СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

КУКОЛ `

ской пьесы о тероических стражах наших
границ наблюдается сейчас странное явле-
ние: вопреки обычному порядку, не творче-
ские успехи, уже кем-то достигнутые, по-
рождают здесь подражание, a, наоборот,
бессильные ремесленные штампы предше-
ствуют несколько задержавшемуся рожде-
нию полноценной пьесы, Выработалея ко-
споязычный, как кухонный рецепт, стандарт
Детской «пограничнойх пьесы, непременны-
ми составными олементами которой явля-
ются полосатый пограничный столб, repou-
ческий пионер и умная собака. К тому же,
«Зеленая фуражка» и «Граница» создают
героику средствами не кукольного, а чело-
веческого театра, игнорируя органическую
неспособность куклы играть «по-человече-.
скому».

Отличное впечатление произвели спек-
‘такли Киевского кукольного теалра (худ.
рук. Сорока), — украинский и еврейский. —
показавигие хорошую игру кукол и прекрас-
ную подачу слова. Московский театр кукол
Центрального дома пионеров (худ. рук. —
 0. Л. Аристова) показал 2 хороших. спек-
хакля — «Лисичка-сестричка» и «Сказку о
спящей царевне». Первый московский те-
атр кукол наряду с неудачной «Грани-

—

a

С 15 по 24 декабря в Москве происходила
воесоюзная декада, на которой выступило
16 кукольных театров, Показанные ями $2
спектакля отразили работу кукольных те
этров Москвы, Ленинграда, Украины, Гру-
зии, Армении, Узбекистана, Рыбинска, Ка-
зани, Воронежа, Ростова-на-Дону; Эта за-
мечательная Декада была. встречена ©
огромным интересом как зрителями, уже
знакомыми с достижениями советского ву-
КОЛЬНОтО театра, так и теми, которые виер-
вые увидели стариннейших актеров мира—
театральные куклы.

Не все, показанное на этом омотре, было
равноценным по качеству. Наряду с бле-
‘стящими, были спектакли и более скром-
ные, и даже вовое ошибочные, отмеченные
‘печатью невысокого вкуса, ‘дилетантизма
и кустарничества. Но почти все, показан-
ное на сцене, а также на выставке (еле раз-
местившейся в помещениях Государствен»
‘ного центрального театра кукол), свидетель-
ствовало о значительном развитии куколь-
ного театра в нашей стране, о настоящих
достижениях и © подлинном — иногда
прямо героическом — энтузиазме его работ-

Московский Дом пионеров и октябрят.
ные украшения. под руководством худ. В. Л. Щепанской

} «Дворник» — скульптура из ваты

Декаду открыл Государственный  цент-

—о она

МЫ ХОТИМ
СТАТЬ
ХУДОЖНИКАМИ

Мы участвовали в международной вы-
етавке детского рисунка и были премиро-
ваны за свои работы Наркомпросом и у
Зеем изобразительных искусств им. А. С,
Пушкина. Но для того, чтобы отать насто-
ящими художниками, нам надо учиться
в такой школе, где бы мы ежедневно а8-
нимались живописью, лепкой, рисунком,
& также теоретическими прёдметами. А сей-
зас лишь некоторые из нас посещают’ оту-
дии, где занятия происходят всего два раза
в шестидневку.

Мы хотели бы, чтобы в Москве была
открыта такая же детская школа живоци-
си и ваяния, какая уже создана в Ленин-
граде при Академии художеств. Наши
славные старшие товарищи художники
Юон, Моор, Герасимов высказывались в
нечати за открытие такой школы,

Надеемся, что в 1938 тоду эта школа
будет открыта. А мы обещаем прилежно
учиться.

Женя ГУРОВ, Лева ФЕДОТОВ, Вова
ПОПАНДОПУЛО, Ада  ШОР, Алик
МАРЦ, Гедда ШОР,

РАЗГОВОР
С ПАПАНИНЫМ

Дайте полюс поскорее!

Льдину, льдину! Поживее!

Где Папанин? Очень занят?

Чистит лампы? Варит еуп?

Ну Ширшова! Пробу тянет?

Федорова? Кренкель тут? у
Кренкель, скорей позовите Пананина!
Дворец пионеров в Москве говорит,
Нас собралась тут большая компания,
Елка нарядная в зале стоит.

