Работникам искусств

Москва — центр мировой театральной и
музыкальной культуры. Кто из нас не в0с-
торгалея великоленной игрой старых. масте-
ров русской драматической сцены — И. М.
Москвина, В. И. Качалова, А. А. Остужева,
0. Л. Княппер-Чеховой, В. Н. Пашенней,
А, А. Яблочкиной? В нашей стране выросли
новые кадры выдающихся актеров советско-
то поколения, завоевавших мировую извест-
ность. Среди них меня болыше всего восхи-
щают Н. НП. Хмелев и ВБ. В. Щукин, создав»

ший в театре в пьесе «Челдвек с ружьем» и
в кино в фильме «Ленин в Октябре» неза-

бываемый образ Владимира Ильича Ленина.
Мы все радостно приветствовали победу на-
ших молодых музыкантов Д. Ойстраха,
Я. Флиера, Я. Зака, занявших первые места
на международных конкурсах музыкантов.

1987 год ознаменован большими достиже-
ниями советекого искусства, Значит ли 9то,

что наш теалр, нална кинемалография пол-

ностью отвечают возросшим требованиям

страны социализма? Этого еще нет. Совет-

ские режиссеры и аклеры создали ряд цен-
ных театральных спектаклей и фильмов о
недавнем ` героическом прошлом нашей ро-
длины. Но мы еще не видели на сцене хоро-
ших пьес, отражающих наше прекрасное
сегодня. J :

Каковы мои пожелания советскому искус-
ству на 1938 год?

Товарищи драматурги, напишите новые
иъесы о замечательных людях сталинской
эпохи. Правдиво. и просто расскажите в ево-
их пьесах о наших любимых вождях. Пока-
жите, как счастливо живут народы нашей
страны, получившие Сталинскую Конститу-
цию, избравшие Верховный Совет, СССР.

Товарищи драматурги Вишневский; Пого-
дин, Тренев, мы ждем от вас современных
пьес.

От режиссеров и актеров мы ждем хоро-
ших, арких спектаклей, новых пьес. Я уве-
рен в, том, что мастера театра Москвин и
Качалов, Щукин и Хмелев создадут на
сцене замечательные образы героев. налией
современности. : .

Товарищи композиторы И. Дзержинский,
Д. Кабалевский. И. Дунаевский, поэты В.
Лебедев-Кумач, Демьян Бедный, М. Светлов,
В. Гусев, Н. Асеев, С. Кирсанов, мы ждем
от вас новых прекрасных песен, поэм и вим-
фоний. Пусть по всей советской земле бодро
звучит светлая, радостная музыка.

Вот мои новогодние пожелания работни-

кам искусств!
АЛЕНСЕЙ СТАХАНОВ

- СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

творческую и дружескую
боты.

‘такли современных пьес советских драма-
тургов, которые бы волновали нантих зри-
телей так же, как их сейчас волнуют спек-
такли «Анна Каренина» в Московском Ху-
дожественном театре им. Горького и «Че-
ловек с ружьем» в театре им. Вахтан-
това. :

долгое время не сходили с репертуара,
как, например, пьеса К. Тренева «Любовь.
Яровая», которая свыше 10 лет идет на
сцене советских театров.

‘дине распевались всем народом так же,
как песни композитора И. Дунаевского и
поэта В, Лебедева-Кумача. <

театру — побольше хоропгих пьес.

матурги. Но можно прямо сказать — уча-
сток не из легких; требует большого ма-
стерства и.. больших талантов. Эти талан-
ты растут. Они придут в драматургию ско-
ро. Хочется верить — в наступающем го-

Новогодняя елка работников искусств

РЕЖИССЕРАМ,
АКТЕРАМ,
ДРАМАТУРГАМ

Я очень люблю театр. Бываю почти на

всех премьерах. Правда, за последние ме-
сяцы я больше находился в воздухе, чем
‘на земле, участвуя в арктических  эксне-
дициях. Это не дало мне возможности ви-
деть некоторые новые спектакли. Сейчас ‘я
стараюсь наверстать упущенное.

