Пролетарии всех’ стран, соединяйтесь! .

CG

Cpena, 29 nexa6pa 1987 r.

На пороге
нового года

\ Завтра исполняется 15 лет со дня об’еди-
нения народов  РОФСР, УССР, БССР и
ЗСФСР в единое социалистическое государ-
ство — Союз Советских Социалистических
республик. Братский союз народов СОСР
хреп и развивался в совместной борьбе
трудящихся всех национальностей под ру-
ководством партии Ленина—Сталина` за ио-
строение бесклассового социалистического
общества. Неуклонное проведение ленинско-
сталинской национальной политики `0бес-
печило невиданный расцвет экономики,
культуры ‚искусства всех братских совет-

Год издания восьмой

Орган. Всесоюз

i а

Завтра исполняется 15 лет со дня образования Союза Советских Социалистических республик. -
индустриализация страны и победы колхозного строя в.

‚ Победоносное осуществление“ сталинских пятилеток,
деревне превратили `СССР в могучую, социалистическую державу.
В нашей прекрасной стране нет

ОБ’ ОБЕЛИМЕНИИ СОВЕТСКИХ. РЕСПУБЛИК

ДОКЛАД ТОВАРИЩА И. В. СТАЛИНА`НА 1 СЕЗДЕ СОВЕТОВ СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК. 30 ДЕКАБРЯ 1922 г.

Товарищи! В истории советской  В дальнейшем открылся второй  жавой, вызывающей среди врагов

власти сегодняшний  день является
переломным. Он кладет вехи меж-
ду старым, уже пройденным пери-
одом, когда советские республики
хотя и, действовали вместе, но шли
врозьгзанятые прежде всего вопро-
сом своего существования, и между
новым, уже открывшимся периодом,
когда отдельному существованию
советских республик кладется ко-
нец, когда республики об’единяются
в единое союзное государство для
успешной борьбы с.хозяйственной
разрухой, когда советская власть
думает уже не только о существо-
вании, но и о том, чтобы развить-
ся в серьезную международную си-
лу, могущую воздействовать на
международную обстановку, могу-
щую изменить ее в интересах тру-
дящихся.

Чем была советская власть пять
лет тому назад? Маленькой, едва
заметной величиной, вызывавшей
насмешки среди всех ее врагов и со-
жаление у многих ее друзей. Это
был период разрухи, когда. совет
ская власть опиралась не столько.
на собственные силы, сколько. на
бессилие своих’ противников; когда
враги советской власти, разбитые
на две коалиции, на коалицию ав-
стро-германскую и коалицию англо-
французскую, заняты были войной
между собой и не имели возможно-
сти обратить оружие против совет-
ской власти. Это-был период воен-
ной разрухи в’ истории советской
власти. Однако, под ударами Колча-
ка и Деникина советская власть с03-
дала Красную армию и вышла из
периода разрухи `с успехом. .

ских республик.

Наступает новый, 1938 год. Советская
страна встречает его как никогда спло-
ченной под внаменем партии Ленина —
Сталина.

В 1937 тоду в исторический день; 12
декабря, в день всенародных выборов Вер-
ховного Совета СССР. трудящиеся Совет-
ской страны с невиданной силой проде-
монстрировали свое моральное: и полити-
меское единство, свою беспредельную пре-
данность родине. свою сплоченность пол

‚ знаменем социализма, под знаменем Ста-
линской Конституции.

В этом году, под руководством коммуни-
стической партии и ee Сталинского Цен-
трального Комитета, мы. разгромили и
впредь готовы громить и выкорчевывать
вловонное гнездо подлых троцкистско-буха-
ринских изменников, диверсантов, пигионов
и иных реставраторов капитализма, дей-
ствующих по прямому заданию иностран-
ных фашистских. штабов, готовяших ва--
хватническую войну против Советского
Союза.

В этом году мы положили немало сил
на укрепление боевой мощи нашей роди-
ны, стоящей, как неприступный гранит:
ный утес среди бушующего капиталисти-
ческого моря и привлекающей к себе взо-
ры всего угнетенного человечества.

В этом ду блестящих побед добились
передовые люди нашего народа — стаха-
новцы фабрик, заводов, шахт и полей. по-
казавшие невиданную до сих пор произ:
водительность свободного радостного со-
циалистического труда. f

В этом году больших успехов побились
работники советской науки, мастера со-
ветского искусства, отдающие всю силу
своего ума, весь огонь своего таланта на
служение родине.