Только беда: для начала веселья
Нужно, ‘чтоб елку зажег дед-Мороз.

Он опоздал; иль заснул от безделья,
Иль отморозил красный свой нос!
Товарищ Папанин, вы нам помогите!

Не можем мы времени больше терять,
Найдите Мороза и срочно к нам пилите,
Чтоб праздник могли мы веселый начать.

НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА \
Сколько новых красивых итрушек, \
Пред глазами блестит на виду!

Мы на елке, на самой макушке,
Укрепили родную звезду.

Даже звездам ня небе завидно;
Сколько света они-б ни несли,

Ярче всех напгу звездочку видно i)

На шести континентах земли.

Отбивают куранты двенадцать...

Новый год нам навстречу спешит.

Где еще так умеют смеяться, }

Так чудесно, так радостно жить?
(Из детского сценария новогоднего
карнавала в Московском доме пионе-
ров)

peas театр кукол п/р С. В. Образцова.

и «По щучьему велению»—по справедли-
вости должны быть признаны лучигими из
всего, показанного на декаде. Поставленные

использовании кукольных театров.

ли Ленинградского театра кукол п/р Е. С.

«Зеленая фуражка»». К сожалению, большие

кинские стихи собственными стихотворны*
ми упражнениями. Превосходного режиссер-
ского мастерства Е. С.
недостаточно для того, чтобы стладить 3a-
конную досаду зрителя на такое «вольное»
обращение с
что еще дальше в. этом направлении пошел
Ростовский кукольный театр, давший нево-

обсуждении и по адресу показанной тем же

леная фуражка». Пьеса эта — так же, как

‘тературном отношении пьеса

пектакли этого’ театра —- «Кот в сапогах»

С. В. Образцовым с щедростью и блеском

наотоящего таланта, с неистощимой остро-
умной выдумкой и безукоризненным вку-

сом, — при выдающемея техническом ма-
стерстве кукловодов-чтецов, — спектакли
эти заставляют задуматься над вопросом о.
значительно более широком, чем сейчас,

Высоким мастерством отмечены спектак-
Деммени — «Сказка о спящей царевне» и

нарекания вызвал драматургический мате-
риал этих спектаклей Так, в «Сказке о
спящей царевне» у Пушкина оказался
неожиданный соавтор, пересытазитий пуш-

Деммени оказалось
Пушкиным. (Скажем здесь же,

образимую окрошку из «Руслана и Люд-
милы»). Много горьком было сказано на
Ленинградским театром кукол пьесы «8е-
и показанная некоторыми другими куколь-
ными театрами и. несколько Пуна в ли-

A> —
имеет целью отразить героику наших по-
тграничников. Но похвальное и желательное,
по существу, обращение кукольных театров
к советской тематике, если оно обущест-
вляется драматургически негодными сред-
ствами, не поднимает эту важнейнтую тему,
а, наоборот, роняет ее. В деле создания дет-

цей» дал приятный спектакль «О храбром
кролике».

С огромным интересом были встречены
спектакли кукольных театров союзных рес-.
публик — Армении, Грузии, Узбекистана
и Татарии,

Очень приятное впечатление произвели
культурные, хорошего вкуса спектакли
Рыбинского кукольного театра.

Кроме 32 спектаклей, было дано 8 твор-
ческих вечера — Е. 0. Деммени, Ефимо-
вых и С. В. Образцова, имевших заслужен-
ный успех.

Прошедший смотр показал, что развитие
наших кукольных театров идет по принци-
пиально правильным линиям. Требования,
пред’являемые к ним в дальнейшей их
работе, должны итти, тлавным образом, в
отношении расширения и углубления уже
достигнутых результатов. Необходимо рас-
зирение их тематики. Конечно, основным,
так сказать, природно-кукольным материа-
лом является сказка. Но это не вначит,
что в основе сказки должны навсегда 06-

таться сюжеты и образы из поры младен-.

чества народов. Нужна новая, советская
сказка, в такою же горячностью отрицания
и утверждения, с какою котда-то меч-
тали о коврах-самолетах или ненавидели
Бабу-ягу. Нужна сказка, рисующая’ новых,
советских героев и повествующая о них ©
такою же любовной нежностью, с какой в
старой сказке народ описывал похождения

и подвиги Иванушки, Аленушки и др., вос-

хваляя их правдолюбие, ум, доброту. -
Необходимо, наконец, распгирить и по-
полнить малочисленный отряд. драматур-
гов-энтузиастов, работающих для куколь-
ного театра. Надо, чтобы сами драматурги
обрадовались той возможности говорить в
массовым зрителем, которую предоставляет
им бродячий фургон кукольного театра.

