своей
классической литературы. Советский слу-
шалтель ждет от наших композиторов Е
произведений, которые бы по своему идей-
ному размаху и художественному содержа.
нию ‘могли быть сопоставлены © выдаю
щимиоя созданиями фортепианной литера-
туры прошлого. «Концерт» Чайковского,
ботховенская «Appassionata», h-moll ная iio.
ната Листа, многочисленные сочинения a
пена и ПТумана — таковы образцы, по a
торым должно равняться ts ipa da ol
пианное творчество. И, конечно же, не on
гонское подражание О ye
тлубокое ^и ‘яркое отображение больш

емени есть путь

идей и чувств нашего вр aa
к советокой фортепианной классике. eee
no под этим углом зрения Ее Г .
смотреться к пути, пройденному советск

_ Советское @0

HOH вонатно-концертной

«Майская ночь» (Левко)

РИСУНКИ > КУКРЫНИ

Новый портрет молодого Н. В. Гоголя ук-
рашает ‘выходящий, в издании Детиздата
трехтомник сочинений великого писателя,
Новым мы его называем потому, что в зна-
комом облике Гоголя иллюстраторы книги.
Кукрыниксы подчеркнули новые, ненока-
занные прежними художниками черты,
улыбку пасечника Рудого Панько, веселого
балатуря и рассказчика, рептивитего позаба-
вить петербургекую публику  повестями,
рассказанными на хуторе близ Диканьки.

«Нашему брату, хуторянину, высунуть
нос из`своего захолустья в большой свет—

батюшки мои!».. Вот он и сидит таким в.

изображении Кукрыниксов, — Гоголь —
Рудый Панько с пером в руке, автор страш-
ных и веселых, забавных и грустных укра-
инеких повестей, и едва уловимая ирониче-
ская улыбка видна на ето лице.

Иллюстрируя произведения великого ни-

сателя для юношества, Кукрыниксы сосре-
доточили свое внимание на раннем Гоголе,
От этого рисунки и приобрели особенный,
мягкий и нежный, колорит.

‚ В качестве корреспондентов «Правды»

бывали они на Украине, и в их дорожных
   блокнотах запечатлелись ее поэтические
` ландшафты. : ть

Tilo хутору, залитому лунным сиянием,

` идет Левко. Вдали серебрятся тополя. Вер-.
`ба свесила над дорогой свои ветви. За, хуто-

ром расстилается степь, и кажется, сейчас
в ночной тишине зазвенят струны бандуры
и запоет веселую песню о Ганне красавец
Левко. Поэзия майской украинской ночи
передана Кукрыниксами с мягким и Hem
вым лиризмом. — !
Множество опасных подводных камней
обошли художники. Вы помните ночь, ког-
да Иван Иванович подпилил столбы нод
хлевом Ивана Никифоровича? <0, если бя

Фыл живописец, я бы изобразил всю пре-
лесть’ этой ночи», — восклицает Гоголь: И.

тут же рисует поэтическую картину Gec-
подобной лунной ночи. Но когда дело дохо-
дит до описания лица Ивана Ивановича,
Готоль ‘чпутливо признается: “ «Вряд ли я
мог изобразить Ивана Ивановича, вышед-

шего в эту ночь св пилой-в руке: столько

на лице у него было написано разных

чувств». Комическое положение художники
i передали особым приемом. В этом рисунке.
отдел работами Ренуара, Созанна»и Пикассо.   опять в центре внимания «прелебть ночи»,

is

premaz

Hae

. Pue. Кукрыниксы

KCOB K ГОГОЛО

звезды, белые стены домов Миргорода в

‚лунном свете и на этом фоне жалкая фи-

турка Ивана Ивановича на крыльце. Вели:
Чественная картина природы и Иван Ива-

нович. Какой убийственный контраст! Как
‚нов и ’необычаен этот прием для Кукры-

никсов, привыкших все смешное и уродли-
вое преувеличиваль, выдвигать на первый
план, делать центром композиции.

