«

Среда,

Пятая симфония

Наш ‘интересе к 5-й ‘симфония Шоста-!
ховича пояятен: ведь это первое его но-
вое, публично исполненнов’ сочинение
после «Юкатерины Измайловой». Каждого
музыканта и просто любителя музыки
волновала мысль: какие ‘уроки’ извлек
Шоетакович из статей «Правды», из ди-
скуссии о формализме в музыке, по ка-
кому пути пойдет дальше его творческая
мысль?

Следует прямо сказать: если и быля
сомнения и опасения, то они рассеяны
исполнением 5-й симфонии. С полной убе-
дительностью Шостакович показал в ней,
что он не только исключительно одарен-
ный композитор, но и художник, ©пособ-

ный осознать свои формали стические
ошибки и создавать произведения боль-
шого искусства,

5-я симфония Шостаковича — это преж-
де всего произведение глубокой мысли и
сильного. чувства. Шо вначительности за-
мысла и но художественной ценноети 5-я
симфония — это лучшее произведение Шо-
стаковича. Он в ней преодолел те «соблаз-
НЫ», которым так охотно поддавалея в
CBOHX предыдущих сочинениях. В 5-й
симфонии нет абстрактной ‹игры в му-
зыку», идущей от современного западно-
го искусства, как это было в его 2-й и
3-й симфониях; нет пустого трюкачеетва,
уходящего своими корнями к Стравинскому,
как это было в «Болте» или фортепиан-
ных прелюдиях; нет, наконец, той стили-
стической пестроты, которая присуща его
фортепианному концерту ‘и виолончельной
сонате. сли Шостакович раньше часто под-
менял эмоциональное напряжение механи-
ческим нагнетанием шумов и крикливых
интонаций, то его 5-я симфония насыщена
настоящими, живыми эмоциями. i

Примечательно то, что Шостакович не
пошел по линии наименьшего сопротив-
ления. Полностью сохранив свою яркую
творческую индивидуальность, он нашел
В себе силы для того, чтобы отбросить
TO, что мешало его художественному разви-
тию, то, что вело его в плен формалистов.
Он сумел развить лучшие стороны своего
дарования, которые с такой непосредствен-
ностью и свежестью были обнаружены им
в 1-й симфонии,

Язык 5-й симфонии прост, ярок. и ори-
тинален. В ее композиционных приемах,
особенно в приемах оркестровки, ясно
видна’ зависимость от последнего круп-
нейшего западно-европейского симфониста
Малера. Однако, взяв лучшее от Малера,

‚ В МАСТЕРСКИХ ЛЕНИН

Круннейшие мастера, молодые художни-
ки и скульпторы Ленинграда работат над
новыми полотнами, ‚отображающими прек-
расную действительность сталинской эно-
хи; В центре их внимания предстоящая вы-
ставка, посвященная героической Красной
Армии («ХХ лет РККА»). Е

Художник В. А, Серов работает над боль-
шой картиной «Чапаевский штаб». На кар-
тине изображается напряженный момент
совещания командиров в штабе Чапаева
перед наступлением. За столом сидят
командиры частей. У стола возле карты —
Чапаев и Фурманов. —

Молодой художник А. Д. Кокош пишет
картину «Красная конница отбивает орудне
у белых». В картине изображается налет
красной кавалерии на артиллерийскую ба-
тарею бблогвардейцев. Вторая картина то-
то же художника — отдых красноармейцев
с шефами на Кировских островах:

Над картиной об охране границ Совет-
ского Союза и о бдительности погранични-
ков работает художник В. А. Никопаев.

В. А. Малышев пишет картину «Отирьв-
ка комсомольцев на фронт против Юденича
в 1919 году». Художник изображает мо-
мент, когла молодежь добровольно отправ-
ляется защищать Петроград от белогвардей-
eB.

Н. М. Кочергин воссоздает в картине
«30-я кавдивизия громит банды Махно»
эпизод из гражданской войны на Днепро-
петровщине.

Картину «Летний день на аэродроме» си-
шет художник П. Д. Бучкин. У самолета
выстроилея`экипаж, командир дает ему за-
дание.

Славным пограничникам посвящается
картина художника М. Д. Янкова. «Рассказ
о великих перелетах» — тема картины ху-
дожника В. А. Кузнецова. В картине пока-
зан момент, когда летчик рассказывает
красноармейцам о победах советской авиа-
ции в дальних перелетах. Вторая картина
В. Кузнецова — «Сталин, Ворошилов и’
Киров на Беломорканале».