АЛЕКСАНДРА БРУШТЕЙН

НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА В МОСКОВСКОМ ДОМЕ ПИОНЕРОВ

’ Дед-мороз в нынешнем году явится на
елку в Московский дом пионеров и октяб-
рят не из леса, как раньше, а... с ОСевер-
ного полюса. Он спустится на санях, по
«ледяному» окату в врительный зал 6
дрейфующей льдины, которая будет изо-
бражена на сцене Театра детского творче-
otha,

За ним выпрыгнут из саней белые мед-
вежата — подарки Папанина московским
пионерам.... На елке зажгутся огни, в9-
сверкает звезда на зеленой макушке, в8-

светится золотая и серебряная паутина,

Конкурс поэтов на лучший стихотвор-
ный текст сценария дал превосходные пес-

ни и стихи, как, например, «Разговор ©

Папаниным», «Песня медвежат», «Пригла-

шение на каток», «На елке «Красная звез-

да» и много других.

Конструкторы и электротехники устроя-
ли освещение, которое создает иллюзию
северного сияния, падающего снега, бегу-
‘щих облаков. Е :

Хореографическая студия поставила Ta-
нец-пантомиму. «Снегурочка» по мотивам
народной сказки и шуточные пляски вай-
цев и медвежат.

тостав

i «Реализм есть искусство в существе
своем демонратическое»,
Г. Курбэ

81 лекабря 1877 года вдали от родины в

изгнании и одиночестве, надломленный не-

равной борьбой, затравленный торжеству-
ющей реакцией, скончался художник-ком-
мунар, замечательный живописец Франции
и первый реалиет ХТХ столетия — Гюстав
Курбэ.

Эмиль Золя, оплакивая кончину друга
писал, что ‹с Курбэ всегда обращались, как
с парией», но он верил, он надеялся, что
«наступит день возмездия».

Сейчас картины Курбэ — в Лувре, и око-
ло них не приходится, как при жизни ху-
дожника, ставить специальную охрану, что-
бы защитить их от гнева обкорбленных фи-
листеров, и все же в буржуазном искусстве
Курбе остался парией до сих пор: своею
преданностью правде, народу, революции.
он вызывает непреодолимый страх у благо-
намеренных буржуа.

Немало стараний было приложено буржу-
азными  искусствоведами к тому, чтобы
оклеветать. замечательного гражданина
Франции, чтобы унизить его искусство, при-
тупить жало его критики, свести все значе-
ние демократического реализма Курбэ к
плоской формуле натурализма.

Опошляли облик Курбо и. наши вульгар-
ные социологи, оспаривая друг у друга
вомнительную честь определения Курбь,
как идеолога крупной или мелкой буржуа-
зии. Однако ни те, ни другие не смогли ва-
тлушить мощное воздействие ето картин,
уничтожить обаяние его творчества.

Курбэ родился в 1819 г. в крестьянской
семье, на юте Франции в Орнане. Серьезной
художественной школы Курбэ не про-
ходил и 6 полным правом говорил о себе:
«A никогда не имел других учителей в жи-
вописи, кроме природы и традиции, пуб-
лики и работы».

Пейзажи родного края и впечатления, вы
несенные из Лувра, прежде всего от поло-
тен испанских и голландских реалистов
ХУИ века, а из современников—Жерико и
Делакруа; вдохновили Курбэ на первые жи-
вописные опыты.

Уже эти первые произведения — «Авто-
портрет с черной собакой» (1842 г.), «Лю-
бовники в деревне» (1844 т.), «Человек ©
трубкой» (1847 г.) — были многообещающи.
Не прошло бесследно для развития молодо-
ro художника и путешествие ето в Голлан-

кой, котелком. _

SHAE, Tak работают всю свою жизнь десят-

‘злой клевете, писал:

&

ну DOD

7 is
дию в 1847 г, где он познакомился с ше-
деврами Рембрандта, «Я благословляю судь-

бу, которая нас свела», — писал по этому

‘поводу в одном из писем Курбо.