Комическое в этом цикле рисунков перв-

дается тонкими деталями, выражением ли-
ца, неожиданной позой или положением, но

не преувеличенными размерами фигуры.

или подчеркнутой уродливостью облика.

Художникам меньше удались патетиче-
ские сцены. Батальные сцены. нарисованы
несколько схематично. Здесь художники не
нашли своего стиля, не выразили своего от-
ношения к изображаемому.

Но это не значит, что к «Тарасу Бульбе»
Кукрыниксы не сделали прекрасных рисун-
ков. Посмотрели бы вы, как Бульба убеж-
дает ленивого и хитрого кошевого атамана,
итти на турок или поляков! Тарас говорит

горячо, и в выражении его, и в жесте пока-

зан характер храброго ` воина, славного

сына Запорожской. Сечи. Очень удался ху-
  дожникам образ. Бульбы, погруженного в.
‘тлубокие думы а а
Признанные мастера карикатуры, Кук-.

рыникоы в:работах над Готолем обнаружили

новые стороны своего дарования. Они —
превосходные рибовальщики, > прекрасно’

знающие возможности и особенности книж-

ной иллюстрации; Они тлубоко зувствуют.

не только омешное, но и лирическое, Нере-

давая различные  зуветва и наотроения,

Кукрыниксы выступают прежде всёго как

резлисты. Комическое передано без шаржи:

рования, лирическое —. без слалцавоети.

Нам довелось увидеть пробный экземпляр.
выходящих на-днях в овет «Мертвых душ».

Гоголя с иллюстрациями Кукрыниксов (из-

дание Детиздата). В иллюстрациях & бее-
смертной поэме Готоля Кукрыниксы уепен-
но продолжают работать и развивать в ее.

бе качества, отточенные ими в работе над
ранними произведениями Гоголя. Они ре-
прили показать николаевскую Россию, её

тлухие уездные города, заброшенные по-

местья, нищие крепостные деревни.
feed B. CYXOB -

_К ИТОГАМ ДЕКАДЫ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ _

я

фортенианным творчеством, столь интен-
сивно развивающимся в последние годы.
Первые шесть-восемь лет после револю-
ции композиторы, работавшие в области
фортепианного жанра, продолжали, как бы
по инерции, писать в том же стиле, в ка-
ком их застала Великая пролетарская а
волюция. Так писали Н. Мясковокий, Ан.
Александров, С.  Фейнберг, А, Крейн,
В. Щербачев, Ю. Шапорин и другие (мы
товорим, конечно, лишь об общей стили-
‘отической hag Sy ees hl их фортепиан-
ной музыки). Значительность содержания,
формальное мастерство, тяготение к боль-
форме характери-
зуют наиболее сильные сочинения этих
композиторов. и :
Однако наряду с усвоением лучших тра-
диций русской и отчасти западной (ли
стовской) пианйстической культуры, на их
творчестве лежит известный отпечаток и
эстетски-замкнутой камерности Метнера
`(нанример, у Александрова), и суб’екти-
вистских настроений позднего Скрябина
(например, у Фейнберга), и символизма, и
экспрессионизма, вообще  (Мясковский
`Крейн, Шапорин, Щербачев). Образы окру-
жающей действительности еще почти со-

вершенно не питали их творчество.

Некоторые из композиторов указанной
труппы, как, например, Мясковский, совер-
енно отказались от фортепианного пись-
ма. Осознав симфонический характер `сво-
его творчества, Мясковский достиг выдаю-
щихся результатов в области симфонизма.
Другие, упорно. стремясь к овладению об-
разами советской действительности, поне-
многу меняют свой фортепианный ‚стиль:

К сожалению, произведения, этой труп:
пы композиторов, исполненные в концер-

‘тах декады («Причуды» Мясковского, 2-я

соната An. Алевсандрова, 2-я ‘соната
С. Фейнберга), не раскрывают полностью
этого стремления. Все они в вначительной
мере характеризуют пройденный творче-
ский’ этап. о

С 1924—1925 тг. в советской, в особенно:
сти в ленинградской ‘композиторской среде,,
начинается заметное увлечение так назы»
ваемым <западничеством». Формалистиче-
ская беосодержательность, гротесковая лет-
комысленность, ‘широкое использование