29 декабря 1937 г., № 60 (406)

Д. Шостаковича

НТостакович создал вполне оригинальное
произведение, т. е. как раз то, что в зна-
чительной степени Малеру не удавалось.

В симфонии 4 части. Музыка первой
части (Мо@ега4о) . очень сосредоточенна,
сурова, Разработка ee, построенная па
непрерывном нарастании драматизма, за-
вершается очень сильным, напряженным
маршем и приводит к репризе, Драмати-
ческий речитатив первой темы. и прос-
ветленный, лирический колорит второй
темы заканчивают эту часть, построенную
в ясной сонатной форме.

Вторая часть (АПесте 0) — свовобразный
менуэт (близкий по характеру к малеров-
ским лендлерам) — изумляет блеском орке-
стрового мастерства, Эта здоровая, ясная но
тематическому матерналу, ритмически-упру-
гая музыка полностью снимает внечатление
некоторой сумрачности от первой части,

Третья часть (атео) насыщена  глу-
бокими ‘эмоциями и носит драматический
характер, достигающий большого трагиз-
ма в кульминации, Она воспринимается
как повествование о ‘душевных. пережи
ваниях тлубоко чувствующего человека.

Наконец финал (АПеето), сильный, очень
динамичный, с преобладанием упругого мар-
шевого движения, приводит к ослепитель-
вому помпезному заключению.

По прослушании 5-й симфонии Шоста-
ковича можно смелб утверждать; ROMIG-
зитор, как настоящий большой советский
художник, преодолевает свои ошибки, на-
ходит свой новый путь; многое очевидно
перечувствовав и передумав, он создал
на этом новом пути произведение, превос-
ходящее все созданное им ранее. И но
замыслу, и по его выполнению .5-я сим-
фония — совершенное произведение, в ко-
тором. уравновешены все составные ето
элементы. Й именно эта целостность и
законченность. ставят 5-ю симфонию Шо-
стаковича в ряд лучших симфонических
произведений. советской музыки.

Исполненная в декаде советской музы-
ки (в Ленинграде 22 ноября) с громадным
увлечением и мастерством талантливым
дирижером Е. Мравиноким, симфония
имела большой успех у многочисленной
аудитории, заполнившей зал Ленинград-.
ской филармонии. Заслужить такой успех
у строгого, требовательного советского слу-
шателя не так-то уж легко!

Необходимо организовать исполнение
этой симфонии под управлением Е. Mpa-
винского в Москве. у

Д. КАБАЛЕВСКИЙ

ГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Художник П. А. Горбунов работает над
картиной «Выборы в Верховный Совет в
Красном Флоте». Полотно изображает, как
краснофлотцы береговой обороны выполня-
ют свои гражданские обязанности по вы-
борам.

А. М. Любимов закончил большую карти-
ну «Красноармейцы в клубе слушают
доклад товарища Сталина о Конституции на
Чрезвычайном УШ с’езде Советов».

Большая труппа ленинградских худож-
ников работает над ‘картинами, посвящен-
ными В. И. Ленину и С. М. Кирову.

П. А. Навлов пишет картину «В. И. Ленин
беседует с товаришем Сталиным в Кремле».

Кроме того П. А. Павлов работает над гра-.

вюрой «Выступление Владимира ‘Ильича
Ленина на 1-й конференции фабзавкомов в
Таврическом дворце». Художник В. А. Ни-
колаев пишет картину «Киров среди физ-
культурников на стадионе «Динамо».
Художник Депальдо пишет две карти-
ны: «Юный Киров в Томске» и «Киров вы-
ступает на нелегальной массовке год Вла-
дикавказом в 1912 г», художник В. А. Се-
ров — «Киров на ингушском с’езде». Ху-
дежники А. А. Горбов и Дормидонтов
работают над картинами «0.
произносит речь в Тифлисе с балкона в
1920 году» и «Киров на сезде молодежи».
Художники Михайлов и и: рабо-
тают над новыми портретами С. М. Кирова,
Скульнтор А. В. Андреева-Петошина, при-
ступила к работе над эскизом монумен-
тальной скульптуры «Сталин на УШ с’езде
Советов». В скульштуре будут изображены

часть трибуны Кремлевского зала с гербом.

‘СССР, знамена, а впереди фигура творца
Конституции И. В. Сталина, выступающего
перед избранниками народа. Скульптура
будет не лепная, а высеченная из белого
камня и обработанная мраморной крошкой,
высота скульптуры 225 метра.