еликий русский писатель А. Чехов,
сатирически изображая жизнь старой
дореволюционной России, рассказывает в
одном из своих ранних произведений о
том, с какими мыслями встречал новый год
средний «российский обыватель»: «Время
мое ‘растрачено на пустяки, на перелива-
ние из пустого в порожнее... Выпускали
ярлыки нового образца для бутылок. кла»
ли латки на лохмотья, заставляли дура-
ков богу молиться, а они лбы разбива-
ли... Все журналы были пусты и Gecco-
держательны,.. таланты словно в воду ка-
нули».

Как не похож ‘наш советский гражда:
HME, активный строитель новой Жизни,
полноправный хозяин своей страны на
того мещанина-обывателя, о котором пи-
сал Чехов. Как отличен ‘тот торестный
итог. который подводит Чехов году, про-
житому в царской России, от тех замеча-
тельных итогов, которые подводит счаст-
ливая Советская страна, нынентнему году
славных побед социализма,

Окидывая взором путь, пройденный на+
ми в этом году, мы видим величествен-
ную картину торжества социализма, еди-
нения, мира, дружбы и братства народов
Советской страны. Мы видим счастливую,
радостную,  зажиточную и культурную
жизнь Миллионов трудящихся. спокойно
и уверенно, встречающих наступающий год
новых завоеваний, новых побед в строи-
тельстве первого в мире собалистическо-
го государства рабочих и крестьян.

нынешнем году наше искусство до-
отигло больших успехов. Советские теат-
ры к великому празднику 20-летия Ок-
тябрьской социалистической революции по-
казали ряд выдающихся юбилейных сгек-
таклей,

В пьесах «Человек с ружьем» и «Прав-
да», в фильме «Ленин в Октябре» наши
актеры впервые ‘создали в театре и кино
образ гениального вождя революции Влади-
мира Ильича Ленина.

За этот год в нашем искусстве широко
укрепилась советская тема. Новый герой—
герой народный— впервые занял главенству-
ющее положение на сцене театра и на
экране кино. Советские живописцы подго-
товили ряд значительнейших выставок, от-
ражающих историю нашей революции,
строительство социалистической промыш-
ленности, историю Красной армии.

В этом году советские музыканты со0зда-
ли рял выдающихся советских онер, сим-
фоний, массовых песен и других произве-
. дений. В этом году состоялось несколько
музыкальных конкурсов, показавиийх не-
обычайный рост советского исполнитель-
ского искусства, выдвинувигих большое ко-
личество новых талантливых скрипачей,
пианистов, ‘певцов, дирижеров. Наци мо-
подые музыканты одержали блистательные
гобеды и на международных соревновани-
ях, доказав всему миру, что только в на-
зпей стране может  расцветать подлинное
искусство; \ т

Этот год показал, что напги художника,
музыканты, драматурги, актеры вплотную
подошли к разрешению большой и по-
четной задачи — к созданию классическо-
то искусства эпохи ‚социализма. Путь ‚©0в-
лания этого искусства это ‘путь’ не-
разрывной связи с народом, путь актив-
ного участия мастеров искусства B* ео-
пиалистическом стромтельстве, путь вы-
движения и воспитания талантов, вышед-
ших из народных низов. Советский Ha-
род внимательно и любовно растит каж-
дый талант, каждое дарование, ибо ни-
тде в мире нет и we может быть тако-
го отношения к искусству, как в наллей
социалистической стране. Лучший друг
советского искусства, любимый вождь и
учитель трудящихся всего мира товарищ
Стялин неоднократно помогал своими CO-
ветами и указаниями мастерам нашего ис-
кусства, ‘направлял ‘их деятельность, BBI-
двитал перед ними важнейшие задачи.
Окруженное исключительным вниманием a
любовью народа, руководимое коммунисти-
ческой партией и советским правитель
ством, наше искусство должно завоевать
еще большую славу, должно еще РН
ярче, художествениее отразить жизнь Н

ей великой родины.
тайн i мастерам нашего тевтра,
кино. живописи, музыки В ЕР
1938 году добиться новых успехов т с
вилании самого прекрасного в мире, esl
линно народного; глубоко EN ae и.
дожественно совершенного искус Ноа
классического искусства эпохи соц

ru

И. Стапин. «Марксизм и национально-ко-
пониальный вопрос». Нартиздал. 1987 г.