Начиная с 1848 г., когда он написал «Пос-
ле обеда в Орнане», изобразив себя, своего
отца и двух друзей в реальной бытовой. об-
остановке, Курбэ выступает как новатор в
живописи. Ем произведения вызывают не-
бывалый резонанс в художественных кру-
Tax.

‚В 1849 г. Курбэ создает два огромных по-
лотна «Каменщики» и «Похороны в Орна-
He», «Каменщики» вошли в ‘историю ис-

кусства ХЕХ века, как первое значительное

изображение пролетариата.

Ето каменщики заняты своим обычным.

делом, В канаве у дороги старик разбивает

молотком камни, юноша таскает корзины

со щебнем. Курбь нашел классические, mpo-

фессиональные позы и с великолепной сме-:

лостью вылепил кистью мошные фигуры
во всю высоту холета. Это, конечно; тот
самый старик Гажей и его помощник, кото-
‚рых встретил когда-то. Курбэ по дороте в
Мозьер, в уботой одежде, с лопатой, кир-

Но так держат молоток, так таскают кор-

ки и сотни каменщиков. Он показал труд—
хак содержание человеческой жизни, бед-
ность — как закон, как долю каждого поко-
ления пролетариев в вовременном калтита-
листическом обществе. «Ты не сделал бы
их правдивее, хотя бы и писал их еще 100
раз», — товорили Курбе его односельчане,

Не к жалости, не в благотворительности
обращался Курбэ: он заставлял уважать
труд, в оборванном каменщике показал но-
вый, значительный образ,

Огромное полотно Курбэ
Оркане» (около пятидесяти портретов с на-
туры в человеческий рост) было настоящей
энциклопедией буржуазной провинциаль-
вой Франции. Самодовольный и тупова-.
тый мэр, пьяница, причетник, слегка, пози-
рующая провинциальная красотка-—все это
было сущей правдой, казавшейся карикз-
турой, -

Манфлери, sanmman Kyp6e or ynperos B
«Виноват ли худож-
ник, если материальные интересы, жизнь
в маленьком тородке, низменный эгоизм,
убожество провинции оставляют следы сво-
их когтей на лице, угнетают взоры, морщат
лоб, отдухнляют выражение рта! ?», и Шанф-

лил свою

«Похороны в!

Когда в зале воцарится полумрак, лучи
прожектора осветят большой круг у ел-
хи, снежные сугробы и притаившихся лес-
ных зверей.

ожиданностей,

В комнате толоволомок их вотретит фо-
кусник. В комнате сказок у зажженной
елки ребята услышат рассказ о подвигах

ботатырей.
Игрушки для елок изтотовили.

ского.

В пестрых маскарадных костюмах вос-
питанники литературной студии исполнят
забавные сценки и шарады. На праздни-

ках будет роздано много призов.
) ЗИН. В,

3 леса появитея одинокая
Снегурочка и встретит у елки старого де-
да-мороза. Он подарит ей много живых
игрушек — кота, петуха, цыплят, медве-
жат, зайцев и кукол. Эта веселая ватата
возглавит карнавальное шествие по всем
комнатам, плошадкам, фойе и коридорам
Дома. Но дороге им ветретится много не-

юные
скульпторы. Они же сделали много ново-
тодних масок, изображающих животных —
тероев басен Крылова и сказок Чуков-

У ХУЛОЖНИКОВ -

Состоявщееся 23 декабря в Московском
областном союве советских художников со-
вещание художников-оформителей едва ли
не впервые пгироко развернуло обсужде-

‚ние проблемы оформления. Напряженное

внимание, с которым многочисленная
аудитория слушала доклад и прения по не-
му, еще раз’ говорит о TOM, что вопро-
сы художественного оформления демонет-
раций, улиц, выставок и т. д. предетав-
ляют для огромного количества художни-
ков (и не только «оформителей») выдаю-
щийся нрактический и теоретический ин-
терес. : ,

Это совещание, конечно, не могло сразу
разрептить все вопросы, связанные с тео-

рией и практикой оформления. Доклал,
сделанный на совещании’ т. Н. М. Шеко-
товым, имел овоей темой лишь разбор

оформления Москвы к ХХ годовщине Be-
ликой социалистической революции. Док-
ладчик затронул лишь очень немногие во-
просы. Но важно уже то, что искусством
оформления заинтересовались,  наконен,
наши искусствоведы, важно, что положе-
HO начало теоретияескому обобщению опы-
та московских мастеров оформления.