Мои пожелания работникам искусств.
Кинематографистам:

Создать такие же хорошие фильмы, как
«Ленин в Октябре» и «Белеет парус оди-
нокий». Это, по-моему, лучшие фильмы
1937 года.

Режиссерам и артистам:
В каждом театре создать подлинно
атмосферу ра-

Не бояться критики и самокритики.
Показать в новом 1988 году такие спек-

раматургам: :
атисать хорошие пьесы, которые бы

Композиторам: :
Чтобы их новые песни о советской po-

M. 8, BOJONbAHOB
‚ Герой’ Советского Союза

ПОБОЛЬШЕ
ХОРОШИХ ПЬЕС

Мое новогоднее ‘пожелание

советскому

На отеталом участке работаем мы, дра-

Demy

вом году.

ono -

0 cTapom rope

«С новым годом, с новым счастьем!» Так

обычно говорили и товорят, вотречая насту-
пающий новый тод. Но мне сейчае хочется
поздравить всех с прошедигим етарым . го*
лом, с годом, когда мы выбрали Верховный
Совет СОСР, с годом, который принес новые
победы на всех фронтах социалистического
‘строительства, Да, мы можем смело тордить-
ся этим зодом, принесшим новые победы
и советскому искусству. Видеть Ленина на
сцене и на экране -—— большая радость для
советских зрителей, и эту радость принесли
им наши выдающиеся актеры. —

Поздравляя товарищей по искусству с
новым годом, я обращаюсь к ним с призы*
вом: «Молодежь, берите у нас, стариков,
только хорошее. Старики, учите молодое
поколение настоящему мастерству! Писа-
тели, поэты‘ и композиторы, в новом году
дайте нобольше новых цьес, опер, песен,
идейно направленных, зовущих ‘народы

СССР на новые подвиги и достижения!»
Заслуженный артист распублики

5, С, БОРИСОВ
\

ПОЖЕЛАНИЕ
САМОМУ СЕБЕ

_Tearp um, Вахтангова, работающий над

‚спектаклем «Ревизор», вновь обращается к

наследию русской классической литературы,
Я буду очень признателен своим друзьям,
если они пожелают мне в новом году хоро:
шо сыграть роль героя бессмертной комедии

Гоголя — Хлестакова,

Я хочу показать Хлестакова не тольно ках

мелкого плута, обманщика и наглеца, HO и
значительно расширить, обобщить этот. об-

раз. Я подчеркну, что при всех этих каз
чествах Хлестаков — юн и неопытен. В нем
нет «солидности» и сдержанности, дававших

особый вес в обществе. В моей трактовке

Хлестаков по-мальчишески хвастлив и бес-

печно-легкомыслен. Вот почему в централь-.
ном эпизоде комедии — в сцене лганья —

мне хочется изменить установившейся тра-
диции, по которой выпитое вино якобы раз-
вязывает язык Хлестакову. В своей игре
я подчеркну,
опьянения для ‘обрисовки облика Хлестако-
ва не имбет особо существенного значения.
Пьяный Хлестаков лишь раскрывает свои
самые сокровенные мечты, свои жизненные
идеалы и намерения. Е
Таковы мысли о моей первой роли в но-
Народный артист РСФСР
Р. Н. СИМОНОВ

что физическое состояние.

Мои конкретные пожелания нашей дра-
матуртии — больше мысли. Ярче характе-
ры. Беда многих наших пьес в том, что они
не глубоко волнуют зрителя, а выдвигае-
мые ими проблемы таковы, что уже в, пер-
вом ‘акте зритель видит их решение, а в
последнем забывает и о самой проблеме,

Какие мои новогодние пожелания само-
му себе?