Скульнтор Н. С. Могилевский работает  :

над большой скульптурной труппой «Мо-
лодежь изучает Сталинскую Конституцию».

Н. МАН

К МОЛОДЕЖИ —

Я прошел долгий жизненный путь и х0-
тел. бы поделиться е молодежью некото-
рыми моими наблюдениями по’ вопросам
обучения и воспитания будущих худож-
НИКОВ: : п я

Я всегда в моей художественно-педаго-
тической работе, а также и в оценке от-
дельных художников отделял вопрос уме-
ния, мастерства от вопроса искусства, во-.
просы обучения мастерству от воспитания
будущих художников, от развития их ху-
дожественно-творческой силы. _

Это так естественно потому, что во вся-
ком искусстве есть две стороны: умение,
ремесло и творчество. Мастеретву, техни-.
ке может быть обучен каждый, если толь-
ко школа поставлена и работает на: пра-.
вильных основаниях. Однако далеко’ не’
всякий человек является тем материалом,
из которого может быть воспитан будущий.
художник.

Не случайно ‘из многолюдной мастерской
убенса вышло очень много мастеров, но
Вандейк оказадся единственным подлин-
ным художником, В иконописной мастер-
ской Андрониева монастыря, наверное,

было много десятков икононисцев, обучаз:  .

шихся иконописному делу, а Рублев до
нас дошел только один.. ‘

И у нас, в Академии художеств, воег-
да считалось, что цель Академии вполне
достигнута, если из сотни ве учеников бу-
дет выпущено 1—2 художника за год.

Точно так же нужно отделять мастеретво
OT творчества и в оценке отдельных ху-
дожников, в их личной характеристике. И
Рембрандт feet, и Тициан, й Веласкес,
и Гирландайо, и Курбэ, но гениальный тон
только у одного Рембрандта, исключитель-
ная живопись отмечается только у Тициа-
на, необычайный и монументальный
цвет — у Гирландайо, непревзойденное
умение соединять цвет с тоном и лепкой—
У Веласкеса и т; д. А мастера они все,
у них у всех прекрасное владение фор-
мой. 1

Несмотря на то, что воспитание и pasBH-
тие художественно-творческих сил дается
не всякому, тем не менее я считаю, что
это воспитание должно. непременно
вестись. со,. всем ‘наличным составом .уча-
щихся. Никогда, нельзя угадать, какой , мо-
мент и какой случай послужит толчком &
творческому развитию молодого ищущего
человека, когда пойдет интенсивное раз-
витие образов, может быть, значительных

‚ны овладеть. все. Тав; я всегда старался

`В, П. Верещакин, Венаг: и др., уже. не: были

и характерных для его творческой работы.
удожественное развитие и художествен-
ное воспитание должны обязательно итти.
рядом с приобретением знаний и умения.
Таким. образом, при обучении будущих
художников надо обратить внимание на.
эти две одновременно проводимые работы:
‘во-первых, на чиколу, которая дает умение,
& во-вторых, на воспитание художника, -
на развитие творческих сил ученика в свя
‚ви с его творческими еклониостями.
ТИколы дадут мастеров в нужном коли-
честве. Для людей me, oco6o ‘одарен-

дый камень в художественно обработанной
оправе торит еще более ярко, но и стекло
горит‘ в хорошо сделанной оправе, хотя
оно не делается от этого драгоценным кам-
ео

Соединяя и раз’единяя Таким образом
обучение грамоте и мастерству с востита-
нием художественного чувства, я и вел
своих учеников. Грамотой, умением долж-

сделать, налегая на, 10, чтобы ученики. на
основании изучения законов природы
приобретали искусство владеть формой, т0-
ном и. цветом, Я сам, прошел школу, в ко-
торой в основу. всей художественной рабо- _
ты было’ положено умение владеть фор-
мой. что для живописца значит владеть
рисунком. Рисунок есть прежде всего. по-
строение пластической формы Ha плоско-
CTH. = 25

Я гозволю себе привести несколько’ Ав-
тобиографических, сведений, которые пока-
MYT, как я пришел к. своим выводам и что’
именно я проводий в работе с моими уче-
никами.