Время не сохранило ни одного достовер-
ного, современного поэту портрета Руста-
вели, и главными источниками, на основа-
нии которых можно было бы судить о под-
линном облике поэта, являются изображе-
ния Руставели, восходящие к XVI в.

Старейнтий ‘портрет Руставели — изо-
бражение поэта‘на сохранившемся листе из
утерянной рукописи поэмы, датируемой
примерно ХУП в. Поэт изображен сидящим
на ковре, © поджатыми нотами, на фоне
церкви византийской архитектуры и двух
зданий монументального, дворцового. типа.
По виду это человек лет сорока, с бород-
кой и усами, одетый в современный нацио-
нальный костюм и остроконечную шапку с
пером. На левом, приподнятом колене ле-
жит раскрытая рукопись (в форме КНИГИ),
в которую Руставели вписывает тростнико-
вой ручкой строфы поэмы.

Композиция напоминает раннюю. иран-
скую миниатюру, традиции которой были
воспринять\ грузинскими миниатюристами.
По всем данным это изображение поэта яв-
ляется копией более раннего, утерянного
оригинала, восходящего к в.

Один из ранних портретов — рисунок
в рукописи «Вепхис ткаосани» 1646 г. Ma-
муки Тававарашвили: Шота Руставели дик-
тует свою поэму сидящему перед ним пвс-

ny. :

“Monon: безбородое лицо, длинные усы
и изогнутая линия бровей поэта в сочета-
нии с крайне примитивным, чисто линей-
ным характером миниатюры создают не-
обычный в нашем представлении образ Ру:
ставели,

Большой интерес вызывает необычное
фресковое изображение Руставели в. мэ-
настыре св. Креста в Палестине (где по
преданию похоронен поэт). По зарисовке
проф. Цагарели, посетившего монастырь в
конце прошлого столетия, скульптором
Н. Тархнишвили был исполнен бюст «поэ-
та». Это — благообразный старец в мона-
стырском одеянии с широким, спокойным
лицом и круглой длинной бородой. С. Ка-
кабадае высказал предположение, что изо-
браженное на фреске лицо, по ‘всей вероят-
ности, является автопортретом художника,
создавшего фреску.

Создателем художественного исторически
правдоподобного портрет» Руставели, ко-

период в истории советской: власти,
период борьбы с хозяйственной

разрухой. Этот период далеко еще!

не исчерпан, но’уже дал свои ре-
зультаты, ибо мы имеем за этот пе-
риод успешную борьбу советской
власти с голодом, постигшим стра-
ну в прошлом году; мы имеем 3a

этот период значительный под’ем

сельского хозяйства, значительное
оживление легкой промынленнос-
ти; мы имеем уже выделившийся
кадр командного состава промыш-
ленности, составляющий нашу. на-
дежду, наше упование. Но всего это-
го для преодоления хозяйственной
разрухи далеко.не достаточно: Что-
бы разбить и ликвидировать раз-
руху, необходимо сложить силы
всех советских. республик; необхо-
димо все финансовые и экономиче-
ские возможности республик бро-
‚сить на дело восстановления основ-
ных отраслей нашей промышлен-
ности, Отсюда необходимость об’.
единения советских республикв од-
но союзное государство. Сегодняш-
ний день является Днем об’единения
наших республик в одно государ-
ство для сложения сил на деле
восстановления нашего хозяйства.

Военный период борьбы с воен-
ной разрухой`дал нам Красную ар-
мию — одну из основ существова-
ния советской власти. Следующий
период — период борьбы с хозяйст-`
венной разрухой — дает нам но-
вые рамки для государственного
существования — Союз Советских
Республик, который, без сомнения,
подвинет вперед дело восстановле-
ния советского хозяйства.

Чем. является. теперь советская
‘власть? Великой трудовой дер-

торый вызвал многочисленные подражания
и стал традиционным изображением поэта,
является художник, рабочий железнодорож-
‘ник Василий Яковлевич Головня, подписы-
Babin свои работы псевдонимом Васо
Оконеёли. i

В. Я. Головня, уроженец города Гори, бу-
дучи учеником. Академии художеств, где
ен занимался под руководотвом проф. Ви-
левальде и Зичи, был в 1884 г. арестован за
участие в революционном движении, за-
ключен в Петропавловскую крепость и впо-
следствий ‘сослан под надзор полиции на
родину.