В 1938 году

В нашей стране очень много театров, по-
жалуй, больше, чем во всех капиталисти-
ческих странах ‘Западной Европы. Но к
наступающему 1938 тоду мне хочется

Праздник молодежи
Нам поручено оформить колонну на пер-
вомайской демонстрации в 1938 году. Мы
хотим оформить колонну так, чтобы в ней
не было ни автомобилей, ни повозок, ни

выразить пожелание, чтобы в Москве было
выстроено еще одно новое театральное по-
мещение—для второго филиала Большого
театра. Тогда, может быть, будет легче до-

стать билет на любимую оперу.
Народному артисту Союза Шукину, с03-
давшему образ Владимира Ильича Ленина
в кинофильме «Ленин в Октябре», мне хо-
  чется прежде всего выразить чувство благо-
дарности рядового зрителя. Я уверен, что
п без пожеланий со стороны Щукин в бли-
жайшем году порадует налиего зрителя но-
выми тероическими образами сыновей на-
него народа. Театр и кино становятся бли-
же и роднее, когда со сцены или © экрана
на тебя глядят, разговаривают с тобой лзо-
ди, близкие, знакомые тебе по заводу, цеху,
совместной работе и борьбе в нашей счаст-

вейней стране.
т a И. И, ГУДОВ

ee Инструктор стахановских методов

работы Станкозавода имени С. Орджо-

никидзе, депутат Верховного Совета,

Вот эти самые. Их прекрасно выражает

в «Советском искусстве», адресуяеь в чает-
ности ко мне, товаришм Стаханов. `

Большая, подлинная честь для советского

писателя, когда е призывом в большой ра-
боте обращается лично к нему один из слав-
нейпгих работников страны.

Большое счастье—достойно выполнить

эту работу.

Конкретно мои рабочие планы на 1938
тод:

Во-первых,   довести до конца работу
истекиего года. В 1937 г. я с большим
энтузиазмом работал над пьесой об Ок-
тябре. Работа захватила меня, и хочется
продолжить и углубить ее. В особенности
тлубоко волнует меня образ Ленина, над
которым я много работал, но который в
пъесу как роль еще не введен, Это я на-
деюсь сделать уже в текущем сезоне.

Й затем «вынашивается под сердцем» но-

вая пьеса, © которой говорить что-либо

ще рано. К. ТРЕНЕВ

носилок и подпорок, словом, никаких тяже-
лых вещей, , E

Оформление должно состоять из легких
предметов, сделанных так, чтобы каждому
демонстранту было приятно держать их В
руках, Необходимо при этом избегать про-
стой декоративности, нарядности ради на-
рядности. Политические лозунти должны
звучать е еще большей силой.

Художникам надо еще много поработать
над тем; чтобы каждый наш: праздник по-
лучил свое 0с0б0е художественное звуча-
ние. Демонстрации 1 Мая должны быть
оформлены иначе, чем в дни Октябрьской
тодовщины; колонна молодежи, идущей на
физкультпарад, должна выглядеть иначе,
чем в Международный юношеский день.

„Мы считаем, что оформление не только
одной колонны, но и всей демонотрации
трудянихся Красной
быть организовано по единому общему
плану. Художники СЕРГЕЙ СИВ и

: ’ СЕРГЕЙ СВЕТЛОВ

столицы должно

THI 1S CD DL S

TPH PON

’ Новый 1988 тод я начинаю исполнением
роли Вакулинчука в опере «Броненосец
Потемкин» ‚О. Чишко. Эта партия‘ представ-
ляется мне яркой и значительной. Тема
оперы посвящена одному из самых инте-

ционного прошлого налней страны, Комго-
зитор Чишко написал прекрасную -мело-
дическую музыку, использовав подлинно
народные ‘и революционные песни, 600б-
разуясь ‘с вокальными возможностями ис-
полнителей, любовно относясь к такому
нежному инструменту, каким является го-
HOG певца,

Образ Вакулинчука привлекает меня
своей жизненностью, правдивостью, огром-
ной внутренней убедительностью. Он ли-
шен каких бы то ни. было черт схематиз*
ма. Это человек, снособный нежно любить
й твердо руководить большими массами
людей. Роль Вакулинчука я полюбил и
счастлив, что ёю встречаю новый год.

Моя вторая роль — Иван Сусанинв од-
ноименной опере Глинки. Эту партию я
считаю очень ответственной. В самом де-
ле, разве не почетна для советского ар-
тиста задача воплотить на сцене образ на-
родного. героя, беспредельно любящего
свою родину и отдающего за нее жизнь!