‘сионистов: (у Дебюсси, Равеля), фальштивое,
‘ложное претворение фольклоря

р. a ae

фокстротно-джазовых приемов и полный

‚отрыв от классических традиций фортепи-

анной музыки — таковы те тенденции, ко-
торые стали овладевать многими композн-
торами. По формальной структуре, по ха-
рактеру письма композиторы этого направ-
дения, при всех своих стремлениях быть
оригинальными, подражали французским

и Отравинскому, Хиндемн-
енбергу и т. п. Сюда еще недавно

Ty, ite A
входили Шостакович, Половинкин, Жело-
бинский, Шебалин, Попов и многие другие.

Иснолненный в декаде Г. Эдельманом

`фортенианный концерт Шостаковича. ор.

85 в основном относится к этому творче-
кому направлению. Наоборот, некоторые
прелюдии (например № 10), а также «Фан-
тастические танцы», исполненные в декаде
пианистами Г. Нейгаузом и А. Иохелесом,
показали иного Шостаковича, каким мы
его’ знаем по прекрасной первой симфо-
нии, музыке к фильму «Одна» и др:

За последние годы в советском  форте-.

пианном творчестве стала, заметно опреде:
ляться фольклорно-этнотрафическая тен-
денция. Мы имеем в виду «Туркмению»
Шехтера, фортепианные пьесы, и в 0обобен-
‘ности выдающийся фортепианный концерт
Хачатуряна, «Танцовальную = сюиту»,
А, Крейна, фортепианный концерт. Балан-
чивадзе, «Украинскую рапеодию» Е. Году-
бева, некоторые фортепианные сочинения
И. Двержинокого и т. д. Отличительными
чертами этих произведений (мы назвали
наиболее выдающие из них) являютея
эмоциональная яркобть, мелодическая све-
жесть, национальная тематика. а

Конечно, самый факт использования
фольклора в том или ином произведении
еще не делает это произведение народным.

татически-созерцательное, утонченно-
эстетское любование фольклором у импрес-

Стравин-
ского (вопомним one clement) — доста-
точно яркое и наглядное доказательство
этому. Это важно подчеркнуть, тем болве,
что от подобного неправильного. подхода! к
фольклору не свободны и многие ироизве-
дения советоких композиторов.

С другой стороны, выделяя произведения

ное творчество

‘,
\

\

ВТОРОЙ

ПЛЕНУМ

СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ

\ Полгода прошло со дня возыва» нерво-
10 Всесоюзном с’езда советских аржитек-
: } =
торов. i eo
На приеме делегации участников с 63-
‚да глава советского правительства товарищ
Молотов, указывая на задачи, стоящие пб-\
ред. советской архитектурой, вполне спра-
ведливо отметил, что наши зодчие все еще

1 недостаточно внимательно относятся к во-

просам массового строительства (жилийс
ного, школьного, больничного и т. д.). ;

В нашей стране эти вопросы занимают
06060 важное место. И ‘это понятно. Все,
что Делаетоя у нас; проникнуто сталин»
ской заботой о человеке Мы обязаны
строить красивые, удобные дома, полные
воздуха и света. }

демонстрировала всему миру победу со-
циализма в нашей стране, политическое
и хозяйственное укрепление  Советскота
Союза; победа политики нашей ленинско:
сталинской партии, сегодня с еще боль-
шей силой ставят перед советскими архи-
текторами огромные задачи в области мас-
сового жилищного строительства.

Второй Всесоюзный пленум союза ‘0-
ветских архитекторов, открывающийся се.
тодня в Москве, неслучайно поставил ос-
‘новным вопросом повестки дня массовое
жилищное строительство. Это является ре-.
зультатом работы архитектурного с’езда и
тех указаний, которые мы получили от ру-
ководителей партии и правительства и ши-
рокой общественности. р j

Какие основные задачи стоят ‘сейчас пе-
ред нами в области жилищного строитель-
ства?