Я был принят вместе с другими моими
товарищами в число учеников петербурт-
ской (тогда) Академий’ художеств накануне
ее коренной ‘реформы. Or старой  Акаде-
мии из подлинных столпов академизма
остался на нашем живописном отделении
один только проф. Шамшин, который был
уже. не преподавателем, а только: ректором.
Такие sxe профессора, как Виллевальде,

такими доподлинными проводниками ака-
демизма, — наоборот, в числе этих .иро-
фессоров был покойный П. П. Чистяков,
который авторитетно хвердил нам, его уче-

Киров

ных, .с особым торением, школа явится как
бы оправой для драгоценного камня. Каж-

Концерт.
М. ПНлаксина

Существующая техника скрипичной иг-
ры почти не подверглась никаким измене-
ниям со времен Паганини. Пожалуй, лишь
Изаи и отчасти Крейслер старались исполь-
зовать ряд новых технических приемов,
причем Изаи ставил целью добиться зву-

чаний, но существу, ‘не свойственных
скрипке. ° ma

Крейслер, продолжая эту линию Изаи,
ставит перед собой‘ задачу — заставить

скрипку звучать наилучшим образом при
минимальных затратах труда со стороны
‘исполнителя. Для этого он широко исполь-
зует в своих произведениях такие техниче-
ские приемы. которые, не являясь очень
трудными, в TO же время способствуют
наилучшему выявлению звука и краооч-
ности звучания. В частности, речь илет
06 использовании так называемых «пу-
стых» струн. р прием был великолеино
использован Крейслером в ето, ставших
классическими, каденциях к концертам
Бетховена, Брамса, к сонате «Дьявольские
трели» Тартини и в его последней рабо-
те — обработке концерта Паганини.

Однако Изаи и Крейслер далеко не ис-
пользовали веех возможностей скрипичной
игры. О целом ряде до сих пор неисполь-
зованных возможностей в технике двойных
нот существует предвзятое мнение, сводя-
ееся к тому, что над этими приемами ра-
ботать не стоит. Защитники этого положе-
ния аргументируют свою мысль тем, что
всю классическую и современную нам му-
зыку можно исполнять, не прибегая к ч0-
вым техническим приемам. До сих пор
считается, например, неисполнимой на
скринке трель в квартах или в секстах.

Скрипач М. Плаксин, много лет работаю-
щий в области теории и практики неие-
пользованных возможностей ` скрипичной
игры, доказывает, что скрипачи и компо-
зиторы напрасно опасаютея применения
новых технических приемов. Многие, каза-
лось бы, неисполнимые сочетания двой-
ных HOT
подборе соответствующей аппликатуры,
(конечно, при надлежащей тренировке).
Большого внимания заслуживает предло-
женная Плаксиным уплотненная апплика-
тура, дающая возможность играть гаммы
и трели в квартах и секстах с четкостью,
невозможной при обычной аппликатуре.

Более спорной является применение так
называемой «аппликатуры сверхвозможно-
то растяжения», так как в этом случае
имеется опасность профессионального забо-
левания левой руки скрипача, что, впро-
чем, и не отрицается самим Плаксиным.

М. Плаксин-—отличный музыкант и автор
интересных композиций, в которых он де-
монстрирует новые технические приемы
игры. Нашим скрипачам и композиторам
следовало бы обратить серьезное внима-
ние на @то работы. Нужно издать книгу, в
которой были бы обобщены принципы не-
использованных возможностей скрипичной
игры, и чаще организовывать лекции-кон-
церты М. Плаксина в крупнейших музы-
кальных учебных заведениях страны.

Проф. Д. ОЙСТРАХ

никам: «Чем ближе к натуре, тем лучше,
& так точь-в-точь, так нехорошо», призна-
вал «колера» Веронезе и Тициана. Таким
образом влияния академизма на нас было
мало — мы шли по натуре.

В 1894 г. Академия художеств была ре-
формирована, и была сездана так назы-
ваемая «гередвижная» ‘академия — все
ее члены и наше новое руководство были
членами Товарищества передвижных вы-
ставок. Тут были Репин, В. Маковский,
Шишкин. В. Лебедев, Кившенко, а после
Ковалевский и др. Таким бразом, в систе-
ме преподавания окончательно  утверди-
лось реалистическое направление, и наи-
большим успехом — и официально и по
существу — пользовались те ‚мастерские,
тде дело велось на основе. штудирования
рисунка и изучения натуры.

Я попал в мастерскую к И. Е. Репину.
Он в первое время профессоротва очень
увлекался своей педагогической ролью,
писал вместе с нами с модели и, конеч-
но, писал, как всегда, мастерски. Мы учи-

лись, глядя на его работу. Говорить и вве-

‘сти в систему свое прегодавание он не
умел, а показать ему действительно было
что.