Выступавшие товарищи в значительной
стегени дополнили (а в ряде случаев спра-
ведливо гоправили) докладчика, О веду-
щей роли политической идеи в художест-
венном оформлении говорили тт. Ладур и
Ромас.

Определяя пути советского мастера-офор-
мителя, т. Осипов указывает, что оформи-
тель должен преодолеть ‘рецидивы кон-
структивизма, схематизма, которые еще

24 декабря в павильоне Всекохудожника
открылась вторая выставка работ худож-
ников-самоучек учащихся студии самодея-
тельности Коминтерновекого района гор.
Москвы.

заявил в беседе с ныним сотрудником заве-
дующий учебной частью художник П. ИП.

художников-самоучек,

дийцев учащихся и домашних хозяек.

карандашом, углем.

тает над натюрмортом и гипсом,

Ses
SRS se sts

Курбэ — «Каменщини». 1849, Лувр. Маспо

лери приветствовал эти «домашние сцены,
величиною с картины ‘исторической живо-
писи, где автор не отступил перед задачей
написать современную буржуазию во весь
рост...» ‘ г

Следующей большой и тоже нёмало на-
шумевшей картиной было «Ателье», выс-
тавленное в 1855 году. Курбэ так опреде-
художественную  протрамму:
&..Передавать нравы, идеи и внешний вид
людей моей эпохи в моей оценке — такова
моя цель». «Ателье», по определению Кур-
63 — «мастерская художника, реальная ал-
легория, определяющая семилетний период
моей жизни». На картине был изображен
Курбэ в своей мастерской за работой над
большим пейзажем. a

Рядом с натурщицей стоял оборванный
мальчишка, рядом с друзьями художни-
ка — Прудоном,  Шанфлери, — Бодлером,
Максом Бюшоном — браконьер и торгаш,
священник и нищая, косец и землекоп. Это
полотно воплощало творческую программу
художника-резлиста и бытописателя, вы-
ступавшего против классицизма и реакци-
онного романтизма в живописи,

Несколько лет спустя, в 1862 г. появляет-

` ся новое тематическое полотно Курбе —

первая картина из широкого задуманного
художником антирелигиозного ЦИКЛА —
«Возвращение с приходской конференции»,

Картина вызвала скандал не столько тем,
что художник изобразил возвращение © кон-
ференции перепившихся священников,
сколько тем, что свидетелем этой оцены Ha
картине был народ, что крестьянин, пока-
тывающийся со смеху, недвусмысленно ра-
скрывал отношение народа к духовенству.
«Каменщики» и «Похороны в Орнане» по-
пали в салон 1851 г. и были освистаны кон-
сервативной публикой. В их защиту высту-
пили блестящие представители передовой
критики — среди них был Золя и др.
«Ателье»? и «Похороны» не были допу-
щены на международную выставку 1855 г.

`и все-таки Вурбэ поднял полемику во-

круг своих работ, организовав в наспех ско-
лоченном бараке свою персональную вы-
ставку под вывеской «Павильон реализма».

«Возвращение © приходокой конферен-
ций» не было вовсе показано. Слава этой
картины, однако, была настолько велика и
так пугала обывателей, что какой-то фана-
тик решилея купить ее, чтобы уничтожить.

Так погибло одно из самых интересных.

произведений Курба,

Курбе, не был моралистом-проповедни-
ком, каким ‘Пытались его иногда изобра-
жать, каким хотел видеть и его друг Пру-
дон. Crpacrno любя живопись, Курбе при-
шел к осознанию того, что необходима, глу-
бокая ве демократизация, что искусство мо-
жет жить только как искусство вародное,

> — Наша студия существует 2 тода, —

Соколов-Окаля. — Эта студия ортанизова-
‚на Коминтерновским райкомом ВКИ(б} и
об’единяет в настоящее время около 200
большинство . кото-
рых — рабочие, инженеры и техники мо-
сковских нредприятий. Немало среди сту-

На отчетной выставке представлено свы-
ше 300 работ маслом, больше 100 листов ак-
варели и графики, а также работы тушью,