_ Во-первых, мы должны строить жилые
дома, которые по своему удобству и 060-
рудованию отвечали бы возросшим куль-
турно-бытовым требованиям. трудящихся.

Во-вторых, учитывая громадный размах
жилищного строительства, мы обязаны до-
биться экономии народных денег, .

В-третьих, для обеспечения нужных тем:

пов жилищного строительства, удовлетво-
рения громадного ‘спроса трудящихся ‚ На
квартиры, архитекторы должны решитель-
но нерейти на индустриальные методы. .
И, наконец, в-четвертых, жилые дома
являются ‘основным элементом, определя-
‚ющим архитектуру наших новых социа-
листических реконструируемых городов.
Это ставит перед нами задачу — значи-
тельно повысить художественное качество
жилищного строительства, =

стоят сейчас перед архитекторами,

Основные недостатки нашего жилищного
строительства в прошлом, да и в настоя-

ектировщики  и строители все еще. недо-
статочно серьезно относятся к оборудова-
‘нию квартир ик вопросам удобства жиль-

квартиры, кухни, санитарного узла (ван-
ная комната, водопровод и *. д.) находит-
ся на низком качественном уровне. :

Наша промышленность, производящая
приборы оборудования жилых квартер, до
сих» пор продолжает производить ‹ давно
‘устаревшие, малоудобные и дорогие об-
разцы. Мы, архитекторы и строители, еще
‘ничего не сделали, чтобы внедрить совре-
менные более усовершенствованные образ

Режиосеры-орденоносцы Козинцев ‘и
Трауберг заканчивают сценарий ‘третьей
  Части кинотрилогии «Юность Максима».
ся третья и последняя серия трилогии.

Это будет картина о первых днях моло-
Fok социалистической Советской pecny6-
‘лики, В первых кадрах зрители

порядка на всех участках народного хо-
зяйства. Максим назначен комиссаром бан-

ников, бросивших работу, не обескуражи-
вает большевика Максима. Всю свою энер-
тию, долгие годы направлявшуюся на раз-
рушение капиталиетического строя, Максим
переключает на созидательную работу, не-
`обходимую для восстановления хозяйства
рабоче-крестьянского государства. Шаг за
‘шагом,  Иреодолевая враждебные настрое-
востями. ° od к

‘`Дважды в третьей серии скрещиваются

&

‘на национальную тематику, мы отнюдь не

хотим ограничить пути развития советской

фортепианной музыки этим творческим те-

чением. Пути создания фортепианной клас-.

сики мотут и
ные. а о

И второй фортепианный концерт Д. Ка-
балевокого (отлично исполненный Гр. Гинз-
бургом), при наличии ‘ряда бесспорных
‚достоинств, например, превосходной пер-
вой темы и общей формальной законченно-
‘сти изложения, страдает не отсутствием
фольклорных тем, а малой активностью,
недостаточной эмоциональной и идейной
интенеивностью,

_ Особняком стоит фортепианная музыка
Сергея Прокофьева. Он творчески претво-
‚ряет элементы русского народного мелоса
(в замечательных «Оказках старой бабуш-
ки», третьем фортенианном концерте), орк-
‘тинально развивает лучшие традиции клас-
‚ сической и романтической музыки (вепом-
ним бетховенски яоную, волевую вторую
`фортенианную сонату или овеянные мят-
кой ’ лирикой романтизма мелкие форте-
пианные пьесы раннего периода). Надо от-
метить огромное формальное мастерство и
цианистическую виртуозность ето стиля.
Все эти положительные качества лучших

должны быть самые различ-

могут быть с пользой усвоены нашими мо-

ходыми - композиторами, ‘работающими в

области фортепиано. = р 35
К сожалению, некоторые композиторы

в ето творчестве. Они обращаются к тем
его произведениями («Вещь к себе», пятый
ортепианный концерт), где проявляет се-
я бевыдейное формалистическое «новатор-
ство» композитора, тде нарочитая услож-
‘ненность траничит порой с заумью. :