велось на основе изучения пластической
формы. В этой мастерской я пробыл два
тода и в 1896 т. поехал по совету Репина
за границу и очутился в Мюнхене в шко-
ле проф. Ашбе с. его пресловутым прин-
ципом шара. Тут уже тем более все дело
велось на принцине формы. Таким обра-
зом, лично воспитанный на основах изу-
чения пластической формы, как она по-
стигается по законам естества, наблюдая
и изучая совершенство формы у годлин-
ных мастеров ХУП, XVIII u XIX столе-

тий, я не мог не положить в основу пре-

подавания изучение законов
пластической формы.

Работа над рисунком, разумеется, не
сводится только к построению формы.
Чтобы овладеть мастерством рисунка, необ-
ходимы упражнения в изучении и переда-
че пропорций, в изучении и передаче ха-
рактера и проч.

Я’ позволю’ себе еще раз обратитвся к
вопросу, почему я отделяю задачи обуче-
ния мастерству OT задач воспитания ху-
дожника, Потому, что в школе мы должны
изучать природу, реальный мир и‘ето за-
коны, Еще Микель-Анджело говорил, что
единственным источником наших худо-
жественных воёприятий является приро-
да. Тот, кто изучает самостоятельно  приро-

построения

становятся исполнимыми при

У Репина в мастерской уж, конечно, все

Е

у
и

«Броненосец Потемкин» в `Государствен ном ордена Ленина Большом Академи-
ческом театре Союза ССР; На фото: сценаиз 2-го акта.

Фото А. Чепрунов и С. Вейнберг.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
НАРОДОВ СССР.

30 декабря 1937 г. все народы Советской
страны будут радостно праздновать 15-летие
Союза Советских Социалистических Респуб-
лик. За 15 лет, истекших со дня образова-
Hug CCCP, необычайно выросло музыкаль-
ное искусство. советских народов.,

Возьмите Азербайджан и Узбекистан. Как
ярко расцвело музыкальное искусство в
этих республиках!
ные национально-музыкальные театры: Го-
сударственный узбекский театр музыкаль-
ной драмы им. Хамза. (в Ташкенте) и Боль-
шой государственный театр оперы и балета
им. М. Ахундова (в Баку). Эти театры ста-
вят оперы, написанные своими националь-
ными композиторами и исполняемые. акте-
рами, воспитанными в новых национальных
студиях, школах, консеоваториях.

Декада узбекского искусства в Москве на-
тлядно показала, как выросла музыкальная
культура узбекского народа за годы совет-
ской власти.

В начале 1938 года в Москве будет прове-
дена декада азербайджанского музыкально-
го искусства. Советскому Азербайджану есть
что показать Москве Композиторы Азербай-
джана: народный артист АзССР Yseup
Таджибеков и засл. деятель искусств АзССР
А. Тер-Гевондян являются настоящими ма-
стерами музыкального искусства. Тов. Га-
джибеков написал ряд национальных опер,
идущих с успехом на сценах узбекских те-
атров. Опера Гаджибекова «Кер-Оглы» и му-
зыкальная комедия «‹Аршин-Малалан» бу-
дут показаны в Москве во время декады
азербайджанского музыкального искусства.
Ряд крупных музыкальных произведений
ий среди них такие, как балет «Невеста, ог-
ня», принадлежат композитору Тер-Гевон-

яну.
При советской власти. в Азербайджане

>

Народный артист Союза ССР. В, И. Качалов среди учащихся Кара-Калпакской
- : студии (ГИТИС).

Фото С. Шингарева;:

=

ду, тот есть сын природы, а тот, кто изу-
чает ее через другого художника, тот внук
грироды. Это правильно. ‘

В основе школьного. изучения природы

в нашем деле лежит изучение того, что
и для меня и для другого обязательно, и
что мы можем друг другу докаваль. Если
для меня свет справа, а тень слева, то и
другой видит, что это так расположено, и
06 этом не может быть спора. А в искус-
стве, зная законы природы, художник
увидит в окружающей его жизни и пой-
мет художественным своим чутьем то, что
никому не было до него открыто, и даст
возможность другим понять и увидеть то,
что он открыл. Котда’ все это увидишь
выполненным, может быть, скажешь, как
это бывает при гениальных вещах: «Как
все это просто и хоролно, и как я этого
не видел?!» Однако, ученику нужно сперва
понять вещи арифметически простые. Но-
НЯТЬ 6 10, что составляет, так сказать,
область высшей математики, можно толь-
ко носле того, как усвоишь эти арифмети-
чески простые. вещи. Это непременное ус-
ловие, которое‘я кладу в основу моей си-
стемы образования и воспитания худож-
ника,

Изучение способов построения формы
на плоскости и есть для нас, живописцев,
наша арифметика, и обучающемуся живо-
писи в первую голову надо научиться уме-
нию владеть рисунком.