Младшая групна учащихся студии рабо-
вторая
труппа — над портретом, третья — над фи-
турой. Кроме того, все группы работают до-
ма на заданные темы по композиции. 060-
бенное внимание обрашается на наброски.
Й от наброска требуется максимальное вы-
  ражение всёх свойств предмета, поэтому

Срела,

Комната сказок, Дети изготовляют елоч-

Фото. С. Шингарева

ОеОРЛИТЕЛЕЙ

Е $ ¥
живут в среде художников. Нужно шире
использовать живопиеь, скульптуру. Сле-

дует всячески гоотрять создание творче-.
ских коллективов оформителей, включаю-

щих в свой
скульнторов. ;

Оформление ‘стало таким же большим
искусством, как живопись, скульптура, ар-
хитектура. Следовательно, ‹ возникает и
проблема советского стиля в оформлении.

состав и живописцев, и

Между тем, далеко еще не разработаны.

многие чисто практические вопросы. Еще
не разрешена проблема  оформительской
светотехники, блестяще используемой на
Западе, давшей, в частности, изумитель-
ные образцы на Парижской выставке.
Должна найти овое разрешение также за-
дача создания оформительского ансамбля.

Многие выступавшие касались вопроса о.

правильной организации работы художни-
ка-оформителя, о сроке выполнения ее, 0
лимитах и заблатовременной заготовке ма-.
териала..

Бессгорно, многим оформителям прихо-
дится весьма часто работать в ненормаль-
ных условиях. Однако вполне справедливо
было выступление т, Сива, который зая-
вил, что нельзя вину за все’ свои неудачи,
перекладывать на якобы «окупых» ва-
казчиков. Нужно уметь пользоваться да-
же минимальными средствами.

В ближайшие дни будет созвано второе
совещание оформителей, Необходимо, что-
бы в нем приняли участие и представите-
ли других видов изоискусства, а также
искусствоведы и представители разных об-
щественных организаций. .

: Н. КОВАРОВ

Выставка художников-самоучек

набросками занимаются все классы. Очень

большое внимание уделяется развитию зри-
тельной памяти. ‹

В начальной группе большое внимание

обращается на уменье видеть цвет. Ученик
приучается оперировать палитрой в наибо-
лее ярких и чистых цветовых сочетаниях.
От него требуется максимальное умение вы-
разить материальность предмета, Во второй
труппе ученики оперируют более сложны-
ми пветовыми сочетаниями; вводится эле-
мент освещения и тона. В третьей группе
наряду с изучением человеческой фитуры
0с0бое внимание обращается на комнози-
ционную сторону этюда с тем, чтобы под-
вести ученика вилотную к созданию сю-
жетной картины. }

Из выставленных на отчетной выставке

работ можно отметить работу Слободското,.

«Ленин и Сталин у прямого провода», эски-
зы т. Вишнякова, только недавно демоби-

лизованного из пограничных войск. В сво-

их работах он удачно изображает службу
наших пограничников, Тов. Озеров дал ряд
неплохих эскизов на авиационные темы,
Интересны также мужской портрет работы

т. Тарасова, пейзаж Клопова, натюрморт

т. Курициной, работы Викентьевой и Тол-

чан, Егорова, Вахмистровой, Харичкина и

т. Свиркина «Над рекой».

что только в народе, в его делах, оценках,

словах скрывается та правда, без которой.

немыслимо живое творчество.

Курбэ на голову выше ето предшествен-
смелое

ников-жанристов он сказал
новое слово и в области портрета, и в 0б-
ласти пейзажа и натюрморта. Это был раз-

носторонний мастер-реалист, чья кисть с.

одинаковым совершенством передавала ве-

ликолепие природы, героику труда или ду-

ховное убожество французского мещани-
на середины ХГХ столетия,

В числе работ Курбь находятся такие
шедевры, как «Деревенские барышни»,
«Просвивание ржи», «Здравствуйте,
Курбэ», «Барышни на Сене» и др. Из эго
портретов надо отметить ранний автопор-
трет «Человек с трубкой», «Портрет отца»,
ряд женеких портретов 60-х годов, Он на-
писал многих из своих современников—по-
литических деятелей, поэтов,
— Прудона, Жюля Валлеса, Бодлера, Бер-
лиоза ий др. 6,

Пейзажи, собственно, первые принесли
художнику признание. Скалы, ручьи и во-
доемы его родного края, замечательные ма-
рины, охотничьи сцены и, наконец, на

‚ склоне дней художника — горные  ланд-

шафты — все передавал Курбе ¢ неподра-
жаемым мастерством. а т.