Таким образом, ведущей темой моих ро-
лей в новом тоду является тема героизма.
И матрос-революционер Вакулинчук, и Су-
санин‘ — верные сыны своей родины,
своего народа. : :

Я торд и счастлив, что на мою долю
выпала почетная роль воплотить на сие-
не эти волнующие образы.

Хотелось бы в новом году осуществить
 свою самую заветную мечту — вновь сыг-
‘рать Бориса Годунова, Эту замечательную
оперу я воетда считал  неиссякаемым
источником творческого вдохновения. Иск-
лючительно яркая, исполненная подлинно-
то драматизма и больших чуветв, роль Го-
дунова всегда неудержимо влекла к себе
мое воображение.

Итак, три любимых роли, три замеча-
тельных образа! Каким прекрасным обе-
щает быть этот новый тод!

Народный артист СССР А. С. ПИРОГОВ

ЗАДАЧА ХУДОЖНИКА

Мы встречаем 1938 год усиленной подго-
товкой Всесоюзной сельскохозяйственной
выставки, работой по художественному
оформлению которой нам пришлось сейчае
руководить. : : i

Говорить о громаднейшем значении этой
работы не приходится: Всесоюзная выстав-
ка одно из самых значительных событий,
в котором художник-оформитель может при-
менить свое искусство в таком необычайно
широком масштабе, Ведь выставка должна
отразить реконструкцию сельского хозяйства

ССР; отразить великий сталинский план
социалистической реконструкции сельского
хозяйства:

Задачи художника-оформителя крайне
трудны, но и очень благодарны. Ему нуж-
но найти пластическое выражение основной
политической идеи выставки и каждого
отдельного экспоната, используя при этом
все виды изобразительного искусетва -—
монументально-декоративную = живопись,
скульптуру, графику, архитектуру. свето-
технику, кино.

Нам хочется показать сельскохозяйствен-
ные богатства нашей родины и достиже-
ния лучших людей ее - стахавовцев и пе-
редовиков колхозов и совхозов. Наша цель
состоит в том, чтобы выставка отразила
яркую картину изобилия страны, чтобы бы-
ли показаны при этом самые процессы и ме-
тоды стахановокой работы, .

Выставка должна быть открыта 1 августа
1938 года, Необходимо приложить все силы
к тому, чтобы открыть выставку в назна-
ченный правительством срок: : 4
: Н. ПРУССАНОВ и Г. РУБЛЕВ

ресных драматических эпизодов револю-

Дружеский шарж худ. Кювса

_ _  (трана талантов.

Провожая 1985 год, я вопоминал о своей
победе на всесоюзном конкурое пианистов,
провожая 1936 год, я вепоминал победу на
международном конкурсе в Вене, Сейчае я
‚Злен жюри всесоюзного конкурса пиани-
сетов, и чувотво гордости и радости охваты-
вает меня, когда я слушаю своих молодых
‚товарищей, будущих лауреатов междуна-
родных и всесоюзных конкурсов, Ноистине
неисчерпаемы кадры талантливых, одарен-
ных музыкантов в нашей стране! Через
три. дня, уже в новом году, в семью зват-
ных людей советской музыки вступят но-
вые лауреаты последнего всесоюзного кон-
курса пианистов. От всей души желаю им
в новом году плодотворной творческой ра-
боты! а

Самому себе в новом году я желаю вы-
полнить свой обширный ренертуарный
план, включающий концерты, составлен-
ные из сонат Бетховена, произведений
Листа, Брамса, Шумана и советских ком-
позиторов.

От всей души желаю нашим композито-
рам создать такие произведения для форте-
пиано, которые с предельной силой отрази-
ли бы счастливую и радостную: жизнь наро-
дов СССР. Хотелось бы, чтобы эти произве-
дения сочетали в себе мужественную силу и
высокий героический пафос Бетховена, поэ-
тический лиризм Моцарта и Шопена, зир-
туозпый блеск Листа, драматизм, напев-
ность и красоту чувств Глинки и Чайков-
ского.

И еще одно пожелание, е которым без-
условно приходит к новому голу каждый
тражданин великого Советского Союза;
пусть теруэльская победа героического ис-
панского народа будет началом полного
разтрома презренных банд Франко и ето
терманеких и итальянских сообщников.