Что же касается нашего художественно-
то воспитания в Академии художеств, то
в этом нам очень многое давали беседы
IL П. Чистякова по поводу отдельных ма-
стеров, общие, можно’ сказать, философ:
ские беседы его по поводу искусства, по-
сылки нас в Эрмитаж: «Сходите к тако-
му-то художнику — к Типиану, Веласкесу
ит д, — покритикуйте его». «Покрити-
куйте» — значило разберитесь, в чем ето
художественно-творческая сила. За трани-
цей же, помимо чисто школьной ра-
боты, нашему художественному развитию
помотали посещение многочисленных вы-

ставок, знакомство © работами француз:

ских мастеров ХТХ века и т, д.

Вот эти три области — упражнение в
создании эскизов. и их обсуждение, посе-
шение выставок и музеев и занятия по
истории искусства — помогают уяснению,
а& иногда и зарождению у художника об-
раза, который может явиться зародышем
будущей работы художника на всю жизнь.

Упражнения в эскизах я-ечитаю важны-
ми еще и потому, что это развивает спо-
собность работать «от себя», но только, —

Созданы тосударствен-!

дом осваивается с этим понятием, — ему

‚возникают государственная национальная
опера, оркестры нёциональных инструмен-
тов. В Баку национальное отделение Госу-
дарственной консерватории подготовило
много талантливых композиторов и испол-
нителей.

До революции женщина Азербайджана не
имела доступа на сцену, Женские роли ис-
полнялись мужчинами. Замечательная ар-
тистка Шевкет Мамедова, обладающая пре-
красным голосом, получила музыкальное
образование еще до революции в Италии.
Вернувнтись на родину, она не могла выету-
пать на сцене; потому что женщине были
запрещены всякие выступления в театре.
Шевкет Мамедова начала свою ‘’артистиче-
скую деятельность на родной сцене только
при советской власти. Вот уже 14 лет как
звучит ее замечательный толос со сцены
Азербайджанской государственной оперы. В
1934 г. она получает звание народной ар-
тистки Азербайджанокой ССР. Большой лю-
бовью у зрителей Азербайджана пользует-
ся заслуженный артист АзССР т. Бюль-
Бюль. Национальный певец Бюль-Бюль был
командирован Наркомпросом Азербайджана
В 1926 г. в Италию, где он совершенствовал
свое музыкальное образование. Бюль-Бюль
обладает прекрасным головом (лирико-дра-
матический тенор). Он создал высокохудо-
жественный образ Ашит Гариба в опере
«Шах-Сенем». ;

17 декабря мастера азербайджанского
музыкального искусства. Шевкет Мамедова
и Бюль-Бюль © успехом выступали в Боль-
ом театре оперы: и. балета, им. - Ахундова
в премьере оперы композитора У. Гаджибе-.
кова «Кер-Оглы».

Заслуженный артист Азербайджанской
ССР Бюль-Бюль cocrout профессором Ba-
кинской консерватории. Он воспитал нема-
ло молодых певцов и певиц. - =

В: Азербайджане появляется ряд симфо-
нических произведений, написанных на на-
циональном manepneae азербайджанскими
композиторами: М. Магомаевым, У. Гаджи-
бековым, Ниязи и. недавно. умершим Зей-
налы — талантливым молодым. композито-

ром, именем ‘которого названа Авербайлжан:

ская государственная консерватория, Выра-
батываетея свой национальный стиль му-
зыкального искусства. р :

Работа в национальных республиках дала
мне. как композитору необычайно много. AY
в течение 14 лет изучал замечательное на-
родное искусство национальных  респуб-
лик. Огромный материал, полученный мною
за это время, я иснользую в своем твор-
честве. Знакомство с искусством народов
СССР, непосредственное изучение Народ-
ного творчества чрезвычайно важно для ка-
вдого композитора, ‘артиста. . oe

Декады музыкального искусства в Моск-
‚ве показали, что русские композиторы, ар-
тисты и. писатели еще слабо знакомы с
творчеством народов СОСР. Всесоюзный ко-
митет по делам искусств должен уделить
больше внимания сбору, записи, обработке
и изданию богатейшего музыкального фоль-
клора национальных реепублик.   р

Народный артист республики —
Р. ГЛИЭР

еще раз повторяю, — на основании уграж-
нений с натуры и по законам реализма.
По этому поводу очень хорошо говорит
Дюрер: «Внимательно изучай. природу, ру:
ководствуйся ею и не отклоняйся от нее,
не воображай, что ты сам с0бою достит-
ненть лучшего; это была бы иллюзия. Ис-

кусство кроется в природе: кто сумеет ив-

влечь ето оттуда, тот будет обладать им.
Никто не может изобразить красивую фи-
туру, руководствуясь своей фантазией, ес-
ли его память не наполнена множеством
воспоминаний».