Прекрасно владея.
Головня, но настоянию знаменитого грузин-
ского нисателя Акакия Церетели и других
общественных деятелей того времени, с ко-
торыми он ‘был близок, настойчиво работал
над созданием портрета Руставели. Тша-
телвно изучив первоисточники, художник
исполнил более 20 вариантов портрета и
один из них (1888 г.) опубликовывает в
 Озуртетеком издании поэмы (изд. К. Та-
варткиладзе, 1891 г.). Этот портрет впоелед-
ствии воспроизводилея в многочисленных
изданиях поэмы и, получив массовое рас-
пространение, считается основным, обше-
принятым изображением Руставели.

Единственным опытом создания портрета
Руставели ‘без традиционного головного

бора — является малоизвестный рису-
нок (1888 г.) работы принца Мюрата, нахо-
дившегося в близком родстве со старой гру-
зинской фамилией Дадиани.

Историческое полотно, посвященное Ру-
ставели, исполнено художником Зичи, ав-
тором прекрасных иллюстраций к грузин-
скому изданию «Вепхис ткаосани>.

Если к этим работам добавить портрет
маслом, приписываемый кисти великого
грузинского художника-самоучки Пиросма-
нишвили, относящийся-к последним годам
прошлого столетия, то можно считать спи-
сок изображений Руставели, созданных на
протяжении столетий, в основном   исчер-
панным.

Лишь в нашу советскую эпоху Руставели
и его бессмертная поэма стали подлинным
достоянием широких Mace трудящихся,
лишь в наши дни поэт и его творение по-
лучили достойную оценку.

Художник-орденоносец Ладо Гудиашви-

грузинским языком,

уже не насмешки, а скрежет зубов-
ный.

Таковы итоги развития совет-
ской власти за пять лет ее сущест-
вования.

Но, товарищи, сегодняшний день
является не только` итоговым, он
является. вместе с тем днем торже-
ства новой России над старой, над
Россией — жандармом Европы, над
Россией — палачом Азии. Сегод-
няшний день является днем торже-
ства-новой России, разбившей це-
пи национального ‘угнетения, орга-
низовавшей победу над капиталом,
создавшей диктатуру пролетариа-
та, разбудившей народы Востока,
вдохновляющей рабочих Запада,
превратившей красный стяг из зна-
мени партийного в знамя государ-
ственное и собравшей вокруг это-
го знамени народы советских  рес-
публик для того, чтобы об’единить
их в одно государство, в Союз Со-
ветских Социалистических Респуб-
лик, прообраз грядущей Мировой
Советской Социалистической Pec-
публики.

Нас, коммунистов, часто ругают,
‘утверждая, что мы
строить. Пусть история советской
власти за пять лет послужит дока-
зательством того, что коммунисты
умеют также и строить. Пусть се-
годняшний с’езд советов, призван-
ный утвердить декларацию и до-
говор о Союзе Республик, приня-
тые вчера конференцией полномоч-
ных делегаций, пусть этот союз-
ный с’езд покажет всем тем, кто

еще не потерял способности пони-

мать, что коммунисты умеют так
же хорошо ‘строить новое, Kak OHH

(умеют хорошо разрушать. старое.

Азербайджанский Большой государствен ный  тватр оперы и балета им, М. Ахундова в Баку показал новую постановку
оперы Р. Глиэра’ «Шах-сэнем» (Режиссер А. Искандеров, художник М. Сагиян). ^

ЛИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

На фото: 2-й акт из оперы «Шах-сэнем»,

сумел создать выразительные, полные пеи-

та.
Выдающийся ees
ный знаток искусства Гр

чивили создал несколько вариантов порт-
ретов Руставели. ;

за, Гудиашвили, в своем последнем порт-
рете
поэмы — Гослитиздат, 1987 г.) сумел соз-
дать монументальный, волнующий образ
поэта.

мой Руставели,

пряжения фигура поэта — на фоне фресок

6 Er дворца — переносят нас в
BER.

Это произведение по праву может быть

Несомненными достоинствами обладают и
другие работы художника, из которых ука-
жем на единственное в «Руставелиане» си-
луэтное изображение поэта, а также карти-
на Гудиашвили: «Поэты Грузии» и «ОтТ’езд
Руставели в Палестину», мастерски’ воспро-
изводящие характерные черты эпохи.