Лауреат международного и всесоюзного
канкурсов ЯКОВ- ФЛИЕР

Моим товарищам

a

Мы, исполнители, в большом долгу перед
нашими композиторами. Следует со всей
откровенностью признать, что произведения
советских композиторов еще не заняли над-
лежащего места в нашей концертной работе.
`Я, например, за последнее время исполнял
лишь третью сонату и «Мимолетности»
С. Прокофьева.
< Нормально ли это? Конечно, нет. Произ-
ведения советских композиторов, в частно-
сти, фортепианная литература, заслужива-
ют самого пристального внимания иеполни:
телей. Но что поделаешь, если большинство
этих произведений ‚ приходится искать
«днем с огнем»?

Вот почему моё искреннее новогоднее по-
желание Государственному музыкальному
издательству обратить большее внимание
на советскую фортепианную литературу и
значительно оперативнее, нежели оно это
делало до сих пор, издавать произведения
советских композиторов.

Моему любимому композитору Сергею
Сергеевичу Прокофьеву я. пожелаю’в новом
тоду написать такой же прекрасный  кон-
церт для фортепиано, какой был написан им
в последние тоды для скрипки.

Самому себе, свбей сестре Лизе, моим
друзьям, молодым исполнителям в новом
году я желаю больше внимания уделять
вопросам расширения своего концертного
репертуара, исполнять камерную музыку,
почаще принимать участие в сонатных ве-
черах и других видах камерных ансамблей.

Мой новый год в искусстве начнется со-
натным вечером, который я проведу совме-
отно в Лизой Гилельс.

Лауреат международного и  `всесоюз=
ного конкурсов исполнителей,
; ЭМИЛЬ ГИЛЕЛЬС

— Что`такое? Что происходит Ha этой
странице? — воскликнет строгий читатель,

— Ничего особенного. Люди веселятея Ha

новогодней елке. а
е.. впрочем не важно, в каком у
an yee Bee  веселились и плясали-вокруг
елки, Вдруг широко распахнулась дверь, a
в комнату вошел дед-мороз. — г.
Отправляясь на бал мастеров искусств,
дед-мороз подготовил соответствующие по-
дарки. Что же больше всего хотели бы нпо-
лучить работники искусств? —

Книгу Отаниславеко! И дед-мороз при“
нес эту книгу. Хитрый старик принял д8>
же облик. Константина Сергеевича. Он зна-
ет, что в таком виде ему обеспечен самый
радушный прием.

Й не ошибся дед-мороз. И вот за подар-
ком идет В. И. Немирович-ДанченЕо 6
больной компанией. В ближайшие дни он
будет во власти «Одиночества» ”, но сейчае
он еще в шумном обществе Анны Карени-
ной и Елены Прекрасной. Сами-то эти да-
мы довольно скромные. М они всегда вы-
зывают одобрительный шум в зрительном
зале. ;

Н. Хмелев так сжился с ролью Карени-
на, что и на елке устраивает сцену ревно®
сти бедной Анне и, позабыв об элементар-
ном уважении к постановщику, пытается,
схватив Аяну за руку, увести ее or Baa-
димирь Ивановича.

За этой группой идет Серафима Бирман
с сыновьями. Однако, чьи это сыновья
Взгляните на этих бодрячков, вомотритесв
в их искусственные улыбки и вы сказжетез

— Это «Сыновья» Константина Финна,

Правильно. Они, как две капли воды, пб»
хожи на родителя. Зачем их усыновиля
Бирман? Было бы лучше, если бы OTe
держал их дома и до наступления зрелости
не пускал бы на елки, вечера и особенно
в театры, :

Еще выше мы видим драматичную ©6-
ну. Охлопков и Таиров, взгромоздясь Ha
хрупкий роллер, пытаются раньше всех по»
дойти к Станиславскому, к эго системе,

Под этой живописной группой мы видим
композитора Кабалевокого. Он привез В
Москву мастера из Кламси, шутника Кола
Брюньона. Вот это путешественник! Этот
наверняка дойдет до Большого театра.