А знаменитый скульптор Родэн завещал
молодым художникам:

«Все великие мастера любили природу
и никогда не лгали. Традиция сама дает
вам ключ, с помощью которого вы избегне-
те манерности. Она учит вас беспрестанно
‘воскрешать природу и запрещает слепо
подчиняться влиянию какого-либо масте-
pa... В

Все прекрасно в глазах художника, ибо в
любом существе, в каждой вещи его прони-
пительный взор открывает характер, т: е.
ту внутреннюю правду, которая лучится
сквозь форму. Эта правда и есть сама кра-
сота.

Изучая природу, будьте честны и строги.
Таким путем вы наверное найдете красо-
ту, ибо встретитесь © правдой. Работайте
упорно. Вы, ваятели, изошряйте ваше чутье
пространственной глубины. Наш дух © тру-

ясны только поверхности. Нам трудно мыс-
лить формы в их материальной плотности.
Но именно в этом заключается наша зада-
ча...

Вы, живописцы, наблюдайте природу в её
пространственной протяженности. Все ве-
ликие живописцы стремятся ‘к глубинности,
В познании пространства их сила, Нет ли-
ний, есть одни массы, — подумайте над
этим. Рисуя, не заботьтесь о контуре, а толь-
KO © полноте и телеснобти. ’Корпуеноеть
определяет контур. f

Упражняйтесь без устали. Вы должны
раствориться в работе».

Я очень бы хотел, чтобы эти гениальные
мысли крепко вошли в сознание каждого
молодого художника. ‘

„И еще я хотел бы сказать в заключение:
не отрывайтевь от ‘современности, ‘умейте
чувствовать биение пульса нашей  сегод-
няшней жизни!

Проф. Д. Н. КАРДОВСКИЙ
‘заслуженный деятель искусств..

‚упорно учится.

НАВСТРЕЧУ
СОЛНЦУ -

В пахнущей краовами, сияющей деся
ками зеркал тримерной необычное ожив-
ление: студенты каракалпакской студии
тотовятся к показу своей первой учебной
работы «Проделки Скапена» Мольера; «Ге»
рои» забавной плутовской комедии велико-
то французского драматурга волнуются. Не
меньше волнений переживает и заслужен-
ная артистка республика Ольга Ивановна
Пыжова — художественный руководитель
и недагог студии.

— Когда я в первый раз познакомилась
со студийцами, говорит Ольга Ивановна, —
они ни слова не понимали по-русски. Вна*
чале дичились педагогов. Первая фраза,
сблизившая нае, фраза, которую они зау-
чили и любили повторять на всех наших
занятиях, была «меньше слов — большие
дела». Занятия начались с простейших
этюдов. Темами служила их собственная
жизнь. Они гасли овец, стирали белье, то-
чили серпы и т. п. Затем перешли к мас-
совым этюдам, потом началась работа над
отрывками и, наконец, Мольер. Вы уви-
дите, это очень способные люди. То, что
эти люди могут заниматься творчеством,
есть одно из достижений советской вла-
сти.

„.Опектакль началоя в хорошем молье-
ровском темпе. Этот темп молодые актеры
в продолжение всего спектакля выдержали
с честью. В их игре была яркость, непос-
редственное увлечение действием, хороший
юмор.

От. Балтабая Айманова, 22-летнего ис-
полнителя роли Скапена, я получил приг“
лашение зайти в общежитие.

— Наша комната образцовая, — ¢ Tops
достью прибавил он.

*

В студенческом городке; на Трифоновке,
живет добрая половина учащихея нацио-
нальных театральных студий Гитиса: тад-
жики, туркмены, калмыки, каракалгаки,
балкары и др. Из этих людей формн-
руютея новые национальные театральные’
кадры. ;

В комнате № 29, что в девятом корцу-
ce, — чистота, порядок, уют. Здесь живут
учащиеся каракалпакской студии. На сте-
нах портреты вождей, обои с затейливым
цветистым орнаментом (коллективное
`приобретение). Таких обоев нет ни в од-
ной комнате девятого корпуса. Радио.
Кровати. О них не без гордости говорят
жильцы. Эти удобные, с высокими пру-
жинными матрацами, поблескивающие ни-
келем, кровати — премия, полученная 38
образцовое содержание комнаты,

Но самое замечательное—это люди, жи»
вущие здесь.