‚Именно такое впечатление оставляют
«Мысли», ор. 62 — новый фортепианный
Opus автора, впервые коаполненный в кон-
цертах декады. Наряду с этим произведе-
нием, сколько радости и художественного
‚ удовлетворения испытал слушатель от ис-
полнения «Марша» op. 12, «Мимолетно:
стей» ор. 22, сонаты № 8, «Детской музы-
ки> («Валвьой», «Дождя и радуги» и «Мар-
за»); «Прелюдия» ор. 12 того. же: композито-
Papers нЕ в,

’ Интерес к фортепианному творчеству ва
последние годы чрезвычайно возрос. Актив-
но пишет фортепианную музыку наша
композиторская молодежь (Хренников, Ви-
рюков, Макаров-Ракитин и др.). Некоторые

Вот четыре основные задачи, которые.

щем, заключаются в‘том, что наши про-

лов. В болынинстве случаев оборудование.

увидят.
эпизоды штурма и взятия Зимнего двор-
ца. Советы, завоевав власть, сразу же при-.
ступают к установлению большевистского.

ка, Открытый саботаж банковских чинов-

ния, Максим. успешно справляется с труд-

‚ произведения композиторской

‘фортепианных произведений Прокофьева)

берут от Прокофьева не лучшее, & худшее

‚концерте.

цы, Возьмем практику Москвы. Котдя ар=
хитектор и строитель серьезно и заботли-
во относятся к поставленным перед ними
задачам, мы имеем несомненно положи>
тельные образцы в: строительстве жилых

домов. Как пример приведу дом, построен-
‘ный архитектором Чириковером у Кронот-
‘кинских ворот, и дом назул. Горького око-

ло ‘Белорусского вокзала (архитектор би:
нявский).

На пленуме будет уделено особое вни-
мание вопросам оборудования   жилищ,
Здесь мы должны максимально ибполь-
зовать практику. вападноевропейских и
американских архитекторов, чтобы внед+
рить лучшие образцы в наиту промышялен+

;   HOCTS,
Оталинская Конституция, которая mpo- }

‚ Жилищное строительство пред’являет
громадные требования нашей художест-
венной промышленности. Световая армату-
‘pa, мебель декоративно-художественный
‘текстиль, посуда, предметы украшения’
(массовые гравюры и картины), письмен-
ные приборы — все это необходимо для
‘оборудования и удобства каждой жилой
квартиры. К сожалению, до сих пор худо-
жественная промышленность сильно от
 стает от требований ‘трудящихся Macc.
Архитекторы совместно с художниками и
скульпторами должны помочь повысить
качество ее продукции. Вся советская об-
щественность, Всесоюзный комитет по де*
лам искусств обязаны серьезно заинтере-
‚соваться работой нашей художественной
промышленности и своим решительным
вмешательством повысить качество ее про-
дукции, Это имеет огромное значение, так
как предметы быта воспитывают художе-
ственный вкус в широких слоях населе-`
HUA, :

Несмотря на трандиозные об’емы и мас-.
штабы Halllero жилищного строительства,
постройка жилых зданий проводится у
нас еще устаревшими, кустарными мето-
дами. Советская страна, имеющая передо-
вую социалистическую промышленность,
не может допустить такого резкого отста-
вания архитектуры. Пленум обсудит кон-
  кретные вопросы и пути перехода жилищ-
ного строительства на новые индустриаль-
ные рельсы. ae :

Постановление Совнаркома СССР и ПК.
партии oT 21 февраля 1936 года выдви-
нуло перед всеми архитекторами и стро-
ителями задачу перехода от кустарных ме-
тодов к индустриальным. Но до сих пор
в этом направлении архитекторами ‘и
строителями сделаны лишь первые роб-
кие шаги. Широкая. советская обществен-
ность ждет от пленума союза советоких
архитекторов конкретных решений этой
важной задачи. € :

Ham пленум собирается в исторические
дни, когда вся страна на основе Великой
Сталинской Конституции провела выборы
в Верховный Совет Союза ССР. Победа
блока коммунистов и беспартийных, ко-
торый демонстрировал единство воли вов-
го ‹нарего народа, обязывает  советеких
эодчих еще больше повысить чувство от-
ветотвенности при выполнении тех отром-
ных задач, которые ставит перед нами со-
виалистическое , строительство, .