Образцом оригинальной, чисто декоратив-
ной трактовки образа поэта является гу:
атть художника Рубена Шавердяна (1936 т.
Музей восточных культур. Москва). При.
меняя традиции индо-иранской миниатюры,
‚художник показал Руставели в`образе при-
`дворного вельможи, с саблей, сидящего в
богатом одеянии в роскошном дворце. Ши-
рокое, скуластое лицо поэта, с густой боро-
дой не вяжется с нашим обычным прёед-
ставлением о Руставели, но при всей цве-
тистой красочности и стилизованной услов-
ности рисунка, своеобразное восприятие
художником образа поэта не лишено ин-
тереса,

Портрет работы Ирины Гейнер, премиро-
ванный Руставелиевским юбилейным коми-

неспособны.

ли, базируясь на исторически достоверных
источниках прошлого, порывая с традици-
онно установившимся портретом Руставели,

Начав со стилизованного образа, поэта, ис:
полненното в графической широкой мане-
ре, пройдя полосу исканий наиболее рез-
листического и исторически верного обра-

‘ставели (исполненном для издания

Вдохновенное лицо работающего над поз-
полная творческого на-

причислено к лучшим портретам Руставели.

ного комитета ‹по делам искусств при Совнаркоме: Союза ССР”

угнетения человека человеком, нет деления на народы господствующие и народы
угнетенные. Озаренная солнцем Сталинской Конституции, счастливая страна социализма под ленинско-сталинским
знаменем растет и крепнет, победно шествуя к сияющим вершинам коммунизма. —

хологической глубины образы великого поэ-

графики, прекрас-
узии и Востока, ав-
тор трех больших серий замечательных
иллюстраций к «Вепхис ткаосани», Гудиа-

a

исполнены «Торжественная увертюра» Гла-

‘  пианистка Юдина, невица Преображенская,

Че

\ ‚ ° Цена номера 30 коп.

№ 60 (406)

“ у

_ ЮБИЛЕЙНЫЙ СПЕКТАКЛЬ
«НА ПИЕ»

81 декабря 1902 года состоялась премьера
«На днб». первой пьесы Горького на сцене
Художественного тезтра С тех пор и до
‚наших дней этот спектакль прочно держит“
ся в репертуаре МХАТ. Театр показал по-
становку «На дне» во всех крупнейших г0=
родах СССР`и’в ряде зарубежных стран. За
35 лет состоялось 884 спектакля «На дне».

«На дне» было поставлено К. С. Стание-
лавским и В. И. Немировизем-Данченко. Де-
корации писал заслуженный деятель ис-
кусств художник В. А. Симов. В главных
ролях выступали в разные времена круч-
нейшие актеры МХАТ. Роль Насти испол-
няли: 0. Л. Книппер-Чехова. Халютина, Та-
расова, В. Понова. Роль Барона — В И. Ка-
чалов, Гейрот, Ершов, Вербицкий; роль Лу- -
ки — И. М Москвин и М. М Тарханов; ролв
Васьки Пепла — Харламов. Бакшеев, Л. М.
Леонидов, Яров, Судаков и ВБ. Г. Добронра-
вов. В роли Бубнова выступали Лужекий,

От партера до верхних ярусов, от стола   Истрини М М. Тарханов: в роли Косты.
грезидиума до галлереи несется Уратан   лева — Бурджалов, Раевский и Н. П. Хме-
оваций. Буря человеческих чувств захле-   лев Василису играли Муратова, Ф. В. Шев-
стывает зал. Грохот аплодисментов растет,   ченко и Дмоховская Создателем роли Ca-
усиливается. Стены театра дрожат OT ру- тиня был Констанеин Сергеевич  Станн-
коплесканий и приветственных возгласов. -   славский, в последние годы Сатина играли

«Товарищу Сталину, ураЪ ’    Вриов и Подгорный. -

Когда, наконец, стихают долгие овации,   9; декабря в ознаменование 85-летия 60
ВОЖДЬ начинает говорить. Он говорит не- дня премьеры «На дне» состоится 885-й
громко, только изредка повышая голос,   спектакль горьковской пьесы Из первых
чтобы подчеркнуть какое-нибудь слово. С   Исполнителей «На дне» в юбилейном опек-
экрана мы снова слышим незабываемую   222 будут заняты народные артисты