Вот, например, история жизни комеб-
мольца Маулена Аралова, С пяти лет Мау-
лен Аралов остался беспризорным. Потя-
нулись тоды нишщенства, голода, тяжелой
изнурительной работы у крупного купца
Ингмурад-бая. ;

—Я спал, — рассказывает т. Аралов, —
на базарах. Постелью служил ушак —
печь, на которой базарные торговцы жаряЕ
днем рыбу, готовят плов.

Правительствевной комиссией мальчиЕ
был ‘годобран © улицы и направлен в
Турткульский детский дом. , Здесь он стал
комсомольцем, руководил. кружками худо-
жественной самодеятельности, нолучил на-
выки педагога. Товарищ Аралов справед-
ливо считается одним из лучших комсор-
тов в Гитисе Хороший организатор, чуть
кий, заботливый товари — он пользует-
ся заслуженным авторитетом и любовью В

студии. ^_

Не в лучших условиях проходило дет
ство комсомольца Сапарова, отец которого
был убит басмачами, когда мальчику ис-
полнилось шесть лет. Теперь т. Сапаров
один из ведущих студентов студии, его иг
ра в роли Арганта продумана до мельчай-
‘ших деталей. —

Страшное детство выпало на долю Кур-
бановой. Девятилетней девочкой родители
продали ее в жены 35-летнему кулаку Ca-
быру. : :

`— Пать лет, — рассказывает Анар Кур-.
банова, — я никуда не выходила из дома
Сабыра, не снимала паранджи. Тяжелая
жизнь, тяжелая работа. Сил у меня былев
‘немного, я не справлялась с работой. Ме-
ня били. ;

В период раскулачивания кулак Сабыр
из города Таптауза, где он жил, бежал в
‚отдаленный кишлак. Здесь жизнь Анар
стала еще более невыносимой. И она ре-
шила бежать. Корда ненавистный муж уе-
хал на базар, девочка, через отверстие в
крыше дома, ушла навсегда из жилища
о : ,

— Я не знала, где я жила, куда мне.
итти. Я пошла, где солнце, на восход
солнца... : 4

..Котда на занятиях по Ом ма-
стерству педагог предложил Анар Курба-
новой придумать этюд из своей жизни,
маленькая Днар показала этюд «Убегаю-
`щая». Крошечная девочка, звябко озираясь,

Я покидает дом ненавистного бая, идет Ha

встречу солнцу.

Анар Курбанова, как и многие другиб
‘представители населяющих Советский
Союз народов, ототрелась под чудодейст-
‘венным сталинским солнцем. Посмотрите
теперь. на нее, с каким достоинством, сво-
бодой держит себя маленькая Анар. В
студию она пришла в 1936г. За это время.
она научилась говорить по-русски, нобы-
вала в крупнейших музеях и театрах
страны, сыграла. роль кормилицы в <«Про-
делках Скапена». Она много читает клас-
сическую художественную литературу,

Таких, как Маулен Аралов, Халмурат
Сапаров, Анар Курбанова, которые пере-
несли в детстве лишения, голод, побои,
обиды и вышли на широкую счастливую
дорогу жизни, — в национальных студиях
имеется немало Но много и таких, кото-
рые не’ знали страшного прошлого, вырое-
ли в счастливых советских условиях. Это.
дети бывших батраков, ныне колхозников,

‚собирающих обильный урожай; живущих

зажиточной, культурной жизнью. :

Большинство yianjuxca — даровитая,
молодежь. Интересы их не ограничиваются
только актерским мастерством. Их интере-
сует драматургия. Так, комсомолец Касим
Али ВБектенов, учащийся 3-го куреа кир-
тизской студии, написал гъесу на родном
языке «Бакир»,, темой которой послужило
восстание киргизских крестьян против
царских сатрапов в 1916 году.

Учащийся туркменской студии т. Ту-
пгиев переводит на родной язык «Отелло».
В случае удачной работы, туркменская
студия включит в свой репертуар  «Отел-
л9» в переводе Тушиева.

Среди студентов национальных студий
есть немало хороших танцоров, певцов,
музыкантов, отдающих свой досуг любимо-
му виду искусства. Они выступают в ра-
бочих клубах, на демонстрациях, на вече-

рах национального творчества. :

В. БИРЮИ$З