Его марины дышат такой жизнью имен-

но потому, что; изображая прибой, Kyp6o

видит прежде всего стремительный напор.

волны, гордую несокрушимость камня.

Говорят, Курбо было достаточно выйти из
дома, чтобы найти мотив, что он не пони-

мал слова «вид»; любой кусок земли был.

для него достоин изображения,

Мастерство Курбэ заключалось в умении
использовать все возможности живописи в

равной мере. Он добивался изумительной.

ясности пространственных соотношений,
силы пластической лепки форм, не обёедняя
цвета, Он использовал звучание локальных
тонов и мастерски оживлял их бликами:
Контрасты белого и черного у него так же
зыразительны, как и нежнейшие переходы
тонов. ` а: i.

Влагодаря всему этому Курбо сохраняет
в своих полотнах свежесть и силу непос-
редственного созерцания.

В конце 60-х годов Курбо пробует прео-
долеть будничность своих сюжетов, Он
стремится‘ найти образ человека, который
бы воплощал в .06бе ту же отихийную мощь,
ту же яркую жизненность, какую он нахо-
дил в природе. Молодое, здоровое тело, чу-
десные волосы, сверкающая кожа его «Пре-
красной ирландки», «Женщины © попуга-.
ем», «денщины © волной» должны вопло-

ne

ТА И. Платонову.

` Курбэ, именно в этих

f-H.

музыкантов.

29 декабря 1937. г.,

Два

спектакля

На свежих тезтральных афишах хороп
известное нашему зрителю имя писателя
и драматурга В. Н. Билль-Белоцерковекого.

«Театр им. М. Н. Ермоловой. Пьеса В. №;

Билль-Белоцерковокого «Пторм».

«Современный театр. Пьеса. В. Н. Билль-
Белоцерковского «НПотраничники», о

О «Пторме» справедливо установилосв
всеобщее мнение, как об одной из лучших
пьес советского репертуара. Пьеса БиллБ-
Белоцерковского, обошедиая сотни сцен,
выдержавшая много тысяч представлений,
пользуется неизменными симпатиями совот-
ского зрителя,

В ‘этой популярности льесы были своя
опасные стороны для театра М. Н. ЕВрмоло-
вой, решившего показать «Шторм» как но“
становку, приуроченную к 20-летию. Вели»
кой социалистической революции. Можвьо
было опасаться, что молодой коллектив не
найдет новых, собственных красок для
этой игранной многими театрами пъесы,

Обстоятельства вообще складывались не-
благоприятно для спектакля. Работа над
ним переходила из одних рук в другие. Она
была начата покойным художественным
руководителем театра М. А. Терешковичем,
продолжена А. М. Азариным и заканчивать
ее пришлось режиссерам М. 0. Кнебель и

И все же получился спектакль, за кото-
рый театру отнюдь не приходится краснеть:
спектакле много своего, свежего; его вос-
принимаешь вне аесоциаций и аналогий 9
анее виденными постановками «Штормаз:
Honora п что исполнители по-настояще
му живут и дышат атмосферой пьесы. В
суровой героике той эпохи, о которой рас-
сказывает драматург, они нашли свои, вдох-
новивигие их, мотивы. Эти мотивы — глу“
бокая человечность и чувство товарищеско*
то долга у людей, которые жертвовали жиз
нью в тоды гражданокой войны, их безтра“
ничная преданность делу революции и гпу-
бокая вера в ее победу.

Бесспорное достоинство спектакля — нэ*
личие актерского ансамбля. В «Шторме» ин-
тересна игра почти всех участников снек-
такля (это относится к исполнению как 410+
ложительных», так и «отрицательных» ро-
лей). Наряду с отличными исполнителями
ролей председателя укома (Лекарев), бра-
тишки (Унковский), Раевича (Якут), Шуй-
окого (Лосев), военрука ЮВ, запоми>
наются даже такие эпизодические фигуры,
как совершенно безмолвный персонаж ©це-
ны в казарме — «человек в очках».