Дальше едут три таинственных богатые
ря. Почему же таинственных? Собственно,
никаких тайн у нас нет. Это художники —
Александр Герасимов, Ефанов и Иогансон,
Для выставки «Индустрия социализма» они
сделали лучшие карти.. Впрочем, об этом
еще рано писать. Откроется выставка — 08=
ми увидите.

Следующий в очереди С. С. Прокофвев ==
мастер шахматных и музыкальных комио-
зиций. Ню шахматные этюды музыканты
проигрывают (вспомним матч с Давидом
Ойстрахом), его музыкальные композиции
играют. Но и в том и в другом случае сам
Прокофьев не проигрывает. 4

Дальше с шумной вататой живописцев
идет Сергей Герасимов,

Пришлось ему на склоне лет
Возглавить Моссховский совет.

В этих оэлегических, полных грусти сти
хах достаточно ярко обрисовано положениа
художника. К этому ничего не добавишь.

Над ширмой две куклы. Легко догадаться,
что за ней — Сергей Образцов, нежный
друг детей и кукол,

В воздухе происходит фантастическая
сцена. Еще раньше чем в комнату вошел

-  дед-моров, в: нёе пробрался: Чернамор. 024:

Самосуд решил немедленно водворить ето
в Большой театр. Но злобный карлик едва
не унес Самосуда в поднебесье. На счастье
поблизости оказался И. И. Дзержинский.

— Подождите, — кричит он Самосуду,—
не отрывайтесь от`«Поднятой целины>.

Котда Флиер играет Мефисто-вальс, нелег*
ко удержаться от танца. Автор либретто ба
лета «Суламифь» С. М. Михоэле, увлечен-
ный вальсом, пляшет с упоением, не ему“
шаясь изумленных взоров читателей.

И, наконец, последний кадр нашей еце-
ны. ;

Когда мы говорим о скульшторе Шадре,
собеседники всегда вспоминают?
` — Это создатель «Девушки с веслом»?
‚Так скульптор в представлении зрителя
вечно связан с одним из его произведений.
И здесь художники связали скульптора И
ето произведение.

А тде кончается одно и начинается дру*
гое — читатель и сам разберется.

* Так называется опера Хренникова,
принятая театром им. В. И, Немировича-
Данченко.

о ДА ЗДРАВСТВУЕТ
_ МОСКВА

Я актриса Татарского академического
театра драмы в Казани. На моем родном
языке я стараюсь раскрыть бессмертные
образы Мольера, Шекспира, Островского,
Я играю в пьесах советеких драматургов
молодых женщин нашей страны. Впервые
в своей жизни я посетила Москву — этот
величайший центр мировой театральной,
культуры — и имела счастье увидеть
огектакли Московского Художественного
театра.

Я. пожелаю Московскому ордена Ленина
академическому Художественному театру
Союза ССР имени Горького в наступающем
1938 году успешной и плодотворной рабо-
ты во славу искусства нашей родины. ^^

Руководителям нашего и других театров
союзных ресгублик я пожелаю в новом
TORY чаще посылать актеров, никогда He
видевших спектаклей МХАТ, в Москву
учиться у наших крупнейших мастеров.

Молодым актерам национальных театров
я пожелаю успешно овладевать сцениче-
ской культурой. Я уверена, что наши акте-
ры покажут, на что они способны,

Артистка казанского Татарского
демического театра
М. Ф. ШАРИПОВА

0 САМОМ ГЛАВНОМ

В новом году желаю моим молодым TO
варищам и друзьям по работе:

быть не только артистами; но предб
всего гражданами и патриотами нашей 10°
рячо любимой родины;

„учиться еще больше и осваивать клаб-
сическое наследство прошлого,  познавая
методы ‘работы старых мастеров, беря от
них все, что может быть полезно и нужно
для советского балета;

больше в балете танцовать и МЕНъше
делать «трюков», искажающих классиче-
ский народный танец;

изучить подлинно народные танцы, так
как народность в искусстве — это основа,
без которой не может быть искусства со-
циалистического реализма;

всегда помнить, что создание образа В
балете есть самов важное условие художе-
ственного творчества в хореографии.

Народная артистка республики
ЕКАТЕРИНА ГЕЛЬЦЕР

ака=