СССР 0. Л. Книпнер-Чехова (Настя), В. И.
речь, которую 11 декабря слушали по ра-   Качалов (Барон), И М. Москвин (Лука).
дио миллионы людей. Теперь все они мо-

Ваську Пепла будет играть народный ap-
тут не только слушать речь Сталина, но и ess Союза 4 sae Oo — народ-

7 т ый артист Союза Тарханов, Костылева —
Taal Luce ome ees Е народный артист Союза Хмелев, Василису—
ue, “Robayoe’ Oxearmpade  mAmmoro! maine народная артистка РСФСР Шевченко, тата-
Ствлин товорит о Ленине. Весь Зал ва- рина (ввиду болезни Виптневекого) будет иг-
мер в напряженном внимании. Сталин го-   РАТЬ о артист республики Кед-
ворит тихо, но каждое слово доходит xo   POS Наташу — заслуженная артистка Коре-

сердца слушающих. Одержанный, скупой ый се а и
жест подчеркивает слова: «Я бы хотел, at р аслуженный артист Ор-

Зоварищи. чтобы выс втайли снотёматичо:   20 Сатина — засл. артист Подгорный,

ли, что они должны иметь перед собой ру CTA ВЕЛИЕВСХИЕ ДНИ
В СОЛНЕЧНОЙ ГРУЗИИ

великий образ великого Ленина и подра-
жать Ленину во всем». Внимательные, о0-

Восторженно встретила 750-летие 6е0-
омертной поэмы своего великого поэта Шо-

х

Волнующий
`кинодокумент

На экране — переполненный людьми,
расцвеченный лозунгами, гремит и свер-
кает зал Большого театра. Тысячи трудя-
щихся Сталинского избирательного округа
г. Москвы восторженно приветствуют вождя
народов товарища Сталина.

лин появляется. на трибуне.

фильм появится на

средоточенные лица мужчин и женщин в
амфитеатре, в ложах, на галлерее. И снова
лавина аплодисментов Котла Сталин кон-
чает свою ge весь зал ре привет-
ствуя вождя мандиры, рабочие, служа-
mm, woolen o crapaka HOBO! norton та Руставели столица орденоносной Гру-
оваций выражают любовь и преданность   ИИ, По-весеннему залитый солнцем Тбили-
вождю. а or Cue pee te Eee .
у ‚ носящий имя творца «Витязя
Фильм с записью речи товАРИША   тигровой шкуре», но и РЕ окраины
Сталина — волнующий кинодокумент. Его раскинувшегося города празднично укра-
создание — большая заслуга Московской   шены. Пестрые ковры, свисающие с балко-
фабрики Союзкинохроники: кинооператоров ке ЖА ae ве т
3 AYT b an
И. Белякова, В. Соловьева, В. Ешурина, не во вою длину некотори уда в
А. Щекутьева, звукооператоров  М. Соболе-   переулков, художественно исполненные
ва, 3. Уздина, режиссера-монтажера Н. Со-   бюсты и красочные портреты великого
ловьева. тия из ae -
: оржественный пленум союза советских
ae a -  писателей, открывшийся 24 декабря в
: foe see : 8 театре имени Руставели, приветствия почти
- 5 > явились новой, яркой иллюстрацией вели-
Т5-летие Ленинградской. чайших побед ленинско-сталинской нацио-
Е нальной политики и беспредельной любви
Консерватории Е вдохновителю и организатору побед во-
; циализма мудрому Сталину. =
ЛЕНИНГРАД, 28. В этом тоду исполни-  Представители всех видов искусств горя-
лось 75 лет существования Ленинградской   90 откликнулись на великий юбилей. Изла-
консерватории. Сейчас разработана  про-   Тельство «Федерация» выпустило прекрас-
трамма празднования этою юбилея, кото-  Но оформленный художником орденонобцем ‘
poe откроется 17 января торжественным   Ладо Гудиашвили сборник под общей ре-
заседанием. В концертном отделении будут   дакцией ответственного секретаря cowed
1 советских писателей Грузии А. Чарквиани.

Поэт К. Чичинадае и Ладо Хромели рабо-
: е тают над сценарием «Вепхис ткаосани»,

18 января в Малом зале Консерватории   первая серия которого, имеющая два  ва-
состоится концерт с участием детской шко-   рианта, уже закончена. Фильм будет озву-
лы-десятилетки и детского симфонического   чен на грузинском и русском языках.