: _К. АЛАБЯН
Ответственный секретарь союза co-
ветских архитекторов СССР

‚ФИЛЬМ ЫБОРГОКАЯ СТОРОНА»

пути Максима (актер Б. Чирков) с путями -
Платона Дымбы (актер Жаров), выродив-

шегося в анархиствующего «бандита, в. по-
«Выборгская сторона» — так называет-

слушное орудие матерых контрреволюци»
онеров. Наташа (актриса Кибардина), став:
mad женой Максима, деятельно работает в
Совете. } 5 :

О степени сложности работы над заклю-
чительной частью трилогии можно судить
по тому факту, что в фильме показываются
образы вождей Пролетарской революции—
Ленина и Сталина. Зрители увидят вы
ступления В. И. Ленина в Смольном
перед делегатами 2-го С’езда Советов,
увидят Иосифа Виссарионовича Сталина,
эпизоды из их исторической борьбы за побе-
ду Пролетарской революции. В картине вы
водятся также бессмертные большевики
Дзержинский, Свердлов и Фрунзе, чьи об-
разы и дела живы в сердцах трудящихся,

В финальных сценах картины Максим
уходит на фронт, чтобы с оружием в ру-
ках защищать республику Советов от 916-
чественных и иностранных интервентов,

молодежи
вызывают к себе значительное внимание,
‚ Наибольшее развитие получила форма
фортепианного концерта. Триумфальное шё-.
ствие в декаде (уже подробно освещенного
в печати) хачатуряновского концерта, не-
сомненно лучшего из показанных концер-
тов, было подлинным праздником для со-
ветского фортепианного творчества, Значи-.
тельный интерес вызвал также концерт
Баланчивадае, Основанный На народном
грузинском мелосе, лирически-светлый и
искренний, концерт Баланчивадае еще раз
показал силу и значение связи комповито
‘ров с народным творчеством. :

Восприятию концерта чрезвычайно ме-
Г шает его неопределенная форма, в силу
чего сами по себе прекрасные темы подчас
бессильно повисают в воздухе. i

Исполнявиийся Гр. Гинзбургом концерт
Бирюкова еще не дает права на оконча-
тельное суждение, ибо демонстрировалясь
лишь его первая часть. В порядке предва-
рительной оценки можно все’ же сказать,
что пианистически выигрынгный, формаль-
но слаженный этот академический по му-
зыке концерт едва ли способен внести что-
либо новое в советское фортенианное твор-
чество. /

Огромное значение в намечающемся рас-.
цвете советской фортепианной музыки иг-
рает наша пианистическая школа, приоб-
‚ревшая в лице своих лауреатов — Обори-
‘на, Флиера, Зака, Гилельса, Гинабурга и
др. — мировую славу. И именно в этой
связи следует указать на необходимость
возрождения в советском фортепианном
творчестве здоровой, эмоционально-содер-
жательной пианистической  виртуозности,
и в первую очередь виртуовных традиций
Паганини и Листа, которые зазвучат у нас
‘с новой силой.

Капитализм с его культом «машинности»
убил подлинную, жизненно полноценную
виртуозность, и лишь советская музыкаль-
ная культура, насыщенная здоровой тем-
‘пераментностью, может заставить виртуоз
ность на новой ступени служить передаче
ярких эмоций и горячих чувств социали-
стического человека. Советские фортепиан-
ные произведения должны быть пианисти-

чески «выитрышны». Этого им еще очень

и очень недостает, —

В этом плане нужно указать на вабы.
тую традицию романтического фортепиан-
ном концерта, традицию виртуозного с9-

`ревнования солиста с оркестром. Полный _

жизненной энергии виртуозный чнаткскь
пианиста (как, например, в концертах Ли-
ста или Чайковского) должен прозвучать
с новой силой в советском фортепианном

В, ДЕЛЬСОН