«Шторм», первый спектакль, показанный
театром им. Ермоловой после его слияния
co студией, руководимой  Н; П. Хмелевым,
‘является началом нового этана в жизни теч-
тра, Начало or удачное,

„В. «Шторме» автор рассказывает о собы
тиях, непосредственным участником кото-
рых он являлся. Создавая «Погранични-
Ков», он был все же только наблюдателем.
Однако «Пограничники» написаны с той же
правдивостью и взволнованностью, которые

вообще характерны для творчества Билль-

Белоцерковского.

Герои новой пьесы Билль-Белоцерковеко-
то внешне неё похожи на героев «Штормаз.
Трудно найти сходство между «братишкой»
и подтянутым, собранным красноармейнем
Сорокиным и его товарищами. Но послел-
ние так же преданы своему народу, так же
беспощадны к его врагам, как и люди, но-
казанные в «Шторме».

В «Шторме» мы видели. притаившегося
врага; в обличьи «военрука». В «Погранич-
никах» такими замаскированными врагами
являются атенты иностранной разведки —
мельник и его дочь, пытающиеся опутать
пограничника Сорокина, найти уязвимое ме-
сто на. границе. : к

алеко не все удалось в спектакле Со
временного театра, показавшем недавно
«Нограничников». Убедительный образ мо-
лодого смышленого красноармейца дает
актер Вилков. Но фигуры противостоящих
ему врагов — мельника и его дочери --
получились бледными. Из-за отсутствия
необходимого равнодействия актерских сил
не передан с достаточной остротой сюжет
ный замысел драматурга.

Можно было бы указать еще ряд актез-
ски слабых мест в работе Современного те-
атра. Нри всей неровности исполнёния спек-
такля (режиссер А. М. Наль) он все же до-
стигает своей цели. В нем отражена та на-
пряженная, полная боевой тревоги жизнь,
которой живет советская пограничная зал
става, ноказана четкость работы людей, сто-
ящих на страже рубежей нашей страны.

Б. АНТОНОВ

шаль эту красоту. Но именно эти годы зна»
‘менуют известный кризис в творчества
91 вещах звучит
фальшь. В них нет подлинной жизненно-
сти, как ни пластичны эти тела, как ни
прекрасно передана фактура кожи-—в них
вет подлинных человеческих переживаний.

Лишь однажды Курбь попробовал далв.
психологический этюд «Милостыня нище-
го». Жалкий, отталкивающий своим убоже-
ством бродяга, растроганный видом малень-
кого оборвыша, протягивает ему милостыз
ню. Получилось мелко, слезливо. Надумане
ность сюжета связала руки Курбь.

Творческая деятельность Курбо развивй“
лась в 1848—1871 т. :

Туманные идеалы романтиков, идеалы
тероизма и гражданотвенности были погре-
‘бены под баррикадами 48 года. Курбь,
представитель нового поколения, поняд,
что пора вернуться к современности,
что нужно узналь жизнь народа. Туда, в
тущу жизни, влекли ето сознание художни»
ка и совесть гражданина. .

Но честность, последовательность, ¢ Ede
кой всю свою жизнь Курбэ проводил прин»
ципы демократизма, выводили его за рам»
ки идеалов буржуазной демократии. Ето
искусство было в существе своем антибур-
жуазным, критическим.

Когла над Парижем поднялось знамя
` Коммуны, Курбэ встал на ее сторону без
всяких колебаний; он был деятельным чле-
ном Коммуны, организатором федераций
художников, инициатором сноса Вандом-

ской колонны. Ему доверил парижский на-

род заботу 06 охране художественных сок»
ровиш города.

Преследования и надругательства, физи-
ческий и моральный надлом, который пе
реживал художник после разгрома Комму-
ны, не дали возможности Курбь создать
больших, социально-звначительных полотен,

Ето талант вспыхивает последними иск
рами в натюрмортах, которые он пишет в
тюрьме во время процессов, касающихся
его. участия в Коммуне и свержения Ван-
домской колонны, и в нескольких пейзя-
ах, написанных в Швейцарии, куда бежие
художник, разоренный, раздавленный при
товором к уплате огромной суммы на вое»
становление Вандомской колонны. Жизнь и
творчество Курбэ — художника и пламенн
ного трибуна, честного защитника демокра»
тии, ставившего ©вое искусство на службу
народу, боровшегося за реализм — неэа
бываемый пример для каждого передовога
художника современного Запада. Е

М, ОРЛОВА, К, СИТНИК