Только что закончился конкурс, об’явлен-

а В этом же концерте пя
наиболее выдающиеся питомцы Консервяа-

и р ный Юбилейным комитетом Грузии, на луч»
ший портрет Руставели. Из шестнадцати

тории — комповитор Сергей Прокофьев

портретов, представленных на конкурс, луч-
шим был признан портрет работы художни-
цы Ирины Гейнер. -

Исключительный отклик нашел юбилей
среди советеких композиторов Грузии. В
Государственной консерватории состоялся
общественный просмотр первого акта, оперы
«Венхис ткаосани» композитора Ш. Мшве-
лидзе, в исполнении госкапеллы под управ- _
лением Кухианидзе. Из числа крупных про-.
изведений, посвященных Руставели, нужно.
отметить также и одноименную оперу
композитора Лео Палиалвили в четырех.
актах и семи картинах. В программу юби-
лейных концертов из этой оперы включен
большой = из первой картины четвертого
акта. С большим мастерством ‘написана
музыка для женского хора в опере «Не- -
стан» (композитор, орденоносец, народный
артист Д. а ‘хор этот ое в.
. : 3 at программе илейн ов. Отмети
Pere Hosta художник мастерски сумел пере- ее Aad ar ae  aaa
дать на фоне романтического пейзажа   «Любовь Тариэля», хореотрафическую ноз-
башнями крепости Каджети, ие му В. Гокиели, большую ораторию комнози-
черты Руставели и благородный образ поэта   тора комсомольца Резо Габичвадзе, смешан-
с глубоким задумчивым взором, устремлен-   ные хоры, В. Цагарейшвили, Куртиди и др.
ным ВДВ. : . Новыми, яркими произведениями  вотре-

Талантливый художник Грузии Серго Ко-   тили деятели искусетв солнечной страны
буладае создал оригинальный портрет Ру-   юбилей. тениального поэта, «великого серд-
ставели. ца Грузии». ый

Художник переносит в наши дни тради- САНДРО ГОРЕЛИ,
ции лучших мастеров итальянского Ре-  Тбилиси, (От нашего спец. корр.).

er сочетая свое богатое творческое
воображение с новы ен ре: > Е
р ие с м ощущением реалисти: Gye a yy

fe 2 :

зунова и финал из девятой симфонии Бет-
ховена. :

дирижер Гаук и квартет им. Глазунова. Ве-
чером будет показана опера основателя
Консерватории А. Г. Рубинштейна «Демон»
в постановке народного артиста РСФСР
И. В. Ершова. 19 и 20 января в Малом за-

Консерватории устраиваются юбилей-
ные концерты.

тетом, обладает достоинствами реалистиче-
ски правдивой интерпретации. -

‚ Элементы ‘монументализма и романтики
в сочетании с психологической насыщенно-
стью образов поэмы Руставели — вот что
отличает работы худ. И. Тоидзе в его серии
иллюстраций к «Вепхис ткаосани». В. порт-

ческого «сетодняз.

Его Руставели — мыслитель, восседа-
ющий на троне, поэт, спустивитийся с Олим-
па и торжественный в своем величии и не-
досягаемости. ene

Особенно ярко проявилась любовь к ноэ-
ту в произведениях народного творчества.
Тут мы имеем интересные художественные
вышивки кустарной работы, а также работы.
аджарских и украинских колхозниц, ковер,
вытканный борчалинской артелью, и слож-
ную по технике выполнения декоративную
работу (выжигание с окраской по дереву.
и креп-де-шину, бархату и сукну) и др.

В скульптуре Руставели воплощен в 6a-

ельефах работы Я. И.. Николадае (типо),

ерабишвили и других скульпторов.

Из этих работ выдающийся интерес пред:
ставляет непревзойденный бюст народно-
го скульптора Грузии Я. И. Николадае. Пре-
восходный бюст работы Топуридзе разра-
ботан в духе строгих классических тради-
ций.

Премированный на всесоюзном конкурсе
строящийся монумент Руставели работы
К. М. Мерабишвили явится достойной и
прекрасной данью советского народа памя-
ти одного из величайших поэтов чёловече-
ства, бесомертного творца «Вепхис ткао-
сани». : ;

Z

Народное творчество ‚ Грузии.
Шота Руставели. Вышивка
- Я, Рамишвила

работы

`В, ХРЕКЛЯН

на всех языках народов Советского Союза ^_